Особенности установки транцевых колес на лодку ПВХ
Лодка из ПВХ гораздо лучше старых резиновых моделей — это знают практически все. Однако обойтись самим плавсредством в чистом виде не всегда возможно. Весьма часто требуется установка транцевых колёс на лодку ПВХ, и важно знать, как проводится эта процедура.
Зачем это нужно?
Спускать лодку на воду и выталкивать её обратно на берег бывает довольно тяжело. Это вызывает порой трудности и у крепких, физически развитых людей. Часто встречаются плавсредства, которые при длине 3,6 м и установке мотора «тянут» на 100 кг. И это ещё без учёта топлива, без учёта перевозимого груза, улова или охотничьей добычи. Можно, конечно, привлечь к делу помощника, но не всегда это получается, да и зачем, когда есть отличный выход — монтаж специальных колёс.
Но с тяжестью ещё можно как-то примириться. А вот с избыточным трением мириться нежелательно. Когда лодку волочат о камни при высадке на необорудованный берег, она неизбежно покроется царапинами. И, быть может, даже будет немного порезана. Да, современные материалы позволяют конструкции перенести такие события без особых последствий.
Однако если они будут повторяться систематически, ничто не сможет выдержать возникающую нагрузку; решение проблемы то же самое — крепление транцевых колёс на лодке.
Инструкция по работе
Существует достаточно много разных транцевых колёс. Но в любом случае их ось должна быть выдвинута вперёд относительно плоскости транца. Тогда ось оказывается максимально близко к центру тяжести плавсредства. Поэтому нагрузка распределяется наиболее равномерно. Прочие требования таковы:
от нижней границы транца до обода колеса должно быть минимум 2 см;
от нижней границы транца до основания присоединяемого к нему кронштейна — минимум 0,5 см;
зазор между внутренней частью баллонов и колесом должен быть минимум 0,1 см (иначе колёса, поднимаясь, будут задевать баллон);
монтаж надо производить на внешней стороне по отношению к стойке, чтобы исключить помехи для мотора;
колёса ставят строго вертикально;
кронштейн и стойку выбирают так, чтобы они вписывались в конструкцию лодки.
До установочных работ надо сначала внимательно изучить инструкцию на судно и рекомендации по монтажу. Для работы понадобятся:
строительный уровень;
электрическая дрель со свёрлами для древесины на 4 и на 10 мм;
отвёртка;
ключи;
герметик на базе силикона;
маркер;
карандаш.
Чтобы правильно установить на транец колёса, нужно сначала накачать саму лодку. На пайольном плавсредстве допускается не подсоединять все пайолы, а ограничиться накачиванием любых отсеков, за исключением киля. Когда лодка накачана, её следует закрепить на подставках высотой не менее 0,4 и не более 0,5 м. Этот размер подобран не случайно — он позволяет монтируемым колёсам без проблем проходить в промежуток от нижней кромки транца до поверхности. Как именно присоединить колёсные стойки к транцу, нужно решить, изучив исполнение этих стоек и вид самого транца.
Если ориентироваться на удобство при эксплуатации, наилучшим выбором оказывается употребление откидывающихся съёмных движителей, присоединяемых через особый кронштейн. Для прикрепления к нему используется болт, заменяющий ось. Вокруг этой оси стойка поднимается вверх либо ставится в рабочее положение. Если решено прикрепить своими руками колёса именно по такой схеме, то начинают с разметки места установки кронштейна. Отсчёт ведут от внутреннего участка баллона.
До середины транца проводят вертикальную линию длиной 8,5–9 см. Там, где она пересечётся с нижней гранью транца, останавливаются и отмеряют минимум 0,5 см, а в идеале 1-1,5 см. Далее, проводят горизонтальную линию до середины транца. Следующий шаг — сбор кронштейна и колёсной стойки. Соединив их, примеряют сборку около разметки. Если линии оказываются справа, то прикладывать нужно правое колесо (и наоборот).
При примерке внимательно смотрят, как именно располагаются кромки кронштейна по отношению к линиям разметки. Они должны строго совпадать. Держа одной рукой кронштейн, смотрят, не касается ли колесо поверхности транца и внутреннего участка баллона. Наименьший допустимый зазор — 2 см.
Если это условие соблюдено, надо запомнить такое расположение кронштейна и пометить маркером точки, в которых будет делаться крепление.
Нужные места, чтобы можно было поставить крепёж, сверлят дважды: с чуть меньшим сверлом и со сверлом, чей диаметр равен диаметру болта. Советуют при втором проходе не пробивать последние миллиметры, а рассверливать отверстие с противоположной стороны. Тогда транец не будет раскалываться, когда из него выходит сверло. Закончив сверление, отверстия обмазывают герметиком на основе силикона. В противном случае транец будет отсыревать и гнить; рекомендуется также использовать герметик для обработки болтов и внутренней стороны шайб.
Кронштейны крепят, заранее вынув их из стоек. Окончательно соединяют эти части, когда кронштейны поставлены жёстко. Следует оценить, насколько работоспособны колёса в различных положениях. Если этого не сделать сразу, можно будет столкнуться с серьёзными неприятностями при эксплуатации. Но, разумеется, описанная только что схема подойдёт не для всех лодок.
Транцевые колёса на плавсредства с НДНД ставят иначе. Примером такой конструкции являются лодки от фирмы «Солар». Транец у них располагается над надувным дном. Внизу вся часть днища, находящаяся между баллонами, покрыта фартуком из ПВХ. Это решение позволяет обеспечить лёгкий выход на глиссаду. Поэтому приходится использовать транцевые колёса особого типа. У них должна быть удлинена стойка, а сама конструкция должна быть изогнута.
Впрочем, есть и альтернативное решение — монтаж стойки под определённым углом к транцу. Если ставить конструкцию прямо, фартук может загибаться, и его работа нарушается. Во время разметки надо принимать во внимание толщину надуваемого днища. На панельную и на обычную лодку в равной степени можно ставить иногда колёса с удлинённой прямой стойкой.
Однако придётся увеличивать расстояние, отделяющее кронштейн от транца, за счёт фанерных или текстолитовых проставок, а также болтов большой длины.
Свои особенности имеет работа с лодкой «Касатка». Она отличается повышенной килеватостью и имеет пайольное днище. Отступая от низа транца, кронштейн крепят так, чтобы крепёж находился над внутренними держателями пайол. При этом низ кронштейна должен находиться не параллельно кромке транца, а по горизонтали. У лодки «Викинг», ввиду её меньшей, чем у «Касатки», килеватости, кронштейны также ставят над пайольными упорами.
Необходимо учитывать ещё несколько тонкостей и нюансов. Так, разнося транцевые колёса максимально широко, упрощают транспортировку лодки. Но при этом надо заранее убедиться, не станут ли колёса касаться баллонов, когда их поднимают в нерабочее расположение. Также следует проверять, не помешают ли они развороту подвесного мотора во время езды. Стоит позаботиться о строгой параллельности колёс по отношению друг к другу. Только при таком расположении двигать плавсредство по земле будет легко.
Кроме того, нарушение параллельности колёс приводит к быстрой порче их при использовании. Исключить ошибки при сверлении отверстий можно, используя строительный уровень. Пробивать отверстия нужно только особым сверлом (так называемым пером). Проходка отверстий сверлом по металлу приводит к вырыванию кусочков фанеры и порче облика транца. Рекомендуется также проверять, что сверло не будет повреждено само и ничего не поломает.
Оси всех крепёжных отверстий располагают под углом 90 градусов к плоскостям транцев. При таком условии обеспечивается плотное прилегание шайб и головок болтов. Когда накручивают гайки на болты, их нельзя затягивать чрезмерно с первой попытки. Пусть будет последовательная подтяжка — она поможет однородно распределить нагрузку между соединениями.
И последний момент — если что-то вызывает сомнения, вопросы, нужно сразу обращаться за консультацией к профессионалам.
Основные схемы
Представленный ниже чертёж показывает, как правильно крепить колёса на транец небольшой лодки (от 2,7 до 3,3 м). Предполагается, что на стойку монтируется по 1 колесу. В результате можно будет перемещать плавсредство на довольно большое расстояние без какого-либо утомления. Отмечают, что чем меньше лодочка, тем круче выглядит результат. А на следующем фото наглядно показано, как должны монтироваться колёса на суда с обычной базой и с использованием удлинённого шасси.
В следующем видео вас ждет установка транцевых колес и стаканов на лодку ПВХ «Ракета».
Транцевые колеса для лодки пвх своими руками
Современная рыбалка неразрывно связана с наличием лодки. Она не только упрощает процесс рыбалки, но и делает его эффективным. Но мало иметь лодку, ее еще необходимо переместить к месту рыбалки, которое может находиться на значительном удалении от дома. В магазинах можно найти специальные транцевые колеса, которые упрощают процесс транспортировки. При этом следует отметить наличие различных, совсем недешевых изделий.
Но, чтобы не платить лишних денег, подобные колеса можно сделать самому, в домашних условиях, тем более, что особых сложностей не наблюдается. Они особенно необходимы в условиях, когда рыбалка осуществляется в одиночку, хотя, как правило, рыбаки выезжают на рыбалку по нескольку человек.
Транцевые колеса для лодки ПВХ – это транспортировочное шасси, которое крепится при помощи 2-х кронштейнов. С помощью этих кронштейнов осуществляется перевод колес в транспортное положение или наоборот.
Наличие транцевых колес делает лодку более функциональной. Без посторонней помощи ее можно перемещать по берегу, вытаскивать из воды и спускать на воду. Достоинство их в том, что нет необходимости в их снятии при спуске на воду: достаточно перевести их в соответствующее положение.
В процессе обустройства лодки подобным девайсом, особое внимание следует уделять размещению крепежных элементов на транце. Их положение может повлиять на маневренность лодки, как на воде, так и на суше.
Функции транцевых колес
Основная задача наличия транцевых колес сводится к:
Если лодка снабжена мотором, то переместить ее одному человеку достаточно сложно. Не столько тяжело, сколько неудобно из-за существенных габаритов. Задача сильно упрощается, если рыбачить приходится вдвоем. Если такой возможности нет, то помощниками будут транцевые колеса.
Их наличие делает процесс рыбалки особенно интересным и эффективным. С помощью лодки имеются все шансы ловить рыбу в таких местах, к которым с берега не удастся добраться. Как правило, рыбалка с лодкой – это всегда результативная рыбалка и, как результат – отличное настроение.
Название колес происходит от места их крепления – коим является транец. Транец – это жесткая часть надувной лодки, где крепится мотор. Благодаря наличию транцевых колес, один человек, без посторонней помощи, сможет перемещать лодку ПВХ без особых усилий вдоль берега, а также опускать ее в воду и вытаскивать из воды.
Главная задача – это правильно и надежно закрепить приспособление, чтобы оно не подвело в процессе рыбалки.
Достоинства и недостатки наличия транцевых колес
Транцевые колеса, установленные на лодке ПВХ, имеют ряд преимуществ. Например:
Появляются дополнительные удобства в процессе эксплуатации.
Лодка приобретает новые технические качества.
Повышается функциональность плавсредства.
Транцевые колеса занимают мало места.
Экономится полезное время, связанное с перемещением лодки.
Повышается мобильность изделия.
Простота устройства и крепления.
Наличие колес не влияет на управляемость лодкой.
Дополнительный срок службы приспособления.
К недостаткам их наличия следует отнести:
Если их покупать, то они дорого стоят.
Решить этот недостаток поможет самостоятельное изготовление столь полезного приспособления.
Виды транцевых колес
Производители выпускают несколько видов транспортировочных шасси. Вот основные из них.
Трансформер КТ-5
Подобная модель имеет свою специфику установки. Шасси крепится к транцу таким образом, что их можно не снимать при транспортировке лодки в сложенном состоянии. Подобная конструкция имеет дополнительные достоинства, связанные с удобством в перемещении. При перемещении на воде, они не влияют на ее маневренность.
Такая модель шасси позволяет одному человеку, без особых усилий перемещать лодку с места на место.
Основным материалом конструкции является сталь, толщиной 3 мм. В качестве стоек для колес используется профильная труба особой конфигурации. Это позволяет быстро устанавливать приспособление и переводить его из транспортного положения в рабочее.
Кроме этого, колеса имеют пружинный механизм, который позволяет транспортировать лодку по неровной поверхности.
Автоматические КТ-3Н и КТ-3НУ
Основным материалом изготовления подобных устройств является нержавеющая сталь. Предназначаются модели для надувных лодок с жестко закрепленным транцем или для лодок, которые имеют жесткий корпус.
Преимущества автоматической фиксации:
Устройство выполнено на высоком техническом уровне.
Имеет высокую надежность.
Отличается современным дизайном.
Может служить оптимальным вариантом при перемещении лодки на дальние расстояния.
Простота в эксплуатации.
При производстве автоматических устройств КТ применяется лазерная резка с последующей аргонной сваркой. Как результат – высокая точность, отличное качество и приемлемый внешний вид.
Эти колеса выдерживают плавсредство в снаряженном виде весом до 120 кг.
Складные транцевые колеса
Приспособление монтируется с внешней стороны транца, что позволяет без проблем складывать колеса снизу-вверх. Чтобы изделие зафиксировать, в конструкции применены пружины, которые располагаются внутри стоек и изготовленные из нержавейки. Следует заметить, что и остальные детали складных колес сделаны из нержавеющей стали, что обеспечивает конструкции завидную прочность и устойчивость, как к пресной воде (KS-03), так и к соленой воде (KS-04).
Преимущества подобной модели:
Простота при установке, снятии и эксплуатации.
Нет необходимости в постоянном снятии и установке шасси.
Способ крепления не мешает управлению судном.
Существуют варианты упаковки вместе с установленными колесами. Может устанавливаться на любую модель лодки ПВХ. Выдерживает нагрузку до 180 кг.
Поворотно-откидные шасси, для лодок ПВХ
Подобные конструкции ориентированы на транспортировку лодки одним человеком на не большие расстояния. Они устанавливаются с помощью 4-х болтов к транцу, сделанному из фанеры. Имеется возможность регулировки высоты их установки благодаря длине крепежной шпильки.
Для снятия приспособления достаточно отвинтить гайку, которая размещается с боковой части стойки. Колеса рассчитаны на перемещение веса до 140 кг.
Основные детали сделаны из нержавеющей стали, что свидетельствует о прочности изделия.
Изготовление транцевых колес своими руками
Размер конструкции должен соответствовать размеру лодки. Основная задача – сделать так, чтобы шасси не мешало маневренности плавсредства.
Для изготовления необходимо заготовить такие материалы и инструменты:
Пару колес, диаметром 350 мм и шириной 60-80 мм.
Профильную трубу, сечением 25х25 мм из нержавейки.
Трубу подходящей толщины для монтажа колес.
Крепежные элементы: гайки, болты, шайбы и т.д.
Ножовку по металлу, электродрель, болгарку, гаечные ключи, плоскогубцы и т.д.
Этапы изготовления:
Определяется место установки на транец квадратного профиля (чтобы не мешал работе двигателя).
Отмеряют расстояние вниз, обращая внимание на то, что колеса должны быть установлены, чуть ниже нижнего края транца, взяв за основу радиус колес и добавив 5 см. Это самое оптимальное расположение колес, которое не повлияет на ходовые возможности плавсредства.
Кронштейн, где устанавливаются колеса, может быть изготовлен как под прямым углом, так и под другим углом. Кронштейн под прямым углом наиболее предпочтительней, поскольку его монтаж занимает минимум времени. К тому же, этот элемент способен выдержать большие нагрузки.
Второй вариант, более технологичный, но и более оптимальный, так как колеса размещаются под днищем лодки и не мешают работе лодочного мотора.
Для этого отпиливается от профиля 4 отрезка нужной длины и с помощью сварки они крепятся к нижней части профиля. В трубках следует просверлить по сквозному отверстию, чтобы можно было зафиксировать кольца. Кроме этого, к внутренней части кольца трубки приваривается гайка необходимого диаметра, чтобы изделие не прижималось к крепежу.
С внешней стороны лучше установить пластиковые или резиновые пробки, чтобы внутрь не попадала вода.
В верхней части следует просверлить 2 сквозных отверстия, которые предусмотрены для монтажа шасси к транцу.
Две части крепления свариваются вместе. Угол между ними может быть 35-45 градусов, в противном случае концы подгоняются.
После этого, как произведены все подготовительные работы, шасси устанавливаются на трубки и зажимаются гайками с шайбами. Итак, приспособление готово к эксплуатации. Если нужно, то конструкцию можно покрасить. Если материал нержавейка, то в этом нет необходимости.
Как установить транцевые колеса на ПВХ-лодку
Чувства радости и эйфории от покупки лодки ПВХ с мотором могут быстро смениться на негативные эмоции от неудобства спуска лодки на воду и подъему ее на берег, особенно если рядом нет помощника. Полностью снаряженная лодка длиной в 3,6 м с мотором в 15 л.с. будет иметь вес под 100 кг. Даже с напарником вытащить лодку на берег, не снимая мотора, будет тяжелой физической нагрузкой.
Трение днища лодки о камни при волочении не пройдут бесследно для ткани ПВХ, обязательно появятся царапины и даже порезы. Установка транцевых колес на лодку ПВХ решит проблемы неудобства эксплуатации лодки. Принцип перемещения лодки с установленными колесами на транце напоминает обычную тележку, где основная нагрузка приходится на колеса. Схема установки транцевых колес на лодку ПВХ.
Транцевые колеса имеют различное конструктивное исполнение. При этом схема установки колес для всех конструкций одинакова:
Ось транцевых колес должна находиться впереди плоскости транца. Это позволяет приблизить ось колес к центру тяжести для распределения нагрузки от массы лодки и мотора.
Расстояние между нижней кромкой транца и поверхностью колеса должно быть не менее 20 мм.
Расстояние между нижней кромкой транца и нижней кромкой кронштейна, прикручиваемому к транцу, должно превышать 5 мм.
Зазор между внутренней частью баллонов и поверхностью колеса должно быть не менее 10 мм, чтобы при поднятии колес, они не задевали баллоны.
Колеса должны находиться снаружи от стойки, то есть колесо должно быть между стойкой и баллоном. В противном случае колеса и мотор будут задевать друг друга.
Колеса необходимо устанавливать строго вертикально.
Конструкция кронштейна и стойки должна соответствовать конструкции лодки.
Действия перед установкой транцевых колес на лодку ПВХ.
Перед началом установки ранцевых колес необходимо изучить инструкцию по установке транцевых колес на лодку. После изучения инструкции необходимо заранее приготовить необходимые инструменты и материалы:
уровень;
электродрель со сверлами по дереву диаметром 4 мм и 10 мм (диаметр необходимый для отверстий под крепежные элементы);
отвертку и ключи для крепежных элементов;
силиконовый герметик;
карандаш, маркер.
Установку транцевых колес необходимо проводить на лодку в накаченном виде. Если лодка пайольная, то пайолы можно не собирать, а накачать только все отсеки кроме киля. Инструкция по установке транцевых колес на лодку ПВХ.
Накаченную лодку устанавливают на подставки высотой в 40-50 см, позволяющие при монтаже колес свободно проходить последним между нижней кромкой транца и поверхностью, на которой работаете (земля, пол).
Варианты крепления стойки колес к транцу зависят от конструкции стоек и механизма крепления к транцу. Наиболее удобными при эксплуатации и массовыми являются откидные съемные транцевые колеса, которые крепятся к транцу с помощью специального кронштейна. Стойка крепится к кронштейну с помощью болта, играющего роль оси, вокруг которой стойка откидывается наверх или устанавливается в рабочем положении.
Этапы установки транцевых колес
Размечаем место крепления кронштейна на транце. От внутренней части баллона к центру транца на расстоянии 85-90 мм наносим вертикальную линию. От точки пересечения этой вертикальной линии с нижней кромкой транца отмеряем не менее 5 мм (желательно 10-15 мм минимум) и проводим горизонтальную линию в сторону центра транца.
Собираем кронштейн и стойку колес вместе. Прикладываем собранную конструкцию к размеченным линиям. Если разметка с левой стороны, то прикладываем левое колесо, если с правой стороны – правое колесо. Кромки кронштейна должны располагаться на размеченных линиях. Удерживая одной рукой кронштейн проверяем, не задевает ли колесо кромку транца (зазор должен быть не менее 20 мм) и баллон с внутренней стороны.
Если параметры минимальных зазоров не выдерживаются, то перемещаем кронштейн в горизонтальном или вертикальном положении до выполнения требуемых параметров. Если требуемые минимальные зазоры выполняются, то фиксируем положение кронштейна и отмечаем точки под крепления к транцу.
Размеченные точки для отверстий под крепежные элементы сначала просверливаем сверлом меньшего диаметра, а затем сверлом равного по диаметру болта. При рассверливании отверстия сверлом большего диаметра желательно не доходить до конца несколько миллиметров, а рассверлить отверстие с обратной стороны. Это позволит избежать сколов на транце при выходе сверла.
После рассверловки промазываем отверстия силиконовым герметиком для предотвращения попадания влаги внутрь транца во избежание преждевременного гниения. Также промазываем герметиком болты и внутреннюю сторону шайб.
Производим крепление кронштейнов (предварительно отсоединив их от стоек).
Устанавливаем снова стойки на кронштейны и проверяем работоспособность колес в разных положениях.
Особенности установки транцевых колес на лодку ПВХ «Солар»
Лодки компании «Солар» имеют надувное дно низкого давления. Транец находится сверху надувного дна, который выпирает за транец. Снизу по дну лодки по всей длине между баллонами имеется специальный фартук из ткани ПВХ, позволяющий выходить на глиссирование. Этим объясняется применение транцевых колес с удлиненной стойкой и изогнутой конструкции (или установкой стойки в рабочем положении под углом к транцу), чтобы избежать загиба фартука.
При разметке установки кронштейна на транец необходимо учитывать толщину надувного дна. Можно использовать колеса с удлиненной стойкой прямой конструкции, но в этом случае придется вставлять проставки (фанера, текстолит) между кронштейном и транцем, а также использовать болты увеличенной длины.
Установка на лодку ПВХ Касатка
При установке колес на лодку Касатка стоить учитывать, что это достаточно килеватая лодка с пайольным дном. При отступе от нижней кромки транца необходимо установить кронштейн таким образом, чтобы при сверловке крепления были выше держателей пайол с внутренней стороны. Кроме того, располагать нижнюю кромку кронштейна необходимо не параллельно кромке транца, а горизонтально.
На лодку ПВХ Викинг
Лодка Викинг – это младший брат лодок Касатка от компании Посейдон. Отличается меньшей килеватостью. При установке транцевых колес следует учитывать размещение кронштейнов выше держателей (упоров) пайол. На лодках Викинг и Касатка имеются треугольные фартуки между верхней кромкой транца и баллоном. Слишком близкое расположение колес к баллонам и длинные стойки будут упираться в эти фартуки.
Установка транцевых колес простая и доступная для выполнения любому водомоторнику операция. Она позволит заметно облегчить нагрузку при перемещении лодки с мотором в одиночку на поверхности, спуску на воду и ее подъему на берег.
Дополним ПВХ лодку транцевыми колесами
Популярность надувных лодок в нашей стране значительно выше, чем обычных, дюралюминиевых.
И тому есть немало причин. С одной стороны, их цена значительно ниже. С другой – для хранения не нужен отдельный гараж, а при транспортировке не обязательно пользоваться специальной техникой.
При этом резиновая лодка способна доставить своего владельца в любую точку озера или реки, особенно если на неё установлен транец хотя бы со слабым (2-3 лошадиных силы) мотором.
Но, помня о необходимости транца для установки мотора, многие новички совершенно забывают про транцевые колеса для лодки ПВХ. Это серьезное упущение, которое будет полезно исправить.
Читайте о том, как сделать навесной транец для лодки? Рекомендуем также ознакомится с подробным материалом о том, как сделать якорь для лодки своими руками?
Что это такое, и для чего они нужны?
Переносить двух-трехместную резиновую лодку в надутом состоянии довольно легко – мужчина среднего телосложения без труда пронесет её несколько десятков метров, разделяющие машину и берег реки или озера.
Значительно сложнее сделать это, если кокпит забит рыбацкими принадлежностями и снаряжением, а на транец уже присоединен навесной мотор. Что же делать?
Снимать мотор и переносить всё оборудование по отдельности, если нужно пересечь небольшую отмель, где возникает опасность повредить дно лодки? Сделать это крайне сложно.
Именно поэтому многие рыбаки используют специальные транцевые колёса. Они позволяют с минимальным усилием перевозить даже тяжело нагруженную надувную лодку.
Сегодня в продаже можно встретить различные колеса. В первую очередь они различаются размерами и шириной.
Опытные рыбаки советуют выбирать широкие колеса среднего размера. Благодаря им можно без труда пересекать как участки с плотным грунтом, так и песчаные пляжи – широкие колеса не будут увязать.
Немаловажно, что и колеса, и крепления изготавливаются из материалов, не боящихся влаги. Ведь они будут большую часть времени находиться в воде.
Где купить?
Многие владельцы лодок предпочитают купить съемные колеса для своей лодки, тем самым экономя свое время и силы. Тем более, что сделать это крайне легко – продаются они практически в любом магазине, специализирующемся на продаже лодок, моторов и сопутствующих аксессуаров.
Но некоторые, взглянув на цены, задумываются – стоит ли вообще покупать их? Как ни странно, но при максимальной простоте конструкции и использованию довольно дешевых материалов (нержавеющая сталь и полиуретан стоят очень недорого), цена на колеса установлена довольно высокая – в среднем от 4 до 10 тысяч рублей, в зависимости от модели и магазина.
Людей просто удивляет, что стоимость колёс примерно равна стоимости их надувных лодок. В результате немало людей находят свой выход из положения – они решают изготовить колеса своими руками.
Собираем необходимый материал и инструмент
Итак, вы решили изготовить колеса, которые будут установлены на навесной транец, самостоятельно? Вполне похвально. Тем самым вы сможете сэкономить не только несколько тысяч рублей, но и сделать колеса с креплениями именно такими, какие вам нужны – длина, ширина и размер колес.
Все, что вам понадобится для выполнения работы, это:
Пара колёс диаметром около 35-35 сантиметров и шириной 60-80 миллиметров;
Квадратный профиль сечением 25х25 миллиметров;
Трубка диаметра, подходящего к креплению колес;
Набор болтов, шайб, гаек, шплинты.
Конечно, и профиль, и крепеж должны быть изготовлены из нержавейки. Придется немного переплатить, зато и колёса прослужат много лет, а не один сезон. Кроме того, вам понадобится ножовка по металлу, электрическая дрель и плоскогубцы или гаечные ключи.
Также не обойдется без помощи сварщика – но работы здесь всего на несколько минут, так что, заплатить придется от силы сотню рублей. Общая стоимость материалов едва ли превысит 1-1.5 тысячи рублей.
Поработаем немного руками
Когда все материалы собраны, можно приступить к работе – инструкция сравнительно проста. В первую очередь определим место, где будет крепиться профиль колёс на навесной транец.
Помним, что они в коем случае не должны мешать мотору, даже в случае, если крепеж ослабнет и крепления будут свободно болтаться. В противном случае можно распрощаться с винтом.
Когда места крепления определены, откладываем отрезок вниз – сами колеса должны находиться чуть ниже нижнего края транца – на длину радиуса плюс 3-5 сантиметров. Это обеспечит нужный уровень безопасности и вместе с тем снизит сопротивление воде при движении. Кронштейны под крепление колес можно оставить прямыми, а можно сделать под небольшим углом.
Первый вариант хорош прочностью и простотой изготовления – меньше работы для сварщика, да и нагрузки монолитный кронштейн выдерживает весьма приличные.
Сваренные же под углом кронштейны позволяют колесам находиться под дном лодки, и не мешать работе мотора. Рассмотрим второй вариант, как более сложный.
Отпилим от профиля четыре отрезка – на данном чертеже они имеют определенные размеры, но вы берите те, которые подойдут именно к вашей лодке.
К нижней части при помощи сварочного аппарата прикрепите трубки, на которые будут насажены кольца. В трубках придется сделать небольшое сквозное отверстие – здесь, при помощи шплинта, будут зафиксированы кольца.
Кроме того, к внутреннему кольцу трубки сразу приварите гайку соответствующего диаметра – чтобы колеса не прижимались к креплению.
Внешний конец трубок желательно заткнуть пластиковыми или резиновыми пробками – чтобы вода не набиралась, да и просто из эстетичности.
В верхней части с помощью дрели проделайте два небольших сквозных отверстия – именно через них вы сможете позже установить колёса на транец.
Теперь осталось только соединить две части будущего крепления при помощи сварки. Угол между ними может колебаться от 35 до 45 градусов.
Конечно, концы придется слегка подрезать, чтобы они плотно подходили друг к другу под таким углом.
Когда сварочные работы будут завершены, останется насадить колеса на трубки и закрепить их при помощи шайбы и шплинта. Вот и всё. Самодельные транцевые колёса готовы. При желании крепление можно покрасить водостойкой краской – просто для красоты. Пришла пора переходить к следующему этапу – установка на транец.
Устанавливаем колёса на место
Крепление колес на транец – значительно более сложный процесс, чем может показаться на первый взгляд. Так что, подходить к этому этапу стоит серьезно. Для этого и написана данная инструкция.
В первую очередь нужно приложить крепления колеса на деревянный транец. Сделайте отметки по отверстиям, расположенным в верхней части креплений. При помощи дрели просверлите в транце отверстия нужного вам диаметра.
После этого возьмите небольшой текстолитовый, дюралюминиевый или алюминиевый лист (размером в 2 спичечных коробка) и проделайте точно такие же отверстия в нем.
Приложите полученный перфорированный лист с внутренней стороны транца и проденьте в отверстия в нем и дереве болты – шляпка должна располагаться со стороны лодки.
Этот металлический лист позволит равномерно распределить нагрузку по большой площади. А расположение болтов шляпкой внутрь гарантирует, что резиновый борт лодки не будет поврежден об острый выступ.
На торчащие болты насадите шайбы подходящего размера. Осталось только насадить колеса отверстиями на эти болты и закрепить гайкой с ещё одной шайбой.
Конечно, при этом не забывайте следить, чтобы колеса оказались под транцем (если вы используете систему креплений колес с углом).
Повторите процедуру со вторым колесом. Работа завершена. Можете смело устанавливать навесной транец на свою резиновую лодку и с комфортом катить её к берегу – по камням, песку и грязи.
Подводим итоги
Как видите – изготовление транцевых колес не отличается сложностью. Любой человек, имеющий хотя бы минимум навыков работы с инструментами, деревом и железом, без труда справиться со всей работой за считанные часы.
Причем в результате цена новых колес будет минимум в 2-3 раза ниже, чем у купленных в специализированном магазине.
Возможно, кому-то инструкция показалась довольно сложной. На самом же деле все значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Так что, достаточно только приступить к работе, и вы не заметите, как пролетит время.
Ну а после завершения вы сможете с полным правом хвалиться перед знакомыми своими навыками по изготовлению и установке транцевых колес.
Транцевые колеса для лодок ПВХ своими руками
В большинстве случаев современный рыбак вряд ли обойдется без качественной лодки. Естественно, что транспортировка лодки ПВХ к воде, которая загружена всевозможными снастями и рыбацкими принадлежностями, занятие весьма проблематичное. Именно с этой целью и используются транцевые колеса.
Транцевые колеса для лодки: назначение
При желании и умении, можно сделать колеса для лодки ПВХ своими руками. Чертежи для них можно отыскать в интернете, и работа не будет сложной. Колеса на транец особенно нужны, если вы планируете рыбачить в одиночку. Сами такие приспособления для лодок ПВХ – это транспортировочные шасси, которые крепят с помощью двух кронштейнов. Именно они и приводят колеса в рабочее состояние и двигают их вверх и вниз.
Транцевые колеса позволят в одиночку передвигать надувную лодку по берегу, а также спускать на воду и выгружать из водоема на сушу. Их не нужно снимать после приводнения лодки, их следует просто поднять вверх, и лодка будет приведена в действие. Когда вы устанавливаете шасси, нужно особое внимание уделять тому, как на транце будут размещаться кронштейны, от этого и зависят ходовые характеристики на берегу, а также поворотная способность мотора во время применения плавсредства.
Колеса на транец можно приобрести и в готовом виде в продаже, они отличаются по ширине и размерам. Чаще всего рыбаки рекомендуют покупать средние широкие колеса. Они помогают передвигать лодку по берегу на песчаных пляжах или на плотном грунте. Как они сами, так и крепежи делаются на основе влагоустойчивых материалов, поскольку преимущественно они будут быть в воде.
Галерея: транцевые колеса для лодок ПВХ (25 фото)
Где продаются колеса на транец в готовом виде?
Если вы не планируете собирать транцевые колеса своими руками, то можете сэкономить силы и время и приобрести их в готовом виде. Купить их можно в любом магазине, где продаются сами ПВХ лодки, моторы к ним, а также другие лодочные и рыбацкие аксессуары.
Но многих их стоимость пугает. Стоит отметить, что несмотря на простоту конструкции, а также применение довольно бюджетных материалов для изготовления вроде полиуретана или нержавеющей стали, стоимость колес на транец неоправданная и составляет от 4 до 10 тысяч рублей (окончательная цена зависит от модели и престижа магазина). Естественно, что по такой же стоимости можно купить целые надувные колеса, поэтому многие предпочитают делать колеса самостоятельно и экономят немалые средства.
Преимущества колес, которые устанавливают на транце плавательного средства, такие:
удобство применения;
функциональность;
отличные технические характеристики;
компактность;
мобильность;
экономия средств на транспортировку лодки с суши на воду и обратно;
простота конструкции;
удобство установки колес на лодку;
колеса не мешают управлять лодкой;
длительность применения.
Недостаток заводских конструкций на транец один – это высокая стоимость. Именно поэтому мы расскажем подробно, как их сделать самостоятельно.
Транцевые колеса для лодок ПВХ своими руками
Если вы решили сделать колеса, которые впоследствии будут устанавливаться на навесной транец плавсредства, то позволите себе сэкономить значительные суммы. Еще одним преимуществом данного решения будет не только существенная экономия средств, но также и то, что вы сможете сделать изделие с креплениями требуемого для себя размера по ширине и длине.
Требуемые материалы
Для работы в домашних условиях вам потребуются такие материалы и инструменты:
колеса (2 штуки) диаметром порядка 35 см и в ширину от 60 до 80 мм;
профиль квадратный с сечением 25 на 25 мм;
трубка, диаметр которой совпадает с креплением колес;
шайбы;
болты;
гайки;
шплинты;
ножовка по металлу;
плоскогубцы (гаечные ключи);
электродрель.
Крепежи и профиль обязательно должны быть изготовлены на основе нержавеющей стали. Естественно, они обойдутся дороже, чем приспособления из других материалов, но тогда колеса будут служивать далеко не один сезон.
Также работа будет включать сварочные работы, но их будет мало. В плане общей стоимости материалов, она будет вполне скромной по сравнению с ценой готовых транцевых двигательных конструкций и составит около полутора тысяч рублей.
Алгоритм действий по сборке конструкции
Теперь, когда вы подготовили все нужные материалы и инструменты, можно приступать непосредственно и к самой работе. Для начала определись с местом, где вы будете крепить колесный профиль на навесной транец. Учитывайте тот момент, что они никак не должны мешать работе мотора, даже тогда, когда крепеж будет более слабым, и крепления будут болтаться. Иначе у вас появятся проблемы с винтом.
Когда вы определились с местами крепежей, то отложите вниз отрезок, чтобы колеса располагались чуть ниже, чем нижний край транца, то есть на длины радиуса с зазором порядка 5 см. Это позволит снизить сопротивление воде во время движения и обеспечит требуемую безопасность.
Кронштейны для крепления конструкций могут быть прямыми, а можно их выполнить под малым углом. В первом случае все будет отличаться прочностью и простотой выполнения – сварочных работ будет минимум, а еще монолитный кронштейн способен выдерживать большие нагрузки. А если кронштейны сварить под небольшим углом, то они смогут располагаться под дном плавсредства и никак не влиять на работу мотора. Рассмотрим более подробно алгоритм выполнения второго варианта:
отпиливаем 4 отрезка от профиля, они могут иметь размеры согласно рабочим чертежам, а можно их выбирать в зависимости от габаритов вашей лодки;
сварочным аппаратам к нижней части крепим трубки, к которым надо будет насадить кольца;
в самих трубках потребуется сделать сквозное маленькое отверстие, в которое, посредством шплинта, зафиксируются кольца;
к внутреннему кольцу трубки потребуется приварить гайку нужного диаметра, чтобы колеса не смогли прижиматься к креплению;
внешний конец трубки лучше заглушить с помощью резиновой или пластиковой пробки, чтобы туда не набиралась вода и конструкция имела привлекательный внешний вид;
вверху с помощью дрели делаем два маленьких отверстия, сквозь которые затем будут установлены колеса на транец;
сварочным аппаратом соединяем две части крепления, чтобы угол между ними был в пределах 35-45 градусов. Концы нужно будет чуть подрезать, чтобы под выбранным углом они плотно подходили друг к другу;
после окончания сварки насадите колеса на трубки и закрепите их шайбой и шплинтом.
Самодельные приспособления готовы, если хотите, то можете дополнительно покрасить крепление водостойкой красной для придания эстетичности. Теперь их потребуется закрепить на транец.
Особенности установки колес
Закрепить на транец готовые конструкции не так легко, как может поначалу показаться и к этому этапу работы нужно отнестись со всей ответственностью и строго следовать инструкции, приведенной ниже:
крепления прикладываем на деревянный транец и выполняем отметки согласно отверстиям, размещенным вверху креплений;
в транце просверливаем дрелью отверстия требуемого диаметра;
берем небольшой лист на основе алюминия, дюралюминия или текстолита размером с пару спичечных коробков и такие же отверстия проделываем и в нем;
готовый перфорированный лист прикладываем с внутренней части транца и проделываем в полученные в нем и в дереве отверстия болты, чтобы шляпка была размещена со стороны лодки. Такой лист металла нужен, чтобы нагрузка была распределена по всей площади лодки, а когда болты размещаются шляпкой внутрь, то это гарантия того, что борт лодки из ПВХ не повредится об острый выступ;
насаживаем шайбы нужного размера на торчащие болты;
далее берем колеса и насаживаем на эти болты отверстиями, затем крепим гайкой и еще одной шайбой.
В процессе нужно смотреть, чтобы изделия были размещены под транцем, если вы выбираете крепежную систему колес с углом. Аналогичные действия выполняем и со вторым колесом, после чего работу можно считать завершенной. Установите навесной транец на свою лодку из ПВХ и можете ее уверенно катить к берегам по песку, грязи или камням.
Можно сделать вывод, что сделать транцевые колеса своими руками не так сложно тем людям, которые имеют хотя бы минимальные навыки работы с рабочими инструментами, железными и деревянными заготовками.
Стоимость такой конструкции будет в разы отличаться от готовой, поэтому сэкономленные средства вы сможете потратить на другие лодочные и рыбацкие аксессуары. А транспортировка лодки во время рыбалки станет намного проще, если она будет оснащена специальными для этого приспособлениями.