Получить права на управление яхтой ""
Top-motor.ru

Все про лодки

Получить права на управление яхтой

Какие права нужны для управления яхтой

Если у вас нет времени читать всю статью, вот краткое содержание в виде ответов на самые популярны вопросы:

1. Нужны ли мне права для управления парусной яхтой?

В России формально – да. В остальном мире – практически нет.

2. Подойдут ли в России сертификаты IYT, RYA, ICC или ВФПС?

Юридически нет. Вы можете ходить по территориальным водам РФ только с удостоверениями ГИМС или Минтранса. На практике подойдут любые.

3. Являются ли права ГИМС международными?

Международные – это слишком широкое понятие. Если учесть, что удостоверение ГИМС является единственным легитимным документом российского частного судоводителя и оно признается в большинстве сопредельных государств и стран ЕС, тогда да, права являются международными, подобно водительскому удостоверению.

Но всемирных прав или сертификатов, признаваемых абсолютно любой страной, вообще не бывает. Согласно рекомендациям ООН, судоводителю лучше иметь права, выданные своим государством. Если таковые на его родине вообще требуются.

4. Достаточно ли удостоверения ГИМС, чтобы взять яхту в чартер?

В последнее время гимсовские права начали узнавать за рубежом многие чартерные компании. Особенно после того, как ГИМС начал дублировать все надписи на английском языке. Более того, в Хорватии, например, именно они и нужны.

5. Зачем нужны сертификаты RYA или IYT, если я на своей яхте?

Они не нужны. Но могут пригодиться, если вы захотите взять парусную лодку в аренду.

6. Можно ли сдать на права ГИМС экстерном?

Да. Но по умолчанию приоритет в очереди на сдачу имеют выпускники курсов, поэтому вы должны быть готовы к длительному ожиданию. Не забудьте, что кроме теории есть еще и практика, так что вам понадобится друг с мотолодкой на пару часов, чтобы вы могли научиться отходить и швартоваться, а также до автоматизма довести навык пристегивания аварийной чеки к руке или спасжилету перед запуском ПЛМ.

7. Сколько стоит обучение на мотолодку?

В среднем 15-20 тысяч рублей.

8. Как открыть в ГИМСе парусную категорию?

Парусные категории открываются дополнительно к моторным. Для этого нужно подтвердить свой опыт и квалификацию. Иногда может подойти зарубежный сертификат.

Удостоверение яхтенного капитана от Минтранса должно быть достаточным основанием для автоматического открытия парусной категории в правах ГИМС, однако это далеко не всегда для них таковым является. И в то же время полно случаев, когда парус открывали всего лишь после короткого собеседования.

9. А нужно ли мне открывать парусную категорию?

Препятствия, которые на пути к этому порой встречают российские яхтсмены, заставляют их бросить это дело и ходить с одной лишь моторной категорией, все равно инспектора ГИМС очень лояльно относятся к парусам.

Либо иногда яхтсмены получают свидетельство от Минтранса или формальную бумажку от Всероссийской Федерации Парусного Спорта (ВФПС). Однако, например, в СПб ситуация потихоньку меняется и, вероятно, уже скоро можно будет получать парусные права по простой и понятной схеме.

Международные права на яхту

Надо начать с того, что никаких единых международных прав на управление парусной или моторной яхтой не существует. Более того, в большинстве стран ЕС на прогулочные суда они вообще не нужны. Не говоря уже про нейтральные воды морей и океанов.

Однако есть ряд государств, которые требуют наличия подобных удостоверений, причем, собственного образца. К ним относятся Россия, Канада, США, Китай, Корея. В других странах тоже есть подобные требования, однако во всех остальных случаях вы можете ходить по документам, выданным своей страной.

Это все в теории. На практике вероятность того, что вы за время своих морских скитаний хотя бы раз достанете из бумажника свои права на яхту, стремится к нулю. В самом деле, ваше удостоверение, какое бы оно ни было, никому не интересно. У вас не спросят его ни на таможне, ни во время встречи с береговой охраной. Вообще никогда. Единственный документ, который будет всех интересовать – это право собственности на лодку. И, возможно, страховка.

Почему же тогда существует такое количество школ яхтенных капитанов, рекламу которых вы видите на каждом шагу? Ну, это бизнес. Он работает вполне эффективно, учитывая, что каждый новичек в парусном спорте, благодаря рекламе, убежден, что для управления собственной яхтой ему необходим «международный» сертификат, выданный какой-нибудь английской ассоциацией.

Но отсутствие требования к правам вовсе не означает отсутствие требования к полному набору знаний, необходимому для обеспечения безопасности на воде ради других людей, включая ваших возможных пассажиров. В тех странах, где не требуется получение лицензий, яхтенная культура развита очень сильно, поэтому каждый ребенок с пеленок обладает всеми навыками и запросто сдаст любой экзамен.

Чартер яхт

Подобные документы действительно нужны, если вы хотите взять яхту в чартер. Сертификаты, выданные Королевской Яхтенной Ассоциацией (RYA) или International Yacht Trainig (IYT), являются наиболее узнаваемыми среди чартерных компаний, поэтому в этом случае они могут быть полезны. Хотя это вовсе не является гарантией того, что вам предоставят лодку в аренду.

Эти сертификаты могут легко, в случае необходимости, конвертироваться в Международный Сертификат Компетентности (ICC), который утвержден ООН для внутренних водных путей европейских стран, принявших такую резолюцию.

Но не все так однозначно. Например, если вы, вдруг, русский, то в Хорватии при аренде яхты с вас потребуют ни что иное, как российское удостоверение Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС).

Что касается ВФПС, то, в отличие от России, их документы признаются во всем остальном мире и могут быть приняты чартерными компаниями.

Страхование яхты

Несмотря на то, что вы можете всю жизнь ходить по миру без каких-либо прав на управление яхтой, это может быть весьма удобным поводом отказать вам в выплате страховки, в случае возникновения страхового случая. Если, конечно, вы вообще будете страховать лодку.

Права на управление яхтой в России

Подобно Канадам и Америкам, в РФ действуют государственные образцы удостоверений судоводителя маломерного судна, яхтенного рулевого или яхтенного капитана, которые выдаются подразделением МЧС или Минтрансом.

В Государственной Инспекции по Маломерным Судам имеет место быть разделение на категории плавания: внутренние водные пути (ВВП) и морские территориальные воды (МП). Обычно эти категории объединяют и сдают экзамен по обоим.

Кроме того, в России есть категория моторных судов, которую ГИМС более-менее контролирует, а также категория парусных яхт, которую ГИМС практически игнорирует. До сих пор нет четких стандартов, как эту самую парусную категорию открывать. Иногда достаточно пройти собеседование и подтвердить свою компетентность, иногда не помогает даже удостоверение яхтенного капитана от Минтранса.

Множество российских яхтсменов, которых вы можете увидеть, даже не открывали парусную категорию, либо получили её автоматом, когда сдавали экзамен на управление мотолодкой.

А есть и те, кто вообще всю жизнь ходит без прав, причем ежегодно пересекая границу в обе стороны. В этом случае владелец представляет свою яхту как спортивный инвентарь, а спортивными судами ГИМС не занимается. Даже несмотря на то, что в законе почти точно прописано, что спортивная лодка не должна иметь двигатель и места для отдыха (то есть это должен быть совсем спартанский швертбот, типа Lazer), ГИМС все равно крайне редко проявляет интерес к парусникам.

И если уж, в виде исключения, инспектор подойдет и проверит у вас документы, то вам вполне будет достаточно открытой категории мотолодки.

Росморречфлот

Министерство транспорта в лице начальника порта может выдавать удостоверения яхтенного капитана или рулевого, а также вписать яхту в спортивный реестр. На деле же этим очень редко кто пользуется, просто потому что зарегистрировать судно в ГИМСе проще и логичней.

Всероссийская Федерация Парусного Спорта – это негосударственная общественная организация, имеющая свой Спортсудрегистр, в который вы можете занести свою яхту, чтобы участвовать в регатах.

ВФПС выдает собственные сертификаты шкиперам, но они лишены какой-либо юридической силы и не отменяют необходимость получения удостоверения ГИМС или Минтранса. Фактически, хождение с бумажкой ВФПС по российским ВВП и МП равносильно хождению без прав, но контролирующие органы, к счастью, закрывают на это глаза.

Однако это касается исключительно РФ, где удостоверения выдаются государственными органами. В других странах вы можете совершенно без проблем предъявлять документы от ВФПС, где это требуется.

Кругосветка

Итак, если вы купили парусную яхту в России и решили отправиться в заморский круиз, то формально вам нужно удостоверение ГИМС (даже без открытой парусной категории), чтобы дойти под мотором до таможни и покинуть территориальные воды. По факту, конечно, никто ваши права не спросит.

В нейтральных водах, в странах Скадинавии и в большинстве стран остальной Европы, ваши права и подавно никому не интересны, ведь их там просто ни у кого нет на совершенно законных основаниях.

Если даже какие-то государства строго обязывают своих жителей иметь установленный образец сертификата, то на зарубежных гостей это требование распространяется редко, поскольку существует рекомендация ООН, согласно которой яхтсмену желательно иметь удостоверение той страны, гражданином которой он является. А если на его родине для управления прогулочным судном права не нужны, то и взятки гладки.

Именно по причине отсутствия единых стандартов просьба предъявить удостоверение на право управления яхтой является нонсенсом и этим никто из контролирующих органов не занимается.

Как бы то ни было, если вы хотите периодически навещать Россию под российским же флагом, то вам нужно получить права ГИМС. А если не хотите, то вам не нужно ничего. Вы можете сейчас поехать в Швецию, купить там яхту б/у и с бумажкой о купле-продаже отправиться прямо оттуда бороздить моря под шведским флагом. Как многие и делают.

Как получить права ГИМС

Несмотря на обилие «официальных» школ (включая автошколы), предлагающих свои услуги по обучению, ГИМС заявляет, что никаких аккредитованных центров при нем не существует, а сам ГИМС – это всего лишь контролирующий орган.

Кроме того, для сдачи на права иметь свидетельство о прослушивании курса вовсе не обязательно, и самоподготовка абсолютно допустима. Таким образом, можно сэкономить тысяч 15-20, в зависимости от аппетитов учебного заведения.

Однако ходить на курсы интересно и полезно, не говоря уже о варианте, когда у вас полностью отсутствует практика на воде. В противном случае сдача экстерном является обычным делом.

Как получить права в других странах

В большинстве случаев, при наличии своего родного удостоверения, вам достаточно пройти короткий тест из простейших вопросов про навигацию и заплатить маленькую пошлину. И, хотя это совершенно необязательно, многие яхтсмены получают все возможные виды удостоверений яхтенных шкиперов во всех возможных странах для своей коллекции.

Более того, вам для этого не всегда надо посещать государство, права которого вы хотите получить. Например, канадские можно получить дистанционно, сдав экзамены онлайн.

Что в итоге

Самый понятный и прозрачный вариант, который только может быть – это, образно говоря, русский яхтсмен на судне под российским флагом с российским удостоверением ГИМС. Но за границей никому до ваших прав дела нет, кроме чартерных компаний. Как, впрочем, и до флага.

Как бы то ни было, вы все равно не сможете оставить яхту под, например, шведским флагом или получить финский (разве что только клубный, но это не является флагом в понимании судоходства), не являясь гражданином этих стран. Если вы гражданин России, то официальный флаг у вас будет либо русский, либо один из каких-нибудь «удобных» оффшорных флагов.

Читать еще:  Построить лодку своими руками

Но все это уже относится не к сертификатам или правам капитана, а к регистрации судна и его гражданству. Права шкипера и регистрация его яхты напрямую никак не связаны между собой.

Вы должны понимать, что сами по себе права на яхту являются не более чем бюрократическим нюансом, нисколько не гарантирующим ваши истинные знания, опыт и навыки. Обучаться и повышать свою квалификацию надо постоянно, как при помощи различных ассоциаций, так и самостоятельно. Ну и море, конечно, внесет свой самый весомый вклад в ваше обучение.

Права на яхту – что выбрать?

Яхтинг — сравнительно молодое, новое развлечение, завоевывающее популярность в нашей стране и в мире. Суть этого развлечения — самостоятельное управление парусной (реже моторной) яхтой. Это вид отдыха, который позволяет объединить сразу несколько видов развлечений: туризм с природным или урбанистическим уклоном, походы по исторический местам, применение морской навигации, а также спорт и физкультуру в виде соревнований на регатах, работе на снастях, командное взаимодействие, плавание и многое другое.
Яхтинг позволяет окунуться в романтику паруса, примерить к себе роль моряка, находящегося в дальним плаваниях по неизвестным морям — океанам позапрошлого века.

Главное препятствие на пути к этому развлечению, как считают многие обыватели, стоит самое страшное — «сертификат капитана яхты«, или, судя по поисковым запросам — «права на яхту«.

То и другое описание судоводительских документов катастрофически безграмотно. В этих выражениях собственно и заложены основные заблуждения несведущего сообщества, которые активно эксплуатируются вполне квалифицированным бизнес сообществом.
Попробуем в них разобраться и раскрыть для потребителя образовательных услуг, будущего судоводителя, суть обучения и самое главное, принципы признания квалификации судоводителя. Рассмотрим и документы, которые наиболее полно и легитимно описывают эту квалификацию.

Для конкретного сравнения в статье будет дан сравнительный анализ присвоения квалификации судоводителя парусного судна в отечественных и зарубежных организациях. Посмотрим как дело обстоит в ГИМС (государственная), ВФПС (общественная Всероссийская федерация парусного спорта) и в IYT, RYA, ISSA и в прочих зарубежных частных компаниях.

Начнем однако, с пары шокирующих заблуждений, которые мешают нашему, далеко не морскому потенциальному потребителю, разобраться с существом дела.

Заблуждение первое:

«Существует обязательный для всех стран международный статус документа».

Эта ошибочная иллюзия приносит зарубежному бизнесу, действующему у нас в стране в области подготовки судоводителей, немалые прибыли. Многие из нас считают, в том, что существует некий реестр яхтенных школ, документы которых должны признаваться «во всех странах». Это не шутка. Причем это заблуждение не только эксплуатируется но и активно пропагандируется заинтересованным бизнесом. Посыл выглядит так: «Приходите к нам, поскольку мы не национальные, местечковые, а мы международные, всемирные, наши документы признаются везде и всеми!«

Для тех, кто попался на эту удочку хочу сообщить, что всемирного правительства пока не существует и все документы имеют национальное происхождение. Надо сказать, что самая авторитетная «международная» организация — ООН, рекомендует странам (приказывать странам даже ООН не может) обучать судоводителей прибрежного плавания, коими мы и являемся, обучать в своей стране на родном языке. То есть организация или частное лицо (и такое возможно) которая квалифицирует судоводителя, должна быть в той же стране, что и паспорт обладателя! В нашем случае это может быть либо ГИМС либо ВФПС либо любое другое частное лицо или учебная организация РФ. Разумеется, если студент гражданин РФ.
Итак: нет никаких супер универсальных «рыцарских прав на яхту» которым будет отдавать честь капитан «любого» порта, «любой» страны. В зарубежных плаваниях у начальника порта или его представителей перед глазами будет какая то бумажка и реальный квалифицированный или не квалифицированный судоводитель. Да, еще возможно где то в уголках его сознания будет мелькать резолюция ООН по этой теме. И всё.

Заблуждение второе:

«Существуют отдельные права на яхту, которые действуют только для того, что бы взять яхту в чартер, профессиональным судоводителям обладатель таких «прав» просто всегда уступает дорогу».

На полном серьезе многие из нас, любителей паруса, думают, что море поделено на акватории для отдыха и акватории для профессиональной работы моряков. Да, кстати, и само море (да и ветер) тоже оповещены, где ходят профи, а где бороздят и покоряют простые яхтсмены — любители.
Не знаю как это заблуждение комментировать, но честно говоря в своей практике я довольно часто встречаюсь с выпускниками яхт школ, которые искренне привержены этому заблуждению. Помолимся о них. Лучший способ жить с этим убеждением без риска — никогда не выходит в море, по крайней мере в качестве судоводителя.

Давайте попробуем отбросим хотя бы эту пару заблуждений. Тогда реальная картина мира квалификации судоводителей в России выглядит так:

  1. Документы судоводителя, которые полностью соответствуют требованиям и ООН, и РФ выдаются в ГИМС. Называются «Удостоверение судоводителя». Статус такой же как и «Водительское удостоверение». Признаются в РФ и в тех странах, которые допускают возможность мореплавания в своих водах иностранных капитанов с национальными удостоверениями. На мой взгляд это как раз большинство стран, за исключением США, Канады, КНР, КНДР (в этих странах требуется внутренняя аттестация судоводителей). Но есть и более выдающиеся примеры. Например, в Хорватии, судоводители из РФ должны обладать исключительно удостоверениями МЧС ГИМС. Есть у них такой закон. Как они его соблюдают — их дело.
    Здравый смысл в системе, поддерживающий качество обучения ГИМС заложен следующим образом: ГИМС не обучает, но лишь квалифицирует судоводителей. При этом публично заявляет, что никаких аккредитованных школ при них нет. Вполне устойчивая система.
  2. Квалификационное свидетельство судоводителя парусного судна, который полностью соответствует требованиям ООН и и признаётся в большинстве стран, за исключением гос. органов РФ, США, Канады, КНР, КНДР выдается в ВФПС на квалификационных комиссиях. Это, кстати, важно. Почему они не признаются в РФ? Просто потому, что полномочия по предоставлении квалификации судоводителей на всей территории РФ передано в ведение МЧС ГИМС и Министерству Транспорта. Почему эти квалификации признаются за рубежом? Да просто потому, что во множестве стран такой работой занимаются именно общественные организации, а ВФПС весьма и весьма авторитетная общественная организация с более чем столетним стажем работы.
    Здравое зерно в системе ВФПС примерно такое же как и в ГИМС: школа обучает, а ВФПС квалифицирует (или не квалифицирует). Программа подготовки судоводителей в ВФПС наиболее полная из всех представленных в статье конкурентов. Главная отличительная особенность программы — упор на командную подготовку судоводителей вплоть до высшего, спортивного уровня квалификации.
  3. Сертификаты с различными наименованиями (Day Skipper, Coastal Skipper и прочая вплоть до Ocean Master — Peremaster). Все они не соответствующие рекомендациям ООН и выдаются без всяких комиссий и контролирующих органов. У нас на территории работают РФ яхт школы — представительства иностранных частных компаний США, Великобритании, Польши и других стран, которые и выдают все эти бумаги. Официально они признаются лишь в тех странах, где вообще не требуется какая либо квалификация от судоводителя яхт ограниченного размера. Например, Голландия — до 15 метров подтверждение квалификации не нужно. По факту же, на практике они признаются практически везде, куда бы не ступала нога чартера. Почему так?
    Дело в том, что множество чартерных компаний, преследуя свой бизнес интерес, в нарушении законов собственной страны и лицензии на работу чартерной компании предоставляют для практики яхты в аренду под любые бумажки. Поэтому вы практически ничем не рискуете, приобретая такие бумаги. Однако, все же есть и те страны, чартерные компании, которые все таки соблюдают рекомендации ООН и не признают квалификацию у граждан РФ, выданную в не в РФ.

Давайте подведем итог.

Лучший вариант подтверждения квалификации судоводителя для гражданина РФ с которой можно ходить и по зарубежным морям и внутри РФ — «Удостоверение судоводителя ГИМС». Тут следует оговорить особо, что квалификация судоводителя парусного судна в акваторию МП (Морские пути) в ГИМСе возможна лишь при наличии «наплаванности» в качестве капитана за рубежом. Такое «временное» положение дел у нас в стране продолжается вот уже несколько лет. Мотор — пожалуйста, парус — только через практику за рубежом.

Если предполагаемая практика будет исключительно за рубежом или нужно набраться опыта для последующей квалификации в ГИМС — то для этого вэлком на квалификационную комиссию в ВФПС и получайте «Квалификационное свидетельство судоводителя». Ходите за рубежом и приходите в ГИМС для государственной аттестации.

Теперь о зарубежных школах, окопавшихся у нас в стране. Их деятельность не противоречит законам РФ, в частности потому, что выдают они не полноценные удостоверения, а сертификаты. То есть по сути, по нашим законам, некие свидетельства о прослушивании того или иного курса. То есть ответственности за вашу квалификацию они не несут. Можно ли по этим бумагам брать лодки в чартер? В большинстве стран да, без проблем. Хотя за многолетнюю практику в нашем клубе периодически мы сталкивались и с отказами признавать IYT (прецеденты были в Испании и в Хорватии).

Но основное, что на на наш взгляд должно настораживать будущего потребителя, так это серьезный, системный изъян в подготовки судоводителей в иностранных школах. По сути, это торговые организации, которые сами обучают, сами квалифицируют и сами принимают от вас деньги. Никакого контроля извне. Система неизбежно порочная, несмотря на героизм большинства капитанов — инструкторов.
По сути, обучение в этих школах — это новый, но уже довольно хорошо сформировавшийся вид развлечения на парусных яхтах. Многие с удовольствием туда идут вновь и вновь, собственно на то их бизнес и рассчитан. Для бизнеса важно удержать клиента на годы. Поэтому в нем создано многоуровневое обучение с одной целью — удержать потребителя в учебных плаваниях как можно дольше. А идеальный инструктор — некий аниматор, который все равно, при практически любых ваших достижениях «выпишет» вам бумагу в конце курса, но все таки так никогда и не доведет вас до самостоятельного плавания.

Теперь о нашей яхтенной школе. Мы работаем для того, что бы наши выпускники стали практикующими судоводителями. Что бы справиться с этой целью мы готовим судоводителя почти год! Кроме теоретического курса и практического плавания, мы предоставляем нашим студентам возможность участия во флотилии в качестве шкипера под руководством инструктора и только после флотилии мы можем считать капитана состоявшимся. Разумеется есть и индивидуальные отличия, например, если есть частично квалификация, опыт, тогда многое можно сократить, но все таки то, что написано в бумаге должно соответствовать действительности.

И самое важное отличие наших программ: мы готовим не одиночек, мы готовим команды. Судовождение — это командное занятие и обучать нужно именно команды. В нашем случае капитан и матрос, два человека. Матросом может быть ваши близкие и друзья, то есть те люди, с которыми вы планируете выходить в походы в будущем.

Читать еще:  Водные права спб

Для команд у нас есть специальная система поощрения, скидки, прочие преференции и, что важнее, опыт подготовки команд, где почти всегда в роли матроса обычно прекрасная половина семьи, которую, как вы понимаете посылать на швартовы и якоря не стоит.

Что касается документов, которые можно у нас получить путь следующий: первоначально студенты направляются на квалификационную комиссию ВФПС, получают опыт мореплавания за рубежом в качестве капитана и после этого направляются в ГИМС для получения государственного удостоверения судоводителя, гражданина РФ и Белоруссии.

И в заключении, посмотрите на карту, которая демонстрирует маршруты плаваний одного сезона судоводителя с квалификационным свидетельством ВФПС.

Права на яхту международного образца

Управление парусным или моторным судном требует знаний правил эксплуатации, безопасности и соблюдения различных требований. Невозможно увлекаться яхтингом без соответствующего документа, поэтому надо получать права на яхту. Сделать это возможно только после прохождения обучения. Новички часто сталкиваются с трудностями, особенно при выдаче лицензии.

Что такое права шкипера

Для того чтобы разобраться с правами шкипера, стоит узнать, кто это. Многие считают, что шкипер и капитан — это 2 разных человека на судне, которые имеют определенные обязанности. Однако сейчас нет отличий между этими двумя понятиями. Раньше в Европе шкипером называли командира судна (от слова «schip» – «корабль»), «капитан» имело несколько другое значение. В переводе с латинского «caput» – «голова» или «глава», «командир», с давних времен имело военный, а не морской смысл.

Шкипер — это лицо, управляющее парусной или моторной яхтой. Им может быть как владелец плавательного средства, так и наемный служащий. Он должен полностью выполнять обязанности капитана судна, а также обладать рядом навыков. Сюда входит знание английского языка и навигационной системы, опыт хождения под парусом. Получить права шкипера возможно только после обучения в специализированной школе и сдачи экзаменов. Кроме того, для командования яхтой требуется лицензия, но об этом чуть позже.

Отсутствие удостоверения является преградой для чартера яхты, в ином случае придется нанимать капитана. Самостоятельное плавание так и останется мечтой, ведь любая прогулка на воде требует документов, подтверждающих квалификацию. Выход в море — это огромная ответственность. Если у человека нет удостоверения шкипера, значит он не прошел обучение и, следовательно, не может безопасно управлять судном.

Получение прав на яхту в России

Стать шкипером возможно только после обучения в яхтенной школе. Курс состоит из теоретических и практических занятий. Во время теории ученики осваивают множество тем, например, безопасное управление и эксплуатация парусного судна, особенности подачи знаков.

Практику осуществляют на тренажерах либо в море, если это позволяет регион. Практические занятия не проводятся в холодное время года.

Следует обратить внимание на разрешенные районы плавания: ВВП, МП и ВП. Однако Государственная инспекция РФ выдает права на яхту, с которыми можно путешествовать только на территории России. Чтобы отправиться в плавание по миру нужно обращаться в зарубежные школы яхтинга и проходить курсы там. Экзамены в них сдаются в таком же порядке, но на английском языке. Пройти аттестацию возможно как за рубежом, так и в представительстве в России.

Можно ли с помощью российских прав открыть международные

Акваторий много и для каждого случая нужны определенные навыки. К примеру, для хождения на катере с мотором по внутренним водам требуется одна категория прав, а для путешествия на парусном судне по морям совсем другая. По этой причине единой системы обучения нет. Государственная инспекция по маломерным судам является частью МЧС РФ, поэтому и выдает удостоверение, которое действует только в России.

Для управления яхтой в любом городе мира следует получить права в сертифицированной школе за рубежом. Конечно, можно попробовать взять в аренду катер за пределами РФ по документу из ГИМС, но шансы ничтожно малы. Наиболее популярными школами считают канадскую (IYT) и британские (ISSA, RYA). Чаще всего россияне выбирают канадскую, так как там проводят курсы на русском языке.

Получив права в ВФПС на управление яхтой в международных морях, можно не только арендовать лодку в Греции, Турции, Канаде или других странах. Появится возможность купить собственное судно и путешествовать по всему миру, а также участвовать в различных соревнованиях.

Стоимость обучения и сроки

Цена курса зависит от множества факторов: какая категория и вид прав требуются, где находится школа (в России или за рубежом). Удостоверение для плавания по внутренним водам обойдется примерно в 10-15 тысяч рублей. Стоимость прав на яхту международного образца начинается от 30 тысяч рублей. Кроме того, иногда будущие шкиперы предпочитают проходить обучение и практику заграницей. В таком случае сумма получения удостоверения может доходить до 80-100 тысяч рублей, не считая затрат на перелет и проживание в другой стране.

Курсы ВВП (водные пути на территории РФ) длятся всего 4 недели, а МП (морские пути России) — 3 месяца. Документ международного образца можно получить за несколько месяцев, все зависит от расписания. Чаще всего обучение состоит из 42 теоретических и 40 практических часов. Однако чем больше практики, тем лучше, но в таком случае увеличится стоимость курсов.

Как получить лицензию

Стать капитаном яхты (даже собственной) сразу после обучения невозможно — необходима лицензия. Если школа обещает выдать ее сразу после внутреннего экзамена, стоит подыскать другой обучающий центр, так как это обман. Лицензия позволяет брать в аренду любые парусные и моторные судна. Получить разрешение возможно только в двух местах — это в Государственной инспекции по маломерным судам (если плавание будет по внутренним водам) либо во Всероссийской федерации парусного спорта (для аренды яхты в других странах).

Права на яхту

Многие мечтают взять яхту в чартер или купить свою, чтобы встать за штурвал и отправиться отдыхать с семьей или друзьями. Но как для аренды машины требуется водительское удостоверение, так и для аренды яхты нужны официальные права. Для этого нужно пройти курсы яхтенного капитана.

Парусная школа Спортфлот проводит курсы обучения яхтингу в Москве и Севастополе. Опытные инструктора готовят курсантов к сдаче экзаменов на международные права для управления:

  • Спортивной яхтой для участия в парусных соревнованиях.
  • Парусно-моторной круизной яхтой.

Какие бывают права на яхту

Лицензии на управление яхтой выдаются разными организациями и различаются по типу судна (моторное/парусное), его длине (до 7 м/до 24 м), удаленности от берега, а также формату использования (гонки/круиз). Рассмотрим наиболее популярные права на управление парусной яхтой:

Права ВФПС

Всероссийская Федерация Парусного спорта (ВФПС) — это старейшая негосударственная общественная организация, которая разработала свои программы для обучения яхтсменов. На сайте выложен список официально аккредитованных при ВФПС парусных школ, где можно пройти подготовку и после экзамена получить права международного образца для управления парусной яхтой: от швертбота до большой яхты 60 футов. Сертификаты переведены на английский язык, действуют как на территории РФ, так и за рубежом, дают право управлять собственной/арендованной яхтой и, главное, участвовать в парусных соревнованиях. Длительность и содержание курсов зависят от выбранной квалификации. Обучение состоит из теории и практики.

Права IYT

International Yacht Training — одна из самых популярных школ, основанная в Канаде, где предусмотрены курсы для яхтенных капитанов. Выдает сертификаты международного образца, позволяющие управлять парусно-моторными яхтами до 60 футов длиной. Сертификаты IYT подходят для тех, кто собирается путешествовать на яхтах в разных странах в формате круиза. Права охотно принимаются многими чартерными компаниями, кто сдает яхты в аренду.

В России насчитывается более 40 школ, аккредитованных в IYT. Курсы шкиперов в Москве предлагают разные школы. Плюсом является то, что обучение проходит на русском языке. Классический курс состоит из теории в Москве и практики в зарубежных водах Средиземноморья: Турции, Греции, Италии. Такую обучающую программу предлагает и парусная школа СпортФлот.

В каких странах действуют права IYT

Лицензии, выданные международными школами IYT, дают право взять в аренду/управлять парусной яхтой до 24 метров длиной почти в любой стране мира, кроме России и стран СНГ. В большинстве зарубежных стран права IYT хорошо известны и охотно принимаются чартерными компаниями при аренде яхты. Есть небольшой список стран, где возможен выход только с местными, национальными правами (к примеру, Израиль).

Какие права нужны для управления яхтой в России

Для вождения на территории РФ понадобятся права государственного образца. На сегодня это два типа: ГИМС или ВФПС. ГИМС — для моторного судна. Для управления парусной яхтой необходимо получить только права ВФПС, которые дают возможность управлять спортивной парусной яхтой и участвовать в гонках на территории РФ. При наличии моторных прав ГИМС и парусных IYT вы можете пройти переаккредитацию в РФ и открыть в ГИМС парусную категорию без повторного обучения. Из плюсов – права на управления судном государственного образца принимаются и за рубежом, хотя менее охотно, так они не особо известны.

Как выбрать права на управление яхтой

В первую очередь, вам нужно решить для себя, что вам ближе — парус или моторная лодка? После этого подумайте, где вы планируете отдыхать на яхте – в Подмосковье все лето или пару раз за границей на Средиземке. И последний вопрос: какой формат отдыха вам ближе? Активный, гоночный или расслабленно-круизный?

Неспешный круиз с друзьями по Средиземке на 4-5 каютной яхте, где вы капитан, подразумевает наличие международных прав шкипера IYT , RYA и др. Для хождения в водах РФ требуются права ГИМС. Участие в гонках в РФ, выходы на спортивно-прогулочных яхтах (большинство яхт в Подмосковье попадают в эту категорию) — права на управление яхтой ВФПС.

Как понять, что вам ближе? Попробовать. К примеру, сходить со СпортФлотом в недельный круиз на майские праздники по Турции или поучаствовать в дневной программе Start Up для новичков в Подмосковье или Севастополе.

Как подготовиться к получению каждого вида прав

Самое главное — это ваше желание заниматься парусным спортом и научиться управлять яхтой. Лучшая подготовка – выйти в море и попробовать все своими руками. Полученный опыт сильно пригодиться при освоении теории, а вы поймете, что вам нужно. Яхтинг настолько разнообразен, что найти свое место сможет каждый, независимо от уровня физической подготовки, образования, пола или возраста.

Сколько стоят права на яхту в Москве?

Все программы яхтенных школ состоят из теоретических и практических занятий. Цена зависит от выбранного курса и уровня подготовки. Средняя стоимость теоретического курса в Москве 20 000-30 000 рублей за 1-2 месяца обучения. Стоимость практического курса варьируется от места проведения. Для шкиперских прав – обязательный выезд за рубеж, где средняя цена недели обучения на яхте – 800 евро с человека. Для прав ВФПС практика проходит в родных водах с апреля по октябрь и стоит около 25 000 рублей за 24 часа практики на воде с инструктором на борту.

Подготовка к получению прав на яхту в СпортФлот

Школа СпортФлот лицензирована по системам IYT, ВФПС, проводит обучение яхтингу с 2017 года.

Читать еще:  Управление лодкой без прав

Основные курсы обучения яхтингу в школе:

Матрос спортивной яхты (права ВФПС)

Матроскруизнойяхты (IYT International Crew Sail).

Рулевой спортивной парусной яхты (права ВФПС)

Шкипер парусной круизной яхты (International Bareboat Skipper Sail).

Собственный флот спортивных яхт SB 20 позволяет практиковаться в управлении яхтой в Москве и Севастополе. Основная база СпортФлота находится в яхт-клубе «Галс» в Подмосковье.

Мы активно пропагандируем доступность яхтинга: в мае и январе устраиваем недельные круизы для новичков за границей, организовываем все лето дневные программы на яхтах в Подмосковье, приглашаем на дни открытых дверей зимой.

Мы серьезно подходим к вопросу обучения яхтингу. В нашей команде работают опытные преподаватели, для обучения мы используем свой презентационный материал. У нас есть программы разного уровня — от матроса до шкипера. Мы совмещаем практику и теорию в Москве, проводим учебные флотилии, где выпускники сами постигают азы яхтинга.

Для многих мы впервые открываем дверь в гоночный яхтинг: учим управлять спортивными яхтами, ведем курсы в гоночной школе для начинающих и опытных яхтсменов, проводим гонки и сами участвуем в международных регатах. Наши выпускники вливаются в гоночную тусовку на яхтах SB20 в Пирогово.

Команда СпортФлот всегда рада помочь в выборе курса и рассказать больше о получении прав международного образца на управление яхтой в Москве. Просто свяжитесь с нами, и мы с удовольствием пообщаемся!

Как получить яхтенные права и стать капитаном

Романтика морских путешествий была актуальна всегда — со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться — для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно — о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море — International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам — это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку — совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача — регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами — для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей — теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.

Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, — подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС. Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы — сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC — International Certificate of Competence — попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море — и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники — с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет — схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.

Книги курсов RYA — одно из лучших и основательных введений в яхтинг.

Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке — соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, — английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель — sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто — в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря — выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода — 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница — возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России — самая первая из них Московская яхтенная школа. Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper. Этот уровень не для новичков — так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой — это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков — учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

RYA следит за своей репутацией — все школы проходят ежегодную инспекцию, и на сайте организации есть обновляемый список школ, исключённых из ассоциации. Идите сразу по ссылке поиска тренировочного центра и выбирайте нужный вам курс и страну.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia. «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector