Обь м технические характеристики
Top-motor.ru

Все про лодки

Обь м технические характеристики

Моторная лодка Обь

Лодки «Обь» – это моторные катера, которые были изготовленные из пластика. В качестве прототипа использовалась лодка «ПК-5». За короткий промежуток времени лодка «Обь-1» приобрела большой спрос у любителей туризма, активного отдыха и спорта. Она отличается высокими ходовыми качествами и используется для мореходства. Активно применяется для осуществления различных плавательных путешествий на дальние дистанции, проведения соревнований, туристических прогулок и рыболовных поездок. В эксплуатации неприхотлива и проста в хранении.

Описание лодок «Обь»

Моторные лодки «Обь» имеют различные технические характеристики, сильно изменяющиеся в зависимости от типа лодки. Большинство моделей обладает остроскулой формой с глиссирующим корпусом. Днище закручено, то есть возле кормы идёт на сужение, а поблизости транца высоко поднимается. По бокам в конструкции имеются були, использующиеся для увеличения остойчивости, а в «Обь-3» они устранены. Лодка «Обь-3»

В кокпите лодки «Обь» имеются сидения для пассажиров, технические и визуальные их характеристики могут отличаться. Так, у «Обь-1» используется два сидения вместимостью по 2 человека. В «Оби-3» и следующих моделях вместимость увеличена до 6 человек. Везде носовая часть имеет герметичный отсек для вещей. Стекло на лодке «Обь» имеет специфический гнутый вид, это усложняет поиск замены при выходе из строя, но хорошо защищает пассажиров. Под транцем разработана специальная ниша, куда также может укладывать багаж.

Лодке «Обь» покраска требуется нечасто, так как в основе используется дюралюминий и клёпаная технология изготовления. Материал не подвергается негативному влиянию агрессивной среды и морской воды. Толщина листов составляет 1,5–2 м. Для придания герметичности на швах используются специальные тиоколовые ленты.

Технические характеристики лодки «Обь-1»

Лодка «Обь-1» обладает незаурядными техническими характеристиками и оправдывает свою популярность благодаря:

  • максимальной длине – 4,2 м;
  • ширине в наибольшем участке – 1,45 м;
  • борту в миделе по высоте – 0,55 м;
  • весу лодки с полной комплектацией – 140 кг;
  • полезной массе перевозимого груза – до 400 кг;

Моторная лодка «Обь-1»

  • количеству пассажиров – до 4 человек;
  • максимальной мощности мотора – 30 л. с.;
  • предельной скорости при двигателе 20 л. с. с нагрузкой и без нее – 34 и 40 км/ч;
  • материалу конструкции – Д1;
  • методу соединения – лодка клёпаная.

Технические характеристики лодки «Обь-2»

Выпускалась лодка «Обь-2» в ограниченном тираже, так как практически не отличается по характеристикам от «Оби». Время производства было всего несколько лет, за это время выпущено не больше 100 штук. Достоверных характеристик не установлено, но они практически не отличаются от «Обь-1». Упор в модели сделан на улучшение качества внутренних элементов, корпус взят за основу с предыдущей модели и изменениям не подвергнут.

В моделях «Обь-2» улучшено удобство пассажиров и капитана, чему способствуют:

  • мягкие сидения со специальной обивкой от влаги (иногда используется дерматин);
  • устанавливается тахометр;
  • редукторный тип рулевой колонки;
  • встроенная помпа;

Лодка «Обь-2»

  • габаритные фары для хождения в темноте;
  • область транца усилена, можно устанавливать мотор до 40 л. с., но оптимальным вариантом остаётся 30 л. с.;
  • спереди расположен отсек для хранения груза;
  • лебёдка;
  • в комплектации имеется тент и специальные дуги под него. Может использоваться не только при стоянке, но и в движении;
  • АКБ.

Технические характеристики лодки «Обь-3»

Лодка «Обь-3», по задумке разработчиков, предполагала замену более старых моделей «Обь» и их модифицированного варианта. В основе переработки использовались пожелания пользователей, которые за время эксплуатации более ранних вариантов успели сформировать образ оптимальной конструкции. Лодка «Обь-3» имеет подобные характеристики, ключевыми отличиями в корпусе является небольшое увеличение габаритов и комплектации.

Лодка «Обь-3» – технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,3 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,56 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,55 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 185 кг;

Лодка «Обь-3»

  • полезная масса перевозимого груза – до 400 кг;
  • количество пассажиров – до 4 человек;
  • максимальная мощность мотора – 30 л.с.;
  • предельная скорость при двигателе 30 л.с. с нагрузкой – 40 км/ч;
  • материал конструкции – Д16, Д1;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Нововведением лодки «Обь» среди всего модельного ряда стало использование материала – Д16. Дюралюминий Д16 немногим отличается от Д1, но прочность такого соединения всё же выше.

Технические характеристики лодки «Обь-4»

Разработкой и созданием лодки «Обь-4» занимался новосибирский завод «Алмаз». Её высокие показатели грузоподъёмности обеспечили народное название «Сибирский богатырь». Для лодки подобного класса она выдерживает рекордные 1,5 т. Подобный вес отлично переносится конструкцией и позволяет развивать скорость до 50 км/ч. Если требуется определить, какая лучше лодка «Обь» по грузоподъёмности, стоит предпочесть эту модель:

  • максимальная длина – 7,2 м;
  • ширина в наибольшем участке – 2 м;

Лодка «Обь-4» с открытой палубой

  • борт в миделе по высоте – 0,82 м;
  • при полной загрузке минимальный выступ борта над водой – 0,64 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 600 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 1500 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 100 л. с.;
  • максимальная мощность мотора – 130 л. с.;
  • при использовании 100-сильного мотора скорость – 50 км/ч;
  • может использоваться при волнах высотой до 1,2 м;
  • материал конструкции – Д1Т;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Технические характеристики лодки «Обь-5»

Лодка «Обь-5» начала производиться в 2000 году на заводе «Алмаз». Имеет средние габаритные показатели, которые уступают «Обь-4». Большая часть конструкции была заимствованная с «Обь-3». Обводы отлично показали себя во время эксплуатации, соответственно, остались прежними. Спереди встроены тримаранные обводы, а в корме напоминают «крыло чайки», килеватость у лодки минимальная. Для гашения ударов волн в носу используются спонсоны, которые дополнительно увеличивают силу подъёма. При глиссировании спонсонами обеспечивается создание воздушного кармана для уменьшения смачиваемой поверхности лодки. Лодка «Обь-5» начала производиться в 2000 году на заводе «Алмаз»

Характеристики:

  • максимальная длина – 5,6 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,56 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,78 м;
  • при полной загрузке минимальный выступ борта над водой – 0,60 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 500 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 965 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 55 л. с.;
  • максимальная дистанция для автономного плавания – 550 км;
  • при использовании 100-сильного мотора скорость – 60 км/ч;
  • может использоваться при волнах высотой до 1,1 м;
  • необходимое количество горючего – 10 л/ч;
  • вместимость бака – 100 л;
  • материал конструкции – Д1Т;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Катер «Обь-5»

Существует модифицированная модель для патрульной службы. Она до сих пор используется в части патрульных станций. Моторная лодка «Обь-5П» имеет несколько другие технические характеристики:

  • меньше в длине на 1 м – 4,6 м;
  • грузоподъёмность – до 850 кг;
  • осадка – до 0,16 м;
  • способна развивать скорость – 70 км/ч;
  • вес в снаряжённом состоянии – 440 кг;
  • количество пассажиров – 4 человека.

Технические характеристики лодки «Обь-М»

Лодка «Обь-М» – это более современная модель дюралюминиевой версии «Обь». Модификация была проведена и запущена в производство с 1975 г. Во время переработки была увеличена килеватость дна в области носа, это позволило снизить нагрузки от волн. Лодка разрешена к использованию при волнении до 3 баллов. Максимальное расстояние эксплуатации от берега – 3 км.

Наклонные були были заменены второй скулой, это обеспечило увеличение глиссирующей поверхности и улучшило стартовые качества. При нагрузке сильного снижения скорости «Обь-М» не наступает. Тюнинг лодки «Обь-М» привёл к увеличению общей ширины конструкции в корме, что позволило увеличить безопасность использования.

Лодка «Обь-М» технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,24 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,52 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,61 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 170 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 400 кг;
  • количество пассажиров – до 4 человек;
  • максимальная мощность мотора – 30 л. с.;
  • предельная скорость при двигателе 30 л. с. с нагрузкой и без нее – 32 и 36 км/ч;
  • материал конструкции – Д1;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Какая цена

Реальная цена лодки «Обь-1» составляет $1,5–2 тысячи, но всё зависит от наличия и типа мотора, который существенно удорожает конструкцию. Лодка «Обь-М» – цена на нее значительно не отличается от первой модели, так как технические характеристики во многом остались прежними. Удорожание может составить до $500.

Самая распространённая среди остальных лодок – «Обь-3», её стоимость начинается от $5500.

Важно изучать фото лодки «Обь» независимо от модификации, так как часто встречаются тюнингованные модели.

Отзывы владельцев

Технические характеристики лодок «Обь» не всегда отражают качество конструкции, для этого можно изучить отзывы.

Вячеслав:

«Приглянулась лодка из-за хорошей грузоподъёмности. Приобрёл «Обь-1» 2 сезона назад и остался очень доволен. Единственным замеченным недостатком стала нехватка внутреннего места, бывает негде развернуться».

Александр:

«Множество позитивных моментов лодки «Обь» привлекли меня, и я не пожалел о покупке, но существует несколько небольших недостатков. В частности, хотелось бы повыше борт, а то брызги попадают. Скорость передвижения даже при 20 л. с. вполне устраивает для дальних прогулок».

Эксперт и автор статей на сайте.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Читать еще:  Лодка воронеж купить бу

Прогулочная дюралевая моторная лодка «Обь-М»

Допускаемая мощность подвесного мотора — 30 л. с. Изготовитель — Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова. ТУ 5.8-01—76 Цена 580 или 610 рублей в зависимости от исполнения (комплектации).

С конца 1975 с. Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова приступил к серийному выпуску модели «Обь-М», которая пришла на смену хорошо известной у нас «Оби». За восемь предыдущих лет начиная с 1967 г. предприятие изготовило свыше 30000 мотолодок 1 типа «Обь». Хорошие скоростные качества при вполне достаточной для 4-метровой лодки мореходности обеспечили популярность «Оби» не только среди судоводителей-любителей, но и у работников рыбнадзоре, навигационно-технических инспекций. Свыше десяти раз «Обь» выходила в число победителей в жестких условиях всесоюзных соревнований на приз сборнике «Катера и яхты». И не случайно, что по результатам этих гонок Новосибирский завод неоднократно получал приз «За самую массовую лодку», так как «Обь» неизменно составляла основную часть судов, участвующих в соревновании.

После того как первая модель «Оби» была освоена в производстве, заводские конструкторы получили возможность начать проектирование более комфортабельного ее варианта. Накопленный в процессе испытаний и эксплуатации мотолодки опыт, поступающие на завод отзывы владельцев «Оби» и предложения по ее усовершенствованию подсказывали главные направления такой работы.

В частности, первоочередное внимание следовало уделить устранению ряда выявившихся недостатков первой модели, таких, как отсутствие багажника (если не считать шкафчика в передней панели) и отсека для хранения баков с горючим; невозможность использования для отдыха и ночлега всей площади кокпита, поскольку сиденья были сделаны и нераскладывающимися и несъемными; отсутствие тента и т. д.

«Обь-М» свободна от этих недостатков. При сохранении неизменными основных характеристик по грузоподъемности, пассажировместимости и допускаемой мощности устанавливаемого мотора новая четырехместная лодка существенно отличается от «Оби» и по внешнему виду, и по обводам, и по комплекту снабжения, значительно лучше приспособлена для дальних туристских плаваний.

Размерения увеличились незначительно; в частности, повышение ширины корпуса на 130 мм позволило сделать кокпит заметно просторнее (на 150 мм шире) и улучшило выход лодки на глиссирование. При усовершенствовании обводов «Оби» были использованы результаты модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части (вплоть до миделя]. Это наряду с мерами по уменьшению ходового дифферента и некоторым повышением высоты борта позволило улучшить мореходные качества лодки; в частности, заметно снизились ударные перегрузки при ходе на волнении. На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км.

Развитая вторая скупа, заменившая накладные були, обеспечила улучшение стартовых характеристик лодки; благодаря увеличению общей площади глиссирующих поверхностей скорость при увеличении нагрузки вплоть до полной уменьшается крайне незначительно — всего на 3—4 км/ч. Важно и то, что появление этой второй скупы и значительное увеличение ширины при палубе в кормовой части лодки существенно повышают безопасность плавания, в том числе при резких поворотах даже на волнении. Таким образом були, введенные в свое время Для обеспечения остойчивости и увеличения запаса плавучести в корме, стали не нужны.

Получившийся скос в верхней части борта, притупленная в плане палуба и высокое «граненое» лобовое стекло (вместо скругленного) делают более строгим и современным общий вид лодки.

На «Обь-М», как и на предыдущую модель, разрешено устанавливать подвесной мотор мощностью до 30 п. с. На прошлогодних соревнованиях на приз сборника в Херсоне ульяновские моторостроители выступали на «Оби-М» с двумя «Ветерками-14»; кстати сказать, в кольцевой 10-мильной гонке они показали такую же среднюю скорость 40,3 км/ч, как и третьи призеры в том же классе Т-500, выступавшие на такой же лодке, но с «Вихрем-30» (в гонке с полной паспортной нагрузкой была показана скорость 34,6 км/ч).

Конструкторы отказались от применения герметичных объемов плавучести — выгораживания специального отсека под носовой палубой и булей. Теперь полностью затопленную мотолодку поддерживают на плаву пенопластовые блоки, уложенные вдоль бортов (зашиты тонкими дюралевыми листами) и на дне форпика между шп. 1—3. Свободное пространство под носовой палубой теперь используется как вместительный багажный отсек с герметически закрывающимся люком в палубе; внутренняя защелка его открывается из кокпита при помощи дистанционного привода с тросиком в боуденовской оболочке. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме — между транцем и шп. 6. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-питровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от рецесса лючка, закрывающихся крышками.

Пассажиры размещаются на четырех мягких раскладывающихся сиденьях, которые теперь легко снимаются. Сиденья имеют металлический каркас, зашитый фанерой. Мягкие подушки — съемные. Сиденья ставятся на деревянное основание, которое, в свою очередь, крепится к деревянному пайолу специальными болтами. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как в пазах пайола, так и в кронштейне крепления основания.

Ветровое стекло, устанавливаемое на первой модели, часто ломалось. Новое ветровое стекло, вырезанное из 4-миппиметрового плексигласа, имеет жесткую окантовку по всем кромкам и три стыка по вертикальным граням. На окантовке расположены элементы крепления тента, изготовленного из палаточной ткани. Распорные стальные дуги тента ставятся в капроновые гнезда. Боковины тента откидные; в скатанном положении они закрепляются лямками. Тент можно легко откинуть или снять.

Лодка оборудуется разработанным заводским КБ дистанционным управлением подвесным мотором типа «Вихрь»; ручки сектора газа и реверса установлены по левому борту кокпита на кронштейне. Колонка с рулевым колесом установлена на передней панели кокпита.

Лодка комплектуется веслами, спасательным линем, ремонтной аптечкой. Весла укладываются в специальные гнезда, расположенные на пайоле вдоль бортов.

Для швартовки на палубе установлены четыре утки-ручки. Для переноски имеются одна носовая и две транцевые ручки.

Следует отметить, что благодаря применению более рациональной конструкции вес собственно корпуса даже несмотря на увеличение размерений остался практически без изменения; вес полностью снаряженной лодки возрос только на 30 кг в связи с расширением комплектации (тент, ручки и другие детали, которых на «Оби» не было) или усовершенствованием конструкции узлов оборудования (кресла, стекло).

Повышение веса лодки и изменение ее обводов с цепью улучшения мореходных качеств не могли не сказаться на скорости. Можно отметить, что максимальная скорость хода на гладкой воде при малой нагрузке (один водитель] у «Оби-М», действительно, на 4—5 км/ч ниже, чем у предыдущей модели. Зато при увеличении нагрузки скорость практически не уменьшается; это, как и возможность поддерживать более высокую скорость на волнении, обеспечивает повышение средней путевой скорости при дальних плаваниях.

При установке 25-сильного мотора «Вихрь-М» скорость с одним водителем составляет 34—36 км/ч, а с полной нагрузкой — 31—32 км/ч.

В процессе модернизации мотолодки ставилась также задача улучшения технологичности конструкции. Основной материал (дюралюминий Д16), принцип сборки и соединения деталей заклепками из легкого сплава с применением уплотняющей тиоколовой ленты и замазки оставлены без изменений, однако технологический процесс изготовления лодки усовершенствован практически на всех этапах.

Разработана и изготовлена высокопроизводительная оснастка, которая обеспечивает стабильность качества, высокую точность и взаимозаменяемость деталей. Раскрой заготовок производится на прессовом оборудовании штампами. В большинстве деталей одновременно с вырубкой контура просекаются все необходимые отверстия, включая отверстия под заклепки, инструментальные и направляющие для сборки. Детали вырубаются без припусков — в номинальный размер, что исключает необходимость обрезки после формообразования и подгонки.

На заводе были изготовлены оригинальные штампы, позволяющие получать самые сложные по форме крупные детали обшивки. Благодаря этому нижняя часть бортов выштамповывается вместе с деталями днища, весь собственно корпус (до уровня верхней скулы) собирается всего из трех деталей, имеющих одинаковую толщину 2 мм. Такое решение, как и отказ от накладных булей, позволило значительно уменьшить количество соединяемых деталей и число заклепок, упростило сборочные работы, снизило трудоемкость изготовления лодки.

Корпус лодки собирается из двух секций — нижней (собственно корпус) и верхней (палубы) — с соединением на уровне верхней скулы. Сборке секции собственно корпуса производится в специальном кондукторе. По окончании клепки швов по обшивке на нее ставятся транец (также вы-штампованный из 2-миллиметрового листа, причем для придания жесткости на нем делаются соответствующие высадки), шесть днищевых стрингеров, семь шпангоутов и две поперечные переборки (на шп. 3 и 6).

Секция палубы также собирается в кондукторе из двух крупных штампованных деталей, включающих бортовые скосы, передней панели, окантовки по вырезу кокпита, крышки люка и ребер жесткости.

Соединение секций палубы и Днища производится в специализированном приспособлении; стык по всему периметру окантовывается прессованным профилем.

Сборка корпуса ведется с максимальным использованием высокопроизводительного прессового оборудования для холодной клепки. Прессовая клепка составляет 60—70% всего объема клепальных работ.

Корпус лодки снаружи окрашивается в один или два цвета (в основном применяются красный, оранжевый и белый цвета). Внутренние поверхности окрашены светло-серой краской с голубым оттенком.

Можно отметить, что завод добился значительного повышения потребительских качеств новой модели без увеличения розничной цены. Цена «Оби-М» — 610 руб. (исполнение 1) и 580 руб. (без тента; исполнение 2).

От владельцев лодки «Обь-М» получено много писем с положительными отзывами. Есть в поступающих письмах и предложения, реализация которых позволит улучшить некоторые узлы лодки. Все подобные предложения рассматриваются, большая часть их будет принята и внедрена.

Дополнение к статье

За время, прошедшее с момента подготовки статьи, конструкторским бюро товаров народного потребления разработаны не-которые улучшения конструкции «Оби-М», которые будут внедрены в серию со второй половины 1977 г.

Изменены размеры и форма люка переднею багажника. Палуба изготавливается теперь из цельного листа. Усилены кронштейны навески крышки люка. Под передней панелью кокпита, на шп. 3. поставлено устройство, делающее возможным запирание переднего багажника на замок. Изменена форма ветрового стекла и его окантовки. Трубчатая окантовка значительно жестче, что позволило снять переднюю стойку и делать стекло из цельного листа, а не составным. Изменены форма и крепление тента; стойки его сделаны сдвигающимися по борту, что обеспечивает возможность регулировки тента во высоте. Изменен угол наклона сидений. Значительно изменен кормовой отсек и усилено крепление транца. Дно кормового подмоторного рецесса сделано съемным; это наряду с откидывающимися к бортам боковыми крышками позволяет снятый с лодки подвесной мотор со штатным бачком укладывать и закрывать в кормовом отсеке.

Читать еще:  Характеристики лодки крым

Моторная лодка Обь 3: Технические характеристики, отзывы владельцев

Советская моторная лодка Обь 3 всё еще встречается на отечественных речных и морских водоемах. Ретро-модель привлекает доступностью, прочным советским сплавом, семейной пассажировместимостью, а также возможностью установки мотора средней и высокой мощности. О лодке Обь 3 редко звучат однозначные отзывы. Всё это говорит о том, что у данной модели специфичные рекомендации к использованию, а также район эксплуатации. Клуб серьезных рыбаков Фишер Инфо детально изучит моторную лодку «Обь3», определит условия использования судна для эффективного раскрытия ее технических характеристик, а также определит достоинства и недостатки ретро плавсредства.

Технические характеристики

Моторная лодка Обь 3 техническими характеристиками обязана конструкторам и проектировщикам Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова. Модель выпускалась, как оптимизация предшествующих лодок «Обь» и «Обь-М». По сравнению со своими собратьями у Обь-3 увеличился и стал просторнее кокпит, благодаря чему судно получило возможность подружиться с более мощным двигателем и как следствие продемонстрировать высокую скорость на водоеме. Для 70-х годов прошлого столетия такие показатели считались достаточно убедительными для конкурентоспособности судна.

Габариты

Размеры Обь-3 порадуют любителей передвижения по воде компанией, поскольку длина моторной модели составляет 4300 мм, а ширина – чуть больше полутора тысяч миллиметров. На лодке с комфортом разместятся двое пассажиров с багажом, ручной кладью или сопутствующими рыболовными снастями при заявленной пассажировместимости 4 человека. Таким образом, ретро плавсредство поместит семейную пару с детьми или компаньонов по интересам.

Сколько весит лодка Обь-3? Вес модели составляет 175 кг.

Конструкция и корпус

Относительно корпуса лодки Обь 3 нельзя делать однозначных выводов. С одной стороны, алюминиевое судно, изготовленное из прочных сплавов Д16 и Д1, наделяется высокой износоустойчивостью, а с другой – внушительный вес не дают продемонстрировать модели прыть и маневренность на воде.

Конструкция судна представляет собой прямоугольную форму. Носовая часть слегка закруглена, а дно оборудовано тримаранными обводами, которые изгибаются при переходе в дно кормы.

Все лодочные алюминиевые части соединены между собой при помощи заклепок, а щели для герметизации укомплектованы прокладками из специального водостойкого материала. Внутреннюю часть кокпита, а также ниши под мотор, конструкторы решили обшить более легкими алюминиевыми панелями.

Защита от ветра и встречных брызг при скоростном глиссировании продумана наличием стекла с металлической трубчатой окантовкой, плавно переходящей в бортовые поручни для пассажиров. С завода модель комплектовалась тентом легкой металлической трубчатой конструкции.

Мореходность

Алюминиевая лодка Обь-3 демонстрирует неплохие мореходные качества. По большой части, в этом заслуга спонсонов и тримаранных обводов. Первые поглощают носовые волны, преобразуя их в собственную подъемную силу, и создавая воздушный балласт для днища лодки. Вторые – помогают пройти волну на высокой скорости, улучшая равновесие кокпита. Два редана, продольно проложенных по дну судна, позволяют лучше скользить по водной поверхности и наделяют основание добавочной жесткостью и упругостью.

Наверное, стоит отметить и носовые шлангоуты, которые выполняют пусть и незначительную роль киля для плавного движения и подъема на встречную волну. Плавучесть судна достигается специальными блоками, заложенными в днище и борт.

Алюминиевое судно хорошо проходит мелководье и при разумном подходе комфортно чувствует себя на морских волнах.

Мотор

Для ретро модели рекомендуется двигатель, мощностью до 30 лошадиных сил. Укомплектованная Обь 3 развивает под таким силовым агрегатом среднюю скорость 40 км/ч. Чаще всего показатель скорости зависит от мест эксплуатации лодки под мотором. Также не стоит забывать тот факт, что двигатель, какой бы мощности ни был, раскроет свои тяговые характеристики в полную силу при правильной регулировке угла дифферента относительно транца и самого судна. Всё это достигается опытным путем.

Комплектация

Моторная алюминиевая лодка Обь 3 в первоначальной заводской комплектации поставляется, оборудованной:

  • четырьмя раскладными креслами с мягкими накладками;
  • машинкой дистанционного управления «газ-реверс»;
  • рулевым дистанционным управлением;
  • ветровым палубным стеклом;
  • алюминиевыми бортовыми страховочными поручнями;
  • носовой нишей с откидной крышкой;
  • кормовым коробом с люками;
  • деревянным реечным пайолом;
  • двумя швартовочными утками;
  • тремя транспортировочными рым-ручками;
  • ходовыми фарами;
  • черпаком;
  • спасательным линем;
  • швартовным концом;
  • парой весел;
  • заводской медаптечкой.

Преимущества

Лодка Обь-3 обладает следующим набором преимуществ:

  • просторные габариты;
  • достойные ходовые качества;
  • прочный корпус;
  • высокая мореходность;
  • возможность установки мощного мотора;
  • комфортная комплектация кокпита.

Недостатки

Перечень недостатков и минусов лодки Обь 3:

  • малая высота борта;
  • невозможность применять легкие экономичные моторы;
  • сложная комплектация;
  • затратный тюнинг;
  • привередливая эксплуатация.

Отзывы владельцев

Лодка Обь 3 собрала следующие отзывы владельцев:

Тюнинг

Предлагаем варианты тюнинга лодки Обь 3 в фото:

Видео обзор

На видео показан обзор лодки Обь 3, рассмотрены плюсы и минусы модели.

Моторная лодка Обь, Обь-М, Обь-3

Прототипом для создания лодки Обь послужила пластмассовая мотолодка ПК-5, про-ект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отлич-ным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди лю-бителей водномоторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.

Основные данные:

Обь

Обь-М

Обь-3

Длина наибольшая, м

Ширина наибольшая, м

Высота борта на миделе, м

Угол килеватости днища на транце

Масса с оборудованием и снабжением, кг

Допустимая мощность ПМ, л.с.

Скорость под мотором:

с полной нагрузкой, км/ч

Обь имеет остроскулый плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с суже-нием кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу (рис. 1). Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-Були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем Булей — 65 л, носового отсека — 200 л.

В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе преду-смотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защи-щен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована ниша (под мотором).
Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5

2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.
Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производ-ство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки Обь-М.

Мотолодка Обь-М
Дюралюминиевая мотолодка Обь-М выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки Обь. При разработке обводов были использованы результаты модельных испытаний этой лод-ки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении (рис. 4). На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характери-стик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно — всего на 3-4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины палубы в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.
Изготовитель и проектант — Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова.

Под мотором Вихрь- М скорость с одним водителем составляет 34-36 км/ч, а с полной нагрузкой 31-32 км/ч.
Непотопляемость
Непотопляемость моторной лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными вдоль бортов и в нижней части форпика.
Достоинства
Пространство под носовой палубой использовано под багажный отсек с герметически за-крывающимся люком в палубе. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от подмоторной ниши лючка, закрывающихся крышками.

Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять с лод-ки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки.

Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в скатанном по-ложении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла, спасательный линь, ремонтная аптечка.
Опыт эксплуатации в морских условиях
По сравнению со старой «Обью», в новой лодке Обь-М удобнее размещать тури-стское снаряжение, однако при первых же выходах в море выясняется, что Обь-М зары-вается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих лодок, трудно по-нять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт остаётся фактом: Обь-М получилась гораздо менее мореходной, чем старая Обь. Неоднократно, совер-шая путешествия, убеждаешься, что старая Обь легко всходит на волну, в то время как Обь-М уже принимает воду на палубу. На тихой воде ходовые качества «Оби-М» под Вихрём-30 соответствуют ходовым качествам Оби под 25-сильным Вихрем-М, на волнении же водитель Оби-М отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынуж-ден постоянно работать «баранкой», чтобы не зарыться в волну. К Оби-М даже вынуждены крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он помогал слабо.
Опыт других водномоторников также показывает, что Обь-М — неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор Оби-М из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая Обь практически не коррозировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой Оби и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила про-ектировать новую лодку. Так родилась Обь-3.

Читать еще:  Казанка 5 м 4


Мотолодка Обь-3

Общее устройство мотолодки Обь-3
Приступая к разработке конструкции мотолодки Обь-3, которая должна заменить модели Обь и Обь-М, конструкторы Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих моделей лодок.

Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в корме в обводы типа «крыло чайки». Во время движения в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при помощи тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных скоростях снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость лодки. Два продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности обводов улучшают гидродинамиче-ские характеристики «Оби-3» по сравнению с Обью-М.

Теоретический корпус мотолодки Обь-3.
Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопроч-ных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями.

легенда «Обь»

#1 WebBoat

Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 113 сообщений
    • Из: No
    • Судно: лодка
    • Название: малютка

    Мотолодка «Обь» ставшая легендой на просторах ВВП.

    Громов Борис Васильевич — 82 года. Говорил сегодня с ним по телефону. Инженер-конструктор занимавшийся разработкой экраноплана, получил задание на разработку недорогой моторной лодки как товара народного потребления завода им. Чкалова.. Он нарисовал ее. Так и сказал «я нарисовал лодку». Была еще лодочка, меньше размерами, но выбор завода остановили на нарисованной Борисом Васильевичем «Оби». Клепали лодку не выпускники ПТУ, а профессиональные клепальщики, которые клепали и самолеты. Была группа энтузиастов. Лодка проектировалась максимально легкой. Дистанционного управления на ней не было изначально, это потом добавили простейшую дистанцию.

    Борис Васильевич лично испытывал ее в парусном лагере «Атланты» при пионерском лагере «Чкаловец» на обском водохранилище. Сказал, что один раз ему удалось перевернуть «Обь».

    Рассказал о длительном многодневном переходе в нижнем бьефе Оби, говорил, что в то время еще не увлекался рыбалкой. Рассказывал, что лодки на реке были преимущественно деревянные, из дюралевых встречались «казанки». Потом были еще испытания. Жили в палатках на берегу ОВХ при яхт-клубе. Он был инструкторам по парусному спорту и лодка «Обь» была лодкой сопровождения.

    Я спросил его о более поздних моделях Обь-М, Обь-3, но к ним он не имел отношения. О судьбе завода «Алмаз» он не знает, т.к. уволился во время перестройки и потерял связь КБ. Лодка «Обь» выпускалась до возникновения «Алмаза», непосредственно на мощностях авиапредприятия.

    После разговора, у меня сложилось впечатление, что создание лодки «Обь» для Бориса Васильевича было далеко не основное событие его деятельности. Скорее небольшое творческое отступление от основной работы конструктора.

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал WebBoat: 19 января 2018 — 11:45

    #2 SSM_NN

  • Капитан
  • 2 324 сообщений
    • Из: Нижний Новгород
    • Судно: Швертбот
    • Название: Тетра-270

    Спасибо за Историю!

    #3 biomechanics

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 184 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: катер
    • Название: bayliner

    Если ОБЬ то ОБЬ -4 с водометом и дизельком

    #4 катерщик

  • Мастер
  • 20 311 сообщений
    • Из: Ростов на Дону
    • Судно: катер

    #5 WebBoat

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 113 сообщений
    • Из: No
    • Судно: лодка
    • Название: малютка

    Я поинтересовался у Бориса Васильевича о судьбе документации и оснастки лодки «Обь». Он сказал, что попробует связаться с человеком, который из последних работал с лодками на чкаловском заводе. Вечером он сам перезвонил мне и сообщил, что был ремонт, перед ремонтом все бюро было завалено технической документацией по производству лодок семейства «Обь». На второй день с начала ремонта документация исчезла. Когда поинтересовались о судьбе документов, выяснилось, что документы были вывезены в цех № 48.. так значилась котельная при заводе..

    Обидно, что труд талантливых конструкторов в годы перестройки был так варварски уничтожен.

    Слушая Бориса Васильевича об этой истории, я не услышал в голосе никакого сожаления. Он деловито предложил вариант воспроизведения корпуса на деревянной матрице, рассказывал о возможности замены прессовой заклепки на молотковую, способ изготовления г- образных и z-образных шпангоутов и т.п. Не было не сожаления ни уныния. Не смотря на преклонный возраст, Громов имеет необычную силу мышления, выхода из любой ситуации, оптимизм и уверенность. Для него нет ничего невозможного.

    #6 Раблампы

    Каждая мечта имеет свою цену.

  • Мастер
  • 3 466 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: «Фанбот-370»
    • Название: «Нарушитель».

    Лодка из КиЯ ПК 5 имеет что-то общее с лодкой «Обь» ?

    Сообщение отредактировал Раблампы: 19 января 2018 — 16:36

    #7 Алексеев В.М.

  • Инженер
  • 12 643 сообщений
    • Из: Ленинград
    • Судно: яхта
    • Название: Касси

    Мотолодка «Обь» ставшая легендой на просторах ВВП.

    Громов Борис Васильевич — 82 года. Говорил сегодня с ним по телефону. Инженер-конструктор занимавшийся разработкой экраноплана, получил задание на разработку недорогой моторной лодки как товара народного потребления завода им. Чкалова.. Он нарисовал ее. Так и сказал «я нарисовал лодку». Была еще лодочка, меньше размерами, но выбор завода остановили на нарисованной Борисом Василь евичем «Оби». Лодка проектировалась максимально легкой. Дистанционного управления на ней не было изначально, это потом добавили простейшую дистанцию.

    После разговора, у меня сложилось впечатление, что создание лодки «Обь» для Бориса Васильевича было далеко не основное событие его деятельности. Скорее небольшое творческое отступление от основной работы конструктора.

    В КБ феодосийского завода главный инженер попросил Главного Конструктора ЦКБ 5 (позже ЦКБ «Алмаз») Никиту Афанасьевича Макарова спроектировать стеклопластиковую мотолодку под подвесной мотор «Москва» (10 л.с) и парусный катамаран. Наша библиотека, спасибо Ю.В. Емельянову, получала зарубежные журналы. В одном из них была картинка лодки на ходу. Она была принята за основу проекта. Обводы и архитектуру рисовал Владимир Крылов. Особенность работы Макарова была в доверии каждому из членов его сектора. Крылов рисовал, а мы всем колхозом обсуждали рисунки-варианты. Проблема была в понимании линии на борту. Вспомнились «жабры» модели гидросамолёта, сделанного в 1947 году в ДПШ Сталинского района, что на Лесном пр. Много лет спустя я купил старинную книгу Косоурова «Гидросамолёты» там была схема гидросамолёта Дорнье. Надо было обеспечить остойчивость, не вылезая за габарит. Были ещё и Труды ЦАГИ, там было упоминание о полезности прогиба днища вблизи транца. Нарисовали «БУЛИ», — другого названия не придумали. (На больших кораблях по бортам иногда делалась «противоминная защита» в виде округлых выступов, под названием «Були».) Но надо было использовать встречный поток для скорейшего выхода на глиссирование. И для сохранения остойчивости при сужении кормы, как это требуется для тяжело нагруженных лодок с маломощным мотором. Нижнюю поверхность сделали с большим углом к килевой линии. На циркуляции лодка кренится , чтобы не цеплялась за воду, були сделали с подъёмом нижней поверхности от борта наружу. Отформовка требовала сделать все поверхности с «положительным» углом выема. Одну деталь пришлось придумывать с разъёмом и удалением по частям. Работа была внеплановой, так сказать, инициативной. Документы были отправлены Исакову в Феодосию. Там решили строить по своим проектам и лодку, и катамаран. Описание лодки я привёл в «Катера и Яхты» . Чкаловский завод удачно СКОПИРОВАЛ проект с коэффициентом корреляции 99,994. Отличие состояло в отсутствии днищевого плавничка. На мой протест завод ответил, что Комитет по изобретением выдал заводским конструкторам авторское свидетельство. От скандала следовало бы уйти: выпрямили штевень, так сказать, улучшили мореходность. Получилось не «ах..»

    Саратовский завод электроприборов построил 10 лодок из стеклопластика и попросил разрешение строить серию, но с длиной 5 метров. Снова, теперь мне одному, пришлось готовить документы на новый вариант, участвовать в благополучных испытаниях.

    «Були» хорошо прижились на лодках авиапрома, как и наша «ПК5» под громким именем «ОБЬ».

    Имя ПК5 у нас появилось случайно, поскольку знали о лодке ПК3 от ЦНИИ ТС. На всякий случай номер пропустили.

    Позже я построил фанерный вариант лодки, прошёл на ней до Рыбинска с Ветерком-12″, поставил на V-образные крылья. С «Вихрём» сходил до Приозёрска. перетащил лодку на Вуоксу до посёлка Горы. Потом покатался по Селигеру. В Ленинграде таскал своих на водных лыжах. Опять статья в «Катера и Яхты». (Баргуе тоже решил не упоминать автора конструкции. )

    Мне теперь исполнилось 82 года, пока не умер. «Громов имеет необычную силу мышления. « (С) ПРИВЕТ Громову!

    П.С. Естественно, я сохранил теоретический черт, расчёты весовой нагрузки, непотопляемости, остойчивости, прочности пластикового варианта.

    «Спасибо за историю!» (С)

    #8 СанычСан

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 571 сообщений
    • Из: Санкт-Петербург
    • Судно: Плоскодонка
    • Название: «Мечта»
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector