Проекты лодок для самостоятельной постройки из фанеры
Top-motor.ru

Все про лодки

Проекты лодок для самостоятельной постройки из фанеры

Постройка лодки из фанеры своими руками: инструменты и материалы, изготовление, чертежи, выпиливание деталей, сборка и отделка

Лодка является незаменимым элементом рыбалки или летнего отдыха на реке. Конечно, хорошее плавательное средство, пусть даже это небольшая лодка, является довольно дорогим удовольствием. Однако, его можно сделать самостоятельно из фанеры, причем эта задача не такая сложная, как многие могут подумать.

В данной статье мы рассмотрим, как построить лодку из фанеры самостоятельно, которая сможет разнообразить ваш отдых.

Общие сведения

Чтобы построить фанерную лодку понадобится лишь простой набор инструментов, который имеется у каждого домашнего мастера, а также подходящий материал, терпение и желание получить качественный результат.

Следует отметить, что помимо простоты изготовления, фанерное плавательное средство обладает и многими другими достоинствами, такими как:

  • небольшой вес , что очень важно, ведь прежде чем спустить лодку на воду, приходится пройти некоторое расстояние. В облегченном варианте данное изделие весит 10-15 кг, благодаря чему его без труда могут нести два взрослых человека. Правда, если лодка изготовлена по каркасной технологии, вес возрастает, однако, все равно он не критичен для переноса на небольшие расстояния;
  • в зависимости от типа проекта, вместительность плавательного средства составляет до 5 человек , чего вполне достаточно для небольшой семьи;
  • при соблюдении технологии изготовления конструкция получается прочной и долговечной ;
  • для изготовления плавсредства не понадобится больших финансовых затрат , так как цена всех материалов вполне доступная.

Поэтому, если у вас имеется свободное время и желание построить лодку, нет поводов отказываться от этой идеи.

На фото – фанера ФСФ

Инструменты и материалы

Основные характеристики будущей лодки, такие как прочность и долговечность, зависят от фанеры, из которой она сделана. Поэтому к ее выбору необходимо подходить очень ответственно.

Обычная фанера марки ФК, которая применяется для изготовления мебели, для данных целей не годится. Поэтому лучше всего использовать листы следующих марок:

Марка Особенности
БС Слои шпона этой фанеры пропитываются бакелитовым клеем. В результате материал устойчив не только к воде, но и различным агрессивным средам, перепадам температур и прочим негативным воздействиям. К недостаткам относится высокая стоимость, к тому же найти в продаже эту марку очень сложно.
БК В качестве пропитки для шпона используется бакелитовый лак. Благодаря этому данный материал также устойчив к влаге и другим негативным воздействиям, при этом его стоимость несколько ниже марки БК.
ФСФ Выполняется на основе прифенолформальдегидных смол. Данная марка является наиболее дешевой и доступной. Поэтому отлично подходит для строительства лодки, если нет возможности приобрести листы БС или БК.

Помимо типа марки фанеры, при выборе также следует обратить внимание и на ее качество:

  • на торцах плит не должны присутствовать щели;
  • на поверхности должны отсутствовать сучки и прочие дефекты.

Обратите внимание!
Не стоит использовать слишком толстую фанеру, так как листы должны быть гибкими.
Поэтому оптимальная толщина составляет 5–6 мм.

Помимо фанеры также понадобятся и другие некоторые материалы:

  • доски и бруски – должны быть сухими и качественными;
  • стеклоткань – удобней приобретать в рулоне и затем нарезать на куски нужных размеров;
  • яхтный лак или водостойкая краска.

Стеклоткань в рулоне

Что касается инструментов, то набор достаточно простой:

  • электролобзик;
  • шлифмашинка;
  • рубанок;
  • молоток;
  • струбцины;
  • рулетка и карандаш;
  • шпатель.

Пример проекта фанерной лодки

Изготовление лодки

Чертежи

Прежде чем начать работу, необходимо подготовить чертежи как построить лодку своими руками из фанеры. Надо сказать, что в интернете существует большое количество всевозможных проектов. Некоторые из них имеются и на нашем портале.

Читать еще:  Лодка из фанеры

Однако, прежде чем подобрать оптимальный проект, следует определиться с основными требованиями к плавательному средству, таким как:

  • размеры и вместительность лодки;
  • внешний вид изделия;
  • сложность конструкции – подбирается в зависимости от уровня вашего мастерства. Если подобной работой вы занимаетесь впервые, лучше взять проект попроще.

Определившись с этими требованиями, можно рассмотреть существующие проекты лодок для самостоятельной постройки из фанеры, и выбрать из них наиболее подходящий. При необходимости, их можно незначительно подкорректировать согласно индивидуальным пожеланиям.

Проект лодки из одного листа

Выпиливание деталей

Итак, с выбором проекта мы разобрались, теперь строим лодку из фанеры своими руками. В качестве примера рассмотрим, как делается наиболее простая плоскодонка из одного листа деревянной фанеры.

Начинать работу следует с выполнения разметки и выпиливания деталей.

Данный процесс осуществляется следующим образом:

  1. прежде всего нужно разметить линию скулы и транца (на схеме А, Б, В);
  2. далее по намеченной линии отрезается часть листа лобзиком;
  3. затем полученную заготовку следует приложить к противоположной стороне и обвести карандашом. Таким образом, она послужит шаблоном и обеспечит симметричность лодки. Для удобства, заготовку можно прикрепить к основному листу струбцинами;
  4. далее по намеченной линии отрезается вторая часть листа;

  1. после этого нужно наметить линию, которая будет отделять транец от днища, и отрезать по ней транец;
  2. в завершение работы места спилов нужно обработать наждачной бумагой.

Совет!
Лодку можно сделать и более габаритной.
В этом случае, прежде чем раскроить материал, листы фанеры надо склеить «на ус», обработав места стыка рубанком.

Теперь, когда основные детали выполнены, можно приступить к сборке лодки.

Заготовку для борта прикладываем к днищу и выполняем разметку

Сборка

Инструкция по сборке лодки выглядит следующим образом:

  1. по краю кормы и транца следует высверлить отверстия диаметром 1,5 мм с шагом 150 мм;
  2. далее транец надо прикрутить к днищу медной проволокой;
  3. затем днище нужно уложить на три табуретки. Чтобы обеспечить необходимый его прогиб, на крайние табуретки следует подложить дощечки или книги;
  4. далее из двух отрезков, оставшихся после выпиливания днища, следует сделать борта с учетом наклона транца. Для этого заготовку надо приложить к скуле днища. Чтобы проще было выполнить разметку, в верхней части транца можно выполнить отверстие и прикрутить к нему борт. Для этой операции понадобится помощник, который будет придерживать борт возле носовой части;
  5. по намеченной линии надо вырезать деревянную деталь, после чего ее следует использовать как шаблон для второго борта;

Пример связки деталей проволокой

  1. далее по краям борта и скулы днища надо просверлить отверстия диаметром 1,5 мм с шагом 150 мм;
  2. теперь нужно прикрутить детали проволокой учитывая следующие нюансы – борта должны устанавливаться на днище и приматываются проволокой скрутками наружу. Транец при этом должен оказаться между бортов;
  3. затем проволоку нужно осадить и обстучать молотком;

Временные распорки в местах расположения шпангоутов

  1. далее надо вставить шпангоут (перегородку), который предварительно можно прикрепить к бортам саморезами, а также банку (сиденье). Конструкция последней представляет собой шпангоут, поверх которого крепится доска;
  2. затем нужно выполнить планки и приклеить их по бортам;
  3. на расстоянии 300 мм от сиденья в планках выполняются отверстия под уключины. В этом месте их можно укрепить дополнительными брусками;

Проклеенный внутренний шов

  1. затем стыки деталей нужно проклеить тремя слоями стекловолокна и эпоксидным клеем. Ширина нижней полоски должна составлять 25 мм, средней – 40 мм, а верхней – 50 мм. Перед оклейкой, скрепки нужно снаружи откусить;
  2. после этого надо окончательно вклеить перегородку и банку;
  3. в отверстия от временных шурупов и прочих креплений нужно вклеить «эпоксидкой» деревянные нагеля;
  4. затем точно также выполняется склейка наружных швов;
Читать еще:  Лодка пвх аква 2800

Пример крепления киля к днищу лодки

  1. чтобы придать дну большую прочность, а также защитить его от повреждений во время швартования к берегу, с наружной стороны следует прикрепить киль, а также наружные стрингеры. В качестве последних лучше всего использовать рейки из лиственницы. Прикрепить рейки можно при помощи саморезов и эпоксидного клея.

На этом основная часть работы завершена, теперь осталось лишь выполнить отделку изделия.

Отделка

Дальнейшая обработка лодки выполняется в такой последовательности:

  • в первую очередь все неровности эпоксидного клея следует зашкурить наждачной бумагой;
  • имеющиеся изъяны необходимо зашпатлевать влагостойкой шпаклевкой;
  • затем изделие вскрывается лаком или окрашивается. Красить лодку лучше пентафталевой краской, предназначенной для наружных работ.

Пентафталевая краска в процессе нанесения

Совет!
Чтобы придать плавательному средству более привлекательный внешний вид, можно комбинировать краску и лак.

На этом процесс изготовления лодки завершен. Теперь нужно лишь приобрести весла или сделать их самостоятельно.

Получив подобный опыт, можно подыскать более сложные чертежи лодок из фанеры для самостоятельной постройки, к примеру, с мотором, и сделать плавательное средство для дальних путешествий по реке.

Вывод

Постройка фанерной лодки, как мы выяснили, не содержит никаких сложностей. Единственное, к этому процессу следует подходить поэтапно и не спеша. Особая внимательность и аккуратность требуются в процессе раскройки материала и вырезания деталей, в остальном же нужно лишь придерживаться определенной последовательности действий.

Видео в этой статье содержит дополнительную информацию по данной теме. Если отдельные моменты изготовления фанерной лодки вам не до конца ясны, вы можете задать вопросы в комментариях, и мы с радостью на них ответим.

Проекты лодок из дерева и фанеры Майкла Сторера

Мы проектируем и продаем проекты гребных и парусных лодок, каноэ, парусных каноэ, каноэ с аутригером, моторных лодок, лодок для рыбалки, досок для гребли стоя. Лодки по всем нашим проектам можно построить дома самостоятельно своими руками, используя дерево и фанеру.

Я Майкл Сторер, дизайнер лодок из Австралии. Чертежи моих лодок снабжены подробным описанием на английском языке, но, благодаря фотографиям и диаграммам, легко понять последовательность сборки лодки без особых знаний английского.

① Какие лодки мы проектируем?

Лодки могут быть любого размера, но людям нравятся лодки, которые легко транспортируются и не требуют много места для хранения. В результате большие лодки часто доживают свой век на складе или гараже, поэтому я проектирую небольшие лодки, легкие в обслуживании, не требовательные к месту хранения и простые в использовании.

Самодельная лодка из фанеры, которую может перевозить один или два человека, не нуждается в большом пространстве для хранения и будет использоваться чаще, если она не тяжела и не требует усилий в управлении. Хорошими примерами простых в использовании лодок являются каноэ и парусные лодки. Еще одно немаловажное преимущество небольшой лодки — ее стоимость.

Мы создаем проекты лодок для парусного спорта, лодок с для гребли распашными веслами, лодок для рыбалки и каноэ. При этом одна и та же лодка может быть пригодна для различных целей, например, парусная лодка может быть оснащена подвесным мотором, а каное можно вооружить парусом.

② Почему люди строят лодки своими руками?

Люди во всем мире покупают проекты лодок для самостоятельной постройки по двум основным причинам.

Первая причина — самостоятельная постройка снижает стоимость. Нужно всего лишь приобрести материалы для строительства (как правило, это фанера, клей и небольшое количество стеклоткани – проект любой лодки содержит полный перечень необходимых материалов). Когда бюджет ограничен, можно самостоятельно построить деревянную лодку, которая больше и лучше, промышленно выпускаемые изделия. Лодки, которые проектирую я, строятся из дерева и морской фанеры, которые защищаются от воды эпоксидной смолой.

Читать еще:  Уфимские лодки пвх официальный сайт

Вторая причина — согласитесь, очень приятно иметь свою оригинальную вещь, сделанную своими руками – и это касается не только лодок. Владельцев лодок часто спрашивают, откуда она? Гораздо приятнее сказать «я сделал ее сам!», чем признаться что ты всего лишь ее купил.

Я стараюсь проектировать свои лодки красивыми и надежными одновременно, чтобы они могли приносить удовольствие многим людям во всем мире.

③ Какие знания и умения необходимы?

Тысячи клиентов уже собрали собственную лодку по моим планам. Постройка самодельной лодки не требует каки-либо значительных или специфических знаний и навыков. Я не был среди первых в школе на курсах по деревообработке. Тем не менее, чуть позже, с опытом, я понял, как спроектировать современную лодку так, чтобы ее постройка стала максимально простым делом:

1. В проекте лодки должны быть указаны точные размеры всех деталей
2. Использование эпоксидной смолы исключает любую возможную течь в готовой лодке и позволяет легко исправлять даже довольно большие зазоры в корпусе, образовавшиеся во время постройки.

Эпоксидная смола может заполнить зазор 6 мм. Безусловно, очень важно аккуратно вырезать детали, но, даже если произошла ошибка, ее почти всегда можно исправить с помощью небольшого дополнительного количества смолы.

Что делает наши лодки особенными?

Небольшой вес.

Легкая лодка проще и интереснее в использовании. Мы действительно знаем, как создавать легкие и одновременно прочные конструкции, поэтому наши лодки часто весят вдвое меньше,чем аналогичные суда, которые вы можете увидеть где-либо еще.

Ко всему прочему, меньшее количество необходимых деталей делает строительство лодки более экономичным, более быстрым и гораздо менее трудозатратным делом !

Простая сборка

Наши инструкции в большинстве случаев пошаговые и включают в себя полное описание того, как использовать все необходимые материалы. Поскольку мы хорошо понимаем конструкционную суть лодки, мы исключаем из проекта детали, не имеющие пользы, везде, где это позволяет здравый смысл и требования безопасности. Вы сможете убедиться, что общее количество деталей, используемых при реализации наших проектов, зачастую составляет половину, а то и треть от деталей аналогичных проектов. В качестве подтверждения, мы можем предоставить полный бесплатный план весел, в котором вы можете увидеть все необходимые подробности.

Отличный результат

Если ваша лодка легкая и прочная, она не может быть не быстрой! Наши лодки могут выглядеть строгими и традиционными, но за этой внешностью может скрываться весьма спортивный характер. Нам нравятся быстрые лодки — поэтому наши лодки «с характером» будут обходить других на веслах и под парусом. А проекты моторных лодок покажут весьма выдающиеся результаты с небольшими двигателями (что означает заодно выдающуюся экономию топлива).

Подробные проекты лодок

Мы потратили годы, разрабатывая проекты лодок из дерева и фанеры и снабжая материалами для строительства многих судостроителей-любителей . Как результат – мы знаем большинство проблем, с которыми сталкиваются люди при постройке своих первых (и последующих ) лодок. Мы составляем инструкции к нашим проектам таким образом, чтобы сделать эту работу как можно проще. Мы всегда готовы получить обратную связь от наших клиентов и с радостью воплотим их пожелания в жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector