Глиссер что это
Top-motor.ru

Все про лодки

Глиссер что это

ГЛИССИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ «ВЫХОД НА ГЛИССЕР»

С режимом глиссирования все сталкивались еще с детства, когда запускали камушки «блинчиками» по водной глади. Конечно, камушек должен быть плоским хотя бы с одной стороны, но лучше с двух.
Плоская поверхность, соприкасающаяся с поверхностью воды, — называется «малой килеватостью» и является необходимым условием для глиссирования. Перенося пример с камушком на лодку, становится очевидным, что чем площе днище лодки, тем ниже килеватость и меньше сопротивление, соответственно больший коэффициент глиссирующего режима.
Однако плавание на плоскодонке, даже если на воде совсем небольшое волнение, не самое приятное занятие, кроме того во время сильных ударных нагрузок может разрушиться корпус судна. Зато лодочному мотору для перехода на режим глиссирования нужна минимальная мощность. Соответственно, если вы плаваете на небольших водоемах со штилем, то плоскодонная лодки и маломощный, а значит, более дешевый мотор отлично справятся с поставленной задачей.
На водоемах даже с самой минимальной волной корпус судна уже должен иметь переменную килеватость. На практике это представляет собой глубокую V-образную форму носовой части, плавно переходящую в более плоскую к транцу. Такое строение корпуса позволяет снизить ударную нагрузку во время движения по волне и повысить мореходность судна.
Носовая часть корпуса оснащается «острыми скулами», которые во время движения отсекают волну. Кормовая часть днища не делается абсолютно плоской, чтобы исключить рыскливость судна и уменьшить радиус циркуляции, в противном случае резкий разворот может быть весьма опасен.
Примером глиссирования может быть движение доски виндсерфинга, которая при движении полностью выходит из воды, начиная скользить и стремительно ускоряться.
Разберем, чем отличаются два способа удержания на воде такие как, плавание и глиссирование. Для этого рассмотрим два примера перемещения по воде: в гребной лодки и на водных лыжах. В первом случае лодка держится благодаря архимедовой силе плавучести, во втором – благодаря гидродинамической силе поддержания. Плавучести самих лыж для удержания человека на воде не достаточно.
Режимы движения лодки
1. Водоизмещающий режим.
Скорость при таком режиме движения не превышает 15 км/ч и характерен для судов, оснащенных очень маломощными двигателями. Движение лодки происходит с минимальным использованием ее скоростных свойств, общая площадь поверхности, смачиваемая при этом, максимальная. Волна, поднимаемая при движении, высокая.
2. Переходный режим (скорость 16-18 км/ч). Носовая часть лодки при движении сильно поднята.
3. Режим глиссирования (скорость свыше 20 км/ч). Минимальная поверхность смачивания. Данный режим является наиболее экономичным. Легкое быстроходное судно называется глиссером.
Глиссер (фр. glisseur, от glisser — скользить) — легкое быстроходное судно.
Глиссирование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает.
Ярким примером перехода в глиссирующий режим служит то, как доска для виндсерфинга выходит полностью из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь.
Глиссер появился как решение проблемы, возникающей при достижении судном скорости, равной скорости распространения волны, в результате чего возникает горка, которую судно постоянно пытается преодолеть. Из-за этого увеличивается нагрузка на двигатель и с ростом скорости увеличивается расход топлива. Данное явление получило название волновой кризис. Максимального расхода топлива судно достигает непосредственно перед тем, как перейти на глиссирование. Недостаточная мощность и/или не соответствующая форма корпуса являются причиной невыхода на режим глиссирования.
С точки зрения физики во время глиссирования сила поддержания возникает благодаря динамической реакции воды, которая воздействует на поверхность судна, с ней соприкасающегося. При этом гидростатические силы значения фактически не имеют. Для выхода на режим глиссирования требуется немного больше усилий, чем на его поддержание, поэтому лодку с подвесным мотором надо сначала разогнать, чтобы добиться глиссирующего режима, а потом газ можно уменьшить в два раза, при этом скорость останется прежней и сохранится режим глиссирования. Повышения мореходности глиссирующих судов и снижения перегрузки во время волнения можно с помощью килеватости днища. На этом принципе основаны килевые моторные лодки.
При изучении глиссирования нельзя не вспомнить про такое явление, как брызговое сопротивление (или волновое сопротивление). Во время движения нос судна (форштевень) разрезает воду, в результате образуя носовую волну. Потоки воды, обтекая борта, сталкиваются за кормой, создавая кормовую волну. А струи, обтекающие днище судна, создают поперечную волну, в результате чего поднимается вода за кормой. Волны разбегаются в стороны, судно стремится уйти от них, в результате волны отстают, но не на много. Когда судно увеличивает скорость, скорость волн синхронно возрастает, при этом волна становится длиннее и выше, при этом судно свою длину и высоту менять не может.
От чего зависит глиссирующая способность моторных судов.
1. Соотношение мощности двигателя к весу водного транспортного средства.
2. Форма корпуса, имеющая достаточную гидродинамическую силу поддержания.
3. Небольшой вес судна.
Надувные лодки, производимые нашей компанией, за счет повышенной килеватости позволяют выйти на глиссер и с маломощным мотором.

Что такое глиссирование лодки?

Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.

Что такое глиссирование

Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.

Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.

Глиссирование лодок ПВХ

Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:

  • Водоизмещающий. Скорость передвижения в этом режиме сравнительно небольшая – до 15 км/ч, лодка поднимает высокую волну и кильватерную струю. Именно в этом режиме перемещаются лодки со слабыми моторами. Вследствие большой смачиваемой поверхности и, как результат, относительно большого трения, этот режим является наименее экономичным.
  • Переходный. Еще не глиссирование, но водоизмещение лодки уже уменьшается, происходит достаточно сильное приподнимание носовой части плавательного средства. В зависимости от веса лодки переход на этот режим происходит на скорости от 16 до 18 км/ч.
  • Глиссирующий. В среднем переход на этот режим передвижения происходит на скорости больше 20 км/ч. Смачиваемая водой поверхность днища лодки достигает на этом режиме минимума, наблюдается снижение нужной на поддержание режима мощности – глиссирующий режим наиболее экономичен. Лодка перестает поднимать высокую волну.

Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.

Как выйти на глиссирование

В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.

Скорость

Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.

Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.

Минимальная скорость

В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.

Лодка не выходит на глиссирование

Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:

  • Слишком низкая мощность двигателя. Примерная минимальная необходимая мощность вычисляется из расчета, что на 25 кг веса лодки должна приходиться 1 лошадиная сила мощности мотора.
  • Материал изготовления лодки. Плавательные средства из поливинилхлорида требуют от мотора несколько большей мощности, чем, к примеру, цельнопластиковые.
  • Неправильный угол наклона двигателя. Оптимальный вариант для большинства лодок и моторов находится в диапазоне 5-15 градусов, меньшее или большее значение угла наклона будет препятствовать переходу лодки на глиссирующий режим передвижения. В целях безопасности регулировка угла наклона выполняется только при выключенном двигателе.
  • Неправильно установленный транец. Если гребной винт оказался так высоко, что захватывает лопастями воздух, то ни о каком глиссировании думать не приходится. Если же винт оказывается слишком глубоко, то кроме всего прочего, такая ситуация при достаточной мощности мотора приведёт к переворачиванию лодки.
  • Неправильно распределённый груз. Слишком перегруженная корма или один из бортов может стать непреодолимым препятствием при попытке выхода на глиссер.
  • Изначально неподходящая для глиссирования форма корпуса лодки.

Как улучшить

Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:

  • Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
  • Максимально снизить вес лодки.
  • Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
  • Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.
Читать еще:  Насосы для лодок пвх электрические рейтинг лучших

Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.

В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:

  • Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
  • Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
  • Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.

Глиссер. Виды и принцип работы. Применение и особенности

Глиссер (от французского «glisseur» — скользить) — легкое быстроходное судно, которое движется по воде по принципу скольжения. Глиссирующие плавсредства можно повстречать на реках, морях и водохранилищах. Несмотря на многообразие видов, такие суда еще не слишком распространены по сравнению с обычными водоизмещающими. Пока они применяются в качестве прогулочных, туристических, спортивных или служебных, а также для перевозки небольших грузов или немногочисленных пассажиров. Но за счет современных разработок их двигатели становятся более легкими и мощными, экономно расходующими горючее. Поэтому у подобных судов очень хорошие перспективы.

Глиссер — история возникновения

В 1872 г в английское Адмиралтейство пришел пастор Рэмус со своим проектом корабля с плоским дном. По его уверениям, этот корабль мог развивать невиданную доселе скорость. При этом он должен не плыть, а скользить по воде. Судно пастора успешно прошло испытание в бассейне. Но запустить такой корабль в производство в то время было невозможно — существовавшие тогда двигатели были слишком тяжелыми, а без них судно не смогло бы развить скорость, необходимую для глиссирования.

Спустя много лет, в 1881 г, аналогичная идея пришла в голову русскому эмигранту, проживающему во Франции, — маркизу де Ламбер. Его проект был прост — 4 бочки на общей раме из четырех досок, которые должны были служить плавсредству опорой при его движении по воде. Двигатель отсутствовал. Судно развивало скорость за счет лебедки, соединенной с ним и установленной на берегу. Испытания прошли успешно, и за ними последовал второй эксперимент. На этот раз Ламбер сидел на бочках, а буксировщиком была лошадь, бегущая по берегу. Опыт был удачным, но к глиссерам изобретатель вернулся лишь через 12 лет. Все это время он занимался конструированием судов с подводными крыльями и даже получил на них первый патент.

В 1897 г на реке, Ламбер протестировал свой первый аппарат, представлявший собой две байдарки, под днищем каждой из которых были закреплены по 4 пары досок. Угол наклона досок по отношению к воде можно было изменять. Поверх байдарок была установлена двухцилиндровая паровая машина массой 16 кг. А для образования пара служил 15-ти килограммовый котел, работающий на мазуте.

Опыты показали, что судно развивает скорость 38 км/час. Это был прекрасный для того времени результат. Ламбер продолжил свои разработки, и в 1905 году появился первый глиссер на бензиновом двигателе. При своей массе в 300 кг он был способен развить скорость в 35 км/час. Ученый не прекращал работу, и в 1931 г им был построен однокорпусный с мотором компании «Renault» мощностью 450 л.с., вмещавший на борт 40 человек и развивающий скорость 80 км/час.

В начале нашего столетия в Западной Европе и Америке уже существовали компании, выпускавшие глиссирующие суда для пассажирских перевозок и транспортировки почты. Имелись даже постоянно действующие маршруты для глиссеров: в Европе — по Дунаю, Эльбе, Рейну, Сене, Роне, а в Америке — по рекам Колумбии и Аргентины.

Скорость, которую мог развивать аппарат, сделала его объектом интереса спортсменов. Поэтому вскоре появились и спортивные судна самых разных модификаций: со стационарными и подвесными двигателями, с водяными и воздушными винтами и пр. Первый скоростной рекорд в 444,6 км/ч установил английский глиссер Blue Bird в 1939 году.

В России подобный агрегат впервые появился в Питере, на Воткинском озере, в 1912 г. Он был оснащен мотором в 35 лошадиных сил и плыл со скоростью 40 км/ч. В 1920 г ЦАГИ начал постройку деревянного пассажирского глиссера с водяным винтом при участии Н.Г. Жуковского и А.Н. Туполева. Это принято считать началом глиссеростроения в СССР.

Принцип глиссирования

В основе движения обычных водоизмещающих судов лежит сила Архимеда. Эта сила всегда имеет одинаковую величину и не зависит от скорости судна. Осадка при этом также не изменяется. А вот сопротивление таких судов по мере увеличения скорости растет в арифметической прогрессии.

Глиссер движется за счет другой силы — гидродинамической. По мере ускорения судна эта сила возрастает и приподнимает лодку из воды. Соответственно, сопротивление увеличивается намного медленнее. Достичь максимально эффективной гидродинамической силы позволяет особая конструкция днища глиссера. Оно плоское, и благодаря этому при ускорении лодки давление на днище возрастает и осадка становится меньше. А снизить сопротивление помогает форма корпуса — широкая, мало килеватая, с острыми скулами и тупой кормой.

Принцип глиссирования привлекателен еще и тем, что доступен даже на мелководье. Ведь гидродинамическая сила уменьшает осадку судна. Поэтому в некоторых ситуациях устройство с воздушным винтом становится единственным возможным плавсредством.

Режимы глиссирования
Их всего три:
  1. Водоизмещающий. Осадка судна максимальна, а скорость, наоборот, минимальна. При движении глиссер образует волну.
  2. Переходный. Нос судна высоко поднимается, скорость возрастает до 18 км/ч.
  3. Спортивный. Движение происходит по поверхности, скорость резко возрастает, а сопротивление становится минимальным. При этом снижается расход топлива.
Для выхода на высокоскоростной спортивный режим конструкция глиссера должна отвечать определенным требованиям:
  • Плоское днище.
  • Правильное положение центра тяжести.
  • Малый вес судна с мотором и всеми приспособлениями.
  • Прочность.
  • Обтекаемость корпуса.
  • Минимальное число выступающих деталей в подводной части судна.
Виды глиссеров
В первую очередь, глиссеры различаются по материалу изготовления.
  • Деревянный. Для его производства используются ясень, вяз, красное дерево, береза, сосна или дуб. Снаружи корпус обшивается узкими дощечками из красного дерева, которые кладутся по диагонали. Обшивка состоит из нескольких слоев, между которыми укладывается полотно, пропитанное льняным маслом или лаком для обеспечения герметичности. Недостаток такой конструкции заключается в том, что дерево мокнет, и вес судна возрастает.
  • Глиссер из легкого металла. Обычно это дюралюминий или кольчугалюминий. Для придания конструкции герметичности между швами укладываются прокладки из полотна на сурике или же на мастике.
  • Лодки из поливинилхлорида. Этот материал наиболее доступен. К тому же он легкий и эластичный, то позволяет судну из этого материала получать высокие показатели скорости. Однако есть и существенный минус — неустойчивость к внешним повреждениям. Поэтому главное условие повышения срока эксплуатации таких глиссеров — это бережное отношение.
  • Стеклопластик. Его неоспоримыми преимуществами выступают внешний вид таких судов, гладких и блестящих, а также эффективность глиссирования. Однако имеются и существенные недостатки. Прежде всего, стеклопластик токсичен. Поэтому не рекомендуется слишком часто прикасаться к корпусу. Во-вторых, он накапливает влагу, которая при замерзании разрушает его структуру. Поэтому стеклопластиковое судно требуется систематически просушивать, а межсезонное хранение осуществлять в отапливаемых помещениях.

По виду винта в конструкции выделяют глиссеры с водяным и воздушным винтом. Причем от выбора винта зависит эффективность судна. Воздушный винт необходим в мелководных водоемах или реках с бурным течением.

Однако он имеет и недостатки:
  • Низкий КПД на небольших скоростях.
  • Зависимость от встречного ветра.
  • Необходимость высокого устанавливать двигатель и использовать цепные передачи.

При установке водяного винта на своей подводной части глиссер не должен иметь большого числа деталей. А тем, что имеются, придается обтекаемая форма.

На глиссеры с воздушным винтом устанавливают двигатели с воздушным охлаждением, а в сочетании с водяным винтом используются авиационные моторы, адаптированные для лодок.

По внешнему виду глиссеры подразделяют на лодки и плотики. Лодки устойчивее на волнах, поэтому применяются на течении. А плотики — легкие, пустотелые агрегаты — эффективны в спокойных водах.

По числу реданов глиссер может быть:
  • Однореданным.
  • Двухреданным.
  • Многореданным.

Реданы — это уступы на днище в виде ступеней. По своим характеристикам однореданные глиссеры похожи на водоизмещающие моторные лодки с плоским днищем и широкой срезанной кормой. Их главный недостаток — потеря скорости. Для повышения скоростных показателей достаточно двух реданов. А их большее количество применяется в основном для плотиков.

Воздушный глиссер — это судно, приводимое в движение воздушным винтом или самолетной турбиной. Аэроглиссер устойчив, манёвренный и имеет уникальные характеристики: способен набирать рекордную скорость и применяться там, где обычные суда пройти не в состоянии. Такие плавсредства применяются на охранных, пожарных, спасательных и некоторых почтовых объектах.

Применение глиссирующих судов связано, в первую очередь, со стремлением снизить затраты на горючее. Однако из-за высокой стоимости авиационных двигателей, применяемых в нем, такое судно могут себе позволить только военные и пограничные объекты. В гражданских целях их эксплуатация ограничивается перевозкой почты, пассажиров, легких ценных грузов при отсутствии более дешевых средств сообщения. Для спортивных соревнований применяются легкие глиссеры на маломощных двигателях.

Читать еще:  Какая лодка лучше

Не следует забывать и о недостатках глиссирования. Прежде всего, это быстрый износ днища у кормы, что особенно проявляется у лодок из стеклопластика или ПВХ. Повреждения поливинилхлорида чаще всего связаны с порезом ткани на мелководье, а стеклопластик чувствителен к воздействию песка и мелких камешков. Поэтому такие глиссеры регулярно требуют починки.

Что такое глиссирование: необходимые условия, режимы, как улучшить выход на глиссер?

Выход на глиссер сравнительно новый режим передвижения лодок. Это понятие знакомо людям с детства и сравнимо с запуском камня по воде.

Для такого развлечения обычно выбирали камни с плоскими сторонами. Этот пример подходит для описания процесса глиссирования лодки. Для правильного вхождения на глиссер необходимо знать основные моменты, с которыми можно столкнуться, практикуя такой режим.

Что такое глиссирование?

Лодки, выполненные из ПВХ материалов проходят выход на глиссер быстро, без лишних трудностей. Достаточно лишь отойти от берега, а также избегать преград на пути.

Для выхода следует плавно давить на газ, а после осуществления режима, газ разрешается сбрасывать до половины. Средней скорости достаточно, для поддержания глиссирования.

Существует ряд правил, которые помогают осуществить выход на глиссер избегая проблем:

  1. Выполняя выход первый раз, не нужно сразу ставить скорость на максимум. Предпочтительнее для начала опробовать несколько режимов, дабы прочувствовать лодку и понять схему процесса.
  2. Желательно, чтобы гребной винт располагался на середине. Если он находится глубоко, это влечет за собой излишнее трение. Слишком высокое расположение не позволяет набрать нужную скорость.
  3. Размещая груз на лодке, важно распределить его равномерно, а не оставлять в одном месте всё.
  4. В момент глиссирования нельзя резко дергать руль. Это влечет за собой потерю контроля и испорченный глиссер. В режим придется входить заново.
  5. Впервые пробуя глиссирование желательно убрать груз с лодки. Это облегчает работу вхождения в глиссер. .

Скорость глиссирования

Скорость начала режима глиссирования зависит от множества факторов:

  • веса;
  • загруженности лодки;
  • мощности двигателя;
  • характеристик гребного винта;
  • места расположения груза на лодке;
  • конструкции днища, его формы;
  • плотности воды;
  • глубина расположения винта;
  • угол наклона мотора;
  • скорость течения.

Средний показатель скорости для выхода на глиссер поливинилхлоридных лодок-19-20 км/ч. Данные значения могут изменяться в большую и меньшую сторону, в зависимости от конкретных характеристик лодки.

Почему лодка не выходит на глиссер – причины

Несмотря на то, что процесс не является трудоемким и не требует специальной подготовки, у начинающих пользователей часто возникают вопросы и сложности. Это связывают с тем, что человек часто не учитывает тонкости выхода.

Выделяют ряд основным причин, мешающих режиму глиссирования:

  • маленькая мощность двигателя. Часто именно этот фактор не позволяет осуществить правильный выход.
  • неправильное распределение груза на лодке. Правильное расположение рассчитано на центр плавательного средства. Нельзя перевозить его, располагая сзади или по бокам.
  • ошибочная высота мотора. Выделяют две ошибки: винт расположен слишком глубоко и слишком высоко. В первом случае мотор испытывает лишнее сопротивление за счет воды, в то время, как скорость не прибавляется. Во втором случае, мотор будет захватывать воздух. Находясь в воздухе, в винт будет крутиться впустую, одновременно понижая скорость. Если мотор нельзя переместить на уровень ниже, то рекомендуется применять антикавитационную пластину.
  • особенные формы лодки. Часто конструкции из ПВХ материалов имеют неровную поверхность. Такой фактор добавляет лишнее трение с водой. Выбирая конструкцию для плавания, следует учитывать этот момент и смотреть, чтобы дно было плавным.

Как улучшить выход лодки на глиссирующий режим передвижения?

Выделяют ряд мероприятий, которые облегчают момент выхода на глиссер:

  1. Распределить груз в лодке. Если необходимо перевозить большое количество груза, то желательно расположить его в носу плавательного средства. Такой прием делает переход в режим более быстрым.
  2. Понизить вес лодки до минимума.
  3. Перенос плиты. Инструкцией сказано, что плита размещается параллельно днищу, расстояние должно быть в пределах 25-55 см. Чтобы ускорить процесс, специалисты рекомендуют перенести плиту немного ближе.
  4. Гребной винт должен походить для данного мотора и характеристикам лодки. В противном случае возможен быстрый износ двигателя и проблемы при перемещении.

Для людей, которые любят кататься «с ветерком», рассекая волны, набирая большую скорость и экономя при этом топливо, наилучшем решением является режим глиссирования.

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.

я считаю , что на » воздушной подушке» нельзя называть — ГЛИССИРОВАНИЕМ! ведь глиссирование сопровождается соприкосновением двух твёрдых поверхностей — вода и корпус ! плотность воды на скорости более 25 км/час можно считать » твёрдой поверхностью». воздушная » прослойка» , как -то не отвечает понятию — глиссирование. это моё мнение и ничего более.

Глиссер

ГЛИССЕР, быстроходное судно, движение которого происходит по принципу скольжения, в отличие от судов водоизмещающих. Благодаря специальной конструкции плоского днища, при возрастании скорости глиссера его осадка быстро уменьшается вследствие развивающегося динамического давления воды на днище; когда это давление становится по величине близким к весу глиссера, он выходит на редан и начинает скользить (планировать). При дальнейшем же возрастании скорости осадка еще несколько уменьшается. Это явление сопровождается относительно резким уменьшением лобового сопротивления по сравнению с водоизмещающим судном и дает возможность глиссеру развивать сравнительно большие скорости. Если на оси ординат (фиг. 1) отложить сопротивление Р, а на оси абсцисс — скорость V, то кривая Оаbс дает кривую сопротивления глиссера. Пунктирная линия ad показывает рост сопротивлений для водоизмещающего судна.

Скольжение глиссера основано на том, что плоская пластинка, движущаяся в жидкости с небольшим углом наклона (атаки) к горизонту, способна развивать большую подъемную силу при сравнительно малом лобовом сопротивлении, т. е. на том же принципе, что и полет аэроплана (см. Аэродинамика).

На фиг. 2 представлена схема движения плоской тонкой пластинки в воде под некоторым углом атаки α.

Пусть величина площади погружения S = l·b. Полное сопротивление воды движению пластинки м. б. разложено на две составляющие: вертикальную Ry и горизонтальную Rх. Первую называют подъемной силой пластинки, а вторую — ее лобовым сопротивлением . Для того чтобы нагруженная пластинка (не имеющая водоизмещения) не тонула, ее подъемная сила Ry д. б. всегда равна нагрузке на пластинку. Величины сил Ry и Rх и их соотношение меняются с изменением скорости V, 2 /S (фиг. 3).

Отношение Ry/Rх называют качеством планирующей пластинки . Чем больше подъемная сила Ry и чем меньше лобовое сопротивление Rх, тем выше качество. Качество растет с ростом удлинения и при угле атаки от 4 до 6° достигает максимума, который, по опытам Беккера и Миллера в Англии, находится для пластинок между 7 и 8; для лодок при тех же, примерно, углах максимальное значение Ry/Rх приблизительно составляет 4 … 6. Полная аналогия между крылом аэроплана и рабочей частью днища глиссера нарушается тем, что днище глиссера омывается водой с одной нижней стороны, тогда как крыло обтекается воздухом со всех сторон. Это обстоятельство не позволяет получить коэффициенты подъемной силы и лобового сопротивления пластинки или днища. Характерной особенностью глиссера является т. н. редан, т. е. поперечный уступ на днище для отделения струй жидкости на значительном участке днища за реданом и уменьшения общего сопротивления путем устранения прилипания и подсасывания струй и ослабления трения (см. Гидроаэроплан). На фиг. 4 изображен первый глиссер постройки ЦАГИ — АНТ-1 (деревянный), конструкции инженера Туполева (закончен постройкой и испытан в 1920 г.). Он снабжен одним реданом и подвижными плавниками, вместо второго редана, для изменения угла атаки; мотор — Изотта-Фраскини в 160 л. с. Этот глиссер с 4 пассажирами развивает скорость до 75 км/ч.

Читать еще:  Манометр для пвх лодки своими руками

По числу реданов, различают глиссеры однореданные, двухреданные и многореданные. К однореданным глиссерам приближаются, до известной степени, водоизмещающие моторные лодки современной формы с плоским к корме днищем и сравнительно широкой срезанной кормой. Для правильной работы глиссера необходимо и достаточно иметь два редана, причем вторым может служить обрез кормы. Увеличение числа реданов свыше двух, как показала практика, не дает сколько-нибудь значительной выгоды и применяется гл. образом в так называемых плотиках. Плотик — легкий, пустотелый, прямоугольный в плане плот, снабженный реданами. Французский конструктор де-Ламбер составлял свой плотик из нескольких прямоугольных (в плане) поплавков. Главным недостатком глиссеров с одним реданом является их работа на невыгодных углах атаки, что приводит к потере скорости. Вторым существенным недостатком, при близко расположенном к редану центре тяжести, является «дельфинирование» на больших скоростях, вследствие недостаточной длины опорной площадки. Центр тяжести двухреданных глиссеров обычно располагается вблизи переднего редана(лучше немного позади его).

По внешнему виду различают два основных типа глиссеров: лодки и плотики. Первые лучше справляются с волной и, следовательно, обладают большей мореходностью. Вторые — на тихой воде дают хорошие результаты, но на волне сильно бьются, и поэтому их применяют только на реках и мелких озерах.

По роду движителя (винта) различают глиссеры с водяным винтом и воздушным винтом. Правильный подбор винтов — одно из главных условий успешной работы глиссера. С воздушным винтом глиссеры незаменимы для движения по мелководью; они также могут хорошо справляться с быстрыми течениями, благодаря своим высоким скоростям. Воздушный винт ставится гл. образом на плотики, в виду их сравнительно большой поперечной остойчивости. Недостатки воздушных винтов: 1) низкий КПД винта на малых и средних скоростях и вредное влияние встречного ветра; 2) необходимость высокого размещения мотора, что связано с уменьшением остойчивости и с возрастанием воздушных сопротивлений; 3) применение дорого стоящих и ненадежных, при больших оборотах мотора, цепных передач. На фиг. 5 показан второй глиссер постройки ЦАГИ — АНТ-2, конструкции инженера Туполева.

В 1927 г. на нем (с мотором Сименс 50 л. с.) при неблагоприятных условиях погоды был совершен поход Москва—Ленинград по водной системе. Общая длина пути составляла около 2615 км; средняя скорость достигала 32,6 км/ч, при водоизмещении около 920 кг; наибольшая достигнутая скорость, при водоизмещении в 850 кг (на участке около 200 км) — 47,9 км/ч. Применение водяных винтов требует устройства хорошо обтекаемых кронштейнов и доведения подводных деталей до минимума, с приданием им наиболее обтекаемой формы. Моторы для глиссеров применяют только авиационные, причем для глиссеров с воздушным винтом отдают предпочтение моторам с воздушным охлаждением, как в отношении легкости, так и для уменьшения воздушных сопротивлений. Для глиссеров с водяным винтом имеются авиационные моторы, приспособленные для лодок (реверс и охлаждение забортной водой). Примером может служить лодочный мотор «Райт-Тайфун» 500 л. с. (переделанный Райт Т-3).

Основные требования, которым должен в конструктивном отношении удовлетворять хороший глиссер, следующие: 1) рациональная форма днища; 2) размещение нагрузки, обеспечивающее достаточную метацентрическую высоту, а также правильное положение центра тяжести по длине; 3) минимальный вес корпуса и механизмов; 4) прочность; 5) хорошо обтекаемая форма корпуса и всех выступающих из него частей, число которых, в особенности в подводной части, д. б. минимальным. Конструкцию корпуса можно понять из фиг. 6, на которой показана форма днища глиссера-лодки Торникрофта — типа «С. М. В.».

Правая половина фигуры представляет поперечное сечение корпуса глиссера впереди редана, а левая — за реданом (в корму). Рабочая часть днища впереди редана имеет килеватую форму с отогнутыми книзу краями у бортов. Угол килеватости около 25—30°; к носу килеватость увеличивается. Отогнутые книзу края рабочей части днища впереди редана способствуют увеличению поперечной динамической остойчивости и быстроте выхода на редан. Непосредственно за реданом (к корме) поперечные обводы сильно приподнимаются и плавно переходят в борт, образуя на боковой проекции борта значительный уступ, обеспечивающий отставание боковых струй и доступ воздуха в зареданное пространство. Необходимо отметить, что для полного отделения струй и устранения подсасывания рабочие поверхности должны заканчиваться острой кромкой. От редана к корме поперечные обводы днища постепенно распрямляются и заканчиваются пологой кривой линией на обрезе кормы. В диаметральной плоскости, как видно на фиг. 7 (боковая проекция), кормовая линия днища за реданом поднимается, образуя с передней носовой линией угол около 3°30′, что примерно соответствует наклону носового участка линии днища при скольжении.

Для получения угла атаки кормового рабочего участка днища средняя линия на середине своей длины начинает снова перегибаться книзу и подходит к обрезу кормы с углом атаки около З°15′.

Материалом для постройки корпуса может служить как дерево, так и легкий металл (дюралюминий или кольчугалюминий). Из древесных пород наиболее употребительны: ясень, вяз, красное дерево, береза, мелкослойная сосна и дуб. Для наружной обшивки деревянных корпусов применяется красное дерево в 2—3 слоя из узких тонких дощечек, укладываемых по диагонали, с прослойкой из полотна, обработанного сырым льняным маслом или масляным лаком для водонепроницаемости. Можно также применять гидроавиационные сорта трехслойной березовой переклейки в два ряда с полотняной прослойкой в подводных частях и на некоторой высоте надводного борта. Для крепления обшивки к шпангоутам и стрингерам служат оцинкованные проволочные гвозди. Между собой слои обшивки проклепываются специальными гвоздями-заклепками красной меди с плоскими потайными головками и с шайбами изнутри. Для непотопляемости обычно каждый корпус снабжается, по крайней мере, двумя водонепроницаемыми переборками. Одним из главных недостатков деревянной конструкции является намокание дерева и связанное с этим увеличение веса. Торникрофт в своих глиссерах применяет заполнение пространства между двойным днищем (рабочий участок) мастикой из пробковых опилок в парафине. Это заполнение уменьшает проникновение воды внутрь корпуса и в то же время играет роль буфера при передаче ударов от наружного днища на внутреннее. В металлических корпусах водонепроницаемость швов достигается применением полотняных прокладок на сурике. За границей наряду с суриком применяют для этой цели более легкую мастику на каменноугольном лаке.

Расчет необходимой мощности двигателей и определение главных конструктивных размеров корпуса производятся на основании данных по испытанию моделей, возможно большого масштаба, в опытных бассейнах.

Для расчета, например, мореходного глиссера с водяным винтом, общим водоизмещением D = 5 тонн и заданной скоростью V = 40 узлов можно применить следующий метод. На график (фиг. 8) нанесены результаты испытаний, произведенных J. Е. Thornykroft и Bremner, трех моделей одинакового веса и размеров, отличающихся только формой днища.

Из графика видно, что модель Торникрофта «С. М. В.» имеет наименьшее сопротивление. Зная вес и размеры модели, можно определить ее масштаб относительно проектируемого глиссера, а затем главные размеры:

Если, далее, обозначить для полномерного судна: D — водоизмещение, Р — тягу и V — скорость, а через d, р и v — соответствующие величины для модели в 1/m натуральной величины, то между ними, по закону Фруда, существует следующая зависимость:

Следовательно, при V = 40 узлов и m = 13, соответственная скорость модели: v = 40/3,6 = 11,1 узлов = 1129 футов/мин., а соответственное сопротивление модели по кривой р = 0,735 англ. фунтов. По формуле Р = р·m 3 получается Р = 0,735·13 3 = 0,735·2200= 1615 англ. фунтов = 733 кг. К полученному сопротивлению поплавка необходимо прибавить вычисленное сопротивление подводных частей (валов, дейдвудов, кронштейнов, рулей, кингстона и др.), а также воздушные сопротивления надводных частей. Если предположить, что все вычисленные сопротивления в сумме составляют, например, 30% сопротивления поплавка, то определится необходимая тяга: Рх = 1,30·733 = 954 кг. Эффективная мощность глиссера N = P·V/75 л. с., где Р выражено в кг и V – в м/сек.

Принимая КПД винта, с учетом трения в валопроводе, η = 0,65, можно определить необходимую тормозную мощность двигателей (40 узлов = 20,5 м/сек):

Если задаются водоизмещение и располагаемая мощность двигателей, а требуется определить скорость V, то вопрос решается построением кривой сопротивления полномерного глиссера по скорости и наложением на нее характеристики винтомоторной группы.

Применение глиссеров для гражданских целей, вследствие высокой стоимости моторов и дороговизны эксплуатации, ограничивается перевозкой почты, пассажиров, легких ценных грузов и имеет серьезное значение лишь при отсутствии других более дешевых и удобных путей и средств сообщения. Для военных целей глиссеры, вооруженные торпедами и пулеметами, находят применение для охраны берегов и пограничных морских и речных пунктов. Для учебных и спортивных целей в морской авиации применяются легкие глиссеры с установкой маломощных моторов. Такие учебные аппараты имеют значение для обучения технике управления гидросамолетом, так как они при скользящем движении дают в точности весь процесс разбега морского самолета.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 — 1929 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector