Водомет или винт
Top-motor.ru

Все про лодки

Водомет или винт

Водомет или подвесной мотор с винтом

в Советы 0 25,624 Просмотров

Водометы в качестве движителей лодок и моторов используются в мире уже давно, а точнее с 50 годов 20 века. Изначально это была новозеландская идея. Островитянам необходим был безопасный лодочный мотор, который можно было бы использовать безопасно и надежно на мелководных реках для доставки в труднодоступные места разнообразных грузов. Но для более менее коммерческого и повсеместного применения водометов пришлось ждать около 50 лет. Только лишь в 90-х годах водометы стали конкурировать с традиционными подвесными лодочными моторами как по цене так и по эффективности.

Сравнение водомета и подвесного винтового мотора

Безопасность

Очевидное достоинство заключается в отсутствии гребного винта. Это особенно актуально когда вокруг судна зачастую полно других судов или даже людей в воде. Для применения в спасательной техники это как нельзя актуально, т.к. спасательное судно должно быть как можно ближе к спасаемому человеку. И глушить водомет нет необходимости, т.к. он безопасен на любом расстоянии.

Управление

Водометный движитель дает отличную управляемость и маневренность судну. Вы сможете развернуть лодку или катер на гораздо меньшем диаметре чем с традиционным винтовым лодочным мотором. Для аварийной остановки водомет достаточно просто развернуть на 180 градусов, чего нельзя делать на моторах с гребными винтами, т.к. такой разворот создаст слишком высокую нагрузку на приводной вал, что может привести к его выходу из строя. Водомет же позволит практически мгновенно остановиться без риска сломать что либо и опасности переворота судна.

Универсальность

Лопасти винта повредить на водомете никак нельзя, потому что их там нет, есть только крыльчатка, которая расположена внутри. Так что вы можете спокойно передвигаться по мелководным горным рекам и озерам даже с каменным дном. Производителями рекомендуется держать глубину в 100 мм от дна до нижней кромки мотора, чтобы было свободное пространство для движения воды. С таким типом движителя вы никогда не лишитесь моторной тяги в 100 км. от цивилизации из-за поломки винта и вам не придется тащить лодку, мотор и весь свой скарб на себе.

Технические особенности

На водометных моторах применяется вместо редуктора специальный блок. На моторах Mercury он называется JetPump. Вода засасывается через всасывающее отверстие под давлением, которое создается радиальной крыльчаткой. Далее вода направляется к тороидной камере с уменьшенным сечением, которая увеличивает скорость и давление струи и в итоге выбрасывает воду из выпускного сопла, толкая тем самым мотор и лодку. Через это же сопло в воздух выбрасываются выхлопные, отработанные газы из двигателя.

При установке мотора на судно нужно особое внимание обратить на то, что плоскость днища должна совпадать с кромкой горловины всасывающего отверстия водомета. Если же мотор установить чуть выше, то заниженное днище будет срывать водный поток и мешать нормальному всасыванию воды. В идеале нужно перед самым транцем ставить треугольное крыло для идеального водного потока.

Для установки водометных моторов нет никаких противопоказания, касающихся длины или типа судна.

Выводы. Что лучше выбрать

Необходимость приобретения того или иного мотора сводится к анализу улучшения или ухудшения качества жизни при его использовании. Смотрите и анализируйте все плюсы и минусы и обратите внимание на то, что для вас важнее в той или иной характеристике.

Что касается мощности, то все производители измеряют мощность своих моторов в точке приложения силы. И для достижения аналогичной скорости с винтовым мотором водомету требуется более мощный двигатель (моторный блок), т.к. водометные моторы имеют меньшую эффективность.

На водометах есть также такая проблема как притягивание разнообразного плавающего мусора ко всасывающему отверстию. Мелкая решетка решит проблему повреждения крыльчатки от крупного мусора, но вот от песка и мелкой гальки она не защитит. Так что водомет рекомендуется периодически гонять в чистой воде для очищения всех его водных каналов от отложений.

Цена тут тоже имеет свою не маловажную роль. Водометы заметно дороже винтовых моторов. Расход топлива у традиционных подвесных моторов также меньше.

На наш взгляд водометный мотор целесообразно покупать лишь при условии не возможности использования винтового подвесного мотора в местах эксплуатации. Это может быть либо малые глубины водоемов и неравномерность глубины, либо применение моторного судна в местах большого скопления людей. В остальных случаях винтовые классические лодочные моторы гораздо эффективнее и практичнее своих водометных собратьев. Но если у вас нет проблем с финансами и вы хотите быть на «гребне волны», то водомет вполне может стать вашим мотором на вашей лодке или катере, т.к. значительных противопоказаний к его применению нет.

Подвесной мотор или водомет, Подвесной мотор или водомет

Сообщений: 1 145
Из: Чебоксары

Сообщений: 1 952
Из: нутри вас видел!

хороший водомет лучше поганого подвесного и наоборот.
Принципиально водомет лучше и практичнее.

Для желающих набросить на вентилятор : быстроходные скутера и гидроциклы, водометы.

Сообщений: 1 608

Сообщений: 430
Из: www.lodki21.ru

Плюс водомета- проходимость по минимальным глубинам . Минусы: значительная потеря мощности (в сравнении с винтом), повышенный расход топлива, в наших условиях возможно затягивание тины в интейк. Для очистки импеллера придется потрудиться.

ул. Пристанционная д.3, тел.8(8352)27-07-21; 21-46-21, сайт LODKI21.RU

Сообщений: 1 145
Из: Чебоксары

Сообщений: 430
Из: www.lodki21.ru

Потеря около 30%. На тестовых покатушках пвх лодка, подготовленная под водометный движитель под 30кой ехала совсем чуть-чуть быстрее такой же лодки под 15кой на винте. При этом 30 ку приходилось крутить по полной. Отсюда и расход. В общем на винте было ехать приятнее. глубины озера позволяли. Вся прелесть водомета раскрылась на речке, которая из этого озера вытекала. На винте по ней идти было просто не возможно, а водомету хватало. В условиях водохранилища, исходя из этого опыта, целесообразнее использовать тягу гребного винта.

ул. Пристанционная д.3, тел.8(8352)27-07-21; 21-46-21, сайт LODKI21.RU

Сообщений: 1 145
Из: Чебоксары

Сообщений: 14 066

Для «бытовых» скоростей винт гораздо выгодней с т.з. экономичности. Не вдаваясь в лекции по физике, двигаться выгоднее отталкивая бОльшую массу с мЕньшей скоростью, чем наоборот. В общем у водомета реактивная струя, а у винта непосредственное усилие на лопасти. На придание кинетической энергии струи тратится бОльшая мощность, чем для создания такой же тяги винтом с умеренными (по сравнению с водометом) оборотами.
Там много тонкостей, но на вопрос что выгодней: винт однозначно.
А вот на больших скоростях реактивная тяга водомета становится выгодней, ибо там уже сопротивление самого винта начинает сказываться. Примерно с авиацией можно сравнить: винтовой и реактивной. Скорости на винтах ограничены именно растущим сопротивлением, тогда как с ростом скоростей реактивное движение становится более экономичным.
На СПК «Буревестник» стоял водометный движитель, там чистая выгода по кпд и ещё по ряду причин. А на всяких тихоходных «галошах» водомет ставили уже наплевав на КПД, там мелководье не позволяло винт использовать.

Сообщений: 430
Из: www.lodki21.ru

ул. Пристанционная д.3, тел.8(8352)27-07-21; 21-46-21, сайт LODKI21.RU

Сообщений: 1 158

Только надо уточнить, что в качестве двигателей на «Буревестнике» использовались две турбины АИ-20 (ИЛ-18, АН-10) суммарной мощностью 5400 л.с.
Для сравнения, на «Метеорах» использовались 2 дизеля суммарной мощностью 2200 л.с.

Сообщений: 14 066

Если уж уточнять, то без ошибок хотя бы. Суммарная мощность двух газотурбинных двигателей серии «А» больше СЕМИ ТЫСЯЧ л.с. Последующие серии АИ-20 были ещё мощнее. Это раз.
А два — это опять же, физика. Грубо говоря, увеличение скорости вдвое, вызывает рост сопротивления вовсе не в два раза, а гораздо на большую величину. Соответственно и по мощности — кубическая зависимость. Чтоб не заморачиваться копейками, можно так сказать в первом приближении — увеличение скорости вдвое, требует увеличения мощности в 8 раз. Это для самолетов в общем виде, для судов зависимость тоже нелинейная. Такшта ничего удивительного в том, что развивая скорость в 100 км/ч, буревестник, почти на 20 тонн более тяжелый, требует мощности в 7000 (+) против 2200 у метеора на скорости 70 км/ч.

Читать еще:  Чем клеить пвх

ПС. Совсем забыл про «для сравнения».
Если на метеор навесить дополнительно около 20 тонн, то для разгона его до скорости 100 км/ч потребовалась бы бОльшая мощность, чем у буревестника. Или больший расход топлива, при прочих равных. Не говоря о том, что дизеля мощностью свыше 7 000 л.с. сожрали бы всю полезную «грузоподъёмность» метеора. Так что на скорости 100 водомет уже выгодней как по кпд, так и по весу. По расходу тоже просчитали. Никто не стал бы более сложный и дорогой водомёт городить, не будь тут совокупного преимущества водомета над винтами.

Сообщение отредактировал корвет — Mar 27 2017, 22:54

Сообщений: 1 608

Сообщений: 14 066

Там такая фигня была. Когда буревестник садился с крыла в водоизмещающее положение при подходе к причалу, две струи выхлопа двигателей сжимали между собой кильватерную струю водомётов. Получался дугообразный вытянутый шлейф, выше самого буревестника и длиной..ну. метров 20 примерно. Зрелище не для слабонервных. вода вся белая. но не ослепительно. Желтизна волжской воды отчетливо просматривалась в пене.
На причале я рядом с выхлопными трубами стоял (которые иногда ошибочно принимают за двигатели). шум оглушающий, но нравилось. Внутри тоже всё дрожало. Не понимали ничего

Вот такой след был, только одинарный:

Сообщение отредактировал корвет — Mar 27 2017, 22:47

Присоединённые изображения

Сообщений: 1 158

Спорить не будем, в разных изданиях приводятся совершенно противоречивые данные, но 72 г. род редакцией Р.Е. Алексеева был выпущен справочник (учебник) «Суда на подводных крыльях» мои данные из этого справочника. Турбина дорабатывалась для применения на СПК поэтому такая разница между данными. Спасибо, но гидродинамику я знаю и весьма рад, что остались ещё образованные люди.
Что касается вопроса какой движитель лучше. все зависит от задачи. В условиях мелководья, риска повреждения движителя на захламленных участках — водомет.

Сообщений: 14 066

Спорить не будем, в разных изданиях приводятся совершенно противоречивые данные, но 72 г. род редакцией Р.Е. Алексеева был выпущен справочник (учебник) «Суда на подводных крыльях» мои данные из этого справочника. Турбина дорабатывалась для применения на СПК поэтому такая разница между данными.

Спасибо, но гидродинамику я знаю и весьма рад, что остались ещё образованные люди.
Что касается вопроса какой движитель лучше. все зависит от задачи. В условиях мелководья, риска повреждения движителя на захламленных участках — водомет.

Вы просто цифру 2 700 помножили на 2 и получили 5 400, но это киловатты, а не лошадиные силы. А у метеора уже лошадки привели. Надо сравнивать мощности в одних единицах. Если в справочнике так, то это ошибка. Был у меня этот справочник — тонкая брошюрка в мягкой обложке, с метеором. Метеор идёт справа налево, цвет ниже ватерлинии — красный. Цена — копейки какие-то (типа 25 коп).
И потом, вы «турбиной» называете сам газотурбинный двигатель. Никто непосредственно турбину трогать не будет. Это самый дорогой узел двигателя. Доработка двигателя была в части добавления выхлопной системы, две наружные трубы которой, по бокам установлены. Безусловно, мощность теряется на «проталкивание» газа через добавочное сопротивление, но не на две же тысячи лошадиных сил.
Про «какой лучше» уже сверху написано. Экономичней для лодок (дешевле в эксплуатации) винт без всяких условий. А если плевать на экономичность, то водомет естественно защищен от повреждений. А дальше автор пусть сам решает, где ему кататься — на чистой воде или среди хлама. Просто помнить, что водомет дороже. Вроде как на Волге уж лет пятьдесят на винтах частники массово ходят и не парятся (сейчас меньше конечно).
Вопрос то был в том числе и про мощность/расход. Про защиту сам ТС и без нас знает, я думаю

Сообщение отредактировал корвет — Mar 27 2017, 23:34

Куплю катер: водомет vs гребной винт

Водометный лодочный мотор, с завидной регулярностью, подвергается различного рода критике. Но, с уверенностью можно сказать, что резкая отрицательная критика, лишена оснований. А, если быть точнее, то, можно смело сказать, что водомет невозможно заменить во многих ситуациях.

Одна из таких ситуаций — это, конечно же, все, что связано с мелководьем. Ведь водозаборник, или скимминг водометной насадки, выступает из-под днища на транце лодки, всего на пару сантиметров. Поэтому, на катере можно смело врываться на береговую территорию, не опасаясь за гребной винт. Ну и горные каменистые речки, это — явно его стихия.

Лучшее качество водометного лодочного мотора, использовано в десантно-штурмовых катерах многих стран. После плотного «скандинавского» стиля швартовки к отлогому берегу, сопло водомета перекрывается дефлектором и обратная струя, направленная к носу катера, позволяет уйти на открытую воду, подмывая корпус судна.

Водометный лодочный мотор не использует гребной винт, а значит, он полностью безопасен для находящихся в воде людей и животных, что объясняет его использование на многих спасательных катерах и лодках. Тем более, существует множество акваторий, где использование гребных винтов просто запрещено. Ну и, конечно, сложно представить гидроциклы с гребными винтами.

Водометные движители, используют, как правило (но, далеко не всегда), на глиссирующих лодках и катерах. Причем, их размер далеко не заканчивается канадской алюминиевой плоскодонкой. Пассажирские паромы и военные катера — тоже входят в их число. И не просто так.

Распространенное заблуждение, что эффективность водомета гораздо ниже, чем гребного винта, проистекает из теоритического анализа 60-х годов, и просто было принято на веру. Впрочем, оно было развеяно в 90-х годах. Правда, речь идет в данном случае, о скоростях, свыше 25 узлов и не обо всех конструкциях. Проблема начального ускорения водометов постепенно решается введением технологических новшеств, одно из которых — изменяемый параметр входного и выходного каналов.

Что касается надежности лодочного мотора с водометной насадкой, то моторесурс самого двигателя, должен быть заведомо выше, чем у аналогичного винтового. Связано это с тем, что нагрузка на мотор никак (почти) не изменяется, в зависимости от загрузки судна. В то время, как для лодочных моторов с гребными винтами, характерны такие явления, как недокрут или перекрут (когда нет возможности быстрой замены ГВ или смены шага лопастей). Стоит отметить, что это применимо не ко всем моделям водометных лодочных моторов.

Распространенная ошибка любителей промчаться по мелководной горной реке с водометным лодочным мотором — забыть (или не знать) о том, что необходимо снять стопор дейдвуда с положения «задний ход». Впрочем, на любом подвеснике это необходимо делать, во избежание потери транца или редуктора ПЛМ, вашей любимой лодки, при втрече подводной части лодочного мотора с препятствием.

Справедливости ради, стоит сказать, что, на самом деле, мотание по мелководью с водометом, не так уж безболезненно для привода, как это позиционируется дилерами. Можно легко поймать мелкий камень в водозаборник, а песок, который втречается с импеллером, работает, как хороший абразив. Вследствии последнего, диаметр импеллера постоянно уменьшается (а чашки импеллера — увеличивается), а это автоматически означает, что производительность привода довольно быстро будет падать.

В догонку к вышесказанному: водометный лодочный мотор, вопреки мифам, с удовольствием засасывает в себя разный плавучий мусор. А вот, что бы от него избавиться (не всегда это требуется, конечно, часто, импеллер срабатывает, как блендер), необходимо разобрать насадку, что, по сравнению с гребным винтом, процедура не быстрая. Ведь, после того, как вы намотали на гребной винт какой-либо мусор, достаточно лишь включить заднюю передачу, что бы его очистить.

Если всерьез зарываться в гидродинамику и в потери для обоих вариантов привода, то сразу становится понятно, что эта тема весьма непростая. Слишком много зависимости от многих факторов, и еще больше останется неучтенных. Поэтому, если ваш знакомый, не являясь экспертом — конструктором судовых приводов, смело рассуждает о недостатках или достоинствах водометных лодочных моторов, закрывайте на это глаза.

В заключение, можно сказать, что, множество тех же рыболовов, которые перешли с гребного винта на водомет, и громко высказывают его отрицательные стороны, ни за что не хотят возвращаться к винтовому движителю. Интеллектуальные системы управления, которые раньше были недоступны для потребителя, кардинально решают проблему производительности водомета во всех режимах работы. Но это пока что доступно лишь на больших судах, специально спроектированных под водометный движитель.

Читать еще:  Лодочный электромотор на сколько хватает аккумулятора

Если учесть, что мы, до сих пор, топчемся на уровне простейшей механики, то, споры о механических движках будут идти вечно, на радость процветающим форумам.

Водометы для моторных лодок: что это и кто в России их производит?

Под непонятным названием водомет скрывается разновидность движителя моторной лодки, который заставляет ее передвигаться на реактивной тяге выбрасываемой струи воды. Лодочный мотор водомет представляет собой более мощный движитель, дающий лодке возможность двигаться с большей скоростью, чем с использованием обычного мотора.

В этой статье речь пойдет о существующих видах водометов, их характеристиках, производителях, а также о том, где лучше купить лодочные водометы по самым выгодным ценам.

Принцип действия водомета и основные характеристики

Если отвлечься от технических сложностей и объяснять доступным языком, то под водомет подходит определение — это гребной винт, но вмонтированный в трубу конусовидной формы – один ее конец уже, чем другой. При попадании воды в трубу она при помощи винта и выбрасывается из узкого конца трубы в виде сильной струи, толкающей лодку вперед. Это и есть движение на реактивной тяге, принцип работы водомета, по аналогии с взлетом космической ракеты или полетом реактивного самолета в воздухе.

Современные водометы производятся с несколькими винтами для усиления реактивной тяги, что в разы повышает скорость, и лодка с водометом преодолевает большие расстояния за короткое время. Этим преимуществом пользуются любители путешествий по воде на дальние расстояния – рыбаки, туристы и т.д.

Конструктивно водомет представляет собой металлический корпус, внутрь которого помещен гребной вал, передним концом соединенный с подшипниками, а сзади к нему монтируются обтекатель, импеллер для водомета (гребной винт), втулка скольжения, вращаемая в резинометаллическом подшипнике. Этот подшипник работает, только находясь в воде. Крутящий момент от мотора на гребной вал передается с помощью штифта.

Импеллеры, устанавливаемые на водометы, бывают следующих видов:

  • осевой: простейший для изготовления, но имеет самый малый КПД, а кавитация ограничивает работу, которая возможна только на малых оборотах;
  • диагонально-осевой:применяется в водометах со средними оборотами, КПД несколько выше;
  • шнековый, диагональный: винты таких типов изготавливаются по новейшим технологиям, работают на двигателях с высокими оборотами, обладают самым большим КПД.

Маневрирование лодки или катера достигается путем изменения направления реактивной струи, которая выбрасывается из узкого конца трубы. Поворот осуществляется рулевым колесом, но следует помнить, что угол поворота не должен превышать 90 градусов. Для движения назад руль поворачивают против направления часовой стрелки на 360 градусов. Реактивная струя сталкивается с рулевым пером и уходит под дно лодки.

Водометные движители устанавливаются только на лодки и катера со стационарно установленным двигателем, к которому есть следующие требования по характеристикам:

  • мощность двигателя не должна быть меньше 100 лошадиных сил, т.е. находиться в диапазоне 100 – 150 лошадиных сил;
  • количество оборотов вала в пределах от 3700 до 4200 оборотов в минуту;
  • максимальный крутящий момент вала – 290.

При соблюдении данных условий использование водомета существенно улучшает ходовые характеристики лодки или катера и повышает маневренность.

Положительные отличия и недостатки

Используемые водометные лодочные моторы обладают следующими плюсами:

  • значительное увеличение скорости движения и маневренности лодки за счет реактивной тяги;
  • способность лодки двигаться по мелководью (на глубине до 15 см), что затруднительно для обычного движителя;
  • сокрытие гребных винтов в трубу позволяет значительно снизить вероятность выхода из строя движителя по причине попадания в него водорослей, мусора и т.д.;
  • пониженная вибрация и мягкий ход на высоких скоростях;
  • есть возможность использования водомета в качестве насоса для перекачивания жидкости.

Помимо скорости повышается безопасность использования лодки, т.к. все гребные винты закрыты и исключено травмирование людей работающим винтом.

Наряду с преимуществами есть несколько недостатков, которые могут повлиять на желание приобрести и установить на свою лодку водомет, а именно:

  • мощность водомета меньше мощности обычного мотора для лодок, причина в том, что диаметр крыльчатки водомета меньше диаметра обычного гребного винта, также влияет на мощность усиливающаяся в трубе турбулентность;
  • управлять лодкой с водометом значительно сложнее, чем обычной моторкой с гребным винтом, потребуется некоторое время, чтобы приноровиться;
  • после установки водометного движителя существенно увеличится вес лодки, т.к. сам он достаточно тяжел, еще прибавится вес воды, попадающей в трубу;
  • стоимость водометов сильно превышает цены обычных движителей с гребным винтом, по меньшей мере, в 1,5 раза.

На любителей водных путешествий и активного отдыха на воде вышеперечисленные недостатки не могут оказать решающее влияние, т.к. те преимущества в скорости и маневренности, а также безопасности, которые они получают, являются более важными. По этой причине вопрос о том, что лучше, водометный движитель или подвесной, перед ними не стоит. Лодка, на которую установлен водомет, проходит большее расстояние с наименьшими затратами времени.

Характеристика моделей Кальмар и Ямаха 30 HWCS

Водомет Кальмар своим появлением на рынке дал любителям водных путешествий возможность путешествовать быстрее и дальше, т.к. в отличие от своих предшественников является четырехтактным. Он проектировался как устройство для лодок с транцем 25 – 45 см. Мощность его двигателя составляет 2,5 лошадиные силы, развиваемая скорость 8 — 15 км/ч в зависимости от загрузки плавсредства, срок работы до капремонта – 650 часов. Вес всего 9,5 кг, что очень ценно при эксплуатации. Конструкция позволяет устанавливать его на транцы, а также на бестранцевые лодки.

Устройство его простое, не требует от пользователя специальных знаний, достаточно уметь использовать подвесной мотор. Форма позволяет хранить его в вертикальном положении без поддерживающих устройств, это очень важно для четырехтактных двигателей, лодочные моторы не исключение.

Установка Кальмара возможна на плавсредства грузоподъемностью не более 350 кг (включая вес самой лодки). При максимальной загруженности скорость движения будет не менее чем 8 км/ч. Водомет Кальмар – удобный и мощный водометный агрегат, простой в эксплуатации, подходящий всем любителям рыбалки и туризма. Водометы российского производства представлены на рынке не только Кальмаром и его модификациями, но и такими моделями как Сталкер и др.

Ямаха 30 – это мотор для лодки подвесного типа, относится к группе двухтактных моторов мощностью от 2 до 30 лошадиных сил. Модели отличаются компактностью, небольшим весом, высокими эксплуатационными характеристиками и надежностью. Под водомет можно приспособить практически любую модель мотора Ямаха.

Водометы для лодок из ПВХ

На лодку ПВХ можно изготовить водомет собственными руками, для этого подойдут практически любые лодочные моторы, лучше всего подойдут модели с мощностью от 15 до 20 лошадиных сил. В продаже можно найти практически любой нужный вид двигателей, все зависит от потребностей, предпочтений и бюджета. Чем меньше весит лодочный мотор, установленный на такое плавсредство, тем лучше. Специалисты советуют использовать импортные двигатели.
В набор для изготовления водомета на ПВХ лодку входят следующие инструменты и материалы:

  • собственно лодочный мотор;
  • схема двигателя;
  • штуцеры;
  • редуктор;
  • фланец;
  • ступица;
  • аппарат для сварочных работ;
  • развертки водосборника;
  • входной фильтр;
  • клей.

Создавая водомет для лодки ПВХ, нужно учесть все рабочие моменты, которые могут повлиять на конечный результат. Все детали должны быть подобраны, их размеры просчитаны и определены. Для того, чтобы хорошо справиться с такой задачей нужно как следует подготовиться и иметь чертежи.

Существует множество статей и руководств на эту тему как в интернете, на форумах, так и в печатной периодике, посвященной вопросам данной специфики. Лодочные моторы, которые переделаны под водомет своими руками, являются предметом гордости своих владельцев.

На многих порталах и форумах, посвященных вопросам создания, проектирования, усовершенствования техники, есть советы о том, как использовать под водомет на лодку аналогичное устройство от гидроцикла, установив его на лодку.

Водометные насадки

Подвесные водометы или водометные насадки – более бюджетный вариант. Это набор комплектующих, который устанавливается на место прикрепления редуктора и гребного винта, и обычный мотор превращается в водометный. Разные лодочные моторы требуют свои виды насадок.

При установке мотора, на который прикрепили такую насадку, его устанавливают на 15 см ниже чем мотор с обычным гребным винтом, чтобы под водомет попадала вода. Еще лучше будет на транец добавить опору для мотора – надстраиваемый транец, с ним использование водометной насадки удобнее.

Читать еще:  Лодочный мотор из мотокосы

Водометные насадки можно использовать как водомет на лодку – казанку. Эти модели лодок изготавливаются из дюраля, являются очень легкими и быстрыми, поэтому использование мощных моделей водометов нежелательно, т.к. может привести попросту к опрокидыванию лодки при резком маневрировании. Но лодка – казанка с установленным на ней водометом небольшой мощности или водометной насадкой, становится еще более быстрой. Таким образом, водометная насадка или водомет подвесной, является более дешевым аналогом.

Где купить водометный лодочный мотор?

На рынке существует множество предложений, как от российских производителей, так и импортных вариантов водометных двигателей. Китайский водомет будет стоить гораздо дешевле японского. Множество предложений по самым разным ценам можно найти в интернет-магазинах.

Примерные цены приведены в таблице

Интернет-магазин Цена, руб. Сайт
TIU.RU 19750,00 – 53100,00 https://moskva.tiu.ru/p296226929-podvesnoj-vodometnyj-lodochnyj.html
FarPost.ru 35000,00 https://www.farpost.ru/ussuriisk/water/engines/vodomet-honda-kalmar-m-43759674.html
Moto Continent 25000,00 – 79990,00 http://www.motocontinent.ru/lodochnye-motory-kalmar/?ycl >
Первая двигательная компания 31650,00 http://www.1dvs.ru/katalog/motory_honda

Цены на водометные лодочные моторы не самые низкие, но их использование дает множество преимуществ в скорости, проходимости и других эксплуатационных качествах моторной лодки. Поэтому что выбирать для лодки – водомет или винт на обычном моторе – решать тому, кто будет путешествовать на лодке или катере.

Лодочный мотор водомет – принцип работы

Принцип работы

Водомётный мотор по принципу работы имеет сходство с реактивным двигателем. Отличие только в том, что из сопла водомёта вырывается вода.

В его нижней части находятся отверстия для забора воды в водоток. В самом водотоке вращается импеллер, от работы которого создаётся разряжение, приводящее воду в движение по трубе водотока. При проходе через винт вода ускоряется и под давлением выплёскивается через сопло, диаметр которого сужен. В итоге, лодка приходит в движение.

Когда применяют

Область использования водомета — это затянутые водорослями участки мелководий, мели и перекаты. Рекомендовано использование водомётов на участках, где проблематично плавание на моторах с винтом, из-за возможности нарушения его работы.

Отверстия для забора воды в мотор защищено решёткой и проникновение водорослей, мусора, камней практически невозможно. Если какие-то части водорослей проникают в двигатель, то они просто измельчаются винтом, по принципу мясорубки.

Преимущества и недостатки

К преимуществам мотора можно отнести:

  1. В лодочных водомётах отсутствуют вращающиеся детали, находящиеся в воде. Поэтому водоросли, ветки и мусор не влияют на вращение импеллера. В результате исключается наматывание растений на шнек, находящийся в водомётной трубе и выход его из строя.
  2. Отличное преодоление лодкой мелководья, замусоренных мест водоёмов. Обычный мотор с винтом не справляется с этой задачей.
  3. Из-за нахождения импеллера в корпусе двигателя, исключается вероятность нанесения травм людям, находящимся, непосредственно в воде около лодки.
  4. КПД мотора увеличивается при высокой скорости.
  5. Высокая устойчивость и управляемость из-за эффекта «присасывания» лодки к поверхности воды. Лодка устойчива на крутых виражах, даже при большой скорости.
  6. Водомёт обеспечивает разворот на месте или движение бортом вперёд.
  7. Экстренное торможение на полном ходу, тормозной путь при этом самый маленький.
  8. Уменьшение шума от работы водомёта, что определённо порадует любителей рыбалки.

К недостаткам можно отнести такие свойства, как:

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

  1. Уменьшение КПД на небольших скоростях.
  2. В качестве груза, который необходимо перевозить, помимо веса двигателя, ещё добавляется вода, используемая в моторе.
  3. Уменьшение мощности из-за турбулентных свойств, которыми обладает вода в трубопроводе двигателя.
  4. Возможность засорения системы охлаждения из-за попадания мусора или растений через нижнее отверстие для забора воды в двигатель.
  5. Большой износ ротора и статора в результате эксплуатации мотора на мелководьи.
  6. Более дорогостоящий ремонт по отношению к винтовым двигателям.

Популярные модели

Водометы производят ограниченное количество компаний. Одна из лучших по качеству производства моторов является компания YAMAHA и непосредственно модель Jet. На выбор представлены двигатели мощностью 40-150 л. с. и стоимостью 150-300 тысяч рублей. Каждый мотор оснащён таким перечнем опций, как дистанционное управление, пуск электростартером. Все детали выполнены из качественных материалов и обладают большой прочностью.

Более простой моделью на рынке представлен мотор марки Кальмар, имеющий мощность 2.5 л.с и развивающий скорость до 15 км/час, в зависимости от конструкции катера. Он также надёжный и интересен рыбакам и другим лодочникам, которые плавают в акватории неглубоких и небольших водоёмов. Цена составляет порядка 50 тысяч рублей.

Если нужен средний вариант между представленными моделями, то следует обратить внимание на производителя моторов марки Tohatsu. Цена моторов на 2.5 л. с. составляет 40 тысяч рублей, но имеет более широкий ряд моделей, которые предлагает производитель. Следует обратить внимание на модель «СТАЛКЕР», которая является самой лёгкой моделью двигателя из всех представленных. Сухой вес этого мотора составляет 5 кг. Мощности двигателя хватает для развития скорости до 8 км/час. Цена предложенной модели составляет 20 тысяч рублей.

Двигатели мощностью в пределах 50 л. с. представлены такими производителями, как: Honda, Tohatsu, Mercury. Цены здесь достигают предела 250-450 тысяч рублей. Оптимальные модели двигателей представлены маркой Tohatsu, а дорогие модели представляют бренды Honda и Mercury.

Водомёт своими руками

Собрать водомёт можно из двигателей «Москва», «Ветерок», «Стрела». Наилучшим вариантом при сборке можно считать, если он собран с отличного, уникального «Ветерка 12». Отличительной характеристикой данной модели, является использование в сборке водомёта серийных запчастей, которые легко найти в интернете. Вес собранного двигателя будет тяжелее стандартного на 1 кг. При водоизмещении в 450 л двигатель отлично поддаётся глиссированию и развивать скорость до 25 км/час.

Материалы, используемые при сборке:

  • Лодочный мотор «Ветерок-12».
  • Специальный фланец.
  • Штучный редуктор.
  • Развёртки водосборника.
  • Сварочный аппарат.
  • Ступица.
  • Качественный клей.
  • Штуцеры.
  • Схема двигателя.

Материал, который используется при сборке должен соответствовать всем нормам. Хорошая проходимость лодки достигается путём расположения передней кромки водосборника ниже на 40 мм по отношению днища. Сборка водомёта осуществляется с использованием штатного редуктора, который крепится к двигателю с помощью фланца.

На металлическом листе, делаем разметку лопастей и водозаборника. Получившиеся детали обрабатываются напильником и выгибаются при помощи гибочных валиков. Далее,свариваем поперечные и продольные фасонные вырезки. На бобышку крепится ступица. При сборке всех деталей, общий вес помпы не должен превышать 20 кг.

Водомёт или традиционный винт

Преимущество водомёта в более простом и удобном управлении. Разворот происходит при меньшем радиусе по сравнению с гребным винтом.

При проделывании этой процедуры с винтом, есть риск повредить лопасти, из-за больших перегрузок. При наличии импеллера внутри корпуса, его просто невозможно повредить, поэтому можно использовать водомёт на небольших глубинах. Производители рекомендуют придерживаться глубины в 1 метр для свободного движения воды, и это позволит сохранить тяговую силу движителя. Если сравнивать по мощности, то для набора одинаковой скорости с разными двигателями, для водомёта нужен мощнее мотор, чем у винтового.

Цена имеет значительную роль при выборе и стоит учитывать что она у водометов значительно выше чем у винтовых, а расход топлива больше.

Отсюда следует вывод, что водомет лучше приобретать, если этого требует особенности водоема для рыбалки. Показанием к применению являются небольшие глубины, значительные скопления людей в местах плавания.

Блиц-советы

Водомёт является эффективным при использовании на малогабаритных лодках, грузоподъёмность которых не превышает 280 кг. Конструкция позволяет использовать его при любых погодных условиях и имеет ряд отличительных качеств.

Вот некоторые советы о том, как его использовать:

  • Использование как насоса для выкачивания воды.
  • Возможность установки его на лодки с мягкой и жесткой основой.
  • Тестирование в дождливую погоду показало, что погода никак не влияет на производительность.
  • Возможность применять его в зарослях камыша, засоренных участках водоёма. Отлично проходит мелкие участки.

Следует обратить внимание на приказ № 500 МЧС РФ от 29.06.2005, который гласит, что государственной регистрации в ГИМС МЧС РФ подлежат подвесные моторы, которые принадлежат юридическим либо физическим лицам. Так что во избежание проблем с органами рекомендуется обратиться в местное отделение инспекции.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации