Глиссирование что это на лодках
Top-motor.ru

Все про лодки

Глиссирование что это на лодках

Что такое глиссирование лодки?

Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.

Что такое глиссирование

Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.

Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.

Глиссирование лодок ПВХ

Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:

  • Водоизмещающий. Скорость передвижения в этом режиме сравнительно небольшая – до 15 км/ч, лодка поднимает высокую волну и кильватерную струю. Именно в этом режиме перемещаются лодки со слабыми моторами. Вследствие большой смачиваемой поверхности и, как результат, относительно большого трения, этот режим является наименее экономичным.
  • Переходный. Еще не глиссирование, но водоизмещение лодки уже уменьшается, происходит достаточно сильное приподнимание носовой части плавательного средства. В зависимости от веса лодки переход на этот режим происходит на скорости от 16 до 18 км/ч.
  • Глиссирующий. В среднем переход на этот режим передвижения происходит на скорости больше 20 км/ч. Смачиваемая водой поверхность днища лодки достигает на этом режиме минимума, наблюдается снижение нужной на поддержание режима мощности – глиссирующий режим наиболее экономичен. Лодка перестает поднимать высокую волну.

Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.

Как выйти на глиссирование

В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.

Скорость

Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.

Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.

Минимальная скорость

В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.

Лодка не выходит на глиссирование

Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:

  • Слишком низкая мощность двигателя. Примерная минимальная необходимая мощность вычисляется из расчета, что на 25 кг веса лодки должна приходиться 1 лошадиная сила мощности мотора.
  • Материал изготовления лодки. Плавательные средства из поливинилхлорида требуют от мотора несколько большей мощности, чем, к примеру, цельнопластиковые.
  • Неправильный угол наклона двигателя. Оптимальный вариант для большинства лодок и моторов находится в диапазоне 5-15 градусов, меньшее или большее значение угла наклона будет препятствовать переходу лодки на глиссирующий режим передвижения. В целях безопасности регулировка угла наклона выполняется только при выключенном двигателе.
  • Неправильно установленный транец. Если гребной винт оказался так высоко, что захватывает лопастями воздух, то ни о каком глиссировании думать не приходится. Если же винт оказывается слишком глубоко, то кроме всего прочего, такая ситуация при достаточной мощности мотора приведёт к переворачиванию лодки.
  • Неправильно распределённый груз. Слишком перегруженная корма или один из бортов может стать непреодолимым препятствием при попытке выхода на глиссер.
  • Изначально неподходящая для глиссирования форма корпуса лодки.

Как улучшить

Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:

  • Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
  • Максимально снизить вес лодки.
  • Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
  • Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.

Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.

В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:

  • Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
  • Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
  • Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.

Глиссирование что это на лодках

Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в основном носят не теоретический, а скорее экспериментальный характер.

Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как глиссирование надувных лодок рассматривается с тех же позиций, что и глиссирование судов с жестким корпусом, что в результате дает либо просто ошибочную и искаженную информацию, либо откровенную ересь. Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, для начала нужно определить самое главное, а именно — что такое глиссирование.

В учебниках по гидродинамике можно встретить вот такое определение этого понятия:

Глиссирование — это движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости.

Если перевести эту формулировку на простой и понятный язык, то получится примерно следующее:

Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счет встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади.

Но это определение опять же будет верным для судов с жестким корпусом, а не для надувных лодок. Для которых самым точным определением будет такое:

Глиссирование — это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.

Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:

Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на веслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/ч.

Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17-18 км/ч. При этом корма может сильно проседать вниз, настолько, что транец лодки с установленным на нем двигателем может оказаться на уровне воды, а нос — высоко задраться вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.

Существует несколько разных мнений о том, что можно считать глиссирующим режимом для надувных лодок. В отличие от хорошо изученного глиссирования судов с жестким корпусом, поведение надувных моторных лодок при выходе в этот режим изучено еще недостаточно хорошо, и многие аспекты его еще до конца не раскрыты. Есть мнение, что классические надувные моторные лодки с жестким полом, оборудованные аирдеком или надувным дном низкого давления (НДНД), относятся к судам, для которых этот режим можно назвать условным глиссированием.

В то же время некоторые надувные моторные катамараны и несколько других видов относительно редко встречающихся надувных концепт-ботов обладают всеми признаками глиссирующих судов в классическом понимании этого термина. Так или иначе, в отношении надувных лодок есть множество факторов, влияющих на выход и поддержание этого режима. Прежде всего необходимо принимать во внимание тип днища надувной лодки и мощность установленного на нее двигателя. В дальнейшем для упрощения понимания материала режим условного глиссирования надувных классических лодок мы будем называть просто «глиссированием».

Читать еще:  Спиннинг для лодки

При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки. Лодка принимает горизонтальное положение, но смоченная поверхность днища не превышает 2/3 от ее длины, и со стороны кажется, что она как будто скользит по воде. Обороты двигателя при этом увеличиваются. По достижении лодкой этого режима обороты двигателя можно сбросить с полных до 2/3, и лодка все равно сохранит высокую скорость и останется в глиссирующем режиме. Это связано с тем, что усилие, необходимое для выхода на этот режим, намного превышает усилие, необходимое для его поддержания. Средняя скорость перехода надувных лодок в глиссирующий режим составляет 20 км/ч.

Ряд специалистов утверждают, что настоящий режим глиссирования на надувных лодках достигается только на скорости 28 км/ч и больше, мотивируя это тем, что только начиная с этой скорости лодка не выходит из данного режима и не теряет скорости даже при движении по неспокойной воде. Однако это утверждение можно считать достаточно спорным, так как даже на меньшей скорости в зависимости от модели, типа днища, мощности установленного ПЛМ, загрузки и множества других факторов надувные лодки разного типа могут выполнять уверенный выход из переходного режима движения и двигаются в режиме, обладающем всеми признаками глиссирования. Пусть даже и на меньшей скорости.

Особенности надувных лодок

Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жестким корпусом при выводе в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это с помощью переноса и крепления бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая ее к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 м включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.

Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.

В водно-моторной среде хорошо известен постулат: чтобы вывести судно на режим глиссирования, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса. То есть выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причем в этот расчет берется все: вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика, эта схема расчета абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.

Так, наши собственные тесты показали следующие результаты.

Комплект: килевая лодка (вес по паспорту 48 кг) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг) + топливо (4 кг) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг — показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/ч. Хотя, следуя вышеприведенным расчетам, для судов с жестким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7,48 до 9,35 л.с.

Или вот другой пример: плоскодонная лодка (23 кг) + ПЛМ Mercury 5 М (20 кг) + водитель (115 кг). Итого общий вес 158 кг. Результат — выход на глиссирование и максимальная скорость 26,8 км/ч. Хотя, опять-таки следуя расчетам, мощность двигателя для этого комплекта должна находиться в диапазоне от 6,32 до 7,9 л.с.

Экспериментальным путем был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ:

— при длине лодки от 300 до 330 см для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 4-6 л.с. Каждый следующий человек +3 л.с. Пример: для выхода в режим глиссирования на надувной лодке длиной 3,2 м и загрузкой два человека будет необходим двигатель мощностью не меньше 8 л.с. Для выхода на глиссер на лодке длиной 3,3 м и загрузкой 3 человека необходим двигатель мощностью не меньше 10 л.с.;

— при длине лодки от 340 до 360 см для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек +5 л.с. Пример: для лодки длиной 3,5 м с загрузкой 2 человека — минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с., для 3 человек на борту — 15 л.с.;

— при длине лодки от 380 до 400 см — 10 л.с. для одного человека и +5 л.с. на каждого следующего пассажира.

При длине надувной лодки свыше 400 см рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигателя мощностью от 25 л.с.

Павел Прудников,

«Лодки-Питер»

Как уже было справедливо сказано, все формулы и расчеты по теме глиссирования, приводимые в периодической печати, касались именно жестких корпусов. По мнению известных инженеров-проектировщиков, в последние 40 лет ничего нового в обводах этих судов не появилось и, тем более, революционных проектов предложено не было. Надувные же корпуса до конца не изучены, и любые привязки к терминам очень условны.

В статье специалиста «Лодки-Питер» Павла Прудникова названы три режима движения надувных лодок и, более того, приведены конкретные цифры, при которых они наступают. Однако эти показатели привязаны исключительно к определенным лодке, мотору, винту, загрузке. Несмотря на то, что крой делается по лекалам, лодки на выходе со стапелей имеют индивидуальный характер. Винт подбирается исключительно под определенную нагрузку. Распределение груза в кокпите сильно влияет на результат. Таким образом, получая данные замеров, мы видим не более чем один из вариантов, а это субъективное мнение.

На полученные результаты влияют и условия движения корпуса по отношению к ветру и волне. Максимальная скорость лодки уходит на второй план, а на первый выступают ее мореходные качества, способность судна комфортно перемещаться в условиях волнения и поддерживать постоянную скорость. Именно поэтому более чем за 15 лет тестовых замеров было выведено, что полноценное глиссирование надувных корпусов длиной более 3,6 м начинается на скорости 28 км/ч, при оптимально подобранном винте и равномерно распределенной загрузке. Эта цифра тоже должна восприниматься как субъективное мнение, дабы избежать споров. Но есть некая собранная статистика, которая может быть использована для усреднения расчетов и для привязки к имеющимся в простом суждении водномоторников терминам.

Что такое глиссирование: необходимые условия, режимы, как улучшить выход на глиссер?

Выход на глиссер сравнительно новый режим передвижения лодок. Это понятие знакомо людям с детства и сравнимо с запуском камня по воде.

Для такого развлечения обычно выбирали камни с плоскими сторонами. Этот пример подходит для описания процесса глиссирования лодки. Для правильного вхождения на глиссер необходимо знать основные моменты, с которыми можно столкнуться, практикуя такой режим.

Что такое глиссирование?

Лодки, выполненные из ПВХ материалов проходят выход на глиссер быстро, без лишних трудностей. Достаточно лишь отойти от берега, а также избегать преград на пути.

Для выхода следует плавно давить на газ, а после осуществления режима, газ разрешается сбрасывать до половины. Средней скорости достаточно, для поддержания глиссирования.

Существует ряд правил, которые помогают осуществить выход на глиссер избегая проблем:

  1. Выполняя выход первый раз, не нужно сразу ставить скорость на максимум. Предпочтительнее для начала опробовать несколько режимов, дабы прочувствовать лодку и понять схему процесса.
  2. Желательно, чтобы гребной винт располагался на середине. Если он находится глубоко, это влечет за собой излишнее трение. Слишком высокое расположение не позволяет набрать нужную скорость.
  3. Размещая груз на лодке, важно распределить его равномерно, а не оставлять в одном месте всё.
  4. В момент глиссирования нельзя резко дергать руль. Это влечет за собой потерю контроля и испорченный глиссер. В режим придется входить заново.
  5. Впервые пробуя глиссирование желательно убрать груз с лодки. Это облегчает работу вхождения в глиссер. .

Скорость глиссирования

Скорость начала режима глиссирования зависит от множества факторов:

  • веса;
  • загруженности лодки;
  • мощности двигателя;
  • характеристик гребного винта;
  • места расположения груза на лодке;
  • конструкции днища, его формы;
  • плотности воды;
  • глубина расположения винта;
  • угол наклона мотора;
  • скорость течения.

Средний показатель скорости для выхода на глиссер поливинилхлоридных лодок-19-20 км/ч. Данные значения могут изменяться в большую и меньшую сторону, в зависимости от конкретных характеристик лодки.

Почему лодка не выходит на глиссер – причины

Несмотря на то, что процесс не является трудоемким и не требует специальной подготовки, у начинающих пользователей часто возникают вопросы и сложности. Это связывают с тем, что человек часто не учитывает тонкости выхода.

Выделяют ряд основным причин, мешающих режиму глиссирования:

  • маленькая мощность двигателя. Часто именно этот фактор не позволяет осуществить правильный выход.
  • неправильное распределение груза на лодке. Правильное расположение рассчитано на центр плавательного средства. Нельзя перевозить его, располагая сзади или по бокам.
  • ошибочная высота мотора. Выделяют две ошибки: винт расположен слишком глубоко и слишком высоко. В первом случае мотор испытывает лишнее сопротивление за счет воды, в то время, как скорость не прибавляется. Во втором случае, мотор будет захватывать воздух. Находясь в воздухе, в винт будет крутиться впустую, одновременно понижая скорость. Если мотор нельзя переместить на уровень ниже, то рекомендуется применять антикавитационную пластину.
  • особенные формы лодки. Часто конструкции из ПВХ материалов имеют неровную поверхность. Такой фактор добавляет лишнее трение с водой. Выбирая конструкцию для плавания, следует учитывать этот момент и смотреть, чтобы дно было плавным.

Как улучшить выход лодки на глиссирующий режим передвижения?

Выделяют ряд мероприятий, которые облегчают момент выхода на глиссер:

  1. Распределить груз в лодке. Если необходимо перевозить большое количество груза, то желательно расположить его в носу плавательного средства. Такой прием делает переход в режим более быстрым.
  2. Понизить вес лодки до минимума.
  3. Перенос плиты. Инструкцией сказано, что плита размещается параллельно днищу, расстояние должно быть в пределах 25-55 см. Чтобы ускорить процесс, специалисты рекомендуют перенести плиту немного ближе.
  4. Гребной винт должен походить для данного мотора и характеристикам лодки. В противном случае возможен быстрый износ двигателя и проблемы при перемещении.

Для людей, которые любят кататься «с ветерком», рассекая волны, набирая большую скорость и экономя при этом топливо, наилучшем решением является режим глиссирования.

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.

я считаю , что на » воздушной подушке» нельзя называть — ГЛИССИРОВАНИЕМ! ведь глиссирование сопровождается соприкосновением двух твёрдых поверхностей — вода и корпус ! плотность воды на скорости более 25 км/час можно считать » твёрдой поверхностью». воздушная » прослойка» , как -то не отвечает понятию — глиссирование. это моё мнение и ничего более.

Глиссирование что это на лодках

Глиссер на ПВХ лодке

Уже достаточно давно любители рыбалки обсуждают вопрос о глиссировании надувных лодок с мотором. Но до сих пор нет чёткого понимания. В первую очередь это связано с тем, что практически никаких исследований на данную тему не проводилось.

Если мы говорим о специализированных изданиях, либо о том, что пишут в интернете «профессионалы», то надо понимать, что там достаточно часто авторы не видят разницы между надувными лодками и лодками с жестким корпусом. В итоге мы получаем недостоверную информацию. Любому человеку, чтобы разобраться в особенностях глиссирования, важно понимать, что же это всё-таки такое.

Для надувных судов подходит определение глиссирования, как режима движения, когда днище лодки намокает в наименьшей степени.

Теперь давайте поговорим о самом режиме глиссирования. Для начала стоит рассказать об трёх режимах передвижения судов. Их всего три: водоизмещающий, переходный, глиссирующий. Первый режим мы можем наблюдать в случае, если лодка останавливается, либо при движении на вёслах. Ещё в случае, когда судно движется не быстрее, чем 15 км/ч.

Второй режим движения можно зафиксировать на скорости от 17 до 18 км/ч. В этот момент стоит обратить внимание на лодку. При этом режиме обычно можно заметить, что корма судна достаточно сильно проседает, а нос наоборот поднимается высоко вверх. Некоторые любители считают, что именно в данный момент их лодка выходит на глиссирование. Но это их серьёзная ошибка.

Ну и, наконец, третий режим. Тут стоит обмолвиться, что до сих пор нет четкого понимания, что именно должно считаться режимом глиссирования. Как мы уже говорили ранее, данный режим для надувных лодок на теоретическом уровне практически не изучался. В связи с этим, далеко не все его особенности известны. Кто-то, например, считает, что для надувных лодок данный режим можно назвать только условным глиссированием. При этом, если речь идёт о некоторых надувных катамаранах с мотором и нескольких иных видах надувных судов, то тут принято считать, что они обладают всеми необходимыми признаками глиссирующих лодок. Несмотря на всё это, нельзя забывать и о том, что есть большое количество различных факторов, которые так или иначе влияют на этот самый режим глиссирования. Двумя основным факторами является тип днища, установленного в лодке, а также мощность мотора.

Ладно, вернемся к сути третьего режима. Когда человеку всё-таки удается вывести на глиссирование своё судно, он сразу замечает, что серьёзно уменьшается сопротивление, а скорость как раз увеличивается. Судно находится в горизонтальном положении, но при этом около 1/3 поверхности днища лодки остается сухой. Некоторые отмечают, что создается визуальное ощущение, будто лодка как бы скользит по воде.

Опытные люди рассказывают, что после достижения режима глиссирования, разрешается скинуть обороты до 2/3. Несмотря на это, лодка и дальше будет двигаться достаточно быстро и будет оставаться в этом режиме. Причина этого достаточно проста. Чтобы выйти на режим глиссирования, нужно намного большее усилие, чем для его поддержания. По словам экспертов, надувные лодки переходят в режим глиссирования примерно на скорости 20 км/ч.

В то же время, находятся и те, кто уверяет, что в действительности выйти на настоящий режим глиссирования возможно только на скорости более 28 км/ч. Их основным аргументом является тот факт, что только начиная со скорости 28 км/ч надувная лодка в состоянии сохранять высокую скорость, а также оставаться в режиме глиссирования при неспокойной воде.

Читать еще:  Регистрация надувных лодок

Само собой, и эта теория не идеальна. Важно понимать, что существует слишком много факторов, которые оказывают серьёзное влияние на лодку и на возможный выход её из переходного режима в режим глиссирования.

Далее мы поговорим о том, чем же всё-таки отличается вывод в режим глиссирования лодок с жестким корпусом и надувных моторных лодок. В первую очередь, надо помнить, что для надувных лодок очень важно как вы распределяете вес груза и пассажиров. Кто-то говорит, что для ускорения перехода в режим глиссирования нужно как можно больше груза разместить на носу лодки. Некоторые переносят крепление бензобака в нос, а другие во время нахождения надувной лодки в переходном режиме стараются перенести свою массу тела с кормы на середину лодки. Таким образом они пытаются ещё сильнее придавить лодку к воде. Стоит отметить, что перенос массы тела для перехода в режим глиссирования есть смысл использовать при условии, что длина надувной лодки составляет не более четырёх метров. Помимо этого на лодке должен быть установлен подвесной лодочный мотор с ручным управлением и необходимой мощностью.

Принято считать, что для перехода в режим глиссирования двигатель должен быть от 40 до 50 л.с с расчётом на одну тонну. Всё зависит от обвода корпуса лодки. Что касается веса, то необходимо брать в расчёт не только вес судна и мотора, но и вес пассажиров, а также груза. Правда многие считают, что эта схема расчётов подходит исключительно для лодок с жестким корпусом.

Как утверждают некоторые специалисты, экспериментальным путём всё-таки удалось выявить некоторую зависимость перехода в режим глиссирования от мощности мотора, длины самой надувной лодки и её загруженности.

Если речь идёт о лодках длиной 300-330 сантиметров, при условии что в ней будет только один человек, то для выхода в режим глиссирования понадобится мотор мощность 4-6 л.с. В случае, если в лодке окажется больше людей, то надо будет прибавлять по три лошадиные силы на каждого нового пассажира. Если мы берём надувные судна длиной 340-360 см, то тут понадобится мотор восемь лошадиных сил. С каждым последующим пассажиром надо будет увеличивать мощность мотора на пять лошадиных сил. Для лодок длиной 380-400 см необходим мотор десять лошадиных сил. Это если исходить из того, что на борту будет только один человек. При увеличении числа людей, прибавляем, как и в предыдущем случае по пять лошадиных сил на человека. Надувные лодки длиной более четырёх метров лучше оборудовать дистанционным управлением и мотором мощностью более 25 лошадиных сил.

Несмотря на все эти исследования, мы хотим ещё раз напомнить дорогим читателям о том, что все эти исследования ничего не гарантируют. Надо понимать, что могут отличаться и моторы, и лодки, да и загрузка тоже. Помните, что каждая лодка индивидуальна.

Водоизмещающий режим, переходный, глиссирование

В этой статье мы рассмотрим режимы плаванья, виды судов и их скорость в разных режимах. В данной статье мы хотим наиболее простым языком описать механику движения судов, в частности, катамаранов и определение их максимальной скорости.

Стабильная скорость судна характеризуется равновесием воздействующих на него сил. Энергия мотора расходуется на создание поперечной волны, преодоление силы трения о поверхность воды и встречного ветра.

В состоянии покоя все суда в воде находятся в водоизмещающем режиме. Это означает, что они поддерживаются на поверхности воды только за счёт силы выталкивания. Скорость ограничена обводами судна. При движении на судно начинает воздействовать динамическая сила набегающего потока воды. С увеличением скорости сила потока увеличивается. Поток отражается от баллонов катамаранов или дна лодки. Если отразить поток в одном направлении вниз, то он позволяет вытолкнуть судно над водой (глиссирование). От круглых баллонов поток не отражается, а обтекает их, поэтому катамараны с круглыми баллонами не могут глиссировать. Для глиссирования нужно сделать нижнюю часть баллона плоской, чтобы поток отражался вниз. Во время глиссирования скорость, в основном, ограничена характеристиками мотора и ветром, а не обводами судна.

Водоизмещающий режим

Это наиболее экономичный режим движения судна. В нем ходят все большие морские и речные суда. Скорость зависит от обводов судна и длины ватерлинии. Судно поддерживается на плаву исключительно за счёт силы выталкивания.

  • Оптимальная скорость составляет 8-10 км/ч. В этом режиме расходуется наименьшее количество топлива на расстояние. Это скорость любого максимально загруженного катамарана Мастеркат с двигателем 5 л.с. Судно идет без дифферента, волнообразование небольшое.
  • Для не глиссирующих катамаранов с двигателями 5-10 л.с. с небольшой загрузкой (20-30% от грузоподъемности) Скорость составляет 17-22 км/ч – она не является оптимальной с точки зрения расхода топлива (это уже переходный режим), но является компромиссом между скоростью и экономичностью. Судно имеет небольшой дифферент на корму.
  • При увеличении мощности до 20-25 л.с. скорость не превысит 28 км/ч. При скорости более 20 км/ч дифферент на корму и волнообразование сильно увеличиваются. Энергия мотора расходуется на «заталкивание» судна на носовую поперечную волну. Для преодоления этого эффекта мы разработали специальные глиссирующие катамараны, на которых баллоны оснащены скегами и скорость достигает 40 км/ч.

Переходный режим

С ростом скорости судна длина и амплитуда носовой поперечной волны продолжает увеличиваться. Появляется дифферент на корму. Энергия мотора расходуется на заталкивание судна на передний гребень волны.

Переходный режим – режим движения в котором создается большая поперечная волна, присутствует дифферент на корму называется переходным, а силы набегающего потока воды не хватает, чтобы вытолкнуть судно из воды. При этом не все суда могут выйти из переходного режима, зависит от обводов судна.

Становится понятно, что преодоление носовой поперечной волны требует больших затрат энергии мотора, поэтому переходный режим является наименее оптимальным с точки зрения расхода топлива. Расход растет, а скорость увеличивается незначительно.

Глиссирование

Чтобы выйти из переходного режима нужно, чтобы набегающий поток вытолкнул судно вверх. При этом осадка судна снижается, и оно перестаёт создавать поперечную волну и тратить энергию на её преодоление. В этом глиссирующем режиме судно поддерживается на плаву в основном за счёт силы потока, а скорость ограничена только силой трения и силой ветра, а также шагом винта и оборотами мотора.

В круглых баллонах обычных катамаранов набегающий поток не выталкивает катамаран вверх, он просто обтекает баллоны. Для того, чтобы вытолкнуть судно необходимо отразить поток воды в одном направлении вниз, для этого нужна плоская опора. Чтобы сделать баллон плоским, мы наклеиваем дополнительные маленькие баллоны снизу основного. Эти баллоны называются скегами.

Скеги создают глиссирующую подушку, которая позволяет вытолкнуть катамаран из воды. Мы разработали две серийные модели со скегами.

  • Глиссирующий катамаран и тримаран К47S – судно с палубой 325х200 см. Минимальный мотор 10 л.с., рекомендуем от 15 л.с. и выше.
  • Глиссирующий катамаран и тримаран К53S– судно с палубой 400х200 см. Минимальный мотор 15 л.с., рекомендуем от 20 л.с.

Выход в режим глиссирование (скорость при которой не образуется поперечная волна и пропадает дифферент на корму) происходит на 25 км/ч. Соотношение мощности мотора к выталкиваемому весу составляет 1 л.с. на 25 кг веса. Это означает, что мотор мощностью 10 л.с. Способен вывести в режим глиссирования 250 кг веса. Если вычесть вес глиссирующего катамарана К47S и мотор и бак, то остаётся 100кг полезной нагрузки. На практике скорость с одним пассажиром на К47S с мотором 9.9 л.с. составила 28 км/ч.

При этом катамараны глиссирующие катамараны Мастеркат со скегами имеют почти такие же характеристики в водоизмещающем режиме, как и другие катамараны. В режиме глиссирования они имеют очень высокую остойчивость и стабильность.

При выборе глиссирующего катамарана необходимо учитывать мощность мотора, т.к. слабый мотор не сможет вытолкнуть катамаран. Для катамарана К47S мы рекомендуем от 10-25 л.с. При 10 л.с. Катамаран сможет глиссировать с одним человеком и небольшим количеством снаряжения. Для катамарана К53s оптимальным будет мотор от 20 л.с. Глиссирующий катамаран значительно расширяет географию путешествий и рыбалки.

Подтверждение теории

На фото ниже как раз виден небольшой прогиб в центре катамарана из-за того, что он опирается на 2 гребня. На другом фото видно как притапливается корма и задирается нос. Однако, корма находится еще не в самой нижней точке, поэтому волнообразование не сильное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector