Дистанционное управление вихрь 30
Top-motor.ru

Все про лодки

Дистанционное управление вихрь 30

Руководство по дистанционному управлению лодочным мотором

После установки дистанционного управления повышается маневренность, увеличивается обзорность и комфорт от управления моторной лодки. Под управлением понимают удаленное переключение трансмиссии, регулировку оборотов двигателя и возможность изменения направления движения при помощи рулевого механизма.

Виды дистанционного управления лодочным мотором

Для регулирования оборотов двигателя и направления вращения винта устанавливается газореверсная машинка, его еще называют пультом дистанционного управления. Простейшая машинка имеет два рычага, один из которых отвечает за подачу топливовоздушной смеси через дроссель, а второй за переключения передач на редукторе двигателя.

Устройство газореверсных машинок

На данный момент производители предлагают множество модификаций газореверсных машинок. Различаются они по количеству рычагов, возможности установки на левый или правый борт, материалу исполнения основных элементов.

В современные модели устанавливается блок электроники для поднятия/погружения двигателя, световыми индикаторами, возможностью запуска и остановки двигателя с кнопки или с ключа, а также блоком предохранителей.

Устройство дистанционного управления лодкой

  • Механическая рулевая система имеет преимущество перед гидравлической в простоте конструкции и относительно низкой цене, но уступает в точности управления моторами. Она состоит из механического рулевого редуктора, троса, рычага и рулевого колеса. Чем мощнее двигатель, тем сложнее его управление, для каждой группы двигателей нужен подходящий редуктор, но при мощности более 150 л.с. рекомендуется устанавливать гидравлическую систему.
  • Не ко всем лодочным моторам можно подключить систему дистанционного управления. Из доступных по цене двигателей Yamaha в категории до 30 л.с. представлены три модели.
  • Рулевое управление мотора 25 BWC можно уставить как румпельное, так и позже подключить дистанционное, а вот для управления подачей топлива и переключением передач потребуется газореверсная машинка. Его мощность составляет 25 л.с. и цена у официальных дилеров 176 300 рублей, модели с мощностью в 30 л.с. также обладающие возможность подключения дистанционного управления, стоят ненамного дороже.
  • Из двухтактных моторов Suzuki стоит обратить внимание на модель DT 30 RL, ориентировочная цена в 142 000 р. В комплект поставки мотора входят газореверсная машинка, переходники тросов и рулевая тяга. Аналогичный по мощности и с возможность подключения ДУ, но уже четырехтактный двигатель будет стоить на 100 тысяч дороже.
  • Двухтактные двигателя Tohatsu M 30 HE PL с возможность подключения дистанционного управления стоит чуть дороже, 166 000 рублей, как видно цены на японские моторы примерно на одном уровне, потому стоит обращать внимание на такие факторы, как надежность модели, отзывы других владельцев и экономичность.
  • Отечественный мотор, с возможность установкой дистанционного управления, Вихрь 30 Э сравним по мощности с японскими, но значительно выигрывает в цене – всего 53 000 рублей. У него отличная от зарубежных система рулевого управления. Для поворота используются два троса, вместо одного, вследствие чего монтаж несколько усложняется. Сейчас многие российские производители комплектуют свои лодки системой дистанционного рулевого управления, что весьма удобно.

Установка дистанционного управления лодочным мотором

  • Стоит с внимательностью отнестись к выбору места расположения газоревресной машинки, так как после установки для переноса нужно будет либо укорачивать, либо покупать новые троса.
  • Самостоятельная установка дистанционного управления на лодку без соответствующей подготовки может стать причиной поломки двигателя, но если вы решились на это, то стоит основательно подготовиться.
  • Перед покупкой троса стоит точно рассчитать расстояние от машинки до двигателя, прокладка должна осуществляться в таких местах, чтобы рубашка троса подвергалась механического воздействию и надежна закреплена, допустимый радиус изгиба не более 150 мм.
  • Подробная схема подключения должна быть в инструкции к двигателю. Установка системы дистанционного управления на надувную лодку немного сложнее, для этого используют рулевые консоли, которые крепятся к баллонам или устанавливаются прямо на палубу лодки.
  • На многих лодках с жесткими корпусами предусмотрены места для монтажа машинки и рулевого механизма, что значительно упрощает монтаж системы ДУ.

Трос для дистанционного управления лодочным мотором

В системе рулевого управления при подборе троса нужно исходить из модели рулевого редуктора, а он подбирается по мощности навесного мотора.

Для подбора троса управления двигателем следует знать, что к каждому двигателю подходит трос только определенной марки, а его длина рассчитывается исходя из длины лодки.

Следует измерить расстояние от машинки до транца лодки, прибавить к нему половины ширины транца и 90 см. для поворотной петли.

При расчете длины троса рулевого управления замеряется расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину пути вдоль борта плюс половина ширины транца. В конце вычесть 10 см за каждый изгиб в 90 градусов, в результате мы получим требуемую длину троса.

Что касается марок, то в инструкции к мотору указаны требуемая марка троса и его класс, также есть универсальные тросы подходящие к большинству двигателей Yamaha, Suzuki, Tohatsu.

Для моторов от Mercury и Johnson придется приобрести дополнительные адаптеры в случае использования универсальных тросов.

Консоль и приборная панель

  • Консоль рулевого управления на надувных лодка с жестким дном легко крепится к днищу болтами и представляет собой два кронштейна с панелью для крепления машинки и руля. Для лодок с мягким дном и небольших размеров консоль крепится на баллон носовой части или одного из бортов.
  • Также есть модели консолей для крепления на банку, представляет собой полноценную панель с возможность установки приборов и ветрового стекла. Изготавливается из стеклопластика, имеет малый вес и хороший дизайн с возможность установки в нее эхолота и навигатора. Полноценные панели для установок на лодки с жестким полом может представлять собой пульт совмещенный с креслом для экономии места и большего комфорта.
  • Стандартный набор приборов на панели – тахометр со счетчиком моточасов, индикатор уровня топлива и спидометр, показывающий скорость движения лодки относительно воды.

Нелишними будут и различные индикаторы:

  • температуры головки блока;
  • температуры воды за бортом;
  • давления воды в системе охлаждения;
  • угла наклона двигателя, а также амперметр и вольтметр.

Есть как универсальные приборы, так и специальные, предназначенные для двигателей определенного производителя или конкретной модели. Эти приборы необходимы в случае использования дорогостоящего двигателя средней и большой мощности, они помогают контролировать условия его работы и избежать перегрева или неожиданной разрядки аккумулятора.

Руководство по дистанционному управлению лодочным мотором

После установки дистанционного управления повышается маневренность, увеличивается обзорность и комфорт от управления моторной лодки. Под управлением понимают удаленное переключение трансмиссии, регулировку оборотов двигателя и возможность изменения направления движения при помощи рулевого механизма.

Виды дистанционного управления лодочным мотором

Для регулирования оборотов двигателя и направления вращения винта устанавливается газореверсная машинка, его еще называют пультом дистанционного управления. Простейшая машинка имеет два рычага, один из которых отвечает за подачу топливовоздушной смеси через дроссель, а второй за переключения передач на редукторе двигателя.

Устройство газореверсных машинок

На данный момент производители предлагают множество модификаций газореверсных машинок. Различаются они по количеству рычагов, возможности установки на левый или правый борт, материалу исполнения основных элементов.

В современные модели устанавливается блок электроники для поднятия/погружения двигателя, световыми индикаторами, возможностью запуска и остановки двигателя с кнопки или с ключа, а также блоком предохранителей.

Устройство дистанционного управления лодкой

  • Механическая рулевая система имеет преимущество перед гидравлической в простоте конструкции и относительно низкой цене, но уступает в точности управления моторами. Она состоит из механического рулевого редуктора, троса, рычага и рулевого колеса. Чем мощнее двигатель, тем сложнее его управление, для каждой группы двигателей нужен подходящий редуктор, но при мощности более 150 л.с. рекомендуется устанавливать гидравлическую систему.
  • Не ко всем лодочным моторам можно подключить систему дистанционного управления. Из доступных по цене двигателей Yamaha в категории до 30 л.с. представлены три модели.
  • Рулевое управление мотора 25 BWC можно уставить как румпельное, так и позже подключить дистанционное, а вот для управления подачей топлива и переключением передач потребуется газореверсная машинка. Его мощность составляет 25 л.с. и цена у официальных дилеров 176 300 рублей, модели с мощностью в 30 л.с. также обладающие возможность подключения дистанционного управления, стоят ненамного дороже.
  • Из двухтактных моторов Suzuki стоит обратить внимание на модель DT 30 RL, ориентировочная цена в 142 000 р. В комплект поставки мотора входят газореверсная машинка, переходники тросов и рулевая тяга. Аналогичный по мощности и с возможность подключения ДУ, но уже четырехтактный двигатель будет стоить на 100 тысяч дороже.
  • Двухтактные двигателя Tohatsu M 30 HE PL с возможность подключения дистанционного управления стоит чуть дороже, 166 000 рублей, как видно цены на японские моторы примерно на одном уровне, потому стоит обращать внимание на такие факторы, как надежность модели, отзывы других владельцев и экономичность.
  • Отечественный мотор, с возможность установкой дистанционного управления, Вихрь 30 Э сравним по мощности с японскими, но значительно выигрывает в цене – всего 53 000 рублей. У него отличная от зарубежных система рулевого управления. Для поворота используются два троса, вместо одного, вследствие чего монтаж несколько усложняется. Сейчас многие российские производители комплектуют свои лодки системой дистанционного рулевого управления, что весьма удобно.
Читать еще:  Лодочный прицеп для лодки пвх

Установка дистанционного управления лодочным мотором

  • Стоит с внимательностью отнестись к выбору места расположения газоревресной машинки, так как после установки для переноса нужно будет либо укорачивать, либо покупать новые троса.
  • Самостоятельная установка дистанционного управления на лодку без соответствующей подготовки может стать причиной поломки двигателя, но если вы решились на это, то стоит основательно подготовиться.
  • Перед покупкой троса стоит точно рассчитать расстояние от машинки до двигателя, прокладка должна осуществляться в таких местах, чтобы рубашка троса подвергалась механического воздействию и надежна закреплена, допустимый радиус изгиба не более 150 мм.
  • Подробная схема подключения должна быть в инструкции к двигателю. Установка системы дистанционного управления на надувную лодку немного сложнее, для этого используют рулевые консоли, которые крепятся к баллонам или устанавливаются прямо на палубу лодки.
  • На многих лодках с жесткими корпусами предусмотрены места для монтажа машинки и рулевого механизма, что значительно упрощает монтаж системы ДУ.

Трос для дистанционного управления лодочным мотором

В системе рулевого управления при подборе троса нужно исходить из модели рулевого редуктора, а он подбирается по мощности навесного мотора.

Для подбора троса управления двигателем следует знать, что к каждому двигателю подходит трос только определенной марки, а его длина рассчитывается исходя из длины лодки.

Следует измерить расстояние от машинки до транца лодки, прибавить к нему половины ширины транца и 90 см. для поворотной петли.

При расчете длины троса рулевого управления замеряется расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину пути вдоль борта плюс половина ширины транца. В конце вычесть 10 см за каждый изгиб в 90 градусов, в результате мы получим требуемую длину троса.

Что касается марок, то в инструкции к мотору указаны требуемая марка троса и его класс, также есть универсальные тросы подходящие к большинству двигателей Yamaha, Suzuki, Tohatsu.

Для моторов от Mercury и Johnson придется приобрести дополнительные адаптеры в случае использования универсальных тросов.

Консоль и приборная панель

  • Консоль рулевого управления на надувных лодка с жестким дном легко крепится к днищу болтами и представляет собой два кронштейна с панелью для крепления машинки и руля. Для лодок с мягким дном и небольших размеров консоль крепится на баллон носовой части или одного из бортов.
  • Также есть модели консолей для крепления на банку, представляет собой полноценную панель с возможность установки приборов и ветрового стекла. Изготавливается из стеклопластика, имеет малый вес и хороший дизайн с возможность установки в нее эхолота и навигатора. Полноценные панели для установок на лодки с жестким полом может представлять собой пульт совмещенный с креслом для экономии места и большего комфорта.
  • Стандартный набор приборов на панели – тахометр со счетчиком моточасов, индикатор уровня топлива и спидометр, показывающий скорость движения лодки относительно воды.

Нелишними будут и различные индикаторы:

  • температуры головки блока;
  • температуры воды за бортом;
  • давления воды в системе охлаждения;
  • угла наклона двигателя, а также амперметр и вольтметр.

Есть как универсальные приборы, так и специальные, предназначенные для двигателей определенного производителя или конкретной модели. Эти приборы необходимы в случае использования дорогостоящего двигателя средней и большой мощности, они помогают контролировать условия его работы и избежать перегрева или неожиданной разрядки аккумулятора.

Самодельное дистанционное управление лодочным мотором

Простой однорукояточный привод дистанционного управления

Системы дистанционного управления лодочными моторами обычно довольно сложны конструктивно и потому изготовление их отнимает много времени. Управление производится, как правило, двумя рукоятками («газ» и «реверс»), что затрудняет управление лодкой, особенно при буксировке лыжника. Варианты с однорукояточным приводом, описанные в статьях Л. П. Зимакова в № 15 и 33 сборника «Катера и яхты», предусматривают необходимость сложных переделок в самом моторе.

При разработке предлагаемого варианта самодельного дистанционного управления лодочным мотором я задался целью, с одной стороны, максимально упростить процесс управления лодкой, а с другой — свести к минимуму необходимые доработки в моторе и обеспечить возможность изготовления системы в домашних условиях (одновременно с необходимыми блокировками, гарантирующими, например, невозможность полного открытия дросселя при выключенном реверсе).

Система дистанционного управления выполнена однотросовой, поэтому пришлось установить возвратные пружины для обеспечения «сброса» газа и выключения муфты редуктора. Наличие пружин значительно упрощает привод, но, безусловно, снижает его надежность, в связи с чем необходимо вынести кнопку «стоп» на пульт управления.

Зная по опыту долголетней эксплуатации «Вихря» на сравнительно легкой (120 кг) лодке, что включение заднего хода требуется чрезвычайно редко, я отказался от выноса включения реверса на пульт управления. Это также упростило конструкцию привода. При необходимости задний ход включается непосредственно рукояткой реверса на моторе.

Таким образом, привод обеспечивает включение переднего хода и нейтрали и управление газом, причем все эти операции производятся одной рукояткой.

Доработка мотора (в данном случае «Вихря») заключается в следующем.

Для управления дроссельной заслонкой карбюратора на вертикальном валике привода необходимо установить рычаг 60 мм с зажимом для тросика на конце.

Оболочка троса закрепляется стальным или латунным хомутиком к приливу поддона мотора в существующее отверстие.

На поддон устанавливается упор из дюралюминия или стали толщиной 3-4 мм так, чтобы ползун переключения реверса упирался в него передней частью в положении «нейтраль». Этот упор нужно сделать откидывающимся для возможности включения заднего хода.

Читать еще:  Килеватость на миделе что это

В отверстии для крепления горизонтальной тяги реверса закрепляется конец пружины; второй ее конец крепится в отверстии передней части поддона. Пружина должна прижимать ползун к упору с усилием 3-5 кг и развивать усилие 10 кг при полностью включенном переднем ходе (крайнее заднее положение ползуна).

Боуденовская оболочка крепится в поддоне. Трос протягивается через блочок, расположенный на задней части поддона, и крепится к ползуну реверса с помощью вилки из листовой стали и короткого пальца, входящего в горизонтальную часть прорези ползуна.

Подготовка моторов других марок совершенно аналогична, кроме переключения реверса. На «Нептуне», «Москве», «Ветерке» и т. п. передний ход включается движением рычага вперед и поэтому ролика на тросе, изменяющего направление движения, не требуется.

Собственно привод дистанционного управления чрезвычайно прост по конструкции и в изготовлении.

Рис. 1. Общий вид дистанционного управления


увеличить, 682х1198, 95,6 КБ
1 — щека передняя; 2 — щека задняя; 3 — серьга; 4 — упор оболочки троса
переключения реверса; 5 — упор оболочки троса газа; 6 — тяга троса
переключения реверса; 7 — втулка; 8 — шайба; 5 — распорная втулка;
10 — палец переключения реверса; 11 — ручка; 12 — рычаг; 13 — шайба;
14 — палец газа; 15 — шайба текстолитовая; 16 — пружина; 17 — тяга троса газа.

Открытый коробчатый корпус (рис. 1) состоит из двух щек (1 и 2) с фигурными вырезами, соединенных при помощи втулок 9 винтами М4. Через фигурные вырезы в щеках пропущены пальцы 10 и 14, на концах которых закреплены винтами серьга 3 с одной стороны и рычаг 12 — с другой. К концу пальца 14 крепится трос газа, а к концу пальца 10 при помощи тяг 17 и 6 — трос реверса. На рычаге 12 крепится ручка, например от тяги реверса моторов «Вихрь» или «Нептун».

Чтобы трос газа не отходил назад, на пальце 14 между щетками помещается фрикционное устройство, состоящее из двух текстолитовых шайб 15 и пружины 16. Жесткость пружины 16 подбирается таким образом, чтобы возвратная пружина газа, установленная на моторе, не могла бы сдвинуть рукоятку привода, стоящую в положении «полный газ». Пружина имеет 12 витков намотанных с шагом 3 мм из проволоки ОВС Ø1,2.

На одной из щек крепятся поворотные упоры 4 и 5 оболочек троса реверса и газа. Узлы для регулировки слабины оболочки можно установить на любом конце — либо в поддоне, либо на упоре в приводе.

Рис. 2. Детали самодельного дистанционного управления


увеличить, 1280х2244, 300 КБ
1 — щека передняя и задняя (пунктир), дюралюминий δ=4; 2 — серьга, дюралюминий δ=4;
3 — упор оболочки троса, сталь или латунь, 2 шт.; 4 — тяга троса, сталь или латунь, 2 шт.;
5 — втулка, латунь; 6 — шайба, латунь; 7 — распорная втулка, дюралюминий или латунь, 4 шт.;
8 — палец переключения реверса, латунь; 9 — палец газа, латунь; 10 — рычаг, дюралюминий δ=4;
11 — шайба, латунь, 4 шт.; 12 — шайба, текстолит, 2 шт.

Фигурные пазы должны быть изготовлены одновременно в обеих щеках. Для этого вырезанные заготовки скрепляются винтами, пропущенными через отверстия Ø4,2 по углам.

Лучше всего при обработке пазов придерживаться следующей технологии. Вначале просверлите отверстия Ø6 в щеках с координатами 30—30 и нижних концах рычага и серьги. Затем скрепите серьгу и рычаг со щекой болтом М6, так чтобы стороны рычага и серьги были параллельны короткой стороне щеки, и высверлите отверстие во всех этих деталях с координатами 30—70.

Теперь нужно снять серьгу и, пользуясь рычагом как кондуктором, засверлить два оставшихся отверстия в щеках. Затем, сняв рычаг, можно увеличить отверстия в щеках до Ø8,2 и прорезать пазы либо пальцевой фрезой на фрезерном станке, либо выпиливая лобзиком после засверливания отверстий.

Разъединив щеки, тщательно зачистите внутренние поверхности пазов, притупите острые углы и кромки. Ширина паза 8,2 не является точной величиной. Паз может быть и пошире; главное — чтобы пальцы 10 и 14 (рис. 1) после сборки перемещались по пазам без заеданий.

Рис. 3. Схема работы дистанционного управления


А — ось пальца газа; Б — ось пальца переключения реверса.

Смазав все детали маслом, собирайте привод. Работает он следующим образом (рис. 3). В начальном положении (рукоятка вертикально вверх) заведенный мотор работает на холостом ходу на минимальных оборотах. Отклонив рукоятку на себя до упора, можно увеличить число оборотов или, не включая реверса, приоткрыть заслонку карбюратора для запуска мотора. При повороте рукоятки вперед рычаг вращается вокруг оси А и перемещает ползун реверса в положение «передний ход». Самопроизвольное выключение муфты невозможно, так как в крайнем положении ось пальца 10 (см. рис. 1) оказывается ниже оси А, и пружина возврата ползуна на моторе «запирает» рукоятку.

При дальнейшем движении рукоятки рычаг поворачивается уже вокруг оси Б. При этом перемещается трос газа. Фрикцион, шайбы которого прижаты к внутренней поверхности щек, препятствует самопроизвольному возвращению рычага. При возврате рукоятки в исходное положение последовательно убавляется газ и выключается муфта.

Привод устанавливается на левом комингсе кокпита лодки около места водителя.

Самодельное дистанционное управление лодочным мотором оказалось достаточно надежным и удобным в работе. Четкое включение мотора происходит «автоматически» независимо от квалификации водителя.

В. А. Щеголев, «Катера и яхты», 1973 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Дистанционное управление вихрь 30

У кого есть катер, у того есть мотор. У кого есть мотор, тот знает, что завести мотор бывает очень и очень не просто. Особенно старые отечественные моторы. С такой же проблемой столкнулись и мы. Ясно, что проблем со старыми моторами может быть много, но одной из самой распространенной является неустойчивая работа системы зажигания, в особенности на малых оборотах. Существует масса статей на тему того, как доработать, каким образом улучшить мотор. Одна из таких статей расположена на сайте http://motolodka.ru, точная ссылка на статью http://www.motolodka.ru/personal/anton/. С первого взгляда, казалось, что у нас все именно так, как там описано. Есть старый «Вихрь» (70 года выпуска), на маховике мотора имеются очень слабые магниты и т.п. В общем, казалось, что дело только за малым просто повторить то, что написано в этой статье. Но, реальная жизнь внесла свои коррективы. Даже если не брать в расчет «дурашливо-пивной» стиль написания статьи, что само по себе неприятно, в статье есть громадное количество неточностей, и откровенно неправильных вещей. Такое впечатление, что важнейшие элементы конструкции специально не были показаны.
В этой статье есть принципиальная схема (она показано внизу), которая была по-началу взята за основу всего, что мы начали делать.


для увеличения – нажмите на рисунок

Стенд для «проверки» маховика сделан из точильного станка, в котором абразивный диск заменен собственно на сам маховик.

Поэтому было создано устройство на основе микроконтроллера, формирующее сигнал после прохождения двух одноименных полюсов магнита на маховике. В качестве датчика магнитного поля был использован аналоговый датчик Холла SS49E, фирмы Honeywell. Принципиальная схема устройства представлена ниже. Цепи стабилизатора напряжения на ИМС 78L03 не показаны.

Читать еще:  Перевозка лодки на прицепе

Коммутаторы, которые мы использовали были двух разных типов, один на ИМС КР1055ХП4 и выходном транзисторе КТ8225А (это 133.3774-01) от автомобиля «Волга», второй — на ИМС КР1055ХП1АР и выходном транзисторе КТ8232А1 (это 76.3774 ) от автомобиля «Ока», «Жигули» ВАЗ 2109. Оба коммутатора работали одинаково. Кому интересно внешний вид одного из разобранных коммутаторов — можно посмотреть на следующей фотографии.


для увеличения – нажмите на рисунки

Принципиальная схема таких коммутаторов можно найти на фотографии снизу (спасибо Сергею Горланову, который перерисовал ее когда-то и поместил в интернете на всеобщее обозрение). Сама схеме, естественно не уникальна, она является типовой для этих микросхем. Кому интересно могут ознакомится с фирменным data sheet на ИМС L497, которая является прототипом отечественных К1055ХП1 и К1055ХП4.

Предварительный вариант плат для устройства можно увидеть на фотографии внизу. Дорожки вырезаны ножом для бумаги на стеклотекстолите. Единственное предупреждаю, что рисунок дорожек не очень удобен для монтажа микроконтроллера, т.к. изначально устройство разрабатывалась для использования компаратора, как элемента измерения напряжения на аналоговом датчике Холла.

для увеличения – нажмите на рисунки

Тестирование устройства (просьба тоже не удивляться, т.к. на этой фотографии использовался другой процессор, не c8051f300 на котором мы остановились в конечном счете). Вместо катушки зажигание подключено реле, по его щелчку можно точно знать момент появления искры.

Окончательный вид устройства показан на фотографии внизу, из-за крохотных размеров ИМС c8051f300 ее почти не видно. Исходный код программы на языке С (в качестве компилятора я использовал Keil Software, им можно пользоваться бесплатно в ознакомительных целях, но размер кода не должен превышать 2 Кбайт) можно найти тут. Кто не хочет ломать голову над тем как работает программа, компилировать, модифицировать и т.п., то может скачать сразу готовый hex-код здесь.Программатор я использовал хорватской фирмы DILOGIC, схему и программную оболочку для Windows можно бесплатно скачать вот здесь (с сайта фирмы DILOGIC) или заказать у них комплект уже собранного программатора и ПО к нему.

Усовершенствование узла газораспределения на лодочном моторе «Вихрь»

Хочу предложить свой вариант усовершенствования узла газораспределения мотора «Вихрь»: он не сложен, у него высокое КПД, он опробован в течение пяти лет и доведен при испытаниях многих «Вихрей-25» и «Вихрей-30».

Суть его в следующем. При сжатии поршнем, находящимся в НМТ, бензино-воздушной смеси в картере создается повышенное давление. Это повышенное давление способствует перекачиванию смеси по каналам из картера в цилиндр (где в это время создается разрежение) через открытые впускные окна.

Время создания повышенного давления в картере совпадает с движением золотника над впускным отверстием картера. Золотник закрывает его, создавая герметичную полость в картере, чем и способствует росту давления. Новая хитрость конструкции «Вихрей» в том, что эта герметичность не создается вовсе! Из-за этого моторы имели ухудшенную продувку картера и выброс части топлива в полость карбюратора. Многие знают, как «пылят» диффузоры карбюраторов. Подставив ладонь к диффузору, сразу чувствуешь холодок, рука становится мокрой.

Все рекомендации «спецов» по настройке карбюраторов и регулировке зажигания вызывали смех. Причина кроется в непродуманной конструкции золотника. Дело в том, что в момент перекрытия впускного окна картера своей плоскостью золотник проходит над впускным отверстием своим отверстием большого диаметра (18 мм). Хотя в отверстии и находится ведущий палец золотника, он не обеспечивает герметичности. Ведь золотник по этому пальцу (а также и по малому ведущему) должен, согласно конструкции, передвигаться свободно, без заеданий, иначе пружины не смогут прижать золотник к плоскости картера. А ведь это впускной клапан «Вихрей»! Сравните: есть ли в автомобильных клапанах щели? Их нет и не должно быть. А вот в «Вихрях» они заложены конструктивно. Между пальцами золотника и отверстиями, в которых они находятся, существуют щели! Вот в эту щель большого диаметра (18 мм) и устремляется сжатая смесь. И никакая настройка карбюраторов и зажигания не сможет ее загнать назад, поскольку давление смеси в картере в этот момент выше атмосферного.

Вот так и пылили десятилетиями наши «Вихри», заливая смесью поддоны и капоты, создавая постоянную взрывоопасную ситуацию. После двух пожаров, сопровождавшихся взрывами под капотом закрытого двигателя (спасали отверстия большого диаметра, зарешеченные в старых металлических капотах, а также отверстия в поддоне), я перестал эксплуатировать мотор с капотом. Этим я создавал естественный обдув воздухом околомоторного пространства. И задумался: чем это вызвано? Ведь второй случай произошел после установки закрытого карбюратора, исключающего течь. Проведенная разборка двигателя и настоящая исследовательская работа позволили найти это несоответствие. Были найдены и пути устранения, сделавшие этот узел «нормальным».

Итак, из текстолита (кругляка) вытачиваются две пластинки-заглушки: одна диаметром 17,7 мм, другая 7,7 мм. Толщина их 1,5 мм. Если нет станка, эту операцию можно произвести вручную, вырезав пластинки лобзиком из листового материала. На качество переделки это не влияет.

Затем берется рабочий золотник (уже отработавший некоторое время на моторе или совершенно новый — значения не имеет). Ацетоном обезжириваются отверстия золотника и обе пластинки. Пластинки промазываются эпоксидной смолой по периметру, а отверстия золотника лишь на 1,5-2,0 мм от рабочей поверхности трения золотника; иначе лишний клей будет неудобно устранять, а если этого не сделать, клей будет служить помехой для ведущего пальца. Для этих целей на заглушающих пластинках (заглушках) и уменьшен диаметр: образовавшуюся полость заполнит клей. При вклеивании заглушек их необходимо немного — на 0,1-0,5 мм — выпускать вниз, «на выпуск» в сторону рабочей плоскости золотника (на схеме показано пунктиром).


Эскиз золотника с вклеенными заглушками 1 и 2.

Затем на токарном станке необходимо проточить всю поцарапанную, в надирах, рабочую поверхность золотника, а также срезать выступающие части заглушек. Золотник приобретет новую, гладкую восстановленную поверхность без сквозных отверстий. Толщина заглушек, вклеенных в отверстия, составит 1,0-1,3 мм в зависимости от качества вклейки. Ведущие пальцы свободно входят в отверстия, не касаясь этих заглушек, но благодаря им смесь уже не прорвется в карбюратор!

Если нет токарного станка, можно притереть золотники на новой абразивной шайбе, проверяя качество притирки металлической линейкой. Эту операцию советую сделать и с новыми золотниками. Не доверяйте их красивому новому виду! Большое их количество имеют либо прогибание плоскости, либо выпуклость. Это неоднократно проверено.

Ни в коем случае не притирайте золотники на наждачной шкурке. Она уступает по прочности шайбе, в которой абразивные частички плотно спрессованы. Осыпавшиеся абразивные частички «въедаются» в текстолит, а затем на моторе сделают свое черное дело, изувечив плоскость картера.

На своем «Вихре-30», имеющем два карбюратора (каждый работает на свой цилиндр), мне пришлось дважды проводить исследования, поскольку после установки второго карбюратора карбюраторы запылили параллельно. Выброс топлива достигал 50-60 мм! Установка золотников нового типа лишь частично укоротила выброс. Далее началась борьба с впускными отверстиями и с фазами впуска «Вихря-30». Но это уже другая история!

А. Лутицкий, г. Киев.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector