Антикавитационная плита что это такое
Антикавитационная плита что это такое
Что нужно знать о кавитации.
Упор гребного винта создается главным образом за счет разрежения — падения давления на выпуклой засасывающей стороне лопасти.
Если площадь лопастей небольшая, то давление здесь понижается настолько, что вода, обтекающая лопасть, вскипает, выделяя пузырьки пара.
Микроскопические пузырьки сливаются в более крупные—каверны, а при очень сильном разрежении — в сплошную полость, что нарушает непрерывность потока. Это явление и называется кавитацией.
Различают две стадии кавитации. На первой студии каверны невелики и на работе винта практически не сказываются.
Однако пузырьки, лопаясь, создают огромные местные давления, отчего поверхность лопасти выкрашивается. При длительной работе кавитирующего винта такие эрозионные разрушения могут быть настолько значительными, что эффективность винта снизится.
При дальнейшем повышении скорости наступает вторая стадия кавитации. Сплошная полость захватывает всю лопасть и даже может замыкаться за ее пределами. Развиваемый винтом упор падает из-за резкого увеличения лобового сопротивления и искажения формы лопастей.
Кавитацию винта можно обнаружить по тому, что скорость лодки перестает расти, несмотря на дальнейшее повышение числа оборотов; гребной винт при этом издает специфический шум, на корпус передается вибрация, лодка движется скачками.
Степень разрежения на лопасти, а следовательно, и момент наступления кавитации зависят прежде всего от скорости потока, набегающего на лопасть.
Напомним, что эта скорость является геометрической суммой окружной скорости Vr = π Dn и поступательной V а . Замечено, что кавитация начинается на концах лопастей, когда v , достигает значения 3500 м/мин. Это означает, что гребной винт D = 0,3 м должен иметь число оборотов не более
п = Vr πD =3500(3.14*0.3)= 3700 об/мин,
а винт диаметром 0,4 м — не более 2800 об/мин.
Момент наступления кавитации зависит не только от числа оборотов, но и от ряда других характеристик. Так, чем меньше площадь лопастей, больше толщина их профиля, ближе к ватерлинии расположен винт, тем при меньшей частоте вращения, т. е. «раньше», наступает кавитация.
Появлению кавитации способствуют также большой угол наклона гребного вала, дефекты лопастей — изгиб, некачественная поверхность.
Что такое дисковое отношение винта.
Наоборот, с увеличением этой площади возрастает трение о воду, и на преодоление этого трения дополнительно расходуется мощность двигателя.
C другой стороны, надо учесть, что при том же упоре на широких лопастях разрежение на засасывающей стороне меньше, чем на узких.
Следовательно, широколопастной винт нужен там, где возможна кавитация (т. е. на быстроходных катерах и при высоких числах оборотов гребного вала).
В качестве характеристики винта принимается рабочая, или спрямленная площадь лопастей. Чтобы ее найти, нужно из центра винта на нагнетающей поверхности лопасти провести равноотстоящие одна от другой дуги окружностей (рис. 234). Выпрямив эти дуги, мы получим спрямленную площадь лопасти.
В характеристике винта обычно указывается не спрямленная площадь лопастей, а ее отношение к площади сплошного диска такого же, как винт, диаметра.
Обозначается это дисковое отношение буквами ААд. На винтах заводского изготовления его величина выбита на ступице.
Для винтов, работающих в докавитациопном режиме, дисковое отношение принимают в пределах 0,3—0,6 (рис. 235).
У сильно нагруженных винтов на быстроходных катерах с мощными высокооборотными двигателями ААд увеличивается до 0,6—1,1.
Большое дисковое отношение необходимо и при изготовлении винтов из материалов с низкой прочностью, например из силумина или стеклопластика. В этом случае предпочтительнее делать лопасти шире, чем увеличивать их толщину.
Киль — помеха для винта.
Бывает, что на вновь построенной лодке мотор развивает полное число оборотов, а ожидаемой скорости достичь не удается. Может оказаться, что виноват в этом киль.
Срывающиеся с него вихри и пузырьки воздуха проникают под антикавитационную плиту, попадают на лопасти винта и вызывают кавитацию, а в результате снижают упор винта и скорость хода.
Срежьте киль под углом, как показано на рис. 236, на длине примерно 500—600 мм от транца — и скорость лодки возрастет. Полезно также уменьшить и толщину киля.
На водоизмещающих катерах и лодках лопасти винта в вертикальном положении нередко на всю ширину закрываются толстым дейдвудным брусом (рис. 237).
При этом вихри, срывающиеся с кромок дейдвуда, также снижают упор; неравномерная нагрузка на лопасти вызывает вибрацию корпуса катера.
В значительной мере устранить эти неприятные явления можно, срезав, насколько это позволяет прочность конструкции, боковые грани дейдвуда, придав им обтекаемость.
Причина кавитации — кронштейн .
Не менее важно выдержать и зазор между лопастью и стойкой кронштейна: он должен быть не менее 15—20% О при условии, что стойка имеет обтекаемый профиль.
Завихрения или каверна, образующиеся за плохо обтекаемой стойкой, могут попасть на лопасть и вызвать кавитацию винта. Избежать этого можно, заострив кромки стойки и несколько удлинив вал.
Можно рекомендовать стойки обтекаемого профиля с соотношением длины к толщине 10 : 1. Втулка кронштейна должна быть одинакового со ступицей винта диаметра; передний торец ее необходимо закрыть обтекателем или соответственно проточить.
Опорную пластину, которой кронштейн ставится на корпус, рекомендуется утопить заподлицо с обшивкой и закрепить винтами с потайно й головкой. Весь кронштейн следует хорошо отполировать.
Пять важных моментов, от которых зависит скорость лодки
1. Установка лодочного мотора на транец лодки .
Антикавитационная плита лодочного мотора должна располагаться на уровне от 0 до 25 мм ниже днища лодки, как правило, нужное заглубление подбирается экспериментальным путём, и зависит от килеватости лодки. При недостаточном заглублении гребной винт будет хватать воздух, в результате чего будет возникать кавитация, при большом заглублении возникает излишнее сопротивление подводной части ноги лодочного мотора.
2. Регулировка угла наклона лодочного мотора (дифферента).
При слишком маленьком углу установки мотора, лодка будет поднимать корму, и опускать нос, при сильно большом лодка начнёт дельфинировать это может привести к потере управления и перевороту. Регулировка угла наклона лодочного мотора осуществляется путём перестановки регулировочного штыря в соответствующее отверстие, такую регулировку проводят на заглушенном двигателе.
3. Подбор шага гребного винта.
Основные характеристики гребного винта это диаметр, шаг, увод лопасти.
Для решения этой задачи нам просто необходим тахометр и GPS навигатор . При движении лодки на штатном винте замеряем две величины скорость и обороты двигателя. Если скорость моторной лодки не повышается, а обороты двигателя не достигли максимальных, значит, нам нужно шаг винта уменьшить, если ситуация обратная растёт скорость и растут обороты выходя за рекомендованные заводом изготовителем для данного мотора, тогда нужно шаг винта увеличить. Увеличение шага винта при том же диаметре на 1 дюйм снижает обороты двигателя примерно на 200 об/мин, и наоборот уменьшение шага винта повышает обороты двигателя. Также и диаметр гребного винта влияет на обороты двигателя, но это уже более сложный путь и используют его больше в спорте.
4. Распределение веса в лодке.
В надувных лодках оснащённых моторами малой мощности 4-6 л.с. выход на глиссирование возможен, только если соблюдать определённые правила распределения груза. Поскольку мощность лодочного мотора
Рассмотрим самую распространённую ситуацию, когда Вы сидите на задней банке, максимально сдвинувшись к транцу. Лодка приподнимает нос и пытается выйти на глиссирование, но что-то ей мешает, не хватает буквально пол лошадиной силы. Так чего же нам на самом деле не хватает? Ответ прост, во время выхода на глиссирование под днищем лодки собирается воздух на языке водомоторников «бревно» если шкипер пересядет вперёд к центру лодки то поможет лодке через него перевалить, и сразу почувствует прибавку в скорости при тех же оборотах двигателя. Такое перемещение шкипера поможет поднять скорость лодки даже на моторе мощностью 2.5 л.с. с 7-8 км/ч до 12-13км/ч правда это будет не полноценный выход на глиссирование, а так называемый переходный режим.
Не бойтесь экспериментировать, возьмите с собой GPS навигатор и найдите в лодке такое положение при котором лодка будет идти с максимальной скоростью, для мотора мощностью 4л.с. скорость 20 км/ч вполне достижимая величина.
5. Гидрокрыло на лодочный мотор.
Изготовление и регулировка гидрокрыла процесс довольно кропотливый, но полученные результаты стоят затраченных сил и времени. Когда лодка 2,90 м. под мотором 3,5 л.с. уверенно выходит и идёт в режиме глиссирования.
Как сделать гидрокрыло на лодочный мотор своими руками
Сегодня рассмотрим модернизацию мотора лодки. Многие владельцы недовольны тем, как их лодка выходит на глиссирование.
Понятно, что часто владельцы хотят «подправить» мотор. Для чего:
- чтобы лодка выпрыгивала на глиссирование;
- устойчиво стояла на глиссировании;
- на минимальных оборотах придерживалась глиссирования.
Значение гидрокрыла
Что такое гидрокрыло и какие преимуществ оно может дать при установке на мотор? Давайте рассмотрим несколько вариантов:
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.
- Часто, особенно в поворотах, вы замечаете «прохваты» воздуха. Винт завоздушивается, мотор ревет, а лодка не едет. И вроде бы мотор установлен по инструкции и с винтом все в порядке. Что же делать? Попробуйте установить гидрокрыло. Этим самым вы увеличите площадь антикавитационной плиты, а плита эта служит именно для того, чтобы блокировать подхват воздуха винтом с поверхности потока. Очень часто это решает проблему завоздушивания винта.
- Другой случай. Лодка долго выходит в глиссирующий режим. При том, это актуально как при использовании легких моторов с недобором мощности, так и тяжёлых, и мощных, но смещающих деферент лодке к корме. Получаем такую картину — на старте нос лодки поднимается вверх, корма проседает, мотор в попытке набрать обороты, ревет и гребет воду винтами. Однако вектор тяги мотора в этом случае направлен уже не параллельно поверхности воды, а под углом вверх. И нужного ускорения мы не получаем.
На больших лодках для устранения такой проблемы используются трансовые плиты. Они словно закрылки самолета изменяют баланс сил, действующих на лодку, и буквально «выкладывают» её на поверхность воды. Позволяя при этом существенно сократить время выхода в глиссирующий, а затем и в крейсерские режимы.
Гидрокрыло будет работать совершенно подобным образом. Изменяя угол «откидки» мотора, вы легко сможете управлять деферентом лодки в разных режимах. Вы почувствуете это сразу же, насколько сильно измениться реакция лодки на использование трима.
Основным минусом гидрокрыльев можно назвать снижение максимальной скорости приблизительно на 3-5%. Но это вполне нормальная плата за полученные выгоды.
Как уже было сказано, недостатков у данного девайса немного. Поэтому рассмотрим сначала все преимущества:
Easterner C88062 и C88061
Это одни из самых недорогих моделей. На сегодняшний день цена не превышает 1 тыс. рублей. Для тех, кто хочет поэкспериментировать с установкой это весьма неплохой вариант.
Конструкция моделей напоминает крыло самолета. На верхней поверхности старшей модели расположены насечки. Задача которых стабилизировать поток воды, чтобы он не размазывался, а шел в определенном направлении. Это необходимо для улучшения гидродинамических свойств.
На младшей модели расположены такие же насечки и так называемый концевик, задача которого — стабилизация потока.
Лучшие производители
- GFN;
- Attwood;
- Quicksilver;
- SE Sport;
- Lenco;
- T-H Marine;
- KeelGuard;
- Davis;
- StingRay;
- SR-XPI;
- Bennett.
Лучшие модели и цена
- Bennett, цена 14000 рублей (размер плит, мм: 760 x 230; изготовлены из стали 304);
- Easterner C88062, цена 1000 рублей (для моторов до 50 л. с.);
- SE Sport SESP-SE200B, цена 6000 рублей (рекомендуемая мощность до 40 л. с.);
- StingRay SR-XPIJR, цена 7000 рублей (мощность мотора до 40 л. с.);
- GFN-070400, цена 2500 рублей (мощность мотора до 50 л. с.).
Блиц-советы
Советы по установке:
- При установке гидрокрыла шайбы и болты нужно затягивать достаточно крепко.
- В комплекте должны быть специальные накладные резиновые прокладки, которые необходимо приклеивать только при температуре 180 градусов и выше.
- При монтаже девайса поверхности необходимо тщательно очистить от жира и пыли.
- Устанавливать девайс можно двумя способами:
- используя специальные крепления, которые входят в комплект;
- при помощи дрели просверлить отверстия.
Другие советы:
- Для того чтобы изготовить гидрокрыло можно использовать обычную лопату (пластмассовую или стальную).
- При выборе изделия в специализированном магазине обратите внимание на поверхность. Желательно чтобы на поверхности были небольшие бороздки.
- Для маломощных винтов отлично подойдет классическое крыло. Тогда как для винтов средней и максимальной мощности подойдет монокрыло.
- Чаще всего покупают в специализированных магазинах данное изделие владельцы двигателей мощностью 8-12 л. с.
- Гидрокрыло неэффективно, если мощность мотора более 50 л. с. или менее 6 л. с.
- Установка гидрокрыла позволяет исправить такие недостатки:
- лодка при разгоне задирает нос;
- различные проблемы при переходе в режим глиссирования.
Для чего необходимо гидрокрыло на лодочный мотор?
Современную рыбную ловлю уже нельзя представить без хорошего плавательного средства, в частности моторной лодки.
К положительным качествам гидрокрыльев относятся:
- Ускоренный выход на глиссирование. Учитывая исследования экспертов, где было доказано, что период перехода в режим глисса сократился на 15-20%, указывает на целесообразность данного оборудования.
- За счет повышения площади самой антикавитационной плиты, улучшаются показатели курсовой устойчивости плавсредства, что способствует максимальному контролю над поведением судна на водной поверхности.
- Наличие гидрокрыла исключает чрезмерное задирание носа судна. Прежде всего, это заметно при резком увеличении количества оборотов на двигателе.
- Уровень комфорта на средстве передвижения хорошо ощутим, в лучшую сторону.
- Наличие такого дополнительного приспособления не допускает попадания воздуха в крутящий механизм.
- Несмотря на все плюсы гидрокрыльев, стоит отметить и негативные стороны:
- Снижение максимальной скорости плавсредства на 507 км/ч, что было установлено опытным путем. Хотя в целом такой нюанс нельзя считать существенным недостатком, но знать о нем нужно.
- Время на очистку гребного винта уходит намного больше: при плавании по мелководью, винт засоряется водной растительностью, а гидрокрыло препятствует свободному доступу к этой части двигателя.
- При оборудовании маломощных моторов, значительных результатов можно не почувствовать, как и сверхмощных изделий. Чтобы не разочароваться в установке данной модификации, рекомендуется изначально ознакомиться с инструкцией конкретной модели.
Как изготовить своими руками?
- Инструменты: лобзик или болгарка, грунт, краска, болты с диаметром 6 мм 4 штуки.
- Материал: дюралевая пластина с толщиной 3 мм, длиной 300 мм, шириной 260 мм. Как вариант можно использовать снеговую лопату.
Пошаговая инструкция:
- На пластине делаются соответствующие разметки под ногу мотора, под отверстия, которые нужны для крепления гидрокрыла к антикавитационной плите лодочного мотора.
- По краям пластины делаются специальные скаты, чтобы улучшить обтекание воды, края скругляются.
- Готовое изделие грунтуется и красится, чтобы избежать преждевременной порчи гидрокрыла.
- Крепится гидрокрыло на 4 болта.
Как выбрать?
Выбирая гидрокрыло на лодочный мотор, рекомендуется обратить внимание на:
- Упаковку товара, она должна быть целая, без видимых потертостей и повреждений. Подлинный товар имеет надежную упаковку.
- Качество изделия.
- Гарантию товара.
- На угол атаки.
Устанавливать модернизированное оборудование на двигатель с суммарной мощностью до 6 л. с. не эффективно. Это касается и моторов с мощностью свыше 50 л. с.
Лучшие модели
Среди востребованных изделий выделяют:
Гидрокрыло Easterner
Как установить?
Советы:
- Устанавливать гидрокрыло на лодочном моторе целесообразно, чтобы повысить уровень комфорта плавсредства.
- Выбирать гидрокрыло нужно в соответствии с возможностями двигателя.
- Для качественного монтажа, рекомендуется использовать комплект типа Sport Clip.
ЮЖНЫЙ РЫБОЛОВНО-ОХОТНИЧИЙ КЛУБ
Охота и рыбалка на Юге России. Форум охотников и рыболовов WWW.YUROK-CLUB.RU
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Текущее время: 30 апр 2020, 00:48
- Часовой пояс: UTC+03:00
Установка, регулировка мотора на транце, усиление и поднятие
Установка, регулировка мотора на транце, усиление и поднятие
Сообщение SWAM » 03 май 2007, 14:22
Сообщение Геннадич » 17 окт 2007, 15:24
50 л.с./т. Другими словами, лодка выйдет на глиссирование, если на каждую лошадиную силу приходится не более 20
25 кг её водоизмещения. Таким образом, чтобы определить минимально необходимую мощность мотора (моторов) в лошадиных силах, нужно просуммировать вес корпуса, оборудования, мотора ( моторов) и пассажиров с багажом (в килограммах) и разделить на 20
Сообщение НикС » 17 окт 2007, 18:12
Сообщение Бухгалтер » 09 дек 2008, 01:48
Установка подвесного двигателя
Автор Чайка Джонатан
01.05.2007 г.
Многие пользователи своих «Быстроходных крейсеров» задавали себе вопрос: «Можно ли его разогнать еще быстрее?» Можно, но главное НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ! Большинство лодок имеют ограничения по максимальной мощности подвесного мотора. Посмотрите на лодке пластину «Характеристики», где указана максимальная установочная мощность двигателя и, если у Вас возникли сомнения, то обратитесь к Вашему дилеру.
Подвесной двигатель разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт может работать на границе воздух — водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя может привести к переворачиванию судна.
Стандартная установка двигателя предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм.
(Внимательно читайте инструкцию к двигателям — там указано расположение кавитационной плиты, рекомендуемое производителем — Модератор)
Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта
Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.
Угол наклона двигателя
Угол наклона двигателя может быть скорректирован изменением позиции штырька в струбцине навески двигателя. Перестановку штыря регулировки наклона двигателя следует производить только на выключенном двигателе.
Угол наклона двигателя — важный параметр для получения наилучшего показателя работы двигателя и движения судна. Угол должен быть скорректирован так, чтобы антикавитационная пластина двигателя была расположена параллельно водной поверхности при движении судна, когда двигатель работает на полных оборотах.
Разные типы моторов имеют различные диапазоны регулировки угла наклона двигателя. Диапазоны регулировки для некоторых моделей (в градусах):
Большинство импортных двигателей 5 — 15
«Ветерок — 8/12» 0 — 10, «Нептун — 23» 5 — 15, «Вихрь» 5 — 15
Из таблицы видно, что минимальный угол наклона транца для большинства моторов находится в пределах 5 — 15 градусов. Если Вы еще не купили (или собираетесь покупать) лодку, то обязательно поинтересуйтесь у продавца этой важной характеристикой.
Если угол наклона транца окажется меньше 5 градусов, то нормально Вы сможете эксплуатировать только «Ветерок». С остальными двигателями лодка будет сильно задирать нос.Если угол наклона транца будет выше 15 градусов, то Ваш выбор ограничен маломощным «Салютом». С другими двигателями лодка будет «зарываться» носом.
Правильное распределение груза внутри судна (людей и грузов) существенным образом влияет на возможности судна. К примеру:
Смещение веса к корме:
В общем увеличивает скорость судна
Излишнее смещение груза заставит судна прыгать «по-дельфиньи»
Нос судна начнет хлопать по мелкой волне
Судно начнет захлестывать волна
Смещение веса к носу (баку):
Сглаживает ход
Повышает остойчивость хода судна по волнам
Перегруз начнет уводить судно с курса влево или вправо
Сообщение Бухгалтер » 09 дек 2008, 01:55
Установка двигателя. Советы специалиста.
badger.ru/notes/events.php3? >
Поразительно, насколько два совершенно идентичных лодочных двигателя ведут себя по-разному на, казалось бы, одинаковых лодках. Английский эксперт Пауль Леммер дает пояснения и ценные советы по установке и настройке двигателя.
Его подход несколько отличается от традиционной методики, изложенной в русских книгах. Однако зачастую, именно стороннее мнение может привести к оптимальному решению.
Признайтесь, что не раз удивлялись тому, насколько по-разному ведут себя на воде два идентичных лодочных мотора на практически одинаковых лодках.
В отличие от автомобилей или пластиковых лодочек, изготавливаемых методом штамповки и потому так похожих в движении и с мотором и под веслами, подвесные двигатели собираются вручную, впрочем, также как и надувные лодки. Поэтому и надувные лодки на воде то же ведут себя по-разному.
Одна из причин определяется разными конфигурациями профиля днища, которое обладает своими особыми гидродинамическими характеристиками. Для установки мотора на лодку каждый раз заново приходится выбирать наилучшее место, что вообще-то является длительной процедурой. Большинство изготовителей надувных лодок и, особенно RIB лодок, заранее производят замеры и наносят на транец лодки контуры крепления мотора, указывая пользователю, что это лучшее место крепления мотора. Однако, признавая способность мастерового создать хорошую, красивую и надежную надувную лодку, мы не можем быть уверены в том, что изготовитель лодки одновременно является и экспертом по моторам, особенно для такого сложного изделия, как RIB-лодка.
Есть специалисты, вооруженные лучшими инструментами и научными знаниями гидро- и аэродинамики, которые могут идеальным образом настроить судно для гонок на рекордных скоростях. Взяв самый мощный мотор, такой специалист всегда навесит его на транце повыше, причем сместит его поближе к правому борту, что и обеспечит, в конечном итоге, лучшие скоростные показатели и управляемость судна на гонках, но такая навеска мотора не всегда может быть наилучшей.
Форма днища, распределение груза, размеры двигателя и его вес по отношению к массе лодки и, прежде всего, тип винта – все это влияет на выбор места установки двигателя.
Для примера рассмотрим 5.5-метровую надувную лодку с гладким пластиковым днищем профиля “глубокое V” с консолью управления, четырьмя сиденьями, топливным баком, топом в виде А-образной рамы, дистанционным управлением и подвесным мотором среднего размера мощностью в 50-115 л.с.
По теории, мотор должен быть смещен к правому борту на 5 см для компенсации вращающего момента, создаваемого вращением винта. Такого небольшого смещения может быть достаточно для компенсации “увода” лодки из-за вращающего момента винта, хотя с некоторыми днищами такие рекомендации не работают. Чем мельче профиль “глубокое V”, тем меньшее смещение требуется к правому борту, в то время как сравнительно более заглубленное днище потребует и большего смещения мотора на транце. Некоторые днища имеют специальные профили, компенсирующие эту силу, так что и смещения мотора от центрального сечения может не потребоваться.
Определив желаемую величину смещения мотора на транце, нужно выбрать правильную высоту установки мотора. При этом окажется, что важнейшим, если не определяющим фактором является расстояние от обреза днища до антикавитационной плиты на дейдвуде мотора.
По мнению автора статьи, антикавитационная плита должна располагаться на 2 см ниже обреза днища лодки. Такая установка обеспечивает наилучшие условия для эксплуатации подвесного мотора. Из этого положения мотор всегда может быть поднят при помощи традиционных подъемных средств, шаг за шагом, для выбора подходящей высоты навески на различных скоростях движения. В общем же случае, чем выше мотор навешен, тем эффективнее он работает, разумеется, если не принимать во внимание ущерб от кавитации винту и мотору.
Замена легкого алюминиевого винта на стальной, резко повысит эффективность работы двигателя. Выбор винта для мотора — процесс творческий и напоминает выбор покрышек или амортизаторов для автомобиля для достижения наилучшего соотношения между нагрузкой и жесткостью подвески. Никто без эксперимента не возьмет на себя смелость рекомендовать тип винта для “средних” условий.
Проще и быстрее это сделают специалисты, которые смогут понять потребности владельца судна и подобрать винт для конкретного применения.
Некоторые изготовители лодок используют винты собственной разработки. Это дороже, но такой винт позволит пользователю лодки не ошибиться в выборе.
Правильно подобранный винт может заставить надувную лодку просто “летать”.
Идеальным винтом считается тот, который позволит мотору развить максимально возможное количество оборотов при 80%-ной загрузке лодки. Если максимальные обороты достигнуты при полной загрузке судна, то мотор может превысить допустимые обороты при неполной загрузке лодки. С другой стороны, если самые большие обороты мотор развивает при небольшой загрузке лодки, то при увеличении нагрузки мотор будет “задыхаться”. В результате того, что слишком малая и слишком большая загрузка лодки увеличивает потребление топлива и сокращают расстояние, которое можно пройти на единицу расхода горючего, становится понятной важность правильного подбора винта для наиболее часто используемой загрузки лодки. У винта, вообще-то, всего два измерения: диаметр и шаг. Диаметр – это наибольший размер винта по лопастям. Для грузовых лодок рекомендуются винты большего диаметра, что позволяет судну уверенно чувствовать себя при полной нагрузке. Шаг винта – это длина винтовой поверхности, образуемая лопастью винта за один оборот. Этот параметр необходимо учитывать для обеспечения условий движения лодки с высокими скоростями и, при этом, экономично.
Увеличение шага винта, при одних и тех же оборотах мотора позволит существенно увеличить скорость судна. Это не только повысит эффективность работы двигателя, но и уменьшит удельное потребление топлива, а также повысит управляемость лодки на скоростных поворотах.
Определяющим также является материал, из которого изготовлен винт. Это, зачастую, даже важнее, чем мощность мотора. Для моторов мощностью 50-110 л.с. лучший выбор – алюминиевые или стальные нержавеющие винты. Алюминий — дешевле, мягче и более гибок. А потому, алюминиевые винты наилучшим образом подходят к лодкам для отдыха на воде или для коммерческого применения, когда скорость и эффективность мотора не являются ключевыми параметрами. Алюминиевые винты под нагрузкой могут прогибаться, что особенно заметно на мощных моторах, что вызывает кавитацию и выход винта из воды с одновременной потерей скорости. Замена алюминиевого винта на стальной сразу же заметно скажется на характеристиках лодки. Поскольку лопасти стальных винтов обычно совсем не гнутся, именно с такими винтами можно смело поднимать крепление двигателя на одно отверстие вверх в целях подбора наилучших параметров для работы мотора.
Форма лопастей винта – важный параметр эффективной работы мотора. Стальные винты всегда лучше при любой форме лопастей: простая замена алюминиевого винта на стальной позволит достичь максимальной эффективности мотора без всяких дополнительных настроек. И, тем не менее, при установке мотора всегда следует обращать внимание на два момента: во-первых, следует убедиться, что при больших углах отклонения мотора на максимальном ходу не возникает кавитации и, во-вторых, что система водяного охлаждения работает устойчиво. Всас системы водяного охлаждения располагается на дейдвуде прямо над редуктором вала винта. Очевидно, что при любом режиме движения для надежного охлаждения мотора это отверстие должно быть под водой. Датчики температуры, как правило, мало эффективны, а глазом мало что увидишь, поэтому большинство современных подвесных моторов оборудованы системой защиты от перегрева и при повышении температуры корпуса выше допустимого предела – мотор обычно сбрасывает обороты.
Аккуратной навеске лодочного мотора и выбору правильного винта нередко уделяется слишком мало внимания в инструкциях, поэтому мы советуем любому владельцу лодки найти время и силы для регулировки положения мотора на транце и подбора наилучшего типа винта: это быстро окупится возросшими возможностями лодки и экономичностью ее эксплуатации.
Перевод статьи Пауля Леммера выполнен Павлом Дмитриевым