Транец для лодки: особенности, рекомендации по выбору и установке
Многие современные плавсредства уже с завода имеют транец для лодки. В остальных случаях существует возможность установки подобного элемента, который можно приобрести или же изготовить самостоятельно. С учетом конструктивных особенностей и эксплуатационных качеств данных приспособлений многие владельцы лодок интересуются рекомендациями по выбору транцев и их установке.
Требования
Сам термин «транец» происходит от английского «transon». Это слово обозначает плоский срез кормы плавсредства. На сегодняшний день существует несколько видов приспособлений для надежного крепления подвесных моторов и дополнительного оборудования. Речь идет и о транцах для надувных лодок из ПВХ, и о стационарных моделях и подвесных элементах для гребных лодок. Особое внимание любители рыбной ловли и путешествий по воде уделяют транцам для надувных лодок. Независимо от конструктивных особенностей плавательного средства, при выборе рассматриваемого конструктивного элемента следует акцентироваться на таких параметрах:
толщина;
высота;
угол наклона;
качество покраски;
степень защиты.
В соответствии с актуальными стандартами, толщина навесного транца для лодок из ПВХ при установке мотора мощностью 15 «лошадок» должна составлять не менее 25 мм. Если мощность силовой установки превышает данный показатель, то минимальная толщина составляет 35 мм. Допустимый угол наклона – 4° (в редких случаях 6°). Определенные требования предъявляются и к лакокрасочному покрытию, которое должно периодически обновляться и быть качественным. Не менее важным моментом является материал, из которого выполнен транец. Согласно требованиям, он должен быть:
плотным;
максимально устойчивым к внешним воздействиям;
долговечным;
не реагирующий на постоянный контакт с водой.
Помимо всего прочего, поверхность приспособления не делают идеально гладкой. Следует учитывать, что навесной мотор крепится к транцу струбцинами. Для обеспечения качественного контакта с плоскими опорами последних поверхность должна иметь небольшую шероховатость.
Какие бывают?
С учетом конструктивных особенностей и функциональности можно выделить 3 основных вида транцев для современных плавсредств. Речь идет о приспособлениях для:
катеров, лодок и катамаранов, имеющих жесткую конструкцию корпуса;
малогабаритных надувных плавсредств;
надувных лодок из поливинилхлорида (имеются в виду стационарные транцы).
В первом случае речь идет о строении кормовой части плавательных средств с жестким корпусом. Этот элемент имеет вырез, усиленный специальной транцевой пластиной. Именно на нем и устанавливаются навесные моторы. Корма подобных плавательных средств имеет свободный отсек открытого типа. Именно его составляющей является транец, а сам он используется чаще всего для размещения запаса топлива.
Подвесные, регулируемые устройства для небольших по размерам лодок из ПВХ и надувных катамаранов рассчитаны на установку маломощных моторов. Они могут быть пластиковыми или выполненными из транцевой доски. Чаще всего эти съемные устройства комплектуются набором крепежных элементов. Выносной транец в стандартном исполнении имеет короткую ногу (S).
При этом следует учитывать рекомендации производителя, касающиеся максимальной мощности устанавливаемых моторов.
Стационарные конструкции для изделий из поливинилхлорида чаще всего делают из бакелитовой фанеры. Данный материал характеризуется максимальной устойчивостью к негативному воздействию воды при постоянном контакте. Транец устанавливается в кормовой части путем вклеивания на этапе изготовления лодки. Важно помнить, что высота приспособления в таких случаях является нерегулируемой.
При приобретении такой лодки требуется особое внимание уделять углу наклона, который не должен превышать 6 градусов. Это обусловлено необходимостью оптимального погружения ноги лодочного мотора в воду. Помимо перечисленных разновидностей, стоит упомянуть транцы под водомет. Эти конструкции разработаны специально для установки моторов с удлиненными ногами (L).
Лодки, оснащенные таким оборудованием, способны передвигаться по мелким водоемам с максимальной скоростью.
После установки всех бобышек необходимо дождаться полного высыхания клея и стравить весь воздух из баллонов. Монтаж дуг выполняется только на сдутых плавсредствах. Их предварительно соединяют с транцевой пластиной и только после этого всю конструкцию в сборе устанавливают на лодку и закрепляют при помощи рым. На завершающем этапе лодку полностью накачивают для проверки правильности и надежности выполненного монтажа.
Подводя итог, можно с полной уверенностью заявить, что установка транца на надувную лодку – это достаточно простой процесс. Все монтажные работы не требуют большого багажа специальных знаний и навыков, а также существенных временных затрат. Установить приспособление для последующего использования навесного лодочного мотора окажется по силам даже новичку.
Критерии выбора
На данный момент потенциальному покупателю доступен более чем широкий ассортимент приспособлений для установки лодочных моторов и различного оборудования. В таком разнообразии новичкам, как правило, довольно сложно разобраться, и поэтому лучше прислушиваться к рекомендациям опытных специалистов. При этом в любом случае необходимо искать оптимальное соотношение цены транца и его качества. Бывалые владельцы плавательных средств советуют не экономить на описываемом конструктивном элементе.
Несмотря на внешнее сходство, транцы для лодок отличаются друг от друга по целому ряду параметров. Речь идет о качестве, используемых материалах, эксплуатационных показателях и производителе. Как показывает практика, приобретение слишком дешевых устройств может привести к крайне негативным последствиям. При повреждении самого транца или его креплений повышается риск повредить саму лодку винтом или утопить подвесной мотор.
Выбирая приспособление, следует принимать во внимание, что оно должно выдерживать определенные нагрузки, включая повышенную вибрацию. Она, в свою очередь, приводит к постепенному ослаблению крепежных элементов. По этой причине важно учитывать качество как самого устройства, так и крепежа. Одним из ключевых критериев выбора являются габариты транца. Существует единая система стандартов. В соответствии с действующими нормами выпускаются приспособления следующих типов:
S – высотой 381 для надувных лодок из ПВХ;
L – высотой 508 мм для катеров;
XL – высотой 635 мм для крупногабаритных яхт.
В процессе выбора и покупки требуется учитывать также и толщину конструкции. Этот параметр должен соответствовать мощности лодочного мотора, который планируется использовать. Еще одним важным моментом будет угол наклона транца. Помимо всего уже перечисленного, рекомендуется обратить внимание на целостность всей конструкции и отсутствие повреждений.
Как установить?
Как уже было отмечено, транцы для плавательных средств могут быть стационарными и съемными. В первом случае с установкой устройства все предельно понятно, поскольку она представляет собой один из этапов постройки самой лодки. Навесные модели имеют определенные особенности и разные варианты креплений. Чаще всего речь идет о специальных кронштейнах.
Изначально необходимо отметить, что помимо традиционного варианта с установкой как самого транца, так и подвесного мотора на корме, предусмотрена возможность расположения подобного оборудования и на носу плавсредства.
Независимо от того, было куплено уже готовое устройство или же изготовлено самостоятельно, его монтаж осуществляется в несколько этапов. В ситуациях с лодкой ПВХ предварительно ее требуется полностью накачать.
Следующим шагом будет приклеивание в месте установки так называемых бобышек (рым). Их расположение выбирается с учетом особенностей крепления транцевой доски (пластины), которое должно быть максимально комфортным и надежным. После определения места для рым на все бобышки следует нанести клей и закрепить на корпусе лодки. Важно помнить, что количество подобных элементов зависит от длины крепежных дуг.
В следующем видео вас ждет обзор съемного транца для надувной лодки.
Транцы для лодок ПВХ
Транец необходим для того, чтобы надежно удерживать мотор лодки. Некоторые модели плавсредств уже имеют его в стандартной комплектации, но нередко его нужно устанавливать самостоятельно.
Если говорить о транце, как базовой части комплектации лодки, то, скорее всего, он будет стационарным – вклеивается в кормовую часть судна еще на этапе сборки. Демонтировать его невозможно.
Виды транцев
Транцы группируются по нескольким признакам: типу установки, габаритам, материалу изготовления, способу крепления.
По типу установки:
— навесной – компактная модель, устанавливается на кормовую часть лодки, легко демонтируется. Нужно подбирать под конкретный мотор; — стационарный – монтируется в кормовую часть плавсредства на этапе заводской сборки. Это практически монолитная стенка в кормовой части лодки, демонтировать его нельзя.
По размеру транец может быть трех видов:
— S – высота 381, для надувных лодок ПВХ; — L – высота 508 мм, предназначен для катеров; — XL – высота 635, для яхт и тому подобных суден.
По материалу изготовления:
— пластиковые; — из транцевой доски; — из бакелитовой фанеры.
Различаются транцы и по типу крепления:
— бобышки – на корпус лодки приклеиваются две малые бобышки, на них потом крепится большая бобышка и зацеп. Сверху закрепляется гайками и шайбами основная часть транца; — шнурование – на лодку клеится платформа с металлическими кольцами, через которые протягивают веревки и крепят ими подвесную часть транца. Такой метод хорош тем, что позволяет равномерно распределить массу мотора на транце, но времени на установку нужно больше.
Транец для лодки нужно выбирать исходя из габаритов и массы мотора, размеров плавсредства. Если не соблюдать соотношения габаритов, возможен перевес лодки, пробитие корпуса винтом, утопление мотора.
Выбирая транец, обратите внимание, что угол наклона мотора допускается не больше 6 градусов!
Установка транца на лодку ПВХ
Для установки транца на лодку ПВХ понадобится:
— сам транец; — промышленный фен; — клей для работы с ПВХ поверхностями; — валик для прокатки поверхности от воздуха; — обезжириватель для очистки поверхности; — маркер для отметки места приклеивания бобышек.
Лодка должна быть полностью накачана. Место, где будут приклеиваться бобышки, нужно тщательно очистить от грязи, жира. Подойдет для этого растворитель, ацетон, спирт.
Процедура установки транца:
— отметьте место на поверхности лодки, где планируется приклеить бобышки; — на выбранное место нанести клей для работы с ПВХ материалами; — основу бобышки немного прогрейте промышленным феном, нанести слой клея; — подождите 10 минут, нанесите повторный слой клея. Оставьте на 5-8 минут; — нанесите еще один тонкий слой клея, плотно прижмите бобышки транца, прокатайте валиком, чтобы убрать лишний воздух; — придавите чем-то увесистым, но не повредив корпус лодки; — оставьте на 2 часа минимум, но лучше на сутки.
После того, как клей высохнет полностью, лодку нужно сдуть. Дальнейший монтаж транца проводится в таком состоянии плавсредства. Действия:
— крепежные дуги соединяются с транцевой доской; — на малые бобышки крепится большая, и полученная конструкция с транцевой доской. Для крепления используются шайбы и гайки.
Лодка полностью накачивается, чтобы проверить надежность установленной конструкции.
Транец по типу шнурования устанавливается так:
— подготавливается поверхность надутой лодки – в месте установки обезжирить растворителем или спиртом; — на выбранное место наносится слой клея для ПВХ материалов, слой нужно нанести и на основу для веревки; — приложить поверхности друг к другу, прокатать валиком, чтобы не было воздуха; — придавить тяжелым предметом, оставить на пару часов для хорошего склеивания поверхностей; — надеть транцевую доску на приклеенную основу – вдеть в паз в доске элемент для шнурования; — зашнуровать, как это показано в инструкции.
Демонтаж транца проводится просто: расшнуровывается веревка и убирается транцевая доска.
Транец для лодки: как правильно выбрать, установить и разместить транец. Варианты крепления и особенности конструкций (95 фото)
Любому рыболову отличным приобретением считается покупка лодки. Особенно тщательно стоит подойти к приобретению надувной лодки с возможностью передвижения на моторе.
Так значительно расширяется возможность в поиске уловистых мест. Ведь способ ловли хищника троллингом является уловистым, а без плавательного средства он не возможен. Для этого необходимо приобрести лодку под транец.
Покупкой такой лодки с мотором требует разобраться во всех нюансах. Например, какой высоты должен быть транец лодки, способы крепления и наиболее надежный из них, какие нагрузки может испытывать транец при движении на моторе и прочие моменты.
Поэтому, приобретение и установку моторы лучше устанавливать со знающим в данном деле толк человеком.
Краткое содержимое обзора:
Разные и многообразные
Предварительно разберемся в основных правилах, знание которых поможет в выборе транца. Три правила:
надежность транца зависит от уровня его качества,
правильное рабочее положение, в котором он закреплен,
оптимальная ценовая характеристика.
Как таковых четкой классификации не существует. Они могут различаться по производителю, материалах изготовления, размеры (по высоте) ценовой характеристике.
При этом цена — не является определяющим фактором. Главное в транце это надежность, ведь при поломке существует вероятность потери движка, испортить плавсредство его винтами, либо травмироваться.
Транец своими руками
При отсутствии подходящего, как известно, можно самому сделать транец для лодки.
Транцы различаются в зависимости от крепления: навесные (применяются к моторам небольшой мощности, иначе не выдержит больших нагрузок) и стационарные (для крепления более мощных двигателей, при этом необходимо учитывать высоту транца).
Нагрузки на транец
При движении на транец воздействуют следующие нагрузки (тяжесть мотора, его толкающая сила, и вибрация от работы):
Сила тяжести воздействует на транец с различным усилием, зависит от особенностей транца и способа монтажа.
Опасность вибрации, передающейся от двигателя к транцу, представляет опасность для крепежа транца, удерживающие его (к примеру, гайки — они могут открутиться), использование контргаек исправит ситуацию.
Как крепить
Чтобы правильно закрепить транец необходимо соблюсти несколько условий:
лодка должна иметь корму трапециевидной формы,
посредине кормы необходим абсолютно прямой участок,
ширины и длинны данного участка должно быть достаточно для двигателя.
Крепеж навесного транца
Для этого необходимо знать, как закрепить навесной транец на лодку:
специальными скобами за баллон на корме. Крепления устанавливаются пока лодка не накачана, только после установки транца баллоны надувают и транец крепко удерживается. При снижении давления в баллоне крепление транца теряет свою жесткость;
на предусмотренные для этого усиленными лентами из ПВХ. Крепление осуществляется через имеющиеся в них отверстия (популярен у производителей лодок);
в специальных креплениях из пластика, приклеенных на корме (просто и надежно, пользующийся заслуженной популярностью у производителей).
Чувства радости и эйфории от покупки лодки ПВХ с мотором могут быстро смениться на негативные эмоции от неудобства спуска лодки на воду и подъему ее на берег, особенно если рядом нет помощника. Полностью снаряженная лодка длиной в 3,6 м с мотором в 15 л.с. будет иметь вес под 100 кг. Даже с напарником вытащить лодку на берег, не снимая мотора, будет тяжелой физической нагрузкой.
Трение днища лодки о камни при волочении не пройдут бесследно для ткани ПВХ, обязательно появятся царапины и даже порезы. Установка транцевых колес на лодку ПВХ решит проблемы неудобства эксплуатации лодки. Принцип перемещения лодки с установленными колесами на транце напоминает обычную тележку, где основная нагрузка приходится на колеса. Схема установки транцевых колес на лодку ПВХ.
Транцевые колеса имеют различное конструктивное исполнение. При этом схема установки колес для всех конструкций одинакова:
Ось транцевых колес должна находиться впереди плоскости транца. Это позволяет приблизить ось колес к центру тяжести для распределения нагрузки от массы лодки и мотора.
Расстояние между нижней кромкой транца и поверхностью колеса должно быть не менее 20 мм.
Расстояние между нижней кромкой транца и нижней кромкой кронштейна, прикручиваемому к транцу, должно превышать 5 мм.
Зазор между внутренней частью баллонов и поверхностью колеса должно быть не менее 10 мм, чтобы при поднятии колес, они не задевали баллоны.
Колеса должны находиться снаружи от стойки, то есть колесо должно быть между стойкой и баллоном. В противном случае колеса и мотор будут задевать друг друга.
Колеса необходимо устанавливать строго вертикально.
Конструкция кронштейна и стойки должна соответствовать конструкции лодки.
Действия перед установкой транцевых колес на лодку ПВХ.
Перед началом установки ранцевых колес необходимо изучить инструкцию по установке транцевых колес на лодку. После изучения инструкции необходимо заранее приготовить необходимые инструменты и материалы:
уровень;
электродрель со сверлами по дереву диаметром 4 мм и 10 мм (диаметр необходимый для отверстий под крепежные элементы);
отвертку и ключи для крепежных элементов;
силиконовый герметик;
карандаш, маркер.
Установку транцевых колес необходимо проводить на лодку в накаченном виде. Если лодка пайольная, то пайолы можно не собирать, а накачать только все отсеки кроме киля. Инструкция по установке транцевых колес на лодку ПВХ.
Накаченную лодку устанавливают на подставки высотой в 40-50 см, позволяющие при монтаже колес свободно проходить последним между нижней кромкой транца и поверхностью, на которой работаете (земля, пол).
Варианты крепления стойки колес к транцу зависят от конструкции стоек и механизма крепления к транцу. Наиболее удобными при эксплуатации и массовыми являются откидные съемные транцевые колеса, которые крепятся к транцу с помощью специального кронштейна. Стойка крепится к кронштейну с помощью болта, играющего роль оси, вокруг которой стойка откидывается наверх или устанавливается в рабочем положении.
Этапы установки транцевых колес
Размечаем место крепления кронштейна на транце. От внутренней части баллона к центру транца на расстоянии 85-90 мм наносим вертикальную линию. От точки пересечения этой вертикальной линии с нижней кромкой транца отмеряем не менее 5 мм (желательно 10-15 мм минимум) и проводим горизонтальную линию в сторону центра транца.
Собираем кронштейн и стойку колес вместе. Прикладываем собранную конструкцию к размеченным линиям. Если разметка с левой стороны, то прикладываем левое колесо, если с правой стороны – правое колесо. Кромки кронштейна должны располагаться на размеченных линиях. Удерживая одной рукой кронштейн проверяем, не задевает ли колесо кромку транца (зазор должен быть не менее 20 мм) и баллон с внутренней стороны.
Если параметры минимальных зазоров не выдерживаются, то перемещаем кронштейн в горизонтальном или вертикальном положении до выполнения требуемых параметров. Если требуемые минимальные зазоры выполняются, то фиксируем положение кронштейна и отмечаем точки под крепления к транцу.
Размеченные точки для отверстий под крепежные элементы сначала просверливаем сверлом меньшего диаметра, а затем сверлом равного по диаметру болта. При рассверливании отверстия сверлом большего диаметра желательно не доходить до конца несколько миллиметров, а рассверлить отверстие с обратной стороны. Это позволит избежать сколов на транце при выходе сверла.
После рассверловки промазываем отверстия силиконовым герметиком для предотвращения попадания влаги внутрь транца во избежание преждевременного гниения. Также промазываем герметиком болты и внутреннюю сторону шайб.
Производим крепление кронштейнов (предварительно отсоединив их от стоек).
Устанавливаем снова стойки на кронштейны и проверяем работоспособность колес в разных положениях.
Особенности установки транцевых колес на лодку ПВХ «Солар»
Лодки компании «Солар» имеют надувное дно низкого давления. Транец находится сверху надувного дна, который выпирает за транец. Снизу по дну лодки по всей длине между баллонами имеется специальный фартук из ткани ПВХ, позволяющий выходить на глиссирование. Этим объясняется применение транцевых колес с удлиненной стойкой и изогнутой конструкции (или установкой стойки в рабочем положении под углом к транцу), чтобы избежать загиба фартука.
При разметке установки кронштейна на транец необходимо учитывать толщину надувного дна. Можно использовать колеса с удлиненной стойкой прямой конструкции, но в этом случае придется вставлять проставки (фанера, текстолит) между кронштейном и транцем, а также использовать болты увеличенной длины.
Установка на лодку ПВХ Касатка
При установке колес на лодку Касатка стоить учитывать, что это достаточно килеватая лодка с пайольным дном. При отступе от нижней кромки транца необходимо установить кронштейн таким образом, чтобы при сверловке крепления были выше держателей пайол с внутренней стороны. Кроме того, располагать нижнюю кромку кронштейна необходимо не параллельно кромке транца, а горизонтально.
На лодку ПВХ Викинг
Лодка Викинг – это младший брат лодок Касатка от компании Посейдон. Отличается меньшей килеватостью. При установке транцевых колес следует учитывать размещение кронштейнов выше держателей (упоров) пайол. На лодках Викинг и Касатка имеются треугольные фартуки между верхней кромкой транца и баллоном. Слишком близкое расположение колес к баллонам и длинные стойки будут упираться в эти фартуки.
Установка транцевых колес простая и доступная для выполнения любому водомоторнику операция. Она позволит заметно облегчить нагрузку при перемещении лодки с мотором в одиночку на поверхности, спуску на воду и ее подъему на берег.
Сегодня транец стал неотъемлемой частью катеров, моторных и гребных надувных лодок, грузоподъемность которых превышает 220-250 кг.
В зависимости от типа лодки различают два основных вида транца: стационарный (несъемный) и навесной (съемный).
Многие любители активного отдыха на воде, имеющие в своем распоряжении резиновую или ПВХ лодку, желают увеличить скорость передвижения по воде за счет установки мотора – бензинового или электрического. Стационарный жесткий элемент наглухо вклеивается в корму судна заводом-изготовителем. Как правило, он изготавливается из многослойной водостойкой бакелитовой фанеры.
Многие производители включают в комплект поставки навесной транец. Каждый из них имеет свои элементы крепления и предназначен для установки маломощного мотора (до 3 л.с.). Кроме этого жесткий элемент на корме судна из ПВХ часто используется для крепления дополнительного оборудования, например, датчика эхолота.
В том случае, когда навесной транец предусмотрен заводом-изготовителем и входит в комплект поставки, особых проблем не возникает – необходимо закрепить его в соответствии с инструкцией и использовать по назначению.
А вот любителям рыбалки и других видов отдыха на воде, имеющим лодки достаточной грузоподъемности и по различным причинам не укомплектованные жестким элементом для крепления мотора, приходится покупать его или делать своими руками.
Изготавливаем транец для лодки ПВХ
Способ установки транца зависит от формы лодки.
Возможные варианты:
крепление к формованным элементам, закрепленным на судне попарно – два сверху (для крепления) и два снизу (упор в борт);
монтаж к бортам с помощью специальных штырей;
увеличение опорной площади за счет установки кронштейнов в виде изогнутых трубчатых рам;
пристегивание с помощью ремней или шнуровка жесткого элемента к борту кормовой части надувной лодки.
Один из наиболее доступных и менее затратных способов – установка транца, прикрепленного к металлическому каркасу, через стандартные элементы для надувных лодок.
Для работы понадобятся:
слесарные инструменты;
сварочный аппарат;
растворитель, клей для лодок ПВХ, наждачная бумага;
толстая влагостойкая фанера 15-17 мм;
каркас из металлических прутьев или полос;
лодочные леера и защелки для весел.
В первую очередь лучше сделать металлический каркас, изготовить, собрать и прикрепить к каркасу самодельный навесной транец.
После чего (в зависимости от размеров получившейся конструкции) приклеить дополнительные крепежные элементы.
Каркас изготавливается из металлического прутка сечением 10 мм.
Для увеличения периода службы желательно сразу подобрать подходящий материал – нержавейку.
Далее в соответствии с размерами в нужных местах делаем загибы элементов, после чего скрепляем их при помощи сварки.
Приступаем к изготовлению транца. Он состоит из двух плит, изготовленных из влагостойкой бакелитовой фанеры (можно использовать обычную фанеру – понадобится соответствующая обработка).
Вырезаем нужные фрагменты, обрабатываем края, размечаем места для отверстий и проделываем их в соответствии с размерами.
В случае, когда под рукой нет водостойкой фанеры, используем обычную.
Обязательна соответствующая обработка водоотталкивающими составами, после чего фрагмент покрываем яхтным лаком.
Особое внимание уделяем обработке отверстий и краев. Правда, срок службы такого жесткого элемента будет намного короче.
Собираем всю конструкцию в соответствии с картинкой. Упорами для металлического каркаса служат шайбы, предварительно надетые на пруток со стороны кормы и приваренные точечной сваркой.
Последовательность выполнения операций:
Полностью накачиваем лодку.
Прикладываем навесной транец так, чтобы он плотно прилегал к корме.
Размечаем маркером места для крепления лееров в верхней и нижней части баллона.
Выпускаем воздух из баллонов и расправляем кормовую часть.
Тщательно удаляем загрязнения с поверхности и легонько зачищаем размеченные места для приклеивания лееров «нулевкой».
Обезжириваем место предстоящей склейки при помощи растворителя 646.
Оклеиваем периметр размеченной области бумажным скотчем.
Аккуратно наносим клей для лодок ПВХ (лучше из ремкомплекта) тонким слоем на склеиваемые поверхности, выжидаем 10-15 минут и повторно наносим слой клея.
Через 5 минут состыковываем склеиваемые поверхности и тщательно «прокатываем» место склейки резиновым валиком, не допуская остатков воздуха.
Прижать склеиваемые части тяжелым предметом (если есть возможность – стянуть струбциной через тонкую дощечку) и оставить сохнуть на сутки.
Данный способ крепления жесткого элемента для установки маломощного мотора подходит для лодок, имеющих О-образную и похожую на них форму.
Для этих же типов надувных плавсредств можно использовать и более простой вариант крепления для мотора – на шнуровке. Преимущество такого способа – уменьшение точечного давления на борт, недостаток – более длительное время установки.
Для крепления нижняя часть жесткого элемента вставляется в «ручку», закрепленную внизу кормового баллона, после чего одна приклеенная часть с отверстиями для шнуровки заводится через специальную прорезь, совмещается со второй и закрепляется через отверстия капроновым шнуром.
Используем мотор «по полной», или особенности усиления транца
Практика показывает, что рассмотренные способы крепления жесткого элемента хорошо показывают себя при работе мотора на половинной мощности.
Как только мотор включается на всю мощность, его часто начинает «заворачивать» под лодку, сгибать баллоны и т.п.
В большинстве случаев избавиться от этой проблемы позволяет усиление жесткого элемента. Суть процедуры – правильное распределение нагрузки от мотора по поверхности лодки. Сделать его своими руками также довольно просто.
Приемлемый вариант – установка дополнительных «растяжек», изготовленных из металлического прутка.
Для этого на борта лодки наклеиваются дополнительные леера, в отверстия которых вставляются металлические усилители.
Вместо бортов для придания дополнительной жесткости можно продумать вариант крепления навесного транца, где дополнительные «растяжки» крепятся к днищу или скамье (банке) лодки.
Бывалыми рыбаками замечено, что для придания нормального хода лодке из ПВХ с использованием мотора лучше использовать не настил днища, изготовленный в виде сланей из раздельных элементов, а представляющий собой цельную конструкцию.
Покупка готового транца – оптимальное решение проблемы с мотором
Как бы ни были хороши самоделки, но все же лучше использовать приспособления, изготавливаемые в промышленных масштабах на заводском оборудовании.
Тем более, что современная промышленность предлагает готовые комплекты для лодок ПВХ, цена которых вполне приемлема.
Своими руками остается только надежно приклеить крепежные элементы и правильно установить навесной транец.
Комплект, состоящий из каркаса, жесткого элемента и крепежных приспособлений, похожий на рассмотренный выше, обойдется владельцу недорого – его цена составляет примерно 2000 рублей.
Что касается варианта жесткого крепления с использованием шнуровки, то такой комплект также можно купить в интернет-магазине по цене 600-800 рублей.
Не стоит забывать, что даже выполнив усиление, подобные жесткие крепления нельзя использовать с моторами, мощность которых превышает 3,5-5 л.с.