Водомет на лодку своими руками
Top-motor.ru

Все про лодки

Водомет на лодку своими руками

Из опыта постройки водометов

Периодически в журнале появляются теоретические материалы по расчету водометных движителей (ВД) и довольно часто описываются реальные конструкции, реализованные их авторами. Хотелось бы коснуться тех вопросов, которые остаются «за кадром», т.е. о практике проектирования и технологии постройки. Проще говоря, как и из чего лучше сделать отдельные узлы ВД для быстроходного катера с двигателем мощностью 80-200 л.с.

Начнем с водовода, его формы и того, что на что в нем влияет. Оптимальное поперечное сечение водовода — это круг и эллипс (рис. 1). Менее желательны квадрат и прямоугольник со скругленными углами. Надо помнить, что любое изменение формы потока — это потери. Их не избежать, и с этим приходится мириться, но борьбу с потерями не надо ставить во главу угла. В дальнейшем, при рассмотрении конструкции защитной решетки, мы вернемся к этому.

Следующий вопрос — как выбрать угол наклона средней оси водозаборника? Здесь действует простое правило: чем выше скорость, тем меньше наклон. Для достижения скоростей в пределах 50-60 км/ч достаточно угла 38-35° относительно килевой линии, для более высоких скоростей наклон надо уменьшить до 25-30°. Соответственно с уменьшением угла наклона водозаборника увеличивается его длина. Это неизбежная плата за скорость. На рис. 2 показано, как все происходит.

Наклон оси гребного вала обычно выбирают в диапазоне от 0 до 5°. Идеально, если ось гребного вала направлена точно в центр тяжести катера, но это важно для легких быстроходных катеров, для тяжелых — не так критично.

Теперь поговорим о материалах, из которых лучше изготавливать водоводы. На мой взгляд, это стеклопластик, алюминий и нержавеющая сталь. Выбирать надо в зависимости от возможностей того, кто берется за самостоятельное изготовление водомета. Самый простой и доступный — стеклопластик. Технология изготовления из него водовода довольно проста и эффективна. Сначала из пенопласта ПС-4-40 вырезается заготовка водопроточной части, потом она обрабатывается по выбранному профилю, для чего используются шаблоны. Размеры сечений надо уменьшить на 3-5 мм, чтобы нанести слой эпоксидной смолы выше номинального размера. Учитывая, что в зоне работы лопастей рабочего колеса (РК) износ водовода сравнительно высокий, надо предусмотреть вклейку нержавеющего кольца с фланцем соответствующих размеров. Примерная конструкция такого кольца показана на рис. 3. Можно поступить по-другому: не вклеивать кольцо, а сделать его съемным, чтобы потом безболезненно менять по мере износа. Не секрет, что через 200-300 ходовых часов такое кольцо и лопатки РК изнашиваются, зазор между ними увеличивается, и КПД довольно заметно падает.

Для установки кольца надо выточить цилиндр из того же пенопласта, нанести на него эпоксидную смолу и проточить в размер, соответствующий внутреннему размеру кольца на токарном станке. Потом надо приклеить цилиндр к основной заготовке водопротока. После этого отвержденную эпоксидную смолу, которой покрыта заготовка, придется обработать по заранее изготовленным шаблонам. Затем вся поверхность шпаклюется и покрывается лаком или эмалью. Чем лучше будет обработана поверхность модели, тем лучше будет и поверхность изготовленного водовода.

Теперь надо сделать макет той части днища, где будет устанавливаться водомет, и подогнать нижнюю часть заготовки. После подгонки заготовку надо приклеить к макету днища и подготовить корпус подшипников гребного вала к установке.

Здесь стоит немного отвлечься. Дело в том, что размещать упорные подшипники можно по-разному, в зависимости от конструкции спрямляющего аппарата (СА). В классическом СА упорные подшипники располагаются вне его, а в СА с лопаточным поджатием — как правило, внутри его ступицы. Соответственно, и нагрузка от упора водомета приходится на его корпус через гребной вал или через фланец СА. Нетрудно заметить, что корпус водомета с СА и лопаточным поджатием проще в изготовлении, нет нужды точно выставлять корпус подшипников гребного вала, поскольку он соединяется через дюрит большого диаметра. Для формовки потребуется только подходящий металлический кругляк размером +3 мм к диаметру гребного вала. Желательно, чтобы он был отполирован и имел небольшой — не более 0.5 мм на 100 мм длины — конус в районе соприкосновения со стеклопластиком.

При формовке корпуса классического водомета придется позаботиться о подготовке корпуса подшипников гребного вала, так как он заформовывается одновременно с корпусом водомета. Нелишне будет заметить, что все вспомогательные металлические детали, которые используются на время формовки, должны быть покрыты разделяющим слоем.

В последующих публикациях мы рассмотрим другие конструктивные узлы ВД.

Своим опытом постройки водометного движителя для небольших глиссирующих катеров продолжает делиться московский инженер Александр Крутов. Выше мы рассмотрели корпус и выходной фланец водовода, сейчас речь пойдет о спрямляющем аппарате, конструктивно объединенном с ним опорном подшипнике вала и рулевом устройстве водомета.

Спрямляющий аппарат (СА) — один из важнейших узлов водомета. Он обеспечивает формирование незакрученной струи на выходе из сопла, обычно одновременно с поджатием для достижения ее расчетной скорости, и при правильном проектировании преобразует энергию вращения потока в дополнительную тягу водомета. Конструкций СА существует несколько, хорошую эффективность продемонстрировал СА с лопаточным поджатием (рис. 2) — он наиболее прост и технологичен в изготовлении, поэтому может быть рекомендован для судостроителя-любителя. Учитывая, что большинству самодельщиков недоступны теоретические материалы, позволяющие надежно рассчитать все характеристики водомета, я посоветовал бы для начала выбрать значение коэффициента поджатия струи в районе 0.42-0.48. Уменьшить его несложно, а вот увеличить намного труднее (см. таблицу).

Почему диаметр ступицы выбран равным 90 мм? Дело в том, что рабочее колесо — самая сложная для изготовления деталь водомета, а наиболее доступное — рабочее колесо производства КнААПО для водометных катеров «Восток». Его можно заказать и не тратить время на изготовление. При этом оптимальный диаметр ступицы равен 0.55-0.60 диаметра рабочего колеса и составляет 90 мм.

Для изготовления ступицы СА потребуется нержавеющая труба диаметром 100-110 мм, а для наружного корпуса СА — нержавеющая труба с внутренним диаметром около 200 мм. Промышленность выпускает трубы подходящего диаметра, а если есть возможность, то корпус можно согнуть и сварить из листа толщиной 3-4 мм. Надо заметить, что описываемый СА с лопаточным поджатием заметно эффективнее СА производства КнААПО.

Самое сложное — подобрать профиль сечения лопатки. Предложенная форма проверена на реальных образцах и доказала свою эффективность. Но рассчитать наилучшие профиль и угол установки лопатки для всех возможных комбинаций исходных данных в любительских условиях вряд ли возможно, стоит просто помнить, что чем больше радиус скругления передней (входящей) кромки спрямляющей лопатки, тем меньше требования к точности подбора профиля. Конечно, это не значит, что можно увеличенным радиусом кромки полностью скомпенсировать недостатки формы лопатки. Это всего лишь компромиссный прием, позволяющий ускорить подбор профиля. Радиус можно изменять в диапазоне 0.15-2.0 мм.

СА включает следующие детали (рис. 1):

  • 1 — ступицу — материал 08Х18Н9Т, труба размерами 90x4x140 мм;
  • 2 — бобышку ступицы — бронза, латунь, нержавеющая сталь;
  • 3 — спрямляющие лопатки, 6 шт., материал 08Х18Н9Т, лист 2 мм;
  • 4 — корпус СА — материал 08Х18Н9Т, труба размерами 208x4x140 мм;
  • 5 — кронштейн для монтажа рулей, материал — 08Х18Н9Т, лист 2 мм;
  • 6 — подшипник Гудрича, материал — латунь/резина.

Начинать изготовление СА надо со ступицы. Есть, как минимум, три варианта. Первый, очевидный — выточить ее из единой круглой заготовки, но это непрактично и требует больших затрат времени. Второй — воспользоваться для корпуса ступицы трубой подходящего диаметра, а бобышку для установки подшипника Гудрича выточить отдельно и запрессовать, как это показано на эскизе (см. рис. 1). Третий вариант — для тех, кто может отлить заготовку из нержавеющей стали и потом обработать ее на токарном станке.

Бобышку можно выточить из бронзы, латуни и нержавеющей стали. Надо только помнить, что при ее изготовлении из нержавеющей стали не стоит применять одинаковые материалы, т. е. если труба из стали аустенитного класса, то бобышка должна быть из мартенситной или ферритной. Это связано с тем, что однородные сплавы, особенно аустенитные, имеют склонность к холодной сварке между собой, что не позволит выполнить качественную запрессовку.

Спрямляющие лопатки, как ни странно, проще всего в изготовлении, они состоят из трех частей — засасывающей, нагнетающей и пластины-распорки (рис. 3). Заготовки вырезаются по выкройкам с возможно малым допуском: плюс-минус 0.2 мм (я использовал в работе небольшую ручную отрезную машинку с диском размерами 25x22x1.0 мм, эти диски очень удобны в работе, прекрасно режут нержавеющую сталь и не сильно нагружают инструмент, жаль только, что они не везде есть). Затем лопатки изгибаются руками по шаблонам. Это тоже не очень сложный процесс, если для контроля и сборки СА использовать кондуктор, который может пригодиться и для изготовления сварного варианта рабочего колеса. В этом же приспособлении происходит и предварительная прихватка сваркой деталей лопаток между собой. После приварки шва по передней кромке шов зачищается и профиль лопатки доводится до окончательного вида. Лучше всего после сварки лопатки отжечь, чтобы снять сварочные напряжения. Задняя распорка не приваривается.

Потом подгоняются поверхности сопряжения со ступицей. Я делал это с помощью ленточной шлифовальной машины. Для того чтобы лопатки имели одинаковую форму и установочные углы, ступицу необходимо разметить, нанеся контрольные метки. Это можно сделать в делительной головке или на токарном станке типа 1К62 новых версий, имеющих лимб на противоположной стороне передней бабки. Прихватка изготовляется в этом же приспособлении, при этом достаточно поставить по две точки с каждой стороны. После этого ступица с приваренными лопатками снимается с приспособления, и швы провариваются по всей длине. Желательно, чтобы сварочный шов был в виде меандра, без подрезки и ступенек. Поперечный размер шва должен быть 2.0—2.5 мм. После этого привариваются распорки, и затем снова потребуется отжиг; его режим должен соответствовать применяемому материалу. После отжига протачиваются лопатки на токарном станке до внутреннего размера наружного корпуса СА. Ступица с лопатками устанавливается в корпус и приваривается. Достаточно проварить по наружному контуру лопаток с каждой стороны по шву на длину 10-15 мм.

К корпусу СА на кронштейнах крепится узел рулевого устройства. В первоначальном варианте ВД работало одно перо руля. Такая конструкция всем хороша, но имеет довольно значительную «мёртвую зону» вблизи нейтрального положения; два же руля делают ее минимальной. Конструкция и развертка пера руля приведены на рис. 4 и 5. Обратите внимание на шайбы по верхней и нижней кромкам каждого пера — они существенно повышают эффективность рулей и сводят к нулю брызгообразование.

Читать еще:  Ямаха 2 л с цена

Водометные установки на лодку в 2020 году

Истинным ценителям рыбной ловли, имеющим в своем арсенале не только надувную лодку и набор простых снастей, со временем приходится выходить за привычные рамки простой любительской ловли.

Увлекательное занятие втягивает рыбаков настолько, что рано или поздно у них появляются различные маломерные плавсредства, рассчитанные на разные условия, что-то вроде автопарка на все случаи жизни. А вот можно ли получить универсальное средство для большой воды и для ловли на мелководье, для преодоления больших расстояний и для прохода через пороги или отмели?

Сегодня, одним из наиболее подходящих для этого вариантов, будет установка на лодку водометной установки или водомета.

Описание

Водометная установка или водомет – это не что иное, как подвесное устройство, с двигателем и рабочим органом, осуществляющее движение плавающего средства лодки, яхты или катера, посредством забора и выброса реактивной струи из водометного двигателя.

Ну а если просто на пальцах, то водомет – тот же самый гребной винт, но помещенный в трубу, движение происходит от того, что вода засасывается с одной стороны, винтом ускоряется и выбрасывается с другой немного суженой стороны трубы, образуя реактивную струю.

Ввиду особенностей работы, а это размещение гребного винта или нескольких винтов внутри корпуса, использование водометного движителя в разы повышает безопасность пользования плавательного средства на водоемах, где расположены пляжи, в местах проведения водолазных работ, при занятиях водными лыжами.

Преимущества и недостатки водометных установок

Оценивая положительные и отрицательные стороны водометов, следует сразу акцентировать внимание, что речь идет о водометных установках для маломерных плавсредств, предназначенных для пользования на внутренних водоемах.

Это во многом связано:

  1. Для рек, озер, прудов и водохранилищ существуют облегченные варианты водометных установок.
  2. Для судов, предназначенных для выхода в открытое море, водометные установки устанавливаются стационарно, имеют большую, по сравнению с речными водометами, силу двигателей и соответственно несколько иные условия и характеристики эксплуатации.
  3. При оценке установок, не следует учитывать такие плавательные средства, как водные мотоциклы, поскольку они не предназначены для любительской рыбной ловли.

К достоинствам водометных установок можно отнести:

  1. Быстрое, и практически беспрепятственное передвижение лодки по мелководью, для движения вполне достаточно и 15 сантиметров воды.
  2. Суда с водометными движителями безопаснее обычных лодок с гребными винтами.
  3. Водометы меньше подвержены поломкам, из-за плавающего мусора или растительности, наматывающейся на гребной винт мотора.
  4. Слабая вибрация при работе и мягкость хода на средних и высоких скоростях.

К недостаткам может быть отнесено:

  1. Довольно солидная стоимость по сравнению с мотором, с гребным винтом, в большинстве случаев водометы стоят в 1,3-1,5 раза дороже, чем аналогичные системы с гребным винтом.
  2. Определенная сложность управления лодкой на «большой воде» и на мелководье.
  3. Увеличение массы лодки – кроме самого металлического корпуса, солидного веса придает и масса воды, что заполняет пространство внутри водомета.

Выбор лодки для водомета

Кроме вышеперечисленных достоинств и недостатков, следует учитывать и то, что для использования водометной установки необходимы и определенные конструктивные особенности самого плавательного средства.

К ним относятся:

  1. Резиновая лодка должна иметь специальное днище и возможность установки регулируемого транца. В качестве примера можно привести лодку Solar 420 Тоннель, в днище которой предусмотрен водоводный туннель.
  2. Лодка по своим характеристикам должна выдерживать нагрузку от двигателя и водомета, и здесь нужно очень серьезно задуматься, поскольку будет стоять выбор между полезной массой груза или массой водомета.
  3. При пользовании лодки, водометная установка достаточно быстро переходит на глиссирующий режим, соответственно лодка должна быть достаточно добротной и иметь соответствующую массу.
  4. При выборе резиновой лодки следует обратить внимание на плотность бортовых баллонов и днища, в особенности, если подразумевается ее эксплуатация на реках и других водоемах с каменистым дном.

Выбор водомета

Учитывая то, что водометные установки имеют несколько разновидностей, нелишне указать на их особенности:

  1. Водометные установки для установки на маломерные лодки.
  2. Водометные движители для катеров и лодок с двойной системой управления.
  3. Водометные установки, выполненные в одном целом корпусе с двигателем внутреннего сгорания.
  4. Двигатели, выполненные в качестве насадок на обычные моторы для лодок.

Исходя из такой классификации, становится понятно, что на большие катера и яхты в основном устанавливаются стационарные водометные установки, являющиеся частью корпуса судна, управление движением судна производится посредством электрического или механического привода со штурвала судна.

Для небольших катеров и яхт используются съемные водометы, которые крепятся на транец, управление такими судами может осуществляться как со штурвала, так и непосредственно двигателем.

Характеристики и цены

При выборе нужно обращать внимание на следующие технические характеристики:

  • тип двигателя лодочного мотора;
  • объем двигателя внутреннего сгорания;
  • максимальная эффективная мощность, развиваемая двигателем при высоких оборотах (7000 об/мин);
  • максимальный крутящий момент на средних оборотах (4500 об/мин);
  • устойчивая частота вращения вала;
  • расход топлива;
  • емкость топливного бака;
  • тип движителя;
  • диаметр шнека движителя;
  • размеры;
  • масса;
  • высота транца;

Немаловажным моментом при покупке движителя является цена такого агрегата, здесь следует учесть, что отечественные торговые марки, производящие водометные установки для лодок, как правило, собираются из импортных комплектующих, и при этом не уступают по качеству продукции зарубежных брендов.

Ценовой диапазон, в зависимости от комплектующих и классов моторов российских марок Кальмар, Медуза, Микроша стартует от 38 000 рублей для малых лодок, и 69 900 рублей для лодок среднего класса.

Японские подвесные водометы Yamaha стартуют от 540 000 рублей, но они предназначены для больших лодок и катеров.

Американские производители Mercury, предлагают свою продукцию от 220 000 рублей.

Изготовление своими руками

Для достижения своих целей конструкторам-самоучкам во многом могут помочь многочисленные форумы и сайты всемирной сети, но теория – это только половина дела, здесь необходимо еще и минимальное умение обращения со слесарными инструментами.

При изготовлении подвесной водометной приставки наилучшим материалом является листовая нержавеющая сталь, в отдельных случаях используют трубы разного диаметра, соединение отдельных деталей производится с помощью электросварки.

Поэтому для конструкторов-энтузиастов умение пользоваться электросварочным аппаратом и специальными электродами является обязательным условием успеха.

По сути, водомет, как уже говорилось, это труба, именно поэтому перед началом работ изготавливается бумажная модель, склеивается, примеряется и по методу папье-маше усиливается одним–двумя слоями бумаги. После, разрезается и изготавливается выкройка, переносится на металл, и формируется окончательный вид агрегата, после этого полученная конструкция сваривается, шлифуется, и проводятся испытания.

Подвесной водомет устанавливается на лодку с таким учетом, чтобы на 2-3 сантиметра заборное отверстие было ниже уровня транца по килю лодки. На резиновых лодках с водоводным каналом, заборная горловина устанавливается по уровню канала у транца лодки.

Для резиновых лодок сегодня существует возможность заказать готовый съемный транец, специально предназначенный для водометных движителей.

Советы

Как ни странно это звучит, но даже опытному рыбаку-лодочнику необходимо как минимум неделю-другую, для того чтобы научиться управлять новым типом двигателя.

Независимо от того, какими самолетами управляет пилот, а водительское удостоверение для управления автомобилем ему придется получать после учебы и сдачи экзамена. Примерно так чувствует себя и лодочник в лодке с водометным двигателем, ведь в отличие от гребного винта, лодка при движении ощущается совсем по-иному.

Как сделать водомет для лодки?

На самом деле, изготовить двигатель можно с абсолютно любых двигателей. Лучше всего для этого подходят старые, такие как «СМ-557-9Л\Т», «Москва», «Ветерок», «Стрела» и так далее. Причем можно сделать как с подвесного мотора, так и со стационарного.

Водомет для лодки своими руками

Самым удачным можно считать водомет, изготовленный на основе очень хорошего и качественного лодочного мотора модели «Ветерок-12». Главным достоинством данного двигателя является то, что для переоснащения используются серийные детали, которые на данный момент достать очень просто — достаточно ввести запрос в интернете или сходить на местный рынок.

При этом, общий вес водомета «Ветерок-12» будет всего лишь на 1 кг. тяжелее, чем стандартный двигатель данной модели.

Данные водометы с водоизмещением в 450 кг будут легко поддаваться глиссированию и могут ехать со скоростью в 20-25 км\час.

Как поймать больше рыбы?

Я уже довольно давно занимаюсь активной рыбалкой и нашел много способов как улучшить клев. Но самым эффективным был и остаётся АКТИВАТОР КЛЁВА.

Он привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов, входящих в состав и стимулирует ее аппетит. Подходит как для летней, так и для зимней рыбалки.

Материалы для изготовления:

  1. Лодочный мотор «Ветерок-12»
  2. Специальный фланец.
  3. Штучный редуктор.
  4. Развертки водосборника.
  5. Сварочный аппарат.
  6. Ступица.
  7. Качественный клей.
  8. Штуцеры.
  9. Схема двигателя.

Подготовка

Подготовка к проведению изготовления водомета нужно подходить с особой ответственностью, так как любая ошибка может просто привести к выходу двигателя из строя.

Материал должен быть изготовлен в соответствии со всеми требованиями и нормами.

Изготовление

Высокая проходимость лодок, а также снижение гидродинамических сопротивлений небольшим углублением внутри водосборника: его верхняя передняя кромка располагается ниже, чем днище буквально на 35 мм.

Водомет изготавливается с применением стандартного штатного редуктора, который закрепляется к основному дейдвуду на моторе с помощью специализированного фланца. На стандартном листе металла изначально размечается развертка обечайки, водозаборника, а также его шести лопастей.

Стандартные заготовки вырезают и зачищают с помощью напильника, с применением гибочных вальцев, либо на оправке вручную — таким образом осуществляется еще и гибка. После этого также свариваются поперечные и продольные швы фасонных вырезок.

На стандартную бобышку водомета также устанавливается еще и ступица, которые совмещают на себе.

Вообще, сухой вес лодочной помпы составляет в среднем порядка 20 кг. Но ее схему найти — это настоящее достижение. Ее легче сделать самостоятельно, прочитав рекомендации и варианты в сети интернет. При этом, важно обратить свое внимание на то, что сегодняшний день, лодка намного рентабельнее будет чем, чем со стандартным двигателем.

Читать еще:  Двигатель лодочный ямаха

Самодельный водомет для лодки ПВХ

Вообще, для того, чтобы создать водомет для ПВХ лодки намного проще, чем для более массивных лодок. Это обусловлено тем, что для ПВХ лодок можно использовать стандартные стандартные лодочные моторы абсолютно любого типа. Наиболее оптимальными являются двигатели, которые имеют мощность от 15 — до 20 лошадиных сил.

Особенно следует обратить свое внимание на тот фактор, что сейчас такие двигатели являются наиболее доступными и качественными. Тем более, что их ассортимент достаточно широкий и подходящий вариант найдется абсолютно для каждого человека.

При этом, важно обратить свое внимание на тот фактор, что для изготовления самодельного водомета для ПВХ-лодки рекомендуется использовать самые легкие двигатели — либо отечественного, либо зарубежного производства — кстати для ПВХ-лодок рекомендуется использовать движки зарубежного производства.

Материалы для изготовления

  1. Лодочный мотор.
  2. Штучный редуктор.
  3. Специальный фланец.
  4. Ступица.
  5. Сварочный аппарат.
  6. Развертки водосборника.
  7. Схема двигателя.
  8. Штуцеры.
  9. Качественный клей.

Подготовка

В принципе, подготовка для проведения изготовления надежного водомета для лодки ПВХ необходимо подходить с особенной ответственностью, поскольку любая ошибка также может и привести к возникновению разнообразных проблем в двигателе.

Материал обязательно должен быть выполнен в полном соответствии с абсолютно всеми нормами и требованиями. Кроме этого, материалы нужно приготовить сразу, так как все работы осуществляются с помощью использования специализированной техники.

Тут хоть преобразование двигателя хоть и намного легче сделать, осуществлять переработку нужно максимально быстро.

Изготовление

Исходя из тщательных наблюдений, запас воды непосредственно под входной частью патрубка в водомете должен быть более 1-1,5 диаметра всего входного водовода.

При осуществлении прохода, к примеру песчаных кос, глубина которых составляет порядка 0,1 и 0,15 метров (чувствуются редкие толчки) и именно поэтому она забивается.

На водометах чаще всего рекомендуется добавить самый обыкновенный фильтр.

На данный момент, для того, чтобы создать для себя наиболее качественный водомет для лодки ПВХ, рекомендуется воспользоваться чертежами, которых в сети насчитывается очень много.

Но они не все совершенные и при этом, важно обратить свое внимание на то, что сейчас благодаря использованию специального оборудования, возможно создать наиболее качественный и надежный универсальный водомет.

Вообще, водомет под ПВХ лодку имеет не водоизмещающий режим, а стандартный переходный. Соответственно, мощность такого водомета будет составлять от 13 до 17 км\час. Но при этом, этого будет вполне достаточно чтобы вывести лодку, которая изготовлена из ПВХ материала на глиссеровку.

И вообще, КПД, водометов на ПВХ-моторы составляет всего 50%. Винты нужно подбирать в соответствии с размерами мотора.

Условия использования водомета

Принцип работ заключается в том, что вода стремительно втягивается внутрь корпуса двигателя с помощью водосборника, благодаря наличию лопастей, установленном на самом импеллере (рабочем колесе), которое в свою очередь начинает работать благодаря активизации двигателя с помощью карданного вала.

Условия применения водомета для ПВХ лодки ничем не отличаются и от условий стандартного лодочного мотора. При этом, важно обратить свое внимание на тот фактор, что сейчас водомет данного типа может использоваться в самых различных условиях и при этом, как на глубине, так и на воде с маленьким дном.

Итоги

В итоге следует отметить, что процесс изготовления лодочного мотора в принципе простой и это дает возможность сделать его практически каждому и при этом, это занимает от силы 2-3 часа.

Поэтому, рациональнее будет потратить три часа на переустановку лодочного двигателя, чем переплачивать несколько тысяч рублей на покупку такого же нового, только «брендового» лодочного водомета. При этом, его использование будет намного выгоднее, чем использование стандартного двигателя на лодку.

Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?

Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей?

Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.

Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по правде говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?

Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Узнайте подробнее про приманку!

Виталий Рогозин

Рыбалка для меня была всегда праздником. И при каждом удобном случае я обязательно выбираю рыбалку любому другому занятию на природе. Я не профи, но и не новичок, я уверенный любитель. Рыбачу, сколько себя помню и мне есть ,что вам рассказать!

Обзор популярных моделей водометных лодочных моторов

Водомётные моторы часто напоминают принцип работы реактивного двигателя. Главным отличием выступает поток воды, поступающий из сопла водомёта. Отверстие, предназначенное для забора воды в водоток, располагается в нижней части.

Вода, находящаяся в водомёте, приводится в движение по трубе водотока благодаря импеллеру, который способствует разряжению водного потока. Проходя сквозь винт, поток ускоряет свой ход и полученное давление выплёскивает воду через сопло, диаметр которого достаточно узкий. Подобный принцип функционирования мотора приводит плавательное средство в движение.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами водомётов стали:

  • Отсутствие в устройстве деталей вращающегося типа, которые находятся в водной среде. Благодаря этому подводная растительность и ветки не оказывают негативное воздействие на вращающие движения импеллера. Можно не беспокоиться о возможном наматывании растительности на шнек, что приводит к поломке.
  • Быстрое прохождение мелководья и участков водоёма с большим количеством коряг и водорослей. Обыкновенные механизмы редко справляются с подобными препятствиями.
  • Полное исключение травматичности человека, плавающего около лодки от импеллера, так как он располагается в корпусной части двигателя.
  • Развитие высокого скоростного режима способствует увеличению КПД мотора.
  • Учитывая полное прилегание днища лодки к воде, можно быть уверенным в надёжности и управляемости даже на высоких скоростях. Даже при вхождении в крутые повороты лодка будет легка в управлении.
  • Водомёт с лёгкостью справится с разворотами на месте и может осуществлять передвижение бортовой частью вперёд.
  • Возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути.
  • Незначительная степень шумового эффекта при передвижении, что несомненно обрадует любого рыбака.

Основными недостатками мотора можно считать:

  • При развитии небольшого скоростного режима снижается КПД.
  • Дополнительным грузом для лодки становится вода, за счёт которой происходит рабочий процесс водомёта.
  • Вода, находящаяся в трубке двигателя, обладает турбулентностью и снижает мощность мотора.
  • Несмотря на лёгкое прохождение мелководных участков, стоит помнить, что это провоцирует лишнюю нагрузку на ротор и статор. В данном случае рассчитывать на длительный срок эксплуатации не стоит.
  • Ремонт водомёта требует значительных финансовых затрат.

Устройство и принцип работы

Главными составляющими водомёта являются винтовая часть и двигатель (внутреннего сгорания). Водовод сочетает в себе следующие элементы:

  • водозаборную часть – передняя область, способствующая перемещению воды к винтовой части;
  • спрямляющий аппаратный элемент, который трансформирует вращательные движения водных потоков в прямолинейные;
  • сопловой элемент;
  • кончик трубочки, сквозь который водные массы находят выход;
  • устройство реверсивно-рулевого типа, позволяющее производить смену направлений движения лодки (предусмотрен как передний, так и задний ход).

Импеллеры (винтовые элементы) могут быть разных видов:

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

  • Осевой тип – максимально простой в изготовлении, однако КПД находится на низком уровне. Кроме того, наличие эффекта кавитации даёт возможность функционирования лишь на низких оборотах.
  • Осе-диагональный тип – рассчитан на моторы со средним количеством оборотов. Уровень КПД немного выше, чем у осевых импеллеров.
  • Диагональный и шнековый – современные разновидности винтов, которые изготовлены с учётом современных технологий. Главное преимущество обоих видов – высокий уровень КПД и возможность работы с моторами с наличием высоких оборотов.

Лодка приходит в движение после реактивной тяги, которая создаётся благодаря выбрасыванию водного потока с большой скоростью. Более детальный принцип работы выглядит следующим образом:

  • Водные потоки проникают в водозаборник, который располагается в передней части плавательного средства. Водозаборник включает в состав сетку, способную провести фильтрацию от водорослей и плавающего мусора. При конструировании водозаборника специалисты стараются обеспечить водному потоку ламинарное течение, что значительно улучшит общие характеристики мотора.
  • Импеллер производит отбрасывание воды назад, после чего она попадает в суженную часть, что ещё больше увеличивает скорость прохождения.
  • Лопатки спрямляющего аппарата оснащены своеобразной формой, способствующей оказывать незначительное сопротивление жидкости, которая движется навстречу. Спрямляющие аппараты могут быть разнообразной конструкции. Наиболее популярной из них является лопаточное поджатие. Именно эта разновидность конструкции позволяет спрямляющему аппарату одновременно выполнять функции соплового устройства.
  • Водные потоки попадают в сопловую часть (если спрямляющее устройство не выполняет эту функцию). Наличие небольшого проходного сечения позволяет преобразовать давление потока в скорость.

Популярные модели водометов

Водомётные моторы изготавливает небольшое количество предприятий. Наиболее популярными брендами водомётов стали:

YAMAHA (модельный ряд JET) – поистине выпускают оборудование высокого класса. Мощность можно выбрать на собственное усмотрение начиная от 40 л.с. и заканчивая 50 л.с. Агрегаты оснащены современными опциями, дистанционным управлением, электростартером. Стоимость на моторы, обладающие высоким уровнем надёжности находится в пределах 250 тысяч – 300 тысяч рублей.

Кальмар – обладает мощностью 2,5 л.с. Может развивать скорость до 15 км/ч (зависит от типа плавательного средства). Прибор, обладая высокой степенью надёжности, отлично подойдёт для рыбаков, которые используют лодки для ловли на небольших водоёмах. Стоимость Кальмара не превышает 60 тысяч рублей.

Tohatsu – обладает двухтактным двигателем и мощностью 2,5 л.с. Разнообразный модельный ряд включает также более мощные моторы, стоимость которых превышает 50 тысяч рублей. Довольно быстро развивает скорость, что несомненно является весомым преимуществом.

Сталкер – считается представителем невероятно лёгких моторов. Их вес обыкновенно не превышает 5 кг (сухая кондиция). Может развивать скорость около 8,5 км/час. Бензобак вмещает 900 мл топлива. Стоимость водомёта находится в диапазоне 22-30 тысяч рублей.

Читать еще:  Лодочный мотор вихрь 25

Отзывы об использовании

Приобрёл несколько месяцев назад двигатель Кальмар! Впечатления просто неописуемые. После того как поставил мотор на лодку, стал переплывать Волгу (а это почти 6,5 км) без всяких усилий и промедлений. Не мотор, а зверь!

Сын подарил водомёт Ямаха. Моему счастью нет предела! Любой водоём теперь мне по плечу – переплыву с лёгкостью. Лодка движется почти бесшумно, а при совершении вынужденного торможения тормозной путь весьма короткий, что не может не радовать. Теперь я могу наслаждаться рыбной ловлей сполна.

Заказав мотор Сталкер по интернету, я долго ждал заказ. Как только получил его сразу отправился на рыбалку для тестирования. Результатом доволен. Развивает весьма приличную скорость за короткий промежуток времени и весит совсем немного.

Кальмаром пользуюсь почти пять лет. За это время ни одной поломки. Работает как часы. С лёгкостью и быстротой пересекает любые расстояния! Считаю что это лучший из водомётов!

Водомётом пользуюсь достаточно давно. Бывал как на больших водоёмах, так и на мелководьях, болотистых участках. Работает довольно тихо, что совершенно не приводит рыбу в испуг. Расход топлива не превышает допустимую норму, разгон до 11 км/ч. Очень доволен мотором и советую всем знакомым рыбакам. Небольшая масса оборудования тоже немаловажное преимущество. По поводу эксплуатации никаких нареканий не было и надеюсь не будет.

Отец приобрёл несколько лет назад Кальмар. Видимо, ему попалась непригодная подделка, так как часто винт наматывал водоросли и мотор попросту переставал работать. Рыбалка не приносила абсолютно никакого удовольствия. Грешу на подделку, так как у знакомых Кальмары действительно не доставляют владельцам неудобств. Слаженная работа радует, а поломки практически не беспокоят.

Установка

Водомёты подлежат установке на суда быстрого хода (лёгкие), которые называются «глиссирующими». Подобные плавательные средства рассчитаны на развитие скорости не превышающей 60 км/ч. Изредка водомёты всё же могут устанавливаться на средние моторные суда, угол наклона донной части которых не превышает 20 градусов.

Однако, несмотря на наличие добавочной массы, стоит принимать и положительную сторону водомёта. В данном случае огромным преимуществом выступает отсутствие увесистой коробки передач. Её функцию выполняет реверсно-рулевой механизм.

При установке специалисты рекомендуют оснащать специальной (соединительной) муфтой участок между водомётом и двигателем. Это позволит обеспечить изоляцию функционирующего мотора, не принимая во внимание режим работы водомётного двигателя.

Насадки на моторы

Насадки для водомётов – это приспособления, позволяющие за несколько часов переделать обыкновенный мотор (подвесной) в водомёт. Насадки напоминают центробежные насосы, которые применяя импеллеры (рабочих колёс) сквозь водозаборник втягивают в двигательную часть водные потоки и выталкивают их с напором в противоположную от лодки сторону.

Главными преимуществами насадок для водомётов стали:

  • Наличие возможности подключения реверса на полном ходу, что даёт довольно мощный эффект тормоза.
  • Прибор не оснащён переключениями в редукторной части, что не приводит к быстрому изнашиванию мотора.
  • Простое техобслуживание.

Очень важно каждые 9-10 часов производить шпринцовку специализированной смазкой (водостойкой).

К недостаткам насадок на моторы можно отнести:

  • Снижение показателей мощности почти на треть.
  • Дороговизна деталей, что особенно важно в периоды проведения ремонтных работ.

Водомёт для лодки своими руками

Моторная лодка в значительной мере расширяет тактические возможности рыбака — позволяет удить в местах, которые до этого были недоступны. Некоторые предпочитают покупать катера, уже оснащённые двигателями, другие — устанавливать мотор собственного изготовления на свою любимую лодку, так как это помогает экономить средства. При этом следует заметить, что значительными преимуществами обладает мотор водомётного типа. Что это такое и как его изготовить самостоятельно — мы рассмотрим в статье.

Как устроен двигатель

Основные составные части конструкции:

  • — импеллер (винт) с валом;
  • — водомётная труба;
  • — спрямляющий аппарат;
  • — реверсивно — рулевое устройство.

Работает по принципу реактивного двигателя, то есть с одного конца он забирает жидкость, внутри производится её ускорение с помощью определённой части двигателя, затем с другого конца вода с силой выбрасывается. При этом маневрирование судном осуществляется за счёт поворота сопла в ту или иную сторону на определённые градусы. Основное отличие водомёта от обычного мотора – в том, что его импеллеры расположены не снаружи, а внутри трубы. Это позволяет достигать значительного практического преимущества – защищенности от наматывания водорослей и других инородных тел, а также от ударов двигателя о дно при малой глубине.

Типы винтов

Осевые

Сделать их наиболее просто, но КПД остаётся довольно низким. Подвержены кавитации и предназначены только для моторов с невысокой частотой оборотов.

Диагонально-осевые

Обладают уже более высоким КПД по сравнению с первым типом. Предназначены для использования с моторами со средней частотой оборотов.

Диагональные и шнековые

К данному типу относится наиболее значительный КПД. Моторы можно взять уже с высокими оборотами. Однако изготовить этот вариант сложнее всего.

Винты — это тот элемент, который в рассматриваемом технологическом процессе самостоятельного изготовления вызывает наибольшие трудности. Требуется не только точное литье, но и последующее шлифование. Конструкторы советуют воздерживаться от приваривания лопастей к ступице, так как подобное изделие склонно к дисбалансу и деформации.

Место размещения водовода

Устанавливается обычно на корме. Возможны случаи его установки снаружи или внутри корпуса. При этом следует различать двигатели для лодок и больших судов.

В случае с кораблями именно винты являются главной частью двигателя, которая при производстве подвергается наиболее тщательному контролю. Импеллеры для большого судна должны иметь безукоризненно ровную поверхность и идеальное соответствие по форме конструкторским разработкам. Даже ничтожное отклонение от нормы может привести к последствиям разной степени тяжести.

Понятно, что в нашем случае, когда речь идёт о самостоятельном изготовлении водомётов для своей лодки, не может соблюдаться столь точный контроль поверхности и формы импеллеров. Поэтому технические характеристики водомётов для лодок и для больших судов значительно различаются.

Плюсы и минусы

К достоинствам водомёта относится его повышенная безопасность для человека. Винт расположен в трубе, поэтому он не представляет вреда для рыб и людей.

Кроме того, водомёт обычно имеет защитную решётку, поэтому на него не наматываются водоросли и прочие посторонние предметы, которые присутствуют в толще воды.

А также винт не может удариться о дно, что позволяет плавать вблизи берега или на малой глубине. Ещё одно достоинство — не подверженность кавитации.

Но есть и свои недостатки. При одинаковой мощности агрегата водомёт несколько проигрывает в скорости передвижения обычному лопастному мотору. Другие недостатки: менее чуткая управляемость и увеличенная масса двигателя.

Как функционирует устройство

Принцип действия основан на работе насоса, расположенного под водой. Движущей силой в этом случае является реактивная тяга водяной струи. В природе тоже встречается этот принцип — так передвигаются кальмары, осьминоги, каракатицы и другие морские животные.

Сначала жидкость поступает в водовод, который является трубой. Затем внутри поток подвергается ускорению, в нашем случае в роли ускорительного механизма выступает гребной винт. Когда импеллер вращается, происходит разрежение, в результате чего воде придаётся направление по водозаборнику. Выброс проистекает через сопло. Следует подчеркнуть, что диаметр сопла должен быть всегда меньше входного диаметра водовода. Штифт предохранительной муфты служит для передачи крутящего импульса на импеллер. Впускное отверстие снабжено решёткой, назначение которой — предотвратить попадание камней в водомёт. Опорный узел гребного вала крепится на гнездо, расположенное в передней части. С другой стороны расположена обечайка импеллера, которая крепится на фланец. Передний конец винта опирается на подшипники, которые относятся к опорному узлу.

Самостоятельный монтаж двигателей

Самодельный водомёт для лодки, своими руками созданный на базе центробежного насоса

Подготовительные операции

К этому этапу следует отнестись со всей ответственностью и вниманием. В дело должны идти только материалы, соответствующие технологическим требования.

Для примера возьмём Pacer Pumps 200GPM Его корпус изготовлен на основе термостойкого полистирола, масса составляет 18 кг. Двигатель — Intek, его мощность 5 лошадиных сил. Длина напора, соответствующего данному агрегату, достигает 35 м. Стоимость — до 300 долларов.

Изготовление

  • Первое. Установить насос в лодке.
  • Второе. Со стороны всоса присоединить двухдюймовую ПВХ трубу.
  • Третье. Вывести трубу в воду через предварительно сделанное отверстие в передней части днища лодки. На конце её установить патрубок, снабжённый фильтром. Эта конструкция представляет собой водозаборник.
  • Четвёртое. На резьбу патрубка навинтить штуцер, диаметр выходного отверстия которого составляет 24 мм. Можно из упрочнённого винила.

Внимание! Ошибочным является такой технологический шаг: опустить сопло в воду. Это вызывает кавитацию и понижение скорости.

Эксплуатация

Этот двигатель должен быть использован на лодке, длина которой составляет около 3 с половиной метров. Длину всасывающей трубы взять 3 метра. Тогда напор водного столба составит примерно 20 метров, давление — 2 атмосферы, скорость может быть достигнута до 8 км/ч. главная неприятность: откручивание напорного штуцера потоком воды. Для предотвращения этого лучше соорудить для него отдельное крепление или использовать штуцер с фланцами.

Как сделать водомёт для лодки своими руками на базе лодочного мотора Ветерок-12 с фланцем

Что потребуется

  • — редуктор
  • — развёртки водосборника
  • — сварочный аппарат
  • — ступицу
  • — водостойкий клей
  • — штуцеры

Изготовление

  • Первое. Водовод разместить внутри судна.
  • Второе. Взять редуктор и зафиксировать его на лодке фланцем.
  • Третье. Сделать металлические заготовки обечайки, водосборника и шести лопастей с помощью напильника и гибочных вальцов.
  • Четвёртое. Провести сварочные работы по скреплению продольных и поперечных швов водоотвода и камеры водомёта.

Двигатель для лодки ПВХ

Подготовительные операции

Взять любой подвесной мотор мощностью до 20 лошадиных сил. Лучше всего постараться приобрести двигатель с малым весом.

  • — редуктор
  • — фланец
  • — ступицу
  • — сварочный аппарат
  • — развёртку водосборника
  • — чертёж двигателя
  • — штуцеры
  • — водостойкий клей.

Изготовление

Технологический процесс аналогичен монтажу водомёта для обычной лодки.

Взять входную часть патрубка примерно в полтора раза больше диаметром, чем водовод. Конструкция изготовляется в соответствии с чертежами, которые, в свою очередь, вполне можно взять из интернета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector