Якорь матросова фото
Top-motor.ru

Все про лодки

Якорь матросова фото

Спуск, зацеп, стоп. 18 видов якорей

VodaBereg в хронологическом порядке рассказывает о всех видах якорей в истории человечества.

Камень

А что, разве нет? Булыжники были первыми и самыми простыми якорями, обвязанными веревками. Затем в камнях для удобства протирали отверстие для веревки. Интересно, что каменные якоря используются людьми и по сей день: небольшая лодка без такого приспособления порой просто не обойдется. Важно использовать каменный якорь на плоском каменистом дне, где классический якорь с лапами зацепиться за что-то не сможет.

Малайский

Один из самый древнейших видов якоря появился примерно между 2-м и 1-м тысячелетием до н.э. в акватории Южно-Китайского моря. Из тяжелого плотного дерева готовили несколько его частей (основная и рог), затем плотно связывали. В мешок на якоре клали необходимый камень для веса.

Китайский двурогий

Продвинутая версия предыдущего якоря. Дополнен вторым рогом, а также для крепости окован железом. Появился в конце 1-го тысячелетия до н.э.

Римский судовой

Римляне изобрели этот якорь примерно в это же время, что и китайцы. Их якоря отливались из бронзы или выковывались из железа. На якорь наносили различные священные надписи, чтобы путь в море сопровождался отличной погодой и попутным ветром. На верхней части крепили деревянный шток.

На этом переходим к современным якорям.

Адмиралтейский

Представляем собой тяжелый кованый стальной якорь со стальной скобой и деревянным штоком. Изначально, до начала XVIII века шток представлял собой один кусок дерева, затем – уже из двух. Плюсом адмиралтейского якоря всегда были надежность конструкции, стабильное удержание судна на месте. Такой якорь никогда не свешивали за борт без надобности, это было опасно, поэтому хранить такого гиганта стоит строго на палубе.

Якорь Холла

Якорь с поворачивающимися по оси лапами идеально подходил для использования на песчаном грунте. Использовался в течение ХХ века, был весьма популярен, но в итоге более совершенные модели вытеснили конкурента.

Якорь Денна

Американцы придумали очень интересный тип якоря. Его веретено без труда упирается утолщенным концом в лапы, поэтому крепость соединительного болта тут не играет никакой роли. Если же болт сломается, якорь продолжит удерживать судна и никак не подведет команду.

Яконрь Инглевильда

Немецкая разработка четырехгранного веретена с двумя скобами и лапами быстро и глубоко зарывается в грунт, после чего ограничивает угол поворота скоб. Для лучшего соединения якорь стоит отдавать с ходу.

Якорь Марреля

Французы тоже придумали что-то свое. Технически их вариант якоря похож на предыдущей, однако в этом варианте каждая лапа скреплена с толстым болтом на нижней части веретена. На лапах есть специальные приливы.

Якорь Мартина

Четырехгранное веретено утолщенное книзу, цилиндрические лапы из одного куска металла – все, что нужно знать об этом виде. Специальный желоб на болте на веретене ограничивает поворотный ход лап. Интересная особенность – специальная коробка, разворачивающая лапы в случае, когда нижняя сторона коробки ложится на грунт и якорь ползет под действием натяжения цепи.

Якорь Роджерса

Еще один тип адмиралтейского якоря, но с небольшими лапами и массивными рогами. Такой якорь можно быстро и удобно убрать, но хорош он только в твердом грунте, для мягкого он слишком слаб.

Якорь Сайкса

Еще один британский вариант. Вместо болта здесь используется некий шарнир, за счет чего лапы двигаются вообще в любых направлениях.

Якорь Смита

Необычный якорь без штока, также полюбившийся британцам. Веретено и тренд в этом якоре выливаются едино, затем уже крепятся лапы на сквозной болт. Угол их поворота ограничивается приливами, упирающимися в тренд.

Якорь Дэнфорта

Конструктивно отличается от якоря Холла, однако работает по похожему принципу. Здесь есть и шток у тренда, и сближенные лапы. Это позволяет якорю не завалиться на бок при падении на дно.

Якорь Матросова

Ну вот мы добрались и до отечественных разработок. Отличие этого вида якоря от вариации Дэнфорта — шток на нижних частях лап. Чтобы якорь погружался в грунт лучше, на краях лап сделаны небольшие приливы с фланцами, как замедляющие скольжение якоря по дну.

Грибовидный/Зонтообразный

Этот якорь начали применять с середины XIX века для длительного заякоривания плавучих маяков, барж и подобных судов. Со временем якорь все глубже входит в грунт и как бы «обрастает» землей.

Якорь-кошка

Скромный вариант якоря для небольших судов. Складной якорь используют даже на надувных лодках, ведь его вес может достигать всего 4-5 килограмм. Якорь приспособлен для любых типов грунта.

Плавучий

Предназначен для удерживания дрейфующего судна носом против ветра, закрепляется на канате на носу судна, выполнен из ткани, чем-то похож на парашют. Является частью спасательного плота.

Как выбрать якорь для катера

От правильного выбора якоря может зависеть многое: попасть в шторм проще, чем кажется. Да и не всегда нужен шторм, хватит сильного ветра, чтобы нарушить комфортную рыбалку или отдых на воде. Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

Некоторые судовладельцы, положа руку на сердце, используют 10-12 кг кирпичей. В штиль, и даже при небольшом ветре, такая беспечность допустима. Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.

Читать еще:  Лодочный мотор из газонокосилки своими руками

Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

– Удерживающая сила. Чем выше удерживающая сила, тем менее громоздкий якорь придётся с собой таскать. Достаточно усредненный показатель для большинства типов якорей: на каждые 100 кг водоизмещения 1 килограмм веса якоря. Вообще, у любого продавца должны быть списки, в которых наглядно приведены расчётные данные по тому или иному виду якорей.
– Поверхность дна. Из всех видов якорей только Адмиралтейскому якорю неважна поверхность: он может удерживаться на любом типе дна. Остальные могут работать более качественно на одном из грунтов, и вообще не работать на другом.

Виды якорей

1. Якорь-кошка
Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся «подарить» якорь-кошку коряге.
Некоторые судовладельцы, при изготовлении самодельных якорей этого типа, учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую, чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.

2. Якорь Данфорта
Отличается высокой удерживающей силой на илистых участках дна. Две широкие, продолговатые и острые лапы, расположенные на близком расстоянии друг от друга, способны вонзаться в мягкие участки дна и создавать качественно высокую фиксацию катера.
Якорь имеет несколько угловатую форму, не складывается и обладает большим весом, что делает его нерентабельным для плавсредств с небольшим водоизмещением.

3. Якорь Матросова
Напоминает, по модификации, якорь Данфорта, но отличается более высоким сцеплением с дном, которое обеспечивают штоки. Оно (сцепление) остаётся высоким даже при развороте катера на 360″, что особенно актуально в сильный шторм. Это же качество можно добавить к списку минусов, т.к. бывает очень проблематично извлечь якорь из дна. Хорошо подходит для илистых и мелко каменистых участков дна.

4. Якорь Холла
Схожая, с двумя вышеприведёнными, модель якоря. Якорь Холла действует так: коснувшись дна, он ложится плашмя, когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу. Удерживающая сила напрямую зависит от грунта. Из рыхлого и неоднородного дна такой якорь попросту вырвет. Не подходит для водоёмов с мягкими и илистыми поверхностями.

5. Адмиралтейский якорь
Адмиралтейский якорь всё больше перемещается в музеи, и всё меньше его можно встретить на любом судне, будь то лодка, катер или же яхта. Адмиралтейский якорь сильно уступает по силе якорям, в которых используются две лапы для фиксации. Тем не менее, и у него есть свои, хоть и небольшие, преимущества. Например, практичность. Адмиралтейский якорь подходит для водоёмов с любым типом дна. Одинаково крепко удерживает катер, и на илистом грунте, и на каменистом, и на увитом водорослями дне.

6. Якорь «кобра»
Обладает высокой удерживающей силой (до 25-30 кг на килограмм веса якоря). Благодаря широкой и острой лапе, он не только крепко цепляется, но при выскакивании способен быстро зацепляться за другие участки дна. Хорошая модель, но достаточно проблематично найти якорь-кобру небольшого размера. Хорошо показывает себя на мелко каменистом и песчаном дне.

7. Якорь «Плуг»
Конструкция схожа с якорем «кобра», но, в отличие от последнего, не является монолитной. Состоит из двух независимых частей, которые скреплены таким образом, что «плуг» качественно удерживается в грунте даже при развороте плавсредства до 180″.

Улучшение фиксации, практические советы.

1) Цепь
Цепь с крупными звеньями, соединяющая якорь и трос, способна увеличить удерживающую силу якоря. Происходит это благодаря пригибанию веретена: цепь пригибает его максимально близко к дну (вырвать якорь, при таком положении, становится сложнее). Необходимо, чтобы длина троса превышала в семь-десять раз расстояние до дна. В таком случае, удерживающая сила будет увеличена полноценно.

2) Поплавок
Предусмотрительным шагом будет сделать поплавок из пенопласта, который крепится почти на краю каната, в метре от узла. Отвязавшийся или вырванный – найти его будет гораздо легче.

3) Закрепление
Наиболее выгодна точка, которая находится максимально низко по форштевню. Чем выше крепление, тем больше рычаг и, соответственно, тем меньшее усилие требуется для того, чтобы перевернуть плавсредство или подтопить нос. В шторм такое вполне может произойти.

4) Количество якорей
Хотя бы два. Помимо станового должен быть, пусть небольшой, верп (вспомогательный якорь). Это самый минимум, который должен находиться на борту. Неплохо добавить в список штормовой якорь или якорь-парашют (который почти невесом), но многие судовладельцы очень ревностно относятся к «лишним» предметам на борту.

5) Как сохранить якорь
Поверхность дна бывает засорена корягами и затопленными деревьями, заброшенными ловушками для крабов и прочим мусором, вероятность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйрепа с буйком, не следует. Лучше всего иметь буек (он называется томбуй) с буйрепом длиной 10 — 25 м (зависит от глубины, на которой вы встаете на якорь) постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.
Если якорь застрял и поднять его за якорный канат без риска обрыва невозможно, достаточно потянуть за буйреп, и якорь освободится.
Хорошо закрепить на тренде постоянную скобу или сделать отверстие для буйрепа.

Читать еще:  Усиление лодки пвх

И еще один способ спасти якорь без томбуя изображен на рисунке ниже.

3.3. Типы якорей

Якорь Холла – втяжной с поворотными лапами; основной тип станового якоря для кораблей ВМФ. Якорь (рис. 3.3) состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с двумя лапами. В средней части коробки имеется сквозное овальное отверстие, куда входит утолщенная часть веретена. Это отверстие ограничивает угол отклонения лап якоря (до 45°). В нижней части веретена просверлено отверстие для валика, с помощью которого веретено присоединяется к коробке. Выпадению веретена из коробки препятствуют два штыря, отверстия для которых после установки штырей завариваются. К верхней части веретена присоединяется скоба якоря. Якоря Холла изготовляются двух типов – с веретеном прямоугольного сечения и с веретеном круглого сечения. Якоря Холла с веретеном круглого сечения имеют меньшую длину веретена и применяются на низкобортных кораблях. Недостатки якорей Холла: сравнительно небольшая держащая сила, возможность заклиниваться в клюзе при подъеме и вставать к обшивке корпуса враспор.

Рис. 3.3. Якорь Холла:

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапа; 4 – валик; 5 – штырь; 6 – коробка

Т а б л и ц а 3.2

Якорь Матросова (повышенной держащей силы) – основной тип вспомогательного якоря для кораблей ВМФ и станового для небольших кораблей и катеров. Якорь (рис. 3.4) имеет две широкие треугольные лапы, примыкающие непосредственно к веретену, к концу которого присоединяется скоба якоря. Зазор между лапами незначителен, и они представляют собой как бы одну широкую лапу с узкой прорезью для веретена, которое крепится к лапам с помощью оси и штырей лапы. По бокам якоря сделаны приливы, которые выполняют роль штока, предохраняя якорь от опрокидывания. Якоря Матросова изготовляются трех типов: литые (рис. 3.4) – от 25 до 1500 кг, сварные (рис. 3.5) – от 5 до 200 кг и катерные сварные (рис. 3.6) – от 10 до 100 кг.

Рис. 3.4. Якорь Матросова (литой):

1-скоба; 2 – веретено; 3- лапа; 4-прилив; 5 – ось; 6 – штырь

Рис. 3.5. Якорь Матросова (сварной):

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапа; 4 – шток (прилив); 5 – штырь

Рис. 3.6. Якорь катерный:

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапа; 4 – шток (прилив); 5 – штырь

Т а б л и ц а 3.3

Недостатки якорей Матросова: узкое пространство между лапами часто забивается грунтом, что препятствует свободному отклонению лап якоря; якорь, вывернувшись из грунта, вторично уже не входит в него, а продолжает ползти; якорь неустойчив в начальный период при забирании на плотном грунте.

Адмиралтейский якорь (рис. 3.7) состоит из веретена и двух рогов с лапами, отлитых вместе с веретеном. Утолщенная часть веретена в том месте, где она сливается с рогами, называется трендом. Верхняя часть веретена имеет два отверстия: для присоединения скобы якоря и для штока. Шток на концах имеет утолщения, препятствующие зарыванию штока в грунт при отдаче якоря. Один из концов штока загнут под прямым углом, что позволяет укладывать его вдоль веретена. В средней части шток имеет буртик и отверстие для клинообразной чеки. В ВМФ якорь применяется для снабжения шлюпок.

Рис. 3.7. Адмиралтейский якорь:

1 – скоба; 2 – шток; 3 – веретено; 4 – рог; 5 – лапа; б – чека; 7 – отверстие для чеки; 8 – буртик

Т а б л и ц а 3.4

Специальные якоря. К ним относятся якоря: однолапые, четырехлапые и ледовые.

О д н о л а п ы й я к о р ь (рис. 3.8) применяется в ВМФ в качестве станового для закрепления плавучих сооружений стационарного типа. Вес и размеры однолапых якорей не стандартизированы. Якорь – стальное веретено, отлитое или откованное заодно с рогом, лапой и снабженное штоком.

Рис. 3.8. Однолапый якорь:

1 – веретено; 2 – рог; 3 – шток; 4 – лапа

Ч е т ы р е х л а п ы й я к о р ь (рис. 3.9) весом от 3 до 15 кг называется кошкой. Он состоит из четырех рогов с лапами, откованных заодно с веретеном, к верхнему концу которого присоединена скоба якоря.

Рис. 3.9. Четырехлапый якорь:

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – рог; 4 – лапа

Л е д о в ы й я к о р ь (рис. 3.10) применяется при плавании кораблей во льдах. Состоит из веретена, рога с лапой и скобы якоря.

Рис. 3.10. Ледовый якорь:

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – рог с лапой

Грунт и якорь. Когда есть из чего выбрать.

На непосвящённый взгляд — якорь представляет собой весьма простое, если не сказать примитивное, устройство. То же самое можно сказать и о принципе его работы: по мнению многих «сухопутных жителей», чем тяжелее якорь, тем он эффективнее. Однако, это далеко не так. Постараемся подробнее рассмотреть, какие типы яхтенных якорей существуют и как они «работают».

Читать еще:  Перевозка лодки на прицепе

Виды якорей

От того, насколько правильно подобран якорь, зависит очень многое: вплоть до сохранности самого судна, его экипажа и пассажиров. Для правильного выбора якоря для любого судна следует учитывать целый ряд факторов:

  • Предназначение якоря.
  • Его тип и рабочие свойства.
  • Тип и габариты судна.
  • Акватория применения.

Предназначение

По своему предназначению — якоря делятся на становые, вспомогательные, «мёртвые», якоря-завозы, плавучие. На современных яхтах обычно используются два первых типа, иногда на больших океанских яхтах могут использоваться и плавучие якоря. Они предназначаются для предотвращения разворота судна бортом к волне при сильном волнении. «Мёртвые» и якоря-завозы используются для долговременного закрепления специальных судов, плавучих платформ, сигнальных буёв.

Становые якоря

Основным типом яхтенного якоря является становой, он же аварийный, штормовой. Он предназначен для удержания судна на месте при ветре и волнении значительной силы. Аварийным он называется потому, что в его «обязанность» входит предотвращение сноса судна в шторм, либо при иных непредвиденных ситуациях. Допустим, у яхты отказал двигатель, вышло из строя рулевое управление и т.д. В этой ситуации становой якорь является гарантией от выброса судна на мель или рифы, поэтому он должен обладать максимальной держащей силой. Также они применяются для постановки яхты на якорь в порту или марине.

Вспомогательные

Зачастую становые якоря обладают большой массой и габаритами. В связи с этим, использовать их при повседневных кратковременных стоянках бывает проблематично. Скажем, если вам захотелось порыбачить в хорошую погоду, искупаться или просто отпустить штурвал и отдохнуть в шезлонге с бокалом вина. Отдача и, тем более, снятие со станового якоря, потребует больших усилий. Для подобных случаев на яхтах имеются компактные виды якорей – лёгкие верпы. Они, конечно же, не могут удержать судно от дрейфа в непогоду, но оправдывают своё применение при небольшом течении или лёгком волнении. Служат такие якоря и в качестве дополнения к основному (аварийному) якорю в штормовую погоду: отданный с кормы, лёгкий верп позволит избежать разворота яхты вокруг основного якоря.

Тип судна

От размеров яхты также во многом зависит выбор якоря. Если для маленькой парусной лодки или небольшого катера, предназначенного для плавания по внутренним водоёмам, будет вполне достаточно одной «кошки», то к якорному вооружению океанской яхты нужно подходить более ответственно. Под понятием «тип судна» подразумевается его линейные размеры: длина, высота бортов и надстроек, их площадь. Именно эти показатели определяют парусность конструкции яхты: чем она больше, тем с большим воздействием ветра приходится бороться якорю.

Меньшим фактором в данном случае является вес яхты, он играет существенную роль лишь при наличии значительного течения. В данном случае сносу яхты способствует её осадка, зависящая и от общей массы судна. Для облегчения вычислений и правильного подбора яхты — существуют специальные таблицы, по которым можно определить минимальную держащую силу того или иного типа якоря для судов с различными габаритами. Ниже приведена такая таблица для моторных яхт и катеров.

Тип якоря

Сегодня в продаже имеется огромное количество яхтенных якорей самых различных конструкций, обладающих разными эксплуатационно-техническими характеристиками. Основное различие между ними состоит в области применения. Каждая из этих разновидностей лучше всего работает на определённом типе грунта: песчаном, илистом, каменистом. Перед приобретением якоря следует иметь представление о типе грунта акватории, где вам предстоит чаще всего ходить под парусом. Рассмотрим наиболее часто применяемые в современном яхтинге — типы якорей.

1. Дэнфорта. Якоря подобной модели сегодня являются одними из самых востребованных, они используются яхтсменами всего мира. Лучше всего они «работают» на плотных песчаных грунтах, показывая при этом держащее усилие порядка 50 кг на килограмм своего веса. В связи с этим, они отлично подходят для габаритных морских яхт. Среди минусов: свойство зарываться в грунт, поэтому поднятие его вручную бывает затруднено. Другой недостаток — это непригодность применения на каменистых морских грунтах.

2. Фортресс («Крепость»). Одна из усовершенствованных моделей якоря Дэнфорта, корпус которой изготавливается из алюминиевого сплава. Приспособлен для постановки яхты на якорь на илистых и прочих грунтах со слабыми удерживающими показателями.

3. Якорь Матросова. Его особенностью является отличные удерживающие способности на твёрдых грунтах: каменистых и галечных. Может прочно удерживать яхту даже после её разворота на 180 о . Среди недостатков можно указать относительно большой вес, поэтому якорь Матросова более целесообразно применять на больших яхтах, снабжённых подъёмным механизмом с механическим приводом.

4. Якорь-плуг. Один из наиболее надёжных якорей при использовании на песках, а также на дне, покрытом водорослями. Якорь-плуг (весом в 20 кг) может вполне удерживать 15-метровую яхту. Несколько хуже удерживающие показатели у плуга на слабых почвах: илистых или глинистых. Под напором шквалистого ветра яхта, поставленная здесь на плуг, может дрейфовать. Усовершенствованными моделями плуга являются «Сикьюр», «Дельта», «Рокна», «Кобра», «Бюгель» и т.д.

5. Кошка. Недорогой и весьма простой якорь, отлично подходящий для небольших лодок, а также в качестве вспомогательного для более крупных судов. Заработал популярность в среде яхтсменов своей универсальностью: он хорошо держит небольшую лодку практически на любом типе грунта. Исключение составляют прибрежные грунты с большим количеством корней и коряг: высвободить из их сплетения зацепившуюся кошку бывает порой невозможно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector