Лодочный электромотор на сколько хватает аккумулятора
Top-motor.ru

Все про лодки

Лодочный электромотор на сколько хватает аккумулятора

ТОП-5: обзор лодочных электромотором, преимущества и недостатки, цена

У рыбаков наиболее распространенным средством передвижения являются надувные лодки, на которые установлен лодочный электромотор, поскольку большие расстояния преодолевать на веслах достаточно тяжело.

Конечно, есть еще моторы бензиновые, которые хороши для больших расстояний. Поэтому каждый рыбак решает вопрос, какой лучше купить мотор – электрический или топливный.

Разберемся, какие плюсы характерны для моторов лодочных электрических и минусы.

Достоинства моторов электрических

К ним относят:

малошумность в сравнении с аналогами, работающими на бензине;

плавность, обеспечиваемую в любом режиме стабильностью числа оборотов, что очень кстати, когда по воде двигаются с минимальной скоростью;

малый вес, облегчающий транспортировку плавсредства;

надежность. Срок эксплуатации электродвигателей выше, чем у бензиновых аналогов благодаря меньшему количеству деталей;

простота настройки, позволяющая управлять лодкой легко;

экологичность – один из основных факторов в наше время, позволяющий сохранить окружающую среду;

использование аккумуляторов, питающих двигатели, заряжать которые не составляет труда. Все, что нужно для этого – немного времени и обычная розетка;

Минусы

Их меньше, но, к сожалению, они есть:

недостаточная мощность электрического мотора для лодки ограничена небольшими размерами двигателей. Хотя развиваемую лодками с моторами электрическими скорость малой не назовешь, она отстает от бензиновых;

ограниченная автономность работы. Составляет она 3-5 часов;

невозможность пополнения энергией вдали от цивилизации. Этот недостаток доставляет наибольшее неудобство для рыбаков. Использование автогенератора проблему не решает.

Конструктивные особенности

Состоит лодочный электромотор из:

электрической схемы управления, совмещенной, как правило, с румпелем. Последний снабжен телескопической ручкой (почти всегда), чтобы удобнее было производить настройку и контролировать без усилий все режимы. Лодочные электрические моторы в основном имеют от 4 до 5 скоростей для передвижения назад и 2-3 задних, функционирующие в реверсном режиме;

собственно двигателя, который опускается под воду. Продолжением последнего является винт, соединенный с ротором. Такая конструкция делает мотор простой конструкцией, которой не нужно большое количество передаточных деталей, подвергающихся в процессе эксплуатации износу. В данном случае может возникнуть необходимость в замене единственной детали –токосъемных щеток.

С электроникой электромотор для лодки соединяется с помощью штанги, регулируемой по глубине погружения, что дает преимущества при движении по мелководью. Есть у нее и иными достоинствами: для их изготовления применяют специальные металлы, отличающиеся гибкостью и не позволяющие приспособления при столкновении с подводными препятствиями получать значительные повреждения.

Электромоторы лодочные запускаются единоразовым нажатием тумблера, что занимает гораздо меньше времени, чем нужно для пуска топливного агрегата. Скорости переключать можно как в ручном, так и в ножном режимах. Рыбакам это важно, поскольку руки остаются свободными.

Работа электромоторов лодочных основана на функционировании реечного механизма, подсоединенного при помощи кабеля к педали, и позволяющего изменять скорость и направление движения плавсредства нажатием ноги. При этом, управлять можно, находясь в любом месте.

Некоторые компании (Minn Kota, например) пошли еще дальше, снабдив лодочный мотор беспроводным пультом управления.

Как выбрать лодочный электромотор

Прежде, чем купить мотор для лодки, важно определиться с тем, в каких условиях она будет использоваться.

Важным критерием выбора является мощность, зависит которая от размеров лодки и грузоподъемности, т.е. она возрастет, если увеличивается вес лодки.

Скорость почти у всех моделей одинакова и составляет 5-7 км/ч. Но переключение передач разное: плавное позволяет выбрать точнее скорость. Однако его схема более сложная, значит, и менее надежная в сравнении с переключением дискретным.

Обратить внимание рекомендуется еще на один показатель – массу лодочного мотора электрического, которая важна при транспортировке. Популярные модели имеют массу 5-12 кг.

Ниже приводится ТОП-5 наиболее популярных моделей.

ТОП-5: Moratti Buddy 34

Вес электромотора для лодки ПВХ лежит в пределах 300-1200 кг. Мощность его 0,52 лошадиных силы. Он идеально ведет себя на мелководье благодаря двум лопастям и винту, на который не наматываются водоросли.

Рассчитан он на 5 передач передних и 2 задние, позволяющих разворачиваться быстро и в нужном режиме заниматься троллингом.

Опасаться, что заряд батареи, приобретаемой отдельно, закончится в центре водоема не стоит, потому что, этого не допустит встроенный индикатор зарядки. Фиксируют лодочный мотор надежно с помощью кронштейна на транце лодки ПВХ и закручиваемых до нужной позиции винтами.

Работает двигатель практически бесшумно, поэтому рыбу не распугает и можно надеяться на хороший улов.

Удобное управление обеспечивает телескопическая конструкция рампеля, способного приниматься наклонное положение.

Технические параметры

Потребляемый ток (максимальный) – 0,52 л.с.;

Батарея – 12В (не входит в комплектацию);

Румпель выдвижной для управления регулируется по вертикали — +/- 30;

Один сезон с аккумулятором тяговым для электромотора

Кто никогда не выезжал рыбачить на лодке рано-рано утром, в тумане, по неподвижной глади небольшого озерца, в предрассветной тиши, под первыми лучами солнца, тот не поймёт, почему это безмолвие ничем не хочется нарушать! Наоборот, хочется, чтобы эта заповедная тишь оставалась таковой как можно дольше.

Но в таком случае никакой бензиновый мотор, каким бы маленьким и 4-тактным он ни был, не впишется в эту идиллию. Тут нужен лодочный электромотор, и только! А сказав «электромотор», неизбежно придётся сказать и «тяговый аккумулятор» – эта пара неразрывна, ровно как классический мотор и бензин.

Начать можно с того, что электромотору все равно, от какого аккумулятора он питается: от большого или маленького, тягового или автомобильного, гелиевого или кислотного. Да, при разовом стендовом пуске будет все равно, но как только начинается реальная длительная эксплуатация, именно она показывает, что не все аккумуляторы одинаково удобны.

Кто никогда не выезжал рыбачить на лодке рано-рано утром, в тумане, по неподвижной глади небольшого озерца, в предрассветной тиши, под первыми лучами солнца, тот не поймёт, почему это безмолвие ничем не хочется нарушать! Наоборот, хочется, чтобы эта заповедная тишь оставалась таковой как можно дольше.

Но в таком случае никакой бензиновый мотор, каким бы маленьким и 4-тактным он ни был, не впишется в эту идиллию. Тут нужен лодочный электромотор, и только! А сказав «электромотор», неизбежно придётся сказать и «тяговый аккумулятор» – эта пара неразрывна, ровно как классический мотор и бензин.

Начать можно с того, что электромотору все равно, от какого аккумулятора он питается: от большого или маленького, тягового или автомобильного, гелиевого или кислотного. Да, при разовом стендовом пуске будет все равно, но как только начинается реальная длительная эксплуатация, именно она показывает, что не все аккумуляторы одинаково удобны.

И это даже мягко сказано. Можно выразиться и покатегоричнее: для постоянного использования с современным электромотором удобны только троллинговые (их ещё называют «тяговые» или «Marine Deep Cycle») аккумуляторы, допускающие глубокую разрядку без ущерба для своей целостности. Кроме того, человеку, который будет эксплуатировать мотор, не безразлично, каким тот будет. Ведь специальный аккумулятор тяговый для электромотора позволит владельцу избавиться от многих ненужных хлопот. У меня на тестировании оказался как раз такой – Marine Deep Cycle AGM 90 Ah 12 V. Не самый большой, но и не самый маленький в модельном ряду.

Внешний вид, конструкция
Главная конструктивная особенность такого тягового аккумулятора для электромотора и отличие его от более привычного нам автомобильного в том, что он допускает более глубокий разряд. Когда же это замечательное свойство может понадобиться, проявиться наилучшим образом? Об этом написано простейшими английскими словами, крупными буквами прямо на самом корпусе: «Для рыбалки», «Для троллинга», «Для судна», «Для кемпинга». Первые три области применения можно назвать смежными, и только «кемпинговая» стоит немного особняком. На самом аккумуляторе написано «MARINE BATTERY», что указывает на возможность использования корпуса батареи в море.

Главная характеристика аккумулятора – его ёмкость. Она, в моем случае, составила 90 А/ч. Однако будем внимательны, такую ёмкость он выдаст не в любой ситуации, а при разряде в течение 5 часов, то есть это будет 15-20 А. Для тех, кто не очень ориентируется в Амперах, скажу, что это примерно 3-4 скорости большинства средних лодочных электромоторов, маркируемых от 36 до 54 LB. Если использовать аккумулятор только на максимальной скорости, то итоговая ёмкость будет чуть ниже, а если на минимальной, то даже выше. Об этом необходимо помнить.

Читать еще:  Защита лодочного винта

Такой аккумулятор тяговый для электромотора реально тяжёл (он весит 28,7 кг). Хорошо хоть чуток не дотягивает до заявленных 30 кг, иначе было бы совсем много. Но тут все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Тот, кто когда-либо пробовал носить соизмеримую тяжесть, допустим, бензиновый мотор схожей массы, прекрасно знает, что, как это ни парадоксально, его нести почему-то ТЯЖЕЛЕЕ, чем компактный аккумулятор, имеющий небольшой объем и удобные ручки!

Кстати, о ручках. Они действительно удобные, хотя и тонковаты. Это обусловлено конструкцией изделия, при которой ручки после переноски ложатся на корпус без выпирания. Поначалу ручки моего тягового аккумулятора для электромотора показались хлипковатыми, но… за сезон с ними ничего не случилось, значит, можно утверждать, что они достаточно надёжны.

Клеммы сделаны под винт. Такое решение само по себе очень правильное, особенно если соответствующими разъёмами оборудован и лодочный электромотор, а вот если они разного типа, то возможны небольшие трудности.

Эксплуатация на воде
Мой тяговый аккумулятор преимущественно эксплуатировался с подвесным электромотором WaterSnake классической конструкции. Модель называется FWT34TH (тяга 34 LBS, масса мотора 8 кг).

Практически никаких трудностей при совместной эксплуатации этой пары не случилось, но был один неприятный момент в самом начале, когда пружинный контакт плюсового провода лодочного электромотора не очень плотно, как оказалось, держался на соответствующей клемме и сильно грелся при большой скорости (что равно ситуации «при большом токе»!). Нагрев был весьма ощутим – рука с трудом терпела. Вылечить это удалось более чёткой и плотной посадкой зажима-«крокодила» на клемму. При правильной посадке никакого нагрева не происходило в течение всего дня.

Дальнейшая эксплуатация никаких неприятных сюрпризов не преподносила. Все было хорошо. Пара электромотор – тяговый аккумулятор работала самым замечательным образом почти весь сезон, доставляя только удовольствие от НЕПОВТОРИМОЙ БЕЗШУМНОСТИ на небольших речках и озёрах, где она и проявляет себя наилучшим образом.

Применялся указанный выше электромотор и в паре с бензиновым: на бензиновом – маршевые переходы, а на электрическом – троллинг или облов отдельных участков. Тут хочется вспомнить об одной из замечательных возможностей электромотора, о которой почему-то не то, чтобы забывают, но упоминают редко – это возможность работать своеобразным якорем! Да-да, меня не перестаёт радовать возможность приехать, допустим, поздней осенью в одну из тростниковых бухт и зафиксировать там лодку практически неподвижно, поставив скорость на единичку (деление «1»). Никаких мокрых рук при подъёме и опускании тяжёлого якоря и никаких проблем, если надо переместиться: движение руки, и лодка начинает движение. А самое приятное, что при таких скоростях аккумулятор тяговый для электромотора практически не разряжается. Во всяком случае, чтобы разрядить его, держа на первом делении, потребуется почти целый день непрерывного использования.

Разряд и его контроль
Теперь о разряде или о том, на сколько хватит тягового аккумулятора на электромоторе. Этот вопрос задаётся очень часто, но ответить на него непросто. И не потому, что ответа нет, а потому, что специфика использования мотора у каждого человека очень разная, и единого варианта для всех просто не существует. Даже один тот же рыбак в течение дня использует мотор по-разному. Приведу пример, основанный на собственной практике:

• Раннее утро. Переход 30-40 минут до места лова на максимальной скорости – «5».
• Ловля на месте. Скорость либо «1-2», либо мотор вообще отключён.
• Переход на другую точку, но с троллингом. Скорость преимущественно «3», гораздо реже «4», время использования около 1 часа.
• Снова ловля на точке. И опять лодочный электромотор почти выключен, лишь изредка скорость «1».
• Возврат на базу с переходом около часа на максимальной скорости.

Всего такая рыбалка занимает около 5 часов и съедает чуть больше половины заряда такого аккумулятора тягового для электромотора.

Совершенно естественно при таком разнообразии встаёт вопрос определения остаточной ёмкости. Решение: датчик или устройство, которое поможет одному из главных критериев – опыту – определить остаток ёмкости тягового аккумулятора. И такие приборы существуют, например, переносной индикатор заряда аккумулятора.

Учитывая его действительно низкую цену, а также практическую неубиваемость (там просто нечему ломаться), можно смело рекомендовать его как обязательное дополнение к аккумулятору тяговому для электромотора. Принцип работы индикатора прост – каждой остаточной ёмкости соответствует определенное напряжение. Именно его в ступеньках и измеряет это устройство. Светодиодов несколько, но для практического применения точности вполне достаточно. Что ещё можно сказать? Только то, что у индикатора сзади расположен магнит, благодаря чему прибор может быть прикреплён к любой металлсодержащей части корпуса судна.

Помните одну вещь, важную для практической эксплуатации тягового аккумулятора: скорости электромотора обычно отградуированы НЕ пропорционально потребляемому току! То есть, будет так: скорость «1» – это 10% от максимального тока, скорость «2» – 20%, скорость «3» – примерно 30%, скорость «4» – примерно 50%, а вот скорость «5» – 100%! Учитывайте это при использовании, экономьте аккумулятор тяговый для электромотора, стараясь не двигаться постоянно на максимально-расходной скорости.

Зарядка и количество разрядно-зарядных циклов
Вот, собственно, мы подошли чуть ли не к главному, отчего стоит приобретать именно специальный аккумулятор тяговый для электромотора! Дело в том, что возможные в течение длительной эксплуатации глубокие зарядки ему не повредят, и он прослужит большее число циклов. Причём намного большее, чем автомобильный аккумулятор.

Проверено на практике: автомобильный аккумулятор можно убить всего за один сезон активных выездов на электромоторе, а специального должно хватить минимум на три, а то и на больше (по паспорту производителем заявлено от 300 до 1500 циклов в зависимости от эксплуатации). И тут кажущая поначалу высокой цена тягового аккумулятора уже не страшна, потому что она непременно окупится на воде сроком службы и надёжностью устройства.

Заряжать Marine Deep Cycle AGM 90 Ah 12 V лучше всего, конечно, автоматическим зарядным устройством. И дело даже не в скорости работы, а в том, что оно в нужное время проинформирует владельца аккумулятора тягового для электромотора о том, что зарядка завершена. Если Вам хочется сэкономить, то можно заряжать аккумулятор и обычной автомобильной зарядкой даже с ручной установкой силы тока. Как при этом определить время зарядки? Об этом написано в инструкции к аккумулятору, но Вы можете и самостоятельно рассчитать ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ период, ориентируясь на нижеследующий пример.

Тестер показывает, что аккумулятор заряжен на 30% (на одну треть). Значит, нужно добавить в аккумулятор около двух третей потраченной ёмкости, а это, считаем, около 60 А/ч. Однако реально требуется добавить больше, потому как существуют потери при зарядке. С поправкой на них (предположим, +20%) нам надо будет привнести в аккумулятор уже не 60, а 75 А/ч. На зарядном устройстве выставляем ток – 6 А – и ставим заряжаться на 12,5 часов. По окончании контролируем тестером, он должен показать полную зарядку. Если чуть не хватает, заряжаем ещё час-два. Подробности по зарядке неавтоматическими зарядными устройствами приведены в прилагаемой инструкции!

Кстати, если вы собрались поставить аккумулятор тяговый для электромотора Marine Deep Cycle AGM 90 «на зиму», то не забудьте полностью его зарядить. А если срок хранения вдруг превысит 6 месяцев, зарядку «до полного» надо повторить.

И, наконец, в завершение отзыва, сводная подборка выводов:

Плюсы
• Специальный допускающий глубокий разряд аккумулятор тяговый для электромотора с большим количеством разрядно-зарядных циклов.
• Правильный герметичный корпус, не боящийся брызг с ручками для переноски и клеммами под винт.
• Качественная инструкция с достаточным количеством полезной информации. Зная пренебрежительное отношение обычного человека ко всякого рода инструкциям, тем не менее, усиленно рекомендую к прочтению!

Минусы
• Высокая цена аккумулятора тягового для электромотора по сравнению с автомобильным.
• Клеммы не универсальны, только под винт. Иногда это может быть неудобно.
• Большой вес, хотя назвать его недостатком можно с натяжкой, так как это конструктивная особенность, и более лёгкие аналоги имеют уже совершенно другую цену.

Читать еще:  Аква 2900 ск цена

ТОП-5: обзор лодочных электромотором, преимущества и недостатки, цена

У рыбаков наиболее распространенным средством передвижения являются надувные лодки, на которые установлен лодочный электромотор, поскольку большие расстояния преодолевать на веслах достаточно тяжело.

Конечно, есть еще моторы бензиновые, которые хороши для больших расстояний. Поэтому каждый рыбак решает вопрос, какой лучше купить мотор – электрический или топливный.

Разберемся, какие плюсы характерны для моторов лодочных электрических и минусы.

Достоинства моторов электрических

К ним относят:

малошумность в сравнении с аналогами, работающими на бензине;

плавность, обеспечиваемую в любом режиме стабильностью числа оборотов, что очень кстати, когда по воде двигаются с минимальной скоростью;

малый вес, облегчающий транспортировку плавсредства;

надежность. Срок эксплуатации электродвигателей выше, чем у бензиновых аналогов благодаря меньшему количеству деталей;

простота настройки, позволяющая управлять лодкой легко;

экологичность – один из основных факторов в наше время, позволяющий сохранить окружающую среду;

использование аккумуляторов, питающих двигатели, заряжать которые не составляет труда. Все, что нужно для этого – немного времени и обычная розетка;

Минусы

Их меньше, но, к сожалению, они есть:

недостаточная мощность электрического мотора для лодки ограничена небольшими размерами двигателей. Хотя развиваемую лодками с моторами электрическими скорость малой не назовешь, она отстает от бензиновых;

ограниченная автономность работы. Составляет она 3-5 часов;

невозможность пополнения энергией вдали от цивилизации. Этот недостаток доставляет наибольшее неудобство для рыбаков. Использование автогенератора проблему не решает.

Конструктивные особенности

Состоит лодочный электромотор из:

электрической схемы управления, совмещенной, как правило, с румпелем. Последний снабжен телескопической ручкой (почти всегда), чтобы удобнее было производить настройку и контролировать без усилий все режимы. Лодочные электрические моторы в основном имеют от 4 до 5 скоростей для передвижения назад и 2-3 задних, функционирующие в реверсном режиме;

собственно двигателя, который опускается под воду. Продолжением последнего является винт, соединенный с ротором. Такая конструкция делает мотор простой конструкцией, которой не нужно большое количество передаточных деталей, подвергающихся в процессе эксплуатации износу. В данном случае может возникнуть необходимость в замене единственной детали –токосъемных щеток.

С электроникой электромотор для лодки соединяется с помощью штанги, регулируемой по глубине погружения, что дает преимущества при движении по мелководью. Есть у нее и иными достоинствами: для их изготовления применяют специальные металлы, отличающиеся гибкостью и не позволяющие приспособления при столкновении с подводными препятствиями получать значительные повреждения.

Электромоторы лодочные запускаются единоразовым нажатием тумблера, что занимает гораздо меньше времени, чем нужно для пуска топливного агрегата. Скорости переключать можно как в ручном, так и в ножном режимах. Рыбакам это важно, поскольку руки остаются свободными.

Работа электромоторов лодочных основана на функционировании реечного механизма, подсоединенного при помощи кабеля к педали, и позволяющего изменять скорость и направление движения плавсредства нажатием ноги. При этом, управлять можно, находясь в любом месте.

Некоторые компании (Minn Kota, например) пошли еще дальше, снабдив лодочный мотор беспроводным пультом управления.

Как выбрать лодочный электромотор

Прежде, чем купить мотор для лодки, важно определиться с тем, в каких условиях она будет использоваться.

Важным критерием выбора является мощность, зависит которая от размеров лодки и грузоподъемности, т.е. она возрастет, если увеличивается вес лодки.

Скорость почти у всех моделей одинакова и составляет 5-7 км/ч. Но переключение передач разное: плавное позволяет выбрать точнее скорость. Однако его схема более сложная, значит, и менее надежная в сравнении с переключением дискретным.

Обратить внимание рекомендуется еще на один показатель – массу лодочного мотора электрического, которая важна при транспортировке. Популярные модели имеют массу 5-12 кг.

Ниже приводится ТОП-5 наиболее популярных моделей.

ТОП-5: Moratti Buddy 34

Вес электромотора для лодки ПВХ лежит в пределах 300-1200 кг. Мощность его 0,52 лошадиных силы. Он идеально ведет себя на мелководье благодаря двум лопастям и винту, на который не наматываются водоросли.

Рассчитан он на 5 передач передних и 2 задние, позволяющих разворачиваться быстро и в нужном режиме заниматься троллингом.

Опасаться, что заряд батареи, приобретаемой отдельно, закончится в центре водоема не стоит, потому что, этого не допустит встроенный индикатор зарядки. Фиксируют лодочный мотор надежно с помощью кронштейна на транце лодки ПВХ и закручиваемых до нужной позиции винтами.

Работает двигатель практически бесшумно, поэтому рыбу не распугает и можно надеяться на хороший улов.

Удобное управление обеспечивает телескопическая конструкция рампеля, способного приниматься наклонное положение.

Технические параметры

Потребляемый ток (максимальный) – 0,52 л.с.;

Батарея – 12В (не входит в комплектацию);

Румпель выдвижной для управления регулируется по вертикали — +/- 30;

Мощность и скорость лодочного электромотора

Полный КПД лодки с двигателем внутреннего сгорания около 15%. Это значит, что 85% энергии, заключенной топливе теряется впустую. Одна треть потерь приходится на трение в подшипниках и редукторе, остальное — потери на винте.

Плотность энергии различных источников. У литиевых аккумуляторных батарей она почти в сто раз меньше, чем у бензина или дизельного топлива. Источник: компания Torqeedo

Для судна с электромотором неэффективная работа силовой установки – непозволительная роскошь. Ведь единственный источник энергии на борту аккумуляторная батарея, плотность энергии которой в несколько раз меньше чем у бензина или дизельного топлива.

Плотность связывает количество хранимой энергии с размерами хранилища. Чем меньше плотность, тем больше места занимает источник энергии. Поскольку пространство, отводимое под аккумуляторные батареи ограничено, то добиться запаса хода в несколько десятков километров, можно, если свести потери к минимуму.

Сопротивление судна

Лодочный электромотор преобразует запасенную в аккумуляторной батарее энергию в механическую энергию вращения винта и расходует ее на преодоление силы, действующей в противоположном движению направлении. Сопротивление, возникающее из-за действия этой силы, зависит от скорости, водоизмещения и формы корпуса судна и складывается из сопротивления трения, остаточного и аэродинамического сопротивлений.

Сопротивление трения зависит от размера подводной части корпуса и от коэффициента трения. Во время движения сопротивление трения изменяется пропорционально квадрату скорости судна и возрастает при загрязнении корпуса.

Остаточное сопротивление состоит из волнового и вихревого сопротивлений. Волновое сопротивление характеризует энергию, расходуемую на образование волн во время движения, а вихревое – потери из-за перемешивания слоев воды, обтекающих судно. Волновое сопротивление быстро растет с увеличением скорости, поэтому для судна существует предел после которого дополнительная мощность не повышает скорость, а целиком идет на образование волн, создающих впечатление быстрого движения.

В спокойную погоду сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости судна и площади поперечного сечения над ватерлинией. Оно составляет около 2% от общего сопротивления и в некоторых случаях его не учитывают.

Чем меньше полное сопротивление, тем меньше мощность, которая требуется для движения с заданной скоростью, больше запас хода и время работы от аккумуляторов

Общее сопротивление возрастает из-за волн, ветра и течения и увеличивается на 50-100% от сопротивления в тихую погоду.

Мощность электромотора

Если известны зависимость полного сопротивления лодки от скорости и общий КПД силовой установки, то можно вычислить мощность электромотора для движения с заданной скоростью. Для этого по сопротивлению корпуса определяют эффективную мощность, и разделив ее на общий КПД получают мощность лодочного электромотора.

При полном КПД лодочного электромотора 50% (такая эффективность у электромоторов Torqeedo) катеру с длиной ватерлинии 21 фут для движения со скоростью 5 миль в час достаточно двигателя мощностью 1,6 кВт.

Если данных о сопротивлении корпуса на различных скоростях нет, приближенное значение сопротивления вычисляют по формулам, выведенным в результате испытаний судов различного класса.

Скорость лодки с электромотором

Большинство лодок с электромотором двигаются в водоизмещающем режиме. При этом типе движения на носу и на корме возникают волны, расходящиеся по диагонали от корпуса и волны, идущие вдоль него от носа к корме. Расстояние между гребнями двух соседних волн зависит от скорости и растет вместе с ней.

График изменения коэффициента волнового сопротивления судна в зависимости от относительной скорости. Чем больше скорость, тем выше сопротивление и больше потребляемая электромотором мощность.

Читать еще:  Каютные катера российского производства

После того как относительная скорость (отношении скорости к длине ватерлинии) достигает 0,4, длина волны сравнивается с длиной ватерлинии. Под лодкой остается всего два волновых гребня один из которых расположен на носу, а другой на корме. Скорость лодки в таком состоянии — максимальная скорость экономичного движения в водоизмещающем режиме.

Если двигатель обладает достаточной мощностью скорость можно увеличить. В этом случае гребень второй волны уйдет за корму и останется позади, нос лодки поднимется выше на передней волне, а корма окажется во впадине. Длина волны превысит длину лодки, сопротивление воды увеличится и для движения потребуется дополнительная мощность.

Зависимость эффективной мощности от скорости. При скорости 5 миль в час , эффективная мощность 800 Вт (чуть более 1 л.с.). С ростом скорости требуемая мощность возрастает, значит увеличивается ток, потребляемый электромотором и сокращается время работы от аккумуляторов

Катеру с длиной ватерлинии 21 фут достаточно 1 л.с. (746 Вт) чтобы двигаться со скоростью 5 миль в час. При скорости 6 миль в час эффективная мощность возрастает в два раза и растет с увеличением скорости, поэтому оптимальная экономичная скорость в водоизмещающем режиме — 75% от максимальной.

Мощность пропорциональна третьей степени скорости. Это значит, что если на скорости 5 миль в час уменьшить скорость на 5% (на 0,25 миль в час), потребляемая мощность уменьшится на 14%, а запас хода возрастет на 16%.

Запас хода и размер аккумулятора

Типичный 12 В свинцово-кислотный аккумулятор глубокого разряда (аккумулятор Trojan SCS225) обладает емкостью 105 Ач при пятичасовом разряде и емкостью 135 Ач при двадцатичасовом. Вес такого аккумулятора 30 кг, а удельная емкость 12 х 105/30 = 42 втч/кг при разряде в течении 5 часов и 54 втч/кг при разряде в течении 20 часов. Зная характеристики аккумуляторов определим количество батарей для движения на лодке, сопротивление корпуса которой представлено на графике. При этом предполагаем, что скорость движения составит 3-5 миль в час, полный КПД электромотора 50%.

Поскольку даже самые хорошие свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы для электромоторов не рекомендуется разряжать более 80% емкости, увеличим вес батареи на 25%.

Скорость, миль в час Мощность на винте, Вт Электрическая мощность, Вт Потребляемая мощность в течении 10 часов Вес батареи, кг Количество АКБ, шт
3 140 280 2800 65 2
3,5 220 440 4400 102 3
4 320 640 6400 148 5

Если запас хода 30-40 миль больше чем требуется, размер аккумуляторной батареи можно уменьшить. Повышение скорости так же сократит запас хода.

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

Лодочный электромотор как основной двигатель лодки. (Просматривают: 3)

Лодки и моторы — тема объемная и как говорится все зависит только от личных амбиций и глубины кошелька.
конечно уважаемым поплавочникам и доночникам лодка в силу специфики не особо и нужна зато для спинингистов — вещь неотемлемая и необходимая.
Хочу поделиться с общественностью опытом обладания надувнушкой (8 лет) и электрическим моторчиком (1 сезон)
Скажу сразу. что на бензиновом двигателе от 9 л.с. до 320 л.с., ходил в течение 6 лет в дельте Волги и знаю, что это вещь и лучше ничего и быть не может, другое дело, что далеко не каждому по карману такой комфорт и удовольствие, итак к теме:

Приобретя электродвигатель Min-Cotta Endura 43 установил его на своем крохотном севилоре HF -210 (китайская лодка на мой взгляд незаслуженно осуждаемая рыболовами) первое же испытание прибора на Истринском водохранилище. вызвало хорошую зависть соратников плавающих на веслах, скорость конечно от силы в два с половиной раза быстрее чем приятель плыл на Язе с веслами, но приятно, что меняя место успеваешь спокойно покурить и руки свободны, деревянную лодку с сильным гребцом догнать удается не сразу, но это уже издержки самой резинки — севилор оказывает приличное сопротивление килем.
Также брал мотор с собой в Красновидово на Можайку, устанавливал на местную пластиковую лодку, пришлось повозиться с креплением, подложить дощечки, зато скорость при загрузке лодки тремя рыбаками оказалась впечатляющей, даже сам не ожидал, на веслах догнать никто не мог!
Теперь о «бензине» для Минкоты.
Сначала хотел использовать имеющийся в хозяйстве аккумулятор от жигулей 55 А, но поговорив в Экстриме с продавцами узнал, что с электромотором автоаккумулятор особо долго не протянет — пластины начнут осыпаться, решил купить родной аккумулятор емкостью 70 А, расчитанный на множество циклов заряд-разряд.
За весь сезон открытой воды использовал только этот аккумулятор, заряжал ночью дешевым зарядным устройством, для тех кто знает Истринское вдхр., привожу пример выносливости аккумулятора с вышеуказанным мотором и лодкой.
Начало рыбалки: мал. Бережки.
Маршрут: Троица (два залива) Бережки, Шевлино, Катыш, Черная, затем повтор в обратной последовательности.
Короче за день рыбалки мне за весь сезон так и не удалось заметить, что заряд в акумуляторе кончается, поэтому получается, что весла на рыбалку я таскал зря, хотя были случаи, что приходилось на веслах выплывать из водорослей и только потом включать мотор.
В общем для ленивых рыболовов, а также для тех кто ограничен бюджетом рекомендую электромотор, как прекрасную возможность не уставать от работы веслами и благодаря электродвигателю расширить акваторию поиска хищника!
Удачи на рыбалке!

Кстати предлагаю поделиться опытом использования других электромоторов!

Garry

Guest

dyshman

Лодки и моторы — тема объемная и как говорится все зависит только от личных амбиций и глубины кошелька.
конечно уважаемым поплавочникам и доночникам лодка в силу специфики не особо и нужна зато для спинингистов — вещь неотемлемая и необходимая.
Хочу поделиться с общественностью опытом обладания надувнушкой (8 лет) и электрическим моторчиком (1 сезон)
Скажу сразу. что на бензиновом двигателе от 9 л.с. до 320 л.с., ходил в течение 6 лет в дельте Волги и знаю, что это вещь и лучше ничего и быть не может, другое дело, что далеко не каждому по карману такой комфорт и удовольствие, итак к теме:

Приобретя электродвигатель Min-Cotta Endura 43 установил его на своем крохотном севилоре HF -210 (китайская лодка на мой взгляд незаслуженно осуждаемая рыболовами) первое же испытание прибора на Истринском водохранилище. вызвало хорошую зависть соратников плавающих на веслах, скорость конечно от силы в два с половиной раза быстрее чем приятель плыл на Язе с веслами, но приятно, что меняя место успеваешь спокойно покурить и руки свободны, деревянную лодку с сильным гребцом догнать удается не сразу, но это уже издержки самой резинки — севилор оказывает приличное сопротивление килем.
Также брал мотор с собой в Красновидово на Можайку, устанавливал на местную пластиковую лодку, пришлось повозиться с креплением, подложить дощечки, зато скорость при загрузке лодки тремя рыбаками оказалась впечатляющей, даже сам не ожидал, на веслах догнать никто не мог!
Теперь о «бензине» для Минкоты.
Сначала хотел использовать имеющийся в хозяйстве аккумулятор от жигулей 55 А, но поговорив в Экстриме с продавцами узнал, что с электромотором автоаккумулятор особо долго не протянет — пластины начнут осыпаться, решил купить родной аккумулятор емкостью 70 А, расчитанный на множество циклов заряд-разряд.
За весь сезон открытой воды использовал только этот аккумулятор, заряжал ночью дешевым зарядным устройством, для тех кто знает Истринское вдхр., привожу пример выносливости аккумулятора с вышеуказанным мотором и лодкой.
Начало рыбалки: мал. Бережки.
Маршрут: Троица (два залива) Бережки, Шевлино, Катыш, Черная, затем повтор в обратной последовательности.
Короче за день рыбалки мне за весь сезон так и не удалось заметить, что заряд в акумуляторе кончается, поэтому получается, что весла на рыбалку я таскал зря, хотя были случаи, что приходилось на веслах выплывать из водорослей и только потом включать мотор.
В общем для ленивых рыболовов, а также для тех кто ограничен бюджетом рекомендую электромотор, как прекрасную возможность не уставать от работы веслами и благодаря электродвигателю расширить акваторию поиска хищника!
Удачи на рыбалке!

Кстати предлагаю поделиться опытом использования других электромоторов!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector