Мотор вихрь 20
Top-motor.ru

Все про лодки

Мотор вихрь 20

Вихрь (лодочный мотор)

«Вихрь» — марка подвесных лодочных моторов производства ОАО «Моторостроитель» (старое название — Куйбышевское моторостроительное производственное объединение им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по настоящее время.


На сегодняшний день ОАО ”Моторостроитель” выпускает следующие модификации мотора “Вихрь”: “Вихрь-30Э”, “Вихрь-30Р”, “Вихрь-32” ( 1-е исполнение), “Вихрь-32” ( 2-е исполнение).

Модели мотора «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л.с. сняты с производства.

Были изготовлены экспериментальные образцы моторов «Вихрь» мощностью 40, 45 и 60 л.с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов. Двигатель — двухтактный двигатель двухцилиндровый. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — петлевая, двухканальная, а у мотора «Вихрь-30» — трехканальная петлевая. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с дисковыми текстолитовыми золотниками.

Зажигание рабочей смеси осуществляется от маховичного магнето , на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкии мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером (Вихрь-30Э). Предусмотрен также ручной запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трехлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препядствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартно емкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока с напряжением 12В и мощностью 30Вт для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Документация, руководства, статьи, тесты посвященные моторам «Вихрь».

Руководство по эксплуатации лодочного мотора «Вихрь»
Общие сведения о моторе «Вихрь»; Конструкция мотора; Эксплуатация мотора и уход за ним; Разборка и сборка мотора; Инструкция.

Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-М», «Вихрь»
Краткое описание, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-30», «Вихрь-25»
Общие указания; Технические данные моторов Вихрь; Комплект поставки моторов Вихрь; Требования по технике безопасности; Устройство лодочных моторов Вихрь; Подготовка мотора к эксплуатации; Порядок работы; Техническое обслуживание моторов Вихрь; Правила хранения мотора; Возможные неисправности, их причины и методы устранения.

Каталог узлов и деталей подвесных лодочных моторов «Вихрь»
Настоящий каталог представляет 4 модификации лодочных моторов «Вихрь»: “Вихрь-30Э”, “Вихрь-30Р”, “Вихрь-32” ( 1-е исполнение), “Вихрь-32” ( 2-е исполнение).

Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23». Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2005. — 304 с.
В книге приведены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Вихрь-30» и «Нептун-23», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту.
Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, методы их диагностики и устранения. Широко использован долголетний опыт многих любителей по разборке, сборке и усовершенствованию моторов. Приводятся чертежи и схемы приспособлений и устройств, применяемых при ремонте и эксплуатации моторов, а также справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.
Пособие предназначено как для любителей-водомоторников, так и для работников ремонтных мастерских.

Усовершенствование и ремонт моторов «Вихрь», «Вихрь-М», «Вихрь-30»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Усовершенствование и ремонт моторов Вихрь, Вихрь-М, Вихрь-30. Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2006. — 176 с.
В книге систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельному ремонту и модернизации основных узлов и систем моторов. Рассмотрены методы устранения наиболее характерных недостатков и неисправностей, присущих моторам Вихрь разных модификаций. Приведены технические характеристики и данные по взаимозаменяемости наиболее ходовых деталей моторов.

Пособие предназначено для любителей-водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
От составителя

Улучшение эксплуатационных характеристик «Вихрей»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Улучшение эксплуатационных характеристик «Вихрей». Справочник. — М: «Издательский Дом Рученькиных», 2004. — 112 с.
В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей — водномоторников по самостоятельной модернизации основных узлов и систем моторов семейства «Вихрь». Приведены технические характеристики и способы установки на моторы дополнительного оборудования — генераторов, стартеров, тахометров. Подробно рассмотрены наиболее надежные варианты модификации систем охлаждения, смесеобразования, а также дистанционного управления и электрозапуска моторов. Приведен материал по усовершенствованию подвески и облегчению манипулирования мотором при подходе к берегу и на стоянке. Описаны характерные недостатки, присущие моторам «Вихрь» разных модификаций, и способы их устранения.
Пособие предназначено для любителей — водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
От составителя

Как облегчить ремонт мотора Вихрь в походных условиях?
Некоторые рекомендации А.М.Лутицкого.
За многие годы и походы я всегда возвращался на стоянку сам, под своим Вихрем. В самых непредвиденных ситуациях я был морально подготовлен к любому неприятному случаю, а затем и технически. В походных услових при соответствующей подготовке возможно делать практически любой ремонт. Приходилось ремонтировать и редукторы, и цилиндро-поршневые группы, золотники, восстанавливать треснувшие от удара поддоны и многое другое. Многое почерпнуто из КиЯ, многое опробировав, оставлял без изменений, многое придумал сам и сконструировал.

Слабое место «Вихря»
Мотор “Вихрь”, который имеет репутацию самого надежного из наших подвесников, все же страдает некоторыми “хроническими болезнями”. Одна из них — частое разрушение резиновой крыльчатки помпы охлаждения. Из-за этого водомоторники возят с собой одну, а то и две запасные,так как перегрев двигателя происходит преимущественно из-за отказа водяной помпы.

«Нептун» против «Вихря»
или почему «Вихрь» «тянет» хуже других моторов.

Регулировка редуктора моторов Вихрь
Р. В. Страшкевич, Катера и Яхты, №54, 1975 год
Редуктор подвесного лодочного мотора — один из самых ответственных и сложных узлов, к тому же и работающий в очень неблагоприятных условиях — под водой.

Доработка подводной части мотора Вихрь
Чтобы уменьшить гидродинамическое сопротивление подводной части «Вихря», улучшить водозабор системы охлаждения и избавиться от реактивного момента, возникающего на выхлопном патрубке, я несколько перестроил корпус редуктора.

Не ошибусь, если скажу, что почти каждый владелец подвесного мотора сталкивается с перегревом двигателя из-за выхода из строя крыльчатки охлаждения или засорения входных отверстий. На своей мотолодке я смонтировал аварийный выключатель, который уже несколько раз спасал мотор от аварий.

Выпускаемые сегодня подвесные моторы разрабатывались в те времена, когда, кроме старой «Казанки», у нас практически ничего не было. На нее, естественно, и ориентировались моторостроители, рассчитывая параметры своих первых 17—20-сильных подвесников.
Соответствуют ли эти параметры гидродинамическим характеристикам современных мотолодок?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, редакция провела сравнительные ходовые испытания.

Моторная лодка «Прогресс» плюс мотор «Вихрь-30»
М. М. Буньков, В. М. Гринпресс, Ю. М. Садовников, Журнал «Катера и Яхты», №5 (057), 1975г.

Для проектирования оптимальных гребных винтов и надежных расчетов скорости мотолодок необходимо располагать данными по сопротивлению воды движению лодки при соответствующих нагрузках. Наиболее надежные данные могут быть получены в результате буксировочных испытаний этих мотолодок в опытовом бассейне. Подобные испытания ряда корпусов моторных лодок были проведены в бассейне ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. В частности, были испытаны корпуса мотолодок «МКМ», «Крым», «Юг-2500», «Дракон», «Кафа-2500», «Днепр», «Лотос», «Казанка-5», «Прогресс-2» и «Прогресс-4». Ниже представлены результаты испытаний мотолодки «Прогресс-2».

Мотор вихрь 20

Лодочный мотор простоял в гараже всю зиму.

Подскажите пожалуйста как его запускать и какое ТО нужно сделать

Я новечок в Лодочных моторах!

там-же рекомендую скачать:

Техническое описание и инструкция по эксплуатации Вихря
http://fishsamara.ru/articles/07/07.htm

Хочу услышить мнение формучан. Я себе вот такой комплект за 40 т.р прикупил . Мото+Лодка

quote: Originally posted by getman:
Спасибо бодьшое..

Хочу услышить мнение формучан. Я себе вот такой комплект за 40 т.р прикупил . Мото+Лодка

Хороший комплект. Классика.
Но двадцатка для неё малость перебор, без булей на Казанку 15 л.с. полагалось цеплять. Правда если аккуратно, то и под 30-ми ходили.

quote: Originally posted by Bullterrier:

Правда если аккуратно, то и под 30-ми ходили.

Вот так она выглядит с булями.

quote: Originally posted by Lat:

Советую вам прикупить були

Не подскажешь где продаются?

quote: Originally posted by Квик:

Ещё и обрубали на два шпангоута. Бреки. Один за румпелем, другой в рундуке в носу. летали как бешенные. И тонули чуть ли не раз в неделю.

Угу, рядом со мной на РОПе такая стояла.

getman — если найдёте такие були, то очень здорово их задуть пеной, а потом приклёпывать.
После этого и носовой отсек плавучести переделывали в небольшой багажник, заливали пеной до смотрового лючка, лючок делали открывающимся, вот и место для якоря.

Читать еще:  Двухтактные лодочные моторы ямаха

Не подскажешь где продаются?

Не, к сожалению не подскажу (((( Попробуйте инет перелопатить, кто-нить точно продает

Инет и телефон вам в помощь.

quote: В були можно встроить бензобаки. Совместить нужное с полезным.

quote:
Но двадцатка для неё малость перебор, без булей на Казанку 15 л.с. полагалось цеплять.

quote: Originally posted by -=Weber=-:

то я например сразу откидываю ногу и меняю полностью помпу в сборе- это крыльчатку вместе с алюминевым корпусом!

Подскажи мне где магазины есть по моторам лодочным. а то зашел в один а там разводить..

quote: а еще Серег подумай об установки электростартера ! великая вещ хочу вам сказать .

quote: . шпонка крыльчатки (бери медную.

quote: комплект понравился вполне достоин 40 рублей. дружек у меня яму 30 зарегистрировал на казанку с булями. а раньше можно было до25 сил ренгистрировать. поменялись законы.

quote: методика по которой определяют сколько сил.

quote: а еще Серег подумай об установки электростартера ! великая вещ хочу вам сказать .

quote: а еще говорят есть такая методика по которой определяют сколько сил на какую лодку положено.

quote: есть. применяют для САМОДЕЛЬНЫХ лодок. у заводских сколько на заводе написали, столько и впишут.

quote: . шпонка крыльчатки (бери медную.

quote: Originally posted by -=Weber=-:

вообще когда Вихря с рук покупаешь, то я например сразу откидываю ногу и меняю полностью помпу в сборе- это крыльчатку вместе с алюминевым корпусом! Неизвестно где он ходил и какая выроботка, да и крыльчатка могла от солнца и времени сжопица

Привет! Попрошу тебя.. посмотри вот этот список запчастей, что посоветуешь?? а то что ты написал там нет этого! или я не вижу .

quote: что можно инспектору обьяснить на воде?

quote: Originally posted by vasj:

Проверяя как-то документы на воде, инспектор был крайне удивлен, что в правах стоит до 40л.с.,а лодка до 50. Пришлось объяснять, что права на управление выдавались человеку и,что, когда-то сдавали экзамены, а не покупали. Да и инспектора бывают разные. И на «Южанке»у них стоял В30.

quote: извини, брат, но я чегой то не помню про л/с в правах.

а вот парусные категории — разделяются на до 12 кв. м. до XXX . как-то так .

quote: Что-то сомнения меня забодали: на одном в30 (которому четверть века) и 45 кмч.

Ну,а это на тридцатке с дачи. Обороты не максимальные-экономический ход(3700-4200).

quote: пользовал в виде порошка

quote: на обь-м под двумя ветерками, вдвоем + кг.400 груза — на глиссере влегкую!

quote: из меня сказочник хреновский
для опровержения — попробуйте

quote: при 30 км/ч крым не вышел на глиссер?

quote: зря земляк с Краснорска «гонит» на В-8 — отличнейший мотор и с превосходными характеристиками

Вот и не получилось у меня запустить Мотор свой!!
Не знаю зачем полез и вывернул болт, вставить назад не могу, там встала заслонка на половину входного отверстия.
Бывалые помогите мне.. Нужен совет или адресс где можно отремонтировать данное ЧУДО

Ты скажи, всеравно надо редуктор снимать да?

quote: . Ты скажи, всеравно надо редуктор снимать да?

quote: Originally posted by vasj:

больше разговариваем, а там работы-то,попасть осью-пара минут.

Лодочный мотор «Вихрь»: предназначение, конструкционные особенности и стоимость

Моторы для лодок линейки Вихрь являются по-настоящему парадоксальным случаем для малого флота России. Прежде всего, данные изделия в больших количествах производились на территории государства (около 150 тыс.).

Однако в плане конструкции, Вихри представляли собой довольно устаревшие аппараты с несовершенной технологией. Как раз из-за низких свойств потребительского характера, присущих моторам данного образца, у водомоторников сейчас сформировалось негативное отношение к моторам (подвесной тип) отечественного производства. Но обо всём поподробнее.

Cфера применения и конструкция

Вихрь представляет собой марку моторов с подвесной конструкцией для лодок. Производство данных систем велось в период с 1966-2010 в городе Самара на заводе Кузнецов. В отличие от других моторов отечественного производства, Вихри обладают двумя типами модификаций: для контроля посредством румпеля и контроля посредством электронного стартера. Лодочный мотор линейки Вихрь представлен всего 3-мя основными моделями. Это:

  • Вихрь 20.
  • Вихрь-М, основная мощность которого составляет 25 лошадиных сил.
  • Вихрь-30 Электрон.

Лодочные моторы типа Вихрь-30, Вихрь-М и Вихрь-20 были далеко не единственными моделями устройств. Под маркой Вихрь можно было встретить также лодочный мотор, который имел мощность в сорок, сорок-пять либо шестьдесят лошадиных сил. Однако данные образцы являлись чисто экспериментальными и выпускались ограниченной серией. Моторы данной марки создавались на основе стандартной схемы, имеющей месторасположение узлов в вертикальном виде.

Двигатель системы Вихрь — это карбюраторный аппарат двухтактного образца с двумя цилиндрами. Мотор оснащён дефлекторной продувной системой.

Описание технических характеристик 2-х моделей:

  1. Вихрь-М имеет 3-х канальную технологию продува возвратно-петлевого типа.
  2. Вихрь-30 Электрон имеет 3-х канальную продувку.

Вообще различий между Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М достаточно немного. Различаются разве что глушитель по форме и выхлопная структура (Вихрь-30 Электрон обладает отрегулированной выхлопной системой). Картер заполняется новой смесью путём использования аппарата золотникового типа, оснащённого специальными шайбами на основе текстолита.

Максимальный объём изделия — 423 кубических сантиметра, Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М имеют по 423 и 488 кубических сантиметра соответственно. Моторное топливо представляет собой бензиновую и масляную смесь. Зажигательная система активируется от машины магнитоэлектрического вида. Сам двигатель охлаждается на принудительной основе, путём использования забортной воды. Для такого случая предусматривается дозаторный насос, или помпа.

Запускается двигатель путём использования стартера ручного образца. Модель с тридцатью л.с. дополняется в комплекте электростартером стандартного образца. Ещё предусматривается запуск системы в аварийном режиме при использовании шнура стартового образца.

Труба дейдвуда, относящаяся к моторной части, является корпусом промежуточного характера и отвечает за связь редуктора, а также двигательной системы. Подвеска, оснащённая элементами с упругой структурой, и моторный элемент струбционого образца фиксируется на лодочном транце. Моторный редуктор обладает конической формой с одной ступенью и реверсивной системой. Конструкция детали представляет возможность для активации открытого хода.

Винт гребной с тремя лопастями. Вращательный момент системы передаётся от редукторного вала к самому винту — путём прохождения через шпонку и демпфер, являющиеся наиболее слабым элементом в передаче силового типа, реализующейся на пути от редукторной конструкции до редуктора.

Если винт ударится вдруг о какое-либо препятствие, находящееся под водой, то шпонка будет срезана, что позволит предохранить моторные детали от возможной поломки. Чтобы лодка продолжила своё движение, шпонка должна быть заменена.

Мотор сам управляется румпелем на расстоянии. Конструкция его включает в себя отдельный бак для бензина, ёмкость которого составляет двадцать два литра. Его можно расположить практически в любом участке судна. Двигательная часть прикрывается небольшим кожушком. Моторная система оснащена генератором тока переменного типа (уровень напряжения — двенадцать вольт, уровень мощности — тридцать вольт). Он отвечает за передачу энергии ходовым лодочным огням, а также за подзарядку аккумуляторов.

Характеристики потребительского образца

Подвесные моторные системы для лодок Вихрь массово производились на территории СССР. Ими оснащался морской транспорт для перевозки туристов, для морских прогулок, для патрулирования водного пространства. Ещё Вихри использовали на хозяйственных лодках и спасательных шлюпках, то есть практически везде, где необходимо достижение большой скорости перемещения.

Положительными чертами моторной конструкции являются следующие показатели:

  1. Устройство благодаря различным элементам конструкции позволяет развивать очень высокий уровень мощности;
  2. Стоимость мотора Вихрь сравнительно небольшая (в два раза меньше, чем у моторных систем, производимых за рубежом, которые имеют схожую мощность);
  3. Доступность деталей запасного типа;
  4. Положительная ремонтопригодность — любой дефект конструкции внешней или внутренней может быть устранён (если имеется хотя бы минимальное количество запчастей, а также инструментов).

Несмотря на заметные плюсы аппарата, у него имеется очень много недостатков. К таковым относятся:

  1. Очень большое сопротивление гидродинамического вида, создаваемое под водой;
  2. Чересчур повышенный уровень издаваемого устройством шума (владельцы данных лодочных аппаратов понижали этот показатель, используя кожух);
  3. Не очень удачное месторасположение патрубка выхлопного вида, из-за чего образуется момент гидродинамического типа, который стремится осуществить разворот мотора, и создать румпельное усилие (около шести килограмм).
  4. Не имеется термостата в охладительной системе на моторах Вихрь, из-за чего исчезает возможность образовывать поддержку нормального режима тепла двигателя;
  5. Нетипичное крепление винта гребного. Это означает, что отсутствует возможность пользоваться винтами, которые выпускаются иностранными изготовителями;
  6. Небольшой КПД винта гребного, а также редукторной структуры (владельцы аппаратов полировали винт, а также редукторный корпус, благодаря чему увеличивалось КПД);
  7. Не совсем оптимальные для многих лодок характеристики винтовой системы гребного вида;
  8. Редукторная конструкция подразумевает наличие скользящих подшипников, период службы которых очень сильно ограничен, и манжетов уплотнения низкого качества;
  9. Ненадёжное устройство золотникового вида;
  10. Малонадёжное магнето;
  11. Моторные модели отличаются тяжёлым режимом тепла в области верхней цилиндрической структуры конструкции;
  12. Очень сложная корректировка карбюраторной части.

Дополнительные характеристики

Если изучать базовые характеристики аппарата с тридцатью лошадиными силами, то можно сказать, что в нём присутствуют не совсем крупные охладительные каналы. Из-за этого может происходить частый перегрев мотора, а это нередко становится причиной сокращения двигательного ресурса.

Читать еще:  Лодочные моторы johnson

Во время форсировки устройства можно добиться вращения, частота которого составляет от 8500 до 9000 оборотов в минуту в случае применения высокоскоростного винта, шаг которого составляет 282 миллиметра, а это может привести в результате к ремонту, который выльется в весьма крупную сумму.

Для обеспечения удачного форсирования необходимо убрать окна выхлопные, и в неизменном виде оставить окна впускные, доведя до финального результата их помощи напильника и «наждачки» каналы продувного образца, добавив в основную конструкцию ГРМ и ГБЦ. Ещё можно добавить пару клапанов выпускного вида для каждого цилиндрического объекта, что позволить значительно понизить уровень шума и усилить мощность.

Где приобрести устройство?

Купить мотор любой модели можно в интернет-магазинах по следующим ссылкам:

  • https://water.drom.ru/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/;
  • https://www.farpost.ru/water/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/?boatEngineCycleType%5B%5D=2;
  • https://www.olx.ua/transport/prochie-zapchasti/q-%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C/.

Цены на разные модели можно узнать, ознакомившись с таблицей:

Модель Цена
«Вихрь-30» 7000-18000 рублей
«Вихрь-М», или «Вихрь-25» 6000-18000 рублей
«Вихрь-20» 8000-15000 рублей

Развитие производства

Из-за сравнительно небольшой конструкционной надёжности, ПЛМ данного образца перестали выпускать. Это произошло, когда производство заметно ухудшилось: моторы могли просуществовать не пятьсот моточасов, но уже сто шестьдесят, до полного ремонта, потому что поршни изготавливались на основе алюминия без внесения таких материалов, как кремний, вольфрам, магний и т.д.

Коленвал же и прочие важные вращающиеся элементы не подвергались закалке, и в неготовом виде выставлялись на продажу. Когда изготовление лодочных изделий подошло к концу, китайский рынок начал заниматься производством комплектующих и различных деталей для изделий марки Вихрь. Но это была в основном кустарная продукция, создававшаяся без соблюдения каких-либо правил в отношении деталей особой важности.

Заключение

В идеале было бы неплохо возобновить изготовление подобных товаров, однако при условии, что в производственном процессе будут задействоваться современные технологические решения. Допустим, можно было бы оставить конструкцию поршня в неизменном виде (диаметр — 72 миллиметра, юбка высотой в 60 миллиметров), однако отверстие для пальца поршня следовало бы сделать больше по основному диаметру (до двадцати).

Поршневое днище следовало бы оснастить охладительной решёткой с потоками продувочного образца. Также следовало бы использовать кольца поршней, которые сейчас применяются у изделий, то есть моторов от фирм Ямаха и Сузуки. Поршневой ход мотора можно было бы увеличить с шестидесяти миллиметров до восьмидесяти шести. Благодаря такому подходу можно было бы получить значительное повышение уровня мощности при увеличении момента вращения на режиме крейсера (4300 оборотов в минуту).

Дейдвуд следует осовременить (оснастить тринадцатишлицевым соединением), чтобы была возможность инсталлировать винты гребного образца, выпускаемые иностранными производителями.

Консультации по подвесным моторам «Вихрь» и прочие

Поршни и кольца для «Вихря-20»

Мотор «Вихрь-20» хорошо зарекомендовал себя среди наших водномоторников. Хотя он снят с производства около 20 лет назад, десятки тысяч «Вихрей» все еще эксплуатируются любителями. Новый мотор купить практически невозможно, полки магазинов пусты, на базах Посылторга никаких запасных частей нет.

Думаю, что не только мне хотелось бы прочитать рекомендации по использованию для «двадцатки» поршневых колец, поршней и прочих деталей от других двигателей либо по их самостоятельному изготовлению и восстановлению.

Изношенные поршни, к сожалению, восстановить уже нельзя. Используя старые поршни в качестве формы, можно отлить новые. Материалом могут служить старые поршни от любых моделей лодочных мотор —0,01 —0,03 до 2,0 —0,01 —0,03 мм.

Шлифовать нужно очень аккуратно с небольшой подачей. Металл желательно снимать одновременно с двух сторон; если это технически невозможно, то рекомендуется шлифовать сторону кольца, на которой нет полуотверстия под стопор.

Если шлифовального станка нет, можно уменьшить толщину кольца путем притирки его на наждачной шкурке, закрепленной на гладкой плите или толстом стекле. Для избежания поломки кольца во время притирки прилагаемое к нему усилие не должно разжимать кольцо. Лучше всего для этого сделать несложное приспособление из куска толстой фанеры или дощечки, на которой очертить окружность диаметром 67,5—68,0 мм. По четырем противоположным точкам окружности нужно вбить четыре маленьких гвоздика (без шляпок), которые не должны выступать выше толщин кольца — должно притираться кольцо, а не эти фиксаторы. Вставив сжатое кольцо между этими гвоздиками, можно приступить к работе.

Можно использовать кольца от двигателя «Москвич-401», также доработав их по толщине и сделав паз под стопор, который нужно выпи лить круглым надфилем.

Эскиз замка кольца приводится.

Стопора поршневых колец можно делать только из нержавеющей проволоки марки 2X13.

На эскизе приведен и второй вариант изготовления замка — сразу в двух поршневых кольцах, сложенных вместе и сжатых до замыкания стыков. Затем в стыке сверлится отверстие сверлом диаметром 2,7 мм.

Поршневые пальцы можно установить от двигателя «Вихрь-М» или от «Вихря-30», если их укоротить шлифовкой с 63,5 до 59,0 —0,04 мм.

В отверстия поршня пальцы должны входить свободно, от легкого усилия пальца руки. Дело в том, что у мотора «Вихрь» было шесть групп пальцев по диаметру, а у «Вихря-М» и «Вихря-30» — только три группы, поэтому рекомендовать подбор по цветным меткам нельзя. Пальцы должны «плавать» в бобышке поршня.
Коленчатый вал с шатунами, его сальники и подшипники (кроме нижнего у квадрата) и золотниковые шайбы у всех моторов семейства «Вихрь» взаимозаменяемы.

Глушитель мотора «Вихрь-М» можно устанавливать на «Вихры первых выпусков, закрепив его тремя болтами по совпадающим резьбовым отверстием.

Система запуска и ее детали для всех моторов «Вихрь» с ручным запуском одинаковы, хотя одно отверстие, корпусе стартера следует доработать.

Редуктор с водопомпой и ее деталями от моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30» также можно устанавливать на 20-сильный «Вихрь», предварительно развернув на 180° водяную помпу и пластину под ней, так как штуцер выхода воды из водопомпы у старого «Вихря» расположен в передней (см. эскиз) части редуктора, ближе к носу, а у моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30» — рядом с торсионным валом (т. е. с разворотом на 180°). Вал гребного винта 2.202—007 у всех моделей моторов «Вихрь» одинаковый, приводим его чертеж.

Все три шестерни редуктора комплектно взаимозаменяемы для всех моделей. При установке в редуктор на моторе «Вихрь» следует вместо подшипника 7204 применять подшипник 60304, без крепления его гайкой, со стаканом 2.202—023, но необходима шлифовка и последующее хромирование стебля вала-шестерни 4.202.020 с ∅15 до ∅14 —0,02 —0,07 мм под медно-графитовую втулку. Поскольку при шлифовке будет снят твердый цементированный слой для повышения износоустойчивости, стебель нужно нахромировать.

Чтобы редуктор не пострадал от мороза

Некоторые владельцы «Вихрей» оставляли моторы на зиму в неотапливаемых помещениях, на морозе. В результате корпуса редукторов оказались разорванными.

В связи с этим заманчиво использовать для редуктора трансмиссионное масло ТАД-17И, температура загустевания которого очень низкая. Ваше мнение по этому вопросу?

Инструкцией по эксплуатации мотора рекомендуется перед зимним хранением заменить масло в редукторе. Это не напрасно: при замене масла можно убедиться в отсутствии а редукторе воды, а если она есть, то удалить ее. В этом случае опасности размораживания редуктора не будет. Пренебрежение этой простой рекомендацией чревато большими неприятностями. Объем редуктора замкнутый и оставшаяся вода при замерзании разрывает сравнительно тонкие стенки корпуса. Поэтому еще раз обратим внимание владельцев «Вихрей» на обязательность вывертывания двух пробок в корпусе редуктора для замены масла перед уборкой моторов на зиму.

Еще о масле для лодочного мотора

В г. Барнауле исчез обычный автол, который использовался для приготовления смеси для двухтактных двигателей. Вместо него предлагают масло М8В1. При использовании этого масла наблюдается такая картина:

  • 1. Смесь 1:20 — повышенное нагарообразование на электродах свечей после 3—4 часов хода.
  • 2. Затрудненный запуск двигателя.
  • 3. Масло в канистре выпадает осадок: перед запуском приходится взбалтывать емкость.
  • 4. При меньшем количестве масла (700—800 г на бак) наблюдается перегрев двигателя.


Просим сообщить о возможности использования масла М8В1 для приготовления смеси для двухтактных двигателей.

Заводы-изготовители двухтактных двигателей лодочных моторов, мотоциклов, мотопил и мотокультиваторов рекомендуют следующие основные масла для поплавковой смеси. Это, во-первых, «автолы» АС-10, АСП-10, АКП-10, АСЗп-10, АКЗп-10 и заменившие их масла по ГОСТ 10541-78 для карбюраторных двигателей М8Б1, М8В1, М-63/10Г1, М10Б1, М10В1. Рекомендуются также авиационные масла типа МС-14 и МС-20 по ГОСТ 21743—76. Что касается масла М8В1, многолетние испытания его на моторах «Ветерок» не показали наличия повышенного нагарообразования, затрудненного запуска и неудовлетворительного перемешивания с бензином.

Для моторов «Вихрь» наиболее подходящим можно считать масло типа М10Б1 в пропорции 1:20. Для моторов «Ветерок-8М» после замены бронзовой втулки верхней головки шатуна на игольчатый подшипник рекомендуется масло M8B1 в соотношении 1:33, для «Ветерка-8Э» и «Ветерка-12Э» — 1:25.

Нужна ли насадка на винт

Для своего «Прогресса» с мотором «Вихрь-30» хочу изготовить кольцевую насадку на гребной винт. Прошу сообщить, на сколько примерно повысится скорость лодки.

Читать еще:  Мотор на катер

Насадки целесообразно применять на гребных винтах подвесных моторов, устанавливаемых лишь на тихоходных судах водоизмещающего типа. В таком случае использование профилированной направляющей насадки может дать прирост скорости до 20%. Устанавливать насадку на 20—30-сильном моторе можно, например, на катере, переделанном из морского яла, водоизмещение которого составляет 700—800 кг и более; на моторах мощностью 8—12 л. с. — при водоизмещении лодки более 400 кг. Речь при этом идет о скоростях 10—12 км/ч. При большей скорости насадка становится бесполезной и даже увеличивает сопротивление воды движению лодки.

Для оценки эффективности насадки существуют специальные расчетные формулы (см., например, «КиЯ» №86). Однако приводить их не имеет смысла, так как очевидно, что «Прогресс» с «Вихрем-30» при максимальной загрузке будет иметь скорость более 25 км/ч, а при такой скорости насадка даст уже отрицательный эффект.

Создать оптимальный тандем «Прогресс» — «Вихрь-30» можно путем подбора гребного винта соответственно нагрузке лодки. Этому вопросу посвящена статья М. Бунькова, В. Гринпресса, Ю. Садовникова «Мотолодка «Прогресс» плюс мотор «Вихрь-30», опубликованная в «КиЯ» №57.

Мотор Вихрь 30

Разработанный более полувека назад и ставший настоящей легендой, Вихрь 30 по сей день пользуется огромной популярностью среди любителей активного образа жизни: рыбалки, катерного и яхтенного спорта и водных путешествий, в целом. Начиная еще со времен СССР, движок вытеснил многие аналоги с рынка.

Несмотря на очень противоречивые отзывы, его популярность обусловлена высокой мощностью и низкой стоимостью, доступностью запчастей и легкой ремонтируемостью. Более детально об истории разработки, технических характеристиках, модернизации и том, какой стала модель в наши дни, мы расскажем далее.

Принцип действия мотора Вихрь 30

Являясь аналогом достаточно неудачного немецкого «Кёнинга», и пересобранная советскими умельцами, модель стала самым массовым двигателем, выпускающемся на территории страны. Такая популярность была обусловлена высокой на то время производительностью и универсальной для большей части суден пригодностью (рисунок 1).

Рисунок 1. Внешние особенности двигателя

Технические характеристики Вихрь 30 сильно изменились за полстолетия, и мы расскажем о наиболее свежих моделях, датируемых 2000-2010 годами. Общие характеристики модели, впрочем, не поменялись.

Основные элементы

Устройство лодочного мотора Вихрь 30 идентично большинству движков данного класса ‒ двухтактовых карбюраторных. Движок не рекомендуется устанавливать на резиновые надувные плавсредства, ‒ они не предназначены для моторов-«тяжеловесов». Минимальный вес лодки, на которую он может быть установлен, составляет не менее полтора центнера. Отвечая на популярный пользовательский вопрос, сколько весит Вихрь 30, можно отметить, что эта отметка не превышает 50 килограмм (рисунок 2).

Количество лопастей винта ‒ 3. Для защиты от подводных препятствий вращение передается от редуктора через демпфер и шпонку срезного типа. Столкнувшись с преградой, шпонка срезается и срабатывает система предохранения двигателя. Чтобы снова запустить мотор, следует заменить деталь, что осуществляется достаточно быстро и не требует участия мастера. Предусмотрен передний, задний и холостой ход.

Рисунок 2. Основные конструктивные элементы мотора

Глубина, с которой можно начинать комфортное передвижение, составит 80 см. Мелководье затруднит передвижение, поскольку лопасти станут цепляться о дно и столкнутся с препятствиями в виде камней, веток деревьев или плотных водорослей, которые легко наматываются на винт и затрудняют ход.

Мотор оснащается генератором переменного напряжения 12 В и мощностью 30 Вт. Исходя из заводского описания Вихря 30, генератор используется для напитки ходовых огней катера и заряда батарей.

Отдельная система охлаждения в конструкции отсутствует, для остужения мотора используется принудительный способ ‒ охлаждение корпуса проточной водой во время непосредственной работы. Чтобы охлаждение осуществлялось, конструкция предусматривает наличие водной помпы.

Характеристики

Крепеж двигателя осуществляется с помощью струбцины и упругих крепежных элементов. Для закрепления используется транец лодки или катера, находящийся сзади конструкции. Высота транца лодочного мотора Вихрь 30 не должна превышать 40,5 см.

Масса мотора Вихрь 30 составляет от 45,8 до 49 килограммов. Учитывайте, что при покупке уже ранее эксплуатируемого и подвергнутого починке не заводскими комплектующими движка, вес может быть меньше или больше заводских параметров. Это может сказаться на дальнейшей работе и технических характеристиках устройства.

Двигатель

Модель имеет двухтактный карбюраторный движок на двух цилиндрах. Подвесной мотор Вихрь 30 оснащен защитным кожухом, предотвращающим механическое, водное и любое воздействие извне конструкции. По умолчанию осуществляется продувка трехканальная возвратно-петлевого типа. Свежая смесь поступает в картер через золотник с шайбами из текстолита. По схеме Вихрь 30 имеет настроенный выхлоп. Иными словами, модель имеет глушитель лишнего шума (рисунок 3).

Рисунок 3. Двигатель устройства рассчитан на длительные перемещения

Объем двигателя Вихрь 30 равен 488 кубам. Запустить устройство можно, использовав ручной самоубирающийся стартер или аварийный тросовый. В некоторых современных моделях, обозначенных приставкой «электрон» в названии, предусмотрен стартер автоматического типа. Следуя схеме, зажигание Вихрь 30 в электронных моделях осуществляется с помощью бесконтактного маховичного магнето (генератора постоянного тока, отвечающего за процесс создания искры) типа МБ-2. В ручных моделях зажигание производится с помощью прерывательного механизма, основанного на соединении подвижного и статичного контакта.

Отличающийся доступной стоимостью и способными удовлетворить опытного пользователя характеристиками, мотор Вихрь 30 не теряет популярности среди любителей водных прогулок. Способный служить десятилетиями при должном уходе, движок продолжает оправдывать свою репутацию.

Параметры устройства

Лодочный мотор Вихрь 30 обладает мощностью в 30 лошадиных сил. Для заправки используется автомобильный бензин типа А-76 либо более редкий А-72.

Бензин смешивается с маслом для двухтактного движка в указанной по инструкции пропорции. Перед заправкой следует тщательно перемешать смесь. На чистом бензине движок работать может, однако его ресурс существенно сократится.

Расход топлива

Авиа двигатель Вихрь 30 потребляет 9-11,5 литров топлива в час. Бензобак можно установить в любом месте на дне судна и подключить к движку с помощью шланга. Общий объем бензобака составит 22 литра (рисунок 4).

Рисунок 4. Небольшой расход топлива — одно из основных преимуществ мотора

На потребление топлива лодочным мотором Вихрь 30 напрямую влияет вес, объем рабочих цилиндров и мощность. Чем больше весит, имеет объема двигателя имеющаяся модель и чем выше мощность, тем больше бензиновой смеси потребуется в итоге.

Обкатка

Винт гребной имеет три лопасти диаметром 24 см каждая. Шаг винта составляет 30 см. Если говорить о способах запуска и работы устройства, то возможно и дистанционное управление Вихрем 30 (ДУ).

Пользователь может контролировать передний, задний и даже холостой ход судна. Рулевая система (РУ) предусматривает больше действий: дополнительных поворотов за счет системы тросов.

Аналоги

Объединение системы ДУ и РУ ни в аналогах Вихря 30, ни в самой модели не предусмотрено. Дистанционное управление лодочным мотором Вихрь 30 работает по принципу конструктора и монтируется на лодку отдельно (рисунок 5).

Рисунок 5. Основные аналоги изделия производятся за рубежом

Умельцы берут за основу комбинированные системы управления для японских движков Suzuki, Nissan или Yamaha, устанавливая электрооборудование на Вихрь 30 по схемам, размещенным на форумах. Благодаря доступности всего комплекта запчастей реализация подобного проекта не требует высокого мастерства.

Ремонт и техобслуживание

Как и для любой техники, иногда необходим легкий или капитальный ремонт Вихря 30. Как мы упоминали выше, преимуществом модели является возможность быстро произвести замещение всех деталей (рисунок 6).

Наиболее популярной операцией является замена крыльчатки Вихря 30. Крыльчаткой называют вентилятор помпы (насоса), отвечающий за подачу воды в систему охлаждения. Поскольку данная часть максимально уязвима к попаданию мелко- и крупнодисперсного мусора из воды, периодически она нуждается в замене.

Рисунок 6. Ремонт лодочного мотора можно легко осуществить своими руками

Второй по популярности считается проблема в электрозапуске: столкнувшись в работе лодочного мотора Вихрь 30 с перебойным или затруднительным электрозапуском, рекомендуется сдать устройство в сервис как можно быстрее. Однако если вы хотите рискнуть, и уверены в своих силах, инструкции к Вихрю 30 по ремонту можно найти в технической документации, либо на пользовательских форумах.

Отзывы пользователей

Как и для всей отечественной техники, пользовательские отзывы о модели крайне противоречивы. Мнение пользователей разделяется на «отличный движок в умелых руках» и «единственный минус мотора ‒ это сам мотор». Такое расхождение мнений обусловлено потребительскими запросами.

Для прогулок и дальних поездок модель подойдет на сто процентов: она сравнительно мало потребляет, ее хватает на дальние забеги и достаточно быстрое передвижение, поврежденную запчасть легко заменить. Однако в число минусов войдет сильная шумность, слишком маленький винт с малым КПД, отсутствие контроллера температуры самого движка, а также нестандартный разъем для винта, из-за чего насадка зарубежных аналогов невозможна.

Мотор идеально подойдет для любителей водных прогулок и туризма. Несмотря на свои недостатки, легкость в обращении и доступность движка делают его по-прежнему популярным среди пользователей.

Более детальный обзор лодочного двигателя приведен в видео.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector