Как привязать якорь к веревке ""
Top-motor.ru

Все про лодки

Как привязать якорь к веревке

Как вязать якорный узел

Якорный узел, иначе называемый рыбацким штыком, относится к категории незатягивающихся. Он является одним из наиболее надёжных в своей группе.

Дата возникновения

Мнения на этот счёт расходятся. В одних источниках считают, что рыбацкий штык был придуман всего лишь в прошлом столетии, где-то на европейских судах. Однако существует и другая информация, согласно которой данный узел отсчитывает уже пятое тысячелетие. Опираясь на эту теорию можно полагать, что ранее штык использовался и в других целях. Вероятно, он был заимствован кем-то из владельцев судов, после чего получил широкую огласку.

Область применения

Как и следует из названия, якорный узел используется в сфере судоходства. Считается, что не было придумано более надёжного штыка для тросов, которые подвергаются усиленному натяжению. До появления пароходов и других современно оснащённых судов с помощью данного узла осуществлялось крепление скобы якоря к канату. Конечно, сейчас он не пользуется такой популярностью из-за появления иных технологий, но способен пригодиться в других бытовых целях.

Рыбацкий штык схож с другим простым узлом, применяемым в морском деле. Его отличает техника вязки: когда нужный предмет обносят тросом, последний пропускают под первым слоем верёвки, т. е. шлагом. При использовании в судоходстве свободный конец каната скрепляют с неподвижным. Так, якорный узел способен выдержать любую тягу. Главное, верно выбрать трос. Поскольку именно он может порваться вне зависимости от техники крепления его к объекту. Штык часто применяется в других сферах, где в работе используют канаты для поднятия или удержания крупногабаритного предмета. Например, в частном строительстве.

Якорный узел: как вязать?

Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:

  1. Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
  2. Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
  3. Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
  4. Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.

Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого — простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.

Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.

Морские узлы

К данной категории относятся штыки — незатягивающиеся узлы, служащие для крепления троса к предмету. Они обеспечивают удобство и надёжность использования. Морские узлы, в отличие от рыболовных, оставляют возможность многократного применения троса без его повреждений. Они позволяют использовать минимум усилия для освобождения груза.

Якорный узел, фото которого представлено выше, относится именно к этой категории. Сейчас его применяют в сфере альпинизма. Популярен он и среди владельцев некоторых моделей яхт. Изначально штыки использовались для пришвартовки судов к причальным быкам, но с течением времени их приспособили и под другие нужды. Однако стоит упомянуть, что узлы этого семейства требуют схватки. Иначе они не смогут выполнять своих функций из-за опасности самопроизвольного распускания.

Как вязать морские узлы

В настоящее время на флотах применяется около сорока разных узлов . Владельцу прогулочного судна такого количества узлов не нужно. Здесь отобраны наиболее часто применяемые и наиболее простые для освоения морские узлы . Из предлагаемых судоводитель отберет несколько и их освоит. Он будет пользоваться узлом в том случае, если прием вязки будет отработан до автоматизма, а для этого нужно тренироваться. Некоторые понятия:

  • Коренной конец — конец троса, закрепленный неподвижно или не используемый при вязке узла; противоположен ходовому концу;
  • Ходовой конец — незакрепленный свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла.

    Рис. 6.11. Стивидорный узел. Является стопорным для тросов. При затягивании надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Если такой узел завязать на конце синтетического троса и ходовой конец отрезать и оплавить, это будет хорошим стопором на лине, привязанным к ведру или швабре.

    Рис. 6.12. Простой полуштык — самый простой из незатягивающихся узлов. Правильно завязанный узел выдерживает сильную тягу. Он может придвинуться к предмету, но никогда не затянется.

    Рис. 6.13. Простой штык: а — правильно завязанный; б — перевернутый (неправильный). Основное назначение — закрепление швартовых концов за причальные приспособления, буксировке автомобилей и т. д. Англичане говорят: «Два полуштыка спасли корабль королевы, а три полуштыка — это более чем достаточно и для королевской яхты». Будьте внимательны, чтобы завязать его правильно.

    Рис. 6.14. Рыбацкий штык (якорный узел). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю. Признан как самый надежный.

    Рис. 6.15. Дубовый узел. Применяют в исключительных случаях, когда надо быстро связать два троса. Сильно затянутый узел трудно развязать, особенно если он намок. При работе с тросом может зацепляться за различные предметы, несколько ослабляет общую прочность снасти.

    Рис. 6.16. Фламандский узел. Применяется для соединения двух тросов как тонких, так и толстых. Соединение двух тросов этим узлом считается очень прочным.

    Рис. 6.17. Воровской узел. Отличается от прямого узла тем, что ходовые концы выходят по диагонали.

    Рис. 6.18. Шкотовый узел. Лучше всего применять для крепления троса к готовой петле или коушу. При использовании синтетического троса, более скользкого нежели растительный, рекомендуется его вязать с дополнительным шлагом. Следует помнить, если снасть не натянуть, он может ослабнуть и развязаться.

    Рис. 6.19. Самозатягивающийся узел. К коренному концу можно приложить усилие, соразмерное прочности троса. Работает тогда, когда к коренному концу приложено постоянное усилие. При переменном усилии может развязаться.

    Рис. 6.20. Выбленочный узел: а — первый способ вязки; б — второй способ вязки. Свое название получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смольного троса, служащие ступеньками для подъема на мачты. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обеим концам троса. Прекрасно работает при вязке веников для бани. Для затяжки, когда веник высохнет и вязка ослабнет, достаточно потянуть за концы.

    Рис. 6.21. Дубовая петля. Самая простая петля из всех незатягивающихся петель. Ослабляет трос, но хорошо держится на синтетических канатах. При затягивании плохо развязывается.

    Рис. 6.22. Удавка: а — схема вязки; б — вязка удавки с полуштыками. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным. Узел нужно проверять перед каждым подъемом, чтобы он был натянут, потому что после опускания предмета на землю узел ослабевает, и предмет может выскользнуть.

    Рис. 6.23. Беседочный узел. Получил свое название от морской беседки, на которой человек спускается за борт для окраски, осмотра корпуса и т. д. Известен египтянам и финикийцам за 3000 лет до н. э. Считается королем узлов. Универсален, легко вяжется, не затягивается и легко развязывается.

    Рис. 6.24. Бочечный узел. Этот узел применяется когда нужно поднять открытый сосуд вертикально. В быту можно обвязать стеклянную банку и сходить за молоком. Наверху тросы можно связать прямым узлом.

    Рис. 6.25. Схема крепления швартового троса за кнехт при длительной стоянке.

    Рис. 6.26. Закрепление швартового троса на занятом кнехте или тумбе. Такой способ закрепления швартовного троса дает возможностъ швартоваться одновременно нескольким судам без съемки с кнехта огонов других тросов.

    Верный способ привязки якоря к веревке

    время прочтения: 8 мин.

    При ловле рыбы с лодки якорь – обязательный атрибут . Ее может снести ветром или речным течением, а для рыбалки важно зафиксировать одно положение на долгое время. Особенно это актуально для лодок из ПВХ, поскольку они очень легкие и быстро смещаются из точки остановки. Прикрепить якорь к лодке так, чтобы он не отвязался – целое искусство. Часто начинающие рыболовы им не владеют. Поговорим подробнее, как правильно самостоятельно привязать якорь для лодки.

    Как правильно привязать якорь, чтобы не утопить

    Рассмотрим крепление якоря крепления якоря.

    Что потребуется

    Для крепления якоря на лодку, изготовленную из ПВХ, потребуется:

    • сам якорь;
    • веревка не менее 6 мм в диаметре;
    • режущий инструмент (для перерезания веревки).

    Пошаговые действия

    Итак, как же привязать якорь к веревке? Вот что необходимо сделать:

    • отмерить и отрезать необходимое количество веревки;
    • отмерить количество веревки, необходимое для завязывания узла;
    • завязать узел на веретене так, чтобы он упирался в скобы и таким образом фиксировался;
    • другой конец веревки привязать к креплению на лодке.

    Важные нюансы

    Процедура имеет несколько важных нюансов. Главный из них сопряжен с правильным выбором узла. Многие колеблются, не зная, какую разновидность использовать, чтобы привязать веревку к якорю. Ниже приведено три типа наиболее надежных узлов, которые подойдут в большинстве ситуаций и способны выдержать даже серьезную нагрузку.

    1. Гриннер. Этот узел завязывают не на веретене, а на рыме. Чтобы его сделать, надо дважды перехлестнуть конец веревки через рым, отвести его вверх, опустить вниз, обвить вокруг параллельно идущей веревки не менее пяти петель, пропустить кончик в большую петлю, образовавшуюся сбоку, и хорошо все затянуть.
    2. Двойной булинь. Конец веревки скручивают в двойную спираль, трижды продевают его через нее так, чтобы сверху и снизу образовалось по петле. Затем конец продевают в верхнюю петлю. Нижнюю надевают на веретено и затягивают.
    3. Рыбацкий штык. Простой, но надежный узел. Конец веревки закручивают в двойную спираль так, чтобы через нее проходил рым. Затем через нее продевают и конец. После сверху завязывают два или три обычных узла.
    Читать еще:  Самодельные лодки и катера своими руками видео

    Еще один важный момент – выбор длины каната. Он должен прочно удерживать лодку. В то же время – иметь запас. Лучший вариант – канат, который превышает глубину в месте стоянки лодки в два с половиной – три раза. Это предохранит его от обрыва под действием сильного ветра или течения. Но лучше иметь еще больший запас. Это пригодится, если рыболов остановится в более глубоком месте.

    Запас нужно рассчитывать исходя из глубин, характерных для наиболее часто посещаемых водоемах.

    Также важно ответственно подойти к типу якоря. Всего их три

    1. Гравитационный. Тормозит движение судна за счет своего веса. Обычно представляет собой стержень с нанизанными тяжелыми металлическими элементами.
    2. Плавающий. Задерживает судно, находясь в толще воды. Не подойдет для водоемов с быстрым течением, так как лодку быстро снесет из-за недостаточной фиксации.
    3. Цепляющийся. Имеет два или более зубцов, которые цепляются за дно водоема. Самый надежный вариант, обеспечивающий прочное сцепление. Главный недостаток этой разновидности – определенный риск отрыва при застревании в камнях или корягах.

    Вот несколько часто задаваемых вопросов, которые касаются крепления якоря к канату.

    Принципиально, каким узлом закрепить якорь на лодке ПВХ? Можно использовать свой вариант?

    Да, можно. Главное требование – надежность. Если ваша вариация узла обладает достаточной степень прочности, можно привязать с помощью нее.

    Каким должен быть запас каната?

    Это определяется в каждом случае индивидуально и зависит от множества различных факторов. Среди них сила ветра в месте рыбной ловли, интенсивность течения, глубина. Если вы рыбачите на разных водоемах, условия на которых вам неизвестны, лучше иметь максимально возможный запас. Это убережет от непредвиденных ситуаций.

    Можно ли рыбачить без якоря на лодке ПВХ?

    В некоторых случаях – да. Например, когда нет сильного течения и ветра. Это касается спокойных озер, затонов, стариц рек. А вот в речном русле так сделать не получится – лодку очень быстро снесет течением и рыбалка не удастся.

    Какой канат лучше всего подойдет для тяжелых лодок?

    Для тяжелого судна нужен канат большой толщины и особого плетения. Толщина не должна быть меньше 8 мм (а в идеале – 10 мм). Плетение подойдет сквозное или с сердечником. Оно позволит избежать обрывов.

    Что делать, если якорь зацепился за корягу или камень и его не получается достать?

    В случае мертвого зацепа целесообразнее перерезать канат. При попытках достать якорь можно легко опрокинуть лодку. Лучше не рисковать.

    Вывод

    Многие начинающие рыболовы не знают, как правильно привязать якорь к лодке ПВХ. А при рыбалке на водоемах с сильным течением важно зафиксировать судно в одном положении.

    Тут нужно помнить о нескольких моментах: правильно подобрать узел и канат, тип якоря, грамотно определить длину веревки.

    При продуманном монтаже можно добиться надежной фиксации судна в одном положении и свести к минимуму риск обрыва.

    Что нужно знать о якорях для лодок ПВХ?

    Не всегда купив хороший якорь можно быть уверенным, что он будет держать лодку и рыбалка удастся. Зачастую бывают случаи, когда якорь не способен удержать судно (лодку), поскольку неправильно установлен. Подходящими для решения этой проблемы являются места с несильным течением и безветренной погоды.

    Основные требования к якорю для лодок ПВХ

    • Независимо от погоды, главной задачей якоря является надёжно удерживать лодку (судно) как в сильный ветер, так и при сильном течении. Набегающие волны создают рывки судна, якорь не должен смещаться при действии оказывающим на него рывками.
    • Зацепившийся якорь должен легко сниматься. Потеря якоря в неподходящее время может стать настоящей катастрофой для рыбаков, поэтому якорь должен хорошо сниматься от зацепов.
    • Массою якорь должен быть меньше. Якорь весом 2,5 кг имеет способность удерживать в несколько раз больше, чем предмет весом 10 кг.
    • Должен быть устойчивым. Желательно, чтобы якорь был покрашен или произведён из нержавеющих сплавов. Со временем на якоре будут образовываться ржавые налёты, что становится причиной испачканных вещей и недолговечности.

    Виды якорей

    • Для использования в илистом или песчаном дне идеально подойдут якоря небольшой массой и двумя способными поворачиваться лампами, которые глубоко вкапываются в грунт. Существует метод, который позволяет увеличить силу удержания на течение, верёвку якоря привязывают на переднюю часть лодки (носовой петли) и опускают в воду, насколько можно ближе к борту. Там, где глубоко или сильное течение, этот метод категорически запрещён, так как из-за длинной верёвки лодка может рыскать, поэтому подобный метод желательно использовать в водоёмах небольшой глубины или же в местах со слабыми волнами.
    • Существует якорь формой перевёрнутого гриба. Этот якорь удобно хранить, что является преимуществом в массовых соотношениях, а также соотношение размеров. Хорошо применять в местах, где ил, глина, а также на дне с водорослями.
    • Якорь с грибообразной формой, который имеет две лапы, дающие возможность зарываться в дно с камнями и с корягами.

    Сила сноса зависимости от веса лодки. Для удержания большой лодки в мощное течение требуется два якоря. Один якорь с лампами на длинной верёвки, а второй якорь грибообразный, который опускается на другой верёвки. Второй якорь служит для того, чтобы лодка не так сильно болталась.

    • Корабельный якорь весом 7 кг на длинной верёвке в любую погоду способен выдержать небольшое судно. Подобный якорь хорошо подходит для ловли с маленькой лодки. Такие якоря хорошо использовать на мягком дне, им не страшна коррозия благодаря виниловому покрытию, к тому же подобное покрытие способствует избежанию повреждений судна во время вытаскивания якоря.
    • Якорь Дэнфорта со специальными лапами, с помощью которых возможно использовать данную конструкцию даже в илистой местности. Зачастую подобные якоря требуются для лодок больших размеров, так как и сам якорь данной модели имеет большую массу, а также немаленький по размеру.

    Как выбрать якорь

    Каждый якорь предназначен и хорош в определённых местах, подходящих ему. Для правильного выбора якоря необходимо знать хотя бы примерно какой грунт в местах, где вы планируете плавать, а также важную роль играет вес вашего судна (лодки). Вес можно узнать с помощью специальной таблицы, или же по сложной формуле.

    • Для лодки (судна) весом одной тонны (1000 кг) требуется якорь 10–12 кг, то есть якорь должен быть около 10% от веса лодки. Также можно выбрать якорь по длине судна (лодки). Якорь должен быть весом 1% от длины лодки, например, 270–2,7 кг. Только не следует забывать о том, что якорь можно усилить цепью.
    • Для надувных лодок мастера советуют якорь-кошку. Это самый распространённый якорь, который способен использоваться практически во всех грунтах. Также он небольшого размера, что служит удобством при перевозке. Якорь весит 2–12 кг, его увеличительная масса составляет 0,5 кг. Цена этого якоря от 300 до 1500 рублей. Четырёх килограммовый якорь-кошка от 2000 рублей.
    • Также существует якорь холла, он, как и якорь Матросова, отличается большими размерами, что позволяет крепче держать судно, хорошо применяется на гальке. Цена за 4,5 кг 1800–2000 рублей.
    • Существует Китайская модель как якорь-грибок с оболочкой ПВХ, что способствует предотвратить ржавчину, появления пятен, и тем самым продлевает время служения. Цена за якорь весом 5,4 кг составляет 1380 рублей.

    Трёхлепестковый якорь с весом 6,8 кг и покрытием ПВХ. Подобные якоря могут присасываться ко дну, а также зацепляться. Якорь хорошо использовать на лодках (надувных), благодаря обрезиненному корпусу можно не бояться повредить лодку. Металл, из которого сделан якорь, является чугун, производству Китая, способен удержать нагрузку до 700 кг, цена 1880 рублей.

  • Плавучий якорь составляет 1500–2200 мм. Этот якорь применяется для судна (лодки) с длиною 15 метров. Когда якорь опущен в воду, он принимает свою форму и этим самым препятствует движению судна. Плавучий якорь может быть и из нейлона его применяют при шторме или когда просто очень сильное течение. Цена 3177, а якорь из нейлона составляет 1360 рублей.
  • Крепление якоря на лодке ПВХ

    Для присоединения якоря к лодке (судну) потребуется специальный канат для крепления якоря. На конце этого каната с помощью крепко связанных узлов необходимо сделать петли, затем используя специальную скобу, требуется прикрепить один конец каната к якорю, а другой мы крепим к форштевню судна (лодки). Канат для якоря, как правило, крепится к ручке, которую используют для удобного перетаскивания лодки.

    Незацепляемый якорь для лодки ПВХ

    Зачастую во время рыбалки случается зацеп якоря, причиной этому может стать каменистое дно, или же из-за коряг.

    Для того чтобы отцепить якорь, существуют два способа:

    • первый заключается в том, что придётся погружаться в воду и снимать якорь руками;
    • второй более лёгкий с помощь троса с поплавком.

    На тот случай, если плаванье проводится в местах, где лапы якоря могут сходиться необходимо, привязать ещё один трос с использованием поплавка (резиновый мяч, пенопласт). Если якорь сильно зацепиться (случается часто), то трос послужит как страховочный, благодаря которому вы без затруднений вытащите зацепившийся якорь.

    Как это работает

    За тренд необходимо подвязать трос и пропустить его через чеку, которая расположена в отверстие на конце тренда. При необходимости, когда якорь зацепился, трос требуется потянуть в противоположное направление веретена, при этом чека сломается, тем самым мы освободим якорь.

    Существует метод крепления чеки, с помощью которого тянуть трос можно будет в любую сторону, необязательно противоположную направление веретена только с большим усилием. Для этого требуется закрепить чеку не на тренде, а на тросе. Также на трос крепится верёвка (трос), которая будет замкнута на тренде и образовывать петлю.

    В качестве чеки можно использовать согнутую в круг проволоку и леску, а также отлично подойдёт полимерный хомут, который можно без труда приобрести в любом магазине строительных товаров. Также обратите внимание на то, что чеку можно использовать не одну, а сразу несколько, и тем самым усилие на разрыв будет увеличиваться.

    Необходимо знать, что существует два вида установки чеки, каждый из них имеет свою силу разрыва:

    • Скользящая установка требует резкого усиления, если тянуть плавно, лодка в то время встанет в неправильное направление. Разрывная нагрузка скользящей установке составляет 10–15 кг, не более того.
    • Фиксированная установка. При этой установке чека не должна разрушаться от усилия сноса судна. Для обрыва чеки требуется сила разрыва, составляющая 30–40 кг. Разрушить чеку с такой силой разрыва можно с помощью подвесного мотора. Сила толкания мотора на полных оборотах мощностью 2,5л.с. составляет 50 кг. Оба способа неплохие, тем не менее лучшим остаётся способ троса с поплавком (Буйреп).

    Каким узлом привязать якорь

    Существует огромное количество всевозможных рыболовных узлов , которые, применяются в различных направлениях рыбной ловле. Но так как наша тема “спиннинг” то в этой статье я непосредственно, расскажу о тех узлах, которые должны быть на вооружении у любого спиннингиста. На самом деле у спиннингиста или рыбака из другого направления, есть один два узла, для определенной операции, которые он применяет вот уже на протяжении многих лет. К примеру, я знаю десять узлов, как привязать леску к поводку, но пользуюсь одним и что-то менять вряд ли буду. И так, начну сначала. Первый узел который нам понадобится, это узел для того что бы привязать основную леску к шпуле катушки.

    Как привязать леску на шпулю катушки.

    Для этих целей можно применять много различных узлов, начиная со сложных самозатягивающихся удавок, и заканчивая простыми, бытовыми. Кто-то вообще предпочитает наматывать леску на шпулю не как, не фиксируя её. Я бы ни в коем случае, не советовал так поступать. Представьте такую ситуацию. Вы рыбачите с лодки и каким-то случайным образом уронили шпулю вводу, у вас в руках осталась только леска. Все просто, тяни за леску и вытащишь шпулю, но вот вместо шпули, изводы достается только обратный конец лески. Что бы таких курьезов ни случалось, для этих целей я бы рекомендовал так называемый “Кровавый узел”. На первый взгляд он может показаться немного сложным, но после небольшой тренировки все должно получиться.

    Как привязать спиннинговый поводок.

    Ответ на этот вопрос, для себя я нашёл очень давно. Это узел под названием “Гриннер”(Grinner) который я использую в своей рыболовной практике уже, наверное, лат 10 и за все это время этот узел ни подводил меня, ни разу. Как альтернативу могу ещё применять узел, под названием “Клинч” но очень редко. В целом эти два узла очень похожи между собой, но мне больше по душе пришелся первый. При вязании этого узла обязательно нужно учитывать толщину лески, то есть, чем тоньше леска, тем больше витков вокруг оси нужно сделать. Для плетеного шнура диаметром 0.16 я обычно делаю пять, шесть оборотов, этого хватает.

    Как связать леску между собой.

    В том случае, если вдруг возникла такая потребность и вам необходимо связать между собой два конца основной лески, то для этого я предлагаю узел фото 1. Этот узел очень легок в исполнении, а также достаточно надежен. Рекомендую применять его только для монолесок, для связки плетеных шнуров, лучше такой узел не применять. Для связки шнура отличным вариантом будет узел фото 2. Так же этот узел можно применять для привязывания, флюоракарбонового поводка, и связки лесок, шнуров разного диаметра.

    Как привязать американку.

    При ловле на ультралайтовую снасть, спиннингисты часто применяют поводок из флюоракарбоновой лески, и здесь возникает потребность привязывания карабина (американки) к самому поводку. Для этого я хочу предложить пару очень надежный и простых узлов. Сам я эти узлы применю очень редко, для монтажа американки я применяю узел Гриннер. Но могу сказать, что много моих друзей пользуются этими узлами, и пока что без нареканий.

    Требования к якорям для надувной лодки

    Основная задача якоря – удержание лодки на течении, поэтому сперва нужно уделить внимание весу. Немаловажно еще учесть то, что в надувных лодках не всегда достаточно места для транспортировки длинного толстого троса и якоря. Но это уже вторично – сперва нужно точно определить форму и вес якоря, которого хватит для обеспечения устойчивости лодки на водоеме с течением. Как выбрать якорь для лодки?

    Якорь для лодки ПВХ подбирается несколько иначе, чем в случае металлических или деревянных лодок, поскольку парусность такого средства передвижения по воде больше, а водоизмещение меньше. Форм у лодочных якорей существует масса, причем каждый из видов предназначен для определенного типа дна.

    Критично необходимо, чтобы якорь кроме надежного удержания был еще удобен для использования на небольшом плавсредстве и не был сильно большим. Устойчивость к коррозии должна быть в любом случае, поэтому особо выделять этот параметр не стоит. Наиболее подходящим окажется складной вариант, потому что он элементарно экономит место. Одним из самых популярных считается складной якорь «кошка» с четырьмя или более откидными лапами, которыми он может держаться на песчаном дне, но практически не годится для камней и ила.

    При неправильном привязывании якорь способен зацепиться за корягу фатально, поэтому его нужно привязывать за нижнюю петлю. На верхнюю петлю крепится колечко, как на ключах и через него продевается веревка – при зацепе достаточно нескольких сильных рывков, чтобы сорвать кольцо и вытащить якорь за нижнюю часть.

    Одним из самых важных требований к якорю для надувной лодки – это отсутствие опасных острых элементов, способных повредить обшивку. Заостренные тонкие концы лап «кошки» лучше цепляют дно, но при вытягивании велика вероятность протыкания лодки. Самодельные приспособления в виде мешков с грунтом, камней и кирпичей относительно безопасны, но нередко требуют большого веса, чтобы преодолеть воздействие течения.

    «Самый лучший якорь» не должен быть сильно тяжелым, потому как доставать его придется только руками, поскольку лебедок и прочих вещей на ПВХ лодку не установить. Еще при слишком тяжелом грузе можно легко угодить за борт, вытаскивая его наверх. Если на лодке есть рым и ролик для спуска, то безопасность на воде обеспечивается еще и тем, что веревка не перетирает борт в месте спуска и еще гораздо удобнее переводить якорь в спущенное положение из походного и обратно.

    Как рассчитать вес якоря

    Вес должен быть таким, чтобы его хватило для удержания лодки на течении. Соответственно, необходимо учесть массу лодки со снаряжением и людьми в ней, скорость течения, грунт и глубину. Конечно, условия ловли могут быть совершенно разными, поэтому подобрать лучше всего под наиболее сложные условия, чтобы была возможность ловить где угодно.

    Итак, существует устоявшееся правило, которое весьма хорошо в своей простоте – масса якоря в кг равна длине лодки по модулю в см + 100 и умножить на 10. Таким образом, получается, что для лодки длиной 380 см оптимальный якорь должен весить 4800 г. По такой формуле можно подсчитать необходимую массу якоря и приступить к его изготовлению либо купить.

    Чтобы не высчитывать также есть уже готовые данные, как вот в этой таблице

    Рассчитан на судно

    с полной загрузкой

    Разумеется, что для ПВХ лодки якорь даже в условиях Днепра, Волги или Дона не будет превышать десяти килограмм, потому что нечасто они бывают столь большого размера. От того, какой якорь по форме, будет зависеть его удерживая способность на конкретных типах дна, а вот вес играет роль более универсальную.

    Помимо массы якоря и толщины троса еще важно, чтобы длина якорной «цепи» была в правильном диапазоне. Оптимумом считается стравливать якорь на веревке, длина которой равна пяти и более глубинам в месте остановки. Длина в одном и том же месте может зависеть и от количества людей в лодке, и от силы ветра по простой зависимости – чем больше, тем больше.

    Виды якорей

    Грибовидный якорь также пользуется популярностью за свою удерживающую силу на илистом, песчаном и каменистом грунте. Однако, как и в случае с «кошкой», он при малейшем недостатке веса будет стаскиваться на течении. Он самый безопасный с точки зрения возможности повредить лодку из-за своих гладких форм. Также этому способствует еще то, что их покрывают слоем мягкого ПВХ.

    Якорь Матросова также используется нередко. Его форма и принцип срабатывания позволяют крепко устанавливать лодку при любом типе грунта. Принцип кривошипного механизма, заложенный в его устройстве, дает возможность вгрызаться в грунт довольно глубоко, причем при повороте ее на 360 градусов он не выйдет из донного грунта.

    Бесштоковые якори-плуги заслуживают отдельного внимания, потому что их эффективность очень высока. Существует много моделей с небольшим весом, которые после погружения «пропахивают» дно и входят в него, крепко держа судно. ПВХ лодка длиной 3 метра может удерживаться грузом такого типа, который весит 3 кг на большом течении, если позволяет грунт. Удерживающая сила 30 кг на 1 кг своего веса характерна именно для якоря Брюса. Однако, этот тип больше подходит для длительных стоянок крупных судов, что не мешает рыболовам его использовать для своих целей. Возможны затруднения при вытягивании, но если сил достаточно, то проблем с ним не будет.

    Частично компенсировать небольшой вес может якорь Дэнфорта, который очень сильно вгрызается в грунт, особенно мягкий, и держит очень крепко. Этот космополит используется как моряками, так и рыбаками на надувных лодок. Американская идея в свое время получила исполнения во всех весовых категориях, поскольку рабочие качества на высоте.

    Существует еще интересный вид, который предназначен для замедления движения лодки по течению – дрейфовый якорь. Такие мешочки из брезента используются при дрейфовании, когда нужно пройти по участку с течением не очень быстро, как, к примеру, при троллинге или ловле сома на квок с движущейся снастью. Прочие виды используются нечасто, потому что в основном они предназначены для более крупных плавсредств или для лодок из металла и дерева.

    Материал для изготовления фала

    Фал должен соответствовать массе используемого груза, поэтому первоначально нужно определить необходимый диаметр сечения. Самые легкие грузы можно оснащать веревкой 5 мм сечением, однако, такой диаметр может оказаться слабоватым в случае глухого зацепа. Обычно берутся шнуры 7-15 мм, которые выдерживают вес 10 кг + прочие силы, воздействующие на якорь.

    Материал фала может быть каким угодно, но современное производство синтетических материалов позволяет приобретать весьма стойкие к различного рода повреждениям веревки. При выборе важно внимательно посмотреть срез, чтобы плетение было крепким и сплошным – плохо сплетенные жгуты не выдержат заявленный вес при чуть большей нагрузке, если, к примеру, придется дергать якорь из ила.

    Как правильно привязать, чтобы не утопить якорь

    Потеря якоря – лишние нервы и затраты, поэтому лучше ее избежать. Привязывать якорь можно тысячами способов, но большинство из них сводится к одному – иметь возможность потянуть за вторую в случае зацепа.

    Итак, как говорилось уже про якорь-кошку в начале, можно поставить предохраняющее кольцо из мягкого металла на верхнюю петлю и привязать за нижнюю. Кому-то же ближе вариант с привязыванием за обе стороны разными веревками, но так в лодке будет занято ими очень много места. Привязать предохранитель можно и другим способом: к верхнему кольцу привязывается проволока с петлей; все должно быть связано надежно, но в случае зацепа чтоб можно было оторвать именно проволоку; за предохранителем должен остаться еще конец веревки, который после привязывания к нижнему кольцу якоря должен быть не натянут.

    Бывает так, что у якоря всего один крепежный конец, как, например, у грибовидного. В таком случае редко возникает вероятность зацепа, потому что форма в виде круга чаще всего обходит коряги и прочие предметы на дне. Даже угодивший между веток «грибок» достать без особых ухищрений будет просто. Для всех же сложных форм с наличием подвижных частей или широких лап рекомендуется делать два рычага вытаскивания.

    Иногда грузы, изготовленные вручную, оснащают лапами, которые при обычной нагрузке держат лодку, не деформируются, но если же подать на них пару-тройку серьезных рывков, как при зацепе, то они гнутся и освобождают якорь. Таких моделей очень много производится народными умельцами как для себя, так и на продажу.

    Отзывы

    Говоря об отзывах людей, использующих якоря разных форм, непросто вывести некую зависимость, не разделяя мнения по категориям. Одним важна низкая цена, другие согласны заплатить побольше и приобрести наиболее качественный и удобный в использовании предмет.

    Среди первых наибольшим спросом пользуется «Кошка», поскольку стоит недорого, держит крепко на многих грунтах, зачастую имеет складную конфигурацию, что актуально для владельцев лодок из ПВХ. На втором месте грибовидный якорь, на третьем – модель Матросова. Дэнфорт более популярен среди более высокой весовой категории судов. Выбирают обычно, исходя из наименьшей цены.

    Для второй условной группы сложнее вывести закономерность, потому что каждая отдельно взятая форма при разном исполнении будет иметь свои минусы и плюсы. Весьма часто используется грибовидный, поскольку безобиден для самой лодки в походном положении, редко цепляется а что-либо на дне, хорошо держит на разных грунтах.

    Еще нередко использование тех или иных форм зависит от способа ловли отдельно взятых рыбаков. Спиннингистам нужен мобильный вариант, который легко поднять и снова бросить. Для любителей донных способов ловли актуально растягивать лодку на течении двумя якорями, чтобы зафиксироваться на точке и обловить определенный участок.

    Средняя стоимость

    Рынок предлагает большое количество товаров по разным ценам, которые зависят от материалов, качества и бренда. В таблице приведены приблизительные цены разных форм якорей для ПВХ лодок.

    В таблице приведены примерные цены для разных форм и весов якорей, применимых на надувных лодках.

    Бортовые заметки

    Как ставить яхту на якорь

    А сегодня я расскажу о том, как на мой взгляд правильно ставить лодку на якорь. Это очень тонкая материя и я всегда очень трепетно отношусь к такому непростому процессу. Так же не претендую на академическую правильность процессов, просто делюсь своими наблюдениями и опытом.

    На якоре лодка стоит не так, как многие себе представляют. Держит лодку не столько якорь, сколько цепь, которая лежит на дне и радиус разворота идет не вокруг якоря, а вокруг цепи, вес которой держит лодку. Якорь же просто не дает цепи двигаться вперед. Естественно, если будет сильно дуть и нагрузка на цепь возрастет, то лодка может вытянуть разложенную цепь и вытянуть ее, и это может привести к тому, что якорь, который плохо зацепился начнет скользить. есть шанс проснуться не там, где вы планировали. Например на волнорезе марины, как было у моих друзей… Слава богу, без критических последствий, поцарапали лодку и все.

    В современных лодках вместо длинной цепи используют половину цепи и веревку. Цепь держит лодку, веревка имеет меньше веса. Решение хорошее но, лучше использовать цепь, если есть возможность возить вес. Но веревка может быть для сложных вариантов, таких, как большие глубины.

    Теперь несколько общих правил. Длинна якоря должна быть минимально от 3х до 5ти глубин. То есть если вы ставите лодку на якорь на глубине 6 метров, вам нужно размотать от 18 до 30 метров цепи. Если ветер не супер сильный. Если планируете стоять на 30 узлов плюс, я бы размотал еще метров 20-30 и спал спокойно.

    Теперь несколько слов о грунте. В навигационных программах вы можете увидеть обозначения грунтов.
    S — SAND — Песок. Самое лучший держак для якоря, самое надежное крепление лодки. Мне нравиться якорь Rocna для песка. Хотя Delta держит очень хорошо так же.
    St. — STONES — Камни. Полная х. Вообще не держит, только за счет веса цепи. Можно вываливать всю что есть и все равно мало шансов, что будет держаться. Это касается грунта типа галька. Когда большие камни, есть шанс что якорь застрянет и бедет держать супер надежно. Вытащить может быть проблема, а поставить на больших камнях не вопрос 🙂 Мне нравиться стоять на якоре Delta*
    M — MUD — Грязь. Очень спорное покрытие, когда трава, держак очень плохой и возможен дрейф, хотя если получается зацепиться стоит неплохо, но можно долго кататься с размотанной цепью и так и не стать уверенно. Один раз я размотал 50 метров цепи на 7 метрах глубины и так и не зацепился. Хотя если это просто грязь, то может зацепиться как на песке. Нужно просто немного больше размотать цепи при постановке на якорь. Но об этом детальнее на картинке.
    Co — Корал. Собственно тут все сказано. Обычно стоять в коралле на якоре запрещено.

    Теперь несколько слов о том, как именно ставить на якорь лодку. Берем для пример глубину в 7 метров. Останавливаю лодку на месте и сваливаю 20 метров (три глубины). На месте. Начинаю сдавать задним ходом но не сильно. Лодка начинает идти и происходит зацеп. Может быть резкая остановка, может быть плавная. Главное задача дать якорю зацепиться за дно. Зацеп произошел, отлично. Сваливаю еще 10 метров и даю больше хода назад. Обычно этой длинны хватает чтобы стоять на месте в полный газ и цепь проскальзывала в лебедке. Затем сваливаю еще 10 метров, подтягиваю газом назад лодку и ложусь крепко спать 🙂 Вернее не так, ставлю еще страховочную веревку, забыл как называется, устанавливаю трекер и ложусь спать. Об последних двух пунктах чуть подробнее.

    Страховочная веревка. Задача снять нагрузку с лебедки. Плюс сделать более мягкую стоянку на якоре. После постановки на якорь привязываем веревку (швартовый или любую другую) цепи, а два конца веревки привязываем на утку так, чтобы в 1-2-3 метра длинны привязать ее к цепи. Например крючок, крепим на цепь и два конца на утки. Как на фото. Затем отваливаем еще перу метров цепи, так чтобы лодка держалась на веревке, а цепь от лебедки провисала. Нагрузка на утках, лебедка свободна.

    Теперь несколько слов о том, каким способом определить, что лодка стоит надежно. И пользовался несколькими трекерами для планшета. Anchor, Boat Sentry, Anchor Alert HD и навигационной программой iSailor. Последней я пользуюсь все время и на ней остановился.
    О программах напишу в отдельной статье, но сейчас несколько слов о программе iSailor.

    Важно! Заходим в настройки и ставим в программе в настройках Alarm Monitoring ON.
    Далее важно! Включаем Primary GPS Fail, не забываем, иначе в случае потери сигнала GPS вы будете просто не понимать на месте вы или нет. Затем включаем Alarm Watch и выставляем длину цепи плюс 5 метров. И все 🙂

    Теперь несколько слов о том, как подобрать якорь к лодке. Для примера берем якорь Rocna. Ниже табличка, в которой идет зависимость массы якоря от массы лодки и ее длинны. Я выбрал для себя максимальные значения веса лодки, следовательно якорь подобран под загруженную лодку. Так оно должно работать.

    * У меня два якоря, в начале я стоял на Delta 25 кг, которая была предоставлена вместе с лодкой, затем докупил цепи и якорь Rocna, 35 кг. Стоит мертво. Мне очень нравиться как это якорь работает. Я стал с ним спокойно спать.

    Ссылка на основную публикацию
    "
    ×
    ×
    "
    Adblock
    detector