Парусный разборный катамаран
SibCat-SPb это:
Официальное представительство в Санкт-Петербурге компании ООО «Кулик».
Компания основана в 1989 году и специализируется на изготовлении разборных надувных судов для путешествий.
Главная особенность наших судов – простота их сборки и компактность в разобранном виде, что позволяет перевозить их любым видом транспорта, доставить на любую акваторию и хранить буквально под кроватью.
Все суда – собственные оригинальные разработки нашей компании, защищенные патентами Российской Федерации. Мы постоянно совершенствуем конструкции наших судов, применяем самые современные технологии и материалы в стремлении сделать суда более легкими, удобными, безопасными и надежными.
В представительство SibCat-SPb всегда можно обратиться по вопросам, связанным с покупкой и эксплуатацией разборных парусных катамаранов и тримаранов СибКат.
— продажа катамаранов и тримаранов SibCat в Санкт-Петербурге.
— демонстрация младшей модели — катамарана SibCat-18.
— демонстрация сборки и постановки мачты.
— обучение эксплуатации теория и практика.
— контрольная сборка после покупки.
— помощь в модернизации и гарантийном обслуживании.
— консультации по техническим и эксплуатационным вопросам.
При приобретении катамарана в представительстве в Санкт-Петербурге вы получаете 50% скидку на контрольную сборку, 2 часа обучения управлению парусным судном бесплатно и пожизненную консультативную помощь!
Как сказал Анатолий Павлович Кулик — конструктор наших судов — Об этом тримаране я мечтал 35 лет…
⠀
С самого начала моего приобщения к парусному туризму, к проектированию и постройке разборных надувных парусников – я хотел построить именно тримаран и чтобы он был:
- легким,
- негабаритным в собранном виде,
- простым в сборке,
- простым в управлении,
- безопасным,
- недорогим и пр. и пр.
⠀
Схема такового судна была очевидной изначально, но не хватало технологической законченности – сегодня всё сошлось! Парусник моей мечты выходит в Мир и начинает свою жизнь.
⠀
Мне всегда нравились тримараны. Это наверно все же субъективное восприятие – кому-то нравятся тримараны, кому-то катамараны, а кому-то однокорпусные лодки.Но всё же – неоспоримое достоинство тримарана – это остойчивость!
⠀
Экипаж всегда располагается только на центральном поплавке и независимо – с какой стороны ветер – всегда ПРАВИЛЬНО! откренивает судно, противодействуя перевороту своим весом. Это очень важное качество для экипажей, не имеющих опыта управления легкими парусниками.
⠀
В моей конструкции тримарана «Кулик-16» объемные балки и продольны связи создают очень удобное для экипажа пространство – кокпит.
⠀
- Во-первых — экипаж сидит в привычной для сидения позе, опираясь на спинку, а не как-то полулёжа на сетке-трамплине, перекатываясь с борта на борт при смене галса – как это обычно предусмотрено на катамаранах такого класса.
- Во-вторых — выпасть за борт из кокпита – попросту невозможно!
⠀
- В конструкции тримарана «Кулик-16» – в сравнении с аналогичными катамаранами такого класса – минимум снастей для управления!
- Шверты постоянно прикреплены к боковым поплавкам и не требуются шверт-тали для их постановки или уборки.
- Стаксель шкот закреплен на погоне, проходящем перед мачтой и автоматически перебрасывается при смене галса!
- Оттяжка гика – в классическом понимании – отсутствует, она совмещена с проводкой гика-шкота.
- Гика-шкот выведен в кокпит и всегда «под рукой» — фиксируется в стопоре и требует настройки только после смены направления ветра.
- Таким образом – в руках рулевого только румпель, которым он рулит – управляет направлением движения судна.
Сборка тримарана проста и понятна. С учетом накачивания поплавков ручной (или ножной) воздушной помпой и настройкой такелажа и парусов – займет 40-60 минут. Все элементы тримарана укладываются в три упаковки, не превышающие 1,65 м в длину, а суммарный вес не превысит 65-70 кг.
Тримаран «Кулик-16» — это идеальное судно для прогулок под парусами!
К сожалению, экономическая ситуация диктует новые условия. Поставщики поднимают цены на комплектующие и материалы. Приходится реагировать соответствующим образом.
С 10 марта компания «Кулик» повышает цены на надувные разборные парусные катамараны и тримараны на 7%.
Специально отмечу, что увеличение цены не распространяется на уже подписанные Договоры, при условии внесения авансового платежа в согласованные в Договоре сроки.
Кто откладывал покупку — стоит подумать о том, чтобы оперативно заключить договор и внести предоплату по прежней цене.
К сожалению, экономическая ситуация диктует новые условия. Поставщики поднимают цены на комплектующие и материалы. Приходится реагировать соответствующим образом.
С 10 марта компания «Кулик» повышает цены на надувные разборные парусные катамараны и тримараны на 7%.
Специально отмечу, что увеличение цены не распространяется на уже подписанные Договоры, при условии внесения авансового платежа в согласованные в Договоре сроки.
Кто откладывал покупку — стоит подумать о том, чтобы оперативно заключить договор и внести предоплату по прежней цене.
С целью активизации продвижения продаж новой модели катамарана «Сибкат-14», мы приняли решение провести промо-акцию и временно снизить с сегодняшнего дня цену данной модели с 155 000 до 129 000 рублей. Акция начинается сегодня и будет действовать до продажи первых трех катамаранов этой модели.
Катамаран «Сибкат-14» — сконструирован специально для непродолжительных выездов на акваторию. Размеры и вес упаковок соответствуют требованиям стандартного авиабагажа. Максимальный габарит (длина) упаковки — 130 см — соответствует габариту багажника или размеру заднего сиденья большинству легковых автомобилей. Конструкция катамарана предельно проста и время сборки и подготовки его для выхода в море не превышает 20 минут. https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=l.. .
Свободностоящая мачта с парусом обеспечивает простоту управления, доступную новичку на интуитивном уровне, а так же обеспечивает безопасность — достаточно отпустить шкот и парус обезветрится независимо от того на каком курсе было судно. В то же время — даже если случится переворот (оверкиль), то восстановить судно в нормальное положение не представляет труда. Объемные поплавки обеспечивают хорошую грузоподъемность и вкупе с просторным кокпитом — пассажировместиморсть может достигать четырех человек.
Катамаран не подлежит регистрации в ГИМС и на него не надо иметь яхтенные права на управление.
Срок исполнения заказа на изготовление сейчас составляет 2-3 недели.
туристический катамаран «Караван»
Парусный разборный катамаран
«Караван»
Если вы из тех, кто спасается от городской суеты, смога, стрессов и урбанистических пейзажей на лоне природы, предпочитая активный отдых на воде с друзьями и семьей, то парусный катамаран «Караван» — это ваш вариант!
Это легкое, разборное судно для отдыха под парусами и путешествий по открытым водоёмам с экипажем до 5 человек, предназначенное для походов и прогулок по рекам и озёрам при высоте волны не более 0,5м и силе ветра не более 10м/с.
По ссылке www.youtube.com/watch?v=auwZ4X7ICP8&t=12s доступно видео сборки катамарана
«Караван» оправдывает свое название в первую очередь благодаря своей вместительности: вместе с экипажем, который вполне уютно располагается на палубе катамарана, судно способно перевозить и массу необходимых вещей для комфортного и безопасного пребывания на природе.
Для этих целей можно использовать дополнительную грузовую палубу или разместить вещи в надувном кокпите под тентом. Можно взять с собой и лодочный мотор (транец, как дополнительная опция предусмотрен конструкцией катамарана), тогда на непредвиденный случай вы не будете зависеть от наличия и силы ветра.
Для безопасности надувные корпуса двухсекционные, это при крупном проколе не даст катамарану перевернуться. Для большей прочности можно заказать дополнительную опцию – дублирование дна корпуса.
Таким образом, «Караван» при соблюдении несложных правил эксплуатации и поведения на воде — надёжное, безопасное, комфортное судно для путешествий, в которых вы отдохнете душой, напитаетесь энергией природы, наберётесь сил для новых идей и свершений!
И ещё: не смотря на то, что главное назначение катамарана «Караван» — водные походы, конструкция судна позволяет с успехом участвовать в соревнованиях в классе разборных парусных судов с площадью парусов 10 кв. м. (и более, при соответствующей комплектации).
Базовая комплектация:
- Рама парусного катамарана
- Баллоны (надувные корпуса)
- Мачта 6.5 м
- Комплект стоячего такелажа
- Комплект бегучего такелажа
- Грот 8 м.кв
- Стаксель 2 м.кв
- Палуба 2.2х3.7 метра
- Рулевое управление ( два руля)
- Шверт ( карданный подвес)
- Упаковочные чехлы
- весла
Рама: алюминиевые сплавы Д16Т, АМГ5
Поплавки: лодочная ткань PVC 900 г/кв.м, двухсекционные.
Паруса: дакрон 250 г/кв.м;
Руль: композитные материалы.
Шверт: композитные материалы.
Трамплин: ткань PVC 900 г/кв.м
Стоячий такелаж, растяжки рамы: трос нерж. А4
Стоимость базовой комплектации катамарана «Караван» 279200 руб.
Комплектация с увеличенной парусностью 13 м.кв:
- Рама парусного катамарана
- Баллоны (надувные корпуса)
- Мачта 7,3 м
- Комплект стоячего такелажа
- Комплект бегучего такелажа
- Грот 10 м.кв
- Стаксель 3 м.кв
- Палуба 2.2х3.7 метра
- Рулевое управление ( два руля)
- Шверт ( карданный подвес)
- Упаковочные чехлы
- весла
Стоимость комплектации катамарана «Караван» 13 м.кв 288500 руб.
- Дополнительные элементы комплектации:
- Геннакер 12,5 м.кв. ( в комплект входит: парус геннакер, блоки проводки, брасы, фал, таль галсового угла, бушприт) — 30200 руб.
- Стаксель увеличенный 3 м.кв. — 7000 руб. (для базовой комплектации)
- спинакер 15м.кв ( в комплект входят: спинакер-фал, блок спинакер-фала, брасы, блоки изменения направления браса, упаковка спинакера, спинакер-гик) — 39900 руб.
- Надувной кокпит для перевозки грузов с тентом — 15000 руб.
- Дополнительная носовая палуба для груза 1.1 х 2.2 м с пологом — 8350 руб.
- Палубные бортовые баллоны.(катки) с ремнями крепления к палубе — 2550 рубшт.
- Моторный навесной транец. (до 5 л.с) — 9350 руб.
- закрутка стакселя с вертлюгом — 9250 руб.
- дублированное дно баллонов — 8700 рубкомплект
- топовый поплавок 23 л. — 6000 руб.
Основные параметры катамарана:
НАИМЕНОВАНИЕ | ЕД. ИЗМ | ЗНАЧЕНИЕ |
Длина | м | 6,2 |
Ширина по осям баллонов | м | 2,2 |
Высота габаритная | м | 7,2 или 8 |
Высота мачты | м | 6,5 или 7,3 |
Площадь грота | М2 | 8 или 10 |
Площадь стакселя | М2 | 2 или 3 |
Диаметр поплавка | мм | 520 |
Объем корпусов | куб.м | 2,1 |
Максимальное давление | bar | 0,25 |
Кол-во отсеков в поплавке | шт | 2 |
Площадь палубы | м2 | 7,5 |
Грузоподъемность | кг | 500 |
Вес от | кг | 105 |
Экипаж в походе | чел | 2-5 |
Экипаж на соревнованиях | чел | 2-3 |
Кол-во упаковок | шт | 6 |
пенал с рамой и мачтой 2 х 0,2 х 0,2 м — 2 шт.
сумка с баллонами и комплектацией 0,9 х 0,3 х 0,4 м — 2 шт
пенал для шверта 1,5 х 0,05 х 0,3 м — 1 шт.
киса с парусами 2 х 0,2 х 0,2 м — 1 шт.
Катамаран «Караван» это новый взгляд на легендарную линейку парусных разборных катамаранов «Ветер», «Ветер 2М» «Тайфун».
Домашняя яхт-верфь.
Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
Два разборных парусных катамарана.
В течение трех-четырех последних лет у туристов-парусников Санкт-Петербурга, занимающихся самостоятельной постройкой судов, при обрели популярность легкие парусные катамараны с длиной надувных поплавков до 5 м и парусностью 10м 2 , Одним из неоспоримых преимуществ такого катамарана как туристского судна остается его мобильность, возможность доставки к отдаленному водоему, относительно быстрая (2 — 2.5 ч) сборка, компактность упаковки.
При разработке судов этого типа учитывались, с одной стороны, — география нашего региона с обширной сетью различных по своим характеристикам водоемов — от озер, рек и узких проток Карельского перешейка до огромных просторов Ладоги и Онеги, и необходимость доставки снаряжения силами немногочисленного (2 — 3 человека) экипажа — с другой.
Поскольку и гоночные качества парусников также имеют для нас существенное значение, катамаран должен был сочетать достаточную энерговооруженность и легкость хода с надежностью и относительным комфортом туристского судна. Прообразом этого типа судов был катамаран «Дракон», сконструированный и построенный И. Романовым в 1991 г.
В нем были определены те основные конструктивные решения, которые легли в основу последующих катамаранов (их схема также принадлежит И.Романову, но отличается большей технологичностью и простотой). Сейчас в Санкт-Петербурге насчитывается 10 катамаранов этого типа. Подробнее остановимся на двух из них.
«Манта»
Основу конструкции составляют уложенные на баллоны трехстрингерные продольные фермы с двумя шпангоутами на каждой. Фермы жестко соединены четырьмя поперечными балками. Мачта и шверт опираются на центральную продольную балку в ДП, соединяющую вторую и третью поперечные балки и распределяющую между ними нагрузки.
Снизу точно под степсом мачты к балке закреплен шпрюйт. Четыре ванты и четыре шпрюйтовые растяжки, замкнутые на вант – путенсы, образуют единую систему из двух пирамид, которые завязывают всю конструкцию катамарана в очень жесткую систему, практически исключающую скручивающие деформации от поплавков и деформации в плане.
Предел жесткости этой конструкции определяется прочностью вант и шпрюйтовых растяжек; в данном случае применен стальной тросик диаметром 4 мм. Баллоны, изготовленные по схеме обтекатель и камера, имеют объем 600 л 3 каждый. «Манта» строилась как катамаран — компромисс. Прежде всего, — это надежный и достаточно комфортабельный парусник.
В походном варианте ставится носовой обвес кокпита, а на борта тента укладываются надувные баллоны 1.2 x 0.25 м — сиденья (они же являются штатной упаковкой, куда укладываются все трубы набора и мачты по принципу труба в трубу, баллоны, тент, паруса); имеется и штатная палатка, постановка которой на воде занимает 2 — 3 минуты.
Как правило, в походе катамаран несет один поднимаемый по ликпазу грот (типа виндсерферовского) площадью 7 м 2 , так как не целесообразно перенапрягать конструкцию тяжело груженного парусника стакселем. Кроме того, гораздо проще управлять кэтом, чем шлюпом, особенно в сильные (10 -12 м/с) ветра.
Угол лавировки под одним гротом составляет примерно 45 о . Относительно высокий уровень комфорта позволяет нам совершать длительные (5 – 7 -часовые) переходы, в том числе и ночные, во время которых часть экипажа может отдыхать. В спортивном варианте — все лишнее с уложенной на баллоны рамы убирается.
Катамаран вооружается шлюпом общей площадью 10 м 2 . Имеются ножные ремни и трапеция для эффективного откренивания судна. Жесткость конструкции позволяет вести катамаран на одном корпусе, а от такой возможности, когда гоняются схожие по своим характеристикам катамараны, во многом зависит успех.
Катамаран эксплуатируются три навигации. За это время кроме небольших походов по Карельскому перешейку пройден 500 — километровый маршрут по Онежскому озеру. В парусной регате, проводимой в рамках международного туристского фестиваля «Вуокса 97». экипаж занял 1 — е место в классе судов 10 м 2 и в гандикапной гонке на звание «самое быстроходное судно».
«Фараон»
Следующим этапом в развитии этого типа судна стал спортивно -прогулочный катамаран «Фараон» конструкции того же И. Романова. Основная конструктивная схема осталась прежней: фермы поплавков с тремя шпангоутами при помощи поперечных балок, мачты, вант, шпрюйта и шлрюйтовых растяжек завязаны в единую жесткую конструкцию.
Но верхний и два идущих к носу с наклоном вниз нижних стрингера поплавковой фермы замыкаются не непосредственно друг на друга, как в предыдущем варианте, а на вертикальный форштевень. Это позволило использовать на катамаране плавно сужающиеся в носу «острые» поплавки.
Штевни и такая форма поплавков создают практически идеальную для катамаранов с мягкими корпусами ватерлинию, что позволяет достигать более высоких скоростей . С другой стороны, штевни препятствуют дрейфу судна (в одной из гонок из-за поломки «Фараон» прошел всю дистанцию без шверта).
В отличие от «Манты», «Фараон» вооружен бермудским шлюпом с погоном грота — шкота и асимметричным спинакером площадью 10 м 2 , который ставится на штатном бушприте. Грот надевается на мачту карманом -обтекателем. Мачта несколько смещена вперед, что позволило увеличить базу между швертом и рулем и соответственно — улучшить управляемость катамарана и его устойчивость на курсе.
Он стал менее чувствителен к изменению парусной центровки, что немаловажно при движении в галфвинд под спинакером. Вооружение допускает тонкую настройку парусов. Катамаран оборудован ножными ремнями и трапецией для эффективного откренивания. Катамаран эксплуатировался весь сезон 1997 г. На регате «Московского моря 97» уверенно занял 1- е место в классе судов парусностью 10 м 2 .
У туристов — парусников Петербурга заметна явная тенденция к созданию быстроходных спортивных катамаранов средних размеров. С появлением целого семейства «родственных» судов стало возможным проведение гонок фактически монотипов, где результат, в основном, зависит от мастерства экипажа. Но это ни в коей мере не умаляет их туристские качества.
Наши катамараны прекрасно чувствуют себя и на открытых озерах, и на порожистых реках, они очень легки при движении под веслом. В завершение хочется с некоторого рода ностальгией вспомнить времена, когда регулярно проводились регаты туристов — парусников на приз журнала «Катера и яхты».
Съезжались туристы Москвы и Сибири, Прибалтики, Украины. Возможно, настало время возобновить эту славную традицию? А пока приглашаем наших коллег и потенциальных соперников принять участие в гонках туристских парусных судов, которые проводятся ежегодно в последние выходные июня в рамках фестиваля «Вуокса» в Лосево.
Как сделать парусный катамаран своими руками?
Катамаран — это тип судна, которое изготовлено с использованием двух или более структурно объединенных корпусов. Этот вид плавсредств особенно пригоден для рыбалки, спорта, туристических и развлекательных целей, получения доступа к различным труднодоступным местам. Все более широкое распространение приобретает парусный катамаран, надежный и безопасный благодаря своим конструктивным особенностям. Причем его можно не только купить, но и смастерить самостоятельно.
Зачем делать парусные катамараны своими руками?
Кроме парусных, распространены катамараны с моторным двигателем и с гребными педальными движителями. Они тоже пригодны для изготовления собственными силами. Особенно если принять во внимание тот факт, что покупка готового катамарана обходится в несколько раз дороже затрат на самостоятельное его изготовление. Но многие приступают к строительству катамарана своими силами не столько из экономии денежных средств, сколько из-за желания выразить в своем детище оригинальные авторские идеи относительно формы, дизайна, конструктивных решений, достижения определенных качеств судна, которые отсутствуют у предлагаемых промышленных или других образцов, имеющихся на рынке.
В любом случае, каким бы сложным ни казался на первый взгляд труд построить парусные катамараны своими руками, это вполне реальная и достижимая задача для мало-мальски умеющего и имеющего мастеровые руки человека. Поэтому ниже мы рассмотрим основные этапы постройки парусного катамарана. Именно парусного потому, что его не обязательно подвергать обязательной регистрации в ГИМС, что требуется практически для любых маломерных судов, имеющих моторный двигатель.
Выбор конструкции катамарана
Первое, что вы должны решить, приступая к постройке катамарана, — это выбрать его основную конструкцию, а именно: из чего будут сделаны его корпуса. Они могут быть выполнены из фанеры, досок, бутылей из-под воды, пластиковых бочек, труб и т. д. Большим преимуществом обладает парусный надувной катамаран, корпуса-поплавки которого изготовляются из прорезиненного материала. Именно такая конструкция позволяет получить парусный разборный катамаран.
Требования к конструкции
Конструкция катамарана существенно зависит от цели, для которой вы его строите. Одно дело использовать его для отдыха и рыбалки на небольшом тихом озере, совсем другое — сплавляться на нем по бурной горной реке. Требования к прочности конструкции и к ее элементам в этих случаях кардинально различны. Имеет значение и соотношение массы судна и его грузоподъемности. Ведь чем оно меньше, тем проще переносить судно к месту его использования по предназначению. По этому показателю нет равных надувному разборному катамарану, для которого масса судна, приходящаяся на одного члена экипажа, составляет от 4 до 10 кг, а для надувных байдарок – 8-11 кг.
Проект катамарана
Существуют и доступны реальные проекты, которые можно реализовать в условиях малогабаритной квартиры, применяя только ручной инструмент, обеспечивающие высокую мобильность изделия (нет деталей длиннее полутора метров – можно бесплатно перевозить в любом общественном транспорте и в самолете), его малый вес, простоту сборки-разборки конструкции, необходимую прочность и надежность.
Итак, если вы окончательно решили делать парусный катамаран надувного разборного типа, то следует поискать в спецлитературе чертежи парусных катамаранов, соответствующие вашему выбору. Поверьте, это не так уж сложно.
Рассмотрим парусный катамаран на основе двух надуваемых прорезиненных мешков, образующих в надутом состоянии две «сигары» диаметром 40 см и длиной 280 см, весом вместе с парусами и веслами 12 кг, который легко выдерживает четырех членов экипажа, обеспечивая им достаточные удобства для работы, отдыха и рыбалки. На каждого члена экипажа приходится всего 3 кг веса лодки, а непотопляемость, удобства и отличные судоходные свойства судна были проверены на практике десятками коротких и продолжительных путешествий по рекам и озерам центральной части европейской территории России. Эти путешествия показали, что конструкция катамарана на основе поплавков «мешочного» типа, легко изменяющих свою форму, гораздо безопаснее преодолевает преграды и отмели, где конструкции типа байдарок на основе жесткого каркаса часто повреждают прорезиненную ткань, заставляя заниматься ремонтом в полевых условиях.
Баллоны-поплавки
Основное – изготовить мешковидные сигарообразные (в надутом состоянии) баллоны-поплавки. Для этого берем ткань «500» – очень прочную, легкую и плотную прорезиненную ткань с обиходным названием «серебрянка», поскольку она снабжена специальным алюминиевым покрытием. Выкраиваем из двух кусков ткани размером 300 х 64 см детали баллонов (по две на баллон – нижняя и верхняя части) и склеиваем обычным резиновым клеем. Если нет исходного материала подходящего размера, то сначала склеиваем такие куски из отрезов меньшего размера. Склеиваем внахлест с перекрытием не менее 2 см. В дальнейшем полученные швы проклеиваем дополнительно полосками из такой же или менее тонкой ткани с перекрытием 2-3 см, сначала с внутренней части баллона, затем — с наружной. Заблаговременно вклеиваем с внутренней части баллона трубки с фланцами для надувания так, чтобы трубка в верхней части была направлена внутрь конструкции катамарана, обеспечивая удобство при надувании. В последнюю очередь склеиваем заднюю более широкую часть баллонов по примеру пакета с мукой.
Баллон в готовом виде (не надутый) из такой ткани весит около одного килограмма. Для более прочной конструкции можно изготовить баллоны из так называемой газгольдерной ткани, которую используют, например, на металлургических предприятиях в емкостях для хранения запасов кислорода. Баллоны из этой ткани тяжелее вдвое, но и прочнее во много раз, чем из серебрянки.
Палуба
Проект парусного катамарана предусматривает наличие двух поплавков-баллонов из прорезиненной ткани, которые объединяются жесткими элементами, имеющимися лишь в верхней части конструкции. Они представляют собой скрепленную болтами с барашковыми гайками (для упрощения сборки) платформу из четырех продольных реек или труб (по две на поплавок) и четырех-шести поперечных балок. Продольные рейки желательно сделать из основной части до 150 см длиной и наращиваемой части (до общей длины рейки до 220 см) из дюралевого швеллера. Поперечные балки длиной от 110 до 150 см изготавливаются из доступного вам материала, например, из дюралевых трубок диаметром до 30 мм. Крепление поплавков-баллонов к платформе осуществляется с помощью прочных лент (корсажных), по три на баллон, или тросами с помощью специальных приклеенных к баллонам накладок с отверстиями-люверсами. Поверх полученной платформы плотно закрепляются тросами наполненные воздухом три плавательных матраца – один в носовой части и два (друг на друге) на корме. На этих матрацах располагаются члены экипажа-гребцы. Они обеспечивают удобство размещения экипажа и дополнительную плавучесть судна в случае (хотя такого и не бывало) повреждения одного из поплавков. Под матрацами желательно укрепить диагонально расположенные стяжки и полотно из прочной ткани, чтобы не промочить груз на палубе.
Рулевое управление
Управление катамараном осуществляется с помощью закрепляемого на кормовой поперечной балке перового руля, изготавливаемого из куска дюралевой пластины размером 23 х 48 см. Крепление осуществляется болтом с барашковой гайкой, ограничивающими движение при подъеме и опускании руля винтами, румпелем и сор-линем (тросиком для подъема руля на мелких местах). Для предотвращения рысканья при движении на веслах предусмотрен небольшой шверт на носовой поперечной балке, который не нужен при ходе под парусами. Руль — разборный со съемным пером.
Мачта, весла и паруса
Лучше всего мачту изготовить из трех дюралевых трубок, вставляемых друг в друга. Хотя возможен вариант из деревянных стержней с соединительными планками. В длинные части мачты при переноске судна вставляются другие элементы рангоута – гафель и составной гик, изготовляемые из дюралевых лыжных палок или соответствующих по диаметру трубок. Крепление основания мачты осуществляется в середине второй балки, а также четырьмя вантами с натяжными устройствами от верхней оконечности мачты к концам первой и третьей поперечных балок.
Весла тоже делаются составными, как у каноэ.
Парусный катамаран оборудуется парусами из перового перкаля, они штатно состоят из грота и стакселя, общая площадь – 7 кв. м. Такие паруса, устанавливаемые на мачту общей высотой 360 см, дополненные кливером, позволяют катамарану набирать скорость до 8 км/час при благоприятном ветре. При желании парусное вооружение катамарана можно наращивать, экспериментируя по своему опыту судовождения.
Изготовив все элементы катамарана, надув поплавки и матрацы, собрав и отрегулировав палубу, мачту, руль и парусное вооружение, вы получите результат: парусный катамаран, сделанный вашими руками, готов к использованию и жаждет отправления в плавание, чтобы по достоинству вознаградить вас и ваших спутников за ваши труды.
Парусное вооружение для катамаранов
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Доработка катамарана не требуется. |
![]() ![]() |
Бермудские паруса позволяют ходить в лавировку против ветра. | ![]() ![]() |
Для сплава по бурным рекам большинство туристов предпочитает катамараны . Они м аневренны е и остойчивые на порогах , а также достаточно грузоподъемны е для длительных автономных походов. На них сплавляются по красивейши м и сложны м рекам Карелии, Алтая , Урала, Кавказа , Саян. Однако, множество интересных водных маршрутов, преимущественно карельских , имеют комбинированный характер : река чередуется озерами, впадает в водохранилище, море . Как только сплавно й катамаран поки дает свою стихию – быструю реку — он теряет все свои преимущества , оказывается во власти ветра, движение вперед становится очень трудоемким , скучным , а иногда и невозможным занятием. Для таких случаев туристы, в зависимости от своих предпочтений, выбирают или мотор или парусное вооружение.
Для установки мотора потребуется транец, а также руль, если мотор не имеет поворотного механизма.
Если катамаран имеет большую «паразитную парусность» (т.е. боковой ветер его легко сбивает с курса), что часто проявляется на катамаранах с гондолами большого диаметра (60-70см), то можно дополнительно оборудовать катамаран швертом.
Парусное вооружение привлекает простот ой конструкции , ремонтопригодность ю в походных условиях, отсутствием потребности в топливе, бесшумность ю , экологичность ю и, конечно же ни с чем не сравнимы м дух ом путешествия в гармонии со стихией.
На с плавн ых катамаран ах изначально не предусмотрена возможность установки парусного вооружения. От чисто парусного катамарана его отличает гораздо менее жесткая и узкая рама, больший диаметр гондол, отсутствие киля и штевня, а также крепежей, позволяющих установить основные элементы парусного вооружения: мачту, шверт, руль.
Наиболее заманчивой выглядит идея сделать из сплавного катамарана универсальное судно, на котором можно сплавляться как по бурным рекам, так и ходить под парусом по открытым просторам. Парусное вооружение такого катамарана должно быть полностью разборным, чтобы на речном участке маршрута его можно было упаковать в чехол и компактно разместить на палубе, а при выходе на открытую воду – быстро поставить и поднять паруса, не разбирая и не разгружая катамаран.
Это позволит существенно расширить географию походов и комфортно сочетать в одном походе различные участки: реку, озера, море.
Мы задались такой целью и в итоге разработали, изготовили и опробовали в многочисленных походах универсальное парусное вооружение для катамаранов.
Подробнее о его основных элементах:
Тип парусов – бермудский. Он позволяет ходить как полными (попутными) курсами так и под острым углом к ветру (лавировать против ветра). Он прост в установке и в управлении. Парусное вооружение с остоит из двух парусов: грота (позади мачты) и стакселя (перед мачтой).
Парус грот передн им краем (передней шкаториной) крепится к мачте (сегарсами или карманом) , а нижней шкаториной к гику (за два угла) . Он прост в управлении даже для малоопытного экипажа.
Парус стаксель требует больших навыков и некоторого опыта в управлении. Оптимально применять грот и стаксель совместно , особенно на острых курсах , но каждый из парусов можно использовать и по отдельности.
Так как рама сплавного катамарана не обладает достаточной жесткостью, то раскрепить мачту только вантами и штагами, как на парусных катамаранах, не получится. Во-первых, рама будет прогибаться, ванты провисать, а мачта свободно раскачиваться. Во-вторых, давление основания мачты на раму будет слишком сильным и может при порывах ветра проломить поперечную балку (бимс) рамы.
Наиболее простым и надежным вариантом является установка мачты на жестких опорах, которые распределяют давление мачты на раму катамарана и переносят его ближе к гондолам, где жесткость рамы больше за счет стрингеров и давления воздуха в гондолах.
Такую конструкцию можно дополнить вантами и штагом для большей устойчивости верхней части мачты (топа), что позволит сохранить оптимальную форму паруса.
Степс можно установить на бимс катамарана или на центральный стрингер. Во втором случае, мачту можно будет смещать вдоль судна для поиска наиболее оптимального положение мачты.
Центральный стрингер можно закрепить на бимсах катамарана при помощи специальных хомутов.
Если катамаран имеет плоскую, жесткую, прочную, надежно закрепленную палубу, то на нее можно установить степс с плоским основанием.
Шверт необходим для сопротивления дрейфу, особенно при боковом ветре (галфвинде) и при лавировках против ветра (при бейдевинде). При попутном ветре (фордевинде) шверт обычно поднимают, так как он в таких случаях не работает.
На лодках часто используют швертовой колодец с опускаемым в него пером шверта, но на катамаране подобное сооружение выглядит слишком громоздким и неудобным, к тому же, в швертовом колодце перо шверта не имеет возможности подняться при налете на препятствие и поэтому в таких случаях вероятны поломки. Также, в швертовом колодце остаются небольшие зазоры между пером шверта и краями колодца, что приводит к биению шверта о края колодца, его постепенному износу и, в итоге, к поломке.
На катамаранах шверт можно раскрепить на тросах. Такой шверт можно сделать подъемным и откидным. Недостатки такого крепления: сложно настроить вертикальное положение шверта и вероятны вибрации шверта при движении.
Для катамарана наиболее оптимальным является крепление шверта к бимсу. Так, давление на перо шверта распределяется на участок бимса, шверт имеет возможность самостоятельно откидываться при ударе о препятствие, а перо шверта жестко зафиксировано на креплении, так что люфты, практически, отсутствуют, что значительно сокращает риск поломок.
Глубину погружения шверта можно регулировать, что удобно на мелководье.
Для наибольшей эффективности рекомендуется применять перо шверта, имеющее специальный крыловидный профиль (более толстый по передней кромке и сужающийся — к задней).
Такие, как правило, изготавливают из листового дюраля с внутренними лонжеронами, композитных материалов (стеклопластика, углепластика и т.п.), дерева. Более простой вариант – плоское перо шверта из водостойкой фанеры.
Руль можно установить на центральный стрингер катамарана. Это позволяет вынести руль на некоторое расстояние в сторону кормы, что повышает его эффективность.
Руль также можно установить на кормовой бимс катамарана, если он находится достаточно близко к корме (как правило, на 4-6 местных катамаранах).
Для обоих случаев мы реализовали крепления, в которых перо руля жестко зафиксировано в рулевом механизме, что позволяет избежать лишних люфтов, биений пера о крепление и, соответственно, поломок пера. При налете на препятствие перо откидывается назад и затем возвращается в рабочее положение за счет оттяжки.
Более простой вариант – применение весла в качестве руля. Такой вариант хорош дешевизной, компактностью, малым весом, универсальностью (весло можно использовать также и для гребли, в том числе сделать распашные весла).
Однако, такой руль подойдет только при небольшой площади парусов (примерно, до 6м2) и для относительно коротких дистанций, так как усилие на рулевом весле будет постоянно большим, что некомфортно при длительных переходах.
- Совместное размещение мотора и парусного вооружения
На катамаране можно установить одновременно парусное вооружение и мотор. Мотор лучше установить по центру кормового бимса катамарана (так вектор тяги мотора будет расположен вдоль оси катамарана), а руль можно сместить в сторону или установить двойной руль.
В нашем парусном вооружении центральный стрингер (на котором располагаются степс мачты и стопора шкотов парусов) и транец совместимы между собой.