Весной 1984 года на ежегодной оптовой ярмарке товаров народного потребления в Москве состоялась первая публичная демонстрация катера «Крым-4». Его назвали тогда «гвоздем» ярмарочной выставки. Впервые потребителю предлагался комфортабельный пластмассовый катер с современными обводами, мощным мотором и водометным движителем.
Краткая информация о новинке в «КиЯ» вызвала поток писем заинтересовавшихся ею читателей и организаций с просьбой подробнее рассказать о характеристиках катера и перспективах его производства, ускорить серийное производство «Крыма-4». Однако выполнить эти пожелания редакция не могла — предстоял еще большой объем работ по доводке конструкции катера и движителя, необходимо было провести длительные ресурсные испытания опытного образца в реальных условиях эксплуатации.
Осенью прошлого года, когда на Черном море эти испытания уже завершались, нам посчастливилось опробовать новый катер на ходу.
Основные данные «Крыма-4»
Длина наибольшая, м
5,5
Ширина наибольшая, м
2,08
Высота борта на миделе, м
1,0
Осадка, м
0,3
Водоизмещение полное, кг
1350
Пассажировместимость, чел.
5
Мореходность, баллы
до 4
Скорость при полной нагрузке, км/ч
40
Мощность двигателя (эксплуатационная), л. с.
70
Тип двигателя
«ЗМЗ-4021-10»
Бензин, марка
А-76
. Солнечным ноябрьским днем мы на двух катерах отходим от пирса, огибаем мол и берем курс на Карадаг. Морю встречает попутной метровой волной, как бы сразу предлагая оценить мореходные качества катера. Двигатель быстро набирает обороты, и «Крым-4» плавно, без чрезмерного дифферента на корму, выходит на глиссирование. Это одна из особенностей водометных катеров. Стрелка тахометра приближается к номинальным оборотам, скорость превышает 40 км/ч. Находясь в кокпите, сильных ударов о настигнутую волну не ощущаешь, острые ватерлинии в носу помогают ее преодолевать довольно мягко. Когда же, прячась от холодного встречного ветра и соленой пыли, мы забрались в каюту, перегрузки ощущались острее. Особенно когда катер срывался с вершины особо крутой волны и приводнялся всем днищем.
При отработке обводов конструкторы уменьшили килеватость днища на транце с 14 до 12°, по сравнению с первоначальным вариантом, несколько увеличили ширину корпуса по скуле и удлинили его на 125 мм. Это было необходимо для снижения удельной гидродинамической нагрузки на днище, чтобы повысить скорость при глиссировании в полном грузу и улучшить приемистость катера, что дает несомненные преимущества путешественнику в дальнем походе. Конструкторы усовершенствовали расположение продольных реданов: на каждой половине днища их три, обрываются они в районе миделя на разной длине. Плоская клиновидная площадка-лыжа, на которой расположен водозаборник водомета, предотвращает попадание воздуха в движитель на волне, повышает гидродинамическое качество корпуса.
Обогнув мыс, мы вышли на открытую воду. Зеленые валы выросли здесь до полутораметровой высоты, волны стали пологими и бежали свободно, без толчеи. Когда катер, взлетая на вершину водяной горы, устремлялся затем вниз, взгляд невольно следил за руками испытателя: никакого напряжения не чувствовалось. А ведь для многих катеров, особенно имеющих S-образные вогнутые носовые обводы и плоскую корму, этот курс особенно сложен: зарываясь скулой, катер стремится развернуться бортом к волне, а чем это грозит — известно каждому. «Крым-4», имея полные носовые обводы выше ватерлинии, опасной рыскливости не обнаруживал и уверенно бежал к синеющим горам Карадага.
Есть время осмотреться внутри. Прежде всего обращает внимание просторная и необычная планировка кокпита: двигатель смещен в правый его угол, к транцу. Благодаря этому, а также максимально вынесенной за транец части водомета, полезная площадь кокпита (размеры его 3,2X1,6 м) увеличивается. Кормовой мягкий диван слева формуется как единая конструкция с кожухом двигателя, который закрывается откидывающимся на петлях к транцу стеклопластиковым капотом.
Мягкие раскладывающиеся кресла могут устанавливаться и крепиться в любом месте кокпита. Это создает удобства экипажу: в обеденное время, например, все могут собраться вокруг откидывающегося у левого борта стола.
Разборная конструкция рубки дает возможность использовать катер в разных климатических районах страны. В теплый летний день ее можно разобрать и убрать секции под пайол и за бортовую зашивку кокпита. Для защиты от палящего солнца можно присоединить к стойкам две бортовые части крыши (она состоит из трех секций) или одну центральную. Если собрать всю крышу целиком, образуется открытая с кормы рубка, которая может защитить экипаж в пасмурную погоду или от небольшого дождя. В холодную же погоду или при эксплуатации катера в северных районах несложно сделать рубку полностью закрытой. Для этого достаточно поставить на место переборку, имеющую центральную дверь. На стоянке рубку можно закрыть на замок.
В рубке хороший круговой обзор. Сидя в мягком кресле, можно свободно вытянуть ноги, шум двигателя не мешает обычному разговору. Правда, вместимость ее кажется недостаточной. Длина рубки мала; в ней могут удобно разместиться только два человека, кресло для третьего втискивается с трудом. В южных широтах это, возможно, не так существенно, но на остальной территории страны надежная крыша для всего экипажа является бесспорным преимуществом. Не помешал бы и автомобильный отопитель для обогрева каюты в дождливые осенние дни.
При незначительном удлинении рубки и более тщательной ее планировке катер, по нашему мнению, мог бы стать более комфортабельным. Чрезмерным показался и уклон крыши рубки к носу. Пониженная высота подволока у ветрового стекла не только доставляет неудобства пассажирам при плавании на волне, но и ухудшает общее впечатление от катера. Рубка выглядит с кормы обрубленной, как убежище на промысловой лодке.
Хотелось бы видеть более тщательную внутреннюю отделку, современную приборную доску, поручень или ручку для удобства сидящего пассажира. Ведь «Крым-4» это, по существу, автомобиль на воде. Уже позже мы узнали, что утверждая дизайн катера у специалистов, конструкторы получили рекомендации по улучшению силуэта рубки и учли его в новой конструкции.
Заканчивая осмотр катера внутри, обращаем внимание на вместительный носовой багажник, небольшие бортовые шкафчики для хранения мелочей, мягкую зашивку внутреннего борта по всему периметру и, конечно, на складной тент, закрывающий кокпит. Все это, несомненно, понадобится путешественнику.
За разговорами не замечаем, как синеватые скалы становятся берегом, отвесными стенами обрываясь в море. Зеленая волна, разбиваясь о морщинистые уступы, кипит пенным прибоем. Среди пляшущей воды катера чувствуют себя так же уверенно, ведь прибойная волна — это их стихия. Водители отыскивают спокойную бухточку. Зажатый между двумя скалами, неожиданно открывается небольшой галечный пляж.
На самых малых оборотах наш катер утыкается в берег, легко, не гоня кормой вала воды, отходит задним ходом, делает круги на полуметровом мелководье, в опасной близости лавирует среди выступающих из воды камней. Может водометный катер и сняться с мели, размывая ее под собой.
Маневренность и проходимость — завидные. Ни одному из катеров с традиционным гребным винтом двигаться в такой мелководной тесноте наверняка бы не удалось. Уйдя на несколько десятков метров от берега, наше судно разгоняется до максимальной скорости и показывает то, что под силу только водометному катеру: на полном ходу водитель перекладывает реверсивную заслонку водомета на «полный назад». Катер резко «клюет» носом, скрывается в туче брызг и через 6—7 м останавливается. Справедливости ради скажем, что таким коротким тормозным путем не обладают даже «Жигули» на сухом шоссе. Каждый из нас может вспомнить не одну ситуацию на воде, которая требовала бы вот таких надежных «тормозов».
Все увиденное породило уже не один десяток «почему», поэтому с В. Нелипой — главным конструктором «Крыма-4» — открываем капот и склоняемся над двигателем и водометом. Для многих любителей проблема поиска оптимальной конструкции водометного движителя стоит остро, любая информация на эту тему им интересна. Поэтому позволим себе несколько сухих цифр.
В качестве двигателя удалось (впервые в серийном катеростроении) применить автомобильный двигатель «ЗМЗ-24-01» от автомобиля «Волга ГАЗ-24» в модификации «такси». Завод самостоятельно сделал конверсию мотора; номинальным рабочим режимом является частота вращения 2900 об/мин, соответствующая 70 л. с., т. е. 75% максимальной мощности. Такой «щадящий» режим должен обеспечить моторесурс в пределах 700—800 часов и расход бензина А-76 около 19 л/ч (в точности последнего показателя мы убедились на испытаниях).
Крутящий момент на вал рабочего колеса передается через зубчатую цилиндрическую передачу в отношении 1:1. Вал практически горизонтален, поэтому водовод получился пологим и коротким, с небольшим гидравлическим сопротивлением. Общий поток воды здесь направлен вдоль вала, благодаря чему не создается обычных завихрений.
Водовод выклеивается из пластика и приформовывается к корпусу катера. Рабочее колесо вращается в кольце из износостойкой стали, которое вклеено в водовод. Четырехлопастное рабочее колесо диаметром 240 мм имеет радиально-переменный шаг 250—260 мм и ступицу увеличенного диаметра, что обеспечивает более равномерное ускорение потока. Тяга на швартовах — около 385 кгс.
При поворотах струя может «перекладываться» до 45° на борт, поэтому катер и отличается хорошей поворотливостью на переднем ходу. Реверсивно-рулевое устройство коробчатого типа с заслонкой заднего хода имеет три профилированные лопатки, которые при реверсе направляют струю под днище катера. Упор на заднем ходу—190 кгс. Для улучшения поворотливости на заднем ходу предусмотрены скошенные участки скулы в корме у транца.
Решетка водозаборника утоплена в днище, поэтому выступающих частей нет, ничто не может зацепляться или задевать подводные препятствия. С этой точки зрения катер можно назвать полностью безопасным. Если все же решетка забьется, достаточно при помощи специального рычага повернуть ее вокруг горизонтальной оси: она может откидываться, освобождаясь от мусора. Для профилактического осмотра в водоводе сделан лючок. Все металлические части движителя изготовлены из нержавеющей стали; в комплект запасных частей входит еще один ротор.
Ученые ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова дали высокую оценку движителю; его КПД достигает 0,47.
Выступающая за транец часть водомета прикрывается сверху защитным кожухом-трапом. По нему можно удобно подниматься в катер с берега или из воды, при швартовке он оберегает водомет от ударов и повреждения.
Заканчивая эту краткую техническую справку, добавим, что конструктор провел немало часов не только за кульманом, проектируя водомет, но и подолгу нырял в маске под работающий катер, наблюдая формирование потока и экспериментируя с водоводом.
. На обратном пути один из катеров стал отставать: двигатель терял обороты. Виноват оказался подшипник вала ротора. В записной книжке конструктора появилась еще одна пометка: испытания есть испытания.
Создатели «Крымов» не стремятся проект, снятый с кульмана, сразу же внедрять в производство как что-то совершенное и неизменное. После испытаний и неоднократных проверок обязательно появляются лучшие решения, которые вносятся в конструкцию водомета, в матрицу корпуса — нарабатывается «запас качества». По-этому-то В. Нелипа и мечтает о небольшом опытном производстве, где можно было бы спокойно и тщательно доводить проект до серии. Сейчас, увы, таких условий нет.
Впрочем, у создателей перспективного судна сложностей хоть отбавляй: у «Крыма-4» было трудное рождение. Все практически пришлось делать самим, ибо там, где требовались кооперация, фонды, поставки, начиналось хождение по мукам. Не было нужных отделочных материалов, дельных вещей, стойкого пигмента, комплектующих изделий.
Нет специализированного участка по формованию и сборке катеров. В разных цехах отдельные узлы будущих «Крымов» делались на любых мало-мальски свободных «пятачках». И тем не менее катер уже существует как реальность. Существует благодаря энтузиазму украинских судостроителей.
Создатели «Крыма-4» уже сейчас смотрят далеко вперед. Сегодня, считают они, любой завод должен быть не только производителем, но и коммерсантом, должен сам формировать спрос и обеспечивать сбыт продукции, уходить от оптовой торговли на прямые связи с прилавком, создавать свои фирменные магазины, в которых можно было бы по выставленным образцам принимать предварительные заявки, по оставленному задатку отправлять покупателю лодки во все районы страны. Высказывались даже такие смелые мнения, что наступает время, когда часть прибыли заводы должны вкладывать в развитие стоянок, сервиса, мастерских гарантийного обслуживания.
Фантастика? Пока да. Но есть уже и кое-какой опыт. В Ялте, куда в курортный сезон съезжаются десятки тысяч отдыхающих, строится фирменный магазин. На понравившийся образец покупатель сможет оставить заявку. Правда, еще нет договоренности с железнодорожниками, которые требуют обеспечить гарантию определенной нормы отгрузки, постоянно оправдываются отсутствием вагонов и т. д. Но первый шаг все же сделан!
Имеют создатели «Крыма» и вкус к рекламе. Когда, например, проводились первые испытательные пробеги еще неизвестных в стране первых «Крымов» по маршруту Москва — Астрахань и Москва — Ленинград, участники похода заранее предупреждали представителей торговли, печати и телевидения в крупных водно-моторных центрах о своем приходе. За рулем моторки мог тогда пройтись каждый, катер будущим покупателям представлял сам конструктор. Неудивительно, что лодка охотно раскупалась. Ее знали.
Экономический подъем в стране сегодня, заметное оживление спроса на прогулочные суда вселяют надежды любителям отдыха на воде. Создание нового «Крыма» — еще одна добрая примета!
Моторная лодка Крым
Лодка «Крым» предназначена для хождения с мотором. Выпускалась в нескольких модификациях – «Крым», «Крым-М» и «Крым-3». Сегодня эти лодки являются популярными в рыболовной отрасли, они пользуются спросом уже более 40 лет. Конструкция лодки не накладывает ограничений на применение только для рыболовной отрасли, соответственно, она активно используется в сфере активного отдыха и туризма в больших водохранилищах или на морях.
Общее описание лодки «Крым»
Начало выпуска моторной лодки «Крым» приходится на 1970 год. С течением времени конструкция подверглась модернизации и появилась модель «Крым-М». После усовершенствования лодка имеет несколько особенностей, которых в первоначальном «Крыме» не было:
увеличена прочность всего корпуса;
расширено количество вспомогательных элементов для пассажиров;
Начало выпуска моторной лодки «Крым» приходится на 1970 год
появился «бардачок» с хорошей вместимостью;
расширена приборная панель;
днище обладает более мощными и расширенными шпангоутами в форме П;
переработана конструкция моторного отсека и транца с целью увеличения производительности и жёсткости;
добавлен самоотливной рецесс (в отдельных моделях).
Тип обводов не отличается, соответственно, внешние различия незначительные. Производством стандартной модификации занимался завод в Хабаровске, а улучшенная модель производилась Пермским заводом «Кама». Обе модели производились до 90-х годов, сняты с производства в середине десятилетия.
Обе модели состоят из алюминия с добавками магния. Использование алюминиево-магниевого сплава (АМг5) обеспечивает высокую прочность корпуса. Для соединения конструктивных элементов между собой используется аргонодуговая сварка. Благодаря использованию справа обеспечивается высокая устойчивость конструкции к коррозии, соответственно, лодка может задействоваться для морских путешествий.
В области днища лодка имеет толщину обшивки 2 мм. По краям, на палубе и бортах толщина составляет 1,5 мм. Большинство сборных деталей выполнены посредством штамповки из листов. Корпус стандартного «Крыма» изготавливается по смешанной методике – шпангоуты и стрингеры имеют продольные направления. Лодка «Крым-М» использует более прочное днище со шпангоутами из профиля в форме буквы П. Лодка Крым вид с транца
Лодка «Крым» в области днища имеет выпукло-килеватые обводы для придания оптимальных гидродинамических свойств. Скуловой брызгоотбойник обеспечивает оптимальную скорость движения и минимальные колебания, тряску, брызги. Плоскость брызгоотбойника составляет 90° по отношению к борту. Лодка «Крым» имеет многочисленные видео по использованию, которые помогут определить потенциальному покупателю качество хода.
Характеристики лодки «Крым» обеспечивают возможность путешествовать на расстояния до 3 км от береговой линии. Конструкция рассчитана на использование в море, соответственно, лодка выдерживает волны высотой до 75 см. Алюминиевые лодки «Крым» предназначены для выхода в плавание при волнении до 3 баллов. При использовании в качестве прогулочного катера рекомендуется устанавливать двигатель до 40 л. с., этого достаточно для продолжительных путешествий.
Лодка «Крым» позволяет осуществлять путешествия в 4 человека, что видно на фото. В весовом эквиваленте катер выдерживает 400 кг полезной массы. В области кокпита находятся сидения для пассажиров габаритами 2,05х1,3 м. На носу имеются 2 спинки с независимой регулировкой, они обладают съёмным механизмом. При необходимости перейти на вёсла, спинки откидываются назад. Спинка на корме рассчитана на 2–3 места, выполнена цельно. При откидывании можно получить доступ к багажнику. Все сидения снимающиеся, из них можно формировать мягкую и просторную постель для 3 человек.
Спереди устроен дополнительный багажник, закрывающийся специальной дверцей с откидным механизмом. Конструкция позволяет свободно находиться водителю и пассажиру, сидящему спереди. Защитное стекло изготавливается из плоских панелей. Характеристики лодки «Крым» обеспечивают возможность путешествовать на расстояния до 3 км от береговой линии
Моторная лодка «Крым» отличается характеристиками в отношении водонепроницаемого моторного отсека, в ней устанавливается специальная крышка. Она поглощает звук для комфорта пассажиров и предотвращает попадание воды. В области переборки и транца предусмотрены устройства для слива. В конструкции транца имеется пробка на пружинном устройстве, которая может открываться даже во время поездки. Дополнительно в отсеке для мотора содержится бак. Размеры транца позволяют устанавливать 2 мотора.
Для управления задействуется рулевое устройство:
рулевое колесо, находится спереди кокпита, в левой его части;
штуртросовые проводы для закрепления с четырьмя шарнирными блоками;
компенсатор пружинного типа, предотвращающий напряжение в штуртросе;
дополнительно устройство комплектуется пультом дистанционного управления, который позволяет давать газ или включать реверс.
В основе конструкции лежит 4 ключевых секции. Размеры лодки «Крым» можно уменьшить, разобрав её, но для соединения используется аргоновая сварка, которой обрабатываются листы по всему периметру скуловых угольников. Для усиления бортов встроены карманы с повышенной жесткости, они же выполняют задачу фиксации сидений. Дополнительно в карманы можно складывать небольшие предметы из снаряжения. Длина лодки «Крым» может быть уменьшена в 4 раза с помощью разборки. Все секции листового металла используют соединение внакрой. Моторная лодка «Крым»
Стандартная покраска корпуса подразумевает 2 основных цвета: красный – им проводится покраска лодки «Крым» до уровня привального бруса, а днище и борт выполняются в жёлтом цвете. Изнутри металл покрывается серой эмалью со светло-голубым оттенком.
Доработка лодки «Крым» для обеспечения непотопляемости потребовала введение пенопластовых плавучих блоков, которые закрепляются под кормой или на носу поблизости форштевня. Даже при полном затоплении катер остаётся над уровнем воды.
Днище имеет небольшую килеватность, что обеспечивает удобное передвижение и состояние глиссирования даже при большой нагрузке. При максимальной загрузке снижается общая манёвренность.
В комплектацию входили:
весла для лодки «Крым» с уключинами;
черпак;
плавучий блок для днища;
тент, он может надеваться для предотвращения влияния палящего солнца или для защиты от непогоды. По периметру устанавливались прозрачные плёнки для обеспечения обзора;
ветровое стекло, оно защищает кокпит от попадания воды;
Лодка «Крым» часто подвергается тюнингу, в сети много фото-подтверждений этому. Преимущественно улучшается внутренняя обстановка, усиливается транец или подвергается перекраске. На популярном ресурсе даже можно найти видео тюнинга лодки «Крым», примером послужит видео.
Технические характеристики лодки «Крым»
Лодка «Крым» и её технические характеристики позволяют определить, что значительных отличий между стандартной и модифицированной версией не отмечается. Ключевым отличием является увеличение веса на 5 кг, это связано с дооборудованием конструкции.
Моторная лодка «Крым», технические характеристики:
наибольшая длина – 4,3 м;
ширина – 1,6 м;
в миделе борт имеет высоту – 0,65 м;
вес лодки «Крым» с учётом всего оборудования – 190 кг;
грузоподъёмность – 400 кг;
количество пассажиров – 5 человек;
максимальная мощность навесного мотора – 30 л. с.;
максимальная скорость с максимальной нагрузкой – 36 км/час;
Отдельные умельцы используют чертеж лодки «Крым» для создания самодельного судна. Учитывая отсутствие сложных узлов и деталей, такая задача по плечу в обычном гараже.
Технические характеристики лодки «Крым-М»
Лодка «Крым-М» практически не отличается характеристиками в техническом аспекте. Ключевым изменением стал вес, который составляет 195 кг. Остальные изменения касаются внутреннего дизайна и оборудования. Все приведённые выше параметры для «Крым» актуальны и для «Крым-М»
Какая цена
Сложно определить, сколько стоит лодка «Крым», так как на цену влияет состояние, комплектация, год выпуска и другие характеристики. На момент изготовления первых моделей стоимость составляла 750 рублей. Технические характеристики лодки «Крым» при покупке могут отличаться из-за тюнинга, это стоит уточнять у продавца. Сегодня цена стандартных моделей составляет приблизительно $1 000, но тюнингованные варианты стоят $3–7 тысяч.
Отзывы владельцев
Лодка «Крым» имеет многочисленные отзывы владельцев, мы собрали несколько из них. Моторная лодка «Крым М»
Лодка «Крым», отзывы от Александра и Никиты:
«Купили лодку для проведения времени с семьями, так как прогулки осуществляются нечасто, нам достаточно одной на двоих. За более чем 30 лет использования никакой ржавчины, случаев потопления или потери управления не наблюдалось. Даже сегодня у неё сохранился изначальный внешний вид».
«Крым-М», лодка изобилует отзывами Кирилл:
«Скоростное плавание – моя страсть, могу отметить, что лодка “Крым-М” отлично держится как при косых, так и попутных волнах из-за полных обводов носа. В волны не зарывается. Забрызгивание предотвращено благодаря качественным и большим брызгоотбойникам».
Евгений:
«Часто использую лодку для перевозки грузов между берегами, могу отметить хорошее глиссирование даже при максимальной нагрузке и слабеньком моторе в 20 л. с. Со временем планирую установить ещё один мотор, в транце место позволяет».
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну. Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.
Обзор лодок Крым
время прочтения: 10 мин.
Моторные лодки «Крым» выпускались с 1970 года на Пермском судостроительном заводе, а позже – на Хабаровском. «Крым» имеет универсальное предназначение – подходит как для рыбалки, так и для турпоходов, активного отдыха, водных прогулок. Конструкция лодки позволяет совершать не только речные поездки, но и ходить в море. Однако есть ограничение – нельзя отплывать от берега далее, чем на 3000 м. и использовать мотолодку на волнах выше 0.75 м.
Материал изготовления «Крыма» — прочный алюминиево-магниевый сплав АМг5 (он устойчив к коррозии), а детали корпуса соединены аргонодуговой сваркой. Допустимая мощность мотора – до 30 л.с., но на практике – приемлемы и 40 л.с.
Хотя производство этой модели было прекращено ещё в 90-е годы, лодка «Крым» до сих пор популярна и является ходовым товаром на вторичном рынке. Это объясняется простотой и надёжностью плавсредства.
Особенности моторной лодки «Крым» :
днище крепится к корпусу шпангоутами и продольными стрингерами;
выпукло-килеватая форма обводов дна лодки и скуловой брызгоотбойник;
под сиденьем на корме и рядом с форштевнем есть плавучие пенопластовые блоки, обеспечивающие непотопляемость «Крыма»;
на носу установлены два сиденья с откидывающимися спинками, а в пассажирской части кокпита – мягкий диван со сплошной спинкой;
в форпике (крайний носовой отсек) есть багажник и рундук;
толщина обшивки на днище — 2 мм., а на бортах и палубе — 1.5 мм.;
лодка имеет умеренную килеватость (характеристика, определяющая устойчивость судна на воде и степень сопротивления встречным волнам);
дистанционное управление (ДУ) подвесным двигателем (реверсом, газом и поворотом);
в моторном отсеке с крышкой и замком можно хранить мотор и бак;
ветровое стекло со щитками, защищающее кокпит от брызгов;
сиденья можно разложить и превратить в спальные места;
моторный отсек отделяется от кокпита водонепроницаемой перегородкой;
на переборке и транце есть отверстия для слива воды с пробками на пружине;
есть крепления для тента.
Обзор моделей
Помимо классической версии существуют три следующие модификации «Крыма»:
Крым-М. Обводы и габариты лодки такие же, как у Крыма, но многие параметры улучшены:
появилась расширенная приборная панель с «бардачком»;
корпус стал прочнее;
появился самоотливной рецесс;
укреплённое дно с широкими П-образными шпангоутами;
стало больше элементов для удобства пассажиров (дополнительные рукоятки и т.п.);
усилена жёсткость конструкции моторного отсека и транца.
Крым-3. Это удлинённая модификация лодки «Крым» (4.7 м. в длину), созданная в 1978 году. Она предназначена для семейных прогулок, имеет мощность двигателя до 60 л.с. и отличается повышенным комфортом.
Крым-4. Это пластиковый катер представительского класса, и нет смысла сравнивать его с лодками «Крым», «Крым-М» и «Крым-3». Также нужно отметить, что «Крым-4» был в производстве недолго, и в продаже встречается редко.
Схема и технические характеристики
схема лодки «Крым»
схема лодки «Крым-М»
схема лодки «Крым-3»
Основные характеристики мотолодки «Крым» :
длина: 4.3 м.;
максимальная ширина: 1.6 м.;
угол килеватости дна на транце: 4.5о;
масса с полным комплектом оборудования: 190 кг. (у моторной лодки «Крым-М» – 195 кг);
водоизмещение (полное): 515 кг.;
грузоподъёмность: 400 кг.;
количество мест для пассажиров: 5.
Оборудование и комплектации
В комплектацию лодки «Крым» входит всё необходимое для комфортной эксплуатации:
разборные вёсла с уключинами;
дополнительный блок плавучести для днища;
черпак;
рулевое управление, ДУ и кнопка «Стоп»;
съемный тент из палаточной ткани (есть также боковины с окнами из плёнки);
ремонтный набор (2 листа АМг, заклёпки двух типов, уплотнительная лента);
буксирно-швартовый канат;
пожарное покрывало;
спасательный линь (плавучий корабельный трос из полипропилена).
Модель «Крым-3» имеет дополнительное оборудование:
утка-рым (фиксатор якорного троса);
откидной столик;
ходовые огни;
мягкий матрац для спальных мест.
Стоимость и где купить
Поскольку Крым и Крым-М уже давно не выпускаются, можно купить только подержанную лодку на сайте Авито, Юла или water.drom.ru. Цена варьируется примерно от 50 до 260 тысяч рублей. Более дешёвые лодки, как правило, в плохом состоянии, а более дорогие продаются вместе с прицепом или другим дополнительным оборудованием.
Стоимость во многом зависит от двигателя и тюнинга лодки.
Аналоги и конкуренты
Есть и другие модели лодок, которые можно считать хорошей альтернативой «Крыму»:
Южанка – модификация легендарной лодки «Казанка», прямой конкурент лодки «Крым».
Прогресс 4 – здесь большая килеватость (7о), но меньшая мощность мотора (25 л.с.), чем у «Крыма».
Днепр – лодка с килеватостью 14.5о, пригодная для больших водоёмов.
Обь 3 – комфортная модель с высокой устойчивостью на воде.
Сарепта – прочная лодка со сдвижной рубкой, подходящая для дальнего туризма.
FAQ (часто задаваемые вопросы)
Надёжное ли днище у лодки?
— Толщина дна не очень большая – всего 2 мм, но оно крепкое и выдерживает все нагрузки.
Сколько человек могут комфортно рыбачить на лодке «Крым»?
— С полным набором рыболовных снастей на кокпите легко могут разместиться два человека.
Какую максимальную скорость может развить лодка?
— По подсчётам владельцев, «Крым» может разогнаться примерно до 55 км/ч.
Преимущества и недостатки лодок от Крым
Лодки Крым и Крым-М имеют следующие плюсы:
Алюминиево-магниевый сплав отличается высокой прочностью и пластичностью. При ударе он может погнуться, но не ломается.
Умеренный вес и размер «Крыма» позволяет с комфортом транспортировать плавсредство.
Благодаря сварному корпусу, швы лодки герметичны и не начинают со временем пропускать воду.
Поскольку металл не подвержен коррозии, эти лодки весьма долговечны, и на них можно выходить в море.
Конструкция «Крыма» отличается хорошими гидродинамическими качествами.
Большой кормовой отсек с крышкой и замком удобен для хранения мотора и баков с топливом.
Эти лодки многофункциональны и просты в эксплуатации и обслуживании.
Минусы этой модели:
На местах крепления транца к корпусу могут образоваться трещины, поэтому транец лучше заранее усилить.
Лодка плохо справляется с крутыми поворотами на высокой скорости. Она подходит, прежде всего, для отдыха с семьёй и рыбалки.
В нишу под мотором во время поездок попадает вода, что замедляет ход «Крыма».
Что касается лодки «Крым-3», она отличается повышенным комфортом, однако имеет довольно слабое днище.
Отзывы владельцев
Как правило, владельцы всех лодок «Крым», отмечают долгий срок их службы, качество материалов, а недостатками считают малую мореходность и скоростные качества.
Подведём итоги
В целом, «Крым» — одна из лучших советских мотолодок. Это проверенная временем, удобная и многофункциональная модель, которую можно купить по умеренной цене.
Особенности и технические характеристики лодок серии «Крым»
Лодки серии «Крым» пригодны к эксплуатации не только в озерах, водохранилищах, реках, но и в прибрежной морской зоне при высоте волн не более 75 см и удалении от берега не далее 3 километров. Эта известная разработка конструкторского бюро «Нептун» и сегодня занимает не последнее место среди подобной продукции.
Немного истории
Моторная лодка «Крым» впервые была выпущена в 1970 году на судостроительном заводе «Кама» в городе Пермь. Благодаря своим уникальным техническим характеристикам эта модель моментально завоевала популярность в среде туристов и рыбаков. Несколько позже — в 1980 году первоначальная модель была усовершенствована. «Крым М» отличается от предыдущего варианта более прочным корпусом и кое-какими дополнительными удобствами. Примерно в то же время был создан спортивный вариант лодки — «Крым 3».
Среди маломерных плавсредств различают 3 модификации катеров «Крым»:
базовая — первая модель;
модернизированная;
спортивная.
Заводские технические характеристики
«Крым» (базовая)
«Крым М» (модернизированная)
«Крым 3» (спортивная)
длина (мм)
4300
4300
4700
ширина (мм)
1600
1600
1800
высота борта на миделе (мм)
650
650
800
угол килеватости днища на миделе (градус)
15
угол килеватости днища на транце (градус)
4,5
4,5
7
масса с оборудованием и снаряжением (кг)
190
195
245
вмещает пассажиров (человек)
5
5
5
грузоподъемность (кг)
400
400
500
допустимая мощность ПМ л.с.
30
30
60
скорость с полной нагрузкой с двумя моторами «Вихрь-М» (км/ч)
39
скорость под мотором «Вихрь» (20 л.с.) с полной нагрузкой максимальная (км/ч)
36
36
скорость под мотором «Вихрь-30» (30 л.с.) с полной нагрузкой (км/ч)
36
36
металл корпуса
АМг5М
АМг5М
АМг5М
технология соединения
сварка
сварка
сварка
толщина обшивки бортов и палубы / днища (мм)
1,5 / 2
1,5 / 2
1,5 / 2
У всех трех моделей одинаковая заводская комплектация, в нее входит:
разборные весла с уключинами – 2 шт.;
черпак для воды;
съемный тент;
пульт дистанционного управления функциями мотора;
запасной пенопластовый блок.
Стоит отметить, что у лодки «Крым 3» усовершенствован съемный тент: он застегивается на «молнии» и в нем предусмотрены смотровые окна. Также спортивная модель снабжена тахометром и спидометром.
Корпус
Корпус конструировался с применением штамповки листовых деталей. Набор корпуса первой модели катера выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами. В модернизациях «Крым М» и «Крым 3» днище подкреплено штампованными шпангоутами П-образного профиля. Корпус катера изготовлен из сплава магния с алюминием. Этот материал долговечен и не подвержен коррозии, поэтому такое плавсредство можно использовать в морской воде.
Умеренная килеватость вместе с выпукло-килеватыми обводами днища и скуловым брызгоотбойником обеспечивают вполне приличную маневренность.
Катера этой серии снабжены блоками плавучести, сделанными из качественного пенопласта. Размещены блоки под кормовым диваном и в носовой части мотолодки — рядом с форштевнем. Благодаря этому лодка останется на плаву в горизонтальном положении, даже если полностью наполнится водой.
Тент, изготовленный из палаточного материала, можно использовать в таких вариациях: в полуоткрытом виде натягивается только верхняя часть для защиты от солнечных лучей; в дождь, ветер или при некомфортной низкой температуре воздуха к верхней части можно пристегнуть боковины. Лобовое стекло плоское с боковыми щитками, которые обеспечивают защиту кокпита от брызг.
Водонепроницаемая переборка на транце ограждает моторный отсек и препятствует попаданию в кокпит грязной воды. Переборка и транец оборудованы устройствами для слива воды.
Кокпит
Размеры внутреннего пространства для пассажиров и рулевого на мотолодке «Крым» составляют: 2.05 м на 1,3 м. В кокпите мягкие сиденья расположены в два ряда. У двух передних сидений спинки независимые, подушки съемные. При необходимости поработать веслами, спинки можно откинуть вниз — в таком положении они не будут мешать. Сплошная спинка кормового дивана откидывается, тем самым открывая доступ в багажник.
Все сиденья просто и легко снимаются. При необходимости в кокпите можно устроить вполне комфортный ночлег для троих человек.
В форпике имеется небольшое багажное отделение, а над ним рундук с крышкой.
Отличия лодки «Крым М» от мотолодки «Крым»
В ходе эксплуатации первой модели катера «Крым» выявились кое-какие несовершенства. В результате доработки появилась модернизированная мотолодка «Крым М», отличающаяся более прочным корпусом и дополнительными удобствами для экипажа. В частности, все 5 сидений имеют съемные мягкие подушки, что облегчает их чистку и сушку. Борта мотолодки оборудованы полочками для размещения багажа.
Спортивная модель отличается от двух предыдущих большими размерами, соответственно, большей вместимостью и комфортностью. Внутреннее пространство очень удобно спланировано, в рундуках места для размещения багажа более чем достаточно. Мореходные качества этой модели также существенно лучше: острые выпукло-килеватые носовые обводы обеспечивают возможность судну достаточно мягко идти навстречу волне на средней скорости.
У любого транспортного средства имеются как достоинства, так и недостатки. Водный транспорт исключением не является.
Достоинства
Антикоррозийный материал корпуса.
Непотопляемость.
Умеренная килеватость, благодаря чему, даже при максимальной загруженности моторная лодка «Крым» легко выходит на глиссирование.
При попутных и диагональных волнах «Крым» устойчив по курсу, в волну не зарывается и не зарыскивает.
Широкий транец приспособлен к установке 2 моторов.
Недостатки
Сплав АМг5М, из которого сделан корпус, довольно мягкий. За годы эксплуатации судна в результате ударов о воду днище становится волнистым, из-за чего ухудшаются скоростные качества катера.
Лодки, выпущенные до 90-х годов, имеют хрупкую носовую часть.
Не очень хорошая мореходность: при волне выше 75 см скорость лодки падает и при резком повороте есть опасность перевернуться.
Вывод
В сравнении с подобными маломерными судами других марок, лодка «Крым» характеристиками отличается наиболее привлекательными. Имеющиеся недостатки зависят, большей частью, от условий эксплуатации. Но в целом моторные лодки этой серии достаточно надежны и комфортны. Для небольших путешествий или рыбалки трудно найти лучший вариант.
Катер крым 4
Показ всех 8 элементов
Крым. Стекло в рамке с калиткой для выхода на нос
Крым. Стекло в рамке с калиткой для выхода на нос
Стекло в рамке с калиткой изготовлено с применение аргонодуговой сварки. В качестве стекла применен поликарбонат с двухсторонней УФ защитой. Лобовое стекло изготовлено на специальном кондукторе и поставляется с комплектом креплений и инструкцией по установке. Калитка оборудована уплотнительными резинками предотвращающими вибрации и протекания. Петля калитки цельно точеная, приваренная по всей длине рамки.
Крым.Тент для стекла с калиткой
Крым.Тент для стекла с калиткой
Тент на моторную лодку Крым. Тент устанавливается на трех-секционные дуги и стекло с калиткой нашего производства. В базовую комплектацию тента входит:
тент ходовой изготовленный из синтетического, армированного материала с пропиткой полиуританом
две молнии (дверь) выход к мотору
две молнии (дверь) для прохода через калитку стекла не снимая тент
усиление по краю тента для установки креплений тента к лодке.
стропа для регулировки положения дуг
Дуги, крепления тента к лодке, прозрачные вставки в тент (окна), дополнительные молнии и много другое, что не входит в базовую комплектацию, Вы можете добавить в конфигураторе тента:
Крым. Тент «Полурубка».
Крым. Тент «Полурубка».
Данная модель разработана для ценителей комфорта и максимальной функциональности тента. Тент был спроектирован в комплекте с максимально удобным стеклом с калиткой. Тент имеет оригинальные дуги, сложной конструкции, которые позволяют ему складываться назад и в то же время кормовую часть тента убирать к центральной дуге. Конструкция тента осталась верна всем нашим традициям — тент полностью складывается в корму и хранится там в чехле прямо на дугах, тент складывается вперед на приборную панель. Но и появились новые функции — полурубка — кормовая часть тента вместе с задней дугой фиксируется в чехле на центральной дуге, освобождая пространство в кокпите для работы со спиннингами.
Крым.Тент на штатное стекло и штатные дуги
Крым.Тент на штатное стекло и штатные дуги
Тент на лодку Крым.
Тент устанавливается на штатные (заводские) дуги и штатное (заводское) стекло. В базовую комплектацию тента входит:
тент ходовой изготовленный из синтетического, армированного материала с пропиткой полиуританом
две молнии (дверь) выход к мотору
усиление по краю тента для установки креплений тента к лодке.
Ткань, цвет, крепления тента к лодке, прозрачные вставки в тент (окна), дополнительные молнии и многое другое, что не входит в базовую комплектацию, Вы можете добавить в конфигураторе тента ниже:
Крым.Тент на штатное стекло и модернизированные дуги.
Крым.Тент на штатное стекло и модернизированные дуги.
Тент на моторную лодку Крым. Тент устанавливается на трех-секционные дуги и штатное, заводское стекло. В базовую комплектацию тента входит:
тент ходовой изготовленный из синтетического, армированного материала с пропиткой полиуританом
две молнии (дверь) выход к мотору
усиление по краю тента для установки креплений тента к лодке.
стропа для регулировки положения дуг
Дуги, крепления тента к лодке, прозрачные вставки в тент (окна), дополнительные молнии и многое другое, что не входит в базовую комплектацию, Вы можете добавить в конфигураторе тента:
Крым. Тент стояночный (транспортировочный) на стекло с калиткой.
Крым. Тент стояночный (транспортировочный) на стекло с калиткой.
Тент стояночный (транспортировочный) поставляется в комплекте с мешком для хранения тента. Цвет тента и материал можно выбрать в конфигураторе тента. Тент в базовой комплектации изготовлен из легкой синтетической ткани, не предназначен для эксплуатации на дальние расстояния или с превышением скорости движения с прицепом.
Крым. Тент стояночный (транспортировочный) на штатное стекло.
Крым. Тент стояночный (транспортировочный) на штатное стекло.
Тент стояночный (транспортировочный) поставляется в комплекте с мешком для хранения тента. Цвет тента и материал можно выбрать в конфигураторе тента. Тент в базовой комплектации изготовлен из легкой синтетической ткани, не предназначен для эксплуатации на дальние расстояния или с превышением скорости движения с прицепом.
Крым. Тройные дуги для тента
Крым. Тройные дуги для тента
Дуги для тента «Крым» трехсекционные. Труба алюминиевая диаметром 22 мм. Толщина стенки 1,5 мм. Соединения секций выполнены из высокопрочного пластика. В комплект дуг входит палубное крепление. Дуги имеют уникальную форму позволяющую тенту служить долго. Конструкция дуг рассчитана на эксплуатацию тента как на стоянке, так и на полном ходу