Лодочный мотор вихрь 20
Top-motor.ru

Все про лодки

Лодочный мотор вихрь 20

Лодочный мотор Вихрь 20

Подвесной лодочный мотор Вихрь 20 производился в России с 1966 года на мотостроительном заводе в Перми и Самаре. Модель мотора Вихрь 20 была популярна не только в России, но и странах ближнего зарубежья.

Лодочный мотор Вихрь 20 сравнивали с зарубежными аналогами моторов, они не уступали в технических характеристиках и имели практически бесшумный тип работы двигателя.

О модели

Модель подвесного лодочного мотора Вихрь 20 имеет довольно простую конструкцию, его можно легко отрегулировать и самостоятельно установить в лодку.

Модель Вихрь 20 имеет экономичный расход топлива, что привлекало покупателей. При эксплуатации мотор выдерживал максимально длительное время хождения по водоему и не требовал частого ремонта. Все детали и конструкции механизма выполнены из антикоррозийных материалов, что позволяло использовать мотор в соленых водоемах.

Для лодочного мотора Вихрь всегда находились детали для замены, их можно было приобрести в каждом автомагазине или в конструкторских цехах прямо с завода.

Применение

Двигатель лодочного мотора Вихрь 20 имел большой ресурс мощности, поэтому мотор можно было эксплуатировать длительное время, без дозаправок и вынужденного охлаждения.

Лодочный мотор Вихрь 20 использовался с суднами, высота транца которых около 405 миллиметров. Лодка с общей загрузкой 120 килограмм спокойно выполняла хождение по водоему на максимальной скорости двигателя.

У лодочного мотора Вихрь 20 есть одно ограничение, его нельзя применять на глубине более 0,8 метров.

Подвесной лодочный мотор Вихрь 20 использовался на пресных и соленых водоемах, его применяли для охоты, рыбалки, туристических перевозок и просто для прогулок. Мотор Вихрь 20 использовали в любое время года и при любых погодных условиях, они имели мощную силовую тягу и высокую скорость, которая позволяла пересекать водоемы на противоположный берег или охотиться за косяком рыб.

При быстрых течениях и высоких волнах мотор не эксплуатируется.

Лодочный мотор Вихрь 20 эксплуатировался с лодками, катерами, катамаранами длиной от 2 до 3 метров.

Конструкция и технические характеристики

Двигатель мотора Вихрь 20 – двухтактный, подвесной. Есть дефлекторная продувка и возвратно-петлевая.

Мотор Вихрь 20 работает на топливе А-76, бензин смешивается с маслом в пропорции 20 к 1. Охлаждение двигателя происходит за счет проточной прохладной воды.

Двигатель запускается вручную с помощью стартера.

В комплекте с мотором Вихрь 20 имеется трос аварийной остановки.

По расходу топлива – мотор за час работы потребляет около 10 литров бензина.

Рабочий объем мотора Вихрь 20 – 423 куб. см.

В конструкции мотора есть трехлопастной винт диаметром 240 миллиметров.

• Тип – двухтактный, подвесной, цилиндровый.

• Мощность – 20 л. с.

• Зажигание – МБ 22.

• Внешний топливный бак – 22 литра.

• Передача – передняя, задняя, нейтральная.

Покупка и обслуживание

В настоящее время покупка мотора Вихрь 20 невозможна, так как производство было приостановлено в 2010 году, поэтому модель можно приобрести только с рук.

При покупке лодочного мотора Вихрь 20 нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежным зонам.

При покупке желательно протестировать мотор на водоеме, так как механизм старый, возможно, что он будет работать с периодичностью остановок. На водоеме мотор не должен выделять масло или бензин, если в воде появились пятна, то мотор утратил свою герметичность. Из швов на корпусе не должны просачиваться выхлопные газы.

Лодочный мотор Вихрь 20 имеет достаточно простую конструкцию, поэтому его легко обслуживать самостоятельно, применяя самый минимальный набор инструментов.

Преимущества и недостатки

• Есть все детали для замены.

• Легко обслуживать. Ремонтопригодный.

• Повышенное гидродинамическое сопротивление в воде.

• Очень громкий и шумный звук двигателя, по сравнению с современными моделями, чтобы его устранить применяли специальный кожух и поролон, которым накрывали внутреннюю сторону мотора.

• Выхлопной патрубок усиливает статистику румпеля.

• Нет термостата, поэтому система охлаждения не может поддерживать тепловой режим.

• Гребной винт закреплен неправильно и нет возможности его заменить или поправить.

• Очень низкое КПД, чтобы его устранить владельцы мотора полировали редуктор и винт.

• Габариты гребного винта не соответствуют параметрам мотора.

• Подшипники и манжетки плохого качества.

Лодочный мотор Вихрь 20

В своей категории Вихрь 20 когда-то был одним из лучших моторов. Особой популярностью данная модель пользовалась в 80-90-х годах.

Среди конкурентов его выделяли следующие преимущества:

1. Сравнительно бесшумная работа. Модель выделялась в сегменте отечественных лодочных моторов. Вихрь 20 по данному параметру вполне мог сравниться с иностранными аналогами. Благодаря малому уровню шума водное путешествие с данным агрегатом становилось особенно приятным.

2. Простая конструкция мотора позволяла выполнять настройку, регулировку, обкатку, первый запуск, разборку, техническое обслуживание и установку различных элементов самостоятельно. Для любителей различных «примочек» и модернизаций это большое преимущества. Легкость в устройстве и эксплуатации делала силовую установку удобной в использовании даже для тех, кто слабо разбирался в технике.

3. Основным преимуществом модели Вихрь 20 была ее невысокая стоимость. В сравнении с иностранными аналогами отечественный мотор предлагался по куда более доступной цене. Подкупал и небольшой расход горючего, характерный для данной модели. Это делало агрегат особенно привлекательным.

4. Большой ресурс позволял эксплуатировать Вихрь 20 длительное время, не думая о предстоящем ремонте. В конструкции мотора использовались элементы с высокой прочностью, что существенно продлевало срок его службы. Подводная часть двигателя Вихрь 20 сделана из коррозийностойких материалов, потому использовать его можно не только в пресной, но и в соленой воде. Поломка для владельца мотора не была большой проблемой. Отечественные магазины всегда располагали большим ассортиментом деталей для данного агрегата. Коммутаторы, наклейки, баки, смазка, чехлы, бензонаносы, редукторы, винты, карбюраторы и другие элементы имели доступную стоимость и были в наличии.

В настоящее время Вихрь 20 снят с производства. Тем не менее, сегодня данная модель очень распространена среди российских рыболов и широко представлена на рынке б/у моторов.

Вихрь 20 предназначается для установки на лодки хозяйственного и туристического назначения массой до 120 кг и высотой транца до 405 мм. Мотор можно эксплуатировать в различных водоемах. Единственным ограничением является глубина (0,8 м). Высокая мощность агрегата позволяет буксировать водного лыжника и двигаться на значительной скорости.

Характеристики

Средний показатель потребления топлива для лодочного мотора Вихрь 20 составляет 10-11 л/час. Двигатель заправляется стандартной топливной смесью из бензина (Аи-72, Аи-80, Аи-92) и масла в пропорции 1:50. Передвижение на чистом бензине приведет к поломке агрегата.

Топливный бак модели вмещает 22 л горючего.

Двигатель

2-тактный агрегат Вихрь 20 имеет дефлекторную продувку. Модель имеет принудительную одноконтурную систему охлаждения забортной водой.

Характеристики силовой установки:

  • рабочий объем – 422 куб. см.;
  • номинальная мощность – 14,7 (20) кВт (л.с.);
  • количество цилиндров – 2;
  • диаметр цилиндра – 67 мм;
  • степень сжатия – 7.

Сухая масса мотора составляет 48 кг. Модель оснащается трехлопастным винтом с диаметром 240 мм. Управление осуществляется стандартным румпелем.

Обкатку двигателя Вихрь 20 в большинстве случаев проводить не придется, поскольку купить новый агрегат уже нельзя.

Тем не менее, после длительного периода простоя специалисты рекомендуют дать мотору немного «продышаться», выполнив следующие действия:

1. Протереть детали и элементы агрегаты чистой тряпкой.

2. Если в редукторе присутствует масло, залитое для консервации, то его следует слить. После этого необходимо залить свежее масло.

3. Провернуть коленчатый вал посредством шнура или ручного стартера.

Читать еще:  Электромотор на лодку своими руками

4. Установить двигатель вверх свечными отверстиями, залить через свечное отверстие бензин (150-200 г) в каждый цилиндр.

5. Установить агрегат в рабочее положение и провернуть коленвал для осушения полости цилиндров.

6. Промыть бензином топливный бак.

7. Просушить свечи после промывки их бензином и ввернуть обратно.

8. Привести в состояние эксплуатации аккумулятор.

Отзывы

Отзывов о лодочном моторе Вихрь 20 достаточно много. Объясняется это тем, что на внутреннем рынке данная модель очень распространена.

Станислав в течение нескольких лет эксплуатировал двигатель Вихрь 20. За время работы вскрылись как положительные, так и отрицательные качества данного агрегата. Модель довольно тяжелая. 48 кг носить одному очень трудоемко. Несмотря на наличие места захвата, поднять Вихрь 20 непросто. Потребляет порядка 10 л в час, что не так много. При этом модель довольствуется практически любой топливной смесью. Это очень помогает, поскольку качественный бензин и масло в России достать не всегда удается.

Для людей, разбирающихся в двигателях, Вихрь 20 будет оптимальным вариантом. У агрегата очень простая конструкция, но и здесь нужна привычка. Проблем с запчастями раньше не испытывал. Они были в наличии в большинстве магазинов и стоили довольно дешево. Однако в последнее время достать их стало труднее. В отличие от иностранных двигателей починить Вихрь 20 можно буквально на коленке. Причем 20-, 25- и 30-сильные модели по конструкции практически не различаются.

Использовал мотор с лодкой «Прогресс». Загрузка была довольно большой (снасти, палатки, рюкзаки, много еды, дополнительные запчасти к мотору, запасной двигатель и около 300 литров топлива). Дорога туда и обратно заняла 14 часов. Столь длительный путь Вихрь 20 выдержал довольно уверенно.

Николай отзывается о лодочном моторе Вихрь 20 с куда меньшим восторгом. Купил мотор вынужденно, поскольку денег на что-то более серьезное не хватало. В настоящее время его вполне можно назвать «48 кг цветного металлолома». Качество продукта просто отвратительное. Без существенных проблем проработал около полугода, затем начались регулярные поломки.

Рыбачить с агрегатом Вихрь 20 – одна большая проблема. Двигатель периодически глох и требовал ремонта, постоянно дергался, иногда дымил. Свечи приходилось менять довольно часто. Нередко на замену шли ремкомплекты, несмотря на то, что за техникой следил очень хорошо. Расход топлива у модели довольно большой, потому на длинные расстояния ездить на ней не очень удобно. На сегодня он серьезно устарел как по техническим характеристикам, так и по дизайну.

Среди плюсов следует выделить небольшие затраты на обслуживание. Запчасти к мотору Вихрь 20 в сравнении с иностранными конкурентами стоят просто копейки.

Видео

Цена нового и б/у

В настоящий момент производство агрегата Вихрь 20 завершилось, потому приобрести новую модель не удастся.

Однако на отечественном рынке присутствует довольно много подержанных вариантов двигателя. Здесь стоимость колеблется от 5000 до 40000 рублей. Совсем дешевые предложения могут привести к куда более серьезным вложениям.

Аналоги

К аналогам лодочного мотора Вихрь 20 можно отнести не так много моделей. Основным конкурентом для него считается Нептун 2.

Обзор лодочных моторов Вихрь

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки. Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;

Лодочный мотор «Вихрь-30»

  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.

Технические характеристики «Вихрь 20»

Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.

Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.

Масса мотора составляет 48 кг. Технические характеристики «Вихрь 20»

Технические характеристики «Вихрь 25»

«Вихрь 25» был выпущен в 1971 году, имеет то же диаметр цилиндров и рабочий объем, что и его предшественник. Эта модель снабжена трехканальной возвратно-петлевой продувкой.

Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 30»

Ее выпуск стартовал в 70-х годах. Как и «Вихрь 25», эта модель имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Она оснащена настроенным выхлопом. Диаметр цилиндра составляет 72 мм, объем 733 см3.

Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.

Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

В 1975 году был выпущен «Вихрь 40». Это двухтактная, двухцилиндровая модель с объемом цилиндров 660 см3. Максимальная мощность составляет 40 л. с. Сухой вес мотора, достаточно велик, 56 кг. Технические характеристики «Вихрь 40»

Технические характеристики «Вихрь 45»

Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.

Читать еще:  Надувные лодки под водометный мотор

Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.

Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.

Технические характеристики «Вихрь 60»

Эта модель сходна с «Вихрем 40», однако рабочий объем за счет установки дополнительного цилиндра увеличен на 1/3. Максимальная мощность 60 л. с.

Отзывы

Олег:

После эксплуатации лодочного мотора «Вихрь 30» чувство осталось непонятное. С одной стороны, хорошая цена как на мотор, так и на его детали (которые несложно найти). С другой стороны, высокий расход топлива, по моим подсчетам более 10% уходит в воду. Нельзя сказать, что эта модель надежна, так как часто сталкивался с обрезанием шпонки гребного винта, которую менял прямо на месте.

Григорий:

За время пользования мотором «Вихрь 30» было обнаружено больше недостатков, чем достоинств. Неудачная система зажигания. Провода контактируют с маслом из-за того, что тянутся по всей площади. Это приводит к тому, что мотор часто глохнет. Были обнаружены сбои в работе кнопки «стоп». Система охлаждения не справляется со своей задачей. Порадовала только цена.

Сергей:

Подарили «Вихрь 25» на день рождения. Эксплуатирую уже несколько лет. Могу сказать, что меня порадовала простота ремонта и доступность деталей. Однако громкий шум, большой расход топлива и частые поломки убивают хорошее впечатление.

Эксперт и автор статей на сайте.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Новый подвесной лодочный мотор Вихрь 20 (1966 г.)

Мотор состоит из следующих основных частей: двигателя, дейдвудной трубы, привода гребного винта, подвески, топливной системы, стартера и системы зажигания. Двигатель двухцилиндровый, двухтактный, карбюраторный с кривошипно-камерной продувкой. Управление впуском смеси в кривошипные камеры осуществляется золотниковыми шайбами, вращающимися заодно с коленчатым валом.

Основные технические данные мотора «Вихрь 20»

Тип двигателя двухцилиндровый двухтактный, карбюраторный
Диаметр цилиндра 67 мм
Ход поршня 60 мм
Рабочий объем до 420 см3
Степень сжатия 6,5
Мощность после приработки 17—20 л. с.
Число оборотов коленчатого вала (максимальное) 4500—5000 об/мин
Расход топлива при максимальных оборотах 8—9 кг/час;
Тип зажигания маховичное магнето с вынесенными катушками высокого напряжения
Запуск ручной с самоубирающимся тросом
Топливо бензин автомобильный по ГОСТ 2084—56 с 4÷6% автола по ГОСТ 1862—60
Вес 48 кг

Цилиндры двигателя изготовлены из алюминиевого сплава с чугунными гильзами отдельно один от другого. В цилиндрах выполнены каналы для подвода продувочной смеси в рабочую полость цилиндра, канал для выпуска выхлопных газов в глушитель и каналы для охлаждающей воды. Цилиндры крепятся к картеру двигателя, состоящему из трех частей, соединенных между собой болтами. В картере имеются две кривошипные камеры, в полости которых вращаются кривошипы коленчатого вала. В средней части картера выполнен соединяющий карбюратор с кривошипными камерами канал, через который подводится свежая рабочая смесь. В картер запрессованы три шариковых радиальных и два игольчатых подшипника, которые являются опорами коленчатого вала.

Уплотнение между кривошипными камерами осуществляется лабиринтным кольцом. На картере имеются фланцы для крепления карбюратора, топливного насоса, основания магдино, цилиндров.

Коленчатый вал двигателя состоит из двух частей, собранных на прессовых посадках. Между собой половины соединяются при помощи торцевых шлицов. Шатуны — штампованные. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Кривошипная головка вращается на игольчатом сепараторном подшипнике. Выводы коленчатого вала уплотнены резиновыми сальниками. В верхней части коленчатого вала имеется конус для посадки маховика; нижняя часть соединяется с вертикальным валом, передающим вращение на гребной винт.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. Каждый поршень имеет по два компрессионных поршневых кольца.

Выхлопные газы из полости цилиндров попадают в глушитель, который в значительной мере снижает уровень шума выхлопа.

Смазка двигателя осуществляется маслом, добавляемым в бензин.

Охлаждение двигателя — водяное. Забортная вода подается помпой по трубке и по сверлению в нижней крышке картера к цилиндрам, а затем по каналам в глушителе стекает в дей-двуд.

Двигатель монтируется на поддоне, имеющем рукоятки для переноса лодочного мотора.

Дейдвудная труба, выполненная из алюминиевого сплава, является элементом, соединяющим двигатель, редуктор и подвеску, В дейдвудной трубе имеется (заформована при литье) трубка подачи воды от водяной помпы к двигателю. В кронштейны дейдвудной трубы запрессованы резиновые амортизаторы для соединения с подвеской.

Привод гребного винта состоит из редуктора и вертикального вала. Редуктор — конический, реверсивный. Реверс осуществляется перемещением муфты по шлицам валика до зацепления с шестернями переднего или заднего хода. В верхней части редуктора крепится водяная помпа.

Корпус редуктора, выполненный из алюминиевого сплава, состоит из двух частей, соединяемых винтами. Смазка редуктора осуществляется нигролом, заливаемым в полость корпуса редуктора. На выходной вал редуктора крепится алюминиевый гребной винт.

Подвеска служит для крепления мотора к транцу лодки. С дейдвудной трубой подвеска соединена при помощи резиновых амортизаторов, уменьшающих вибрацию лодки при работающем моторе. Подвеска состоит из двух струбцин, соединенных шпильками. Имеется запорное устройство, предотвращающее опрокидывание мотора при заднем ходе.

Топливная система мотора включает бак, соединительный шланг, топливный насос и карбюратор. Подача топлива — принуди-тельная, насосом. Топливный бак переносного типа может быть установлен в любом месте лодки; емкость бака 20 л. Соединительный шланг имеет муфту для надевания на штуцер двигателя и ручную подкачивающую помпу для подачи топлива перед запуском.

Топливный насос диафрагменного типа приводится в действие изменением давления в полости кривошипной камеры верхнего цилиндра. В насосе имеются отстойник и фильтр для очистки бензина. Карбюратор поплавкового типа с горизонтальным расположением диффузора обеспечивает приготовление рабочей смеси на всех режимах работы двигателя.

Система зажигания двигателя состоит из маховичного магнето низкого напряжения, двух катушек зажигания (бобин) высокого напряжения и двух свечей типа А8У. Магнето обеспечивает бесперебойное зажигание в диапазоне от 200 до 5000 об/мин. Магнитное поле создается постоянными магнитами, закрепленными в маховике.

Внешняя характеристика мотора Вихрь-20

Сверху мотор закрывается металлическим кожухом. Управление мотором осуществляется поворотом рукоятки газа на румпеле. Включение реверса производится рукояткой, расположенной на передней стенке поддона, где, кроме нее, имеются кнопка подсоса карбюратора и кнопка «стоп» двигателя.

С мотором «Вихрь» стандартная дюралевая лодка «Казанка» с двумя пассажирами развивает скорость 3 порядка 40÷45 км/час, а с пятью пассажирами — до 35 км/час. Мотор «Москва» соответственно дает скорость 27 и 15 км/час.

Наличие глушителя существенно снижает шум, повышает комфорт при длительных прогулочных поездках и значительно уменьшает утомляемость при продолжительной езде. Мотор хорошо запускается при пусковых оборотах, в два раза меньших, чем у мотора «Москва». Это позволяет иметь устойчивые обороты малого газа и хорошую приемистость на всех режимах.

При соблюдении инструкции по эксплуатации надежная работа мотора гарантируется заводом в течение 500 часов.

Значительная скорость лодок с мотором «Вихрь» повышенной мощности требует хорошего освоения его материальной части, жесткого соблюдения правил вождения любительских судов и содержания в технически исправном состоянии как корпуса лодки, так и самого мотора.

П.А. СИДОРОВ, Р. В. СТРАШКЕВИЧ, Б.И. ТЕРСКИЙ
Катера и Яхты №6

Читать еще:  Как выбрать мотор для лодки

* Устанавливать «Вихрь» на «Казанку» не рекомендуется.
Приводимые в статье скорости даны для сравнения.

Вихрь (лодочный мотор)

«Вихрь» — марка подвесных лодочных моторов производства ОАО «Моторостроитель» (старое название — Куйбышевское моторостроительное производственное объединение им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по настоящее время.


На сегодняшний день ОАО ”Моторостроитель” выпускает следующие модификации мотора “Вихрь”: “Вихрь-30Э”, “Вихрь-30Р”, “Вихрь-32” ( 1-е исполнение), “Вихрь-32” ( 2-е исполнение).

Модели мотора «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л.с. сняты с производства.

Были изготовлены экспериментальные образцы моторов «Вихрь» мощностью 40, 45 и 60 л.с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов. Двигатель — двухтактный двигатель двухцилиндровый. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — петлевая, двухканальная, а у мотора «Вихрь-30» — трехканальная петлевая. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с дисковыми текстолитовыми золотниками.

Зажигание рабочей смеси осуществляется от маховичного магнето , на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкии мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером (Вихрь-30Э). Предусмотрен также ручной запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трехлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препядствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартно емкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока с напряжением 12В и мощностью 30Вт для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Документация, руководства, статьи, тесты посвященные моторам «Вихрь».

Руководство по эксплуатации лодочного мотора «Вихрь»
Общие сведения о моторе «Вихрь»; Конструкция мотора; Эксплуатация мотора и уход за ним; Разборка и сборка мотора; Инструкция.

Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-М», «Вихрь»
Краткое описание, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-30», «Вихрь-25»
Общие указания; Технические данные моторов Вихрь; Комплект поставки моторов Вихрь; Требования по технике безопасности; Устройство лодочных моторов Вихрь; Подготовка мотора к эксплуатации; Порядок работы; Техническое обслуживание моторов Вихрь; Правила хранения мотора; Возможные неисправности, их причины и методы устранения.

Каталог узлов и деталей подвесных лодочных моторов «Вихрь»
Настоящий каталог представляет 4 модификации лодочных моторов «Вихрь»: “Вихрь-30Э”, “Вихрь-30Р”, “Вихрь-32” ( 1-е исполнение), “Вихрь-32” ( 2-е исполнение).

Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23». Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2005. — 304 с.
В книге приведены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Вихрь-30» и «Нептун-23», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту.
Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, методы их диагностики и устранения. Широко использован долголетний опыт многих любителей по разборке, сборке и усовершенствованию моторов. Приводятся чертежи и схемы приспособлений и устройств, применяемых при ремонте и эксплуатации моторов, а также справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.
Пособие предназначено как для любителей-водомоторников, так и для работников ремонтных мастерских.

Усовершенствование и ремонт моторов «Вихрь», «Вихрь-М», «Вихрь-30»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Усовершенствование и ремонт моторов Вихрь, Вихрь-М, Вихрь-30. Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2006. — 176 с.
В книге систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельному ремонту и модернизации основных узлов и систем моторов. Рассмотрены методы устранения наиболее характерных недостатков и неисправностей, присущих моторам Вихрь разных модификаций. Приведены технические характеристики и данные по взаимозаменяемости наиболее ходовых деталей моторов.

Пособие предназначено для любителей-водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
От составителя

Улучшение эксплуатационных характеристик «Вихрей»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Улучшение эксплуатационных характеристик «Вихрей». Справочник. — М: «Издательский Дом Рученькиных», 2004. — 112 с.
В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей — водномоторников по самостоятельной модернизации основных узлов и систем моторов семейства «Вихрь». Приведены технические характеристики и способы установки на моторы дополнительного оборудования — генераторов, стартеров, тахометров. Подробно рассмотрены наиболее надежные варианты модификации систем охлаждения, смесеобразования, а также дистанционного управления и электрозапуска моторов. Приведен материал по усовершенствованию подвески и облегчению манипулирования мотором при подходе к берегу и на стоянке. Описаны характерные недостатки, присущие моторам «Вихрь» разных модификаций, и способы их устранения.
Пособие предназначено для любителей — водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
От составителя

Как облегчить ремонт мотора Вихрь в походных условиях?
Некоторые рекомендации А.М.Лутицкого.
За многие годы и походы я всегда возвращался на стоянку сам, под своим Вихрем. В самых непредвиденных ситуациях я был морально подготовлен к любому неприятному случаю, а затем и технически. В походных услових при соответствующей подготовке возможно делать практически любой ремонт. Приходилось ремонтировать и редукторы, и цилиндро-поршневые группы, золотники, восстанавливать треснувшие от удара поддоны и многое другое. Многое почерпнуто из КиЯ, многое опробировав, оставлял без изменений, многое придумал сам и сконструировал.

Слабое место «Вихря»
Мотор “Вихрь”, который имеет репутацию самого надежного из наших подвесников, все же страдает некоторыми “хроническими болезнями”. Одна из них — частое разрушение резиновой крыльчатки помпы охлаждения. Из-за этого водомоторники возят с собой одну, а то и две запасные,так как перегрев двигателя происходит преимущественно из-за отказа водяной помпы.

«Нептун» против «Вихря»
или почему «Вихрь» «тянет» хуже других моторов.

Регулировка редуктора моторов Вихрь
Р. В. Страшкевич, Катера и Яхты, №54, 1975 год
Редуктор подвесного лодочного мотора — один из самых ответственных и сложных узлов, к тому же и работающий в очень неблагоприятных условиях — под водой.

Доработка подводной части мотора Вихрь
Чтобы уменьшить гидродинамическое сопротивление подводной части «Вихря», улучшить водозабор системы охлаждения и избавиться от реактивного момента, возникающего на выхлопном патрубке, я несколько перестроил корпус редуктора.

Не ошибусь, если скажу, что почти каждый владелец подвесного мотора сталкивается с перегревом двигателя из-за выхода из строя крыльчатки охлаждения или засорения входных отверстий. На своей мотолодке я смонтировал аварийный выключатель, который уже несколько раз спасал мотор от аварий.

Выпускаемые сегодня подвесные моторы разрабатывались в те времена, когда, кроме старой «Казанки», у нас практически ничего не было. На нее, естественно, и ориентировались моторостроители, рассчитывая параметры своих первых 17—20-сильных подвесников.
Соответствуют ли эти параметры гидродинамическим характеристикам современных мотолодок?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, редакция провела сравнительные ходовые испытания.

Моторная лодка «Прогресс» плюс мотор «Вихрь-30»
М. М. Буньков, В. М. Гринпресс, Ю. М. Садовников, Журнал «Катера и Яхты», №5 (057), 1975г.

Для проектирования оптимальных гребных винтов и надежных расчетов скорости мотолодок необходимо располагать данными по сопротивлению воды движению лодки при соответствующих нагрузках. Наиболее надежные данные могут быть получены в результате буксировочных испытаний этих мотолодок в опытовом бассейне. Подобные испытания ряда корпусов моторных лодок были проведены в бассейне ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. В частности, были испытаны корпуса мотолодок «МКМ», «Крым», «Юг-2500», «Дракон», «Кафа-2500», «Днепр», «Лотос», «Казанка-5», «Прогресс-2» и «Прогресс-4». Ниже представлены результаты испытаний мотолодки «Прогресс-2».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector