Рост новых пользователей водомоторной техники имеет устойчивый растущий тренд. Катер самый массовый, комфортный и разнообразный вид водомоторной техники. По функциональному назначению могут быть прогулочные, спортивные, рыболовные, пассажирские и т.д.
Потенциальные собственники катеров, которые впервые приобретают водомоторную технику, интересуются вопросами о необходимом наборе документов, предоставляемых для регистрации катера, об органе власти или учреждении, проводящем регистрацию, о предъявляемых требованиях к судовладельцам для управления катером. Но для начала необходимо определиться с понятием «катер».
Права ГИМС
ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) является самостоятельным органом власти, который входит в структуру МЧС РФ.
ГИМС осуществляет контроль и надзор правоотношений, связанных с маломерными судами, в том числе:
регистрирует маломерные суда в реестре;
выдает судовые билеты гражданам на зарегистрированное судно;
проводит освидетельствование (технический осмотр);
принимает экзамены по судовождению, выдает гражданам права на управление судном.
Судно менее 20 метров в длину, неспособное поднять на борт больше 12 человек считается маломерным. При этом имеется ограничение по мощности стационарно установленного двигателя. Она ограничена 75 л.с. Ограничений по максимальной мощности для подвесных двигателей не установлено.
Права на управление вправе иметь граждане старше 18 лет, которые по состоянию здоровья могут управлять судном.
Виды прав
В ГИМС проводят аттестацию на получение прав управления по следующим категориям в зависимости от типа маломерного судна:
гидроцикл;
маломерное (моторное судно, парусно-моторное судно, парусное судно, судно особой конструкции).
Кроме категории судна в правах указывается район разрешенного плавания. Это район плавания, куда судоводитель имеет право выходить.
К районам плавания, в которые разрешено выходить маломерным судам относятся:
Внутренние воды. Это озера, не судоходные реки.
Внутренние водные пути. Это судоходные реки, где на судоходство действуют правила ВВП.
Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
Морские прибрежные воды с удалением от берега до 20 миль.
При указании конкретного района плавания устанавливается дальность хождения на судне от берега. Таким образом, действующие ранее категории на право управления маломерным судном «катер», «моторная лодка» объединены в новую категорию «маломерное моторное судно».
В каких случаях требуются права на катер
Права на управление маломерным судном необходимы для управления судном, подлежащим регистрации в реестре маломерных судов.
Не подлежат регистрации маломерные суда, масса которых не превышает 200 кг, и мощность установленного двигателя не превышает 10 л.с. То есть права на управление катером (маломерным моторным судном) требуется, если мощность двигателя находится в пределах от 10 до 75 л.с., а полная масса укомплектованного катера с мотором превышает 200 кг.
В случае если мощность двигателя катера превышает 75 л.с., то он выходит за категорию маломерного судна, и поднадзорен речному или морскому регистру.
Обучение
Обучение на право управления катером, можно пройти в учебном заведении, имеющим специальную лицензию. Такие учреждения имеются во всех административных центрах, где имеются органы ГИМС.
Стоимость обучения находится в пределах 7000-8000 рублей. В курс обучения входят теоретическая и практическая части. Практические занятия возможны только в период навигации. По итогам обучения в учебном заведении сдается внутренний экзамен, выдается документ о прохождении курса обучения.
Необходимые документы для сдачи экзамена в ГИМС
Для сдачи экзамена в ГИМС гражданин, желающий получить права предоставляет с заявлением:
документ, удостоверяющий личность (паспорт и др.);
документ, подтверждающий годность гражданина к управлению маломерным судном (медицинская справка);
документы об имеющейся квалификации или подготовке (документ об обучении, имеющиеся права и др.);
две цветные матовые фотографии размером 30×40 мм, без уголка;
квитанцию об уплате государственной пошлины.
Срок прав ГИМС
Срок действия прав на управления маломерным судном составляет 10 лет. Права, которые были выдана до 1 января 2015 года продолжают действовать до срока их окончания (10 лет со дня выдачи).
Схема оформления в ГИМС прав на катер
После приобретения катера, судовладельцу необходимо:
провести первичный осмотр катера (судна), где проводиться сверка номеров катера, двигателя с паспортами на катер и на двигатель;
подать документы, необходимые для регистрации катера, в ГИМС;
получить судовой билет;
укомплектовать катер необходимыми средствами обеспечения, которые записаны в судовом билете;
пройти технический осмотр катера.
Судовладелец для регистрации катера предоставляет следующие документы в ГИМС:
карточку-заявление установленного образца (как правило, заполняется в электронном виде работниками ГИМС после подачи всех документов);
документ, удостоверяющий личность (+копия);
ИНН (копия);
подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретение катера (судна) и двигателей (подвесных моторов);
копии и подлинники технических паспортов на катер (судно), двигатели или подвесные моторы;
документы, подтверждающие уплату пошлины за регистрацию катера (судна) и выдачи судового билета.
После прохождения необходимых процедур для получения прав на управление катером, и регистрации катера в ГИМС можно вдоволь наслаждаться отдыхом на водных просторах.
Действия что бы получить права для управления моторной лодкой в 2019 году
Алгоритм получения удостоверения Разумеется, весь рассматриваемый процесс можно разделить на несколько основных частей. Каждая из них будет играть определенную важную роль. Какие шаги придется предпринять, чтобы можно было получить права на лодку с мотором или на иное моторное/самоходное судно?
Не обязательно соблюдать предложенный алгоритм действий. Можно немного перенести время сбора документов для получения прав на лодку. Делать это рекомендуется после того, как позади окажется обучение и экзамены.
Медицинский осмотр
Права на моторную лодку получить не так просто, как кажется. Выглядит процесс тем не менее не слишком устрашающе. Аналогичным образом происходит получение водительского удостоверения. Поэтому многие думают, что взять разрешение на управление водным транспортным средством будет ничуть не труднее. Это ошибочное утверждение. Многие моменты схожи с получением водительского удостоверения, но в случае с лодками придется изрядно постараться в плане обучения. А вот медицинский осмотр будет точно таким же, как и в случае с наземными транспортными средствами.
Без прохождения медкомиссии не получится получить права на лодку с мотором. Существует целый ряд запретов, при которых гражданин не имеет возможностей управления данным транспортом. Отсутствие противопоказаний должно быть подтверждено документально. Если точнее, заключением врачебной комиссии. Для того чтобы получить возможность управления лодками с мотором, требуется пройти следующих врачей:
офтальмолог;
отоларинголог;
терапевт;
хирург;
нарколог;
психиатр;
невропатолог.
Как показывает практика, если хоть один медицинский работник из всех вышеперечисленных не поставит отметку о том, что гражданин здоров (или не имеет противопоказаний управления водным транспортом), можно забыть о получении прав.
Заключение медиков — важный документ, без которого не получится подать заявление на выдачу удостоверения судоводителя. Как только медицинская комиссия будет позади, можно отправляться на обучение. Не рекомендуется обучаться вождению судов до получения заключений медиков о состоянии здоровья. Если выяснится, что у гражданина есть противопоказания, то вся учеба потеряет смысл. В некоторых учебных заведениях даже просят предъявить сначала справку о состоянии здоровья. И уже потом потенциальный ученик получает разрешение на прохождение курса.
Обучение на лодочные права
Обучение на права на лодку можно пройти в специализированных обучающих центрах. После окончания курса всем ученикам, успешно закончившим процесс, выдается специальный сертификат. Он служит подтверждением навыков управления водным транспортом.
Где получить права на лодку?
Для этого гражданин должен отправиться на специализированные курсы вождения. Ими занимаются разнообразные учебные центры. Имеются такие объединения в каждом городе, но они не так распространены, как курсы обучения автомобильному вождению. Далее на протяжении некоторого времени придется посещать лекции. В среднем курсы судоводителей длятся от полутора до 3 месяцев. Лишь некоторые учебные заведения предлагают годовое обучение. Данный процесс в целом не слишком продолжительный. Соответственно, весь курс обучения делится на две части — теорию и практику.
Первый вариант — это прослушивание лекций. Многие учебные заведения сейчас позволяют даже дистанционно проходить данный курс. Как получить права на лодку? Успешно завершить обучение, пройти медкомиссию, а затем подать документы в определенное место для выдачи соответствующего удостоверения. Не важно, как именно прослушивался курс лекций — очно, заочно или дистанционно. Главное, чтобы экзамены были сданы в полной мере.
Вторая часть состоит из практики. Многие задумываются, как именно протекает данные процесс. Ведь нужно как-то учиться на практике управлению тем или иным транспортным средством. При получении водительского удостоверения все предельно понятно — ученики практикуются на реальных машинах. А как быть с суднами? Практические занятия будут проходить только на специальных тренажерах. Ведь без прав судоводителя гражданам запрещено выходить в море. Если теоретическую часть обучения можно пропустить или прослушать в неполном объеме, то практикой пренебрегать не стоит. Граждане указывают на то, что сдать на права на лодку весьма проблематично. И это даже с учетом всей усвоенной теории и полученной практики. Многие попросту не справляются с обучением.
Экзамены на лодочные права
Управление моторной лодкой или любым водным транспортом с мотором будет доступно не просто после обучения. Уже было сказано, что учеба — это одна из обязательных частей всего процесса получения удостоверения. Завершается она экзаменом. Если гражданин не может его сдать, права на лодку не могут быть получены. Огорчаться не стоит — у каждого есть шанс на пересдачу, а то и на несколько.
В крайнем случае можно повторно прослушать курс лекций, а затем успешно сдать экзамен. Данный процесс делится на 2 части. Сначала предстоит пройти теоретическую часть. Ученикам будет предложено несколько вопросов, которые помогут определить достаточность знаний, необходимых для того, чтобы осуществлять управление моторной лодкой. Обычно теория сдается в виде небольшого теста. Но и простые вопросы не исключаются. О конкретной форме теоретической части экзамена следует узнавать в выбранном учебном заведении.
Как только первый этап будет пройден, можно приступать к более ответственному моменту. Речь идет о практике. Без нее права на моторную лодку или любое другое водное транспортное средство с мотором не могут быть получены. Это наиболее важная часть всего обучения. И именно на данном моменте многие испытывают определенные затруднения. Ведь управлять судном намного труднее, чем машиной. Практическая часть будет проводиться исключительно на тренажерах. За управление реальным судном учеников никто не пустит. Вместо этого им предстоит выполнить несколько упражнений на специальных симуляторах.
Если процесс закончится успехом, можно радоваться — у гражданина будет шанс на получение прав судоводителя. Обычно результаты экзаменов выносятся специальной экзаменационной комиссией. Тем, кому удалось пройти и успешно завершить курсы судоводителей, предстоит получить специальное заключение — свидетельство об окончании учебы. Этот документ в обязательном порядке должен быть у всех, кому хочется на законных основаниях управлять моторными лодками. Заменить свидетельство можно только дипломом о высшем образовании судоводителя.
Где получить права на лодку?
На специализированных курсах всего лишь обучают азам управления транспортным средством. Также здесь выдают свидетельства об успешном окончании учебы. Но с собранным пакетом документов придется отправляться совсем в другое место. Куда именно? В ГИМС. Что это такое? Государственная инспекция по маломерным судам. Именно здесь могут быть получены права на моторную лодку. Сюда подается заявление, и приносятся все остальные документы.
Зачастую достаточно просто предоставить определенные бумаги и написать запрос на выдачу удостоверения. В некоторых случаях гражданина могут попросить пройти экзамен в виде практики на тренажере. Если человек только закончил курс обучения, показывать свои навыки не обязательно. Но приготовиться к требованию все равно стоит. Как только документы на лодку (а точнее, на управление маломерным судном) будут поданы, останется подождать. В среднем на изготовление и выдачу удостоверения уходит порядка 30 дней. При желании можно подать заявление несколькими способами.
Сейчас населению предлагается:
обратиться в ГИМС лично;
прибегнуть к помощи портала «Госуслуги»;
принести пакет документов в МФЦ.
Первый вариант считается самым быстрым, надежным и удобным. Если придется дополнительно сдавать экзамен по управлению судном, можно воплотить задумку в жизнь в кратчайшие сроки. Да и само удостоверение будет выдано очень быстро.
А вот МФЦ несколько замедлит процесс. Зачастую приходится ждать 1,5-2 месяца для того, чтобы можно было получить права на лодку.
ГИМС — это место, которое максимально быстро поможет справиться с поставленной задачей. Впрочем, граждане сами могут выбирать место, куда обращаться с заявлением. Пакет документов все равно остается одинаковым во всех случаях.
Документы для подачи в ГИМС на право управления маломерным судном
Список документов не слишком длинный. Предъявить необходимо:
паспорт гражданина РФ;
документы на транспортное средство, которым планируется управлять (если есть, вместе с судовым билетом);
заявление на выдачу удостоверения судоводителя;
диплом о высшем образовании, связанном с судовождением (при наличии);
госпошлина (квитанция об оплате); свидетельство об успешном окончании специализированных курсов судоводителей;
медицинская справка о состоянии здоровья установленного образца;
фотографии (3-4 штуки, цветные, размера 3 на 4 сантиметра).
С собой потребуется принести копии всех вышеперечисленных документов. Исключение составляет только медицинское заключение. Оно должно быть представлено только в оригинале. Допускается прикладывание заверенной копии.
Сейчас многие требуют лишь мельком показать паспорт и медсправку в оригинале, а к заявлению приложить ксерокопии. Сколько придется заплатить в качестве государственной пошлины? На данный момент за получение прав придется отдать 1 300 рублей. Это за выдачу удостоверения. Если не производилась постановка судна на учет в ГИМС, дополнительно придется оплатить пошлину в 1 600 рублей.
После подачи заявления судоводителю будет сказано, когда можно вернуться за правами. Забирать документ следует с удостоверением личности (паспортом). Вот и все.
Теперь моторные лодки не находятся под запретом управления. А на некоторые лодочные моторы права не нужны!
В действительности получить удостоверение ГИМС весьма проблематично. В частности, из-за обучения и экзаменационной части всего процесса. Некоторые решаются на покупку готовых прав. Делать так не следует — это незаконно. Все выданные ГИМС документы заносятся в базу. Подделки быстро распознаются. Теперь понятно, как получить права на лодку. Если хорошенько постараться, процесс не доставит огромного количества хлопот.
Права на управление лодкой: на какие модели нужны и как их получить?
Не все осведомлены, что для вождения водного транспорта нужно приобрести соответствующее разрешение, поэтому многие пользователи покупают моторные лодки и иные судна, не задумываясь об этом. Однако это довольно серьезная ошибка — в нашей стране за несоблюдение норм закона в части правил управления любым ТС предусмотрена ответственность, и водные виды ТС не стали исключением.
На какие лодки необходимы права?
Не всегда собственники водного транспорта задумываются о том, чтобы оформить водительское удостоверение для вождения судна. Дело в том, что это требование относится не ко всем категориям водного ТС, а только к его отдельным разновидностям. В первую очередь оно распространяется на лодки с двигателем: если у ТС присутствует мотор, то для езды на нем требуется разрешение, иначе выход в любое водное пространство ему будет запрещен; владеть подобной лодкой можно, а вот управлять ей — нет.
Необходимость получения разрешения на вождение всякого маломерного судна встает, когда параметры транспортного средства превышают следующие нормативные значения:
общая масса судна (то есть вес непосредственно корпуса и двигателя) свыше 200 кг;
мощность движка — больше 10,88 лошадей, когда установлен электромотор — его мощность свыше 8 кВт;
если плавсредство относится к спортивным парусникам без мотора и без обустроенной зоны отдыха.
Моторные лодки является вовсе не единственным типом транспорта, владение которым диктует обязательное наличие специальных морских прав. Под действие законодательных норм также попадают различные самоходные суда. В отдельных случаях в разрешении на вождение нуждается катер — это касается того транспорта, грузоподъемность которого превышает 100 кг включительно. Ещё одной разновидностью водного транспорта, который не стал исключением из правил, являются байдарки — впрочем, это касается только тех моделей, вместимость которых превышает 150 кг.
Не требуется водительские права на управление весельными резиновыми лодками, а также надувными плавсредствами из ПВХ. Под действие установленных правил не попадают судна с мотором меньше 10 л. с.
Категории
В наши дни в РФ существует несколько основных категорий прав:
на вождение моторных, а также всех видов парусных лодок;
на вождение моторных лодок;
на вождение гидроцикла.
Соответственно, все разновидности ТС на воде подразделяются на ряд категорий:
гидроцикл – представляет собой бескорпусное ТС с мотором, используется для перемещения по водному пространству;
моторная лодка со стационарным мотором – такое судно оборудовано стационарным либо и подвесным лодочным мотором;
парусное судно — этот транспорт дополнительно оснащается парусным элементом.
Еще до прохождения обучения определите, в каких районах вы планируете передвигаться в водном пространстве. Все водные пути условно разделяют на:
морские — представляют собой воды внутренних морей РФ, а также пути территориальных морей;
внутренние водные — к ним относят реки, а также водохранилища и озёра, которые полностью располагается на территории страны;
внутренние — несудоходные водоемы в пределах страны.
Собственниками перечисленных групп плавсредств могут быть как юридические, так и физические лица. Любое ТС надо непременно зарегистрировать в ГИМС в установленном законом порядке.
Как получить?
Оформить разрешение на вождение водных типов ТС совсем непросто. Процесс условно можно поделить на несколько важных этапов:
проверка потребности в оформлении водительского удостоверения;
сбор документации при прохождении медкомиссии;
обучение вождению;
обязательная сдача испытаний;
подача заявки на выдачу прав;
оформление удостоверения водителя судна.
Обращаем внимание на то, что необязательно строго придерживаться указанной последовательности действий — вы всегда можете отложить или перенести этап подачи комплекта документов для оформления разрешения на езду, но, во всяком случае, делать это нужно лишь после того, как весь курс обучение и сдача тестов останется позади.
Остановимся чуть подробнее на самых важных этапах оформления разрешения.
Медосмотр
Прохождение медкомиссии для оформления водительских прав на управление плавредством ничем не отличается от осмотра, который нужен в ситуации с автомобилями и другим наземным транспортом. Имеется группа запретов, при которых судовладелец не сможет получить водительских прав на управление водным ТС. Отсутствие таких противопоказаний непременно должно быть зафиксировано в виде заключения медицинской комиссии, состоящей из:
окулиста,
хирурга;
психиатра;
специалиста-невролога;
нарколога;
терапевта.
Если хотя бы один из указанных медработников не сделает отметку о допуске судовладельца к езде на водном ТС, об оформлении прав можно попросту забыть.
Выводы медкомиссии являются важнейшим документом, в отсутствие которого у вас не получится в дальнейшем оформить заявку на выдачу водительского удостоверения, потому обучение вождению судна до получения результатов медкомиссии о группе здоровья не имеет смысла, в отдельных учебных центрах даже требуют результаты медкомиссии до зачисления на курсы.
Обучение
В России пройти обучение вождению водного ТС можно в специальных высших учебных заведениях, техникумах либо на курсах. Вся программа подготовки делится на 2 этапа: теоретический и практический. Первый вариант представляет собой посещение лекций, более того, многие учебные курсы в наши дни допускают дистанционное прохождение обучения. Вторая часть – практическая. Если при оформлении водительского удостоверения на автотранспорт всё ясно — ученики учатся ездить на реальных авто, то в случае с судами ситуация немного иная. Практические занятия здесь проходят на симуляторах-тренажерах, поскольку без получения прав водителя судна гражданам запрещается выходить в открытое водное пространство.
Обучение завершается испытанием – если слушатель курса не сможет его сдать, то разрешение на вождение лодки он не получит. Впрочем, не надо огорчаться, любой человек имеет шанс на одну или несколько пересдач. Как и сами курсы, экзаменационная часть подразделяется на теоретическую и практическую. Сперва ученикам предлагается ряд вопросов, которые определяют уровень знаний, важных для вождения моторной лодки. Как правило, теория сдаётся в форме теста. Когда первый этап будет успешно завершен, судовладелец переходит к практическому испытанию. Как свидетельствует практика, подавляющее большинство учеников именно на этой стадии сталкиваются со сложностями и попросту «срезаются».
После успешного прохождения экзаменов судовладельцу выдается свидетельство удачного завершения учебы. Такой документ непременно должен присутствовать у любого человека, который намерен управлять собственным судном.
Альтернативой считается лишь диплом о высшем образовании по специальности, связанной с вождением водного ТС.
Оформление документов
Для оформления заявки на получение разрешения управления плавсредством надо собрать и передать в регистрирующий орган набор следующих документов:
паспорт гражданина РФ;
правоустанавливающие документы на ТС, которым вы планируете управлять;
заявление на получение разрешительного удостоверения водителя судна;
сертификат об успешном окончании обучения на курсах судоводителей или же документ о высшем образовании по специальности, связанной с вождением;
квитанция об оплате необходимой госпошлины;
медзаключение о группе здоровья;
фотографии 3х4.
Кроме того, понадобится взять с собой ксерокопии всех документов.
Госпошлина в среднем составляет 1300 рублей. Если вы не занимались ранее постановкой лодки на учёт, то придется дополнительно оплатить ещё один сбор в сумме 1600 руб.
С подготовленным комплектом надо обратиться в ГИМС. В стенах данного учреждения регистрируются все водительские права на моторные судна.
В целом на подготовку и выдачу документа уходит около месяца. Подать заявление возможно тремя способами, гражданам в наши дни предложено:
напрямую в ГИМС;
передать пакет документов в МФЦ;
подать сведения через портал «Госуслуг».
Наиболее оперативным и удобным является первый вариант— водительское удостоверение обычно выдается довольно быстро. А вот при обращении в МФЦ процесс будет замедлен, пользователям нередко приходится ждать по полтора, а то и два месяца для того, чтобы увидеть разрешение на вождение ТС. Для передвижений в морском водном пространстве следует сделать международные права.
Наказания за отсутствие
Обращаем внимание на то, что согласно действующему закону нашей страны за езду на водных видах транспорта без оформленного разрешения установлена административная ответственность:
за вождение лодки, не имея при себе необходимого удостоверения, – предупреждение либо штраф в размере 100 рублей;
за передачу прав на вождение водного ТС лицу, не имеющему при себе разрешительного документа, – штраф в размере 100 рублей;
за управление плавсредством лицом, не имеющим водительских прав, – штрафные санкции от 1 до 2 тысяч рублей;
за передачу вождения ТС лицу, не имеющему допуска к управлению лодками, – штраф от 1 до 2 тысяч рублей.
После наложения штрафа судовладельцу выдается 10 дней для обжалования его в суде, после этого постановление вступает в силу и подлежит оплате. В соответствии с КоАП РФ штраф следует оплатить в течение 70 суток с момента выдачи квитанции. Если этот срок будет пропущен, то человек получит просрочку и, соответственно, дополнительную меру ответственности.
Как правило, реквизиты для оплаты суммы штрафа указываются в самой квитанции или в судебном постановлении.
Штраф можно оплатить несколькими способами:
при помощи онлайн-сервисов, например, WebMoney или Яндекс-деньги;
через портал «Госуслуг»;
при помощи платёжного терминала Сберегательного банка;
через операторов любого банка, который принимает данный вид платежей.
Обращаем ваше внимание на то, что разрешенный период действия прав на вождение судном составляет 10 лет, после этого нужно продлить их в установленном законом порядке.
Оформление прав на управление судном — обязательное требование, обусловленное нормами безопасности передвижений в водном пространстве. Именно поэтому не следует им пренебрегать – от наличия водительских прав зависит не только целостность вашего бюджета, но и сохранность жизни и здоровья всех участников движения на воде. В случае частого нарушения норм законодательства возможно полное лишение прав на управление водным транспортом на несколько лет.
О том, как проще всего получить права судоводителя, смотрите в следующем видео.
Как получить права на катер?
Водительское удостоверение является одним из самых желанных документов каждого мужчины. Они являются неким свидетельством о том, что человек преодолел ещё один этап в своей жизни, прежде чем получил права. Ведь для их получения было сдано два экзамена (теоретический и практический). После успешной сдачи, мужчина может в кругах друзей называть себя штурманом.
Ни для кого не секрет, что права на вождение автомобилем на данный момент есть практически у каждого. Другое дело права на катер, которые смело можно назвать редкостью. Давайте разберем что это «такое» и с чем его «едят».
Чтобы получить права на управление плавсредством, необходимо пройти соответствующее обучение. Это выполняется в специализированных школах, которые занимаются данной деятельностью — обучением владельцев катеров и лодок. Для получения прав на вождение катером следует пройти несколько этапов, основные из которых:
записаться в группу обучения;
подготовить документы, необходимые для обучения и в дальнейшем — получения прав;
пройти курс теории, а затем практические занятия;
успешно сдать тесты;
в школе обучения получить документ, который доказывает пройденный курс обучения;
Непосредственно в «ГИМС» пройти основной экзамен для получения прав для вождения катером;
В случае позитивной сдачи, забрать заслуженный документ, позволяющий управлять маломерным судном.
Важно: перед сдачей теоретической и практической части экзамена, учащийся обязан пройти медкомиссию, которая подтвердит его пригодность.
Допуск к экзамену
Маломерным судном считается, водное транспортное средство, которое достигает в длину не более 20 метров, перевозить на нем можно не более 12 человек.
К экзамену допускаются лица, которые достигли 18 лет, чтобы сдать практику необходимо ходить на практические занятия, они могут быть:
Виды маломерных транспортных средств
После получения прав на эксплуатацию маломерного судна, можно управлять транспортными средствами.
Моторными судами: катерами и лодками.
Парусными судами.
Парусно-моторными средствами передвижения.
Гидроциклами.
Судами особенной конструкции, но подходящими под характеристики маломерных транспортных средств, экраноплан, аэроб, амфибия.
Где получить права на катер?
Как уже было указанно выше, обучение происходит в специальных школах. Эти учебные заведения занимаются подготовкой будущих судоводителей маломерных судов. Существую частные и государственные школы, соответственно стоимость обучения будет зависеть от школы, в которой будет учиться будущий мореходник.
Полученные права разрешают ходить по водам России.
По внутренним водным маршрутам.
По внутренним путям, где отсутствует передвижение катеров и кораблей.
В территориальных водах моря и внутренних морских водах.
Также можно ходить маломерным судном в литоральных морских водах, не далее 20 миль от береговой линии.
Госпошлину при получении прав, выплачивает каждый владелец судна, в размере 800 рублей, за замену 650 рублей, чтобы зарегистрироваться в гос. реестре судов, необходимо внести 1600 рублей.
Без прав на катере. Какие штрафы существуют?
В случае вождения водным транспортом без соответствующих разрешающих документов налаживается штраф в размере 100 рублей. Кроме этого, судно извлекается на специальную площадку. Также существуют другие штрафы. Например, управление маломерным судном пьяному водителю обойдется примерно 1500−2000 рублей. Возможно лишение прав на срок до 2-х лет. Штрафные санкции грозят водителям, которые отказываются от медицинского свидетельствования. В таком случае водитель может отдать 1000−1500 рублей, за нарушение закона. При нарушении правил безопасности грозит штраф суммой 300−500 рублей.
К сожалению, многие водители нарушают те или иные правила намеренно, не боясь административной ответственности. Тем более что размер штрафов действительно смешной. В результате этого случается много несчастных случаев, вытекающими из этого последствиями. Поэтому, органы власти хотят ужесточить меры наказания для недобросовестных водителей, злостных нарушителей. В результате значительного повышения штрафов, многие водители не раз задумаются, прежде чем переходить черту закона.
Что нужно сделать для получения прав на моторную лодку?
Многие люди, решив обзавестись собственной лодкой и использовать её на рыбалке или же просто для развлечения, считают, что для этого достаточно заплатить деньги и получить лодку.
На самом деле это не так. Большинство плавучих средств должны быть поставлены на учет. Кроме того, чтобы иметь возможность пользоваться лодкой и не заплатить при этом штраф, необходимо получить права.
Где выдают права?
Выдачей прав занимается ГИМС (Государственная Инспекция по Маломерным Судам).
Отделения имеются практически в каждом крупном городе.
Именно туда стоит обратиться для прохождения обучения и последующего получения прав. При ГИМС обычно проводятся курсы по судовождению.
Однако стоит учитывать, что курсы есть не при каждом отделении, а в некоторых случаях там имеется очередь.
Поэтому в некоторых случаях будет проще пройти обычные курсы судовождения. Стоимость обучения не слишком дорогая, а полученные навыки – поистине бесценны. Обычно они длятся около 45 дней.
Во время обучения вы получите ценные сведения и навыки. Ведь курсы включают в себя такие дисциплины, как:
Лоция ВВП;
Навигационные знаки и огни;
Безопасность эксплуатации;
Теория судовождения;
Правила плавания;
Радиосвязь;
Метеорология;
Административное право;
Теория устройства судна.
Кому-то такой перечень может показаться странным и слишком объемным. Но все эти навыки нужны, чтобы сделать ваше пребывание на воде максимально безопасным.
К тому же, во время обучения вы сможете получить полезные советы от более опытных владельцев лодок.
После завершения обучения вам предстоит продемонстрировать свои навыки – сначала теоретическая часть (10 вопросов теста на компьютере, из которых на 8 минимум нужно ответить правильно), после чего – практическая. Если вы не завалили экзамен, через 7 дней у вас будет возможность попытаться сдать экзамены повторно.
Какие плавсредства нужно регистрировать?
В отношении плавающих средств закон довольно суров.
Для любой лодки, грузоподъемность которой составляет более 225 килограмм, нужны соответствующие документы. И неважно, владельцем какой техники вы являетесь – яхты, катамарана или просто большого плота.
Только небольшие плавающие средства (в большинстве случаев лодки-маломерки и надувные лодки) позволяют владельцу не ломать голову над регистрацией и прохождением обучения.
Однако, если вы решили установить на свою лодку мотор объемом более чем 10 л.с. тогда нужны будут права. После установки мотора каждое плавающее средство подлежит обязательной регистрации.
В исключения попадают судна массой до 200 кг, и объемом двигателя до 8 киловатт (10 л.с. включительно), а также парусные и спортивные судна, которые не имеют двигателя и их длина не более чем 9 м – Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ.
Собираем документы для регистрации
Переходим к следующему вопросу – какие документы нужны, чтобы получить права на лодку или катер.
Конечно, в первую очередь это паспорт владельца и ИИН. Кроме того, вам придется представить инспекторам документы на судно.
Это технический паспорт и договор купли-продажи. В соответствующих случаях его можно заменить договор дарения или генеральная доверенность.
И, наконец, к списку нужно приложить квитанцию об оплате. Цена регистрации зависит от типа судна.
Например, регистрация резиновой лодки обойдется вам в 50 рублей, в то время как регистрация катера или гидроцикла стоит 200 рублей. Лучше заранее узнать в ГИМС сколько стоит регистрация вашего плавучего средства.
Список документов не зависит от того, покупаете вы новое плавучее средство или же подержанное.
Вы хотите зарегистрировать лодку с мотором? В этом случае вам нужны документы как на саму лодку, так и на мотор. Номера лодки и мотора будут внесены в судовой билет.
Сложнее, если регистрируемое судно было повреждено и после этого прошло серьезный ремонт.
В этом случае вам придется пройти техническое освидетельствование.
Эксперт должен определить, насколько безопасным является ваше судно. Только после получения соответствующей справки вы сможете получить регистрацию.
Конечно, судно может быть зарегистрировано только после осмотра инспектором. Для этого необходимо доставить и мотор, и лодку в отделение ГИМС. Но такую возможность имеют не все владельцы. Поэтому государство в этом вопросе пошло им навстречу – инспектор может быть вызван на дом. Правда, такая услуга не обойдется бесплатно – один потраченный час времени инспектора обойдется вам в 500 рублей.
Он проверяет вашу лодку, и если её состояние признается удовлетворительным, выписывает акт осмотра, который прилагается к остальному пакету документов.
Впрочем, прежде чем вызывать инспектора, узнайте в ГИМС, нужно ли вашему судну проходить такую проверку – в некоторых случаях достаточно иметь полный пакет документации.
Коротко о неприятном
Кому-то может показаться, что сбор документов, которые нужны для регистрации лодки, занимает слишком много времени и сил.
И такие сорвиголовы предпочитают бороздить просторы рек и озер на плавсредстве без соответствующих документов. Но многие впоследствии сожалеют о такой недальновидности.
Дело в том, что любой инспектор ГИМС может потребовать предъявить документы у человека, управляющего лодкой с мотором, гидроциклом или катером. Если у него не окажется судового билета, то придется заплатить административный штраф – 500 рублей. При повторном нарушении штраф составит уже 1000 рублей.
В некоторых случаях (при управлении судном, которое требует наличия прав) судно может быть изъято и отправлено на штраф-стоянку.
Подведем итоги
Пожалуй, исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что лучше потратить несколько дней на регистрацию судна, а также полтора-два месяца на прохождение соответствующих курсов.
Возможно, кому-то штраф в 500 и даже 1000 рублей покажется незначительным.
Но жизненно важные навыки и осознание того, что вы не нарушаете законов, станут приятным дополнением. К тому же, если у вас будут права на лодку с мотором, во время рыбалки или плавания вы будете чувствовать себя более комфортно, точно зная, что у инспекторов ГИМС к вам не будет никаких претензий.