Мотолодка прогресс 4 технические характеристики
Top-motor.ru

Все про лодки

Мотолодка прогресс 4 технические характеристики

Лодки Прогресс

В 1966 году Л.П. Зимаков создал проект лодки Прогресс, которую стали выпускать на Куйбышевском авиационном заводе. Первая модель очень быстро потерпела изменения. В зависимости от варианта модификации, транспортные средства приобрели тент, управление мотором на дистанции, мягкие сидения, непотопляемые весла, переносной столик и другие отличия. За эти дополнения приходилось доплачивать дополнительно. В наше время при покупке нужно изучать ее комплектацию или фото.

Для увеличения срока службы, в более поздних вариациях стальную килевую насадку заменили на дюралюминиевую.

Мощный мотор, большая вместимость (по сравнению с аналогами), оптимальные ходовые качества делают лодки Прогресс популярными и востребованными в наше время. Для всех вариаций используется полный обвод носа. Хорошая устойчивость обеспечивается широким корпусом.

Моторные лодки Прогресс используются для прогулок в светлое время суток 4 или 5 человек, а также для перемещения 2-3 человек на более дальние расстояния. Судна могли передвигаться по реке, если волнение вводной поверхности не превышало 3-х баллов. Модели Прогресс 4 можно использовать для передвижения по морю.

Модификации Прогресс 2, Прогресс 2М, Прогресс 3 и Прогресс 4 выпускались серийно.

Судно можно оснащать подвесным мотором с мощностью до 30 л. с. Существует возможность использования более мощного мотора при условии усиления транца.

Внутри корпуса есть три герметические перегородки, с помощью которых корпус делится на четыре отсека. Они обеспечивают безопасность пассажиров. В носовой части располагается герметичный отсек непотопляемости, его предназначение – удерживать лодку на плаву в случае затопления.

Модели оснащены стойками с колесами и водилом. Это позволяет перевозить судно с помощью автотранспорта со скоростью, не превышающей 40 км/час.

Технические характеристики лодок Прогресс

Рассмотрим детальнее описание лодок Прогресс разных моделей.

Лодка Прогресс 2

Технические характеристики лодки Прогресс 2:

  • грузоподъемность 0,5 т;
  • длина – 4,65м;
  • ширина – 1,7м;
  • высота борта в области миделя – 0,65м;
  • вес, с учетом снаряжения – 223 кг;
  • килеватость дна – 7о;
  • вмещает 5 пассажиров;
  • максимальные показатели мощности навесного двигателя – 30 л/с.

Предшественники этой модификации обладали накладками киля из нержавеющей стали. В результате возникали процессы электрохимической коррозии. Для того, чтобы избежать гниения накладок, и продлить сроки эксплуатации, стали использовать дюралевые накладки.

Также производитель устранил герметические отсеки, которые делали лодку непотопляемой. Вместо них внутри корпуса разместили блоки из пенопласта, которые занимают мало места и экономят пространство.

Лодки прогресс 2 выпускались на протяжении длительного времени, и получили довольно широкое распространение. Сегодня в этих моделях изменяют конструкцию, дизайн, меняют лобовое стекло. Также часто усиливают транец, устанавливают дополнительные компоненты.

Лодка Прогресс 2М

Технические характеристики модификации лодок Прогресс 2М аналогичны предшественнику. Но вариация предусматривает использование одного мотора, благодаря встроенному самоотливному рецессу. Крышки фиксируются с помощью шарниров. Они закрывают полость под рецессом. В ней можно разместить топливные резервуары в объеме до 20 литров. Если использовать баки с большей емкостью, то их можно разместить под задним сидением.

Также в носовой части Прогресс 2М используется люк, который закрывается на одну защелку вместо двух.

В модификации Прогресс 2 на палубе есть круглый люк, через который можно попасть в отсек с пенопластовыми блоками. Вариация 2М не обладает таким устройством. Для доступа в эту секцию используется люк возле носового багажника.

Лодка Прогресс 3

Лодка Прогресс 3 обладает усиленным корпусом и релингами на передней палубе. Технические характеристики идентичны предыдущим моделям.

Лодка Прогресс 3М

На бортах и в области носовой палубы используются рейлинги. Эта модификация не предусматривает наличия крепежей для колес. Сидения имеют другой дизайн. Пайолу подняли до уровня настила.

Лодка Прогресс 4

Лодка Прогресс 4 использовалась для семейного отдыха или рыбалки, такую модель можно дополнить, и изменить технические характеристики по своему усмотрению. Это одна из самых удачных моделей из всей серии. Ее можно использовать в прибережных акваториях рек и морей на расстоянии 3 км от береговой линии, если высота волны не превышает 0,75 м. При сильной волне скорость снижается, но судно продолжает двигаться.

Хорошая грузоподъемность и габариты позволяют разместить в лодке до 3 человек. Если использовать транспортное средство для прогулок на небольшие расстояния, то в лодке можно перевозить 4-5 пассажиров. Технические характеристики позволяют передвигаться в лодке в любое время суток и развивать большую скорость.

В носовой части предусмотрен люк, который ведет в отсек для багажа. В кормовой части расположен отсек для мотора. Также здесь имеются две емкости для топлива объемом по 20 л. В этом отсеке содержатся запчасти и инструменты.

В этой модели предусмотрена возможность дистанционного слива воды с использованием клапана.

На сидениях есть объемные подушки. Также в комплект входит складной тент, ветровые стекла, рулевое устройство, очистители стекла. Некоторые системы лодки Прогресс 4 могут управляться на дистанции.

Толщина обшивки на дне равняется 2 мм, а на палубе достигает 1,5 мм. Высота борта достигает 69 см. В комплект входит багор, кошма для того, чтобы затушить пожар, комплект сланей, черпак. Грузоподъемность судна достигает 475 кг. Вес модели, включая оборудование, достигает 283 кг. Это значит, что на борт можно загрузить дополнительно 192 кг. Цельное стекло позволяет увеличить обзор. Кокпит в моделях увеличен на 25 см.

На носу и корме есть герметические отсеки, которые обеспечивают непотопляемость.

Скорость Прогресс 4 при наличии в ней 5 пассажиров достигает 22 км/час. Максимальная скорость достигает 37 км/час. Если на лодку установить мотор «Вихрь-30», то показатели скорости достигают 32 км/час и 40 км/час. Если оборудовать лодку двумя подвесными моторами на 25 л. с., то можно достичь скорости 52 км/час.

Эта модификация считается мореходной, и ее можно использовать для выхода в прибережную зону моря или водохранилища.

Лодка Прогресс 4М

Модификация Прогресс 4М, или 4Л отличается от предыдущих моделей встроенной жесткой рубкой с размерами 1,8 м х 1,3 м. Ее вес достигает 30 кг. Также лодка оснащена люком. В этой модели достаточно сильно урезан кокпит, в результате чего модель не подходит для рыбалки или охоты.

Тюнинг для лодок Прогресс

Серийные модели имеют некоторые недостатки. Существует несколько вариантов тюнинга или модернизации для лодок Прогресс. Целью доработок является изменение заводских характеристик, а именно изменения в геометрии судна, усиление торцевой зоны, изменения в дизайне, смещение центра тяжести.

При самостоятельном тюнинге лодок Прогресс стоит придерживаться таких советов:

  • обеспечить минимальную высоту рубки (при этом важно учитывать рост пассажиров);
  • самая высокая часть рубки должна располагаться на максимальном расстоянии от носовой части;
  • необходимо избегать вертикальных стенок и вогнутых силуэтов;
  • рубка может занимать весь кокпит или полностью его перекрывать;
  • необходимо увеличить площадь элементов, которые открываются, по максимуму.

Для модели Прогресс 4 предусмотрены такие изменения в устройстве рубки:

  • обустройство мест для хранения бытовых мелочей;
  • создание укрытия пассажиров от погодных явлений и брызг во время движения;
  • изменения во внешнем виде транспортного средства;
  • наличие отопительных приборов для использования при низких температурах внешней среды.

Какие опасности существуют при самостоятельном обустройстве рубки:

  • может снизиться обзорность с места рулевого;
  • изменения центра тяжести приведет к снижению устойчивости;
  • снижение скорости и мореходных качеств из-за увеличения веса и парусности;
  • если уменьшить пространство кокпита, то при размещении в лодке нескольких человек, возникнут сложности при перемещении внутри транспортного средства (при ловле спиннингом);
  • внешний вид лодки может ухудшиться;
  • иногда в результате модернизации использование весел становится невозможным.

Лодки Прогресс не предназначены для хождения под парусом, но можно установить прямой самодельный парус для плаванья по ветру.

Также на судне можно разместить частично погруженные подводные крылья, которые приподнимают лодку над водой и повышают скорость судна.

Использование тента на лодках Прогресс

Брезентовый тент, это самое слабое звено на лодках Прогресс, поскольку он начинает сползать практически сразу после использования. Если он сырой, то его ставить или снимать очень трудно. Также тент затрудняет запуск мотора, посадку и высадку из лодки, снижает обзор рулевого.

Этот элемент конструкции должен защищать не только от холода или воды, но и от палящих солнечных лучей. Для тента стоит выбирать ткань, обладающую такими качествами как устойчивость к атмосферным явлениям, легкость при монтаже. Тент не должен доставлять неудобств команде в свернутом и развернутом виде. Если в тент вставляются твердые материалы (боковины или окна), они не должны увеличивать объем тента в свернутом виде. Для этого можно использовать секционные вставки с шарнирами.

Читать еще:  Характеристики прогресс 4

Достоинства и недостатки лодок Прогресс

Достоинства лодок Прогресс заключаются в следующем:

  1. Самое главное преимущество лодок «Прогресс», это вместимость. Благодаря этому качеству лодку можно считать семейной.
  2. Полнота носовых обводов и большая ширина корпуса позволяет лодке держаться на плаву и не опрокидываться при наличии высоких волн.
  3. Модификация «Прогресс-4» обладает мореходностью благодаря высоко поднятой скуле, большей килеватости днища в носовой части и самоотливному подмоторному рецессу.
  4. Наличие пенопластовых блоков делает судно непотопляемым. Даже при условии полного погружения в воду оно не утонет, и будет сохранять ровное положение. Запас плавучести позволит поддерживать возле лодки 5-6 человек.

Недостатки лодок Прогресс следующие:

  1. Лодки, выпущенные до 1975 года, производили со стальными накладками на стыках листов на бортах и днище. В результате возникали процессы электрохимической коррозии при использовании судна в воде с содержанием солей. Все модели, выпущенные после 1975 года, оснащены накладками из алюминия, что помогло решить проблему с коррозийными процессами.
  2. Самые первые модификации Прогресса, а также Прогресс 2 не обладали самоотливной подмоторной нишей-рецессом. Если лодка шла по высокой попутной волне, то вода заливалась в кормовой отсек, и кокпит затапливался.
  3. У модификации Прогресс 2 низкая скула, и при движении они зарываются в попутную волну, теряют ход и еще больше затапливаются. По этой причине ее нельзя использовать на открытых водоемах.
  4. У модели Прогресс 2М есть самотливной рецесс, но можно использовать только 1 мотор.
  5. В моделях Прогресс 4 была предусмотрена возможность использовать два мотора с общей мощностью 30 л. с. Но такие моторы в то время в стране не выпускались. Если использовались два мотора «Вихрь», то транец быстро выходил из строя, его стоило усиливать или менять.

Характеристики лодки «Прогресс-4»

Длина, см 469
Ширина, см 172
Высота борта, см 69
Количество пассажиров, чел 5
Сухой вес, кг 220
Тип лодки Гребные Моторные
Страна происхождения Россия (СССР)
Встроенный двигатель нет
Допустимая мощность ПМ, л.с. 40

Мотолодка Прогресс-4

Мотолодка «Прогресс 4» обладает клепаным корпусом, изготовленным из дюралюминиевых сплавов. Обводы корпуса являются глиссирующими и остроскулыми. Багажное отделение располагается в запалубленной носовой части и оборудовано крышкой на верхней палубе. Эту крышку можно использовать в качестве сидячего или стоячего места для рыбной ловли. Моторный отсек лодки «Прогресс 4» находится в кормовой части, здесь располагаются: запасные детали и инструменты, а также два штатных бака для топлива, емкость которых составляет по 20 литров. Отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце поставлен клапан, служащий для слива воды и имеющий дистанционное управление из кокпита.

Непотопляемость судну обеспечивают блоки пенопласта, уложенные под палубой в носу и по бортам в корме. Моторная лодка «Прогресс 4» полностью залитая водой будет находиться в ровном положении. Транец позволяет навесить как один, так и два мотора, но при втором варианте потребуется дополнительно смонтировать второй комплект дистанционных органов управления газом и реверсом, а также штангу, которая будет соединять пару ПМЛ для реализации их синхронного поворота.

Моторная лодка «Прогресс 4» имеет мореходные качества , которые позволяют пребывать в прибрежной зоне морей и водохранилищ на трехкилометровом удалении от берега и высоте волны до 75 см. Однако, при ходе на волнении, кокпит мотолодки значительно забрызгивается, а перегрузка днища заставляет придерживаться небольшой скорости. Благодаря значительному внутреннему пространству и грузоподъемности, данная лодка пригодна для дальних путешествий в составе экипажа из 2-3 человек.

Корпус моторной лодки «Прогресс 4» является достаточно широким и имеет полные носовые обводы, что практически полностью исключает вероятность опрокидывания судна на волнении. Главными проблемами, с которыми сталкивается владелец моторной лодки «Прогресс 4» — это уменьшение расхода топлива и повышение скорости. Как правило, это решается при помощи установки двух ПЛМ. Моторная лодка «Прогресс 4» при полной загрузке и команде из пяти членов экипажа под мотором «Вихрь-М» может разогнаться до 32 км/ч. Максимальная скорость составляет 37 км/ч.

Изготовленная из клепаного дюралюминиевого сплава моторная лодка Прогресс 4 пользуется большим спросом на российском рынке. Ее технические характеристики и габариты позволяют рыбачить на реке и в море. Многие рыбаки рады возможности недорого купить, но чаще всего после приобретения ей требуется ремонт. Особенность конструкции:

  • корпус сшит из листов дюралюминия, скрепленных друг с другом заклепками;
  • обшивка глиссирующая и остроскулая;
  • носовая часть запалублена, под ней расположен отсек для грузов, закрываемый крышкой из алюминия;
  • моторный отсек находится на корме, здесь размещаются запасной инструментарий и топливные баки емкостью в 20 литров;
  • в транце установлен сливной клапан, управление которым осуществляется удаленно, с кокпита;
  • под палубу заложены блоки пенопласта, увеличивающие плавучесть мотолодки. В случае полного заполнения трюма водой она сохранит ровное положение.

На транец можно навесить два мотора. При установке системы управления газом и управления, штангой и другим дополнительным оборудованием, они смогут работать и поворачиваться синхронно. Длина и ширина оптимизирована для свободного перемещения по водной глади.

Оригинальная модель с учетом ее размеров и веса обеспечивает возможность комфортной прогулки или рыбалки по водоему. В морских условиях катер не может использоваться на удалении свыше 3 км от берега и при высоте волны 75 см. Даже если купить лодку Прогресс-4 с завода, перед первым плаванием есть смысл провести тюнинг. Наши сотрудники выполняют:

  • анализ и переработку управляющих систем в соответствии с пожеланиями заказчика;
  • установку нового оснащения – кресел, тентов и прочего, для большего удобства во время отдыха;
  • внесение изменений в стандартный чертеж. Применяется, если новая лодка не соответствует вашим запросам.

Если же вы решили купить б/у катер Прогресс-4, вам может потребоваться замена стекла, ремонт корпуса и установка новых систем. Внешний вид можно восстановить с нанесением уникального рисунка, результаты нашей работы вы сможете оценить на фото.

Купить катер Прогресс-4: цена и фото

Отзывы о мотолодке этой модели носят преимущественно позитивный характер, что сохраняет их популярность. Наши услуги пригодятся вам, если вы планируете купить подержанный катер.

Тюнинг также будет полезен при продаже. После обработки б/у лодки силами наших сотрудников, вы сможете выставить ее на Авито и установить более выгодную цену.

Моторная лодка (мотолодка) Прогресс 4


Основные данные мотолодки Прогресс-4

Корпус мотолодки клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остроскулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20-литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце установлен клапан для слива воды с дистанционным управлением из кокпита. Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом для мотора типа «Вихрь», ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной. Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.

Выпускается также вариант мотолодки «Прогресс -4Л» с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей прежних выпусков — «Прогресс» и «Прогресс-2» рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8×1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя. Каютный вариант мотолодки изображен на рис. 26 .

Рис. 26. Мотолодка «Прогресс-4» (каютный вариант)

Технические характеристики моторной лодки Прогресс 4



Основные данные
Длина наибольшая, м 4,69
Ширина, м 1,72
Высота борта на миделе, м 0,69
Масса с оборудованием и снабжением
(в зависимости от комплектации), кг 220-283
Полезная грузоподъемность, кг 475
Пассажировместимость, чел. 5
Допустимая мощность ПМ (моторов), л. с. (кВт) 53 (39)

Скорость при полной нагрузке, км/ч:
с одним мотором
с двумя моторами

Описание

Непотопляемость моторной лодки обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в ровном положении; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5-6 человек. На транце может быть навешен как один мотор, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3 км. Правда, при плавании на волнении «Прогресс-4» забрызгивается, перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам «Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем из 2-3 человек или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем в 3-4 человека.

Проблемы

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки — повышение ее экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.
Скорость «Прогресса-4» с полной нагрузкой (5 человек) с мотором «Вихрь-М» составляет 32 км/ч со штатным гребным винтом диаметром 240 мм с шагом 300 мм. Максимальная скорость с этим мотором — 37 км/ч. Соответствующие значения при установке «Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32-34 км/ч. Для мотора «Вихрь-30» оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч. С двумя 25-сильными моторами максимальная скорость «Прогресса» составляет 52 км/ч.

Усовершенствование серийных мотолодок Прогресс

Несмотря на лавину разнообразных катеров и мотолодок, которые наводнили наш рынок, у причалов, наряду с новейшими зарубежными моделями, можно увидеть множество серийных мотолодок, выпущенных в нашей стране 30-40 лет назад. И как бы не отличались такие суда по уровню комфортности и цене, подавляющее их большинство объединяет один общий признак — это усовершенствования, которые вносят владельцы в стандартные конструкции своих судов.

Почетное место среди «ветеранов» нашего маломерного флота по праву принадлежит лодкам семейства «Прогресс». К настоящему времени накоплен довольно обширный материал и реализовано множество интересных идей по усовершенствованию «Прогрессов».

Мотолодки «Прогресс-2» и «Прогресс-4»

[ Ремонт транца «Прогресса-4»]

Основные данные: «Прогресс-2» «Прогресс-4»
Длина наибольшая, м 4.65 4.69
Ширина наибольшая, м 1.70 1.72
Высота борта на миделе, м 0.65 0.69
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг 223 220

283

Грузоподъемность, кг 500 475
Пассажировместимость, чел. 5 5
Допустимая мощность ПМ, л.с. 30 30

Общее расположение мотолодки «Прогресс».
1 — водило для буксировки лодки за автомобилем; 2 —горловина для осмотра отсека непотопляемости; 3 — люк в носовой багажник; 4 — утка-подуключина; 5 — сиденье-рундук; 6 — колеса; 7 — съемный столик; 8 — складной тент; 9 — моторный отсек.

Технический проект мотолодки разработан в 1966 г. Л. П. Зимаковым. Отличается от последней модели — «Прогресса-4» — меньшей килеватостью днища, более низкой скулой у форштевня , меньшей на 25 см длиной кокпита, гнутым стеклом «панорамного» типа, а также некоторыми деталями оборудования.

Ходовые качества и характер использования лодки в основном такие же, что и модели «Прогресс-4». Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.

Обводы мотолодки»Прогресс-2″.

Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.

У транца предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок.

В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.

К числу недостатков лодки относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши, низкое качество ткани тента. Эксплуатация лодки допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.

Мотолодка «Прогресс-4».

Корпус лодки клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остро-скулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 — литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита.

Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом ПМ типа «Вихрь», ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной. Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.

Выпускается также вариант мотолодки «Прогресс-4Л» с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей «Прогресс» и «Прогресс-2» прежних выпусков рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя.

Каютный вариант»Прогресса-4″

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5—6 чел. На транце может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении «Прогресс-4» забрызгивается, перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам «Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2—3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4 чел.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки — повышение её экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.

Скорость «Прогресса-4» с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором «Вихрь-М»; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм. Максимальная скорость с этим мотором — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке «Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32—34 км/ч. Для мотора «Вихрь-30» оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.

С двумя 25-сильными ПМ максимальная скорость «Прогресса» составляет 52 км/ч.

Опыт эксплуатации в морских условиях

Достоинства «Прогрессов»

Основное достоинство «Прогрессов», позволившее сразу после начала выпуска в конце 60-х годов завоевать популярность — большая вместимость по сравнению со старой «Казанкой», да и большинством массовых лодок, выпускаемых позже. Недаром «Прогресс» прозвали «семейной» лодкой. Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов «Прогрессы» не опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели «закрученные» обводы. «Прогресс-4», имевший более высоко поднятую скулу, большую килеватость днища в носовой части и самоотливной подмоторный рецесс, обладал уже неплохой мореходностью.

Недостатки «Прогрессов»

До 1975г. «Прогрессы» выпускались со скуловой накладкой на стык листов днища и бортов из нержавеющей стали. Это приводило к тому, что развивался процесс электрохимической коррозии и корпус быстро приходил в негодность в морской воде. Более того, были жалобы людей, эксплуатировавших «Прогрессы» в пресной воде, на коррозию корпуса в районе скуловых накладок. C 1975г. на «Прогрессы» устанавливается алюминиевая скуловая накладка, в связи с чем проблема коррозии отпала.

Транец и рецесс «Прогресса-2М».

Первые «Прогрессы» и «Прогрессы-2» не имели самоотливной подмоторной ниши-рецесса, при ходе по крутой попутной волне в кормовой отсек попадала вода, что постепенно приводило к затоплению кокпита водой. Из-за низкой скулы «Прогрессы» и «Прогрессы-2» зарываются в попутную волну, теряя ход, что приводит к ещё большему захлёстыванию водой через транец. Всё это не позволяет считать эти ранние модификации «Прогрессов» пригодными для открытых водоёмов. С середины 70-х годов в производство пошла модель «Прогресс-2М», у которой уже был самоотливной рецесс, однако транец по-прежнему был рассчитан на один мотор. «Прогресс-3М», модель 80-х годов, отличается от «Прогресса-2М» наличием релинга на носовой палубе и некоторыми незначительными деталями оборудования.

Более мореходный «Прогресс-4» поначалу имел транец, рассчитанный на 2 мотора . но суммарной мощностью не более 30 л.с. Если учесть, что 15 — сильные моторы в нашей стране серийно не выпускались вообще (опытная партия «Ветерков-15» не в счёт), любители ставили по два «Вихря», в результате чего транец быстро приходил в негодность. Технология ремонта транца описана здесь. Затем заводом были внесены изменения в конструкцию, направленные на усиление набора и транца, как следствие допустимая мощность была поднята сначала до 40 л.с., а затем и до 50 л.с.

Заключение

«Прогресс-4» выпуска после 1975г. — вместительная, достаточно мореходная и долговечная мотолодка, вполне пригодная для эксплуатации на водоёмах со значительным волнением. Район плавания других моделей и модификаций «Прогресса» должен быть соответственно ограничен из-за присущих им конструктивных недостатков.

Моторная лодка Прогресс-4: секрет её успеха

Тип судна: Моторная лодка

Наименование модели: Прогресс-4

Материал корпуса: Дюралюминий

Длина наибольшая, см: 465 (4.65м)

Ширина наибольшая, см: 170 (1.7м)

Высота борта, см: 65 (0.65м)

Высота транца, см: 38

Килеватость на транце, град.: 7

Толщина днища, мм: 2

Толщина обшивки бортов, мм: 1,5

Вес в стандартиной комплектации, кг: 250

Грузоподъемность, кг: 500

Пассажировместимость, чел.: 5

Минимальная рекомендованная мощность двигателя, л.с.: 30

Рекомендованная мощность двигателя, л.с.: 40

Максимальная мощность двигателя, л.с.: 50

Мореходность до высоты волны, м: 0,75

Статья для тех, кто задумался о приобретении легендарной советской лодки Прогресс-4. Взвесим «за» и «против»

Что мы можем сказать об этой лодочке? Всё очень просто — это классика малого судостроения в своем размере. Не зря она была, пожалуй, самой массовой лодкой времен СССР. Да и сейчас Прогресс-4, не смотря на свой почтенный возраст, — одно из самых распространенных на наших водоемах маломерное судно.

Плюсы

Небольшой вес и удачные обводы (со скромной, но все же имеющейся килеватостью днища на транце) позволяют комфортно эксплуатировать эту лодку с мотором 30 л.с.: среди современных российских лодок размером 4,7м других таких просто НЕТ.

К несомненным достоинствам лодки можно добавить и довольно вместительные для этого размера кокпит и передний багажный рундук. Т.е. Прогресс-4 для своего размера довольно просторен. Правда внутри он столь же и аскетичен. Да и сиденья не являются его гм… сильной стороной.

Прогресс — 4 довольно хорошо управляем, хотя и несколько уступает в этом одноразмерным нынешним лодкам. Но пускай те сначала попробуют поехать под 30 л.с :).

К плюсам можно добавить то, что лодка не валкая и можно довольно уверенно перемещаться внутри кокпита в статике. Широкие протопчины позволяют ходить по борту, не боясь навернуться с него.

Уткикнехты металлические, надежные — не чета пластмассовым шпулькам некоторых пропиаренных современных брэндов.

Да и лодка сама по себе продумана, надежна и рассчитана на долгую эксплуатацию разумным хозяином.

Ну и самый, так сказать, жирнющий плюс — цена. П4 с какой-нибудь видавшей виды ямахой 40 стоит в разы меньше чем его современный «одногрупник» с запросами своего производителя (цена) и его самого по поводу достаточной мощности мотора.

Всё вышеперечисленное не оставляло бы никаких шансов конкурентам если бы не некоторые

Нюансы

Это ни в коем случае не минусы конструктива (о недостатках речь пойдет ниже). Это именно особенности положения дел на рынке с этой лодкой.

Дело в том, что найти корпус «Прогресс-4» в нормальном состоянии чрезвычайно нелегко. Дедушки, которые бережно эксплуатировали свои «Проги» под Вихрями 20-25, в основном отошли от дел по тем или иным причинам, а их лодки достались родственникам или просто удачливым покупателям. А то, что сейчас продается на рынке, в основном — разбитое иномоторами и «спарками» Вихрей барахло, ну или просто, само по себе, — течное, рассыпающееся барахло.

Причина тут абсолютно проста. Нерадивые хозяева давно превратили свои лодки в трухлявое, никому не нужное даже задаром гуано. А из доживших до наших дней «Прогрессов» часть просто помирает по старости. Ведь, как ни крути, 40 лет для дюралевой клепанной «катстрюльки» — приличный трудовой стаж. А люди ведь обычные, — в большинстве своем — наездники, — лишний раз на днище не глянут, клепки не протянут, красить/перекрашивать как и когда положено не будут. Вот и дряхлеют лодки. Тут ситуация — один в один, как со старыми марками автомобилей: какие просто уехали на металлолом, какие сыпятся от старости и лишь некоторые, которые эксплуатировались заботливо и бережно, находятся во вполне приличном и рабочем состоянии. Причём хозяева последних с ними расставаться не спешат.

Точно так и с «Прогрессами». Находящийся в здравом уме и трезвом рассудке человек никогда не продаст эту лодку, если она в нормальном состоянии. Потому что если она в нормальном состоянии, то это — идеал лодки 4,7м. Ну или, по крайней мере, — далеко не худший вариант.

Вот и продаются у нас в основном подмарафеченные «Проги», которые ждут не дождутся новых хозяев, по простодушию душевном готовых зимой купить не гладя блестящий, свежевыкрашенный П-4. А по наступлении сезона, когда выяснится, что новоприобретенный кораблик набирает воду быстрее чем её откачивает помпа, счастливый обладатель начнет хорошо вкладываться в восстановление худого корытца. Либо (что финансово придпочтительней) просто избавится от лодки.

Минусы

И всё-таки корпусу «Прогресса -4» не хватает жёсткости. Иногда просто чувствуется как бы это сказать… некие продольные телодвижения корпуса при езде под мощным (для него) мотором (50 л.с.). Это следствие компромиссного набора П-4 — там совсем нет стрингеров, только флоры (в отличие от Прогресса-2, кстати). Но с другой стороны, металл на днище потолще, а рассчитан «Прогресс» был, по большому счету на 30 л.с..

Ещё одна ложка дёгтя — слабый транец. Укреплять его нужно обязательно. О том, как это делается написаны целые руководства на форумах, — так что не будем вдаваться в детали.

Ну а в целом

«Прогресс-4» — удобная лёгкая, подвижная, вместительная лодка, к тому же не требующая табуна лошадей на транце.

Так что если Вам попалась чудою случая «четверка» в хорошем состоянии, берите и не думайте.

Но это лодочка дюралевая, так что следить за ней придётся, к чему и будьте готовы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector