Проверяем спасательные жилеты в реальной ситуации. ЧАСТЬ 1
Проверяем спасательные жилеты в реальной ситуации. ЧАСТЬ 1
Проверяем спасательные жилеты в реальных условиях В прошлом сезоне была ситуация, когда при спасении трёх людей, потерпевших «кораблекрушение» (оверкиль при вытаскивании якоря), одного из них не удалось втащить в лодку, так как его вес явно был за 120 кг. Пришлось брать на буксир потерпевшего и таким образом доставлять его к берегу. И мне эта ситуация запала в «душу»… Андрей Спирин
Созрел план действий На весенней рыболовной московской выставке, проходившей в ВДНХ, во время обсуждений стало понятно, что производителям, продавцам и потребителям интересен тест спасательных жилетов, из которого можно было бы почерпнуть полезную информацию. И было принято решение, что редакция, как только прогреется вода, проведёт тест с моделированием различных ситуаций на воде, которые могут возникнуть во время отдыха или на рыбалке. С водой следует быть на «вы», шуток здесь быть не может, и вопрос с безопасностью надо держать в голове, исходя из жизненного подхода «Опасность где-то рядом».
Место для проведения этого теста было выбрано на Финском заливе. Мы разработали план «А» – короткий, и «Б» – трудо- и времяёмкий, соответственно. Изначально было непонятно, сколько времени человек может находиться в воде и не замёрзнуть при этом, да и люди просто могут устать в процессе теста. От этих факторов и следовало отталкиваться, но уже на месте. Что интересно Во время обсуждения при подготовке один из производителей резонно заметил, что летом ситуация болееменее понятна, но осенью, когда начнётся активная ловля рыбы, температура понизится и рыболовы наденут зимние костюмы. И что же произойдёт, если человек окажется за бортом, экипированный в такой костюм и спасательный жилет? Также среди любителей отдыха на воде очень много обсуждений идёт о том, каким должен быть жилет и не возникнут ли вопросы у инспектора ГИМС к предъявленному на осмотр изделию. И самое главное – как можно эффективно втащить в лодку из воды потерпевшего силами одного человека и что для этого требуется. На все эти вопросы мы и попытаемся ответить в рамках данной статьи.
Кто участвовал Мы тестировали спасательные жилеты от компаний «Spass» (Россия), «Шторм» (Россия), «Альтаир» (Россия), Marinepool (Германия), Suzuki (Baltic, Швеция) и зимний костюм от компании Alaskan (Россия) – Russian Mission. Желающих принять участие было больше, и мы обязательно в следующем тесте постараемся охватить всех производителей, которые представят свои изделия для испытаний в реальных условиях.
Визуальный осмотр Компания «ШТОРМ» на тест представила уже побывавший в «кругосветном путешествии» спасательный жилет «Адмирал». Модель имеет классический оранжевый цвет, снабжена большим воротником, двумя ремнями: один расположен на груди, второй – в нижней части живота, и двумя паховыми ремнями, которые, как мы выяснили, необходимы для того, чтобы жилет был надёжно зафиксирован и при падении в воду не слетел с владельца. Жилет застегивается спереди на молнию Т8 «трактор», воротник имеет форму стойки, и под ним на плечах расположены светоотражающие полосы. Карманов четыре, и в одном из них находится свисток. Отличительная черта: по всей спине вдоль позвоночника пришита стропа, которая служит шлёвками для ремней. По заверению производителя, впоследствии она будет завершаться в зоне воротника подъёмной петлёй.
Компания SPASS представила два варианта – «Старпом» и «Командор».
Первая модель имеет классический оранжевый цвет. У неё большой воротник, призванный поддерживать голову на плаву, два ремня, которые надёжно обтягивают тело, и паховый, который необходим для того, чтобы жилет был надёжно зафиксирован и при падении в воду не слетел с владельца, а это происходит регулярно – многие водномоторники паховый ремень по наивности или незнанию не застёгивают. Для удобства жилет застегивается спереди на молнию Т8 «трактор». На воротнике есть светоотражающие полосы, свисток расположен под воротником. Особенностью этого жилета является то, что у него от поясницы до плеч отсутствует вставка из пены (пена – газовспененный полиэтилен с закрытыми порами). Это связано с тем, чтобы жилет переворачивал утопающего лицом вверх. Вторая модель – «КОМАНДОР» – отличается от первой тем, что она двухсторонняя. Такая модель нравится всем, кто по каким-то причинам недолюбливает оранжевый цвет и выбирает камуфляжную расцветку. У неё манерный воротник-стоечка, а светоотражающие полосы расположены на плечах. В этой модели есть 5 карманов, они могут пригодиться для разной мелочевки. К каждому жилету прилагается инструкция по использованию, чистке и хранению. Все жилеты имеют сертификат Таможенного союза в соответствии с требованием TP ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов».
Спасательные жилеты от компании “SPASS”
Компания «АЛЬТАИР», являясь производителем лодок, под своим брендом представила спасательный жилет, который на первый взгляд по конструкции больше напоминает поддерживающий» из-за цветовых решений, имеет лаконичный дизайн, который включает в конструкцию привычные два ремня ниже груди, а по бокам под мышками имеются две утяжки. Застёгивается на молнию Т8 «трактор», имеются внешние карманы. С сентября этого года планируется модернизировать эту модель: она будет выпускаться в двухстороннем варианте, одна из сторон станет полностью оранжевой. Будут и другие изменения и улучшения, благодаря опыту и информации полученными во время теста.
Чего мы ожидаем от спасательного жилета? 1. Он должен удерживать тело на плаву и вне зависимости от нашего состояния (например, человек мог потерять сознание) поддерживать голову в таком положении, чтобы обеспечить свободное дыхание, и при этом рот должен оказаться в самой верхней точке. 2. Он должен хорошо облегать тело, не причиняя неудобств. 3. Быть прочным и прослужить «верой и правдой» как минимум 10-15 лет после покупки, а может, и перейти внукам по наследству. Менять его часто, как футболку или рубашку, в наши планы не входит, а значит, нитки и ткань не должны бояться солнечных лучей, морской воды и т.д. 4. Во время сильного и холодного ветра нести функцию тёплой одежды. 5. Кто-то, читая эту статью, отметит, что и сидеть на нём удобно. А вот здесь надо сказать твёрдое «нельзя»! Вспененный материал, находящийся внутри жилета, категорически не любит компрессии: то есть сжимать его нельзя, так как нарушается ячеистая структура пенки. 6. В случае падения в воду он должен быть заметен с очень большого расстояния и, по требованию норм безопасности, снабжён свистком – а значит, потерпевший сможет подать звуковой сигнал бедствия.
Спасательный жилет от компании “АЛЬТАИР”
На первый взгляд, мы ничего не упустили. А теперь рассмотрим ситуацию, что человек оказался за бортом. Исходя из практики, можно утверждать, что если это случилось, то было незапланированно и свершилось не по доброй воле. И если это произошло, необходимо как можно быстрее «выйти из воды». Так и хочется добавить:«сухим»… В холодной воде даже хорошо тренированный человек протянет не более 15 минут, после чего начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, а далее – без комментариев.
Есть два пути спасения: первый – своими силами, и второй – с помощью других людей. Самый распространённый способ справиться с подобной ситуацией своими силами – это забраться в лодку через транец, использую антикавитационную плиту мотора как ступеньку. Если сил на это нет, остаётся уповать на то, что они есть у спасающего. И нами был опробован способ, когда на помощь приходит верхняя часть алюминиевого весла. Практически на всех надувных лодках есть складные вёсла, нам нужна та часть, где есть ручка. Эту часть весла мы продеваем в проём параллельно плечевому шву и двумя руками начинаем вытягивать потерпевшего через борт. Тут есть один важный момент: когда человека втаскивают на борт надувной лодки, на наш субъективный взгляд, удобнее тащить его «через спину». Спасающий сидит на банке и упирается коленями в борт, таким образом он имеет три точки опоры и может регулировать центр тяжести своего тела. Во всяком случае, вышеуказанный алгоритм выполнялся Тимофеевым Дмитрием (а он регулярно посещает спортзал) около десятка раз, и все попытки завершились успешно!
Наш вывод: весло есть в каждой лодке, и у каждого спасательного жилета есть плечевой шов, куда очень удобно продевать весло – этот способ может быть взят на вооружение каждым водномоторником. Нами был опробован способ, когда на помощь приходит верхняя часть алюминиевого весла.
Полезная информация
Режим Работы Предприятия Опыт в Майские праздники 2019 года
В Майские праздники 2019 года мы работаем по следующему графику:
03.05.19 — c 9:00 до 18:00
06.05.19 — с 9:00 до 18:00
07.05.19 — с 9:00 до 18:00
. Цена буя впрямую зависит от объема покупки. Стоимость сигнального буя Маркер по сравнению с аналогичной продукцией на рынке существенно ниже. Буйки на воде хорошо видны и предназначены для обозначения зон купания (в том числе детских купален в Крыму), проката водной техники, ограждения санитарных зон водозаборов и т.п. Буйки можно применять в качестве морского, речного, спасательного, аварийного или сигнального. Оборудование для пляжа на черноморском побережье Крыма и Краснодарского края и водоемах России должно включать в себя буй плавучий диаметром не менее 30см, буйки Маркер диаметром 16см, спасательные круги, Читать полностью
ЖИЛЕТ СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2018
ЖИЛЕТ СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2018
Спасательные жилеты наше предприятие ООО «ОПЫТ» производит более 30-ти лет, и поэтому мы считаем необходимым поделиться накопленным опытом, с целью обеспечения максимальной безопасности людей, находящихся на судах и плавсредствах.
На данный момент в РФ действует единственный регламентирующий требования к спасательным жилетам документ — ГОСТ 22336-77 от 28.01.77, который обуславливает форму жилета в виде «Хомута», одеваемого на шею человека. Предусмотрено два типоразмера спасательных жилетов: детского – для людей с массой до 35 кг (тип I) с плавучестью не менее 9 кг и взрослого – для людей с массой свыше 35 кг (тип II) с плавучестью не менее 20 кг. Выдерживаемая нагрузка на ремень не менее 240 кг у детского, и 320кг – у взрослого жилетов. Такими спасательными жилетами должны быть укомплектованы все суда по количеству членов экипажа.
Теперь можно купить буй в любом количестве, несмотря на повышенный спрос в разгар летнего сезона. Цена буя впрямую зависит от объема покупки. Стоимость буя по сравнению с аналогичной продукцией на рынке существенно ниже. Буйки на воде хорошо видны и предназначены для обозначения зон купания, проката водной техники, ограждения санитарных зон водозаборов и т.п. Буйки можно применять в качестве морского, речного, спасательного, аварийного или швартовного . Оборудование для пляжа на Черноморском побережье Краснодарского края и Крыма и водоемах России должно включать в себя Буй плавучий диаметром не менее 30см , буйки поплавки, Читать полностью
«Спасение утопающих, дело рук самих утопающих»
Классики отечественной сатиры И. Ильф и Е.Петров в своё время писали: «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих». На воде одним из средств спасения является спасательный жилет, который выполняет ту же функцию, что и парашют на самолёте.
Как известно в авиации все правила и наставления написаны кровью и никакой непонятности быть не может. Это дорого стоит. А как обстоит дело со спасательными жилетами? В соответствии с требованиями Российского Речного и Морского Регистров «спасательный жилет» должен обладать плавучестью (держать железа) не менее 20 кг — взрослый и не менее 9 кг — детский, и иметь конструкцию и размеры, указанные в ГОСТ 22336-77, (для удержания головы пловца среднего веса близкого к вертикальному положению над поверхностью воды на 120мм, необходимое усилие 3 — 4 кг, а человек, погруженный в воду, весит 10% своего веса.). В таком жилете весь объём плавучести расположен на.
Линейка спасательных жилетов Опыт расширилась — спасательными жилетами для СОБАК.
Некоторые владельцы собак предпочитают не расставаться с ними во время отдыха на воде и в дальних круизах на катерах и яхтах. Все знают что собаки хорошо плавают и любят играть в пруду и небольшой реке, но в условиях нахождения на большой воде температура которой вдали от берега резко отличается в меньшую сторону, а также при попадании в воду с большим волнением или сильным течением — сил и выносливости животного часто бывает недостаточно для сохранения жизни.
Предприятие Опыт разработало линейку Собачьих спасательных жилетов, которые не дают собаке замерзнуть и не позволяют ей утонуть при обессиливании. Жилет имеет удобную ручку за которую животное легко можно поднять на борт или вытащить из воды и кольцо для крепления карабина.
Cогласно требованиям ГИМС РФ, на прогулочных судах каждый, находящийся на них, должен иметь спасательный жилет, который обеспечивает расположение дыхательных органов человека, выше поверхности воды на 12 см . Человек, находящийся в воде, весит 10 % своего веса и, как показал ряд испытаний, для поддержания человека весом значительно выше средне-статистического ( 75 кг .) с лихвой хватает поддерживающей силы максимально около 40N(около 4кГ ).
Спасательный жилет по европейским нормам EN-395 должен обладать плавучестью не менее 100N (около10кГ). Происхождение этого требования вероятно обусловлено наличием в одежде человека утяжеляющих предметов и волнением воды.
В Российском законодательстве действует ГОСТ 22336-77 « Читать полностью
Начато производство спасательных жилетов c надписями из световoзвращающей ткани
В связи с участившимися обращениями из районных ОВД разработан спасательный жилет для оснащения сотрудников с надписью из световозвращающей ткани в верхней части спины — «ПОЛИЦИЯ» , оболочка выполнена двух вариантов цветов – «канареечный» и оранжевый.
Начато производство спасательного жилета Мастер большого размера 124-132см. (XXXL)
В розничном магазине мы сталкивались с тем, что самый большой размер наших спасательных жилетов (обхват груди 116-120см.) был немного мал некоторым покупателям, а самое главное был маловат нашему лучшему работнику Сергею. Специально для него мы начали производство спасательного жилета «Мастер» размер 124-132см. (обхват груди). Жилет сертифицирован ГИМС и является спасательным, выпускается в оранжевом или камуфлированном цветах.
Предприятие опыт
Розничный магазин в Москве
Офис оптовых продаж в Москве
Партнеры в городах России
Краснодарский край г.Анапа, ул.Тургенева, д.250, оф.96 тел. (861-33) 5-48-68
г.Архангельск, проспект Ломоносова, д.135, оф.710 тел. (8182) 65-27-05, 65-41-11
Амурская область г.Благовещенск, ул.Островского, д.65, оф.39 тел. (4162) 22-11-57, 22-11-52
г.Брянск, Полесский пер., д.2А тел. (4832) 61-00-88, 61-38-25
г.Владимир, мкр.Юрьевец, ул.Ноябрьская, д.89 тел. (4922) 456-777
г.Воркута, ул Чернова, д.10А тел. (82151) 6-33-11
г.Воронеж, Московский пр-т, д.82 тел. (473) 266-34-69
Краснодарский край г.Геленджик, ул.Шевченко, д.2 тел. (988) 139-75-76
Тверская область г.Завидово, ул.Ленинградская, д.225 тел. (499) 685-1630
г.Иваново, ул.Крутицкая, д.2 тел. (4932) 30-87-87
г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, д.85 тел. (3952) 29-09-97, 21-12-90, 21-12-81
г.Калуга, ул.Степана Разина, д.6, оф.53 тел. (910) 910-09-60
г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Кирова, д.76/2, оф.302 тел. (914) 177-71-63
г.Красноярск, ул.Свердловская, д.15 тел. (3912) 65-06-88
г.Нижний Новгород, ул.Белинского, д.100 тел. (831) 428-38-83
г.Новосибирск, ул.Фрунзе, д.57/1 тел. (383) 23-000-33
Краснодарский край г.Новороссийск, ул.Мира, д.5 тел. (8617) 64-24-79
г.Печора, ул. Печорский пр-т., д.80 тел. (82142) 7-33-55
г.Ростов-на-Дону, ул.Станиславского, д.120/10 тел. (863) 282-26-62
Ямало-Ненецкий АО г.Салихард, ул.Чупрова, д.25А тел. (34922) 3-52-84
г.Самара, ул.Дзержинского, д.29 тел. (846) 2707-803
г.Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Большой пр-кт, д.87 тел. (812) 777-77-01
г.Сочи, ул.Пластунская, д.56 тел. (862) 266-93-10, (862) 266-95-40
г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, д.85 тел. (8212) 31-09-45
г.Тюмень, ул.Геологоразведчиков, д.15 тел. (3452) 20-32-63
Республика Башкортостан г.Уфа, ул.Степана Злобина, д.38/2, лит.А, тел. (347) 248-11-39
г.Ухта, ул.Интернациональная, д.43 тел. (8216) 70-00-80
г.Хабаровск, ул.Ленина, д.57 тел. (4212) 41-16-14, 31-29-27
г.Ярославль г.Ярославль, пр.Толбухина, д.8/75 тел. (4852) 48-69-59
Полезная информация
ЖИЛЕТ СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2018
ЖИЛЕТ СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2018
Спасательные жилеты наше предприятие ООО «ОПЫТ» производит более 30-ти лет, и поэтому мы считаем необходимым поделиться накопленным опытом, с целью обеспечения максимальной безопасности людей, находящихся на судах и плавсредствах.
На данный момент в РФ действует единственный регламентирующий требования к спасательным жилетам документ — ГОСТ 22336-77 от 28.01.77, который обуславливает форму жилета в виде «Хомута», одеваемого на шею человека. Предусмотрено два типоразмера спасательных жилетов: детского – для людей с массой до 35 кг (тип I) с плавучестью не менее 9 кг и взрослого – для людей с массой свыше 35 кг (тип II) с плавучестью не менее 20 кг. Выдерживаемая нагрузка на ремень не менее 240 кг у детского, и 320кг – у взрослого жилетов. Такими спасательными жилетами должны быть укомплектованы все суда по количеству членов экипажа судна. Однако, данная конструкция жилета практически непригодна для использования на маломерных судах и на других средствах активного отдыха на воде, поскольку большой объём плавучего балласта на груди затрудняет обзор и сковывает движения рук. По этой же причине спасательные жилеты данного типа непригодны для использования швартовыми и спасательными командами. В мировой практике принято использовать индивидуальные спасательные средства в виде «Жилетки» с эластичным наполнителем, или надуваемыми автоматически, при попадании в воду человека. Одними из наиболее продуманных требований к спасательным жилетам являются европейские нормы EN-393 (страховочных), 395 и 396 (спасательных), в которых есть чёткое разграничение условий использования, норм плавучести и особенностей конструкции, обеспечивающих безопасность человека. В настоящее время в РФ начаты работы по созданию ГОСТа для спасательных жилетов, применяемых на плавсредствах, кроме больших судов. Мы взяли эти требования за основу при создании модельного ряда спасательных жилетов (линейка спасательных жилетов Опыт) для использования на маломерных судах и отдыха на воде. Для охвата всего диапазона размеров и масс людей, принят параметр объёма груди (длины окружности грудной клетки на вдохе) от 52 см и с интервалом 4-6 см (например: 52-56; 58-62; 64-68; 68-72 и т.д.) — Плавучесть жилетов подтверждается в ходе проверочных испытаний удержанием на плаву погруженного в воду жилета с прикреплённым к нему монолитным стальным грузом, с массой не менее 10 кг для среднего типоразмера (84-90см), и пропорционально большим – меньшим грузом для жилетов других типоразмеров, из расчёта примерно соответствующего 15% массы человека. — Как показала практика применения, наиболее удобна форма индивидуального спасательного средства – в виде жилетки с эластичным многослойным наполнителем, обеспечивающим свободу движения. Объём наполнителя на груди должен превышать спинной наполнитель на ту величину, которая позволяет перевернуть лицом вверх, потерявшего сознание человека не более, чем за 10 секунд; Жилет может комплектоваться дополнительным воротничком с эластичным наполнителем, обеспечивающим дополнительную плавучесть головы и защищающим от случайных ударов и от переохлаждения затылочную часть головы, что повышает вероятность выживания пловца в холодных водах; Ещё одной дополнительной комплектацией, ориентированной на сложные погодные условия, может быть нижний кромочный пояс, обеспечивающий не только более плотное прилегание жилета к телу, но и формирующий дополнительный объём неохлаждаемой воды, продлевающей безопасный срок нахождения человека в холодной воде; Целесообразна комплектация спасательного жилета паховым ремнём, ограничивающим нежелательное всплытие жилета выше тела пловца; Необходима закреплённая на жилете легкодоступная петля для вытаскивания человека из воды; Обязательны кармашки для мобильного телефона или рации; Для подачи звукового сигнала необходима комплектация свистком в легкодоступном месте; Для обнаружения потерпевшего в тёмное время, необходимо размещение на жилете не менее двух световозвращающих полос размером не менее 50х100мм, расположенных над поверхностью воды (возможна комплектация огнём поиска – мигающей лампочкой и радиомаячком); Поясной ремень (ремни), для подгонки под тело, должны быть обеспечены прочными, быстро соединяющимися пряжками, выдерживающими нагрузку не менее двух масс пловца. Наличие разъёмной застёжки «Молния» на грудной части жилета имеет как положительные свойства, (удобство застёгивания, плотность прилегания и эстетичный вид) так и отрицательные (недостаточная надёжность и прочность, ограничения по регулировке объёма груди), что оставляет выбор пользователю. Назначения и конструкции каждой модели страховочных и спасательных жилетов, производимых ООО «Опыт» будут описаны далее. Но главное требование в выборе материалов и комплектующих при производстве нашей продукции – это надёжность и качество. Качество и соответствие нормативным требованиям жилетов «Опыт» проверяется в собственной испытательной лаборатории, вся продукция сертифицирована.
На российском рынке в последнее время всё чаще появляются не аттестованные в РФ спасательные жилеты сомнительной конструкции, изготовленные из материалов, не обеспечивающих надлежащие требования по безопасности, но привлекательные по цене. Разрабатываемые нормативные документы должны создать барьер для недобросовестных производителей спасательного снаряжения, поскольку речь идёт о спасении жизни человека.
Александр Овчинников, Генеральный директор ООО «ОПЫТ», 15 февраля 2018 года
Предприятие опыт
Розничный магазин в Москве
Офис оптовых продаж в Москве
Партнеры в городах России
Краснодарский край г.Анапа, ул.Тургенева, д.250, оф.96 тел. (861-33) 5-48-68
г.Архангельск, проспект Ломоносова, д.135, оф.710 тел. (8182) 65-27-05, 65-41-11
Амурская область г.Благовещенск, ул.Островского, д.65, оф.39 тел. (4162) 22-11-57, 22-11-52
г.Брянск, Полесский пер., д.2А тел. (4832) 61-00-88, 61-38-25
г.Владимир, мкр.Юрьевец, ул.Ноябрьская, д.89 тел. (4922) 456-777
г.Воркута, ул Чернова, д.10А тел. (82151) 6-33-11
г.Воронеж, Московский пр-т, д.82 тел. (473) 266-34-69
Краснодарский край г.Геленджик, ул.Шевченко, д.2 тел. (988) 139-75-76
Тверская область г.Завидово, ул.Ленинградская, д.225 тел. (499) 685-1630
г.Иваново, ул.Крутицкая, д.2 тел. (4932) 30-87-87
г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, д.85 тел. (3952) 29-09-97, 21-12-90, 21-12-81
г.Калуга, ул.Степана Разина, д.6, оф.53 тел. (910) 910-09-60
г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Кирова, д.76/2, оф.302 тел. (914) 177-71-63
г.Красноярск, ул.Свердловская, д.15 тел. (3912) 65-06-88
г.Нижний Новгород, ул.Белинского, д.100 тел. (831) 428-38-83
г.Новосибирск, ул.Фрунзе, д.57/1 тел. (383) 23-000-33
Краснодарский край г.Новороссийск, ул.Мира, д.5 тел. (8617) 64-24-79
г.Печора, ул. Печорский пр-т., д.80 тел. (82142) 7-33-55
г.Ростов-на-Дону, ул.Станиславского, д.120/10 тел. (863) 282-26-62
Ямало-Ненецкий АО г.Салихард, ул.Чупрова, д.25А тел. (34922) 3-52-84
г.Самара, ул.Дзержинского, д.29 тел. (846) 2707-803
г.Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Большой пр-кт, д.87 тел. (812) 777-77-01
г.Сочи, ул.Пластунская, д.56 тел. (862) 266-93-10, (862) 266-95-40
г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, д.85 тел. (8212) 31-09-45
г.Тюмень, ул.Геологоразведчиков, д.15 тел. (3452) 20-32-63
Республика Башкортостан г.Уфа, ул.Степана Злобина, д.38/2, лит.А, тел. (347) 248-11-39
г.Ухта, ул.Интернациональная, д.43 тел. (8216) 70-00-80
г.Хабаровск, ул.Ленина, д.57 тел. (4212) 41-16-14, 31-29-27
г.Ярославль г.Ярославль, пр.Толбухина, д.8/75 тел. (4852) 48-69-59
Новый ГОСТ на спасжилеты: что изменится
В июне 2016 года вся Россия узнала название карельского озера Сямозеро. Тогда во время водного похода утонули 14 школьников, отдыхавших в местном детском лагере. Длинный список причин гибели детей на Сямозере не включал в себя проблемы со спасательными жилетами. Однако одним из последствий ЧП стало введение в России с мая 2018 года по поручению вице-премьера Ольги Голодец нового Национального стандарта на спасательные жилеты для детей (ГОСТ Р 58108-2018).
На сегодняшний день в стране действуют два стандарта на спасательные жилеты: общий ГОСТ 22336-77, без серьезных изменений существующий еще с 1979 года, и новый отдельный ГОСТ, регламентирующий, какими должны быть именно детские спасательные жилеты.
20 мая 2020 года эти два смежных стандарта будут отменены и вместо них вступит в силу один универсальный. Одним из инициаторов и разработчиков нового ГОСТа на спасжилеты стал генеральный директор ООО «Золото Белого моря», член Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова Денис Орлов.
Лагерь «Золото Белого моря» одним из первых попал «под раздачу» во время массовых проверок, последовавших после трагедии на Сямозере. Несоответствие спасжилетов ГОСТ 22336-77 было одним из обвинений в адрес руководства лагеря. Парадокс ситуации заключался в том, что произведенные по ГОСТу спасжилеты на деле плохо выполняли свою основную функцию.
Мы поговорили с Денисом Орловым о том, почему старый ГОСТ нужно было менять, и что принесет с собой новый стандарт.
Спасжилеты, в которых опасно находиться в воде
В 2017 году я пришел на заседание общественной палаты с двумя целями: заявить о ненормальной ситуации с нашим проектом и о ненормальной ситуации с действующим ГОСТ на спасательные жилеты. Были чиновники, представители прокуратуры, МВД. Я пригласил двух девушек, примерно одинаковых по весу, надел на одну из них спасжилет компании «Вольный ветер», который мы использовали в нашем лагере, а на другую — «гостовский», произведенный ООО «Планета».
Я попытался поднять девушку в ГОСТовском спасе — имитировать, что будет, если она окажется в воде. Стало ясно, что девушка выскакивает из жилета. Потом я поднял девушку в жилете «Вольного ветра» с иной конструкцией и паховыми ремнями — девушка висела в моих руках и чувствовала себя нормально.
Стало ясно, что ситуация парадоксальная. 40 лет действует стандарт на спасжилеты, в которых опасно находиться в воде.
С 1979 года, когда он был введен, с небольшими изменениями он просуществовал до сих пор всего лишь в двух типо-размерах. Есть вариант детский до 35 кг (стоит отметить, что при этом ГОСТ 2018 года распространяется на жилеты для детей с массой тела до 40 кг, прим. itBoat) и дальше следующий вариант — огромного объема неудобная колодка, которая на тебе держится спереди. Причем найти жилет, сделанный четко по этому стандарту — это тяжелая работа.
Старый ГОСТ действительно ужасен. Если ты прыгнешь таком жилете с борта более-менее высокого судна, например, с теплохода или, хуже того, с парома (а паромы довольно часто тонут), шансов выжить будет не много. Это ситуация, когда люди, одетые в спасжилеты, спрыгивают фактически с высоты дома, с высоты 7-15 метров.
Во-первых, спасжилет с них слетает. Но это, может быть, и хорошо, потому что в момент удара о воду жилет должен ударить снизу по подбородку и с большой вероятностью повредить шею. Там всего лишь одна пряжечка, которая не позволяет его прижать к телу.
Допустим, ты все же как-то слез в воду. Но в старом жилете трудно плыть вперед. Он такой большой, что рукам неудобно. Это как у Винни-Пуха, который долго спорил с горшком «Плавучий медведь», кто же из них корабль, а кто судоводитель. Винни-Пух его победил с трудом и не сразу.
Вот также должен вести себя человек, который попытается в этом ГОСТовском спасжилете целенаправленно плыть.
В нем хорошо разве что просто лежать на воде. Еще можно светить лампочкой и свистеть.
Но мы понимаем, что, как только ветер становится сильным, свистеть уже бесполезно. На расстоянии 3-4 метров этого свиста не услышат. Ровно как и когда тебя волна накрывает, положение «голова вверх» — это очень странная позиция. Лучше наоборот быть компактным, а лицом — вперед и вниз.
Это трудно объяснить людям, которые не высаживались в прибойной волне, которых не опрокидывало на лодке во время шторма. У меня есть этот опыт, поэтому я понимаю, сколь абсурдна вот эта штука. Такая конструкция жилета полезна только в одном случае.
ГОСТовский спасжилет подходит для очень теплой воды, медленно тонущего большого лайнера, с которого есть возможность спокойно спуститься, опуститься в воду и ждать, когда тебя подберут из этой воды.
Тогда понадобится лампочка — ты в темное, свисток — все тихо и торжественно.
А еще важно, чтобы тебя достали, потому что самому тебе выбраться будет сложно. Когда выбираешься на борт лодки, не то что спасик мешает, даже пряжечки отдельные мешают. А если представить вот такой толщины колодку (толщина жилета по ГОСТУ составляет от 9 до 13 см в зависимости от типоразмера, прим. itBoat), которая еще и на шее закреплена. Такого человека должны как-то выхватить и поднять. Причем, если схватят за плечо, что естественно, он, скорее всего, застрянет или вывалится.
В общем, этот набор характеристик делает ГОСТовский спасжилет формальным средством спасения, которое положено регулярно покупать и укладывать под сидения на пассажирских судах.
В этом, видимо, и смысл его. У него большой плюс — он хорошо укладывается в штабель. Однако для спасения он крайне нерационален.
Поэтому у нас, разработчиков, было желание дать такое руководство и такой стандарт, который будет помогать людей именно спасать.
Разработкой нового ГОСТа также занимались председатель технического комитета Росстандарта №444 («Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги») Николай Быканов, старший научный сотрудник отдела стандартизации текстильной и легкой промышленности Росстандарта Надежда Авдеева, руководитель НП «Испытательная лаборатория спортивных изделий «ВИСТИ» Виталий Королев и руководитель компании «Вольный ветер» Виктор Гурин, прим. itBoat.
Новый ГОСТ: перенимаем европейский опыт
Зачем изобретать велосипед, если можно обратиться к опыту Европы, где эти стандарты есть и многократно опробованы на практике? Собственно, основа нашего ГОСТа – это переведенные стандарты 4 уровней: для дальнего пассажирского плавания, прибрежного морского, в зоне 500 метров от берега и для водных лыж и прочих спортивно-рекреационных приспособлений.
Новый ГОСТ позволяет соотнести возраст, вес человека, область, где жилет будет применяться, и параметры самого жилета.
Например, нужен жилет для людей от 40 до 70 кг для использования недалеко от берега на спокойной реке — смотришь в ГОСТ и находишь соответствующие параметры. Или известно, что будут взрослые на бурной воде в простом сплаве 1-3 категории. Смотришь и видишь, что есть как минимум две приемлемые модели жилетов, а еще есть неприемлемые жилеты, потому что все-таки бурная вода.
В каждом из трех основных типов жилетов в новом ГОСТе выделяются модели для 3 детских и 4 взрослых весовых категорий для людей с массой тела как меньше 15, так и свыше 70 кг. Детские модели при этом ограничены весом в 40 кг. Жилеты для сплава по бурным рекам предназначены для людей старше 10 лет и весом от 30 кг, прим. itBoat.
В большой описательной части специально подчеркнуто то, что действительно нужно при спасении — удобство ношения.
Если ты на маломерном судне, в какой ситуации тебе потребуется жилет? Либо это судно внезапно опрокинется и начнет тонуть, либо ты сам с него свалишься. Поэтому жилет должен быть на тебе, и ты должен активно действовать. Для Европы есть стандарт Small craft boats для малых судов в береговой зоне (стандарт D), в котором сказано, что судно должно быть поставлено на киль в течение 5 минут силами команды, чтобы можно было его отчерпать. Для тех судов, которые ходят в прибрежной морской зоне (стандарт C), требование — в течение минуты встать на киль, после чего команда борется за дальнейшее спасение этого судна.
Представим человека в ГОСТовской «колодке» на яхте. Она мешает просто пройти через дверь, увидеть, что ты делаешь руками. Начинается ветер, тебя сносит с палубы. Зацепишься за стальной тросик такой колодкой — все!
Когда ты на теплоходике или на пароме, тебе не нужно бороться за это судно, тебе нужно комфортно упасть в воду. Для этого подойдет другой тип жилета: он немного больше по объему и переворачивает тебя на спину. Даже если ты не умеешь плавать, у тебя есть хорошие шансы дождаться спасения.
Имея диверсифицированный ГОСТ, мы получаем отличный инструмент, чтобы повысить реально выживаемость наших людей, которые, как известно, гибнут на воде чуть ли не в 10 раз чаще, если сравнивать Карелию и Финляндию.
Выживаемость в Финляндии выше в том числе и потому, что у них действует европейский стандарт.
В нашем ГОСТе появились измеримые требования по прочности, по плавучести. Он стал более корректным по сравнению с предыдущим ГОСТом в плане технической проверки численных требований по спасжилетам. Это полезно. В результате можно посмотреть документацию любого спасжилета, либо, если есть возможность, самостоятельно провести техиспытания и убедиться в его соответствии или несоответствии.
ГОСТ применяется вообще ко всем спасательным средствам на воде и рядом с водой. Но, исходя из российской практики, лучше указать, что он применим и в области туризма тоже.
Потому что самая уязвимая для «контролеров» сфера — это не пассажирские перевозки, а туризм, путешествия и спорт на воде. Потребовалось перечислить все эти сферы применения, чтобы обезопасить тех, кто использует жилеты именно в этих целях.
Действующий ГОСТ 1979 года никак не оговаривает особенности спасжилетов для активного отдыха и туризма. ГОСТ 2018 года также распространяется на «жилеты, используемые в условиях бурных вод и при занятии активными видами водного спорта и туризма». Согласно ГОСТу 2018 года, «требования к спасательным жилетам для использования в условиях бурных вод и при занятии активными видами водного спорта и туризма до введения соответствующего национального стандарта устанавливаются в технической документации изготовителя», прим. itBoat.
Спасжилеты для правосознания
Пока действует старый ГОСТ, следователи заказывают экспертизу и делают простой вывод: любой жилет, который чуть-чуть отличается от ГОСТовского стандарта, представляет угрозу для жизни и здоровья. Это обычный и очень удобный ход, если нужно сделать «заказное» расследование. Мы поможем людям опереться на стандарт, реально обеспечивающий безопасность, чтобы доказать, что в данном случае были приняты необходимые меры безопасности.
Недавно на конференции по безопасности я поговорил с руководительницей госучреждения, которое занимается туризмом с подростками. Они попали в дурацкую ситуацию: написали заявку на покупку спасжилетов, но им ее одобрили только при условии, что в ней будут указаны жилеты, соответствующие ГОСТ. Но для сплава на катамаранах они не могут купить жилеты по ГОСТу. Это опасно. Они покупают нормальные, действительно хорошие жилеты. Последующая проверка выявляет закупку, которая не соответствует заданию. И дальше начинается серия неприятностей для людей, которые хотели просто купить хорошие жилеты. Подобные ситуации нужно устранять.
На практике я никогда не видел на людях на маломерных судах вот этот вот ГОСТовский жилет. Используют любые другие: очень тоненькие защитного цвета или какие-то пробковые, зато оранжевого цвета накидки, которые висят и вроде бы выглядят как спасжилет, но явно спадут при попадании в воду. Многие используют реально опасные изделия.
Старый стандарт провоцирует все население, которое ходит по воде, на нарушение местного законодательства Это ненормально. Это фактор, формирующий антиправовое сознание в России, и его нужно убрать.
Законы нужно знать и выполнять. В том числе и ГОСТ, который вроде бы не является обязательным, но будет обязательным, когда случится ЧП и начнется следствие. Если мы хотим как-то воспитывать население и помогать ему выживать, нам нужен стандарт, который выполним.
По сути, новый ГОСТ выведет из тени те спасжилеты, которые уже массово используются, а не заставит менять их.
В спасжилетах, соответствующих новому ГОСТу, можно будет совершенно уверенно ходить за рубежом. Что важно для наших производителей — спасжилеты можно будет и продавать на внешнем рынке, в той же Финляндии. Понятно, что пока это теоретическая возможность. Но нам к этому нужно стремиться. У нас больше ресурсов, у нас, в принципе, дешевле рабочая сила, и мы, теоретически, могли бы выходить на европейский рынок.
Одним из препятствий, не считая нашей культуры производства, является несоответствие наших национальных стандартов европейским.
Когда соответствие будет, у нас появится дополнительная возможность делать вещи на экспорт».
Опыт спасательные жилеты
Спасательный жилет, в соответствии с требованиями, должен быть предоставлен каждому человеку на борту судна и, кроме того:
для пассажирских судов, совершающих рейсы продолжительностью менее 24 часов, должно быть предусмотрено количество детских спасательных жилетов, равное количеству не менее 2,5% от числа пассажиров на борту;
Для пассажирских судов в рейсах продолжительностью 24 часа или более для каждого ребенка на борту должны быть предусмотрены спасательные жилеты для детей;
Спасательные жилеты, подходящие для детей должны быть предоставлены в количестве, равном 10% от количества пассажиров на борту или столько, сколько нужно для обеспечения спасательным жилетом каждого ребенка на судне;
Должно быть обеспечено достаточное количество спасательных жилетов для дежурных лиц. Спасательные жилеты, предназначенные для дежурных лиц, должны быть уложены на мостbrt, в машинном отделении и на любой другой сторожевой станции;
Если предоставленные спасательные жилеты для взрослых не подходят людям с весом до 140 кг и обхватом грудной клетки до 1750 мм, находящимся на судне, то на борту должно иметься достаточное количество соответствующих приспособлений, позволяющих обеспечить их безопасность.
Спасательные жилеты должны быть размещены в легкодоступных местах и их положение должно быть четко указано. В тех случаях, когда в силу особых условий судна спасательные жилеты, предоставленные в соответствии с требованиями пункта 2.1, могут стать недоступными, Администрация должна принять альтернативные меры, которые могут включать увеличение числа спасательных жилетов на судне.
Спасательные жилеты, используемые в полностью закрытых спасательных шлюпках, за исключением спасательных шлюпок свободного падения, не должны препятствовать входу в спасательную шлюпку или посадочным местам, включая работу ремней безопасности в спасательной шлюпке.
Спасательные жилеты, выбранные для спасательных шлюпок свободного падения, не должны препятствовать входу в спасательную шлюпку, безопасности пассажиров или эксплуатации спасательной шлюпки.
Дополнительная информация:
Спасательный жилет для взрослых должен быть сконструирован таким образом, чтобы:
Не поддерживать процесса горения или не продолжать плавление после полного окутывания огнем в течение 2 секунд.
Его можно было правильно надеть в течение одной минуты без помощи, руководства или предварительной демонстрации;
Его можно было носить только одним способом или исключить возможность неправильного надевания;
Позволять владельцу прыгать с высоты не менее 4,5 м в воду без травм и повреждения спасательного жилета.
Сохранять плавучесть которая не уменьшалась бы более чем на 5% после 24-часовой погружения в пресную воду.
Должен иметь свисток, надежно закрепленный шнуром.
Взрослый спасательный жилет должен обладать достаточной плавучестью и устойчивостью в спокойной пресной воде:
Поднимать голову истощенного или бессознательного человека не менее чем на 120 мм из воды с наклоненным назад телом под углом не менее 20° от вертикального положения;
Переворачивать тело бессознательного человека в воде из любого положения в такое, где рот очищается от воды не более чем за 5 секунд.
Должен позволять человеку, носящему его, плавать на небольшом расстоянии и садиться на спасательное плавсредство.
Детский спасательный жилет должен быть изготовлен из тех же материалов и выполнять те же функции, как и взрослый спасательный жилет, за исключением следующего:
Предоставление помощи при одевании для маленьких детей разрешается;
Требуется только поднять рот изможденного или потерявшего сознание пользователя, очищенного от воды, на расстояние, соответствующее размеру предполагаемого пользователя;
Помощь может быть оказана на борту судна, но мобильность владельца не должна быть значительно снижена.
В дополнение к маркировкам с информацией об официальном утверждении, включая администрацию, которая его одобрила, и любым эксплуатационным ограничениям, детский спасательный жилет должен быть маркирован:
Диапазоном высоты или веса, для которого спасательный жилет будет соответствовать критериям тестирования и оценки, рекомендованным организацией в A. 689. (17)
Символом ”ребенок», как показано в символе” спасательный жилет ребенка», принятом организацией в A. 760 (18)
Надувные спасательные жилеты
Надуваемый спасательный жилет, для плавучести, должен иметь не менее двух отдельных отсеков и соответствовать всем требованиям для обычных спасательных жилетов, а также должен:
Надуваться автоматически при погружении, снабжаться устройством, позволяющим накачивать одним ручным движением и быть способным накачиваться ртом;
В случае потери плавучести в любом одном отсеке быть способны выполнять все требования для простых жилетов;
Должны иметь плавучесть, которая не снижается более чем на 5% после 24 ч погружения в пресную воду после накачивания с помощью автоматического механизма.
Огни поиска спасательного жилета
Должны иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхнего полушария;
Должны иметь источник энергии, способный обеспечить интенсивность света 0,75 кд в течение не менее 8 часов;
Быть заметным на таком же большом сегменте верхнего полушария, как это практически возможно, когда он прикреплен к спасательному жилету;
Быть белого цвета.
Если упомянутый выше огонь является мигающим, то он должен, кроме того:
Обеспечен переключателем обслуживаемый вручную;
Вспышкой со скоростью не менее 50 вспышек и не более 70 вспышек в минуту с эффективной силой света не менее 0,75 кд