Лодка язь надувная ""
Top-motor.ru

Все про лодки

Лодка язь надувная

Надувная одноместная лодка «Язь-1»

Несмотря на то, что начиная с 1988 г. ПО «Ярославрезинотехника» выпускает девять моделей надувных лодок, в том числе три одноместных, тем не менее среди них не было легкой одноместной «надувнушки», которая в полной мере могла бы удовлетворить охотников и рыболовов.

Приступая к проектированию такой лодки, мы в первую очередь обратились к отзывам потребителей и заново сформулировали главные эксплуатационные требования к «надувнушквм» подобного класса. По нашему мнению, следовало сделать одноместную лодку нового поколения более легкой и компактной в упаковке, с более просторным и лучше защищенным кокпитом — с приподнятыми носом и кормой, из более надежного и долговечного материала.

Судя по отзывам, одноместные лодки, как правило, используются вблизи берега. Очевидно, что особой надобности в подуключинах и «длинных» веслах нет. На «Яэе-1» — так стала называться новая лодка — их заменили легкие весла-гребки. Это наряду с применением легкого современного материала для изготовления бортовых камер дало возможность существенно снизить вес комплекте (с 10,5—12 кг у «Нырков» до 6—7 кг) и уменьшить габариты упаковки.

Основные данные лодки «Язь-1»

Длина, мм 1900
Ширина, мм 1050
Диаметр борта, мм 280
Высота подъема носа, мм 340
Размер кокпита, м 1,26X0,47
Объем камер плавучести, м 3 0,175
Грузоподъемность, кг 100
Рабочее давление, мм рт. ст. 50—65
Масса лодки в комплекте, кг 6—7
в том числе корпуса лодки, кг 4,5—4,6
Розничная цена (договорная), руб. 126
Размеры лодки в упаковке, см 50X35X25

При уменьшенной на 50 мм длине лодки кокпит ее на 80 мм длиннее чем на «Нырке-11» и «-12» (см. «КиЯ» №139).

«Яэь-1» имеет классическую для гребных лодок О-образную форму в плане. Корпус склеен из восьми вышек 1 . Швы с внутренней и наружной стороны заделаны лентой из прорезиненной ткани. Две конические перегородки, вклеенные в камеру, делят ее объем на примерно равные отсеки. Благодаря этому в случае повреждения одного из отсеков лодка с грузом остается на плаву. Носовая оконечность приподнята несколько больше, чем кормовая. По бортам снаружи закреплен спасательный леер, на их внутренней поверхности расположены две Г-образные резиновые трубки поддува с пробками.

Для наполнения воздухом используется мех с обратным клапаном, входящий в комплект лодки, но для уменьшения объема упаковки многие владельцы «надувнушек» заменяют его на небольшой мех-«лягушку», который используется для наполнения надувных матрацев. А вместо заводского упаковочного мешка часто изготавливают самодельный с такими же размерами, но из легкой прорезиненной ткани с герметичными швами. В нижнюю часть мешка вклеивается или герметично зажимается штуцер, на который надевается шланг с обратным клапаном, снятый с меха. Перед наполнением лодки воздухом мешок расправляют, поднимая его открытой стороной. Затем верхняя кромка мешка перегибается и мешок начинают медленно сворачивать в рулон. По мере сворачивания мешка воздух через шланг и клапан переходит в корпус лодки.

Камера «Язя» изготовлена из прорезиненной ткани на основе полукапрона массой 475 г/м 2 . Прочность полоски этой ткани шириной 5 см на разрыв по основе составляет 97 кгс, по утку — 57 кгс.

Днище изготовлено из прочной прорезиненной ткани, основу которой составляет хлопчатобумажный текстиль с малым относительным удлинением. Масса 1 м 2 — 1600 г; прочность полоски ткани шириной 5 см по основе — 75 кгс, по утку — 50 кгс. Толстая резиновая обкладка днища надежно защищает ткань от истирания.

Съемное надувное сиденье сделано в виде подушки; оно вставляется враспор между бортами и увеличивает общую жесткость и поддерживает форму изделия. Материалом для него может служить основная ткань корпуса либо прорезиненная ткань на основе хлопчатобумажного текстиля АСТ-28 с прочностью на разрыв 70 кгс (из такой ткани изготавливают лодки типа «Нырок»).

Гребки, входящие в комплект лодки, могут изготавливаться из дерева или дюралюминия.

Хотелось бы дать несколько советов по эксплуатации лодки.

Подготовка ее к эксплуатации не требует особых навыков. Однако приступать к ее сборке надо по возможности на ровном месте, причем предварительно убедиться в том, что на выбранной площадке нет битого стекла, проволоки, гвоздей и т. п.

Наполнять отсеки надо поочередно, начиная с носового. Сначала каждый отсек слегка поддувается до полумягкого состояния. А затем накачивается уже до рабочего давления. Делается это для выравнивания давления внутри бортов лодки. Время наполнения лодки с помощью штатного меха составляет 6—8 мин. Момент достижения рабочего давления внутри отсеков определяется практическим путем: усилия на мех резко возрастают, что определяет необходимость прекращения подкачки. При рабочем давлении камера борта при нажатии ладонью прогибается на 10—12 мм.

Особо внимательны будьте при отходе от берега и подходе к нему. Наиболее частые повреждения корпусе происходят именно у береговой черты, где в изобилии встречаются консервные банки, торчащая из воды арматура, битые бутылки и т. д. Эксплуатировать лодку рекомендуется на расстоянии не более 250 м от берега и при высоте волны не более 0,25 м.

Если же все-таки один из отсеков окажется поврежденным, то пассажир и груз перемещаются в неповрежденную часть лодки, а аварийный отсек заворачивается внутрь на надувное сиденье, которое будет служить в качестве перемычки, создавая дополнительную плавучесть и препятствуя проникновению воды внутрь.

После окончания плавания лодку надо хорошо вымыть и просушить. При этом борта лодки, чтобы избежать их повреждения при сушке на солнцепеке, должны быть полуспущены.

Хранить лодку рекомендуется в развернутом виде, в слегка наполненном состоянии, в сухом помещении при температуре воздуха от 0 до 35°С. Если приходится хранить ее скатанной в рулон, следует помнить, что чем свободнее свернута лодка, чем больше радиус закругления ткани на изгибах, тем меньше вероятность появления трещин на этих местах. При хранении лодки в чехле через каждые три месяца ее надо переукладывать, обращая внимание на то. чтобы места сгиба не совпадали.

При длительном хранении рекомендуется ввести немного талька внутрь лодки через трубки, покрыть тальком наружную поверхность и изредка проветривать внутренность камеры двух-трехкратной сменой воздуха.

При хранении лодка должна быть защищена от воздействия солнечных лучей и находиться на расстоянии не менее метра от нагревательных приборов. При хранении нельзя допускать перегибов или переломов шланга меха. В процессе эксплуатации и хранения на поверхность лодки не должны попадать масло, бензин, керосин, нефть, кислоты, щелочи и другие химически активные вещества, разрушающие резиновый слой и текстильную основу ткани.

Надо отметить, что к конструкции лодки «Язь-1» проявили повышенный интерес многие предприятия страны, в том числе и те, кто раньше не выпускал подобную продукцию, но имеет для этого необходимые условия. Поэтому не удивляйтесь, если встретите похожую лодку, но без товарного знака «Язь-1» на борту.

Договорная цена 126 руб. будет действовать до 1991 г. Она установлена исходя из высокой стоимости прорезиненной ткани, изготовленной на основе полукапрона.

В заключение еще раз напоминаем, что предприятие не имеет права реализовывать лодки частным лицам. Всю выпущенную продукцию ЯПО направляет в торговую сеть.

Надувная лодка ПВХ Язь

Общеизвестный производитель лодок «Язь» завершил изготовление водных конструкций довольно давно. До недавних пор представляли бренд только алюминиевые старые суда. Теперь на рынке появились лодки из ПВХ «Язь», позволившие производителю вернуться на рынок. В основе лежит прочный ПВХ с армированной тканью. Предназначение судна – рыбалка и охота, преимущественно на реках и небольших или средних водоёмах. В морях эксплуатироваться могут, но из-за низкой устойчивости к волнам и невозможности отдаляться от берега более чем на 1 км, она используется нечасто.

Читать еще:  Как заклеить лодку

Общее описание ПВХ лодок «Язь»

Лодка «Язь 2», как и остальные ПВХ модели, изготавливаются из высококачественного материала, его плотность составляет 650 г/м2 в области бортов, а дно в большинстве вариантов имеет плотность 850 г/м2. Показателей прочности достаточно для обеспечения устойчивости к повреждению камышом. Благодаря свойствам ПВХ, а именно устойчивости к солёной воде, конструкция может эксплуатироваться в море при невысокой волне до 0,25 м.

В основе надувных лодок «Язь» используется особенная технология изготовления – спаивание посредством горячего воздуха. Методика отличается высокой прочностью соединения. Во время тестов установлено, что качество соединения в 2,5 раза превосходит плотность самого материала.

В большинстве ПВХ лодок «Язь» используются баллоны диаметром 0,33 м. Подобного размера достаточно для обеспечения грузоподъёмности для 1 или 2 пассажиров. Высота борта позволяет хорошо держаться даже на реках с интенсивным течением. Попадание брызг в кокпит происходит довольно редко.

Все модели имеют одинаковую комплектацию:

  • 2 весла;
  • насос;
  • 1 или 2 сидения, они же служат рёбрами жёсткости для лодки;
  • комплект для ремонта – клапан, небольшой кусочек ткани, клей и насадки на вёсла;
  • сумка, в которой можно хранить и транспортировать лодку.

Конструкции ПВХ и резиновых лодок «Язь» позволяют устанавливать маломощный мотор, при условии установки навесного транца – эта услуга относится к опциям, за которые придётся платить отдельно, приблизительно 700–1000 рублей. В конструкцию может устанавливаться двигатель 2 л. с. В некоторых моделях с большой вместимостью и при размещении двух пассажиров с относительной безопасностью можно использовать 5 л. с. Из-за небольшой мощности мотора лодка не подлежит регистрации в Реестре России.

Спереди имеет заострённый нос, в отдельных моделях и корма, это позволяет обеспечить достаточную манёвренность и курсовую устойчивость при движении на моторе. При становлении на вёсла судно имеет хорошую управляемость и легко набирает скорость. Достигается также оптимальная остойчивость при нахождении в статическом положении. Надувная лодка «Язь-2»

Носовая часть несколько приподнята над водой, это обеспечивает лёгкое вхождение в волны. Она не зарывается в них и предотвращает попадание воды внутрь. Благодаря форме носовой части и величине баллонов можно без особого труда преодолевать участки с густой растительностью и мелководье.

Все лодки изготавливаются из долговечных материалов, устойчивых к ультрафиолету и нагрузке. ПВХ позволяет эксплуатировать гребные судна длительное время и обеспечивает достаточную прочность в отношении внешних предметов, распространённых на рыбалке.

Для охотников и рыбаков, которым предназначена лодка, важнейшим фактором является компактность, лёгкость транспортировки и хранения. Одноместная резиновая лодка «Язь» весит около 5 кг, соответственно, может вручную переноситься на дальние расстояния и без особого труда перевозится в общественном транспорте. Полная сборка лодки занимает всего 10 минут.

Ходовые показатели лодок «Язь» позволяют набирать скорость до 10 км/час при установке 2-сильного мотора или при становлении на вёсла.

Технические характеристики лодки «Язь 1»

Лодка «Язь 1» – это надувная лодка из резины, изготавливающаяся ЗАО «Ярославль-Резинотехника». Обладает большой вместимостью, подходящей для 1 человека. Может использоваться в относительно спокойной воде, так как приподнятость носа небольшая, он способен защитить от небольших волн. В концепции используется 8 трапеций баллона. В основе лежит борт 0,3 м изготавливающийся из прорезиненой ткани с устойчивостью к солнечному свету. Снизу конструкции имеется натяжное дно, оно также изготавливается из резины. Вес конструкции составляет 12 кг. Надувная лодка «Язь-1»

Технические характеристики:

  • наибольшая длина – 2 м;
  • габаритная ширина – 1,05 м;
  • высотность борта – 0,3 м;
  • пассажировместимость – 1 человек;
  • полезная грузоподъёмность – 180 кг;
  • вес в сухом виде с вёслами – 12 кг.

Новые варианты поставляются вместе с поворотными уключинами, а также с вёслами из алюминия разборного типа. Более ранние модели комплектовались уключинами-проушинами, но они склонны отклеиваться от каркаса. Имеется только 1 лавка, расположенная практически посередине. Сидение изготавливается из фанеры и крепится на борта с наклеенными специальными пазами. Установить банки можно только до момента полного накачивания.

Технические характеристики лодки «Язь 1Н»

На рынке имеется альтернативный вариант одноместной лодки «Язь». Судно изготавливается из резины или ПВХ и имеет следующие технические характеристики:

  • наибольшая длина – 1,9 м;
  • габаритная ширина – 1,05 м;

Надувная лодка «Язь 1Н»

  • количество отсеков – 2;
  • пассажировместимость – 1 человек;
  • полезная грузоподъёмность – 120 кг;
  • вес в сухом виде с вёслами – 10 кг.

Технические характеристики лодки «Язь 2»

Резиновая лодка «Язь 2» отличается от предыдущих моделей наличием 2 мест для пассажиров. Материал конструкции остался прежним, а диаметр баллона немного увеличен до 0,33 м. Конструкция имеет 2 независимых баллона для обеспечения непотопляемости даже в условиях пробития одного из них.

Лодка «Язь 2» – характеристики:

  • наибольшая длина – 2,4 м;
  • габаритная ширина – 1,1 м;
  • количество отсеков – 2;
  • пассажировместимость – 2 человека;
  • полезная грузоподъёмность – 200 кг;
  • вес в сухом виде с вёслами – 11 кг.

В модели «Язь 2Н-04» предусмотрено однослойное покрытие, а в «Язь 2Н-06» используется надувной тип днища.

Технические характеристики лодки «Язь 2Н»

Лодка надувная «Язь 2» выпускается в нескольких отличающихся модификациях: 2Н-02, 2Н-04, 2Н-05. Принципиальных конструктивных отличий замечено не было, только габариты.

Технические параметры:

  • наибольшая длина – 2,5 м;
  • габаритная ширина – 1,1 м;
  • количество отсеков – 2;
  • пассажировместимость – 2 человека;
  • полезная грузоподъёмность – 225–275 кг;
  • вес в сухом виде с вёслами – 15–16 кг.

В каждом случае лодка комплектуется 2 сидениями: одно устанавливается в корме, а другое посередине, немного ближе к носу.

Технические характеристики лодки «Язь 3Н»

Конструкция лодки «Язь 3Н» предназначена для плавания с использованием 3-сильного мотора, соответственно, предусмотрена установка навесного транца в стандартной комплектации. Этого мотора достаточно для обеспечения хороших ходовых качеств даже при встречной волне. На борту лодки может находиться 3 пассажира. Изготавливается из прорезиненой ткани с 4 степенями защиты. В конструкции имеется особый корд, который используется для защиты лодки от внешних повреждений и дна высокой жёсткости. Лодка «Язь 3Н»

Технические особенности:

  • наибольшая длина – 3 м;
  • габаритная ширина – 1,1 м;
  • пассажировместимость – 3 человека;
  • полезная грузоподъёмность – 325 кг;
  • вес в сухом виде с вёслами – 26 кг.

Технические характеристики лодки «Язь 12»

Лодка «Язь 12» производится как из резины, так и из ПВХ. Предназначена для 1,5 пассажиров (1 взрослого + 1 ребёнка).

Конструкция имеет основные параметры:

  • наибольшая длина – 2,3 м;
  • габаритная ширина – 1,08 м;
  • пассажировместимость – 1+1 человека;
  • количество отсеков – 2;
  • величина борта – 0,29 м;
  • полезная грузоподъёмность – 325 кг;

Резиновая лодка «Язь 12»

  • вес в сухом виде с вёслами – 26 кг;
  • днище – однослойный ПВХ.
Читать еще:  Сколько стоит резиновая

Судно стандартной комплектации имеет такой набор:

  • 1 сидение надувного типа;
  • поворотные уключины;
  • вёсла из дюралюминия, могут разбираться;
  • насос.

Какая цена

Стоимость большинства моделей 1-2-местных надувных лодок «Язь» находится в диапазоне 2,5–4 тыс. рублей в б/у состоянии. Редко встречаются новые варианты по стоимости 6–8 тыс. рублей. Новые ПВХ лодки стоят порядка 14–15 тыс. рублей

Также на нашем сайте можно прочитать информацию о моторной лодке «Язь».

Отзывы владельцев

В эксплуатации надувные лодки фирмы «Язь» уже достаточно давно, соответственно отзывы в интернете встречаются нередко.

Дмитрий:

«Понравилось в 2-местной лодке „Язь“ абсолютно всё. Использую 2 месяца, за оговоренную цену лучше модели не встречал. Качество швов высокое, нет даже намёка на расслаивание, габариты удобны как в процессе эксплуатации, так и в сложенном виде. Судно выдерживает двух человек и всё необходимое оборудование. Важным преимуществом считаю наличие полного комплекта поставки».

Юрий:

«Лодка довольно простая, но с хорошим качеством исполнения. В использовании уже 10 лет, за всё время эксплуатации нареканий не вызывала. Понравилась форма носа. Устанавливаю мотор на 2 л. с., и за 15 минут могу добраться до всех рыбных мест в округе. Кокпит вместительный и габаритный, остойчивость хорошая».

Михаил:

«Нужна была лодка для пересечения относительно небольшого пролива с малым багажом. С поставленной задачей „Язь 2“ справляется отлично. Я нетребовательный покупатель, поэтому заявленных характеристик вполне достаточно. Главное преимущество – могу переносить лодку в руках на большое расстояние».

Эксперт и автор статей на сайте.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Резиновые Лодки Язь

Надувная лодка язь идеально подходит для охоты. Наличие вариантов позволяет выбрать именно тот размер, который вам необходим. Все модели, в которых представлена резиновая лодка язь, имеют заостренный нос, а в некоторых случаях и кормы. Это позволяет легче маневрировать на воде с растениями.

Резиновые лодки язь имеют приподнятый нос и хорошую высоту борта, что помогает судоводителю с легкостью входить в волну и не заливать лодку.

Купить лодку язь – значит приобрести легкую лодку из хорошей прорезиненной ткани, обладающей также специальным светоизносостойким покрытием.

Надувная лодка язь быстро и удобно упаковывается и помещается в багажник авто. Ее можно также возить с собой в общественном транспорте. Менее чем за 10 минут вы подготовите лодку к эксплуатации. Такое же время потребуется для ее сборки.

Некоторые модели лодок этого типа оснащены навесным транцем для мотора, а это еще одно преимущество, которым обладают резиновые лодки язь.

Резиновая лодка язь способна развить скорость до 8-10 км/час. Интересно то, что в лодке можно стоять в полный рост благодаря специальному покрытию — решетчатой слани, которое есть в некоторых моделях. Это позволяет на такой лодке рыбачить со спиннингом.

  • Тип Двухместная гребная лодка
  • Масса, кг 16
  • Размер, мм 2600х1100
  • Диаметр борта, мм 300
  • Грузоподъёмность, кг 220
  • Количество отсеков 2
  • Тип днища надувное
  • Количество мест, чел 2
  • Сидения 2 жёстких

Комплектность: Надувная лодка, сиденья, поворотные уключины, дюралюминиевые разборные весла, насос.

  • Тип Двухместная гребная лодка
  • Масса, кг 16
  • Размер, мм 2600х1100
  • Диаметр борта, мм 300
  • Грузоподъёмность, кг 220
  • Количество отсеков 2
  • Тип днища однослойное
  • Количество мест, чел 2
  • Сидения 2 жёстких

Комплектность: Надувная лодка, сиденья, поворотные уключины, дюралюминиевые разборные весла, насос.

  • Тип Полутора местная гребная лодка
  • Масса, кг 5
  • Размер, мм 2300х1080
  • Диаметр борта, мм 290
  • Грузоподъёмность, кг 180
  • Количество отсеков 2
  • Тип днища однослойное
  • Количество мест, чел 1+1 ребёнок
  • Сидения 1 жёсткое+1 надувное

Комплектность: Надувная лодка, сиденья, поворотные уключины, дюралюминиевые разборные весла, насос.

  • Тип П олутороместная гребная лодка
  • Масса, кг 14
  • Размер, мм 2300х1080
  • Диаметр борта, мм 290
  • Грузоподъёмность, кг 180
  • Количество отсеков 2
  • Тип днища однослойное
  • Количество мест, чел 1+1 ребёнок
  • Сидения 1 жёсткое+1 надувное

Комплектность: Надувная лодка, сиденья, поворотные уключины, дюралюминиевые разборные весла, насос.

  • Тип Полутора местная гребная лодка
  • Масса, кг 12
  • Размер, мм 2300х1080
  • Диаметр борта, мм 290
  • Грузоподъёмность, кг 180
  • Количество отсеков 2
  • Тип днища однослойное
  • Количество мест, чел 1+1 ребёнок
  • Сидения 1 жёсткое+1 надувное

Комплектность: Надувная лодка, сиденья, поворотные уключины, дюралюминиевые разборные весла, насос.

Лодка Язь

Характеристики лодки «Язь»

Длина наибольшая, мм 3140
Ширина наибольшая, мм 1420
Высота борта на миделе, мм 470
Грузоподъемность, кг 250
Пассажировместимость, чел. 3
Допустимая мощность мотора, л.с. 8
Рекомендуемая мощность мотора, л.с. 2
Масса корпуса, кг 46
Масса с оборудованием и снабжением, кг 56
Материал корпуса АМг

Гребная лодка «Язь»

Катера и яхты, №02 (090), 1981г.

Опыт эксплуатации 2,66-метровой лодки «Ерш», производство которой было освоено на Тюменском судостроительном заводе, а также пожелания, высказываемые конструкторам рыбаками и охотниками-любителями, выявили необходимость увеличения ее размерений. Была поставлена задача создания аналогичной универсальной по назначению легкой гребной лодки с повышенной со 150 до 250 кг грузоподъемностью при максимальной массе лодки не более 50—55 кг, что позволило бы перевозить ее на верхнем багажнике легкового автомобиля. Поскольку в отзывах отмечался целый ряд положительных качеств лодки «Ерш», их надо было сохранить в новом проекте.

После изучения всех предложений было принято решение о разработке трехместной гребной лодки, в дальнейшем получившей название «Язь». В 1980 г. опытный образец такой лодки успешно прошел всесторонние испытания и был рекомендован к серийному производству на Киевском заводе «Ленинская кузница».

Чертеж общего расположения гребной лодки «Язь»

1 — блоки плавучести; 2 — упор для ног; 3 — черпак; 4 — банка; 5 — подуключина; 6 — весло с уключиной.

Проектирование «Язя» было довольно сложным делом. Существенное увеличение грузоподъемности лодки, по сравнению с прототипом, при необходимости уложиться в установленный минимум веса и избежать усложнения конструкции и технологии серийного производства представляло главную трудность. Напомним, что масса «Ерша» составляла 48 кг. Таким образом, следовало обеспечить повышение грузоподъемности на 66% при увеличении массы снаряженной лодки всего на 16—17%.

При разработке проекта лодки «Язь» был использован теоретический чертеж «Ерша», однако для сохранения ходовых качеств пришлось несколько увеличить относительную длину корпуса — отношение L/B (по наибольшим размерениям — с 1,84 до 2,21). Выбранный теоретический чертеж позволил произвести разворачивание поверхностей обшивки на плоскость и тем самым исключил необходимость изготовления крупногабаритной и дорогостоящей штамповой оснастки.

Принятые обводы обеспечивают хорошие ходовые качества лодки при движении как на веслах, так и под мотором, а также и достаточно высокую остойчивость, позволяющую рыболову или охотнику находиться в ней в положении «стоя».

Корпус лодки выполнен клепаным из коррозионно-стойкого и допускающего эксплуатацию в морской воде алюминиевого сплава АМг толщиной 1,5 мм. Сохранены все характерные черты конструкции «Ерша». Корпус собирается из четырех листов наружной обшивки (двух днищевых — с выштампованными гофрами-фальшкилями — и двух бортовых), кормового отсека с транцем и носового отсека, жестко фиксирующих обводы оконечностей.

Читать еще:  Уфимка лодка цена

Кроме киля и планширя с горизонтальными кницами, в корпус ставятся два обеспечивающих необходимую продольную прочность и жесткость развитых Г-образных скуловых стрингера. Вертикальные стенки их приклепываются к днищу, горизонтальные, служащие опорой для поперечных банок, — к бортам. Технологические вырезы в вертикальных стенках стрингеров не только обеспечивают доступ ко всем участкам обшивки и облегчают конструкцию, но и позволяют использовать пространство внутри стрингеров как бортовые шкафчики для хранения различного имущества и снаряжения. Носовой и кормовой отсеки также служат багажниками.

Конфигурация деталей, вырезы в них и взаимное расположение выполнены таким образом, чтобы имелся доступ ко всем элементам корпуса на случай необходимости ремонта при эксплуатации «Язя».

Три деревянные съемные банки можно передвигать по длине лодки. Они крепятся к стрингерам при помощи шпингалетов. Лодка оборудована двумя парами подуключин, которые позволяют устанавливать весла в двух положениях. Благодаря этому можно выбирать оптимальный дифферент при движении под веслами с различными вариантами загрузки.

Для обеспечения непотопляемости лодки под носовой и кормовой деревянными банками размещены блоки пенопласта. Лодка, залитая водой, остается на плаву и удерживает троих человек, находящихся в воде и держащихся за ее борта.

На транце имеются деревянные накладки (с обеих его сторон) для установки подвесного мотора мощностью до 8 л. с. Во время испытаний «Язь» при полном водоизмещении под мотором «Ветерок-8» со штатным гребным винтом (D = 202 мм, Н = 190 мм) показал скорость 10,6 км/ч. Однако для движения на более экономичном режиме рекомендуется устанавливать на лодку подвесной мотор меньшей мощности — 2-сильный «Салют».

Лодка довольно легко идет на веслах.

Разрешается выход в плавание при высоте волны не более 0,25 м.

Лодку можно перевозить на верхнем багажнике любого легкового автомобиля. Установку лодки рекомендуется производить «килем вверх» с креплением к багажнику любыми гибкими элементами снаружи корпуса. Деревянные банки для снижения массы лодки при перевозке снимаются и укладываются в задний багажник. Скорость движения автомобиля с лодкой, установленной на багажнике, регулируется водителем исходя из условий безопасности движения. На испытаниях максимальная скорость доходила до 110 км/ч.

Автор: В. К. Крикунов

Фотографии лодки «Язь»

Гребная лодка «Язь» на видео

Лодка Язь

Характеристики лодки «Язь»

Длина наибольшая, мм 3140
Ширина наибольшая, мм 1420
Высота борта на миделе, мм 470
Грузоподъемность, кг 250
Пассажировместимость, чел. 3
Допустимая мощность мотора, л.с. 8
Рекомендуемая мощность мотора, л.с. 2
Масса корпуса, кг 46
Масса с оборудованием и снабжением, кг 56
Материал корпуса АМг

Гребная лодка «Язь»

Катера и яхты, №02 (090), 1981г.

Опыт эксплуатации 2,66-метровой лодки «Ерш», производство которой было освоено на Тюменском судостроительном заводе, а также пожелания, высказываемые конструкторам рыбаками и охотниками-любителями, выявили необходимость увеличения ее размерений. Была поставлена задача создания аналогичной универсальной по назначению легкой гребной лодки с повышенной со 150 до 250 кг грузоподъемностью при максимальной массе лодки не более 50—55 кг, что позволило бы перевозить ее на верхнем багажнике легкового автомобиля. Поскольку в отзывах отмечался целый ряд положительных качеств лодки «Ерш», их надо было сохранить в новом проекте.

После изучения всех предложений было принято решение о разработке трехместной гребной лодки, в дальнейшем получившей название «Язь». В 1980 г. опытный образец такой лодки успешно прошел всесторонние испытания и был рекомендован к серийному производству на Киевском заводе «Ленинская кузница».

Чертеж общего расположения гребной лодки «Язь»

1 — блоки плавучести; 2 — упор для ног; 3 — черпак; 4 — банка; 5 — подуключина; 6 — весло с уключиной.

Проектирование «Язя» было довольно сложным делом. Существенное увеличение грузоподъемности лодки, по сравнению с прототипом, при необходимости уложиться в установленный минимум веса и избежать усложнения конструкции и технологии серийного производства представляло главную трудность. Напомним, что масса «Ерша» составляла 48 кг. Таким образом, следовало обеспечить повышение грузоподъемности на 66% при увеличении массы снаряженной лодки всего на 16—17%.

При разработке проекта лодки «Язь» был использован теоретический чертеж «Ерша», однако для сохранения ходовых качеств пришлось несколько увеличить относительную длину корпуса — отношение L/B (по наибольшим размерениям — с 1,84 до 2,21). Выбранный теоретический чертеж позволил произвести разворачивание поверхностей обшивки на плоскость и тем самым исключил необходимость изготовления крупногабаритной и дорогостоящей штамповой оснастки.

Принятые обводы обеспечивают хорошие ходовые качества лодки при движении как на веслах, так и под мотором, а также и достаточно высокую остойчивость, позволяющую рыболову или охотнику находиться в ней в положении «стоя».

Корпус лодки выполнен клепаным из коррозионно-стойкого и допускающего эксплуатацию в морской воде алюминиевого сплава АМг толщиной 1,5 мм. Сохранены все характерные черты конструкции «Ерша». Корпус собирается из четырех листов наружной обшивки (двух днищевых — с выштампованными гофрами-фальшкилями — и двух бортовых), кормового отсека с транцем и носового отсека, жестко фиксирующих обводы оконечностей.

Кроме киля и планширя с горизонтальными кницами, в корпус ставятся два обеспечивающих необходимую продольную прочность и жесткость развитых Г-образных скуловых стрингера. Вертикальные стенки их приклепываются к днищу, горизонтальные, служащие опорой для поперечных банок, — к бортам. Технологические вырезы в вертикальных стенках стрингеров не только обеспечивают доступ ко всем участкам обшивки и облегчают конструкцию, но и позволяют использовать пространство внутри стрингеров как бортовые шкафчики для хранения различного имущества и снаряжения. Носовой и кормовой отсеки также служат багажниками.

Конфигурация деталей, вырезы в них и взаимное расположение выполнены таким образом, чтобы имелся доступ ко всем элементам корпуса на случай необходимости ремонта при эксплуатации «Язя».

Три деревянные съемные банки можно передвигать по длине лодки. Они крепятся к стрингерам при помощи шпингалетов. Лодка оборудована двумя парами подуключин, которые позволяют устанавливать весла в двух положениях. Благодаря этому можно выбирать оптимальный дифферент при движении под веслами с различными вариантами загрузки.

Для обеспечения непотопляемости лодки под носовой и кормовой деревянными банками размещены блоки пенопласта. Лодка, залитая водой, остается на плаву и удерживает троих человек, находящихся в воде и держащихся за ее борта.

На транце имеются деревянные накладки (с обеих его сторон) для установки подвесного мотора мощностью до 8 л. с. Во время испытаний «Язь» при полном водоизмещении под мотором «Ветерок-8» со штатным гребным винтом (D = 202 мм, Н = 190 мм) показал скорость 10,6 км/ч. Однако для движения на более экономичном режиме рекомендуется устанавливать на лодку подвесной мотор меньшей мощности — 2-сильный «Салют».

Лодка довольно легко идет на веслах.

Разрешается выход в плавание при высоте волны не более 0,25 м.

Лодку можно перевозить на верхнем багажнике любого легкового автомобиля. Установку лодки рекомендуется производить «килем вверх» с креплением к багажнику любыми гибкими элементами снаружи корпуса. Деревянные банки для снижения массы лодки при перевозке снимаются и укладываются в задний багажник. Скорость движения автомобиля с лодкой, установленной на багажнике, регулируется водителем исходя из условий безопасности движения. На испытаниях максимальная скорость доходила до 110 км/ч.

Автор: В. К. Крикунов

Фотографии лодки «Язь»

Гребная лодка «Язь» на видео

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector