Килеватость на миделе что это
Top-motor.ru

Все про лодки

Килеватость на миделе что это

Форум водкомоторников и водномоторников — катера, лодки, лодочные моторы, путешествия и рыбалка

Катера, лодки, лодочные моторы, мотоциклы, путешествия, мототуризм, фото видео съемка видеомонтаж

  • Home
    • Гостевая книга
    • История болезни
    • История катера
  • Судовой журнал
    • Путешествия по воде
    • Путешествия по земле
    • Фоторепортажи
    • Разбор полетов
  • Лавка
    • Атрибутика и сувениры
  • Каталог
    • » Водный транспорт
      • – катера с жестким корпусом
      • – лодки класса РИБ
      • – надувные лодки
      • – СВП
      • – яхты
      • + добавить плавсредство
    • » Производители и дилеры
    • + добавить компанию
  • Фотогалерея
    • Новые фотографии
    • » Водная тема
      • » Катера
        • Сплав Анграпа 2012
        • Сплав по Шешупе 2011
        • Тверская волна 2010
      • Яхты
      • Водный и активный отдых
      • Рыбалка
      • The Tall Ships’ Races BALTIC 2009 Klaipeda
      • Водномоторный сбор 2009
    • » Автомобили и пр. транспорт
      • 4х4 внедорожный транспорт
      • Авторалли и автоспорт
      • Автотранспорт остальной
    • » Мотоциклы
      • Stunt Grand Prix 2011
      • Байк-шоу Миллениум 2010 Каунас
      • Мото-фестиваль Брест 2010
      • Мотоциклы, велосипеды и пр.
      • Мотоспорт
      • Мотосезон 2007
      • Открытие мотосезона 2006
    • » Окружающий мир
      • Голландия — Бельгия
      • Исландия
      • Испания — Португалия
      • Италия
      • Норвегия
      • » Прибалтика
        • Калининградская область
        • Пивной фестиваль Рига 2010
      • Словения
      • Франция — Монак
      • » Хорватия
        • Халюдово
      • Природа
      • Панорама
      • Ладога
      • Macro (Макросъемка)
      • Фотоюмор
      • Усы, лапы, хвост, крылья, копыта.
    • » Разное
      • 9 мая 2010г. парад победы г.Минск
      • Аварии и поломки
      • Всяко-разно обо всем
      • Готовите ли вы себе достойную смену?
      • Грюнвальдская битва
  • Кинозал
    • Водная тема
    • Сухопутная тема
    • » Видео из сети
      • Рыбалка, яхты, катера, лодки
      • Мотоциклы и велосипеды
      • Юморное
      • Занимательное
      • Прочее видео
    • Правила и помощь
    • + Добавить видео
  • Полезное
    • Катера и моторы
    • Материалы по фото
    • Материалы по видео
    • Информационный раздел
    • Мотоциклы, велосипеды и автомобили
    • Тест на профпригодность
    • Сайтостроительство
  • Рундук
    • Карты и треки GPS
    • » Сервис мануалы
      • Mercury
      • Suzuki
      • Honda
      • Tohatsu
      • Yamaha
      • Остальные моторы
    • Книжная полка
    • Документы, билеты
    • Полезное
    • + Загрузить
  • Объявления
    • Категория — Вода
    • Категория — Суша
    • Куплю, приму, ищу
    • Правила
    • Дать объявление

Килеватость катера — что это такое и на сколько она важна

Модератор: Valery

Килеватость катера — что это такое и на сколько она важна

Сообщение Valery » 02.04.2017 10:59

С увеличением килеватости увеличивается мягкость хода по волне, но и требуется гораздо большая энерговооруженность катера, т.е. нужен более мощный мотор.

Корпуса с обводами «глубокое V» и углом килеватости днища более 20° обеспечивают наиболее комфортабельный ход с минимальной потерей скорости на волнении. При увеличении скорости корпуса с большой килеватостью днища, ширина смоченной поверхности постепенно уменьшается в результате подъема корпуса из воды.

К недостаткам килеватого корпуса следует отнести большое сопротивление в начальный момент движения при разгоне до выхода на режим глиссирования.
Другой недостаток корпусов «глубокое V», обусловленный значительной килеватостью днища, — пониженная начальная остойчивость катера как на стоянке, так и на ходу.

На практике редко встречаются суда с углом килеватости более 26 градусов.

Килеватость катера — что это такое и на сколько она важна

Сообщение Moysha1968 » 02.04.2017 02:20

Килеватость катера — что это такое и на сколько она важна

Сообщение Саня Большой » 02.04.2017 03:22

Килеватость катера — что это такое и на сколько она важна

Сообщение Valery » 02.04.2017 04:49

Но, и выход на глиссирование более сложный.

Наличие килеватости позволяет глиссировать при волнении, а не водоизмещать.
Когда я пересел на North Silver PRO на Ладоге — я удивился, на сколько он получает сильные удары от волны по корпусу, которых у меня нет вообще.

Тот корпус, красный, что в первом сообщении — вообще режет волну как нож масло — нет даже намеков ударов по корпусу!

В итоге конечно — для небольших водоемов, где нет сильного волнения, килеватая лодка просто не то что, нафиг не нужна, а скорее даже вредна.

Килеватость катера — что это такое и на сколько она важна

Сообщение Moysha1968 » 02.04.2017 06:05

Валера, NS PRO получает сильные удары не столько по корпусу, сколько по позвоночникам судоводителя и штурмана, т.к. их кресла расположены фактически в районе миделя. Хотя, если на нём в носовой части увеличить килеватость градусов так до 22-24, ход по встречной волне был бы, наверное, получше.

Скажу по своей лодке- пока она была открытой, позвоночник начинал ощущать неприятную декомпрессию при встречном волнении примерно от 40 см. После установки хардтопа ситуация поменялась в лучшую сторону- при волне в те же 40 см идёт, как по маслу, прежние ощущения начинают проявляться после 60 см.
Из чего делаю вывод: НТ «скрепил» борта, лодка стала меньше вибрировать. Помимо этого увеличился вес в районе миделя (видимо в стандартной комплектации его не хватало). Так что килеватость- это только одна из многих составных частей комфортного хода лодки.

Килеватость катера — что это такое и на сколько она важна

Сообщение Саня Большой » 17.04.2017 11:52

Килеватость катера — что это такое и на сколько она важна

Сообщение Tott » 18.04.2017 08:38

Два одинаковых катера (одинаковой килеватости),но с разной массой, будут по разному вести себя при прохождении волны. Чем тяжелее, тем плавнее(мягче).
Два одинаковых катера (одинаковой килеватости ), но с разным дифферентом будут вести себя по разному. С дифферентом на нос катер легче проходит волну.
На судах в плохую погоду всегда держат балласт в форпике, увеличивая массу носа, даже не смотря на возможную потерю в скорости.
НТ в любом варианте плохо отражается на остойчивости, уменьшая её. Но добавив вес лодке, добавляет эффект продавливания волны.
Меня удручают советы бывалых на этом форуме о размещении «шмурдяка» на крыше рубки. Все, что выше борта (вес)- зло.
Килеватость штука полезная от форштевня и до мидель-шпангоута. Далее — одни минусы . Именно поэтому (технологические трудности изгиба АМГ) корпуса из АМГ проигрывают пластику(корпусу которого можно придать любые формы).
На фото: катер Texas 610. Я его серьёзно рассматривал на предмет покупки до того момента, пока не увидел ветку о Кингфишере на этом форуме:

Хорошо видно как V- образные обводы в носу переходят в почти в плоскодонное днище в районе транца. При весе в 1100 кг, максимальная мощность — 140 лс.

А килеватость. «Прелесть» большого угла килеватости в районе транца я ощутил когда затаскивал свой KF 650 с воды (катер порожнем — без мотора и топлива) в эллинг.
У меня слип не уходит до дна канала, а как бы обрывается. В определённый момент , когда катер ещё не полностью «сидел» на телеге, но на 2/3 был вытащен из воды, его завалило на бок, чуть не затопив корму. Зрелище было не из приятных. Виноват был я сам- не учёл массу и высоту рубки. Теперь приходится обдумывать другую схему подъема-спуска.

Килеватость на миделе что это

Килеватость — это угол между воображаемой горизонтальной линией, примыкающей к килю и линией повторяющей форму днища в любой заданной точке. В то время когда килеватость транца является в основном установленной величиной, корпус лодки может иметь любое значение, которое меняется по мере перемещения вдоль киля от транца к носу. Плоскодонные рабочие лодки имеют практически плоское и ровное днище, в то время как быстроходные скоростные катера могут иметь килеватость в 50 градусов ближе к середине корпуса и больше 20 градусов на транце. Учитывая то, что почти все мощные быстроходные катера глиссируют всего на одной третьей части корпуса, килеватость транца может быть наиболее понятным параметром для сравнения. Но не всегда килеватость транца определяет все характеристики лодки. Мне пришлось испытывать более шестисот лодок, за время моей работы в журнале Boating, и я должен сказать, что мне встречались лодки с очень небольшой килеватостью транца, но ходили они значительно мягче по сравнению с лодками, у которых была значительно большая килеватость.

Почти что само собой разумеется, что более узкий корпус со значительной килеватостью на корме ходит быстрее и мягче. Я сказал «почти» потому, что существуют другие параметры корпуса, которые оказывают значительное влияние на его поведение на воде. Один из таких параметров это ширина скулы. Если корпус лодки имеет широкую скулу, он сильнее ударяется о набегающую волну, чем лодка с одинаковой килеватостью транца, но более узкой скулой. Существуют также различные углы наклона продольных реданов. Некоторые реданы плоские они создают горизонтальную поверхность. Такая форма редана сильно отличаются от редана с обратным углом наклона, который способствует поддержанию более высокой скорости, по сравнению с горизонтальным реданом на двух практически одинаковых корпусах.

Очень важным элементом является ширина корпуса. Более широкая лодка может легче выходит на глиссирование, но при этом, она раньше начнет раскачиваться в продольном направлении по сравнению с более узкой лодкой, даже если у этих корпусов одинаковая килеватость транца. В этом случае очевидно подтверждение законов физики, в соответствии с которыми более широкий корпус вытесняет большее количество воды, которая создает достаточную подъемную силу намного раньше, чем на узком корпусе, но при этом узкий корпус намного быстрее замедляется при снижении оборотов двигателя.

Читать еще:  Оснастка для фидера своими руками

Как влияет килеватость корпуса на ходовые качества катера

Есть такое понятие как поперечное сечение корпуса. Для лучшего понимания, что такое поперечное сечение корпуса представьте, что вы нарезали корпус поперек на куски, так как вы режете батон хлеба. На ходовые качества больше всего влияет форма поперечного сечения днища. Для большинства быстроходных судов линия от киля до скулы прямая или слегка изогнута наружу. В общем, такая выпуклость линии днища хорошая вещь, она позволяет лодке более плавно замедляться после того, как на корпус перестает действовать подъемная сила. Лодки с ровными линиями днища замедляются намного резче, точно так же резко они могут разгоняться и выходить на глиссирование.

Важно знать, где находится место рулевого. Из двух одинаковых лодок с одинаковой килеватостью, лодка, в которой место рулевого находится ближе к корме, будет легче встречать волну, чем лодка, где рулевой сидит ближе к носу, по крайней мере, с точки зрения рулевого. Ни для кого не секрет, чем ближе вы к корме, тем более комфортно вы себя ощущаете на ходу в любой лодке. Если вам трудно определиться, насколько плавно идет катер, необходимо подключить акселерометр, он точно зафиксирует параметры при всех заданных условиях теста.

Сдвигая место рулевого к корме, вы уменьшаете длину кормового кокпита. Зауженные носовые скулы создают некомфортные условия при разгоне лодки и выходе на глиссер. Округлые борта способствуют попаданию брызг в лодку при определенных условиях. Более широкие лодки позволяют создать больше удобств на борту. Я перечисляю все это и опять возвращаюсь к тому с чего я начал. Нельзя рассматривать какую либо особенность корпуса, включая килеватость, отдельно от всего остального и думать, что вот благодаря этому параметру лодка пойдет лучше, чем другие. Хорошие ходовые качества — это баланс множества параметров, которые определяются назначением лодки и условиями, в которых она будет эксплуатироваться.

Finval 685 SportAngler

FINVAL 685 Sport Angler – это, прежде всего, высокие мореходные качества на волне и скоростях около 100 км/ч; исключительно прочный корпус способный не только выдерживать нагрузки эксплуатации на предельных значениях, но и обеспечивать высокую управляемость во всем диапазоне скоростей, которые может дать, максимально допустимый для этой модели, мотор в 250 л.с.

Ультрасовременный дизайн и эргономика внутреннего пространства этой лодки обеспечивает абсолютно новый уровень комфорта во время рыбалки.

Можно уверенно говорить: ваша рыболовная жизнь поделится на два периода – ДО знакомства с FINVAL 685 Sport Angler и ПОСЛЕ .

Мы стремимся улучшить качество вашей жизни во время рыбалки!

Finval 685 2020
685 FishPro DC 35 342 €
685 SportAngler DC 35 342 €

Оплата в рублях по курсу ЦБ РФ +1.5%.

Длина 6830 мм
Ширина 2320 мм
Пассажиры 2+1
Мотор до 300 л.с.

Для победителей турнира Pro Anglers League 2018 компания FINVAL, уже не первый раз, подготовила главный приз — катер FINVAL 685 Sport Angler с двигателем Mercury Verado 250 V8 объемом 4.6 литра.

Первый экземпляр этой серии, лодка FINVAL 650 Sport Angler передан в качестве суперприза турнира Pro Anglers League, обладателям звания «Лучшие Рыболовы Года – 2017» Андрею Питерцову и Дмитрию Елисееву. На этой лодке спортсмены вышли на стартовую линию PAL в 2018 году.

Основная задача, которая стояла на этапе проектирования этой модели FINVAL – способность развивать скорость около 100 км/ч при полной загрузке, выдерживая большую волну, характерную для крупных рек и водохранилищ.

FINVAL 685 Sport Angler обладает рядом инновационных решений .

Среди них стоит выделить сочетание лучших характеристик «закрученного» типа корпуса (с острой носовой ветвью ватерлинии и узкими килеватыми шпангоутами в носу и S-образной скулой) и традиционного для FINVAL корпуса с переменной килеватостью.

Инженеры и конструктора FINVAL разработали оригинальные обводы, которые позволяют объединить в одном корпусе лодки хорошие мореходность и остойчивость.

Значительная килеватость ( 53° ) носовой части FINVAL 685 SA технологически сложна и нетипична для алюминиевого корпуса, что выделяет эту модель из типового ряда. Благодаря большой длине смоченной поверхности и значительной подъемной силе , возникающей на глиссирующем участке днища, кривая сопротивления подобных катеров имеет плавный подъем с невысоким «горбом» . Это значит, что лодка на старте незначительно меняет угол ходового дифферента, позволяющий ей легче и быстрее выходить на глиссирование.

Разница между значением килеватости на транце и на миделе FINVAL 685 SA всего 3° , что, в сочетании с почти двухметровой шириной кормы (по скуле) и большим развалом бортов, обеспечивает хорошую статическую остойчивость – желаемая особенность для рыболовного глиссирующего катера.

Переменная килеватость алюминиевого корпуса даёт ряд важных характеристик лодке:

Finval Hull Durability

Надежность и долгий срок службы лодки зависит, в первую очередь, от мощного силового набора. Это самый сложный и дорогостоящий элемент конструкции. Экстремальные нагрузки на большой волне и максимальных скоростях, требуют значительного запаса прочности и выносливости. Finval Hull Durability (FHD) был разработан инженерами FINVAL и применяется во всех моделях лодок этой марки.

Особенностями технологии FHD являются:

  • специальный мощный профиль ( посмотреть. );
  • рамная конструкция флоров прочная и легкая ( посмотреть. );
  • двустороннее усиление киля специальным профилем ( посмотреть. );
  • конструкция подиумов придает дополнительную жесткость ( посмотреть. );
  • продольная скула усилена оригинальным профилем ( посмотреть. );
  • обшивка корпуса из морского алюминия толщиной 3 и 4 мм ( посмотреть. ).

Помимо стандартной гарантии сроком 12 месяцев на лакокрасочное покрытие, электрооборудование и сменные элементы лодки, FINVAL гарантирует 9 лет надежной службы всех сварных элементов корпуса.

Особое внимание в FINVAL 685 Sport Angler уделено дизайну и отделке.

Электронные панели управления аэраторами и бортовым электрооборудованием.
Прозрачные крышки обоих аэраторов из сверхпрочного пластика с теплоотражающей пленкой, что позволяет контролировать состояние рыбы, не открывая лайвелы.
Рундуки отделаны элементами из формованного пластика.
Ручки рундуков отлиты из высококачественной нержавеющей стали.
Сочетание пластика и алюминия в оформлении консолей и носовой потопчины.
Особая форма ветрозащитного стекла с незаметной, с наружной стороны, рамкой.
Уникальная конструкция нижней части калитки, которая легко задвигается в пассажирскую консоль.
Безопасный органайзер для хранения рыболовного инструмента в углублении, рядом с нижней частью калитки.

Функциональные особенности лодки

Затемненных зон на экране структур сканера позволит избежать особая конструкция днища FINVAL 685 Sport Angler . Инновационное исполнение корпуса в районе транца позволяет устанавливать датчики эффективно — далеко от мотора и не только отвести их в стороны, но и закрепить перед ногой (ближе к носу).

Водительская консоль FINVAL 685 Sport Angler позволяет установить ДВА эхолота с диагоналями экранов 12 и 7 дюймов либо пары экранов 16 и 9 дюймов.

Пассажирская консоль имеет два независимых закрытых бардачка и подготовлена под установку двух эхолотов с диагональю экрана 12 дюймов каждый.

Ещё один эхолот с 12-тидюймым монитором возможно установить в носовой потопчине рядом с палубными ножными кнопками управления положением трима основного мотора. Возможность регулировать положение основного мотора, стоя на носу лодки, — добавит ещё одну степень свободы при швартовке или манёврах на мелководье.

Предусмотрена установка педали для управления акселератором добавит ещё одну степень свободы. Педаль можно отключить от системы, чтобы случайно её не нажать. В условиях динамичного вождения педаль значительно улучшает условия управления.

Кресла водителя и пассажира (BassBoat) укомплектованы инновационными амортизационными SHOCKWAVE S5, которые способны существенно снизить нагрузки на позвоночники спортсменов во время передвижения по большой волне.

Рулевая колонка регулируется по наклону под водителя. Кстати, регулировать положение руля стоит уже после того, как отрегулируете положение кресла, как и в хорошей машине.

Два независимых аэратора с подсветкой и прозрачными крышками. Носовой имеет объём 110 л, а кормовой вмещает 130 л при длине 130 сантиметров и крышкой, разделённой на две части. Оба аэратора оборудованы оксигенаторами и резервной помпой подачи забортной воды.

На носу, вдоль бортов, есть два независимых рундука для хранения спиннингов длиной до 2.75 метра, что при ширине палубы в 1.98 м обеспечивает быстрый доступ к ним.

Большой многофункциональный рундук с органайзером в центре носовой палубы дает возможность устанавливать коробки со снастями в разных положениях (вертикально или под прямым углом) и имеет два дополнительных места для двух спиннингов до 2.20 м каждый.

Отдельный рундук в носовой платформе приспособлен для хранения рыбацкого сидения Bike вместе с его пневмостойкой.

Рундуки передней палубы не просто проветриваются, а и могут быть продуты принудительно.

Высококачественная фурнитура крышек рундуков из литой нержавеющей стали.

Топливный бак FINVAL 685 Sport Angler увеличен до 250 литров.

ПЯТЬ АКБ размещаются на борту FINVAL 685 Sport Angler: ДВА стартовых, и ТРИ тяговых аккумуляторов электромотора.

Для удобства подключения АКБ к береговой сети для зарядки провод выведен в носовую потопчину.

Обзор FINVAL 650 Sport Angler.
Андрей Питерцов рассказывает о главном призе PAL 2017
+ дополнительные фотографии интерьера лодки.

Технические характеристики лодки Finval 685 Sport Angler


Характеристика Значение
Длина наибольшая 6830 мм
Ширина наибольшая 2320 мм
Пассажировместимость 2+1
Допустимая мощность мотора 300 л.с.
Топливный бак 250 л
Высота борта на миделе 990 мм
Высота транца 635 мм
Килеватость на транце 18°
Водоизмещение 1950 кг
Грузоподъемность 600 кг
Аэратор кормовой 130 л
Аэратор носовой 110 л
Вес корпуса в базовой комплектации 950 кг
Материал корпуса AlMg 4,5 Mn (5083)
Толщина алюминия (днище/транец) 4 мм
Толщина алюминия (борта) 3 мм
Рундуки для спиннингов 2 по 4 шт.
+ 2 шт.
в органайзере

Базовая комплектация лодки FINVAL 685 (650) Sport Angler:

  • Носовая нескользящая Al-потопчина — рисовое зерно
  • Панель с возможностью крепления носового эхолота, блока управления тримом, ключа массы электромотора у носовой потопчины
  • Профиль планширя предусматривает возможность легкого съема/установки навесных элементов
  • Утки утапливаемые из н/ж стали – 2 шт (по бортам)
  • Вывод провода для подключения зарядки АКБ
  • Основной рундук носовой палубы с органайзером и местами для хранения спиннингов до 2.20 м
  • Два вентилируемых рундука (по бортам носовой палубы) с самоотливом и 4 места для спиннингов (2.50 – 2.75 м) в каждом
  • Рундук для вещей и хранения сиденья рыбацкого типа Bike вместе с телескопической стойков в сборе
  • Два боксика (в консолях со стороны носовой палубы) для приманок
  • Коврики в рундуках
  • Двухконтурный пластик. аэратор на 110 л с подсветкой, оксигенератором и прозрачной крышкой (ступенька из кокпита на носовую палубу)
  • Крепление под кресло в носовой части лодки

  • Две консоли с остеклением
  • ДВА сухих бардачка для мелких вещей в пассажирской консоли
  • Магнитная площадка для крепления мобильного телефона + 2 USB-розетки
  • Две электророзетки 12V (прикуриватель) на консолях водителя (1 шт.) и пассажира (1 шт.)
  • Форточка с козырьком и калитка, сдвигаемая в нишу пассажирской консоли
  • Блоки управления электрикой и лайвелами на консоли водителя
  • Пассажирское кресло BassBoat на платформе амортизатора SHOCKWAVE S5
  • Кресло пилота BassBoat на платформе амортизатора SHOCKWAVE S5
  • Рундук для установки АКБ (на 2 батареи)
  • Ниши для ног под полочками

  • Двухконтурный пластик. аэратор на 130 л с подсветкой, оксигенератором и прозрачной крышкой из двух частей
  • Рундук с самоотливом с откидывающейся стенкой для доступа к помпам
  • Два рундучка под инструмент или мелкие вещи (слева и справа от лайвела)
  • Опора под рыбацкое кресло
  • Встроенная топливная система с алюминиевым баком объёмом 250 л
  • Утки утапливаемые из н/ж стали – 2 шт (по бортам)

  • Мощная трюмная электропомпа с поплавковым выключателем
  • Светодиодные ходовые навигационные огни
  • Стояночный огонь
  • Электроподготовка под установку двух динамиков
  • Рулевой редуктор без обратной связи Т-73, руль, рулевой трос
  • Дистанционный ключ массы
  • Гнездо 12V на консоли водителя
  • LED-подсветка бардачков консолей
  • Подготовка под установку носового электромотора или электролебедки

  • Цельносварной корпус из сплава морского алюминия AlMg4,5/5083 толщиной 3-4 мм
  • Окраска корпуса AkzoNobel
  • Привальный брус, вариабельный цвет шнура-отбойника
  • Отделка носовой палубы — винил Nautolex Vinyl Flooring
  • Отделка бортов — морской ковролин премиум-класса
  • Отделка палубы кокпита — винил Nautolex Vinyl Flooring
  • Отделка кормового подиума — морской ковролин премиум-класса

Особенности формы корпуса морского судна

Главные размерения судна влияют на технические и эксплуатационные характеристики изделия. Строительство лодки всегда начинается с измерений, определения размеров и составления теоретического чертежа судна. Перечисленные характеристики дают более полное понимание об обводах и их характеристиках.

Ключевые измерения

Основные размерения судна подразумевают 4 основных размера: длина, ширина, бортовая высота и уровень осадки.

После достоверного определения перечисленных величин владелец или конструктор может принимать решения в отношении разнообразных эксплуатационных задач: метод выполнения швартовки на причале, способность к передвижению по мелководным местам, уровень грузоподъёмности. Сегодня выделяют несколько значений перечисленных величин:

  • наибольшие размеры длины в проектных документах обозначаются Lнб. Определяется как дистанция между крайними наружными точками конструкции при измерении вдоль корпуса;

Главные размерения судна влияют на технические и эксплуатационные характеристики изделия

  • длина в отношении конструктивной ватерлинии судна (КВЛ). Изначально рассмотрим, что такое ватерлиния судна – это линия касания воды и корпуса лодки. У начинающих конструкторов и многих владельцев возникает вопрос, что такое КВЛ? КВЛ – это расстояние между дальними точками корпуса, которое для измерений использует зеркало воды при максимальной нагрузке на судно (количество веса и процентное отношение к максимальной грузоподъёмности может отличаться);
  • наибольшая ширина отмечается с помощью Внб, её измеряют в области максимальной ширины судна. Измерения проводят по внешним граням;
  • ширина по КВЛ определяется как дистанция между конечными точками по ширине вдоль нахождения ватерлинии;
  • высота в области миделя. Предварительно следует определить, что такое мидель? Мидель судна – это плоскость, располагающаяся поперёк лодки и имеющая вертикальную направленность, которая проходит в центре длины лодки. Преимущественно на чертежах мидель – это значок H. Для её измерения применяется замер от килевой части (нижняя точка) до верхушки борта;
  • высота части борта, находящаяся над водой (F). Измеряется от ватерлинии до верхушки борта. Преимущественно надводная часть борта определяется на миделе, но дополняют информацию значениями на носу и корме;
  • средние показатели осадки (T) определяются, как значения углубления лодки в воду при увеличении давления. Чаще для этого используется мидель от КВЛ до нижней отметки киля.

Основные габариты

Помимо ключевых значений, теоретический чертеж корпуса судна часто содержит обозначения габаритов:

  • длина судна, включая выступающие элементы штевней;
  • габаритная осадка – это измерение от КВЛ до нижнего участка судна (до шпоры ПМ или других элементов);

Основные сечения корпуса

  • ширина по габаритам, определяющаяся по выступам бортиков или по привальным брусьям;
  • габаритная высота – это размерение от самой нижней до верхней части судна.

Важные показатели соотношений

Существуют значения, заданные в точных цифрах, но корпус часто характеризуется дополнительными измерениями, которые выступают в виде соотношения величин. Частыми значениями являются отношения:

  • длины и ширины вдоль линии погружения лодки (L/B), позволяет определить ходкость конструкции, так как при увеличении L/B судно становится более быстроходным, при условии, что оно имеет водоизмещающий тип. Определяет также остойчивость, соответственно, при снижении L/B и сохранении длины судно становится более остойчиво;
  • ширины вдоль конструктивной ватерлинии к осадке (В/Т). Показатель обеспечивает данными о ходкости, уровне мореходности и остойчивости конструкции. По мере увеличения соотношения, судно становится более остойчивым, но снижается способность удерживать прежнюю скорость при появлении волн на воде. Узкие, глубокопогружённые корпуса легче переносят волны;
  • максимальной длины и бортовой высоты судна в области миделя (Lнб/H). Описывается жёсткость днища и его прочность. Чем меньше этот показатель, тем больше прочность корпуса;
  • абсолютной высоты борта к способности давать осадку (H/T). Показывает запас плавучести лодки. При увеличении этого показателя, запас становится больше, соответственно, судно способно выдержать большую нагрузку без риска попадания волн в кокпит.

Геометрия корпуса судна

Что такое теоретический чертёж?

Теоретический чертёж – это рисунок на бумажном листе, описывающий сложную конструкцию корпуса по поверхности. Для полного понимания строения используется 3 проекции при перпендикулярном пересечении. На чертеже видны места соединения обшивки снаружи пересекающимися плоскостями, в этом отношении существуют специальные правила. Для построения корабля обязательно 3 плоскости: основная, мидель-шпангоута, диаметральная. Основные сечения корпуса судна:

  • диаметральная плоскость (ДП) судна. ДП судна – это плоскость, идущая вертикально и делящая весь корпус на 2 равные части вдоль длины;
  • основная плоскость (ОП) судна – это вид корабля снизу, плоскость координат строго горизонтальная;
  • плоскость миделя. Последняя важная плоскость мидель-шпангоута проходит вертикально поперёк длины. Многие не знают, что такое строение чертежа позволяет увидеть тип бортов, разновидность шпангоутов и строение кокпита.

Для получения всех трех видов теоретического чертежа необходимо представить разрез судна по перечисленным траекториям, параллельным трем плоскостям. На проекции бокового вида отражаются следы разреза корпуса одной плоскостью точно по центру вдоль всей длинны. Подобные следы имеют название батоксы. Второе сечение выполняется равностоящими плоскостями по горизонтали снизу ватерлинии (полуширота). Следы от разреза днища позволяют получить информацию о корпусе.

Все линии чертежа на одной проекции имеют кривую форму, а на остальных представлены ровно. Шпангоуты при взгляде сбоку или полушироты будут представлены только в виде линий, но на самом деле их всегда выполняют криволинейно. Ватерлиния имеет прямой вид сбоку и на сечении «корпус», а батоксы – на корпусе и полушироте. Теоретический чертеж судна

Чертежи выполняются с точки зрения симметричности ДП, соответственно, на полушироте отображают ватерлинию левого борта. С правой стороны корпус очерчивают обводами шпангоутов носа, а слева – кормы, чтобы не нагромождать каждый чертёж.

Что такое коэффициенты полноты?

Коэффициент полноты водоизмещения – это важнейший параметр чертежа, так как он отражает объём воды, которую корпус вытеснит при погружении до ватерлинии. Водоизмещение имеет объёмную характеристику и позволяет определить габариты судна, вместимость конструкции и мореходные свойства.

Водоизмещение не является статической величиной, ведь имеет зависимость от уровня нагрузки на судно, соответственно, выделяют некоторые разновидности:

  • полное. Подразумевается, что на борту присутствует полный бак горючего, необходимое количество воды для питья, экипаж и провиант;
  • порожнее – это способность выталкивания воды с установкой на борту двигателя, снабжения, но при отсутствии горючего, личных вещей, провизии и людей;
  • обмера. На борту присутствуют паруса, снабжение, но нет экипажа, горючего и других вещей. Используется только для парусных видов лодок.

Значение водоизмещения на чертежах описывается буквой V и измеряется в м 3 . Используется для определения характеристик коэффициентов полноты судна. Существует некоторое отличие от весового водоизмещения, так как последний показатель описывает груз судна и вычисляется в тоннах, а коэффициенты полноты судна учитывают плотность воды. Расчёты проводятся по формуле D = p*V, где p – справочная плотность воды.

Для сравнения нескольких чертежей судов используют коэффициенты полноты без использования размеров, среди них:

  • коэффициент полноты водоизмещения (б) судна – связывает габариты корпуса и уровень его погружения. Для его определения важно учитывать соотношение объёма выталкиваемой жидкости до КВЛ к параллелепипеду с равными сторонами [б=V/(L*B*T)]. По мере уменьшения показателя обводы, днища заостряются, с обратной стороны, снижается полезный объём днища под водой;
  • коэффициент полноты ватерлинии (а) – это соотношение площади ватерлинии к прямоугольной конструкции со сторонами L и B [a=S/(L*B)];
  • коэффициент полноты мидель шпангоута (b) рассчитывается на основании соотношения площади миделя и прямоугольного каркаса с параметрами сторон B и T [b=X/(B*T)].

Значение водоизмещения «а» описывает величину заострённости ватерлинии в области оконечностей и изменения в изначальном уровне остойчивости. По мере увеличения «а» улучшается качество остойчивости судна, но при рассмотрении лодки водоизмещающего класса, снижается качество обтекаемости всего корпуса и несколько ухудшается ходкость (заметнее всего при волнении или значительной нагрузке).

Коэффициент b только косвенно описывает качество распределения объёма и степень влияния обводов днища на ходкость конструкции. Чаще всего значению присущ призматический коэффициент «ф» (продольная полнота), он описывает отношение между объёмным водоизмещением к призме, при условии частичной погружённости миделя, и высотой – длина конструкции вдоль ватерлинии. Коэффициент имеет жёсткую привязку к б и b, что выражается формулой: ф=б/b.

Эксперт и автор статей на сайте.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Килеватость на миделе что это

Обводы типа «Глубокое V»: а — вид на днище; б — корпус теоретического чертежа.

Тип обводов глиссирующего корпуса с повышенной килеватостью днища (более 20 градусов) от миделя до транца и продольными реданами, который применяется для быстроходных катеров, рассчитанных на скорости км/ч. Такие обводы обеспечивают комфортабельный ход на волнении с минимальной потерей скорости. Кроме того, данный тип обводов позволяет использовать всю мощность двигателей, устанавливаемых на легких мотолодках и катерах, без потери устойчивости движения или опасности разрушения корпусных конструкций. При повышении скорости в результате подъема корпуса из воды ширина смоченной поверхности днища с большой килеватостью постепенно уменьшается. Соответственно возрастает оптимальный угол атаки, при котором сопротивление воды является минимальным — у килеватого корпуса он в 1,5 — 2 раза больше, чем у плоскодонного. Благодаря этому и смоченная длина у килеватого корпуса оказывается меньше, чем у катера с плоским днищем.

В итоге, несмотря на существенное снижение гидродинамического качества при увеличении угла килеватости днища до 20 — 23 градусов, на корпусе собводами «Глубокое V» удается получить более высокую скорость, чем на корпусах с малой килеватостью. Благодаря почти одинаковым поперечным профилям днища в носу и корме катера с обводами «Глубокое V» отличаются хорошей устойчивостью на курсе при плавании с попутной волной, малым дрейфом на циркуляции и плавностью качки.

К недостаткам «Глубокого V» следует отнести большое сопротивление в начальный момент движения и большие затраты времени на разгон до выхода на режим чистого глиссирования. Для улучшения стартовых характеристик и снижения «горба» сопротивления можно использовать транцевые плиты и продольные реданы на днище.

Другим недостатком является пониженная начальная остойчивость как на стоянке, так и на ходу. Для повышения остойчивости иногда устраивают днищевые балластные цистерны, автоматически опорожняемые при выходе судна на расчетный режим. Для повышения ходовой остойчивости приходится увеличивать смоченную поверхность днища в корме, обрывая продольные реданы, на которых глиссирует корпус на расчетной скорости, на некотором расстоянии от транца. В результате этого смачиваются дополнительные участки днища и увеличивается ширина ватерлинии. Другой вариант — использование наделок — спонсонов, расположенных на ходу над водой и действующих при крене лодки.

Непременной деталью корпуса «Глубокое V» являются продольные реданы — призмы треугольного сечения с горизонтальной нижней гранью и острой свободной кромкой. Главный эффект реданов заключается в отсечении от днища потоков воды, растекающихся от киля к бортам. В результате их действия уменьшается смоченная поверхность корпуса, на реданах создается дополнительная подъемная сила; в совокупности это повышает гидродинамическое качество корпуса.

Благодаря продольным реданам осуществляется автоматическое регулирование ширины днища в зависимости от скорости судна. На малых скоростях лодка глиссирует на полной ширине днища с уменьшенной удельной нагрузкой, которая оптимальна для данной скорости. По мере разгона гидродинамическая подъемная сила растёт, корпус уменьшает осадку. При этом крайние участки днища, прилегающие к скулам, выходят из воды, глиссирующая поверхность ограничивается крайней к скуле парой реданов. Благодаря этому сохраняется оптимальная величина удельной нагрузки днища, несколько снижается «горб» кривой сопротивления.

Продольные реданы: а — схема расположения реданов по ширине корпуса; б — вид на днище лодки без реданов; в — действие реданов на том же днище.

1 — поверхность днища не смачиваемая водой; 2 — скуловой бырзгоотбойник; 3 — продольные реданы; 4 — поперечный поток воды; 5 — смоченный участок днища.

Продольные реданы повышают остойчивость судна, демпфируют бортовую и продольную качки. На ходу при резком крене на реданах накрененного борта возникает дополнительная подъёмная сила, которая препятствует дальнейшему увеличению крена. Продольные реданы существенно повышают устойчивость судна на курсе и в то же время сокращают радиус циркуляции. Это происходит благодаря работе боковых граней реданов, которые при боковом смещении — дрейфе от ветра, волны или на повороте действуют подобно килям.

Положительные качества реданов в полной мере проявляются лишь при достаточно высоких скоростях — км/ч. На малой скорости и при разгоне сопротивление воды вследствие увеличенной смоченной поверхности днища с реданами оказывается выше, чем у катера с гладким днищем. Кроме того, их эффективность зависит от угла килеватости днища. Если он менее 10 градусов, устройство продольных реданов нецелесообразно.

На каждой половине днища обычно устанавливают по два (при ширине днища 1,4 — 1,6 м) или по три (при ширине 2 — 2,5 м) редана. Расстояние ближайших к скуле реданов от ДП судна рассчитывается в зависимости от нагрузки и скорости лодки. Реданы по всей длине корпуса целесообразны лишь в том случае, если можно обеспечить глиссирование лодки на ширине, ограничиваемой данными реданами. В противном случае реданы в кормовой части днища только повышают сопротивление воды. Обычно до транца доводят только крайние к скуле реданы, а остальные, которые эффективно работают только на границе днища и воды на полном ходу, обрывают на том или ином расстоянии от транца. На мотолодках с умеренной килеватостью днища, развивающих скорость около 40 км/ч, можно устанавливать короткие (по 0,5 — 0,8 м) реданы — брызгоотбойники в носовой части корпуса.

Естественно, правильная работа реданов возможна только при их острой наружной кромке, поэтому на деревянных лодках реданы изготовляют из твердых пород древесины или прикрепляют к их рабочим граням металлические полосы. В средней части корпуса и корме реданы располагают параллельно килю. В носовой части их лучше свести к форштевню, чтобы избежать слишком крутого подъёма вверх: в противном случае при всходе лодки на волну реданы будут оказывать тормозящее действие.

Существует и негативный эффект продольных реданов на высокоскоростных судах: при встречной волне корпус получает более жесткие удары вследствие концентрации давления на плоских поверхностях реданов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector