Мотор вихрь 30
Top-motor.ru

Все про лодки

Мотор вихрь 30

Лодочный мотор Вихрь 30

«Вихрь» – популярная марка лодочных моторов, выпускаемых Куйбышевским моторостроительным предприятием, расположенным в Самаре. Производство моделей данного бренда продолжается и сейчас. Серийно доступны три модификации лодочного двигателя мощностью 20, 25 и 30 л.с. В СССР данные моторы были самыми массовыми.

Описание

Вихрь 30 наиболее производительная версия марки. Сегодня данный агрегат особенно распространен среди отечественных любителей рыбной ловли. Модель представляет собой замечательное сочетание доступной стоимости и мощности.

Лодочный мотор сделан по стандартной схеме, предусматривающей вертикальное расположение узлов. Вихрь 30 комплектуется двухтактным карбюраторным агрегатом и имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Также модель отличается настроенным выхлопом. В картер свежая смесь попадает через золотниковое устройство, оснащенное текстолитовыми «шайбами».

Одним из главных достоинств агрегата является его неприхотливость. Он работает на топливной смеси масла с бензином А-76 или АИ-92.

Мотор Вихрь 30 имеет бесконтактное зажигание и принудительное охлаждение забортной водой, осуществляемое посредством помпы (насоса-дозатора).

Пуск силовой установки производится ручным стартером. Опционально Вихрь комплектуется электростартером. Также предусмотрена установка «аварийного» пуска посредством стартового шнура.

Редуктор и двигатель в модели Вихрь 30 связывает дейдвудная труба. На транце лодки устройство крепится благодаря струбцине и подвески с упругими элементами. В состав мотора входит трехлопастной гребной винт, передача вращения на который осуществляется через срезную шпонку и демпфер. Данные элементы являются одним из наиболее уязвимых мест в конструкции двигателя. При попадании в винт посторонних элементов или ударе о препятствие шпонка срезается и ее приходится заменять. Однако она защищает другие детали агрегата от поломки.

Управляется данный мотор дистанционно и через румпель. Двигатель комплектуется отдельным бензобаком, размещать который можно в различных частях лодки. От воздействия окружающей среды установка защищена специальным кожухом.

Двигатель имеет 12-вольтный генератор, питающий аккумулятор и ходовые огни лодки.

  • доступность запчастей;
  • высокая мощность;
  • хорошая ремонтопригодность;
  • небольшая стоимость.
  • высокая шумность;
  • отсутствие термостата, без которого поддерживать оптимальный тепловой режим невозможно;
  • небольшой КПД мотора;
  • быстрая изнашиваемость золотникового устройства;
  • затрудненная регулировка карбюратора;
  • большое гидродинамическое сопротивление части, находящейся под водой;
  • неудачное расположение патрубка выхлопа, из-за чего мотор постоянно разворачивает;
  • неоптимальные характеристики гребного винта;
  • неудобный механизм реверса.

Характеристики

Часовой расход топлива для мотора Вихрь 30 на максимальных оборотах составляет 20 л. Средний показатель – около 15 л/час. Двигатель имеет отдельный топливный бак емкостью 22 л, позволяющий работать без дозаправки до 1,5 часов.

Двигатель

Масса мотора Вихрь 30 составляет 50 кг.

  • рабочий объем – 0,488 л;
  • номинальная мощность – 30 л.с.;
  • частота вращения – 5000 об/мин;
  • количество цилиндров – 2;
  • диаметр цилиндра – 72 мм;
  • рекомендуемая высота транца – 405 мм.

Обкатка мотора Вихрь 30 является стандартной. В процессе применяется топливная смесь бензина А-76 и масла в пропорции 1:50.

  • 10-15 минут на минимальных оборотах (1000-2000 об/мин);
  • 30 минут работы на 2000-3000 об/мин;
  • 2 часа работы на 3000-4500 об/мин;
  • 3-4 часа работы на 5000 об/мин с перерывами каждые 15 минут.

Отзывы

Отзывы о лодочном моторе Вихрь 30 не слишком лестные. Некоторые пользователи прямо называют его одним из наиболее неудачных творений отечественного производства.

Своим опытом эксплуатации данного агрегата поделился Виталий из Астрахани . В моторе собраны довольно хорошие технологии, но присутствует и ряд откровенных недоработок. Двигатель удивляет своим необычайным «прожорством». На «сотню» он может израсходовать до 25 л горючего. Хорошо работает данная модель только в бочке. Моторесурс у агрегата составляет не более 700 км.

Стоимость аппарата Вихрь 30 радует, но вот недостатков у модели действительно много. Система зажигания мотора выполнена очень неудачно. Крепление катушек зажигания сделано абсолютно неверно, из-за чего провода тянутся по поддону двигателя и постоянно контактируют с маслом. Это разъедает изоляцию, как следствие, мотор регулярно выходит из строя.

Карбюратор у мотора Вихрь 30 вырабатывается очень быстро. После непродолжительной работы язычок начинает изгибаться. В итоге происходит постоянное подкапывание горючего, топливная смесь становится излишне обогащенной. Это грозит воспламенением и поломками.

Кнопка «Стоп» не является герметичной и регулярно выходит из строя. Редуктор почти сразу начинает пропускать воду. Постоянные нагрузки сказываются на работе мотора крайне негативно. В итоге вода в него поступает все сильнее. Система охлаждения также не является эталонной. Во время работы мотор фактически кипит.
Владимир из Перми пишет, что о модели Вихрь сложилось двоякое впечатление. Мотор прост в эксплуатации и ремонте и имеет сравнительно неплохие ходовые качества. Однако при использовании его с лодкой «Казанка» с двумя пассажирами расход превышал 15 л/час, что очень много. Причем 10-12% топлива просто утекало за борт. Двигатель подойдет для тех, кто нечасто выходит на воду.

Видео

Цена нового и б/у

Мотор Вихрь 30 отличается доступной стоимостью. Купить новый экземпляр можно за 45-50 тысяч рублей.

Рынок б/у двигателей данной марки в нашей стране очень объемен. Здесь ценники варьируются от 15 до 35 тысяч рублей.

Аналоги

К аналогам мотора Вихрь 30 можно отнести модели Parsun T 30, Selva Antibes 30, МОСКВА-30 и HDX T 30.

Мотор Вихрь 30

Разработанный более полувека назад и ставший настоящей легендой, Вихрь 30 по сей день пользуется огромной популярностью среди любителей активного образа жизни: рыбалки, катерного и яхтенного спорта и водных путешествий, в целом. Начиная еще со времен СССР, движок вытеснил многие аналоги с рынка.

Несмотря на очень противоречивые отзывы, его популярность обусловлена высокой мощностью и низкой стоимостью, доступностью запчастей и легкой ремонтируемостью. Более детально об истории разработки, технических характеристиках, модернизации и том, какой стала модель в наши дни, мы расскажем далее.

Принцип действия мотора Вихрь 30

Являясь аналогом достаточно неудачного немецкого «Кёнинга», и пересобранная советскими умельцами, модель стала самым массовым двигателем, выпускающемся на территории страны. Такая популярность была обусловлена высокой на то время производительностью и универсальной для большей части суден пригодностью (рисунок 1).

Рисунок 1. Внешние особенности двигателя

Технические характеристики Вихрь 30 сильно изменились за полстолетия, и мы расскажем о наиболее свежих моделях, датируемых 2000-2010 годами. Общие характеристики модели, впрочем, не поменялись.

Основные элементы

Устройство лодочного мотора Вихрь 30 идентично большинству движков данного класса ‒ двухтактовых карбюраторных. Движок не рекомендуется устанавливать на резиновые надувные плавсредства, ‒ они не предназначены для моторов-«тяжеловесов». Минимальный вес лодки, на которую он может быть установлен, составляет не менее полтора центнера. Отвечая на популярный пользовательский вопрос, сколько весит Вихрь 30, можно отметить, что эта отметка не превышает 50 килограмм (рисунок 2).

Количество лопастей винта ‒ 3. Для защиты от подводных препятствий вращение передается от редуктора через демпфер и шпонку срезного типа. Столкнувшись с преградой, шпонка срезается и срабатывает система предохранения двигателя. Чтобы снова запустить мотор, следует заменить деталь, что осуществляется достаточно быстро и не требует участия мастера. Предусмотрен передний, задний и холостой ход.

Рисунок 2. Основные конструктивные элементы мотора

Глубина, с которой можно начинать комфортное передвижение, составит 80 см. Мелководье затруднит передвижение, поскольку лопасти станут цепляться о дно и столкнутся с препятствиями в виде камней, веток деревьев или плотных водорослей, которые легко наматываются на винт и затрудняют ход.

Мотор оснащается генератором переменного напряжения 12 В и мощностью 30 Вт. Исходя из заводского описания Вихря 30, генератор используется для напитки ходовых огней катера и заряда батарей.

Отдельная система охлаждения в конструкции отсутствует, для остужения мотора используется принудительный способ ‒ охлаждение корпуса проточной водой во время непосредственной работы. Чтобы охлаждение осуществлялось, конструкция предусматривает наличие водной помпы.

Характеристики

Крепеж двигателя осуществляется с помощью струбцины и упругих крепежных элементов. Для закрепления используется транец лодки или катера, находящийся сзади конструкции. Высота транца лодочного мотора Вихрь 30 не должна превышать 40,5 см.

Масса мотора Вихрь 30 составляет от 45,8 до 49 килограммов. Учитывайте, что при покупке уже ранее эксплуатируемого и подвергнутого починке не заводскими комплектующими движка, вес может быть меньше или больше заводских параметров. Это может сказаться на дальнейшей работе и технических характеристиках устройства.

Двигатель

Модель имеет двухтактный карбюраторный движок на двух цилиндрах. Подвесной мотор Вихрь 30 оснащен защитным кожухом, предотвращающим механическое, водное и любое воздействие извне конструкции. По умолчанию осуществляется продувка трехканальная возвратно-петлевого типа. Свежая смесь поступает в картер через золотник с шайбами из текстолита. По схеме Вихрь 30 имеет настроенный выхлоп. Иными словами, модель имеет глушитель лишнего шума (рисунок 3).

Рисунок 3. Двигатель устройства рассчитан на длительные перемещения

Объем двигателя Вихрь 30 равен 488 кубам. Запустить устройство можно, использовав ручной самоубирающийся стартер или аварийный тросовый. В некоторых современных моделях, обозначенных приставкой «электрон» в названии, предусмотрен стартер автоматического типа. Следуя схеме, зажигание Вихрь 30 в электронных моделях осуществляется с помощью бесконтактного маховичного магнето (генератора постоянного тока, отвечающего за процесс создания искры) типа МБ-2. В ручных моделях зажигание производится с помощью прерывательного механизма, основанного на соединении подвижного и статичного контакта.

Читать еще:  База отдыха карелия рыбалка

Отличающийся доступной стоимостью и способными удовлетворить опытного пользователя характеристиками, мотор Вихрь 30 не теряет популярности среди любителей водных прогулок. Способный служить десятилетиями при должном уходе, движок продолжает оправдывать свою репутацию.

Параметры устройства

Лодочный мотор Вихрь 30 обладает мощностью в 30 лошадиных сил. Для заправки используется автомобильный бензин типа А-76 либо более редкий А-72.

Бензин смешивается с маслом для двухтактного движка в указанной по инструкции пропорции. Перед заправкой следует тщательно перемешать смесь. На чистом бензине движок работать может, однако его ресурс существенно сократится.

Расход топлива

Авиа двигатель Вихрь 30 потребляет 9-11,5 литров топлива в час. Бензобак можно установить в любом месте на дне судна и подключить к движку с помощью шланга. Общий объем бензобака составит 22 литра (рисунок 4).

Рисунок 4. Небольшой расход топлива — одно из основных преимуществ мотора

На потребление топлива лодочным мотором Вихрь 30 напрямую влияет вес, объем рабочих цилиндров и мощность. Чем больше весит, имеет объема двигателя имеющаяся модель и чем выше мощность, тем больше бензиновой смеси потребуется в итоге.

Обкатка

Винт гребной имеет три лопасти диаметром 24 см каждая. Шаг винта составляет 30 см. Если говорить о способах запуска и работы устройства, то возможно и дистанционное управление Вихрем 30 (ДУ).

Пользователь может контролировать передний, задний и даже холостой ход судна. Рулевая система (РУ) предусматривает больше действий: дополнительных поворотов за счет системы тросов.

Аналоги

Объединение системы ДУ и РУ ни в аналогах Вихря 30, ни в самой модели не предусмотрено. Дистанционное управление лодочным мотором Вихрь 30 работает по принципу конструктора и монтируется на лодку отдельно (рисунок 5).

Рисунок 5. Основные аналоги изделия производятся за рубежом

Умельцы берут за основу комбинированные системы управления для японских движков Suzuki, Nissan или Yamaha, устанавливая электрооборудование на Вихрь 30 по схемам, размещенным на форумах. Благодаря доступности всего комплекта запчастей реализация подобного проекта не требует высокого мастерства.

Ремонт и техобслуживание

Как и для любой техники, иногда необходим легкий или капитальный ремонт Вихря 30. Как мы упоминали выше, преимуществом модели является возможность быстро произвести замещение всех деталей (рисунок 6).

Наиболее популярной операцией является замена крыльчатки Вихря 30. Крыльчаткой называют вентилятор помпы (насоса), отвечающий за подачу воды в систему охлаждения. Поскольку данная часть максимально уязвима к попаданию мелко- и крупнодисперсного мусора из воды, периодически она нуждается в замене.

Рисунок 6. Ремонт лодочного мотора можно легко осуществить своими руками

Второй по популярности считается проблема в электрозапуске: столкнувшись в работе лодочного мотора Вихрь 30 с перебойным или затруднительным электрозапуском, рекомендуется сдать устройство в сервис как можно быстрее. Однако если вы хотите рискнуть, и уверены в своих силах, инструкции к Вихрю 30 по ремонту можно найти в технической документации, либо на пользовательских форумах.

Отзывы пользователей

Как и для всей отечественной техники, пользовательские отзывы о модели крайне противоречивы. Мнение пользователей разделяется на «отличный движок в умелых руках» и «единственный минус мотора ‒ это сам мотор». Такое расхождение мнений обусловлено потребительскими запросами.

Для прогулок и дальних поездок модель подойдет на сто процентов: она сравнительно мало потребляет, ее хватает на дальние забеги и достаточно быстрое передвижение, поврежденную запчасть легко заменить. Однако в число минусов войдет сильная шумность, слишком маленький винт с малым КПД, отсутствие контроллера температуры самого движка, а также нестандартный разъем для винта, из-за чего насадка зарубежных аналогов невозможна.

Мотор идеально подойдет для любителей водных прогулок и туризма. Несмотря на свои недостатки, легкость в обращении и доступность движка делают его по-прежнему популярным среди пользователей.

Более детальный обзор лодочного двигателя приведен в видео.

Обзор лодочных моторов Вихрь

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки. Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;

Лодочный мотор «Вихрь-30»

  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.

Технические характеристики «Вихрь 20»

Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.

Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.

Масса мотора составляет 48 кг. Технические характеристики «Вихрь 20»

Технические характеристики «Вихрь 25»

«Вихрь 25» был выпущен в 1971 году, имеет то же диаметр цилиндров и рабочий объем, что и его предшественник. Эта модель снабжена трехканальной возвратно-петлевой продувкой.

Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 30»

Ее выпуск стартовал в 70-х годах. Как и «Вихрь 25», эта модель имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Она оснащена настроенным выхлопом. Диаметр цилиндра составляет 72 мм, объем 733 см3.

Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.

Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

В 1975 году был выпущен «Вихрь 40». Это двухтактная, двухцилиндровая модель с объемом цилиндров 660 см3. Максимальная мощность составляет 40 л. с. Сухой вес мотора, достаточно велик, 56 кг. Технические характеристики «Вихрь 40»

Технические характеристики «Вихрь 45»

Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.

Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.

Читать еще:  Как сделать петлю для поводка

Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.

Технические характеристики «Вихрь 60»

Эта модель сходна с «Вихрем 40», однако рабочий объем за счет установки дополнительного цилиндра увеличен на 1/3. Максимальная мощность 60 л. с.

Отзывы

Олег:

После эксплуатации лодочного мотора «Вихрь 30» чувство осталось непонятное. С одной стороны, хорошая цена как на мотор, так и на его детали (которые несложно найти). С другой стороны, высокий расход топлива, по моим подсчетам более 10% уходит в воду. Нельзя сказать, что эта модель надежна, так как часто сталкивался с обрезанием шпонки гребного винта, которую менял прямо на месте.

Григорий:

За время пользования мотором «Вихрь 30» было обнаружено больше недостатков, чем достоинств. Неудачная система зажигания. Провода контактируют с маслом из-за того, что тянутся по всей площади. Это приводит к тому, что мотор часто глохнет. Были обнаружены сбои в работе кнопки «стоп». Система охлаждения не справляется со своей задачей. Порадовала только цена.

Сергей:

Подарили «Вихрь 25» на день рождения. Эксплуатирую уже несколько лет. Могу сказать, что меня порадовала простота ремонта и доступность деталей. Однако громкий шум, большой расход топлива и частые поломки убивают хорошее впечатление.

Эксперт и автор статей на сайте.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Лодочный мотор Вихрь 30

Вихрь 30 – проверенный временем лодочный мотор российского производства, весьма востребованный на постсоветском пространстве благодаря своей дешевизне и простоте. Данный агрегат, конечно, нельзя сравнивать с брендовыми моделями, которые выигрывают и по дизайну, и по технологиям. И все же, Вихрь 30 подкупает сбалансированными характеристиками, хорошей ремонтопригодностью и удобным управлением. Мотор весьма надежный, компактный и не слишком тяжелый для своей мощности. Двигатель выполнен в классическом угловатом дизайне, который некоторым покажется скучным, но на самом деле такая форма очень удобная и эргономичная. При условии соблюдения всех указаний производителя, правил эксплуатации и обслуживания мотор Вихрь 30 порадует своего владельца надежностью и долговечностью.

Общие сведения и конструкция

Рассматриваемая модель имеет несколько модификаций одинаковой мощности. Так, версия 30Р оснащена стандартным румпельным управлением и ручным запуском, тогда как модифицированный вариант 30Э оборудован электростартером. Такую модель можно использовать в лодках, которые имеют собственное рулевое управление. Сам двигатель нетребователен к качеству топлива, он достаточно мощный и простой в обслуживании. Надо признать, что за такую цену Вихрь 30 является одним из самых производительных лодочных моторов.

Вихрь 30 имеет классическую двухцилиндровую конструкцию. При этом все узлы силовой установки расположены в вертикальной плоскости. Мотор с проверенной двухтактной компоновкой, с дефлекторной или петлевой продувкой. Примечательно, что поступление топливной смеси в картер происходит через устройство с дисковыми текстолитовыми золотниками. Способ зажигания рабочей смеси – с помощью магнето. В качестве системы охлаждения выступает забортная вода.

Вихрь 30 – классический лодочный мотор, предназначенный для туристических и курортных нужд, для рыбаков и охотников, для коммерческих структур и т. д. В том числе, двигатель подойдет для любителей водных прогулок и дальних поездок по рекам, озерам и морям. Такой мотор можно эксплуатировать в любых водоемах, а поддерживаемая высота транца составляет 405 мм. При этом глубина самого водоема должна составлять не меньше 0,8 метра. Высокая производительность обеспечивает не только быстрое движение, но и хорошие тяговые возможности, например, при буксировке водного лыжника.

Нижняя (подводная) часть Вихря 30 изготовлена из нержавеющих материалов, которые защищают корпус от коррозии и повреждений, что позволяет использовать мотор в условиях подводных препятствий с большим количеством ила, камней, водорослей и других преград. К тому же, благодаря антикоррозионной защите двигатель не боится ни пресной, ни соленой воды.

Отдельно стоит отметить гребной винт с реверсивным приводом, который позволяет двигаться задним ходом. Также в моторе предусмотрено место для подключения дистанционного управления. Мотор оборудован устройством, который выступает в качестве источника заряда аккумулятора. При соблюдении правил эксплуатации все приборы имеют длительный срок службы. К тому же, все приспособления, узлы и агрегаты мотора постоянно совершенствуются производителем. Обратим внимание, что завод категорически запрещает запускать мотор без погружения в воду.

Видео

Характеристики

  • Тип мотора – бензиновый, двухцилиндровый двухтактный
  • Мощность – 30 лошадиных сил
  • Тип стартера – ручной/электронный
  • Масса, кг – 54
  • Число карбюраторов в топливной системе – 1
  • Рекомендуемое топливо – АИ-92
  • Система охлаждения – жидкостная
  • Управление – румпель
  • Поддерживаемая высота транца – до 400 мм

Расход топлива

Лодочный двигатель Вихрь 30 потребляет в среднем 10 литров в час.

Обкатка

Владелец мотора Вихрь 30 должен соблюдать все указания производителя, чтобы обеспечить двигателю долгий срок службы. Среди заводских рекомендаций надо отметить своевременное обслуживание согласно регламенту. В период гарантии запрещено самостоятельно вскрывать редуктор и карбюратор, иначе мотор снимут с гарантии. Помимо регулярного обслуживания, Вихрь 30, как и любой лодочный мотор, должен пройти серию обкаточных испытаний. Данная процедура выполняется всего один раз, причем уже на первом этапе эксплуатации. В процессе обкатки детали мотора адаптируются к местным условиям. Двигатель работает на пределе своих возможностей, в режиме максимальных и низких оборотов. В процессе обкатки очень важна переменная нагрузка, чтобы мотор адаптировался к любым условиям. Получить ожидаемый эффект от обкатки можно, соблюдая все этапы данной процедуры. На выполнение обкатки уходит 10 часов.
Перед обкаткой производитель рекомендует проверить состояние всех рабочих и подвижных органов мотора, в том числе переключателей на румпеле. При этом особенную важность имеет система охлаждения, источником которой выступает вода. Она должна выходить в виде фонтанирующей струи (при включенном моторе). Струя будет выходить из специального отверстия в системе – этот признак свидетельствует о том, что система исправна.

Масло заливают в редуктор при установке мотора в вертикальное положение. Все масляные жидкости подбираются в соответствии с заводскими параметрами вязкости и допуска. К тому же, масло должно соответствовать стандарту TCW-3.

Для приготовления топлива понадобится масло и бензин в пропорции 50:1. Нам понадобится много топливной смеси, которой должно хватить на все 10 часов обкатки.

Такие мощные моторы обкатывают в условиях, максимально приближенных к реальным. Иными словами, 30-сильный двигатель обкатывать в бочке запрещается. Под реальными условиями можно понимать любой водоем с неограниченным пространством. В реке или озере можно раскрыть весь потенциал мотора, заставить работать его на пределе, и при этом не опасаться за перегрев деталей.

Приступаем к обкатке

  1. Включаем мотор, доводим обороты до холостого режима. После прогрева мотора можно начинать движение
  2. Обороты надо увеличивать постепенно, каждый час примерно на 5-10 процентов. В итоге за восемь-девять часов производительность мотора должна составить 80-90%. Повышение мощности до 100 процентов допускается, но время работы двигателя в таком режиме будет ограничено возможностями системы охлаждения
  3. Чтобы избежать перегрева, необходимо периодически опускать обороты. Это нужно делать на протяжении всей обкатки. Это позволит повысить надежность, предотвратить перегрев, и тем самым создать условия для обкатки деталей. В этом и заключается смысл обкатки, чтобы мотор работал во всем диапазоне оборотов
  4. В режиме переменной нагрузки двигаемся в течение 10 часов, после чего можно выключить зажигание, предварительно остудив мотор на холостом ходу
  5. Слить отработанный материал, выполнить технический осмотр изделия. Обкатка завершена.

Цены в России

Двухтактный лодочный мотор Вихрь 30 на российском рынке стоит в среднем 40 тысяч рублей.

ИСТОРИЯ МОТОРОВ «ВИХРЬ»

Мы продолжаем цикл статей о истории легендарных советских лодочных моторов. Сегодня у нас в гостях самый массовый лодочный мотор — «Вихрь»

В 60е годы в СССР происходил расцвет водномоторного спорта, так как правительство всерьез озадачилось организацией досуга населения на воде. В том числе потребность в лодочных моторах была и у военных для организцации десантных операций. В связи с этим ещё в 50е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе в г. Фрунзе (Самара) был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора «Стрела», скопированного с аналогичного западногерманского мотора «Кёниг». В 1966 году заводу удается наладить выпуск 20-ти сильного мотора под маркой «Вихрь». Мотор был скопирован с 20-ти сильного «Кенига», который в ФРГ был признан неудачным и снят с производства ещё в 1964 году в связи с устареванием. Сходство налицо: слева «Вихрь», справа «Кёниг».

Читать еще:  Спуск лодки на воду с прицепа

О том, что мотор не являлся хоть насколько то собственной разработкой говорит и его карбюратор. Во всех советских справочниках по ПЛМ в таблицах с характеристиками моторов в колонке карбюратор перечислены типы карбюраторов. Для «Ветерка» и «Стрелы» это К-33, для «Москвы» и «Нептуна» это К-36 и тд. Для «Вихря» же в этой колонке значится «поплавковый». То есть данный карбюратор был скопирован с немецкого и собственной маркировки не имел, так как больше никуда не подходил. Все остальные типы советских карбюраторов, устанавливаемых на ПЛМ также использовалсиь в мотоциклах, мопедах и другой мототехнике. Первой моделью в ряду был «Вихрь», имеющий мощность 20 л.с., который серийно выпускался с 1966 по 1972 год. После этого документация была передана на Пермский моторостроительный завод, где мотор выпускался до конца 70х, после чего также был заменен более современными «Вихрями».

Данный мотор в народе получил прозвище «Чугун». Сейчас трудно сказать, откуда пошло это прозвище, но есть 3 основных версии. Мотор имел чугунный блок цилиндров, мотор имел округлые формы и чем-то напоминал чугунок для печки и мотор был тяжелый и имел неудобные ручки для переноски. Возможно, все три версии послужили поводом для такого названия.

В 1972 году «Вихрь» был снят с производства и заменен моделью «Вихрь М». Данный мотор внешне ничем не отличался от предка, но имел уже 25 л.с., трехканальную возвратно-петлевую продувку, которая позволила при том же объеме двигателя поднять мощность на 5 сил и почти сохранить прежний расход топлива ( он увеличился всего на 0.5 кг. в час с 8.5 до 9 кг. в час). Также мотор получил алюминиевый блок цилиндров, что позволило снизить вес мотора с 47 до 45 кг. Позже выяснилось, что редуктор мотора не выдерживает возросшей мощности. В результате была проведена его модернизация, в ходе которой медно-графитовая втулка, быстро выходившая из строя, была заменена подшипником. Также был укорочен глушитель, так как старый был слишком длинный и создавал сопротивление, которое уводило мотор в сторону, в результате часть мощность мотора тратилась на сопротивление руке владельца, который удерживал мотор ровно. По личному опыту могу сказать, что рука устает очень быстро. Также была установлена более надежная система зажигания с генераторными катушками МВ-1, позволявшяая подключать к ним освещение судна. Она и осталась самой надежной из когда-либо стоявших на «Вихрях». Под капотом «Вихрь М» выглядел так:

В 1977 году заводу удается наладить производство модели «Вихрь 30» мощностью 30 л.с. Принципиальных отличий от менее мощного собрата мотор не имел. Первые серийные моторы не отличались от предков внешним видом, однако довольно быстро был разработан и внедрен квадратный поддон и пластиковый колпак нового вида. После этого 25-ти сильная версия «Вихря» также стала выпускаться в новом облике.

На «Вихре 30» впервые стал устанавливаться электростартер в качестве дополнительной опции. Собственно изменения в конструкции колпака и поддона были вызваны как раз тем, что стартер с трудом помещался под старый колпак. Тем не менее, конструкция стартера позволяла устанавливать его и на старые моторы, для этого было необходимо установить зубчатый венец на родной маховик или приобрести уже готовый маховик с венцом.

Также малой серией выпускался мотор «Вихрь 45», представлявший собой трехцилиндровую модификацию 20-ти сильного мотора. Таких моторов до наших дней практически не дошло, о их надежности остается только догадываться, учитывая сложности при регулировке карбюратора обычного мотора. На этом моторе карбюратора стояло два. и работать они должны были синхронно.

В 1980 году все «Вихри» стали оснащаться электронной системой зажигания МБ-2 в замен устаревшей контактной, в 1991 она была заменена более надежной МБ-22. После этого значимых изменений в конструкцию мотора не вносилось вплоть до окончания его выпуска. Всего «Вихри» простояли на конвейре с 1966 по 2010 год и пали жертвой кризиса и архаичной конструкции 50х годов, которую завод так и не осилил изменить. Попытки модернизировать мотор в 90х не имели успеха. Переделка мотора под высокооктановые марки бензина и усиление элементов двигателя позволили снять с мотора 32 силы, однако возросшая мощность разбивала и без того слабый редуктор и мотор в серию не пошел. Также появилась информация, что завод подготовил к выпуску существенно модернизированный мотор «Вихрь ЗОМА», на котором был установлен описанный выше 32-х сильный двигатель, новые надежные подвеска, дейдвуд и редуктор, судя по виду от «Нептуна», а также новый стильный поддон и колпак. Выхлоп был организован через ступицу гребного винта, что снижало шум, увеличивало скорость и впервые было применено на отчественных моторах. Однако, свет этот мотор так и не увидел, по всей видимости из-за экономических трудностей завода.

Пришло время перечислить достоинства и недостатки мотора. Начнем с плюсов, которых, как не парадоксально, у самого распространенного отечественного мотора большой мощности нет. Но все же попробуем высосать из пальца хотя бы несколько. Мотор и запчасти к нему были легко доступны для советского гражданина, стоять за мотором в очередях не приходилось. Цена мотора также была приемлема, около 400 руб в СССР и 45000 в России, что для 30-ти сильного мотора-копейки. Тот же «Ветерок 8» на закате своего существования стоил 37000 руб. Мотор был ремонтопригоден в полевых условиях. Популярность мотора была вызвана полным осутствие альтернатив, сравниться по объемам выпуска могла только «Москва 25/30», но этот мотор был ещё менее надежен. Моторы «Привет 22» и «Нептун» были существенно лучше, но выпускались в недостаточных количествах оборонными предприятиями в качестве побочной продукции.

Минусов у мотора очень много. Нестандартный карбюратор, находящийся сбоку от мотора, что затрудняло его регулировку на ходу. Крайне неудобная система регулирования уровня топлива в поплавковой камере. Слабые уплотнения редуктора, в результате чего у всех «Вихрей» в редукторе всегда была вода в том или ином количестве. Сложный и неудобный механизм переключения передач. Его регулировка была затруднена и у него отсутстовали четкие положения, в результате чего можно было случайно, переходя на нейтраль, сразу перейти с задней на переднюю скорость или наоборот и угробить шестерни редуктора или вылететь из лодки. Большой расход топлива и скопление топлива в поддоне мотора, в результате чего нередко происходили возгорания мотора. У моторов, особенно у 20-ти сильной версии, был крайне тяжелый тепловой режим работы мотора. Температура могла превышать 90 градусов. Низкое качество отливки деталей, что приводило к высокому
сопротивлению подводной части и винта мотора. Сам винт, как и карбюратор был уникален и не был взаимозаменяем с другими моторами, что затрудняло подбор винта под конкретную лодку. Впрочем сам завод выпускал три типа винтов: скоростной, универсальный и грузовой.

Также у мотора был чудовищно неудобный архаичный механизм фиксации мотора в откинутом положении и не очень надежный стопор, в результате чего от удара в подводное препятствие мотор мог закинуться в лодку и при снятом колпаке сильно повредить руку владельцу. Обе электронные системы зажигания были ненадежны и часто выходили из строя, при этом заменить их на более надежную контактную можно было только вместе с маховиком. Ручки для переноски мотора были неудобны, а
механизм крепления лодки к мотору не имел регулировки усилия поворота, в результате чего болтался, как сопля и бил по рукам в ходе переноски. При его весе в пару кг. удары по рукам были довольно ощутимые и болезненные. Мотор был очень сложен при разборке на узлы. Труднодоступный крепеж, а также необходимость снимать двигатель для того, чтобы разобрать нижнюю часть мотора, делали разборку мотора настоящим испытанием. Более того для полной разборки мотора было
необходимо распрямлять молотком стальную тягу реверса, предварительно обрисовав её форму на картонке, чтобы потом снова согнуть по форме. Так было написано в инструкции. Большинство владельцев просто разрезали ее и делали разъемной.

При всех недостатках данного мотора лично мне он нравится. В основном хожу на нем, имея при этом и «Нептун 23», и «Привет 22» и «Москву 30». Доведенный до ума мотор вполне надежен и легко заводится. Есть целые статьи на тему того, что за счет большего гидродинамического сопротивления «Вихрь М» уступает по скорости и тяге даже менее мощному «Нептуну 23», однако я с этим в корне не согласен. Хорошо отрегулированный «Вихрь» идет ощутимо быстрее. Ещё я люблю его за звук, в его реве чувствуется мощь. Это как американский маскл кар 70х в сравнении с современными жоповозками.
Мое, и не только, отношение к «Вихрю» отлично передает, установленный ему в Карелии рядом с Белым морем памятник. Надпись на памятнике гласит: «Мотору «Вихрь» с любовью и ненавистью»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector