Лодки дюралевые ссср
Top-motor.ru

Все про лодки

Лодки дюралевые ссср

Обзор советских моторных лодок

Решил завести моторную лодку, но не знаю, какую лучше купить? Наугад покупать не хочется — деньги немалые! Обращался к любителям, все говорят по-разному. Только запутали. Названия разные, а на вид вроде бы одно и то же. Где можно найти такой прейскурант, чтобы были перечислены все модели? И чтобы объяснялось, чем же одна лодка лучше или хуже другой. Ни в одном магазине их все сразу не увидишь: в одном одна лодка, в другом —другая

Итак, вы решили купить мотолодку и оказались перед необходимостью выбора.

Прежде чем делать покупку, новичок должен четко сформулировать ответы на три принципиальных вопроса:

  • нужна ли мотолодка вообще!
  • для чего именно она нужна!
  • где и как будут храниться лодка и мотор летом и зимой!

Не торопитесь с ответом на первый вопрос: он получится сам собой, когда вы разберетесь с двумя другими.
Прикиньте, куда — на какие расстояния, а каких условиях (по тихой ли речке или по открытому всем ветрам водохранилищу), с какой скоростью, с каким экипажем, с каким багажом и, самое главное,— с какой основной целью чаще всего придется вам плавать!

Каждому «типичному» варианту использования соответствуют и свои особые предъявляемые к лодке требования — по скоростным качествам и мореходности, грузоподъемности и остойчивости, наличию того или иного оборудования и даже виду основного конструкционного материала.
Если, например, вы предполагаете использовать лодку для кратковременных и быстрых выездов с приятелем за город — на воскресную рыбалку, понадобится лодка быстроходная, остойчивая, имеющая свободный открытый кокпит со сплошным горизонтальным пайолом, легко идущая на веслах. Сдвижная рубка и мягкие кресла, раскладывающиеся в спальные места, будут только мешать рыболовам, а их «мертвый вес» отразится на скорости (или потребует излишних затрат мощности).

Другое дело, если вы собираетесь на весь отпуск или на все лето со всем семейством, включая детей, в дальнее туристское плавание. Тут уж на первый план выдвигаются требования мореходности, экономичности движения с большой нагрузкой, комфортабельности лодки — приспособленности ее к длительному пребыванию людей, которые будут здесь же, на борту лодки, ночевать, готовить и принимать пищу. При выборе лодки для туризма стоит обратить внимание на объем багажников и удобство размещения запасов (включая топливо), возможность оборудования спальных мест и камбузного уголка, удобство управления лодкой при плавании в плохую погоду.

Ясно, что тому, кто собирается тренироваться на водных лыжах, а ими занимаются лишь на гладкой воде и не удаляясь от берега, будут не нужны ни большая грузоподъемность, ни рубка, ни мягкий ход по крутой волне.

Обязательно заранее уточните, с каким мотором (или двумя моторами) придется эксплуатировать вашу лодку, имея а виду и необходимую скорость хода, и затраты на топливо — экономичность силовой установки, и требования к ее надежности. Надо ознакомиться и со всеми существующими а районе эксплуатации будущего судна ограничениями, чтобы не получилось так, что вы приобретете лодку, рассчитанную на такую мощность (скорость], которую ставить (развивать) нельзя по каким-то иным соображениям.
Удача выбора во многом зависит и от учета характера акватории, где вы будете плавать. Поговорите с любителями, выясните — какая мотолодка и почему наиболее популярна, какие -черты характерны для традиционных лодок народной постройки, вобравших лучшие качества, необходимые для плавания в данном районе. Чем больше узнаете о господствующих ветрах, об особенностях акватории и берегов, тем лучше!

Ясно, что для плавания вдоль морского побережья, по большим рекам, водохранилищам или крупным озерам, где в любую минуту надо быть готовым к серьезной борьбе с налетевшим шквалом и волной, необходимо более мореходное — остойчивое и высокобортное судно относительно больших размерений, чтобы длина лодки оказалась соразмерной длине волны. Например, на «Прогрессе-4», «Сарепте», «Казанке-5» или «Москве-2» (а а ближайшем будущем — еще и на «Ладоге-2» и «Крыме-3»), словом, при длине лодки где-то за 4,5— 4,6 м, на таких акваториях вы будете чувствовать себя более уверенно!

Не стоит решаться на покупку, пока вы не будете знать, где и как лодка будет храниться. Мотолодка — не автомобиль (щелкнула дверца — и он уже в относительной безопасности. Найти охраняемую стоянку для судна, причем по возможности недалеко от дома и с удобным выходом, в район плаваний в современном городе — задача нелегкая. Покупка же дорогой и тяжелой лодки без места хранения принесет одни огорчения. Если вы рассчитываете хранить мотолодку в гараже, рядом с машиной, и каждый раз будете доставлять ее к берегу по асфальту, потребуется модель («Прогресс», «Дон»), снабженная колесами; если же возить лодку по суше не предполагается, то естественно, что лучше искать в продаже тот же понравившийся «Прогресс», но в исполнении № 1 — без колес. Предположим, вы уже представляете, для чего и какая — в идеале — лодка вам нужна, договорились о месте ее стоянки и зимнего хранения, семейный совет дал окончательное «добро» на покупку. Теперь дело за тем, чтобы зайти в магазин и выбрать модель, наиболее полно соответствующую вашему идеалу.

Приводим составленную по просьбе читателей таблицу, дающую представление о всей номенклатуре имеющихся в продаже мотолодок, включая и те модели, которые уже сняты с производства, но есть на складах и в магазинах (и для определенных условий плавания вполне могут быть рекомендованы), и те, которые появятся а торговой сети лишь в ближайшем будущем. Отметим сразу, что а таблицу не включены различные малые разборные и не разборные картоп-мотолодки, а также шпоновые универсальные лодки («Форель», «Кефаль») и немногочисленные пока катера со стационарными двигателями. Их выбор— это отдельные темы. Точно так же отдельную и актуальную, на наш взгляд, тему представляет комплекс вопросов, связанных с созданием мореходной прогулочно – туристской мотолодки (катера), рассчитанной на движение в водоизмещающем (переходном) режиме. Однако на сегодня таких «неторопливых» лодок, пригодных для запуска в серию, еще нет, как нет, скажем, и подходящих стационарных лодочных двигателей малой мощности.

В данной статье мы затрагиваем только проблему выбора именно универсальной глиссирующей, чаще всего открытой мотолодки, т. е. «водного автомобиля» длиной 3,6— 5,0 м, рассчитанного на эксплуатацию с выпускаемыми у нас массовыми подвесными моторами мощностью 20—30 л. с.
Действительно, уже при беглом просмотре приведенной таблицы бросается в глаза, что основные характеристики подавляющего большинства выпускаемых на сегодня моделей близки. Однако при всей их «похожести» существуют между ними и отличия, на которые и надо обратить внимание.

Дело, разумеется, не только в том, что модели отличаются по внешнему виду и цвету окраски. Имеют существенное значение такие на первый взгляд мелочи, как отличия в форме ветрового стекла, лучше или хуже защищающего пассажиров от брызг и ветра. На одной лодке это стекло имеет жесткую окантовку, за которую удобно придерживаться, скажем, во время хода по волне, на другой дпя этой цели есть небольшой поручень, а на третьей — нет ничего. На одной лодке конструкторы, разрабатывая проект, тщательно продумали такие вопросы, как удобство посадки в лодку (через носовую палубу, через борт) и укладки багажа, работы с мотором, гребли, работы с якорем и при швартовке лодки (например, при шлюзовании), откачки воды и наведения чистоты, а вот авторы другой лодки, судя по всему, обо всем этом заботились мало и главным образом «выжимали» скорость. Другими словами, неважных мелочей нет. Знакомясь с лодкой, выставленной в магазине, стоит обратить внимание на конструкцию тента, сидений и пайолов; форму и расположение различных рымов, уток и ручек для переноски; наличие шкафчиков, карманов и полочек для мелких вещей, которые должны быть под рукой, и т. д. и т. п. Очень важно, обратившись к заводской инструкции, разобраться с тем, подходит ли ДУ, включенное в комплект лодки (иди имеющееся в продаже) к мотору той марки, с которым предполагается эксплуатировать лодку.

Наконец, различаются одинаковые на первый взгляд лодки и еще более существенно — по таким характеристикам корпуса, которые определяют режим движения лодки (с разной нагрузкой и под моторами различной мощности), ее маневренные качества, остойчивость на ходу и на стоянке (валкость), поведение при ходе на волне.
Как уже отмечалось, чем лодка крупнее, тем больше может быть волна, при которой допустимо безопасное плавание. При длине меньше 3,6—3,7 м сделать лодку относительно мореходной не удается: ее корпус оказывается меньше, чем расстояние между соседними гребнями даже невысоких волн, лодка проваливается, удары о гребни становятся резче. Но и увеличивать длину лодки за 4,6—4,7 м тоже нельзя: возрастают вес и трудоемкость изготовления корпуса; чтобы обеспечить ту же скорость, придется увеличивать мощность (а поскольку моторы мощнее 25—30 л. с. у нас не выпускаются, надо будет ставить на транец даже не два, а три мотора) и т. д. Вот по совокупности всех этих соображений с учетом технологических возможностей наших заводов и возник тот «4-метровый» класс, среди «представителей» которого нам предоставляется «право выбора».

В таблице мотолодки расположены в порядке возрастания длины. Однако большая длина — условие необходимое, но недостаточное. Например, имеющиеся пока в продаже «Казанка-М» и «Южанка» — длина их за 4,6 м — из-за недостаточной ширины, высоты борта и почти плоского днища для сколько-нибудь серьезных акваторий просто небезопасны. Значит, надежность, остойчивость и мореходность судна определяются не только длиной, но и соотношением размерений и формой корпуса — обводами. Опытный судоводитель-любитель оценивает лодку самостоятельно по таким ее данным, как:

  • относительная ширина, т. е. отношение длины к ширине;
  • высота надводного борта (не только на миделе, но и на самом опасном месте — у подмоторного выреза в транце);
  • подъем линии скулы, форма сечений по шпангоутам и форма палубы в плане — в носовой части;
  • развал или завал бортов;
  • килеватость днища — как в районе ударов о волну, так и на транце;
  • наличие и вид продольных реданов и брызгоотбойника.
Читать еще:  Моторное масло для лодочных моторов 2т

Новичку чаще всего приходится доверяться мнениям случайных людей и сведениям, приведенным в Инструкции по эксплуатации. Увы, указания в паспорте лодки, например, о предельной высоте волны, при которой можно выходить в плавание, далеко не точно и, во всяком случае, неполно характеризуют фактическую мореходность лодки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМЕЮЩИХСЯ В ПРОДАЖЕ И НЕКОТОРЫХ ИЗ ПОДГОТОВЛЕННЫХ К ПРОИЗВОДСТВУ ПРОГУЛОЧНО-ТУРИСТСКИХ МОТОРНЫХ ЛОДОК ДЛИНОЙ СВЫШЕ 3,5 М

Сообщества › DRIVE2 Водно-Моторный Клуб › Блог › Нужна помощь в выборе!

Всем привет!
Не дает покоя желание приобрести жесткую лодку!
Давайте поговорим о моторных лодках! Что лучше аллюм или пластик!
Какие лодки лучше? какие вообще не стоит брать? какие недостатки у этих лодок? Перед покупкой на что обратить внимание что бы не купить хлам?
Какие моторы подходят для комплекта.
Какими пользуетесь Вы?
Может это общение поможет не только мне в выборе будущей лодки!
Бюджет примерно за комплект до 200 тысяч руб (БУ)!
Всем спасибо! За репост благодарю!))

Метки: лодка, мотор, рыбалка

Комментарии 49

Добавить триста, и можно будет начать разговор. Добавить шестьсот, и можно начать говорить про водометы.

Ну ты как всегда)) да че там добавить лям и все можно искать капитана))

А 200 — это надувнушка. И то не любая.

Ну почему я живу там где лодок валом смотрю авито ссср можно подобрать

Советские лодки требуют квалификации диагноста и серьезного опыта по доводке и доделке.

200 на нормальный комплект это очень мало. АМГ или пластик зависит от условий эксплуатации. Лично я ушел с пластика.

Для начала как говорится

Для каких целей лодка берется? Покатушки или рыбалка? Будете лыжника тягать или нет? От этого зависет мощность мотора и соответственно сама лодка.
У меня Крым с 30 л.с. мотором — когда брал, хотел надежную лодку для рыбалки на мелководье. Для данных целей считаю Крым лучшим выбором. На 2/3 газа с 2-мя чел идет 40 км/ч. Лыжника до 80 кг таскает нормально.

Цель семейный отдых и рыбалка без лыжников))

Тогда рассмотрите Крым — из лодок СССР одни из самых живучих плоскодонок, которые к тому же ремонтно пригодны (обычная сварка аргоном).
Я например свою нашел за 30 тыс руб в Кимрах. На ремонт и оборудование потратил около 30 тыс (вытянули нос немного, подварили) + фанера на слани + аккумулятор, рулевое, троса, электропроводка.

Для каких целей лодка берется? Покатушки или рыбалка? Будете лыжника тягать или нет? От этого зависет мощность мотора и соответственно сама лодка.
У меня Крым с 30 л.с. мотором — когда брал, хотел надежную лодку для рыбалки на мелководье. Для данных целей считаю Крым лучшим выбором. На 2/3 газа с 2-мя чел идет 40 км/ч. Лыжника до 80 кг таскает нормально.

Как Крым на волне?

Сам по себе волну держит нормально, идет тоже нормально. Режет волну плохо — нужно подбирать угол. Брызги в седоков не летят. Задницу отбивает хорошо — нужны мягкие сидушки. В мелкую короткую волну с барашками комфортно только на скорости от 30 км/ч или до 15 км/ч.
С морскими волнами комфорт намного лучше, т.к. они длинные и в зависимости от высоты волны можно подобрать скорость, когда трясти не будет совсем.
Если по безопасности:
0.8 метра высота волны на Волге страшно;
1.5 метра высота волны на море вполне нормально.
Ну и не нужно забывать про блоки плавучести — если есть родные блоки в носу и под задней сидушкой, то Крым не утопишь никогда (при полном затоплении вода стоит вровень с бортом). Если заменить блок под сидушкой на самодельные блоки под полом, то борта будут торчать из воды сантиметров на 10.

Спасибо за хороший ответ

перекликаются темки ))) www.drive2.ru/c/2906758/?page=0#a170594557 я за 250 казанку 5М4 (1996 г.в.)с телегой и yamaha 55 2т. (2006 г.в) взял… лодка с эхолотом, сёдлами www.drive2.ru/b/2543748/

там было обо всем здесь конкретики хочу)

Понятно, но мой совет за Казанку 5М4 она как никак килевая и волну держит отлично, но требует рулёвки не много по особому, радиус поворота шире т.к почти не крениться когда пытаешься завалить резко в бок, но думаю это плюс не жили минус, по грузоподъёмности отлична, да и в плане дальнейших доработок подходит. Тем более для семьи, то должна быть устойчива на волне, по мелководью норм идёт мотор с короткой ногой бери и подъёмом и всё будет Ок.

По своему опыту! В 97 году Была у меня Казанка 5 м + два 30 Вихря! это бомба правда жрала хорошо!А ТАК ВСЕ ПО ТЕМ ВРЕМЕНАМ УСТРАИВАЛА. Сейчас конечно все фирма.моторы лодки! выбирать надо для чего вам любимому надо? Цели и задачи!

Цель недорого и не хлам

Почитал тут коментарии про мол можно поспорить, что тяжелее перевернутся на надувной и тд. Все это туфта. Ходил на многих лодках, начиная от Казанки 2М с 23 Нептуном и заканчивая вельветом с 110 Меркурием. Сейчас владею мотолодкой сарепта в связке с ямахой 50 4такта. Дак вот, эта лодка+этот мотор лучшее что может быть в пределах 350-400 тысяч рублей. Само корыто сделано из АМГ материала, очень лёгкое и прочное, форма тримаран (три киля) позволяет разворачиваться на месте на полном ходу, главное самому не выпасть, а катер перевернуть невозможно, да что говорить, эти лодки используют на Ладоге и волге. Далее мотор, здесь компромиссов быть не может, либо дорого и хорошо, либо дёшево и плохо. Китайские аналоги ямами, мерка, Хонды- говно. Меркурий лучше брать если хотите двигатель от 60 сил. Кто берет ямаху делают ставку на надёжность и самый высокий кпд среди своих одноклассников других марок. Хонда это надёжность и лёгкий вес что тоже немаловажно. Вот маленько раскидал.

Спасибо очень хорошо все раскидали

Почитал тут коментарии про мол можно поспорить, что тяжелее перевернутся на надувной и тд. Все это туфта. Ходил на многих лодках, начиная от Казанки 2М с 23 Нептуном и заканчивая вельветом с 110 Меркурием. Сейчас владею мотолодкой сарепта в связке с ямахой 50 4такта. Дак вот, эта лодка+этот мотор лучшее что может быть в пределах 350-400 тысяч рублей. Само корыто сделано из АМГ материала, очень лёгкое и прочное, форма тримаран (три киля) позволяет разворачиваться на месте на полном ходу, главное самому не выпасть, а катер перевернуть невозможно, да что говорить, эти лодки используют на Ладоге и волге. Далее мотор, здесь компромиссов быть не может, либо дорого и хорошо, либо дёшево и плохо. Китайские аналоги ямами, мерка, Хонды- говно. Меркурий лучше брать если хотите двигатель от 60 сил. Кто берет ямаху делают ставку на надёжность и самый высокий кпд среди своих одноклассников других марок. Хонда это надёжность и лёгкий вес что тоже немаловажно. Вот маленько раскидал.

Кирилл, по мне так нету у тебя никакого опыта. В 23 года ему неоткуда взяться.

Ну это по тебе, а по мне-есть. Это говорит обиженный владелец «китайской копии ямахи» или «надувного пвх»? Я самолично построил из двух корыт две отличные мотолодки, на одной сам хожу, вторая уехала в Армению. Сечешь? Из Омска в Аремнию!

Не мотолодки, а маломерные суда.
А тебе школьнику что то доказывать, будет себе дороже. «сечешь»? 🙂

Уважаемый, маломерное судно-это судно, длинна которого не более 20 метров, и, насколько мне не изменяет память, с пассажировместимостью до 20 человек. Под маломерное судно подходят: моторные лодки (мотолодки), гидроциклы, катера, яхты и т.д. Я понял, что с вами не о чем разговаривать, путать базовые понятие это нонсенс. Сечешь?)

Надувные лодки СССР

В Советском Союзе надувные лодки начали изготавливать в тридцатых годах двадцатого века. Первые модели были предназначены для армии, спасательных служб, экспедиций. Они выпускались московским заводом «Каучук», имели специальное назначение, вмещали до 30 человек и комплектовались деревянными настилами. В середине прошлоо столетия в России наладился серийный выпуск надувных лодок, предназначенных для рыбалки и охоты. Конструкции изготавливались из прорезиненной ткани, имеющей хлопчатобумажную основу. Это были немного неповоротливые, но надежные и долговечные модели, которые используются некоторыми водниками и сегодня.

Марки лодок, произведенных в СССР

В шестидесятых годах в продажу вышла серия легендарных лодок Нырок, которые собирались на заводе в Ярославле. Это были гребные одноместные и двухместные суда с просторным кокпитом и защитным покрытием из неопрена. Они отличались повышенной грузоподъемностью, увеличенным диаметром баллонов, могли ходить на большие расстояния, использоваться для сплава по порожистым рекам.

Позже в СССР вышли лодки Зарянка, имеющие надувное днище и катамаранную форму. Модели обладали симметричной по миделю конструкцией, позволяющей гребцам сидеть как лицом, так и спиной к направлению движения. Носовая и кормовая части закрывались деками в виде арок, служившими опорой для спины. Лодки обладали высокой остойчивостью и предназначались для рыбалки на больших озерах.

Большой известностью до сих пор пользуются советские лодки Ласточка. Они обладают вытянутой байдарочной формой, хорошими ходовыми характеристиками, управляются двухлопастными веслами и даже сейчас используются для туристических путешествий, рыбной ловли.

В семидесятых годах в СССР стали выпускать двух-четырехместные лодки марок ЛГН, Омега, Дельфин. Они комплектовались разборными веслами, палатками, сиденьями-банками из фанеры, имели настил из дерева, овальную форму или заостренные оконечности, изготавливались из плотной прорезиненной ткани с кордом из шелка. В отдельной линейке появились лодки Славянка, Айгуль с просторным кокпитом и оснасткой, обеспечивающей повышенный комфорт на рыбалке и в походах. Модели укомплектовывались носовыми и кормовыми козырьками, декой, поперечными штангами, штыковыми уключинами, длинными разборными веслами. На лодки Айгуль можно было устанавливать маломощные моторы.

Читать еще:  Автомобильный насос для лодки пвх

Потом в СССР появились в продаже надувные лодки Язь и Лисичанка с приподнятой и заостренной передней частью. Корпус создавался из прорезиненной ткани с основой из капрона, покрывался составом из битума и каучука. Модели оснащались баллонами с переменным диаметром, который увеличивался к носу.

Советские производители выпустили лодки Стриж с неподвижными сиденьями. Они оснащались гребками, изготавливались из дублированного по диагонали прорезиненного материала с основой из хлопка, имели небольшую грузоподъемность. Модели предназначались для рыбной ловли на маленьких прудах, озерах, тихих реках. Для сплава, дальних путешествий они не подходили.

Среди рыбаков советских времен мгновенно стали популярными лодки Юрюзань и Катунь. Они обладали облегченным весом, округлой формой с приподнятым широким носом, подходили для рыбной ловли и охоты на открытых водоемах. В Катуни сиденьями служили надувные круги.

Потом производители предоставили в распоряжение водников модели Уфимка с заостренными оконечностями. Борта состояли из двух независимых баллонов. Конструкция напоминала пирогу, включала уключины с кольцами, позволяющими грести веслами разной длины, и брызгозащитные косынки.

Немного позже в продаже появились моторно-гребные лодки Волна подковообразной формы, модели Вега с реечными сланями. Для длительных походов разработчики создали модели Турист с отсеком для транспортировки вещей.

Технические характеристики советских лодок

Надувные модели, сделанные при СССР, имели разные технические характеристики, которые можно представить в таком диапазоне:

· Длина от 1,7 метра до 2,8 метра;
· Ширина от 75 сантиметров до 1,65 метра;
· Грузоподъемность от 100 килограмм до 450 килограмм;
· Вес от 8 килограмм до 30 килограмм;
· Диаметр баллонов от 28 сантиметров до 36 сантиметров.

Максимальная скорость маломерных судов достигала 16 километров в час. Многие модели тех времен были модернизированы и выпускаются сегодня. Они изменили размеры, форму, оснастку, но основываются на первоначальной конструкции лодок, доказавшей свою надежность и функциональность.


Алюминиевые лодки

Алюминий в судостроении

Алюминиевые сплавы уже давно применяются судостроении. Первые попытки строительства алюминиевых яхт и военных катеров были еще в конце 19-го века. Их преимущества в сокращении веса были очевидными, но, однако, из-за проблем с коррозией широкое применение алюминия в судостроении было отложено до лучших времен. Уже в 1930-е годы были разработаны алюминиевые сплавы, которые успешно сопротивлялись коррозии, но во время Второй Мировой войны весь алюминий шел на строительство военных самолетов, а развитие его применения в судостроении затормозилось.

В настоящее время из алюминиевых сплавов изготовляют корпусы судов, палубные надстройки и различное судовое оборудование. По сравнению со сталью алюминиевые сплавы дают снижение массы судов около 50–60%. За счет этого повышают грузоподъемность судна или улучшают его технические характеристики, например, маневренность и скорость.

“Дюралевые” лодки – «дюральки»

Интересно проследить историю применения алюминия в малых судах – лодках, катерах и яхтах – в СССР. Тем более, что не мало из них продолжают трудиться до сих пор. Часто все алюминиевые лодки называют – и с этим не поспоришь – металлическими лодками.

В середине 70-х годов советская промышленность ежегодно поставляла в торговую сеть более 100 тысяч алюминиевых – металлических – лодок. Основную массу этих лодок составляли практически однотипные четырёхместные “дюральки”. Они были очень популярными, хотя, как сейчас понятно, имели существенные недостатки, такие, как малая прочность корпуса, недостаточная мореходность и, заметим, склонность к коррозии.

Однако не все алюминиевые лодки были по-настоящему «дюралевыми». Большинство алюминиевых лодок действительно изготавливалось из «дюралей» – дюралюминиевых сплавов Д1 и Д16, которые, как потом оказалось, совсем не предназначены для судостроения. Однако уже и тогда немало алюминиевых лодок было сделаны из сплавов, которые специально предназначены для судостроения, особенно морского – алюминиево-магниевых сплавов, в основном АМг5 и АМг6. Их часто – также неофициально – называют «магналиями».

Алюминиевые лодки как ширпотреб

Применение дюралевых листов для изготовления лодок связано во многом с тем, что производителями этих лодок были почти исключительно тогдашние авиационные заводы – казанский, воронежский, новосибирский и другие. Это была обычная советская практика: каждый оборонный завод выпускал какие-нибудь товары широкого потребления – ширпотреб. Те же дюралевые листы применяются для изготовления обшивки самолетов и обычно как раз той же толщины, 1,5-2,0 мм, которая применялась и для корпусов алюминиевых лодок. Также как и при изготовлении самолета дюралевые листы соединяют с помощью алюминиевых заклепок, а не сварки.

С другой стороны, уже тогда в советском судостроении, в основном для малотоннажных судов, достаточно широко применялись алюминиево-магниевые сплавы, главным образом, сплав АМг5 и иногда АМг6. Например, для обшивки корпусов рыболовецких баркасов применялся сплав АМг5. Отсюда, надо понимать, происходило применение сплавов-магналиев для изготовления алюминиевых лодок и для широкого потребления. При строительстве этих лодок применяют дуговую сварку в среде аргона.

Что такое «дюрали»

Главным легирующим элементом дюралюминиевых сплавов — дюралюминов — является медь с содержанием в основном от 3 до 6 %. Именно с медью связана низкая коррозионная стойкость дюралей. Магний также служат основными легирующим элементом с содержанием до 2 %. Высокая прочность сплавов обеспечивается за счет дисперсного упрочнения за счет выделения вторичной фазы при старении закаленного сплава. Сплавы этой серии имеют очень хорошие усталостные характеристики. Поэтому, например, дюралевый сплав Д16 применяют для обшивки крыльев самолетов.

Особенностью дюралюминиевых сплавов является их ограниченная свариваемость. Это ограничение связано, во-первых, со склонностью этих сплавов к образованию при сварке горячих трещин, а также потерей прочности в зоне термического влияния сварки.

Поэтому для соединения различных элементов и деталей дюралевых лодок всегда применяются заклепки. Эти заклепки также алюминиевые, обычно из аналогичного сплава, но, возможно, с пониженным содержанием кремния, железа и марганца. Отметим, что при выборе материала заклепок очень важным является предотвращение гальванической коррозии их самих и материала, который они соединяют.

Дюралюминиевые сплавы Д1 и Д16

По-настоящему «дюралем» является только алюминиевый сплав типа сплава Д1 по ГОСТ 4784. Так его назвал еще его изобретатель – немецкий инженер-металлург Альфред Вильм в начале 20-го века. Другое название этого сплава – дюралюмин. Более прочный сплав Д16 раньше называли супердюралюмином. Часто все алюминиевые сплавы этой серии Al-Cu-Mg называют дюралюминами, дюралями или дуралюминами. Однако эти названия не являются стандартизированными и не применяются в нормативных документах, например, в стандартах ГОСТ.

В настоящее время алюминиевый сплав Д1, известный за рубежом, как сплав 2017, находит весьма ограниченное применение, в основном, в виде заклепок. Сплав Д16 – сплав 2024 – продолжает широко применяться в самолетостроении, чаще всего в виде плакированных листов, то есть листов с покрытием из технически чистого алюминия толщиной до 10 % толщины листа.

Таблица 1 – Алюминиевые сплавы Д1 и Д16

Магналии АМг5 и АМг6

Введение в алюминий магния в количестве до 6 % в качестве главного легирующего элемента дает упрочнение твердого раствора сплава и высокую эффективность деформационного упрочнения. Такие сплавы образуют серию 5ххх по международной классификации. Эти сплавы хорошую коррозионную стойкость, особенно сопротивление коррозии в морской воде и морской атмосфере, а также хорошую пластичность и отличную свариваемость.

Алюминиево-магниевые сплавы АМг5 и АМг6 по ГОСТ 4784-97 имеют высокое содержание магния (среднее содержание 5 % и 6 %) и соответственно максимальную прочность. Такое высокое содержание магния в этих сплавах не характерно для зарубежных алюминиево-магниевых сплавов. Так, приблизительным аналогом сплава АМг5 является сплав 5056, а зарубежный аналог сплаву АМг6 вообще отсутствует (см. таблицу 3).

Таблица 2 – Алюминиевые сплавы АМг5 и АМг6

Лодки из дюралюминиевых сплавов

Наверное, самой известной настоящей «дюралевой» лодкой является лодка «Казанка», которая претерпела несколько модификаций, вплоть до «Казанки-6М».


Рисунок – Алюминиевая лодка “Казанка-5М4”

При изготовлении корпуса «Казанки» применялся листы из алюминиевого сплава Д16АT толщиной 1,5-2,0 мм.

Буква А в обозначении сплава говорит о том, что этот лист снаружи имеет плакировку из технически чистого алюминия толщиной до 8 %, то есть около 20 микрометров. Этот тонкий наружный слой технически чистого алюминия предназначен для защиты от коррозии основного металла листа – алюминиевого сплава Д16.

Буква Т означает, что листы из сплава Д16 поставлялись в состоянии Т, то есть закаленными и искусственно состаренными.

Алюминиевый сплав Д16 относится к той группе сплавов, которые полуофициально называются «дюралями» или «дюралюминами». В официальных стандартах, например, ГОСТ 4784-97 на деформируемые алюминиевые сплавы или ГОСТ 21631-76 на алюминиевые листы такие термины не применяются.

Другие лодки из дюралюминиевых сплавов:

  • моторная лодка «Прогресс» и ее модификации (алюминиевый сплав Д16АТ: днище – 2 мм, борта и палуба – 1,5 мм);
  • моторная лодка «Днепр» (алюминиевый сплав Д16АТ);
  • моторная лодка «Воронеж» (алюминиевый сплав Д1, лист 1,5 мм);
  • моторная лодка «Дон»;
  • «Южанка» (аналог «Казанки»);
  • Обь (сплав Д16, толщина 1,5-2,0 мм);
  • «Ока» (Д16АТ, 2 мм);
  • «Сибирячка» (Д1Т, Д16Т, 1925Т) и некоторые другие.

Лодки из магналиевых сплавов

Моторные лодки «Сарепта», «Крым», «Автобот», «Янтарь», «Неман» и некоторые другие изготавливались из алюминиево-магниевых сплавов. В основном это были листы толщиной 1,5-2,0 мм из сплава АМг5 и иногда сплава АМг6.

Отличительные особенности этих сплавов состоят в том, что они:

  • не подвергаются термическому упрочнению;
  • хорошо свариваются и
  • обладают высокой стойкостью к коррозии.

Поэтому алюминиевые лодки из этих сплавов являются обычно сварными с применением аргонно-дуговой сварки. Заклепки также могут применяться в тех местах, где затруднено применение сварки или даже для всей конструкции.

Алюминиевые лодки, катера и яхты за рубежом

Авторитетное мнение о применении алюминия в лодках, катерах и яхтах дает отраслевой стандарт американского Общества производителей лодок и яхт (American Boat & Yacht Council). Этот стандарт дает рекомендации по применению алюминия при строительстве:

  • моторных лодок клепаной конструкции;
  • моторных лодок сварной конструкции и
  • катеров и яхт сварной конструкции.
Читать еще:  Подушка надувная для лодки


Рисунок 2 – Алюминиевая яхта

В зависимости от размеров и особенностей конструкции, способа изготовления, а также назначения судна применяются различные сплавы серии алюминиево-магниевых сплавов (серии 5ххх), а также сплавы серии 3ххх (3003 и 3004) и сплав 6061 из серии 6ххх.
См. Алюминиевый сплав 6061
См. Сплавы серии 3ххх

Клепаные алюминиевые лодки

Это обычно небольшие лодки, корпус которых изготавливают с применением алюминиевых заклепок. Для корпуса лодки, при изготовлении которого применяется формовка листовых деталей с растяжением применяют листы из алюминиевого сплава 6061 в состоянии Т4.

Если пластическая деформация листов растяжением не предусмотрена, то для корпуса применяют алюминиево-магниевые сплавы 5050, 5052 и 5086 в различных нагартованных состояниях, а также сплав 6061 в состояниях T4 и T6.

Для изготовления так называемого транца – кормовой части корпуса – применяют алюминиевые сплавы 5050, 5052 и 5086 в различных нагартованных состояниях, а также сплав 6061 в состоянии T6

Для оборудования палубы применяют сплавы 3003, 3004, 5005, 5050, 5052 и 5086 в различных нагартованных состояниях, а также сплав 6061 в состояниях T4 и T6.

Сварные алюминиевые лодки

Для корпуса лодки, при изготовлении которого применяется формовка листовых деталей с растяжением, применяют алюминиевые листы из сплава 5086 в отожженном состоянии и сплава 6061 в состоянии T4.

Если пластическая деформация листов растяжением не предусмотрена, то допускается применять для корпуса следующие алюминиевые сплавы 5052 и 5086 в различных нагартованных состояниях и сплав 6061 в состоянии T6

Для изготовления транца и палубы применяют те же сплавы, что и для корпуса.

Алюминиевые катера и яхты

Для сварных конструкций катеров и яхт – корпуса, транца, палубы и большинства других компонентов применяют почти исключительно алюминиевый сплав 5086 в нагартованных состояниях Н116 и Н117. Для внутренней рамной конструкции корпуса применяют сплав 6061 в состоянии Т6.

Таблица 3 – Алюминиевые сплавы из серии 5ххх

Тестирование импортных подвесников на старых советских дюралюминиевых лодках

Новый мотор к старой лодке

С чего начнет обновление своей техники типичный водномоторник-любитель, сумевший накопить достаточные для этого средства? Конечно же, с оборудования, наиболее изношенного и ненадежного, требующего трудоемких ремонтов и повышенных эксплуатационных расходов. Как показывает жизнь, в эту категорию все чаще попадают двигатели отечественного производства, капризные в запуске, малоэкономичные и давно не отвечающие требованиям, предъявляемым к современным моторам для малого судна. Их главное преимущество — низкая цена — все более становится неочевидным по мере того, как в страну завозятся, как правило, бывшие в употреблении и потому недорогие, но еще вполне надежные импортные подвесные моторы. А вот отечественные лодки 20-30летней давности — обычно дюралевые — широко распространены, до сих пор успешно эксплуатируются и ликвидны на вторичном рынке.

Наши читатели постоянно задают вопросы, какие выгоды можно получить и с какими проблемами столкнуться, приспосабливая американский, японский, европейский подвесник к своим старым «дюралькам». Подойдут ли высота и толщина транца при увеличившейся массе мотора? Известно, что «их» силы не вполне соответствуют «нашим»; возрастет ли при этом скорость и не ухудшится ли безопасность? Что станет с экономичностью хода?

Чтобы ответить на них, мы провели специальные испытания, в которых участвовали несколько популярных моторных лодок, позаимствованных у действующих владельцев, под тремя японскими подвесными моторами различной мощности. Предлагаем ознакомиться с его результатами.

Претенденты

В нашем тесте на ветреных плесах озера Вуокса в Ленинградской области участвовали четыре модели лодок — старушка-«Южанка» и более современные (если можно так сказать) «Обь-М», «Крым» и «Днепр». Все они имеют близкие паспортные характеристики, поэтому их ходовые качества, грузоподъемность, экономичность, эргономику и прочее целесообразно было сравнить под одними и теми же моторами допустимой мощности. Моторный парк составили три двухтактных «коротких» мотора мощностью 15, 18 и 30 л.с. — соответственно «Suzuki», «Tohatsu» и «Yamaha» со стандартными комплектными винтами. Эти моторы полностью отдают заявленную мощность, близки по удельному расходу топлива, их представительства в России оказывают полноценную поддержку своей продукции. Мы стремились к сравнению не столько моторов, сколько лодок, поэтому относящиеся к моторам критические замечания отнесем к разряду второстепенных. Естественно, из-за дефицита времени тестировались простые румпельные моторы, менее удобные в управлении, хотя и обеспечивающие более благоприятную по скорости центровку лодкам.

Основные данные протестированных лодок

Характеристика «Южанка» «Обь-М» «Крым» «Днепр»
Длина наибольшая, м 4.63 4.24 4.20 4.40
Ширина наибольшая, м 1.59 1.52 1.55 1.59
Высота транца, м 0.38 0.38 0.39 0.38
Пассажировместимость, чел. 4-5 4 5 4-5
Грузоподъемность, кг 400 400 400 400
Масса с оборудованием, кг 145 170 190 190
Допустимая мощность ПМ, л.с. 25 30 30 30

Основные данные протестированных моторов

Характеристика «Suzuki DT1SS» «Tohatsu M18S» «Yamaha 30 HMH»
Число цилиндров 2 2 2
Мощность, л.с. 15 18 30
Масса, кг 37 43 53
Рабочий объем, см 3 284 294 496
Номинальные обороты 4800-5600 5200-5800 4500-5500
Электросистема 12В/80Вт 12В/80Вт (опция) 12В/80Вт

Установки, посадки и допуски

Установка моторов на транцы лодок особых затруднений не вызвала. Но вот гарантированно затянуть до упора струбцины не удалось ни разу: толщина пожеванных долгой эксплуатацией транцевых досок (около 25 мм) японским требованиям не отвечала, и моторы фиксировались где-то на самом конце резьбы винта, а под «Yamaha» приходилось подкладывать и специальную досочку. Во всяком случае без страховочного тросика мы на воду не выходили. Высоты транцев 380-400 мм хватало во всех случаях, один только «Днепр» с «Tohatsu» проявлял склонность к сильному брызгообразованию из-под «ноги» мотора, видимо, из-за ее избыточного погружения. Больше проблем вызвала неприспособленность некоторых лодок к румпельному управлению. У «Крыма» приходилось тянуться к румпелю через высокую кормовую переборку, а у «Днепра» он вообще упирался в наклонную стенку рецесса, ограничивая и затрудняя управление. Наиболее комфортной в управлении за румпель оказалась «Обь-М», обошедшая «Южанку» с ее тесной узкой кормой.

Скакуны и тяжеловозы

Во время тестов дул умеренно сильный ветер, разведший волну в 0.2-0.3 м высотой, он и позволил выявить некоторые особенности судов. Его влияние учитывалось усреднением данных, полученных при пробегах по ветру и против него. Скорость и пробег на мерной топливной емкости фиксировались по GPS-приемнику, обороты — электронным тахометром «Stihl». Испытания на управляемость и соответствие мощности мотора лодке проводились по методике ISO на размеченной буйками трассе.

Полную паспортную нагрузку сумели вывести на глиссирование даже под самым слабым 15-сильным «Suzuki» все лодки, кроме «Днепра» — он смог «вытащить» не более троих. «Крым» же проявил просто чудеса грузоподъемности — под теми же 15 силами он вышел на глиссирование (точнее — оторвал поток от транца и дал раскрутиться мотору) аж с шестью пассажирами! На графиках зависимости скоростей от нагрузки видно, что эта лодка исправно несла больший груз во всех тестах, но преимущества ее в ходовых качествах особенно очевидны при малых мощностях. Под «тридцаткой» «Крым» стремился прижать нос на полном ходу и уступил в ходкости «Оби», при этом ход «Крыма» комфортным назвать было невозможно: просторный корпус гулко громыхал при довольно жестких ударах о волну, постоянно стремился увалиться с курса при встречном ветре и зарыскивал на попутной волне. «Обь», напротив, уверенно выигрывавшая у всех прочих при самой малой нагрузке, быстро теряла скорость с ее ростом — это лодка особенно хороша при энерговооруженности не более 25 кг водоизмещения на лошадиную силу мотора. «Южанка» показала себя крепким середнячком, превосходя в скорости килеватый «Днепр», но уступая «Оби-М», особенно при более высоких мощностях; 15-18 импортных сил для нее — то что надо. При скоростях выше 30-32 км/ч «Южанка» уже стремилась «подлипнуть» носом и сильнее других раскачивалась на встречной волне, а при косых курсах ветер мог неожиданно забросить вбок парусящий нос, едва не разворачивая лодку неожиданно для рулевого. Кроме того, неприятности на ней доставляло отсутствие рецесса, когда на заднем ходу в кокпит заплескивала даже невысокая волна.

«Днепр» проявил себя по-особому. Заведомо проигрывая в скорости другим претендентам, он, тем не менее, выглядел на ходу «правильнее», так, как подобает среднестатистическому мореходному судну: плавно, без ударов проходил волну и надежно управлялся во всем диапазоне скоростей, но об этом подробнее в следующем разделе. Обнаружилась и еще одна замечательная особенность. Когда к двум пассажирам, сидящим на кормовом и носовом сиденьях, добавился третий на корму, скорость оказалась точно такой же, что и с двумя. Это свидетельствует об избыточной носовой центровке лодки, когда ею управляют со штатного поста водителя и тем более когда пассажир сидит рядом с водителем; для экономичного быстрого хода кормовая консоль управления была бы здесь более уместна.

Если сравнивать полученные результаты со справочными данными по лодкам, полученными при испытаниях их с отечественными моторами, то выводы окажутся не в пользу последних. «Обь-М» под «Вихрем-30» и полной нагрузкой должна была бы развить скорость 32 км/ч, в то время как под «Yamaha» она уверенно бежала за 40; под 25-сильным же «Вихрем-М» и при минимальной нагрузке она вообще не дает того, на что способна «пятнашка» «Suzuki» (35 и 37 км/ч соответственно). «Крым» при полном водоизмещении 515 кг (что соответствовало нашей нагрузке в три человека) должен развить под «тридцаткой» 38 км/ч, «Yamaha» же разогнала его до 39.7 км/ч. «Южанка» под «Вихрем-25» должна показывать ту же скорость, что она развила у нас под «Tohatsu». Только «Днепр» при полной нагрузке показал под «тридцаткой» заявленную справочником скорость, хотя максимальная скорость с 25-сильным «Вихрем» все-таки оказалась почти такой же, как и под «Tohatsu-18» (37 и 36.2 км/ч соответственно).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector