Сегодня транец стал неотъемлемой частью катеров, моторных и гребных надувных лодок, грузоподъемность которых превышает 220-250 кг.
В зависимости от типа лодки различают два основных вида транца: стационарный (несъемный) и навесной (съемный).
Многие любители активного отдыха на воде, имеющие в своем распоряжении резиновую или ПВХ лодку, желают увеличить скорость передвижения по воде за счет установки мотора – бензинового или электрического. Стационарный жесткий элемент наглухо вклеивается в корму судна заводом-изготовителем. Как правило, он изготавливается из многослойной водостойкой бакелитовой фанеры.
Многие производители включают в комплект поставки навесной транец. Каждый из них имеет свои элементы крепления и предназначен для установки маломощного мотора (до 3 л.с.). Кроме этого жесткий элемент на корме судна из ПВХ часто используется для крепления дополнительного оборудования, например, датчика эхолота.
В том случае, когда навесной транец предусмотрен заводом-изготовителем и входит в комплект поставки, особых проблем не возникает – необходимо закрепить его в соответствии с инструкцией и использовать по назначению.
А вот любителям рыбалки и других видов отдыха на воде, имеющим лодки достаточной грузоподъемности и по различным причинам не укомплектованные жестким элементом для крепления мотора, приходится покупать его или делать своими руками.
Изготавливаем транец для лодки ПВХ
Способ установки транца зависит от формы лодки.
Возможные варианты:
крепление к формованным элементам, закрепленным на судне попарно – два сверху (для крепления) и два снизу (упор в борт);
монтаж к бортам с помощью специальных штырей;
увеличение опорной площади за счет установки кронштейнов в виде изогнутых трубчатых рам;
пристегивание с помощью ремней или шнуровка жесткого элемента к борту кормовой части надувной лодки.
Один из наиболее доступных и менее затратных способов – установка транца, прикрепленного к металлическому каркасу, через стандартные элементы для надувных лодок.
Для работы понадобятся:
слесарные инструменты;
сварочный аппарат;
растворитель, клей для лодок ПВХ, наждачная бумага;
толстая влагостойкая фанера 15-17 мм;
каркас из металлических прутьев или полос;
лодочные леера и защелки для весел.
В первую очередь лучше сделать металлический каркас, изготовить, собрать и прикрепить к каркасу самодельный навесной транец.
После чего (в зависимости от размеров получившейся конструкции) приклеить дополнительные крепежные элементы.
Каркас изготавливается из металлического прутка сечением 10 мм.
Для увеличения периода службы желательно сразу подобрать подходящий материал – нержавейку.
Далее в соответствии с размерами в нужных местах делаем загибы элементов, после чего скрепляем их при помощи сварки.
Приступаем к изготовлению транца. Он состоит из двух плит, изготовленных из влагостойкой бакелитовой фанеры (можно использовать обычную фанеру – понадобится соответствующая обработка).
Вырезаем нужные фрагменты, обрабатываем края, размечаем места для отверстий и проделываем их в соответствии с размерами.
В случае, когда под рукой нет водостойкой фанеры, используем обычную.
Обязательна соответствующая обработка водоотталкивающими составами, после чего фрагмент покрываем яхтным лаком.
Особое внимание уделяем обработке отверстий и краев. Правда, срок службы такого жесткого элемента будет намного короче.
Собираем всю конструкцию в соответствии с картинкой. Упорами для металлического каркаса служат шайбы, предварительно надетые на пруток со стороны кормы и приваренные точечной сваркой.
Последовательность выполнения операций:
Полностью накачиваем лодку.
Прикладываем навесной транец так, чтобы он плотно прилегал к корме.
Размечаем маркером места для крепления лееров в верхней и нижней части баллона.
Выпускаем воздух из баллонов и расправляем кормовую часть.
Тщательно удаляем загрязнения с поверхности и легонько зачищаем размеченные места для приклеивания лееров «нулевкой».
Обезжириваем место предстоящей склейки при помощи растворителя 646.
Оклеиваем периметр размеченной области бумажным скотчем.
Аккуратно наносим клей для лодок ПВХ (лучше из ремкомплекта) тонким слоем на склеиваемые поверхности, выжидаем 10-15 минут и повторно наносим слой клея.
Через 5 минут состыковываем склеиваемые поверхности и тщательно «прокатываем» место склейки резиновым валиком, не допуская остатков воздуха.
Прижать склеиваемые части тяжелым предметом (если есть возможность – стянуть струбциной через тонкую дощечку) и оставить сохнуть на сутки.
Данный способ крепления жесткого элемента для установки маломощного мотора подходит для лодок, имеющих О-образную и похожую на них форму.
Для этих же типов надувных плавсредств можно использовать и более простой вариант крепления для мотора – на шнуровке. Преимущество такого способа – уменьшение точечного давления на борт, недостаток – более длительное время установки.
Для крепления нижняя часть жесткого элемента вставляется в «ручку», закрепленную внизу кормового баллона, после чего одна приклеенная часть с отверстиями для шнуровки заводится через специальную прорезь, совмещается со второй и закрепляется через отверстия капроновым шнуром.
Используем мотор «по полной», или особенности усиления транца
Практика показывает, что рассмотренные способы крепления жесткого элемента хорошо показывают себя при работе мотора на половинной мощности.
Как только мотор включается на всю мощность, его часто начинает «заворачивать» под лодку, сгибать баллоны и т.п.
В большинстве случаев избавиться от этой проблемы позволяет усиление жесткого элемента. Суть процедуры – правильное распределение нагрузки от мотора по поверхности лодки. Сделать его своими руками также довольно просто.
Приемлемый вариант – установка дополнительных «растяжек», изготовленных из металлического прутка.
Для этого на борта лодки наклеиваются дополнительные леера, в отверстия которых вставляются металлические усилители.
Вместо бортов для придания дополнительной жесткости можно продумать вариант крепления навесного транца, где дополнительные «растяжки» крепятся к днищу или скамье (банке) лодки.
Бывалыми рыбаками замечено, что для придания нормального хода лодке из ПВХ с использованием мотора лучше использовать не настил днища, изготовленный в виде сланей из раздельных элементов, а представляющий собой цельную конструкцию.
Покупка готового транца – оптимальное решение проблемы с мотором
Как бы ни были хороши самоделки, но все же лучше использовать приспособления, изготавливаемые в промышленных масштабах на заводском оборудовании.
Тем более, что современная промышленность предлагает готовые комплекты для лодок ПВХ, цена которых вполне приемлема.
Своими руками остается только надежно приклеить крепежные элементы и правильно установить навесной транец.
Комплект, состоящий из каркаса, жесткого элемента и крепежных приспособлений, похожий на рассмотренный выше, обойдется владельцу недорого – его цена составляет примерно 2000 рублей.
Что касается варианта жесткого крепления с использованием шнуровки, то такой комплект также можно купить в интернет-магазине по цене 600-800 рублей.
Не стоит забывать, что даже выполнив усиление, подобные жесткие крепления нельзя использовать с моторами, мощность которых превышает 3,5-5 л.с.
Транец для лодки: как правильно выбрать, установить и разместить транец. Варианты крепления и особенности конструкций (95 фото)
Любому рыболову отличным приобретением считается покупка лодки. Особенно тщательно стоит подойти к приобретению надувной лодки с возможностью передвижения на моторе.
Так значительно расширяется возможность в поиске уловистых мест. Ведь способ ловли хищника троллингом является уловистым, а без плавательного средства он не возможен. Для этого необходимо приобрести лодку под транец.
Покупкой такой лодки с мотором требует разобраться во всех нюансах. Например, какой высоты должен быть транец лодки, способы крепления и наиболее надежный из них, какие нагрузки может испытывать транец при движении на моторе и прочие моменты.
Поэтому, приобретение и установку моторы лучше устанавливать со знающим в данном деле толк человеком.
Краткое содержимое обзора:
Разные и многообразные
Предварительно разберемся в основных правилах, знание которых поможет в выборе транца. Три правила:
надежность транца зависит от уровня его качества,
правильное рабочее положение, в котором он закреплен,
оптимальная ценовая характеристика.
Как таковых четкой классификации не существует. Они могут различаться по производителю, материалах изготовления, размеры (по высоте) ценовой характеристике.
При этом цена — не является определяющим фактором. Главное в транце это надежность, ведь при поломке существует вероятность потери движка, испортить плавсредство его винтами, либо травмироваться.
Транец своими руками
При отсутствии подходящего, как известно, можно самому сделать транец для лодки.
Транцы различаются в зависимости от крепления: навесные (применяются к моторам небольшой мощности, иначе не выдержит больших нагрузок) и стационарные (для крепления более мощных двигателей, при этом необходимо учитывать высоту транца).
Нагрузки на транец
При движении на транец воздействуют следующие нагрузки (тяжесть мотора, его толкающая сила, и вибрация от работы):
Сила тяжести воздействует на транец с различным усилием, зависит от особенностей транца и способа монтажа.
Опасность вибрации, передающейся от двигателя к транцу, представляет опасность для крепежа транца, удерживающие его (к примеру, гайки — они могут открутиться), использование контргаек исправит ситуацию.
Как крепить
Чтобы правильно закрепить транец необходимо соблюсти несколько условий:
лодка должна иметь корму трапециевидной формы,
посредине кормы необходим абсолютно прямой участок,
ширины и длинны данного участка должно быть достаточно для двигателя.
Крепеж навесного транца
Для этого необходимо знать, как закрепить навесной транец на лодку:
специальными скобами за баллон на корме. Крепления устанавливаются пока лодка не накачана, только после установки транца баллоны надувают и транец крепко удерживается. При снижении давления в баллоне крепление транца теряет свою жесткость;
на предусмотренные для этого усиленными лентами из ПВХ. Крепление осуществляется через имеющиеся в них отверстия (популярен у производителей лодок);
в специальных креплениях из пластика, приклеенных на корме (просто и надежно, пользующийся заслуженной популярностью у производителей).
Установка лодочного мотора
Приехав с новеньким лодочным мотором на берег реки владелец думает, как правильно его прикрепить к корме лодки. Казалось бы, в самостоятельной установке нет ничего сложного. Мотор небольшой мощности легко повесить на транец в одиночку или с помощником. В прилагаемой к аппарату инструкции по эксплуатации подробно написано, как проводится эта работа. Однако, чтобы добиться максимальной скорости и экономичности от лодочного мотора необходимо потратить время на нахождение оптимального положения мотора на транце лодки.
Меры безопасности при установке мотора
Лодочный мотор – тяжелый механизм. Маломощные аппараты весом до 20 кг несложно установить в одиночку. Тяжелые моторы весом 30 – 50 кг чтобы не сорвать спину лучше устанавливать на транец лодки совместно с помощником. Для перевозки мотора от машины до лодки используют специальную тележку для ПЛМ.
Все работы по установке, настройке и перемещению лодочного мотора проводят при заглушенном двигателе и отсоединенном шланге выносного бензобака.
Во время присоединения шлангов бензобака и запуска лодочного мотора запрещается курить или пользоваться открытым огнем рядом с лодкой.
Установка мотора на транец лодки
После того, как лодка будет полностью надута мотор вешают на транец. Только что купленный мотор вешают посередине транца, фиксируют струбцинами подвесной системы. Струбцины затягивают до упора с одинаковым усилием. После установки мотор дополнительно привязывают к транцу страховочным тросом.
Для надежности крепление мотора к транцу дополнительно проверяют два раза: после его прогрева и через 5 – 10 минут после начала движения судна. При необходимости струбцины затягивают сильнее.
Горизонтальная настройка положения мотора
Правильная установка мотора на транце лодки повышает скорость и управляемость судна, экономит горючее. По инструкции лодочный мотор устанавливают на центр транца. Стандартная установка мотора несложна, но, чтобы получить от мотора максимальную скорость и экономичность необходимо найти оптимальное положение аппарата на корме судна.
Во время работы мотора винт вращается и создает за кормой лодки вихревой поток, сдвигающий лодку с прямой траектории движения. Для компенсации крутящего момента винта мотор можно чуть сдвинуть к правому борту лодки. Смещение положения мотора на 30 – 50 мм относительно продольного центра лодки повышает устойчивость и управляемость судна. Длина смещения зависит от профиля дна лодки:
• для моделей с выпуклым V-образным дном мотор смещают на 5 см;
• для лодок с плоским дном мотор на транце смещают на 3 см.
На лодках известных брендов профиль кормы и днища компенсирует вихревой поток от винта, поэтому лодочный мотор устанавливают строго по центру транца. На лодках средней ценой категории для увеличения скорости, повышения управляемости судна и экономии топлива требуется настройка горизонтального положения мотора на транце.
Регулировка угла наклона двигателя
Правильная установка угла наклона лодочного мотора относительно кормы судна увеличивает скорость лодки и экономит горючее. Положение дейдвуда относительно транца лодки зависит от следующих факторов:
• конструкции судна, его обводов и кормы;
• количества пассажиров и веса груза в лодке;
• скорости и направления ветра, высоты волн.
Для изменения наклона дейдвуда лодочного мотора относительно кормы лодки в скобе подвесного устройства мотора есть отверстия в которые вставляется штифт. Перестановка штифта в соседнее отверстие изменяет угол наклона мотора на 3 — 4°.
Для настройки угла наклона мотора двигатель останавливают, вытаскивают штифт, передвигают скобы относительно друг друга, вставляют штифт обратно. Мотор заводят, проплывают отрезок пути на разной скорости. После тестирования настройку положения мотора повторяют.
Если лодочный мотор выставлен с большим отклонением от транца, крутящий момент от винта поднимает нос лодки и притапливает корму. Скорость лодки возрастает, она быстрее и легче выходит в режим глиссирования, управляемость уменьшается.
При небольшом отклонении дейдвуда от лодочной кормы выталкивающий нос эффект отсутствует, лодка идет ровно, потребление горючего увеличивается.
При отрицательном угле наклона двигателя лодка начинает зарываться носом в волны, скорость и управляемость уменьшается.
Вертикальная настройка лодочного мотора на транце лодки
Большое значение для скорости движения плавсредства имеет положение антикавитационной плиты мотора относительно днища. В зависимости от формы днища и модели судна плита должна располагаться на 10 – 50 мм ниже дна.
Высокая установка мотора относительно дна судна приводит к тому, что винт начинает вращаться в верхнем слое воды, захватывая при этом пузырьки воздуха. Для невооруженного взгляда процесс выглядит как бурление воды в чайнике при кипячении. Сопротивление движению винта в разреженной среде уменьшается, количество оборотов двигателя самопроизвольно увеличивается, при длительной работе в этом режиме лодочный мотор выходит из строя.
Пониженная установка мотора увеличивает сопротивление воды вращению винта, снижает скорость движения судна.
Настройку вертикального положения лодочного мотора проводят несколькими тестовыми заездами в спокойную погоду. Для поднятия мотора на торец транца под подвесную систему подкладывают деревянные бруски, для понижения лобзиком выпиливают выемку в транце.
Установка и настройка лодочного мотора на транец лодки несложна и вполне посильна физически развитому мужчине. Лодка с оптимально расположенным на транце мотором хорошо управляется, быстрее выходит в режим глиссирования.
Навесные регулируемые транцы
1. T-H Marine Atlas Micro Jacker Jack Plate — компактный и легкий навесной регулируемый транец с электрогидравлическим приводом для установки на транец маломерного судна с разрешенной мощностью использования лодочного мотора до 90 л.с.! Время перемещения из нижнего положения в верхнее — всего 8 секунд!
Основные технические характеристики:
Вес, кг: 10.4;
Привод: Электрогидравлический;
Время перемещения, положения (нижнее — верхнее), сек: 8;
Вертикальный лифт, см: 12.7;
Габаритные размеры (ширина х высота), см: 37.0 х 29.0
Цена: 99900 руб. Производство США.
2. T-H Marine Pro Hi-Jacker HP Jack Plate — навесной регулируемый транец с механической регулировкой выполнен из титанового сплава толшиной 1.5 см и предназначен для самых сложных двигателей и условий. Идеальная обработка позволяет использовать один ключ для перемещения мотора мощностью до 300 л.с., в т.ч. двигатели V6!
Основные технические характеристики:
Вес, кг: 16.5;
Привод: Механический;
Материал: Авиационный сплав 6061 Т6 на основе титана;
Вертикальный лифт, см: 12.7
Цена: 62000 руб. Производство США.
3. Cook Manual Transom Jack — навесной регулируемый транец с механической регулировкой разработанный, чтобы соответствовать любому стандартному лодочному мотору, в т.ч. V6 без сверления дополнительных отверстий и внесения изменений в лодке!
Основные технические характеристики:
Назначение: Для лодок водоизмещением до 3.5 тонн;
Привод: Механический;
Материал: Авиационный сплав 6061 Т6 на основе титана;
Вертикальный лифт, см: 12.7;
Вынос назад за транец лодки, см: 13.9
Цена: 61800 руб. Производство США.
4. T-H Marine Hi Jacker Two-Piece Adjustable Jack Plate — экономичный дизайн двух пластин из прочного алюминиевого сплава, толшиной 1 см, которому соответствуют все двигатели (V4-V6) мощностью до 150 л.с., в т.ч. с узким монтажным кронштейном между струбцинами. Монтажный комплект прилагается!
Основные технические характеристики:
Установка: 6 вариантов крепления мотора;
Привод: Механический;
Материал: Авиационный сплав 6061 Т6 на основе титана;
Вертикальный лифт, см: 10.2;
Монтажный комплект из легированной стали.
Цена: 57000 руб. Производство США.
5. Cook Electric Hydraulic PT-35 Tilt-N-Trim — навесной регулируемый транец, обеспечивающий только дифферентовку и откидывание (Trim) лодочного мотора на транце лодки. За счет выбора оптимального угла «атаки» катер быстро выходит на глиссирование, лодочный мотор работает в экономичном режиме, достигается экономия топлива до 20%! Предназначен для использования на судах водоизмещением до 3.5 тонн с ПЛМ до 35 л.с.
Основные технические характеристики:
Управление: с кнопки на панели управления;
Привод: Электрогидравлический;
Материал: Легированная сталь;
Угол дифферента: 84°
Монтажный комплект из легированной стали.
Цена: 86500 руб. Производство США.
6. Cook Electric Hydraulic PT-130 Tilt-N-Trim — навесной регулируемый транец только для дифферентовки и откидывания (Trim) лодочного мотора на транце судна. Оптимальный угол дифферента обеспечивает быстрый выход на глиссирования и экономию топлива до 20%! Предназначен для использования на судах водоизмещением до 3.5 тонн с ПЛМ до 130 л.с.
Основные технические характеристики:
Управление: с кнопки на панели управления;
Привод: Электрогидравлический;
Материал: Легированная сталь;
Угол дифферента: 84°.
Цена: 90000 руб. Производство США.
7. T-H Marine Atlas THT-35C Electric Hydraulic Tilt-N-Trim — навесной регулируемый транец только для дифферентовки и откидывания (Trim) лодочного мотора на транце судна. Позволяет использовать ПЛМ до 35 л.с. со струбцинными держателями.
Основные технические характеристики:
Управление: С кнопки на панели управления;
Привод: Электрогидравлический;
Материал: Легированная сталь;
Плавный угол дифферента: 84°;
Габаритные размеры (ширина х высота), см: 24.0 х 28.0
Цена: 78000 руб. Производство США.
8. Cook Power Lift Transom Jack without gauge — навесной регулируемый транец с электрогидравлической регулировкой высоты. Наилучший отбор мощности со старта! Наилучший результат по экономии топлива! Наилучшим образом соответствует любому стандартному лодочному мотору, в т.ч. V6, без внесения дополнительных изменений в транце катера!
Основные технические характеристики:
Назначение: Для лодок водоизмещением до 3.5 тонн;
Привод: Электрогидравлический;
Материал: Авиационный сплав 6061 Т6 на основе титана;
Вертикальный лифт, см: 12.7
Цена: 95500 руб. Производство США.
9. Atlas Hydraulic Jack Plate With 4″-12″ Setback — навесной регулируемый транец с электрогидравлическим приводом, не требующий дополнителного внешнего оборудования для установки лодочных моторов всех мировых брендов. Вертикальный лифт от 100мм — 300мм в зависимости от модификации транца.
Основные технические характеристики:
Назначение: Для лифтинга лодочных моторов до 300 л.с.;
Вертикальный лифт, см: 10 — 30;
Привод: Электрогидравлический;
Материал: Легированная сталь, сплав 6061 Т6 на основе титана;
10. T-H Marine Hydro-Jacker High-Speed Hydraulic Jack Plate — навесной регулируемый транец с электрогидравлическим приводом, не требующий дополнителного внешнего оборудования для установки на транце судна тяжелых лодочных моторов V6 и 4-тактных всех брендов до 300 л.с.
Основные технические характеристики:
Назначение: Для лифтинга лодочных моторов до 300 л.с.;
Привод: Электрогидравлический, встроенный;
Материал: Легированная сталь, для морской воды;
Вертикальный лифт, см: 12.7, скорость лифта 7 сек;
Управление: С кнопки на панели управления.
Цена: 129250 руб. Производство США.
11. T-H Marine Hydro-Jacker Hydraulic Jack Plate — навесной регулируемый транец со встроенным электрогидравлическим приводом, предназначенный для лифтинга тяжелых 4-тактных лодочных моторов V6, мощностью до 300 л.с.
Основные технические характеристики:
Назначение: Для лифтинга лодочных моторов до 300 л.с.;
Привод: Электрогидравлический, встроенный;
Материал: Легированная сталь, для морской воды;
Вертикальный лифт, см: 12.7;
Управление: С кнопки на панели управления.
Цена: 122250 руб. Производство США.
12. T-H Marine Atlas THT-130C Electric Hydraulic Tilt-N-Trim — навесной регулируемый транец только для дифферентовки и откидывания (Trim) лодочного мотора на транце судна. Позволяет использовать подвесной лодочный мотор до 130 л.с. со струбцинными держателями. Установочный комплект входит в комплект поставки.
Основные технические характеристики:
Управление: С кнопки на панели управления;
Привод: Электрогидравлический;
Материал: Легированная сталь;
Плавный угол дифферента: 90°;
Цена: 93800 руб. Производство США.
13. Outboard Jets Manual Remote Transom — навесной регулируемый надставной транец производства завода — изготовителя водометных насадок Outboard Jets, США. Устанавливается на моторные лодки с собственным жестким транцем, предназначен для крепления ПЛМ мощностью до 70 л.с. без струбцин. Вес транца 13 кг.
№
Количество
Обозначение
1-2
2
Транцевый кронштейн левый, правый
3-4
2
Моторный кронштейн левый, правый
5
1
Кавитационная пластина
Цена: 59000 руб. Производство США.
14. Panther Electric Tilt-N-Trim Remote Transom — навесной регулируемый транец. Предназначен только для дифферентовки и откидывания (Trim) лодочных двигателей мощностью от 15 до 55 л.с., весом до 110 кг. Установливается на транцы с отрицательным углом до -5° и высотой от 380 мм и выше.
Основные технические характеристики:
Установка: Стационарная (крепеж в комплекте);
Регулировка: Электрический привод Motor-Lift;
Материал: Авиационный сплав 6061 Т6 на основе титана;
Угол дифферента 80°;
Комплект: Блок реле, блок кнопок управления, провода 3.6 м.
Цена: 32600 руб. Производство Китай.
15. Jet Manual Remote Transom — навесной регулируемый транец. Устанавливается на моторные лодки с собственным жестким транцем, предназначен для крепления небольших водометных лодочных моторов (Кальмар-5, Кальмар, HDX, Медуза) мощностью до 10 л.с. со струбцинами. Вес транца 1.5 кг.