Что такое глиссирование: необходимые условия, режимы, как улучшить выход на глиссер?
Выход на глиссер сравнительно новый режим передвижения лодок. Это понятие знакомо людям с детства и сравнимо с запуском камня по воде.
Для такого развлечения обычно выбирали камни с плоскими сторонами. Этот пример подходит для описания процесса глиссирования лодки. Для правильного вхождения на глиссер необходимо знать основные моменты, с которыми можно столкнуться, практикуя такой режим.
Что такое глиссирование?
Лодки, выполненные из ПВХ материалов проходят выход на глиссер быстро, без лишних трудностей. Достаточно лишь отойти от берега, а также избегать преград на пути.
Для выхода следует плавно давить на газ, а после осуществления режима, газ разрешается сбрасывать до половины. Средней скорости достаточно, для поддержания глиссирования.
Существует ряд правил, которые помогают осуществить выход на глиссер избегая проблем:
Выполняя выход первый раз, не нужно сразу ставить скорость на максимум. Предпочтительнее для начала опробовать несколько режимов, дабы прочувствовать лодку и понять схему процесса.
Желательно, чтобы гребной винт располагался на середине. Если он находится глубоко, это влечет за собой излишнее трение. Слишком высокое расположение не позволяет набрать нужную скорость.
Размещая груз на лодке, важно распределить его равномерно, а не оставлять в одном месте всё.
В момент глиссирования нельзя резко дергать руль. Это влечет за собой потерю контроля и испорченный глиссер. В режим придется входить заново.
Впервые пробуя глиссирование желательно убрать груз с лодки. Это облегчает работу вхождения в глиссер. .
Скорость глиссирования
Скорость начала режима глиссирования зависит от множества факторов:
веса;
загруженности лодки;
мощности двигателя;
характеристик гребного винта;
места расположения груза на лодке;
конструкции днища, его формы;
плотности воды;
глубина расположения винта;
угол наклона мотора;
скорость течения.
Средний показатель скорости для выхода на глиссер поливинилхлоридных лодок-19-20 км/ч. Данные значения могут изменяться в большую и меньшую сторону, в зависимости от конкретных характеристик лодки.
Почему лодка не выходит на глиссер – причины
Несмотря на то, что процесс не является трудоемким и не требует специальной подготовки, у начинающих пользователей часто возникают вопросы и сложности. Это связывают с тем, что человек часто не учитывает тонкости выхода.
Выделяют ряд основным причин, мешающих режиму глиссирования:
маленькая мощность двигателя. Часто именно этот фактор не позволяет осуществить правильный выход.
неправильное распределение груза на лодке. Правильное расположение рассчитано на центр плавательного средства. Нельзя перевозить его, располагая сзади или по бокам.
ошибочная высота мотора. Выделяют две ошибки: винт расположен слишком глубоко и слишком высоко. В первом случае мотор испытывает лишнее сопротивление за счет воды, в то время, как скорость не прибавляется. Во втором случае, мотор будет захватывать воздух. Находясь в воздухе, в винт будет крутиться впустую, одновременно понижая скорость. Если мотор нельзя переместить на уровень ниже, то рекомендуется применять антикавитационную пластину.
особенные формы лодки. Часто конструкции из ПВХ материалов имеют неровную поверхность. Такой фактор добавляет лишнее трение с водой. Выбирая конструкцию для плавания, следует учитывать этот момент и смотреть, чтобы дно было плавным.
Как улучшить выход лодки на глиссирующий режим передвижения?
Выделяют ряд мероприятий, которые облегчают момент выхода на глиссер:
Распределить груз в лодке. Если необходимо перевозить большое количество груза, то желательно расположить его в носу плавательного средства. Такой прием делает переход в режим более быстрым.
Понизить вес лодки до минимума.
Перенос плиты. Инструкцией сказано, что плита размещается параллельно днищу, расстояние должно быть в пределах 25-55 см. Чтобы ускорить процесс, специалисты рекомендуют перенести плиту немного ближе.
Гребной винт должен походить для данного мотора и характеристикам лодки. В противном случае возможен быстрый износ двигателя и проблемы при перемещении.
Для людей, которые любят кататься «с ветерком», рассекая волны, набирая большую скорость и экономя при этом топливо, наилучшем решением является режим глиссирования.
Теперь клюет только у меня!
Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.
Теперь клюет только у меня!
Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.
я считаю , что на » воздушной подушке» нельзя называть — ГЛИССИРОВАНИЕМ! ведь глиссирование сопровождается соприкосновением двух твёрдых поверхностей — вода и корпус ! плотность воды на скорости более 25 км/час можно считать » твёрдой поверхностью». воздушная » прослойка» , как -то не отвечает понятию — глиссирование. это моё мнение и ничего более.
Что такое глиссирование лодки?
Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.
Что такое глиссирование
Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.
Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.
Глиссирование лодок ПВХ
Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:
Водоизмещающий. Скорость передвижения в этом режиме сравнительно небольшая – до 15 км/ч, лодка поднимает высокую волну и кильватерную струю. Именно в этом режиме перемещаются лодки со слабыми моторами. Вследствие большой смачиваемой поверхности и, как результат, относительно большого трения, этот режим является наименее экономичным.
Переходный. Еще не глиссирование, но водоизмещение лодки уже уменьшается, происходит достаточно сильное приподнимание носовой части плавательного средства. В зависимости от веса лодки переход на этот режим происходит на скорости от 16 до 18 км/ч.
Глиссирующий. В среднем переход на этот режим передвижения происходит на скорости больше 20 км/ч. Смачиваемая водой поверхность днища лодки достигает на этом режиме минимума, наблюдается снижение нужной на поддержание режима мощности – глиссирующий режим наиболее экономичен. Лодка перестает поднимать высокую волну.
Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.
Как выйти на глиссирование
В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.
Скорость
Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.
Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.
Минимальная скорость
В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.
Лодка не выходит на глиссирование
Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:
Слишком низкая мощность двигателя. Примерная минимальная необходимая мощность вычисляется из расчета, что на 25 кг веса лодки должна приходиться 1 лошадиная сила мощности мотора.
Материал изготовления лодки. Плавательные средства из поливинилхлорида требуют от мотора несколько большей мощности, чем, к примеру, цельнопластиковые.
Неправильный угол наклона двигателя. Оптимальный вариант для большинства лодок и моторов находится в диапазоне 5-15 градусов, меньшее или большее значение угла наклона будет препятствовать переходу лодки на глиссирующий режим передвижения. В целях безопасности регулировка угла наклона выполняется только при выключенном двигателе.
Неправильно установленный транец. Если гребной винт оказался так высоко, что захватывает лопастями воздух, то ни о каком глиссировании думать не приходится. Если же винт оказывается слишком глубоко, то кроме всего прочего, такая ситуация при достаточной мощности мотора приведёт к переворачиванию лодки.
Неправильно распределённый груз. Слишком перегруженная корма или один из бортов может стать непреодолимым препятствием при попытке выхода на глиссер.
Изначально неподходящая для глиссирования форма корпуса лодки.
Как улучшить
Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:
Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
Максимально снизить вес лодки.
Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.
Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.
В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:
Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.
Глиссирование надувных лодок и всё что нужно знать об этом
Глиссирование является одним из самых экономичных вариантов передвижения плавательного средства, который стал доступен после появления мощных и в то же время легких двигателей внутреннего сгорания.
Варианты движения надувных лодок
Судна ПВХ, как и другие плавсредства могут перемещаться по поверхности воды в трех режимах, а именно:
водоизмещающий – сохраняется при ходе на веслах, приостановке средства или движения на небольших скоростях (менее 15 км/ч.);
пограничный – развивается на скорости 17 – 18 км/ч, при этом передняя часть лодки значительно приподнимается вверх, а корма лодки заметно проседает;
глиссирование – обычно, данный режим формируется на скорости от 20 км/ч, судно занимает горизонтально положение, при этом смоченная поверхность днища не достигает одной трети от общей длины плавсредства.
Для глиссирования характерно уменьшение мощности, при этом скорость движения будет находиться на максимальном уровне. Данная особенность связана с тем, что сила, необходимая для перехода на глиссир значительно превышает силу, которая требуется для его сохранения.
Глиссирование ПВХ лодок
Глиссирование – это один из вариантов движения судна, при котором плавсредство удерживается на поверхности воды, за счет создаваемой им подъемной силы и скоростного напора воды. Иными словами, судно скользит по водной глади, при этом смоченная поверхность днища остается на минимальном уровне.
Основными условиями для выхода лодки ПВХ на глиссир являются:
Расчет выхода на глиссирование вычисляется индивидуально в каждом случае, при этом учитывается соотношение общей массы судна (совместно с грузом и пассажирами) и мощности мотора. Данный показатель измеряется в лошадиных силах, но даже корректность его определения не может выступать гарантом в беспроблемном переходе на глиссирующий режим.
На практике, большое влияние также оказывает длина лодки (чем она больше, тем быстрее и легче получиться развить нужную скорость), размещение груза, форма плавсредства, киля, конфигурация и объем баллонов, жесткость днища и пр.
Как перейти на глиссирование?
Для вывода ПВХ-лодки на режим глиссирования следует удалиться от береговой линии, а также объектов, которые могут преграждать путь во время движения. Затем необходимо плавно выдавить «полный газ», а после получения глиссирующего хода сбросить его до ½ (этого будет вполне достаточно для сохранения глиссирования).
Расчет скорости
Чтобы вычислить максимально возможную скорость глиссирования для конкретного плавсредства специалисты обычно используются специальную формулу Фруда — Fr= V/√ (g*L), где:
V – скорость движения судна;
g – ускорение свободного падения;
L – длина корпуса судна.
Как правило, для водоизмещающих судов значение Фруда варьируется в диапазоне 0, 2 – 0, 3, а для лодок, имеющих возможность глиссирования, оно превышает единицу.
Стоит учитывать, что минимальная скорость необходимая для перехода на глиссирующий режим также зависит от установленного двигателя, гребного винта, общего веса лодки, правильности распределения груза и конструкционных особенностей днища. В среднем для выхода на глиссирующий режим для поливинилхлоридных лодок достаточно скорости 19 – 20 км/ч.
Судно не выходит на глиссирование – возможные причины
Недоступность перехода на глиссирующий режим для ПВХ лодок может быть обусловлена следующими факторами:
недостаточная мощность двигателя – на 25 кг. веса должна приходиться 1 л. с.;
некорректный угол наклона двигателя – оптимальное значение данного показателя варьируется в пределах 5 – 15 град.;
локация гребного винта – слишком высокое/низкое размещение транца часто является причиной невозможности перехода лодки на глиссирование;
неподходящая конфигурация корпуса;
неправильное распределение груза – чтобы улучшить переход плавсредства на глиссир нужно снизить вес груза и переместить его основную часть в носовую область лодки.
Что такое глиссер на лодке
Глиссер на ПВХ лодке
Уже достаточно давно любители рыбалки обсуждают вопрос о глиссировании надувных лодок с мотором. Но до сих пор нет чёткого понимания. В первую очередь это связано с тем, что практически никаких исследований на данную тему не проводилось.
Если мы говорим о специализированных изданиях, либо о том, что пишут в интернете «профессионалы», то надо понимать, что там достаточно часто авторы не видят разницы между надувными лодками и лодками с жестким корпусом. В итоге мы получаем недостоверную информацию. Любому человеку, чтобы разобраться в особенностях глиссирования, важно понимать, что же это всё-таки такое.
Для надувных судов подходит определение глиссирования, как режима движения, когда днище лодки намокает в наименьшей степени.
Теперь давайте поговорим о самом режиме глиссирования. Для начала стоит рассказать об трёх режимах передвижения судов. Их всего три: водоизмещающий, переходный, глиссирующий. Первый режим мы можем наблюдать в случае, если лодка останавливается, либо при движении на вёслах. Ещё в случае, когда судно движется не быстрее, чем 15 км/ч.
Второй режим движения можно зафиксировать на скорости от 17 до 18 км/ч. В этот момент стоит обратить внимание на лодку. При этом режиме обычно можно заметить, что корма судна достаточно сильно проседает, а нос наоборот поднимается высоко вверх. Некоторые любители считают, что именно в данный момент их лодка выходит на глиссирование. Но это их серьёзная ошибка.
Ну и, наконец, третий режим. Тут стоит обмолвиться, что до сих пор нет четкого понимания, что именно должно считаться режимом глиссирования. Как мы уже говорили ранее, данный режим для надувных лодок на теоретическом уровне практически не изучался. В связи с этим, далеко не все его особенности известны. Кто-то, например, считает, что для надувных лодок данный режим можно назвать только условным глиссированием. При этом, если речь идёт о некоторых надувных катамаранах с мотором и нескольких иных видах надувных судов, то тут принято считать, что они обладают всеми необходимыми признаками глиссирующих лодок. Несмотря на всё это, нельзя забывать и о том, что есть большое количество различных факторов, которые так или иначе влияют на этот самый режим глиссирования. Двумя основным факторами является тип днища, установленного в лодке, а также мощность мотора.
Ладно, вернемся к сути третьего режима. Когда человеку всё-таки удается вывести на глиссирование своё судно, он сразу замечает, что серьёзно уменьшается сопротивление, а скорость как раз увеличивается. Судно находится в горизонтальном положении, но при этом около 1/3 поверхности днища лодки остается сухой. Некоторые отмечают, что создается визуальное ощущение, будто лодка как бы скользит по воде.
Опытные люди рассказывают, что после достижения режима глиссирования, разрешается скинуть обороты до 2/3. Несмотря на это, лодка и дальше будет двигаться достаточно быстро и будет оставаться в этом режиме. Причина этого достаточно проста. Чтобы выйти на режим глиссирования, нужно намного большее усилие, чем для его поддержания. По словам экспертов, надувные лодки переходят в режим глиссирования примерно на скорости 20 км/ч.
В то же время, находятся и те, кто уверяет, что в действительности выйти на настоящий режим глиссирования возможно только на скорости более 28 км/ч. Их основным аргументом является тот факт, что только начиная со скорости 28 км/ч надувная лодка в состоянии сохранять высокую скорость, а также оставаться в режиме глиссирования при неспокойной воде.
Само собой, и эта теория не идеальна. Важно понимать, что существует слишком много факторов, которые оказывают серьёзное влияние на лодку и на возможный выход её из переходного режима в режим глиссирования.
Далее мы поговорим о том, чем же всё-таки отличается вывод в режим глиссирования лодок с жестким корпусом и надувных моторных лодок. В первую очередь, надо помнить, что для надувных лодок очень важно как вы распределяете вес груза и пассажиров. Кто-то говорит, что для ускорения перехода в режим глиссирования нужно как можно больше груза разместить на носу лодки. Некоторые переносят крепление бензобака в нос, а другие во время нахождения надувной лодки в переходном режиме стараются перенести свою массу тела с кормы на середину лодки. Таким образом они пытаются ещё сильнее придавить лодку к воде. Стоит отметить, что перенос массы тела для перехода в режим глиссирования есть смысл использовать при условии, что длина надувной лодки составляет не более четырёх метров. Помимо этого на лодке должен быть установлен подвесной лодочный мотор с ручным управлением и необходимой мощностью.
Принято считать, что для перехода в режим глиссирования двигатель должен быть от 40 до 50 л.с с расчётом на одну тонну. Всё зависит от обвода корпуса лодки. Что касается веса, то необходимо брать в расчёт не только вес судна и мотора, но и вес пассажиров, а также груза. Правда многие считают, что эта схема расчётов подходит исключительно для лодок с жестким корпусом.
Как утверждают некоторые специалисты, экспериментальным путём всё-таки удалось выявить некоторую зависимость перехода в режим глиссирования от мощности мотора, длины самой надувной лодки и её загруженности.
Если речь идёт о лодках длиной 300-330 сантиметров, при условии что в ней будет только один человек, то для выхода в режим глиссирования понадобится мотор мощность 4-6 л.с. В случае, если в лодке окажется больше людей, то надо будет прибавлять по три лошадиные силы на каждого нового пассажира. Если мы берём надувные судна длиной 340-360 см, то тут понадобится мотор восемь лошадиных сил. С каждым последующим пассажиром надо будет увеличивать мощность мотора на пять лошадиных сил. Для лодок длиной 380-400 см необходим мотор десять лошадиных сил. Это если исходить из того, что на борту будет только один человек. При увеличении числа людей, прибавляем, как и в предыдущем случае по пять лошадиных сил на человека. Надувные лодки длиной более четырёх метров лучше оборудовать дистанционным управлением и мотором мощностью более 25 лошадиных сил.
Несмотря на все эти исследования, мы хотим ещё раз напомнить дорогим читателям о том, что все эти исследования ничего не гарантируют. Надо понимать, что могут отличаться и моторы, и лодки, да и загрузка тоже. Помните, что каждая лодка индивидуальна.
Глиссирование. Понятие “выход на глиссер”
Что такое глиссирование лодки
Существует три режима движения лодки:
1. Водоизмещающий режим: Режим движения лодки на скоростях до 15 км/ч. В этом режиме лодка движется, не используя свои скоростные свойства, площадь смачиваемой поверхности максимальна. От неё поднимается высокая волна. Режим характерен для лодок с двигателем очень малой мощности.
2. Переходный режим: Лодка двигается с сильно поднятой носовой частью. Данный режим наблюдается при скоростях 16-18 км/ч.
3. Режим глиссирования: Скорость движения от 20 км/час и выше. Смачиваемая поверхность минимальна.
Режим глиссирования – наиболее экономичный режим движения лодки. Рассмотрим его подробнее. Гли́ссер (фр. glisseur, от glisser — скользить) — лёгкое быстроходное судно.
Глиссирование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает.
Например.
Доска виндсерфинга полностью выходит из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь. Это яркий пример перехода в глиссирующий режим. Камешек, запущенный по воде и прыгающий по поверхности также глиссирует.
Немного физики.
При глиссировании сила поддержания обусловлена главным образом динамической реакцией воды, действующей на поверхность объекта, соприкасающуюся с ней. Роль гидростатических сил незначительна. Усилие, необходимое для выхода на глиссирование намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима.
Поэтому в лодке с подвесным мотором сначала надо «дать полный газ», чтобы она выскочила в глиссирующий режим, а потом можно отпустить газ до половины. Режим глиссирования сохраниться. Скорость не упадет.
Повысить мореходность глиссирующих судов и снизить перегрузки на волнении возможно путем придания днищу килеватости. По такому принципу созданы килевые моторные лодки.
Сравните два способа передвижения человека по воде на гребной лодке и на водных лыжах.
Они принципиально различны. В одном случае поддержание на поверхности воды происходит исключительно за счет архимедовой силы плавучести (лодка), во втором – только за счет гидродинамической силы поддержания (водные лыжи). Стоит буксировщику остановиться, и лыжи перестанут удерживать человека на поверхности. Их плавучести недостаточно.
В теории корабля первый способ поддержания на воде называют плаванием, второй – глиссированием. Суда, которые при движении по воде поддерживаются силами плавучести, называются водоизмещающими, а суда, которые могут держаться на воде за счет гидродинамической силы, – глиссирующими.
Конечно, в отличие от водных лыж, глиссирующие суда не тонут. Просто если их скорость недостаточна для выхода на глиссирование, они движутся в водоизмещающем режиме.
Общие условия, которые способствуют глиссированию моторных судов:
Наличие достаточной мощности на единицу веса судна, то есть высокое отношение мощности двигателя к весу судна.
Особые формы корпуса, создающие достаточно большую гидродинамическую силу поддержания.
Малый вес судна.
Идея создания глиссера появилась как следствие решения проблемы, похожей на проблему преодоления звукового барьера. При приближении скорости судна к скорости распространения волны по воде получается, что судно непрерывно пытается заехать на им же образованную горку. Это явление называется волновым кризисом.
Расход топлива растёт по мере роста скорости и достигает своего максимума перед выходом судна на глиссирование. Недостаток мощности и/или неподходящая форма корпуса делают режим глиссирования недостижимым.
Например.
30-ти тонному теплоходу для преодоления волнового кризиса требуется двигатель мощностью не менее 800 л.с. После выхода на режим глиссирования этому же теплоходу для движения со скоростью 45 км/ч достаточно мощности всего лишь 330 л.с.
Теоретические основы.
Как известно, львиную долю в сопротивлении движению судна составляет волновое сопротивление и, так называемое, брызговое сопротивление. Разрезая воду при движении форштевень (нос судна) образует хорошо всем известную носовую волну. Струи воды, обтекающие судно по бортам, сталкиваясь за кормой, образуют кормовую волну. Наконец поток, обтекающий днище, образует поперечную волну, обуславливающую подъем воды за кормой.
Волны разбегаются, унося с собой энергию, затраченную на их образование. Судно старается от них уйти. Волны немного отстают, но не отрываются. Когда скорость судна увеличивается, волна синхронно догоняет. При этом она растет и в длину, и в высоту. Поскольку волны увеличиваются в длину, а судно, при всем желании, не может, меняется соотношение длины волны и длины корпуса судна.
Пример из истории.
Первым влияние соотношения длины волны и длины корпуса судна на сопротивление воды обнаружил английский физик Уильям Фруд, прогуливаясь двести лет назад по берегам Темзы. В то время моторов не было. Баржи таскали английские лошади. Лошади имели очень конкретное представление о сопротивлении барж, однако они не умели извлекать квадратных корней. А Фруд – умел.
Его наблюдения, расчеты и выводы привели к появлению числового соотношения, определяющего характер взаимодействия длины судна и волн, им образованных. Теперь это соотношение называют числом Фруда, Fr = 0,4.
Скорость, соответствующая движению судна на одной волне, является верхним пределом водоизмещающего режима. При дальнейшем увеличении скорости судно начинает карабкаться на свою же носовую волну. Если оно сможет туда забраться (Fr = 1,0-1,2), это будет уже режим глиссирования. Все, что между этими скоростями, носит название переходного режима.
В надувных лодках переходной режим некомфортен для движения. Сильно поднят нос. Экипаж вместе с вещами сползает к транцу. Самый комфортный и экономичный режим – глиссирование. Для этого необходимо правильно подобрать мощность двигателя для своей лодки.