Требования гимс к спасательным жилетам
Top-motor.ru

Все про лодки

Требования гимс к спасательным жилетам

Roma-iz6vagona › Блог › «Спасательные» жилеты

Под влиянием обсуждения вопроса про спасательные жилеты, возникшего в сообществе водно-моторников на Драйве, решил написать отдельную развернутую статью.
Коротенечко, страниц на д-цать)))).
Начнем с того, почему «спасательные» в кавычках?! Потому что в 98% случаев применяемые нами на лодках и небольших катерах жилеты не являются спасательными! Правильное их название «жилет рабоче-СТРАХОВОЧНЫЙ» (или сокращенно ЖРС). В чем же его принципиальное отличие? А оно прямо следует из названия — спасательный жилет предназначен для СПАСЕНИЯ, т.е. он должен обеспечить безопасное нахождение в воде человека в любом состоянии, в том числе без сознания. При этом максимально облегчить его поиск и спасение. Поэтому спасательный жилет имеет бОльшие объемы плавучести и размещены они, чтобы из любого положения перевернуть тело так, чтобы голова находилась над водой лицом вверх и человек не захлебнулся. Классический спасательный жилет выглядит вот так

Однако он очень громоздкий, находится в нем не слишком удобно, а хранить на маленькой лодке вообще негде. Поэтому есть немного более компактный и удобный вариант жилета, который тем не менее полностью соответствует всем требованиям.

Для тех, кто очень серьезно опасается за свою жизнь и жизни своих пассажиров существуют более защищенные жилеты… С закрытым лицом, защищающим от набегающих волн и брызг,

или с надувной вешкой, для облегчения поиска.

Жилет типа ЖРС гораздо компактнее, и как следствие не может обеспечить или гарантировать спасение, поэтому он и не спасательный, а СТРАХОВОЧНЫЙ: » Жилет рабоче-страховочный предназначен для деятельности, связанной с вероятностью падения в воду (работа на палубах судов, работа в порту и доках), с целью поддержания человека на плаву до оказания помощи. Используются в качестве индивидуального страховочного средства для оснащения морских и речных судов, парусного и маломерного флотов. Сертификации не подлежит.»(с) Т.е. его основное назначение помогать человеку удерживаться на воде и не более того. Таких жилетов существует огромнейшее количество и так как сертификации они не подлежат, то шьют их все «кому не лень».
Страховочные жилеты можно также разделить на виды, исходя их назначения. Во-первых универсальные жилеты, как обязательное снабжение на маломерных судах — причем только на маломерных, только при их эксплуатации на Внутренних водных путях и только в районах плавания IV категории сложности 5-го разряда

Очень советую посмотреть, относится ли ваш регион эксплуатации именно к этому 5-му разряду. На самом деле таких районов не очень много и все более-менее крупные реки, не говоря уже по большие озера и водохранилища относятся уже к 4-му, 3-му разряду или 2-му разряду, а озера — Байкал, Ладожское, Онежское;
реки — р. Енисей (от Усть-Порта до северной оконечности Бреховских островов), Обская губа (от Нового Порта до линии м. Каменный — м. Трехбугорный), Тазовская губа (от м. Поворотный до Обской губы) отнесены к бассейнам 1 РАЗРЯДА!

Такие универсальные ЖРС кроме дизайна, количества ленточек и молний отличаются наличием или отсутствием воротника. Это важный момент, т.к. воротник не только способствует поддержанию более правильного положения головы человека в воде, но и защищает шею от продувания на борту катера, что может быть не менее важно и полезно)), особенно в средних и северных широтах.

Во-вторых, жилеты для активного отдыха и спорта. Отличаются они внешним слоем из неопрена и более «плотным» кроем для подгонки по фигуре. Объясняется это тем, что такие жилеты изначально предназначены для постоянного нахождения в воде, должны быть комфортны в мокром состоянии, быстро сохнуть, не ограничивать подвижность и не слетать при ударе об воду.

В-третьих, это жилеты-разгрузки с большим количеством карманов. С одной стороны — это удобно, но если задуматься, то смысл в этих карманах не велик. Ведь не будешь же каждый раз перекладывать вещи из одежды в жилет и обратно, да и хранить что-то ценное (например документы) в таком месте, как спасжилет не очень правильно) Хотя рыбаки могут с моими доводами и не согласиться))))

В-четвертых, это верхняя одежда (куртки) в которые уже вшиты блоки плавучести. Но такая одежда хороша только на холодное время года, для лета придется покупать второй комплект обычных жилетов)))

Ну и в конце, самое главное) : если нет места в катере или лодке для хранения полноценных спасательных жилетов на всех пассажиров, а регион плавания не соответствует пятому разряду, то как же быть, чтобы не нарушать требования безопасности и не иметь проблем с инспектором ГИМС?

Решение элементарное, но не слишком бюджетное — надувной спасательный жилет. Вариантов их сейчас существует огромное множество, но для наших целей вполне подойдут самые простые. Только надо посмотреть по весу. Минимальное для взрослого человека значение положительной плавучести 165N (150N это уже детский размер Junior), далее идут 180N, 190N … и далее до 300N.
Плюсом таких жилетов является и удобство, т.к. они не только легко убираются в ограниченный объем рундуков, но и практически не заметны при ношении.

П.С. И последнее, где же все это покупается?! Магазинов есть очень много, но я дам ссылки на производителей в Санкт-Петербурге (в других регионах, к сожалению, не знаю):
— ШТОРМ
— Планета СОС
— Алиэкспресс, Таобао и проч., проч. )))
Надо помнить, полноценные/полноразмерные спасательные жилеты из Китая не повезут — не выгодно, ЖРС можно брать смело, т.к. в нем нет ничего необычного, чтобы нельзя было увидеть на картинке. С надувными — каждый решает сам. С одной стороны сейчас все делается в Китае, но с другой, надо быть уверенным, что именно у этого продавца товар качественный и купленный у него жилет в нужный момент раскроется и надуется… Такой гарантии нет и у купленных здесь жилетов, но в конце концов хотя бы есть с кого спросить.
Также спасательный жилет, купленный здесь, должен иметь сертификат именно спасательного жилета соответствующего ГОСТ и эта бумага снимает все вопросы ГИМСа. С привезенным оттуда жилетом все сложнее. На нем должна быть отметка соответствия нормам ИСО, а именно какого-то раздела ISO 12402. Далее нужно найти аналогичный номер ИСО в списке, в приложении к Техническому Регламенту Таможенного Союза, где указаны ИСО гармонизированные с нашими требованиями. Если оно там есть, то ОК. Если нет, то придется инспектору доказывать самостоятельно, что привезенный из Китая жилет на самом деле является именно спасательным. Возможно пол-литровая «шоколадка»)))) поможет решению вопроса.

Требования гимс к спасательным жилетам

Хотя до летнего сезона ещё не близко, особенно до законного разрешения ловли с лодки под мотором, но начинать готовиться надо уже сейчас. Эта статья в первую очередь адресована новичкам, делающим свои первые шаги в рыбалке с лодки.

Итак, что для этого нужно. Для начала стоит заглянуть в свой судовой билет. Если же судового билета нет, об этом тоже стоит задуматься. По существующим законам не подлежат регистрации следующие виды плавающих средств: безмоторные плавсредства меньше 20 м длины; безмоторные лодки, весящие вместе с оснащением меньше 200 кг; безмоторные лодки с количеством посадочных мест меньше 12; лодки с перечисленными значениями, на которых установлены двигатели меньше 8кВт или 10.88 л.с. Такими лодками можно пользоваться на всех водоёмах России без документов о регистрации в ГИМС. Соответственно, если ваша лодка не подпадает под эти параметры, то её обязательно нужно регистрировать в ГИМС, со всеми вытекающими последствиями.

Вместе с регистрацией обязательно прохождение ТО, теперь это нужно делать раз в пять лет с момента регистрации. Причём если судно проходит перерегистрацию, например, в связи с продажей, то оно также и проходит ТО, и пятилетний срок начинает отсчитываться именно с этого момента. Теперь по правилам ТО проходит в два этапа, сначала на воде, а затем на суше. Конечно, инспектора, этого не всегда придерживаются, но быть готовым к этому надо.

Далее немного о правах. Они требуются на любое судно, оснащённое мотором мощностью свыше 5 л.с. И грузоподъёмность судна не имеет никакого значения – только мощность мотора. В случае отсутствия прав вам обязательно выпишут штраф, а также имеют полное право отбуксировать вашу лодку на специальную штрафстоянку.

На данный момент ещё есть время привести всё в порядок и выходить на водоём, как говорится, с чистой совестью.

Если все документы в порядке, то смотрим в судовой билет и оснащаем лодку всем тем, что там указано. Конечно, не все пункты имеет смысл выполнять, например, в моём судовом билете на РИБ длиной 4.5 м прописано наличие двух спасательных кругов. На мой взгляд, требование несколько неадекватное, и на практике вполне достаточно спасательных жилетов, которые также там указаны. Даже если бы возникло желание приобрести эти круги, держать их попросту негде, поскольку место в лодке крайне ограничено. Также в судовом билете прописано наличие «конца Александрова», сигнальных ракет двух цветов, красного и белого, и черпака. Для движения в тёмное время суток обязательно наличие сигнальных огней.

Теперь немного поподробнее обо всех этих требованиях. Начнём с самого, по моему мнению, главного – спасательного жилета. В продаже их огромное количество, как отечественного, так и импортного прохождения. Все жилеты отличаются по грузоподъёмности, начиная с детских моделей, рассчитанных на 20–30 кг, и заканчивая жилетами с грузоподъёмностью свыше 160 кг. Все жилеты сделаны по одному принципу: под подкладку вставлен специальный материал, в основном используется пенополиуретан, именно он и держит попавшего в воду человека на поверхности.

Читать еще:  Что такое глиссер

Основные требования к спасательному жилету таковы. Он должен надёжно фиксироваться на теле и при этом не мешать движениям, так как попадание в воду – это редкий случай, а вот ловить рыбу в нём приходится целый день. При попадании в воду спасательный жилет должен оставаться на теле и ни в коем случае не соскакивать. А это может произойти, и жилет может оказаться над головой, если все ремни не будут правильно застёгнуты или не выдержат заданных нагрузок. Поэтому все пряжки, застёжки, замки-молнии и прочие крепления должны выдерживать максимальные нагрузки, при этом не расстегиваясь и не ломаясь. Любое свободное движение спасательного жилета на теле не допускается. Спасательные жилеты должны удерживать пловца в состоянии лицом вверх, даже если он в бессознательном состоянии. От этого зависит выживание человека. Находясь без сознания, пострадавший не имеет возможности использовать страховку и может находиться в воде довольно долго. Для таких случаев многие спасательные жилеты имеют подголовник.

По требованиям ГИМС спасательный жилет должен иметь: сигнальный яркий цвет материала, светоотражающие полосы, свисток, подголовник. А также жилет должен иметь сертификат прохождения испытаний ГОСТ.

Те жилеты, которые продаются в магазинах, не всегда соответствуют названным требованиям, чаще всего это относится к импортным изделиям. Хотя, конечно, внешний вид у них предпочтительней наших. Такие жилеты редко сертифицируются, в основном из-за того, что это экономически не выгодно, и относятся к категориям поддерживающих. Многие рыбаки предпочитают именно такие изделия – в основном из-за их внешнего вида и довольно удобного функционала. Обычно они оснащены большим количеством карманов, что на рыбалке просто необходимо. Если вы решили приобрести такой жилет, то советую испытать его в подходящих условиях, а то может возникнуть ситуация, что вы приобрели не спасательный, а разгрузочный жилет, который только и может что сам себя держать на воде, а вот с человеком уже тонет и, соответственно, не выполняет свою функцию. Среди отечественных жилетов также попадаются модели с большим количеством карманов, то вот по внешнему виду они всё же значительно уступают импортным. Зато они точно выполнят свои основные функции, и в такой экипировке вы точно не утонете.

Небольшой совет по использованию спасательного жилета. Необходимо застегнуть его на все предусмотренные застёжки и молнии и затянуть все боковые стропы. После этого спасательный жилет должен сидеть плотно, но, тем не менее, не мешать движению. Необходимо проверить затяжку спасжилета, вытянув руки вперёд-вверх и попросив кого-нибудь подёргать жилет вверх за плечевую часть жилета. Если он сползает вверх, нужно затянуть паховые и торсовые стропы сильнее, иначе поток воды, когда вы в нём окажетесь, сорвёт ваш незатянутый спасжилет через голову. Подбирайте размер жилета в зависимости от погоды: в холодную погоду его придётся надевать на тёплую одежду, что потребует увеличения размера. Если жилет имеет боковые регулируемые стропы, то вы с этим справитесь, а вот если он будет рассчитан на определённый размер, то это вызовет проблему с его застёгиванием.

Ещё одним средством спасения является комбинезон-поплавок, на мой вкус, самое лучшее средство в нашем климате. Он позволяет не только спастись при несчастном случае, но и оставаться сухим во время рыбалки в любых погодных условиях. В правилах ГИМС разрешение на использование таких комбинезонов нет, по крайней мере я не нашёл, но при проверке документов и нахождении в таком костюме вопросов у инспекторов никогда не возникало. Многие производители выпускают так называемые «дышащие» модели, по факту это не совсем так, и на ходовую рыбалку они абсолютно не рассчитаны. Но зато для рыбалки в лодке они подходят идеально. Тот комбинезон, которым я сам пользуюсь, я испытал и остался полностью доволен. Если вы приобретаете такой костюм, особенно малоизвестной фирмы, то и вам рекомендую его испытать, чтобы подстраховаться от любых непредвиденных ситуаций.

Далее в списке идёт «конец Александрова» – это, по сути, полипропиленовый шнур с незатягивающейся петлёй на конце и поплавком. Его забрасывают в воду для более удобного вытаскивания попавшего туда человека. Хотя он и применяется крайне редко, но вещь в целом необходимая, и пренебрегать её приобретением не стоит.

Аналогично стоит поступать и с сигнальными ракетами и фальшфейерами – они тоже не входят в перечень постоянно используемых изделий, но могут потребоваться в любой момент. В крайнем случае их просто можно зажечь, под хорошее настроение.

А вот черпак входит в перечень постоянно используемого оборудования. Пусть даже ваша лодка оборудована помпой, она не всегда справляется, да и, вообще, может выйти из строя. А уж если помпы нет, то черпак – это точно одна из наиважнейших деталей, особенно в сильный ветер и дождь. Черпак можно изготовить из подручных средств, например из пятилитровой канистры из-под незамерзайки, а можно и купить.

Если всё вышеперечисленное у вас есть, то смело можете выходить на воду в лодке, естественно, дождавшись на это официального разрешения.

Комплектация маломерного судна

Одно из самых частых нарушений — отсутствие необходимого снаряжения на судне. К сожалению, многие судоводители с целью экономии пренебрегают правилами безопасности. Каждому владельцу необходимо знать, что должно быть в лодке для ГИМС. Нередко отсутствие таких важных вещей, как спасательный жилет, ведро, приводит не только к крупному штрафу, но и человеческим жертвам.

Оснащение маломерных судов

Наверняка все знают, что для освидетельствования маломерных судов в ГИМС необходимо оборудовать катер: спасательные жилеты, весла, ведро, черпак и многое другое. Однако этот набор требуется не только для посещения инспекции МЧС и прохождения технического осмотра, но и эксплуатации плавсредства. Перед каждым выходом на воду владелец судна должен проверить наличие снаряжения для обеспечения безопасности плавания, а также его состояние. Список необходимых предметов утвержден ГИМС.

Многие судоводители включают в комплектацию лишь несколько спасательных жилетов и весла, забывая о других важных вещах. Для большинства судов они, как правило, совпадают, но есть отличия в зависимости от типа ТС.

Длиной до 6 метров

Маломерные суда длиной до шести метров с мотором — это обычно катера и надувные лодки. Нередко судоводители не просто пренебрегают правилами безопасности, а не знают их. Оснащение лодки ПВХ для ГИМС и других плавательных средств можно разделить на следующие группы:

  • индивидуальные средства для спасения;
  • спасательное оборудование;
  • предметы безопасности при чрезвычайных ситуациях;
  • дополнительное оборудование.

К индивидуальным средствам для спасения относят спасательные жилеты. Для регистрации и эксплуатации нужно не 1-2 шт., как большинство водителей считает, а по числу пассажиров. Надо заметить, что жилеты должны не просто находиться на борту, а всегда быть надетыми. Спасательный линь или конец Александрова (1 шт.) является еще одним важным предметом, который необходим на борту каждого катера. Обязательно условие — длина более 15 метров. Нередко его заменяют спасательным кругом с линем длинной также от 15 метров.

Спасательное оборудование — предметы, входящие в эту группу, требуются не всем суднам. Однако гребное устройство должно быть как на надувной лодке ПВХ, так и катере в количестве двух штук. На борту плавательного средства с мотором по нормам находится один огнетушитель, количество увеличивают при наличии устройств для приготовления еды или обогрева катера. Всем ТС, кроме лодок без мотора и без жесткой слани, необходим черпак либо один ручной насос. В эту же группу можно включить свисток либо другое устройство, способное подавать звук.

Дополнительно в комплектацию моторной лодки для ГИМС может быть включена ремонтная и медицинская аптечка, спасательный круг с линем от пятнадцати метров, флаг-отмашка, багор, компас, аппаратура ГЛОНАСС. По желанию владелец оснащает судно пиротехническими сигналами бедствиями, двумя одеялами, конструкцией для поднятия человека на борт.

Длиной от 6 до 12 метров

Список необходимого снаряжения для маломерных судов длиной от шести до двенадцати метров с мотором немного отличается. В него также входят индивидуальные средства защиты, то есть жилеты (по числу людей, которые присутствуют на борту). Однако для плавсредств, которые эксплуатируются в бассейнах пятого разряда, возможно использовать вместо жилета нагрудники. Снабжение гребных лодок нередко включает плавучий круг с линем от 15 метров для спасения людей.

Согласно нормам снабжения, требуется якорь с цепью. Как и в прошлом случае, катер оборудуют огнетушителем (1 шт.), ручным насосом или черпаком, если нет устройства для откачивания воды. Сигнальных ракет красного цвета должно быть 3 шт., они необязательны для судов, которые не могут находиться более чем в 2 км от линии берега. Дополнительное снаряжение (медицинская и ремонтная аптечка, одеяла, компас и другое) рекомендуется иметь на борту ТС, но для регистрации в ГИМС это необязательно.

Новый ГОСТ на спасжилеты: что изменится

В июне 2016 года вся Россия узнала название карельского озера Сямозеро. Тогда во время водного похода утонули 14 школьников, отдыхавших в местном детском лагере. Длинный список причин гибели детей на Сямозере не включал в себя проблемы со спасательными жилетами. Однако одним из последствий ЧП стало введение в России с мая 2018 года по поручению вице-премьера Ольги Голодец нового Национального стандарта на спасательные жилеты для детей (ГОСТ Р 58108-2018).

Читать еще:  Сборка лодки пвх с жестким дном видео

На сегодняшний день в стране действуют два стандарта на спасательные жилеты: общий ГОСТ 22336-77, без серьезных изменений существующий еще с 1979 года, и новый отдельный ГОСТ, регламентирующий, какими должны быть именно детские спасательные жилеты.

20 мая 2020 года эти два смежных стандарта будут отменены и вместо них вступит в силу один универсальный. Одним из инициаторов и разработчиков нового ГОСТа на спасжилеты стал генеральный директор ООО «Золото Белого моря», член Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова Денис Орлов.

Лагерь «Золото Белого моря» одним из первых попал «под раздачу» во время массовых проверок, последовавших после трагедии на Сямозере. Несоответствие спасжилетов ГОСТ 22336-77 было одним из обвинений в адрес руководства лагеря. Парадокс ситуации заключался в том, что произведенные по ГОСТу спасжилеты на деле плохо выполняли свою основную функцию.

Мы поговорили с Денисом Орловым о том, почему старый ГОСТ нужно было менять, и что принесет с собой новый стандарт.

Спасжилеты, в которых опасно находиться в воде

В 2017 году я пришел на заседание общественной палаты с двумя целями: заявить о ненормальной ситуации с нашим проектом и о ненормальной ситуации с действующим ГОСТ на спасательные жилеты. Были чиновники, представители прокуратуры, МВД. Я пригласил двух девушек, примерно одинаковых по весу, надел на одну из них спасжилет компании «Вольный ветер», который мы использовали в нашем лагере, а на другую — «гостовский», произведенный ООО «Планета».

Я попытался поднять девушку в ГОСТовском спасе — имитировать, что будет, если она окажется в воде. Стало ясно, что девушка выскакивает из жилета. Потом я поднял девушку в жилете «Вольного ветра» с иной конструкцией и паховыми ремнями — девушка висела в моих руках и чувствовала себя нормально.

Стало ясно, что ситуация парадоксальная. 40 лет действует стандарт на спасжилеты, в которых опасно находиться в воде.

С 1979 года, когда он был введен, с небольшими изменениями он просуществовал до сих пор всего лишь в двух типо-размерах. Есть вариант детский до 35 кг (стоит отметить, что при этом ГОСТ 2018 года распространяется на жилеты для детей с массой тела до 40 кг, прим. itBoat) и дальше следующий вариант — огромного объема неудобная колодка, которая на тебе держится спереди. Причем найти жилет, сделанный четко по этому стандарту — это тяжелая работа.

Старый ГОСТ действительно ужасен. Если ты прыгнешь таком жилете с борта более-менее высокого судна, например, с теплохода или, хуже того, с парома (а паромы довольно часто тонут), шансов выжить будет не много. Это ситуация, когда люди, одетые в спасжилеты, спрыгивают фактически с высоты дома, с высоты 7-15 метров.

Во-первых, спасжилет с них слетает. Но это, может быть, и хорошо, потому что в момент удара о воду жилет должен ударить снизу по подбородку и с большой вероятностью повредить шею. Там всего лишь одна пряжечка, которая не позволяет его прижать к телу.

Допустим, ты все же как-то слез в воду. Но в старом жилете трудно плыть вперед. Он такой большой, что рукам неудобно. Это как у Винни-Пуха, который долго спорил с горшком «Плавучий медведь», кто же из них корабль, а кто судоводитель. Винни-Пух его победил с трудом и не сразу.

Вот также должен вести себя человек, который попытается в этом ГОСТовском спасжилете целенаправленно плыть.

В нем хорошо разве что просто лежать на воде. Еще можно светить лампочкой и свистеть.

Но мы понимаем, что, как только ветер становится сильным, свистеть уже бесполезно. На расстоянии 3-4 метров этого свиста не услышат. Ровно как и когда тебя волна накрывает, положение «голова вверх» — это очень странная позиция. Лучше наоборот быть компактным, а лицом — вперед и вниз.

Это трудно объяснить людям, которые не высаживались в прибойной волне, которых не опрокидывало на лодке во время шторма. У меня есть этот опыт, поэтому я понимаю, сколь абсурдна вот эта штука. Такая конструкция жилета полезна только в одном случае.

ГОСТовский спасжилет подходит для очень теплой воды, медленно тонущего большого лайнера, с которого есть возможность спокойно спуститься, опуститься в воду и ждать, когда тебя подберут из этой воды.

Тогда понадобится лампочка — ты в темное, свисток — все тихо и торжественно.

А еще важно, чтобы тебя достали, потому что самому тебе выбраться будет сложно. Когда выбираешься на борт лодки, не то что спасик мешает, даже пряжечки отдельные мешают. А если представить вот такой толщины колодку (толщина жилета по ГОСТУ составляет от 9 до 13 см в зависимости от типоразмера, прим. itBoat), которая еще и на шее закреплена. Такого человека должны как-то выхватить и поднять. Причем, если схватят за плечо, что естественно, он, скорее всего, застрянет или вывалится.

В общем, этот набор характеристик делает ГОСТовский спасжилет формальным средством спасения, которое положено регулярно покупать и укладывать под сидения на пассажирских судах.

В этом, видимо, и смысл его. У него большой плюс — он хорошо укладывается в штабель. Однако для спасения он крайне нерационален.

Поэтому у нас, разработчиков, было желание дать такое руководство и такой стандарт, который будет помогать людей именно спасать.

Разработкой нового ГОСТа также занимались председатель технического комитета Росстандарта №444 («Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги») Николай Быканов, старший научный сотрудник отдела стандартизации текстильной и легкой промышленности Росстандарта Надежда Авдеева, руководитель НП «Испытательная лаборатория спортивных изделий «ВИСТИ» Виталий Королев и руководитель компании «Вольный ветер» Виктор Гурин, прим. itBoat.

Новый ГОСТ: перенимаем европейский опыт

Зачем изобретать велосипед, если можно обратиться к опыту Европы, где эти стандарты есть и многократно опробованы на практике? Собственно, основа нашего ГОСТа – это переведенные стандарты 4 уровней: для дальнего пассажирского плавания, прибрежного морского, в зоне 500 метров от берега и для водных лыж и прочих спортивно-рекреационных приспособлений.

Новый ГОСТ позволяет соотнести возраст, вес человека, область, где жилет будет применяться, и параметры самого жилета.

Например, нужен жилет для людей от 40 до 70 кг для использования недалеко от берега на спокойной реке — смотришь в ГОСТ и находишь соответствующие параметры. Или известно, что будут взрослые на бурной воде в простом сплаве 1-3 категории. Смотришь и видишь, что есть как минимум две приемлемые модели жилетов, а еще есть неприемлемые жилеты, потому что все-таки бурная вода.

В каждом из трех основных типов жилетов в новом ГОСТе выделяются модели для 3 детских и 4 взрослых весовых категорий для людей с массой тела как меньше 15, так и свыше 70 кг. Детские модели при этом ограничены весом в 40 кг. Жилеты для сплава по бурным рекам предназначены для людей старше 10 лет и весом от 30 кг, прим. itBoat.

В большой описательной части специально подчеркнуто то, что действительно нужно при спасении — удобство ношения.

Если ты на маломерном судне, в какой ситуации тебе потребуется жилет? Либо это судно внезапно опрокинется и начнет тонуть, либо ты сам с него свалишься. Поэтому жилет должен быть на тебе, и ты должен активно действовать. Для Европы есть стандарт Small craft boats для малых судов в береговой зоне (стандарт D), в котором сказано, что судно должно быть поставлено на киль в течение 5 минут силами команды, чтобы можно было его отчерпать. Для тех судов, которые ходят в прибрежной морской зоне (стандарт C), требование — в течение минуты встать на киль, после чего команда борется за дальнейшее спасение этого судна.

Представим человека в ГОСТовской «колодке» на яхте. Она мешает просто пройти через дверь, увидеть, что ты делаешь руками. Начинается ветер, тебя сносит с палубы. Зацепишься за стальной тросик такой колодкой — все!

Когда ты на теплоходике или на пароме, тебе не нужно бороться за это судно, тебе нужно комфортно упасть в воду. Для этого подойдет другой тип жилета: он немного больше по объему и переворачивает тебя на спину. Даже если ты не умеешь плавать, у тебя есть хорошие шансы дождаться спасения.

Имея диверсифицированный ГОСТ, мы получаем отличный инструмент, чтобы повысить реально выживаемость наших людей, которые, как известно, гибнут на воде чуть ли не в 10 раз чаще, если сравнивать Карелию и Финляндию.

Выживаемость в Финляндии выше в том числе и потому, что у них действует европейский стандарт.

В нашем ГОСТе появились измеримые требования по прочности, по плавучести. Он стал более корректным по сравнению с предыдущим ГОСТом в плане технической проверки численных требований по спасжилетам. Это полезно. В результате можно посмотреть документацию любого спасжилета, либо, если есть возможность, самостоятельно провести техиспытания и убедиться в его соответствии или несоответствии.

Читать еще:  Электрический насос для лодки пвх

ГОСТ применяется вообще ко всем спасательным средствам на воде и рядом с водой. Но, исходя из российской практики, лучше указать, что он применим и в области туризма тоже.

Потому что самая уязвимая для «контролеров» сфера — это не пассажирские перевозки, а туризм, путешествия и спорт на воде. Потребовалось перечислить все эти сферы применения, чтобы обезопасить тех, кто использует жилеты именно в этих целях.

Действующий ГОСТ 1979 года никак не оговаривает особенности спасжилетов для активного отдыха и туризма. ГОСТ 2018 года также распространяется на «жилеты, используемые в условиях бурных вод и при занятии активными видами водного спорта и туризма». Согласно ГОСТу 2018 года, «требования к спасательным жилетам для использования в условиях бурных вод и при занятии активными видами водного спорта и туризма до введения соответствующего национального стандарта устанавливаются в технической документации изготовителя», прим. itBoat.

Спасжилеты для правосознания

Пока действует старый ГОСТ, следователи заказывают экспертизу и делают простой вывод: любой жилет, который чуть-чуть отличается от ГОСТовского стандарта, представляет угрозу для жизни и здоровья. Это обычный и очень удобный ход, если нужно сделать «заказное» расследование. Мы поможем людям опереться на стандарт, реально обеспечивающий безопасность, чтобы доказать, что в данном случае были приняты необходимые меры безопасности.

Недавно на конференции по безопасности я поговорил с руководительницей госучреждения, которое занимается туризмом с подростками. Они попали в дурацкую ситуацию: написали заявку на покупку спасжилетов, но им ее одобрили только при условии, что в ней будут указаны жилеты, соответствующие ГОСТ. Но для сплава на катамаранах они не могут купить жилеты по ГОСТу. Это опасно. Они покупают нормальные, действительно хорошие жилеты. Последующая проверка выявляет закупку, которая не соответствует заданию. И дальше начинается серия неприятностей для людей, которые хотели просто купить хорошие жилеты. Подобные ситуации нужно устранять.

На практике я никогда не видел на людях на маломерных судах вот этот вот ГОСТовский жилет. Используют любые другие: очень тоненькие защитного цвета или какие-то пробковые, зато оранжевого цвета накидки, которые висят и вроде бы выглядят как спасжилет, но явно спадут при попадании в воду. Многие используют реально опасные изделия.

Старый стандарт провоцирует все население, которое ходит по воде, на нарушение местного законодательства Это ненормально. Это фактор, формирующий антиправовое сознание в России, и его нужно убрать.

Законы нужно знать и выполнять. В том числе и ГОСТ, который вроде бы не является обязательным, но будет обязательным, когда случится ЧП и начнется следствие. Если мы хотим как-то воспитывать население и помогать ему выживать, нам нужен стандарт, который выполним.

По сути, новый ГОСТ выведет из тени те спасжилеты, которые уже массово используются, а не заставит менять их.

В спасжилетах, соответствующих новому ГОСТу, можно будет совершенно уверенно ходить за рубежом. Что важно для наших производителей — спасжилеты можно будет и продавать на внешнем рынке, в той же Финляндии. Понятно, что пока это теоретическая возможность. Но нам к этому нужно стремиться. У нас больше ресурсов, у нас, в принципе, дешевле рабочая сила, и мы, теоретически, могли бы выходить на европейский рынок.

Одним из препятствий, не считая нашей культуры производства, является несоответствие наших национальных стандартов европейским.

Когда соответствие будет, у нас появится дополнительная возможность делать вещи на экспорт».

Полезная информация

Как выбрать спасательный жилет

Cогласно требованиям ГИМС РФ, на прогулочных судах каждый, находящийся на них, должен иметь спасательный жилет, который обеспечивает расположение дыхательных органов человека, выше поверхности воды на 12 см . Человек, находящийся в воде, весит 10 % своего веса и, как показал ряд испытаний, для поддержания человека весом значительно выше средне-статистического ( 75 кг .) с лихвой хватает поддерживающей силы максимально около 40N(около 4кГ ).

Спасательный жилет по европейским нормам EN-395 должен обладать плавучестью не менее 100N (около10кГ). Происхождение этого требования вероятно обусловлено наличием в одежде человека утяжеляющих предметов и волнением воды.

В Российском законодательстве действует ГОСТ 22336-77 « Жилеты спасательные». Кроме него других официальных нормативных документов не существует. Согласно этого ГОСТа жилет для взрослого человека должен иметь конструкцию, как указана на рис.1 и обладать плавучестью не менее 204N (20кг)- взрослый и 91,8N ( 9 кг )- детский. Такими спасательными жилетами должны быть укомплектованы все плавсредства речного и морского флота. Эти жилеты рассчитаны на то, что человек находящийся в воде должен неподвижно дожидаться оказания помощи. Плыть в том жилете и производить какие-то работы крайне затруднительно поскольку жилет сам по себе громоздкий. Если учесть что на прогулочном судне зачастую люди должны находиться в спасательных жилетах (управление судном со стеснённым местом судоводителя в плохую погоду, швартовка, в том числе в шлюзе, подъём на борт упавшего воднолыжника и т.д.) то жилет, изготовленный согласно указанного ГОСТа невозможно применять на прогулочных судах, т.к. это затрудняет действия на судное

Поэтому выбирается жилет другой конструкции – например как на рис.2 .Даже капитаны крупнотоннажных судов наряду с обязательной комплектацией спасательными жилетами по ГОСТ 22336-77 для вахтенной команды дополнительно приобретают спасательные средства, выполненные в виде жилета и плавучестью порядка 100N (см. рис. 2). В них работать значительно удобнее.

Многие производители спасательных жилетов, не разобравшись в сути вопроса ставят на ярлыках своих изделий ГОСТ-22336-77, а конструкция и плавучесть ему не соответствуют.

В руководящих технических документах ГИМС РФ требований к спасательным жилетам нет. Поэтому инспектора ГИМС при регистрации маломерных судов и проведении технического осмотра ограничиваются проверкой наличия на каждого члена экипажа спасательного жилета, а по конструкции и другим характеристикам требований предъявить не могут. Как показывает практика, технические требования к жилетам отличаются в разных регионах России.

Исходя из изложенного, при выборе спасательного жилета на прогулочное судно вся ответственность ложится на капитана, на его опыт и добросовестность.

Мы позволим себе, обладая 23-х летним опытом производства и эксплуатации индиви-дуального спасательного снаряжения дать несколько советов при выборе спасательных жилетов:

В первую очередь следует проверить качество швов, надёжность пришивки ремней и окантовки (на жилетах фирмы «ОПЫТ» за счёт термокроя исключено осыпание краёв, что в процессе эксплуатации часто является причиной расхождения швов и разрушения оболочки в отличие от жилетов других производителей, которые производят крой ножами);

Обязательно проверяется материал наполнителя, обеспечивающий плавучесть. Это как правило закрытопористый пенополиэтилен плотностью от 25 до 35 кг/куб.м : самый лучший из них и самый дорогой ППЭ – он проверен временем (больше 23 лет эксплуатации) и имеет большую надёжность сохранения своих первоначальных характеристик по объёму , более эластичен (применяется на жилетах фирмы «ОПЫТ»);

Ниболее часто применяемый из соображений экономии НПЭ – имеет значительно меньшую историю эксплуатации при применении в спасательных жилетах (около 5 лет) и был разработан для упаковки, а при нажатии издаёт характерные щелчки от лопающихся внутри пузырьков, а это говорит о том, что объём плавучести уменьшается. Замечено также изменение его структуры после нахождения на солнце – становится более хрупким и осыпается при изгибающих нагрузках.

Есть ещё НХ – химического вспенивания, но он почти не применяется из-за характерного запаха и цены (немного ниже ППЭ).

Следует также обратить внимание на конструкцию и качество пряжек-застёжек, которые должны выдерживать минимальную нагрузку, превышающую вес человека (для справки: пряжка «фастекс» фирмы «Апри» из материала — ацеталь под ремень 50мм выдерживает нагрузку 110 кг ) это требование обусловлено тем, что как правило человека вытаскивают из воды за ремень жилета и нагрузка на пряжку составляет половину веса человека, но при динамических нагрузках этого запаса прочности не всегда хватает.

Пришиваемые на жилет световозвращающие полосы тоже часто используются сомнительного качества. Они применяются изготовителями из соображений экономии, но изначально имея слабые световозвращающие свойства ещё и резко теряют их после непродолжительной эксплуатации. Лучшие – фирмы 3М, есть и другие достойные поставщики не уступающие по качеству, отличающиеся по внешнему виду наличием торговой марки и шестигранных сот под защитной плёнкой.

Конструкция жилета должна предусматривать наличие блоков плавучести в нагрудных отсеках, по объёму значительно превышающему объём в спинных отсеках. Это необходимо для переворачивания тела человека попавшего в воду лицом вверх, а спинные блоки плавучести помимо обеспечения выталкивающей силы защищают при ударах об воду и выступающие части судна.

Наличие застёжки «молния» в передней части жилета уменьшает степень регулировки по объёму тела, которая необходима даже в течение дня, так как в холодное время жилет приходится одевать на одежду, поэтому надо обращать внимание на наличие вместе с «молнией» возможности, позволяющей ослабив регулировочные ремни, увеличить размер периметра или, наоборот, уменьшить. ( жилет «Мастер-Х» фирмы «ОПЫТ» имеет подрезиненные боковины)

Основной показатель спасательного жилета – это плавучесть, которая проверяется при испытаниях методом подвешивания монолитного стального груза к жилету, находящемуся в воде. Масса груза, при котором жилет остаётся на плаву, фиксируется в ньютонах (N). Многие производители, указывают на этикетке жилета плавучесть, которая испытаниями не подтверждается. Данные испытаний сертификационными лабораториями опубликованы (ГДЕ?) На жилетах фирмы «ОПЫТ» заявленная плавучесть соответствует фактической.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector