Яхта из фанеры
Top-motor.ru

Все про лодки

Яхта из фанеры

Яхта своими руками из фанеры по проекту «Каравелла»

Использование листовой фанеры широко распространено в судоходстве. Такое судно не сложно сделать самостоятельно. При этом изготовленная яхта своими руками из фанеры обладает рядом достоинств, среди которых прочность, простота изготовления и обеспечения водонепроницаемости и пр.

Далее мы рассмотрим, как построить яхту своими руками из фанеры с простыми остроскульными обводами. В качестве обшивки понадобится водонепроницаемая фанера толщиной 8 мм.

На фото — мини-яхта по проекту «Каравелла»

Общие сведения

Данное судно имеет следующие достоинства:

  • Благодаря тяжелому балластному килю эта яхта обладает хорошей устойчивостью, что позволяет плавать в прибрежных морских водах.
  • Судно можно использовать для плавания по мелководью, только понадобится убрать шверт.
  • Осадка этой небольшой яхты составляет 0,45 м и онаобладает всеми преимуществами легкого швертбота, являясь при этом прогулочной яхтой на двоих человек.
  • Транцевый нос позволяет ей не «втыкаться» в волну, а легко на нее всходить. Поэтому ей не грозит оказаться залитой с носа.
  • При крене подветренный бок судна входит в оду, что препятствует еще большему наклону.

Яхта имеет одну каюту, которая расположены в носу судна. Спальные места расположены под сиденьями кокпита. Когда яхта на стоянке, в каюте могут храниться снаряжения и паруса. Невысокая носовая рубка защищает кокпит от брызг. Эскиз яхты

Шестиметровая мачта устанавливается в степсе на крыше рубки, поэтому ее не сложно сделать заваливающейся. На такой яхте можно плавать с убранным швертом в полный бейдевинд или лавировать под одним гротом. Это особенно важно при плавании в узких местах по мелководным акваториям.

Изготовление яхты

Конструкция корпуса довольно простая и лаконичная, а количество ее деталей сведено к минимуму. В основе корпуса лежат два транца, две поперечные переборки, которые выгораживают концевые отсеки, полупереборки на шп3и 2, продольные переборки, которые являются стенками кокпита в районе шп. 2-4 и швертовый колодец .

Размеры транцев и теоретический чертеж яхты

Поперечные жесткие переборки выполняют рольлекал при сборке корпуса вверх килем.

Инструмент

Постройка яхты из фанеры потребует следующий инструмент:

  • Дисковая пила; (см. также Распил фанеры: нюансы для правильного использования в различных областях)
  • Лучковая пила;
  • Шлифтик;
  • Электрорубанок;
  • Угольник;
  • Малка;
  • Ватерпас;
  • Линейка 50 см;
  • Метршток;
  • Мерная лента длиной 5м;
  • Стамеска;
  • Планка-лекало;
  • Шнур;
  • Несколько тисков;
  • Верхняя фреза; (см. также Фрезеровка фанеры, МДФ, ОСП, ДСП)
  • Шурупы;
  • Торцовая пила;
  • Не лишним будет электромолоток.

Без некоторых элементов и из этого списка можно обойтись, но, тем не менее, они будут не лишними.

Транцы

Бортовые рейки топтимберсов необходимо на всех транцах и переборках выполнять длиннее и соединять их строго горизонтальными поперечинами. Делать это следует с таким расчетом, чтобы вставлять их возможно было на ровном полу или на стапеле. При сборке рамок базовая плоскость располагается на 900 мм выше ватерлинии. Сечения по шпангоутам

На этом уровне необходимо связать концы топтимберсов поперечной шергень-планкой. Стойки к транцам прикрепляются с учетом их наклона к вертикали. В данном проекте трансы изготавливаются из красного дерева,доски можно взять толщиной в 22 мм.

Поверхности транцев, покрытые лаком, придают судну нарядный вид. Конечно, можно обойтись и менее дорогими материалами.К примеру, транцы можно выполнить из той же фанеры 8—12 мм толщиной, цена на которую значительно ниже, чем на красное дерево.

Читать еще:  Лодка пвх мини

Швертовый колодец

Качеству сборки швертового колодца следует уделить особое внимание, так как его основание служит местом крепления фальшкиля. Собирается данный узел согласно чертежу, на эпоксидном клее. (см. также Чем склеить фанеру между собой)

Совет!
Лучше всего изготовить детали швертового колодца из дуба и бакелизированной фанеры, что обеспечит его прочность.

Сборка корпуса

Инструкция по сборке корпуса довольно простая. Осуществлять ее необходимо вверх килем, связав установленные на стапеле шпангоуты килем и прочими продольными рейками.Со всех кромок, которые прилегают к фанере, необходимо снимать малку. Сборка яхты на стапеле

Продольные стенки кокпита подгоняют по месту. Их удобней поставить до обшивки корпуса. Основание швертового колодца нужно тщательно подогнать по обводу киля. Его ставят на клей, после чего притягивают к килю с помощью длинных шпилек.

После этого можно начинать обшивать борта и днище фанерой. Собранный корпус рекомендуется снаружи оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле.

После того, как корпус будет снят со стапеля, фанерные настилы ставят на место и настилают палубу.

Совет!
Открытые кромки фанеры необходимо защищать штаниками или буртиками, это предотвратит ее разрушение.

Комингс рубки-козырька склеивают из восьми реек сечением 5X70 мм. Козырек можно выполнить с прямым лобовым комингсом, однако выглядеть он будет менее эстетично.Бимс рубки делается ламинированным и прикрепляется к переборке шп. 2. Чертеж киля в сборе с фальшкилем

Балластный фальшкиль делают литым из свинца, однако допускаются и другие варианты, с одним лишь условием, что его вес будет около 180 кг. К примеру, можно сварить его из пластин толстолистовой стали или сделать стальную коробку и заполнить ее цементом. Возможен вариант выполнения железобетонного фальшкиля.

Для его крепления будет достаточночетырех-шестиболтов, которые должны по длине пройти сквозь киль и основание колодца. Дополнительно швертовый колодец скрепляется с корпусом яхты при помощи поперечной планки. Шверт же вырезается из шестимиллиметрового стального листа.

Шверт также можно сварить из двух частей. При этом сварной шов необходимо тщательно обработать, а саму деталь хорошо выправить.

Совет!
Под гайки крепежных болтов подкладывайте широкие шайбы, чтобы предотвратить смятие древесины.

Шверт устанавливается прорезью на шпильку, закрепленную в фальшкиле. Поднимается он при помощи цепочки, снабженной рукояткой.Также в кокпите можно поставить простую лебедку с храповиком или использовать таль со стопором, которая позволит фиксировать шверт в любых промежуточных положениях.

Оборудование

Яхта из фанеры должна обладать определенным оборудованием. В первую очередь надо сделать пайолы в кокпит,щиток для входного люка в рубку, а также крышку ахтерлюка. Схема парусного сооружения

Кроме того нужен прочный битенг для крепления буксира и якорного каната, шкотовые и швартовные утки, рулевое устройство. Щиток желательно снабдить жалюзи, чтобы улучшить вентиляцию каюты.

Мачта делается клееной пустотелой,длиной 6,36 м. Гик изготавливается сплошного сечения. Для увеличения скорости в слабые ветра можно сшить генуэзский стаксель 2,4м длиной по нижней шкаторине.Его площадь должна составлять около 5,1 метров квадратных.

Вывод

Имея определенные навыки столярного мастерства, совсем не сложно выполнить детали яхты, в соответствии с приведенными выше чертежами. Сборка также не является сложным процессом, благодаря простой конструкции судна. При этом, на изготовленной собственноручно яхте можно прогуляться по реке и даже выйти в море.

Дополнительную информацию о строительстве фанерной яхты можно получить из видео в этой статье.

Читать еще:  Винбот официальный сайт

Как делается яхта из фанеры своими руками

Что может быть лучше, чем бороздить просторы моря (ну или хотя бы реки) на собственной яхте? И не стоит думать, что яхта доступна только миллионерам, на самом деле вполне приличную яхту можно сделать своими руками. Если следовать инструкции, то яхта своими руками может быть сделана без особого труда, все обязательно получится.

Для того чтобы сделать яхту, рекомендуется использовать фанеру из тополя и из березы.

Так что для этого понадобится? Надо приобрести такие инструменты:

  1. Молоток.
  2. Гвозди.
  3. Шуруповерт.
  4. Сверло.
  5. Электрическую дрель.
  6. Ножовку.

В первую очередь, конечно, не обойтись без фанеры. Для того чтобы в полной мере реализовать такой проект, необходимо обзавестись 7 листами фанеры, толщина которых должна составлять 6 мм. Рекомендуется брать листы, размеры которых составляют 1,22 на 2,44 мм, еще нужно будет 3 листа фанеры, толщина которых составляет 10 мм, размер их должен быть таким же.

Выбор фанеры

Надо учитывать, что фанера может быть использована самая разная, но рекомендуется использовать фанеру из тополя, толщина которой составляет от 7 до 10 мм. Надо отметить, что подобное отклонение критичным не является, на вес фанеры сильно такой показатель не влияет.

Допустимо использование фанеры из березы, но тогда он может быть толщиной 5 мм. Надо принимать во внимание то обстоятельство, что, когда строится яхта, должна быть использована фанера, которая обладает повышенной водостойкостью. В этом плане будет нелишним принимать во внимание некоторое объяснение. Дело в том, что фанера – это слоистая клееная конструкция, состоящая из 2-3-х листов древесины, где расположение волокон находится перпендикулярно в смежных слоях. Именно благодаря таким свойствам фанера обладает теми качествами, которые обеспечивают прочность по всем направлениям. Именно благодаря этому фанера является тем материалом, из которого яхта своими руками получается просто отличной.

Если использовать листы фанеры большой площади, то трудоемкость строительства будет значительно снижена. Таким образом, стоимость строительства яхты тоже будет существенно меньше. Каждый паз, который представляет собой соединение продольных кромок листов обшивки из фанеры, делается на скупе или стрингере. Тому, кто строит такую яхту, нет никакой необходимости со скрупулезностью подгонять друг под друга кромки каждого пояса. Забота о водонепроницаемости большого числа пазов тоже не представляет необходимости, в отличие от варианта, когда яхта своими руками строится из досок. Фанерная обшивка предполагает поперечные лекала, которые задают обводы корпуса. В этом плане используются шпангоуты, которые включены в конструкцию. Это обстоятельство предполагает тот вариант, что нет необходимости самостоятельно изготавливать лекала. Это очень удобно, так как после того, как сборка завершена, лекала нужно будет выбросить.

Изготовление яхты

Шпангоуты для яхты из фанеры делаются в самой простой форме, для их сборки используются прямолинейные детали (футоксы). Такая конструкция выгодно отличается от конструкции корпусов с круглоскулыми обводами, когда нужно обязательно клеить ламинированные шпангоуты из реек (тонких).

Когда делается яхта своими руками, то в первую очередь нужно позаботиться о сборке корпуса. Сборка частей яхты начинается на верстаке, а завершается на земле. На верстак кладется киль, потом киль нужно соединить со штевнями и шпангоутами. Такое соединение осуществляется с использованием гвоздей, маленьких болтов, больших шурупов и заклепок.

Читать еще:  Самодельные лодки из фанеры

После того как такой этап работ завершен, нужно внимательно проверить, не имеется ли перекосов, если они есть, то нужно убрать их подгонкой. Во все эти соединения надо проложить пористую бумагу, можно также использовать тонкую ткань, которая должна быть пропитана смолой, можно также использовать густую краску. В том случае, если для крепления деталей яхты используются гвозди, то нужно обращать особое внимание на их длину. За пределы тех деталей, которые соединяются, такие гвозди должны выступать свободно. Чтобы работать с гвоздями было удобнее, рекомендуется предварительно сделать на таких местах отверстия сверлом, толщина которого должна составлять примерно на 1 мм меньше, чем самого гвоздя.

Доски для бортов прикладываются с двух сторон каркаса, их концы должны быть с максимальной тугостью привязаны к форштевню бечевкой.

Потом бортовые доски следует осторожно отогнуть вокруг шпангоутов, подвести их к транцу и связать. Если есть лишние концы, то их тоже нужно обрезать. Потом борта нужно временно прибить гвоздями, в результате чего у лодки появляется жесткий костяк, который через некоторые время тоже необходимо обшить фанерой.

Полезные рекомендации

На шпангоутах нужно закрепить продольные элементы, для них следует заранее вырезать пазы. Части обшивки борта должны быть сделаны из фанеры, толщина которой составляет 5 мм. Потом они закрепляются оцинкованными шурупами, можно для надежности использовать клей. Сверху обшивки делается монтаж привальных брусьев, потом обшивается днище, делаются банки-скамейки.

Необходимо сделать шверт в форме треугольника, для этого берется фанера в форме вытянутого шестиугольника, передняя и задняя кромка должны быть скруглены. Все это должно быть обработано шкуркой, потом используется горячая олифа. Рулевое устройство самодельной яхты имеет большое значение. Баллер и румпель изготавливаются из фанеры, толщина которой должна быть 10 мм. Петли необходимо сделать разъемными, они должны навешиваться без труда. Потом все покрывается горячей олифой, сверху добавляется 2 слоя лака.

Никакая яхта не может быть без мачты, она изготавливается из соснового бруса, который должен иметь конусообразную форму (его верхняя часть должна иметь диаметр 48 мм, а нижняя 30 мм). Когда изготавливается мачта, нужно учитывать, что в гнезде она должна вращаться свободно.

Что касается паруса, то его можно изготовить из подушечного тика, по краям необходима окантовка капроновой лентой. Люверсы для крепления паруса должны быть закреплены вдоль нижней и передней шкаторины. Для удобства можно добавить 2 латкармана, в которые вставляются латы (они представляют собой деревянные пластины толщиной 5 мм), таким образом будет задана форма задней шкаторине.

Управление парусом осуществляется с помощью капронового каната и пары блоков. Один блок должен быть неподвижным, установленном на вертлюге, а второй должен быть подвижным, его крепят на гике.

Если листы фанеры слишком сухие, что приводит к их растрескиванию, то рекомендуется предварительно их замочить. Для этого нужно использовать кисть, которая смачивается в воде, потом она проводится по внутренней стороне. А еще можно использовать другой способ: листы фанеры распариваются, для этого они кладутся на корыто, в которое нужно добавить кипяток, и держать его в течение 10-12 минут. Для обшивки можно использовать разные материалы, лучше всего применять стеклотканевую обивку, можно также обшить корпус бязью.

После этого можно считать, что яхта готова к покорению морей, и можно почувствовать себя настоящим капитаном.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector