Как работает якорь ""
Top-motor.ru

Все про лодки

Как работает якорь

«Почему якорь держит корабль»

Все люди неоднократно видели изображение главного морского символа – якоря. Он присутствует на шевронах, фуражках, поясах, погонах моряков всех стран и наций, на гербах многих городов и некоторых государств. И большинство из нас хотя бы однажды видели его воочию, на морских судах или в музеях. Якорь — один из элементов любого судна, наиболее долго сохраняющийся в солёной морской воде даже после гибели корабля. Именно якоря чаще всего находят на месте древних кораблекрушений, что позволяет учёным отнести их к определённой эпохе и классифицировать. Ведь такой важный и хорошо сохраняющийся на дне предмет, как корабельные пушки, ввели в обиход только в четырнадцатом веке, а корабли бороздили моря задолго до появления артиллерии.

А как часто вам приходилось задумываться, почему это устройство именно так выглядит, и самое главное, как он держит такой громадный корабль, на котором используется? Уверен, не все могут дать ответ на этот вопрос. Постараемся разобраться вместе.

Первые якоря были обычным камнем, который обвязывали плетёной веревкой, реже проделывая в них отверстия. В процессе эволюции мореходства и человечества в целом к камням стали приделывать всевозможные устройства, часто из рогов и костей животных, позволяющие цепляться ими за донный грунт. Прежде чем якорь приобрел современную форму, ему пришлось претерпеть множество изменений. В классическом понимании сегодняшний якорь представляется нам в том виде, как он изображён на кокардах морских офицеров. Такой вид якоря получил название «адмиралтейский». Он состоит из веретена (центрального стержня-основания), изогнутые элементы внизу называются рогами, а с противоположной рогам стороны перпендикулярно располагается шток. Этот стержень позволяет якорю при ударе об дно поворачиваться в нужном направлении и даёт возможность рогам зарываться лапами в грунт. Погружение якоря происходит вертикально рогами вниз, после чего он, опираясь на шток, поворачивается под действием якорной цепи или каната, и вонзается одним из рогов. Современные якоря насчитывают десятки типов, иногда имея совершенно иной вид, и вовсе не два рога, а до шести штук. При этом рога не обязательно располагаются по принципу «кошки», а часто с одной стороны, что обусловлено особенностью конструкции.

Кстати якоря-кошки с четырьмя изогнутыми кверху рогами, которые мы привыкли считать орудием ниндзя для карабканья по стенам, это именно якоря небольшого веса. Идея использовать их в качестве такого приспособления, а также для сцепления судов при абордажных боях, возникла позже, уже в процессе эксплуатации. Изначально такой якорь приспосабливался для лодок и маломерных судов. Современные якоря этого типа имеют небольшую массу и очень любимы рыбаками. Их используют не только по прямому назначению, но и для поиска утопленных снастей, траления дня. Рога часто делаются складными, либо гнущимися, так что при приложении максимальной силы они освобождаются от зацепа, не вынуждая рубить якорный трос. Потом достаточно просто выпрямить погнутый рог.

Но не только сцепление с грунтом удерживает корабль на месте. Ведь есть огромные военные корабли, туристические круизные лайнеры, которые одним вонзанием якоря в грунт на месте не удержать. Их якоря являются впечатляющими монстрами, иногда весом до 35 тонн, и таких приспособлений обычно устанавливается по нескольку штук для каждого судна. Сила, которую нужно приложить к якорю в момент отрыва от дна, когда его веретено расположено горизонтально, называется держащей силой. Коэффициентом держащей силы называют разницу между весом самого якоря и усилием, необходимым для его отрыва от дна. С учётом этого коэффициента проводят сравнение типов якорных приспособлений и их назначение для разных условий применения и различных грунтов. Ведь кроме дна якорная стоянка корабля обусловлена многими внешними факторами, как сила и направление ветра, морское течение, волны, расположение относительно берега, наличие бухты. На удерживающую силу любого якоря дополнительно влияет вес того участка цепи или троса, который располагается непосредственно на грунте. И вес этот зачастую больше самого якоря. Обычно длина этого участка может быть от 20 до 75 метров. Хотя и цепь, и якорь всё равно не составляют даже десятой доли от массы корабля.

Описанный выше якорь адмиралтейского типа обладал весьма впечатляющим коэффициентом и был популярен вплоть до середины 19 века. Но при всех положительных качествах из-за поперечного штока он не мог компактно помещаться в корпусе судна. Ему на смену вскоре пришёл якорь Холла, который имел две поворотные лапы с одной стороны и техническую возможность вонзаться ими в грунт одновременно, при условии, что якорь отдавали прямо на ходу. Он обладал худшими показателями якорной стоянки, но был гораздо компактнее и удобнее во всех отношениях. Впоследствии и этот якорь перестал быть стандартным, но многие последующие усовершенствованные изделия брали за основу именно его конструкцию. Например, очень популярен, особенно в речном флоте, якорь Матросова, имеющий схожий внешний вид, но превышающий держащую силу классического адмиралтейского якоря равного веса в четыре с половиной раза. Он способен держать корабль даже в условиях мощных течений и мягких грунтов.

К статье прилагается подборка фотоматериалов с разными типами якорей и схема классического якоря.

Якорное устройство

Якорь позволяет удерживать судно в определенном положении, противодействуя в открытом море внешним силам, таким как ветер, морское волнение, течение и т. д. В основном суда стоят на якоре, когда они находятся на рейде и ждут входа в гавань, а также в аварийных ситуациях, когда, например, судну угрожает посадка на мель. К якорному устройству относятся: якорь, якорная цепь и якорный шпиль, или якорная лебедка. На рисунке ниже изображены различные типы якорей.

Типы якорей

а, b — шток-анкер; с — якорь Тротмана; d — якорь Холла; е — якорь Грузона; f — якорь Шпека; g — клипперский якорь со штоком и поворотными лапами (якорь Мартина); h — грибовидный «мертвый» якорь; i — дрек, кошка, верт; j — плавучий якорь ; t — откидной шток; 2 — неподвижный шток; 3 — буй; 4 — шпрюйт; 5 — якорный трос; 6 — сорлинь.

Первые три типа относятся к группе так называемых штоковых якорей (шток-анкеров). Они применялись на судах в XIX в. В настоящее время их можно встретить, например, на спортивных и парусных учебных судах. На современных судах и боевых кораблях устанавливают якоря патентованной системы (рис. d—g). Они не имеют штока, и их лапы могут поворачиваться в обе стороны. Изображенный на рис. h якорь используют при длительной стоянке судна (например, на противопожарных судах и т. д.). Приведенный на рис. i якорь применяют на небольших судах. На рис. j показан так называемый плавучий якорь. Он представляет собой приспособление из парусины, которое в воде оказывает большое сопротивление. Якорь выбрасывается с носовой части корабля, когда корабль (например, из-за повреждений двигателя) теряет свою маневренность или когда он должен находиться носом к волне и ветру. Трос 5 соединяет плавучий якорь с судном, а трос 6 служит для выбирания плавучего якоря. На рисунке ниже показаны этапы постановки на якорь (отдачи) и поднятия якоря.

Постановка на якорь и снятие с якоря

а — якорь скользит по грунту; b — якорь зацепляется; с — якорь зарывается; d — якорная цепь натягивается; е — якорная цепь вырывает якорь из грунта; f — якорь поднимается

При отдаче якорь падает на дно (рис. а) и буксируется движущимся судном (рис. b). При этом за счет действия штока (шток-анкер) или за счет своей формы (якорь патентованной системы) якорь поворачивается лапами к морскому дну. Если он буксируется дальше, то его лапы зарываются в землю и якорь «зацепляется» (рис. с). При подъеме якоря сначала выбирают якорную цепь (рис. d), которая постепенно принимает вертикальное положение (рис. е). В этот момент якорь отрывается от грунта, а якорная цепь испытывает большую нагрузку. После того как якорь поднят с грунта, его начинают выбирать якорной лебедкой до тех пор, пока он не окажется в якорном клюзе. Якорная цепь соединяет погруженный на морское дно якорь с судном, поэтому она должна воспринимать все внешние силы (давление ветра, удары волн и т. д.), воздействующие на судно. Длина цепи зависит от типа и длины судна. Она намного больше глубины моря в месте стоянки, так как цепь должна так соединять судно с якорем, чтобы сила, воздействующая на якорь, имела горизонтальное направление. Благодаря этому лапы якоря зарываются в грунт.

Читать еще:  Крепление удочек на лодке пвх

Якорная цепь

а — смычка якорной цепи (с якорной скобой); b — промежуточная смычка; с — коренная смычка; d — вертлюг; е — длинное звено; f — большое звено; g — обыкновенное звено; h — звено с распоркой; i — концевая скоба.

Якорная цепь состоит из отдельных звеньев; несколько соединенных между собой звеньев образуют смычку. Отдельные смычки соединяются при помощи соединительных звеньев. Якорь и якорная цепь соединяются друг с другом якорной скобой с вертлюгом, позволяющей цепи вращаться вокруг своей оси. Цепь проходит через углубление в борту у клюза для якоря, через стопор, препятствующий самопроизвольному вытраливанию цепи, и наматывается на цепную звездочку якорной лебедки. Другой конец якорной цепи находится в цепном ящике и прикрепляется к судну посредством скобы.

Носовое якорное устройство

1 — якорная лебедка (брашпиль); 2 — стопор для якорной цепи; 3 — труба якорного клюза; 4 — якорь; 5 — якорная ниша; 6 — цепной ящик; 7 — устройство для крепления якорной цепи; 8 — цепная труба.

Якорное устройство, как правило, находится в носу судна. Там же устанавливается и якорная лебедка. Главной частью лебедки является цепная звездочка, позволяющая осуществлять поднятие якоря с цепью, причем при наматывании звенья цепи могут ложиться на цепную звездочку обеими сторонами. Кроме цепной звездочки якорная лебедка имеет еще швартовные барабаны (турачки) для наматывания швартовов. На судах старых типов якорные лебедки имели паровой привод. Сейчас применяют электрические или гидравлические приводы. К носовому якорному устройству относятся два якоря, расположенные по бортам судна. На некоторых судах монтируют также кормовые якорные устройства с одним или двумя якорями. Из-за ограниченной площади для размещения в качестве якорной лебедки используют в основном якорный шпиль. Онпредставляет собой возвышающийся над палубой барабан с вертикальной осью вращения. Барабан, служащий в качестве лебедки, имеет в нижней части цепную звездочку. Он приводится в движение электродвигателем, смонтированным в барабане или под палубой судна.

Кормовое якорное устройство

1 — цепная труба; 2 — якорный шпиль; 3 — стопор для якорной цепи; 4 — двигатель; 5 — цепной ящик; 6 — якорь; 7 — труба якорного клюза.

Характеристики и предназначение плавучего якоря

Плавучий якорь — это приспособление, которое жизненно необходимо небольшому судну, будь то надувная лодка или парусная яхта. Он помогает маломерному парусному судну ложиться в дрейф, а лодке держаться на месте при сильном течении, ветре, высоких волнах.

Плавучий вид является безопасным для надувных и лодок из ПВХ, т.к. не может повредить их, в отличие от металлических и иных видов якорей. О том, какие разновидности якорей используют для маломерных лодок, как работает плавучее устройство, можно ли сделать его своими руками и сколько он стоит в магазинах, расскажет эта статья.

Разновидности якорей и преимущества использования

Главной задачей этого устройства является удержание лодки или яхты на месте, невзирая на ветер, волны, скорость течения и т.д. С древних времен, с тех пор как человек спустил первую лодку на воду, он пользуется якорем. И если тысячи лет назад использовали обычный камень, который привязывали веревкой, то в современном мире существует множество его видов, на любой вкус и подходящих для судна любого вида и размера, от надувной лодки до трансатлантического лайнера.

Со времен Средневековья, когда начали использовать железо в изготовлении якорей, появилось множество их разновидностей. Основными современными типами являются:

  • адмиралтейский;
  • «плуг»;
  • грибовидный;
  • якорь Дэнфорта;
  • якорь Холла;
  • «кошка»;
  • гравитационный;
  • непотеряйка;
  • пирамидальный;
  • присоска;
  • плавучий.

Основной задачей является удержание судна на месте посредством зацепления за дно, но только якорь, называемый плавучий, выполняет эту задачу без непосредственного контакта с донным грунтом.

В том случае, если лодка или парусная яхта должны замедлить движение и оставаться на месте, а погодные и природные условия неблагоприятны (сильное течение, ветер, высокая волна), использование обычного якоря затруднительно, потому что при остановке легкое судно на обычном якоре становится неустойчивым, его начинает крутить и подбрасывать на волнах. И если яхта или лодка разворачиваются бортом к волне, судно может опрокинуться.

Следующим преимуществом плавучего варианта является то, что его можно использовать на больших глубинах, там, где обычный не достанет до дна, соответственно, судно не сможет держаться на месте.

Также плавучий якорь используется в случае непредвиденных ситуаций, когда судно не может двигаться дальше (авария), но не может отклониться от выбранного курса и вынуждено дрейфовать до прибытия помощи.

Плавучий вариант используется на маломерных судах, таких как лодки (надувные, из ПВХ и т.д.) различных типов, а также парусные яхты. Практика показала, что на больших судах применение плавучего варианта малоэффективно. Небольшие же судна всегда оборудуются конструкциями двух типов – обычный и плавучий якорь.

Большое значение имеют размеры, т.к. от этого зависит эффективность его использования, точно так же как при выборе обычного основной параметр — вес. Он должен быть достаточным для удержания судна на месте. Для плавучего якоря основным параметром являются размеры, позволяющие справляться с силой течения и удерживать судно или лодку на месте.

Как выглядит и как работает плавучий якорь?

Этот вид имеет усеченную конусовидную форму, выполняется из непромокаемых тканей, таких как брезент, парусина и т.д. В основание его вшивается металлический обруч, это делается с целью укрепления конструкции. По сути, он представляет собой сачок с отрезанным концом, но ручка заменена на стропы, которые крепятся к основному канату, соединяющему устройство с лодкой или яхтой. Количество строп обычно составляет 4 шт., также к его основанию крепится трос для вытягивания из воды. Конструкция оснащена буйком, который указывает на его местоположение в воде относительно судна.

Опускание в воду производится с носа судна, устройство располагается основанием в его сторону, удерживается с помощью якорного каната, буек расположен на поверхности. Купол наполняется водой, расправляется, судно разворачивается носом по направлению ветра, и удерживается на месте благодаря сопротивлению купола течению. В результате дрейф уменьшается, лодка не разворачивается бортом к волне, принимает достаточно устойчивое положение. По механизму действия он схож с парашютом в воздухе.

В условиях шторма на море дополнительно может быть использовано масло или животный жир. Они, как известно, гасят волны, образуя на поверхности моря тончайшую жировую пленку, препятствующую образованию гребней. В результате происходит гашение кинетической энергии волны, что не дает ей перевернуть или разрушить судно.

Плавучий якорь бывает нескольких видов, различающихся по форме:

  • конусовидный. Имеет форму усеченного конуса, для усиления основания по краю вшивается металлический обруч;
  • пирамидальный.Имеет вид усеченной пирамиды, основание укреплено с помощью металлической или деревянной крестовины;
  • парашют. Изготавливается в виде купола, по принципу парашюта;
  • штормовой. Этот вид представляет собой рейку, к которой крепится треугольное полотнище, а к его нижнему краю привязывается железный якорь для утяжеления. К концу каждого угла крепится стропа, 3 стропы привязываются к основному канату;
  • дроги Жордана. Разновидность штормового якоря, представляет собой несколько конусовидных плавучих якорей на одном канате, во время шторма он более эффективен чем одиночное устройство.

В условиях шторма возможно также изготовления плавучего якоря из подручных материалов – весел или с помощью отпорного крюка. К этой импровизированной крестовине привязывают кусок брезента, парусиновый чехол или даже парус. К одному из углов крепят обычный железный якорь для большей тяжести, стропы от концов привязывают к канату. При опущении в воду эта самодельная конструкция примет вертикальное положение и будет действовать по принципу настоящего плавучего якоря.

В качестве материала для изготовления используется водонепроницаемое полотно, начиная от полиэтилена и заканчивая брезентом и парусиной. От материала зависит срок службы такого изделия.

Как сделать своими руками?

Некоторые любители предпочитают сами изготавливать различные приспособления, это касается и такого устройства как плавучий якорь. Главная задача в этом случае определить все рабочие размеры. Если у обычных якорей основным параметром является вес, который должен составлять 1% от веса судна с максимальной загрузкой, то в случае с плавучим вариантом, основополагающими будут размеры купола (внешний и внутренний диаметры), длина строп и основного каната.

Читать еще:  Защита гребного винта

Обычно для шитья используют выкройку, первоначально построенную на бумаге. Также потребуется материал, это должна быть плотная, жесткая ткань, обладающая водонепроницаемыми свойствами (брезент, парусина и т.д.), канат и специальный клей.

Выкройку раскладывают на ткани, вырезают заготовку. В случае если ткань очень плотная, можно сшить купол из нескольких частей. При этом варианте изготовления у каждой детали нужно оставить припуски на швы. Затем заготовка сшивается прочными нитками, лучше использовать синтетику, т.к. она обладает высокими атмосферостойкими качествами.

Далее из прочного материала изготавливают обруч для основания конструкции. Если форма будет пирамидальный, то делают крестовину, к которой прикрепляют края тканевой заготовки. После этого пришивают стропы, чаще всего их 4 шт. Если при подвешивании якорь висит строго параллельно земле, то он отбалансирован, если нет, то корректируют расстояние между стропами. В заключение стропы собираются в узел и пришиваются к основному канату. Все швы надо обработать водонепроницаемым клеем, например, герметиком.

Где можно купить?

Если не хочется тратить время на то, чтобы сделать якорь своими руками, можно приобрести его в магазине. Обычно они продаются в специализированных магазинах, реализующих товары для активного отдыха, туризма, охоты и рыбалки. Также купить его можно в интернет-магазине. Цены зависят как от продавца, так и от требуемого размера. В таблице приведены примеры цен и даны адреса сайтов магазинов.

Магазин Сайт в интернете Диапазон цен, руб.
«Алиэкспресс» https://ru.aliexpress.com/popular/drift-anchor.html 672,49 – 3998,59
«Active Hunt» https://active-hunt.ru/catalog/oborud/shvartovoe-oborudovanie/yakorya/?view=list 1350,00 – 4730,00
«Швартов.ру» http://www.shvartov.ru/collection/yakorya 1079,00 – 2200,00
«Мореман СПб» https://www.moreman.spb.ru/?p=190-yakorya 1395,00 – 2668,00
«1000 размеров» https://vodnik.1000size.ru/yakorya 1250,00 – 10759,00

Диапазон цен зависит от производителя, качества материала и размера. Для того чтобы определиться с выбором, надо знать, какой размер он должен иметь (в зависимости от размера лодки или яхты), предпочтительный материал изготовления и т.д.

Плавучий якорь очень эффективен в условиях больших глубин, сильных течений в сочетании с ветром, он помогает маломерному судну держаться носом к волне, сохраняя устойчивость в условиях, когда обычный якорь помочь неспособен. Это устройство безопасно для лодок из любого материала, даже резиновых и ПВХ. Всем владельцам маломерных судов рекомендуется иметь помимо обычного якоря еще и плавучий, как наиболее эффективный в сложных погодных и природных условиях.

Техника якорения: сама творю… свою жизнь!

Чудесная все-таки вещь – техника якорения! Небольшая подготовка, и можно легко переключать себя в любое состояние. Надо – и ты работаешь. Еще миг – и порхаешь в восторженных эмоциях. Легко входишь в ситуацию успеха, сосредоточенности или иное эмоциональное состояние. Почему эмоциональное? Да потому что именно эмоции в большей мере определяют нашу жизнь. Но сейчас не об этом, а о том, как быстро настраивать себя на нужное действие или настроение. И тут все просто. Ответ – техника якорения…

Что такое эффект якорения

Самый простой способ понять якорение – примеры!

Если ходить на экзамен в «счастливой одежде», то сдать предмет на высокий балл легче.

Кружка кофе перед работой, и отличный день гарантирован…

Специальные кроссовки и музыка «для пробежки»…

Касание бортика корта перед серьезной игрой (у спортсменов) – путь к победе.

Так вот. Одежда, кофе, музыка, обувь и касание – это все якоря.

С их помощью человек быстро входит в нужное ресурсное состояние, оставляет за спиной все ненужные в данный момент мысли, идеи, эмоции.

Есть даже определение, в котором говорится, что:

якорь – любая привязка, вызывающая определенное эмоциональное состояние.

Какие виды якорей бывают

Итак, якорь чаще всего – это хорошо. Поэтому использовать метод якорения в жизни можно и нужно. Простая техника позволяет повысить собственную производительность, продуктивность, снижает уровень повседневного стресса и позволяет быстро переключаться из одного настроения в другое.

Всего в тайм-менеджменте выделяют 4 типа якорей:

  • Визуальные. Цвет, яркость освещения, образ, картина – любое зрительное впечатление, отзывающееся в памяти приятным или отрицательным моментом.
  • Аудиальные. Музыка, пение птиц, тембр голоса, шум моря, треск дров в костре – все, что может ассоциироваться со значимыми памятными событиями.
  • Кинестетические. Касания, массаж, холод или тепло, тягучесть или вязкость, жесткость или нежность – сюда относят кожную, тактильную память, с которой связана эмоция.
  • Обонятельные. Все виды запахов и ароматов – от предгрозового воздуха до пряностей и парфюма.

Очень хорошо действуют комплексные якоря: не просто кофе, а горячий кофе с запахом корицы из любимой кружки.

Кстати, специализация в технике якорения очень важна. Ведь если выход в ресурсное состояние – основная цель, то нужно четко градировать место и время действия. Вряд ли кому-то понравится выпасть в рабочую сосредоточенность на пляже у моря только от одного запаха кофе. А вот если «рабочий» кофе – это определенный сорт и только конкретная кружка, то один запах не сможет сработать в виде простого якоря.

Итак, якорь должен быть:

  • комплексным;
  • специализированным;
  • понятным;
  • вызывающим стойкие ассоциации.

И сразу, конечно, возникает вопрос: а можно ли сформировать себе нужный якорь. То есть, чтобы якорение возникло не под действием спонтанного состояния, а по собственному желанию?!

С чего начинается процесс якорения

Механизме якорения памяти базируется на одном из двух моментах:

В формировании якоря участвуют обе компоненты в той или иной степени, но интересна взаимосвязь:

Чем сильнее эмоциональная составляющая, тем меньше повторений требуется для постановки якоря!

Якорение состояний выполняют по следующему пошаговому алгоритму:

  1. Выбирают и входят в необходимое ресурсное состояние – эмоциональный подъем, рабочая сосредоточенность, оптимизм, уверенность, креативность.
  2. Фиксируют себя в нужном эмоциональном настрое на некоторое время.
  3. Одновременно выполняют привязку – через действие, выбранный «якорь» или память. Память необходима для создания более сильного эмоционального состояние. В качестве воспоминаний можно использовать реальные случаи или же аналогичные ситуации из кино или книг.
  4. Выбирают якорь. На пике эмоций и памяти создают нужную привязку – к картинке, музыке, вкусу.
  5. Повторяют ситуацию и снова связывают ее с нужным якорем.
  6. Проверяют привязку попыткой вызвать нужное состояние при помощи выбранного и зафиксированного в памяти якоря.

Иногда проще делать наоборот!

В работе, на отдыхе, в походе, на свидании – или еще где – замечаете за собой классное эмоциональное состояние и привязываете его к себе с помощью мелких деталей. Если брать расслабленное состояние на отдыхе, то это может быть шум воды, запах солнца и вкус ананаса. Иногда достаточно поймать себя на мысли: «Как же мне классно!» И связать эту мысль с перечисленными выше компонентами. Тогда в следующий раз для отдыха и комфорта достаточно будет обеспечить себе водоем, солнце и ананас, чтобы максимально расслабиться и качественно отдохнуть.

Причем это может быть даже не берег океана, а летний водоем в пригороде – эффект сохранится.

Приемы якорения – это также:

  • специально фиксируемые привычки: послушал любимую песню и пошел работать;
  • приметы и ритуала – для якорения на экзаменах используют пятак под пяткой и «халява приди»;

Якорение: как долго работают якоря

Хороший сильный якорь действует всю жизнь. Поэтому при искусственном создании якорей стоит внимательно подходить к форме и сущности привязке. Иначе в какой-то момент времени может наступить дискомфорт.

Очень важно – было, но повторюсь – создавать сильно специализированные привязки к эмоциям и настрою, чтобы входить в ресурсное настроение не случайно, а только в действительно нужный момент времени.

За счёт чего якорь удерживает судно на одном месте, ведь его масса ничтожна в сравнении с массой корабля?

За счет чего якорь удерживает судно на одном месте?

За счет т.н. держащей силы якоря и упругости якорного каната (цепи). Это целая наука, которой учат в морских учебных заведениях. Якорей великое множество и важно подобрать оптимальный якорь для конкретного плавсредства. Якоря держат не только суда, но и различные морские сооружения : платформы, плав.маяки, буи, плав.причалы, дебаркадеры, понтоны, волноломы и т.д.

Читать еще:  Фидерная оснастка своими руками

Я занимаюсь строительством яхтенных гаваней (марин) и для меня относительно недавно стал открытием винтовой якорь Митчелла (был такой замечательный британский инженер Александр Митчелл, изобрел он этот якорь в 19 веке, кстати).

Винтовой якорь вкручивается в дно и имеет держащую силу в 10-15 раз больше обычных якорей. При совсем маленьком весе, размерах и цене. Для меня это личная якорная революция 🙂

Ересь какая-то! А где ответ на вопрос

За счет т.н. держащей силы якоря и упругости якорного каната (цепи).
А потом этот человек объясняет, что это целая наука, в одном ответе об этом не расскажешь, раз этому учат в морских школах

А как потом выкручивается такое якорь?

Если вы спрашиваете о винтовом якоре, то вкручивается и выкручивается он либо вручную водолазами, либо специальным устройством (насадкой).

Обычный же якорь отрывается от грунта выбираемой якорь-цепью. Цепь выбирается специальным механизмом — электрическим брашпилем или ручным шпилем (редко). Маленькие якоря на лодках и яхтах выбирают вручную.

а че за «т.н.» такое загадочное?

Юлия, «так называемой»

А погружение в ил?

Почитал комментарии и стыдно за большинство из них. Алексей, спасибо за ответ.

Подскажите, а как якоря поднимались в старые времена, когда не было электродвигателей и водолазов?

Роман, обычный якорь просто лежит на дне. «Потянули» за цепь и он поднялся. Вот если якорь зацеплялся за что-то на большой глубине и никакие способы не заставляли его освободиться, якорь срубали и устанавливали новый в ближайшем порту. Но это редкое явление, так как якорь обычно застревает с одной стороны и достаточно поманеврировать против ветра, чтобы освободиться.

Это не ответ на вопрос, ниже дали более четкое понимание

Технические объяснения и расчеты прочности, конечно же, для непрофессионала никакой ясности в вопрос не привносят. Попробуем популярным языком.

Представьте себе традиционный якорь, вроде тех, что на кокардах, или который себе татуируют хипстеры. У него есть цевье (вертикальный стержень) и лапы. Понятно, что если его просто бросить на дно, он так и будет лежать и корабль он своим весом удержать не может.

А теперь представьте, что он продолжает лежать на дне, на боку, а корабль в это время начинает двигаться назад (если якорь бросили с носа, то так и делают, кстати). Якорная цепь или канат будет постепенно ложиться все более полого, вплоть до того, что некоторая часть ее просто ляжет на дно. Представьте теперь, что корабль начинает выбирать цепь. Другой ее конец начнет тянуть якорь за горизонтально лежащее цевье и одна из лап якоря (который теперь начинает выглядеть, как плуг) вопьется в грунт. Это-то и требуется. Якорь держит корабль на месте по принципу плуга и современные якоря так и сконструрованы, с плоскими поворотными лемехами, чтобы быстрее и эффективнее зарываться в грунт.

Для снятия с якоря процедура обратная: корабль включает двигатели или поднимает паруса, подходит ближе к точке крепления якоря, выбирая цепь, якорь становится в более вертикальное положение и его лапы освобождаются из грунта.

Третий ответ все прояснил, спасибо)

А бывают случаи когда якорь на дне наглухо застрял и его не могут стандартными действиями достать?

Грунт, как правило, не может так удержать, бывает — кабель, например, или затонувший галеон с пиратским золотом. Тогда обрубают канат или выпускают цепь. Но сперва начинають ходить туда-сюда, стараются расшатать и вытащить.

А реально что либо интересное вытащить?

Да. Русалку, например.

Вот откуда у морячков татухи с якорем и русалкой))

Виктор, вы молодец! Просто, понятно, и, главное, по сути!

Якоря татуируют хипстеры?

Вообще существует довольно много типов якорей.

Якорь помогает от сдувания ветром и слабого течения, тут не нужно столько усилий, сколько вам может показаться.

К тому же якорь довольно хорошо зарывается в грунт. Это, кстати, является одной из его важнейших характеристик.

Плюс ко всему сама цепь, которая лежит на дне значительно помогает якорю удержаться на месте.

На каменистом же дне якорь стараются вовсе не использовать. Ему там попросту некуда зарываться и он вряд-ли удержит корабль на месте.

По Правилам Регистра РФ

становые якоря для судов подбирают

по характеристике снабжения:

Nc = Δ2/3 + 2Bh+ 0,1A

где Δ —массовое (объемное) водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию,

h — высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки,

А — площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, учитывается площадь парусности только

корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25 В.

Более подробно можно ознакомиться со всеми тонкостями здесь : seacrew.ru

А какой длины цепи для якорей, в океане же дно довольно глубоко находится?

Yana, длинна цепи может быть совершенно разной.

Ну, сотня другая метров это немного, то ли дело когда речь идет о километрах, или там просто нету смысла останавливаться, либо же нетрудно в случае необходимости найти «островок» где можно пришвартоваться?

Тут много отвечали про якоря — я попробую про корабль ответить.

Представьте, что есть два человека. Один держится за камень на берегу, а второй держится за воду (т.е. он плавает) — и оба связаны друг с другом канатом. Кому будет держаться легче? Если один потянет другого — кто кого вытянет?

Чтобы понять, как удерживает якорь корабль, надо представить, а за что в каком-то смысле «держится» корабль — за воду. Силы, оказывающие влияние на движение корабля из-за того, что корабль находится на поверхности воды, эти силы во много раз меньше сил, удерживающих якорь на твердой поверхности (на дне).

Например, чтобы гипотетически удержать корабль в невесомости, нужен будет еще меньший якорь, чем если бы тот же самый корабль надо было удержать на поверхности воды.

Разумеется, если в мои рассуждения включатся дополнительные силы — двигатель, ветер, течение — все может измениться. Но в стандартной ситуации тот, кто держится за твердую поверхность (якорь), он конечно же сможет удержать много большее относительно своей массы (корабль).

На самом деле ответ довольно простой: сила трения якоря о дно больше, чем силы, смещающие корабль. Такие силы возникают от ветровой нагрузки на корпус корабля и/или из-за волнения моря, а также, если есть, течения в данном месте. Вот в этом и суть, ничего мудрого тут нет. Собственно якорь «воюет» не с массой корабля, а с теми силами, которые пытаются его сдвинуть с места. Тут скорее важны размеры судна, чем масса, так как с увеличением размеров силы, смещающие его, будут больше. Исходя из этого рассчитываются якорь и трос (цепь, канат), его удерживающий. Естественно, чем массивнее якорь, тем больше судно он может удержать, важна и его форма. Но сила трения зависит также от грунта, за который цепляется якорь. Например, в ряде бухт, где грунт каменистый, яхты удерживают не обычным якорем, а цепляются за канаты, привязанные к стационарным якорям, заранее загнанным в камень (чтоб канат не тонул и было видно, где он, к нему привязывают плавающую ёмкость). Кстати, на Неве в Питере также цепляют даже крупные суда, когда они заходят на день ВМФ.
При небольших скоростях вода не оказывает большого сопротивления корпусу корабля, поэтому он довольно легко смешается, но и удержать его не проблема. Мой брат, служивший во флоте, рассказывал, что при покраске корабля — боевого крейсера они его ногами от причала отталкивали, чтобы прокрасить некоторые места (немного, конечно). Однако, на течения и при сильных ветрах силы увеличиваются, а при очень сильных ветрах якорь может даже не удержать судно. В некоторых таких случаях положено сниматься с якоря и даже иногда выводить корабль из бухты, если волнение в ней слишком большое.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector