Материал для лодок пвх
Какой материал надувной лодки лучше
В нынешнее время существует довольно много материалов пластотканевого типа, используемых при производстве надувных лодок.
Пластоткань – это многослойная тканевая основа, покрываемая сверху полимерным веществом. В большинстве случаев полимерный состав производится на основе ПХВ.
Но рыночная конкуренция способствует тому, что каждая фирма-изготовитель пытается создавать ткань с уникальными характеристиками, применяя различные добавки.
Материалы надувных лодок
- Полихлорвинил (ПВХ)
- Хипалон
- Неопрен
- Полиуретан
- Резина
Тканевая основа
Большинство тканей изготавливаются из синтетического волокна, основой которого выступают полиэстер или же полиамид (нейлон).
Эти материалы отличаются хорошей прочностью, имеют доступную цену и стойки к процессам гниения. Полиэстеровой ткани характерна высокая жёсткость, ткань из полиамида же отличается гибкостью и большим сопротивлением возможному разрыву.
Покрытия
В изготовлении пластотканевых материалов используются разнообразные полимеры, но все типы полимерных покрытий делятся на три класса:
- Полихлорвинил (ПХВ или PVC) и его сплавы с полиуретаном (РU);
- Хипалон и его комбинации с неопреном;
- Полиуретан.
Резина в современных лодках практически не применяется, так как во много уступает ПВХ материалам.
Полихлорвинил (ПХВ)
Тканевая основа, покрытая ПХВ, его сплавами и полиуретаном, характеризуются термопластичностью, их можно «клеить» вулканизацией.
Вулканизированные «склейки» довольно прочные, но всё же менее надёжные, чем стандартно клееные.
Хипалон и неопрен
Хипалон заслуженно считается одним из лучших покрытий для производства водонепроницаемых материалов. Неопрен же по данному параметру проигрывает, однако он отлично держит воздух, легко склеивается и стоит дешевле. Для хипалона также свойственна высокая устойчивость к ультрафиолету, что особенно важно при использовании баллонов белого цвета.
Обзор надувных лодок из ПВХ
Полиуретан
Если ПХВ относят к пластикам, то полиуретан скорее эластик. Он хорошо сминается и быстро восстанавливает изначальную форму. Это крайне важное достоинство труб надувных лодок в связи с воздействием волн. Также полиуретан обладает высокой пористостью. Сцепление между слоями зависит в первую очередь от температуры. Покрытия из полиуретана выигрывают в аналогичных покрытий из ПХВ или хипалона по параметрам растяжения и устойчивости к истиранию. Прочный полиуретан обеспечит устойчивость материала ко всяческим царапинам. Именно поэтому трубы из полиуретана могут длительное время сохранять новый, товарный вид.
Типы надувных лодок
- Гребные надувные лодки
- Сланевые надувные лодки под мотор
- Килевые надувные лодки под мотор
- Надувные лодки RIB
Прочность швов
Безопасность на воде зависит не только от высокой прочности и устойчивости самих труб надувной лодки, но и от прочности швов.
При использовании любого материала производители применяют при изготовлении горячую или холодную склейку встык.
Используя с внутренней стороны одну, а с внешней 2-3 армирующие полосы, получается своеобразный «слоеный пирог», гарантирующий тотальную воздухонепроницаемость баллонов.
Ткани ПВХ для надувных лодок
Ткань ПВХ бывает нескольких видов. Они похожи, но отличаются своими характеристиками. Ряд недобросовестных производителей для получения необоснованной прибыли используют при производстве водных средств передвижения материал для этого совсем не предназначенный, но стоящий гораздо дешевле.
Рассмотрим достоинства и недостатки видов материалов из ПВХ, применяемых при производстве водных средств передвижения.
Тентовые ткани ПВХ.
Имеют один слой основы и два слоя ПВХ – один лицевой, один внутренний. Очень похожи на лодочные ткани ПВХ, но значения плотности, у тентовых пвх материалов заканчивается на показателе в 600 г/м2. Кроме того, основа изготавливается из полиамидных волокон, более дешевых, но менее прочных, с простыми плетениями.
· Достоинства – дешевые. Имеют достаточно высокую прочность на разрыв, не теряют своих силовых и других свойств на солнце и при намокании. Имеют широкую цветовую гамму. Хороший материал для изготовления изделий для водных видов отдыха, но менее критичных к нагрузкам.
· Недостатки – имеют небольшую прочность на раздирание (при надрезе легко рвутся в продольном или поперечном направлении). Наружный и внутренний слои имеют избыточную толщину ПВХ, что увеличивает вес оболочки без увеличения ее прочности.
Лодочные ткани (Boat).
Имеют один слой основы разного плетения: L1/1(полотняное переплетение), L2/2 (Панама) или L4/2 (двойная Панама) и два слоя PVC (ПВХ), PVC/PU (ПВХ и полиуретан) или PU (чистый полиуретан) – наружный слой, стойкий к истиранию, внутренний, воздухонепроницаемый. Плотность 750 г/м2 –минимум.
· Достоинства – имеют высокую прочность на разрыв и раздирание, не теряют своих силовых и других свойств на солнце и при намокании, в морозную погоду остаются эластичными. Наружный слой стоек к истиранию (особенно ткани с покрытием из PU-полиуретана), имеет небольшой коэффициент трения с водой — отличный материал для лодок.
· Внутренний слой является воздухонепроницаемым, что позволяет изготавливать лодки и другие надувные изделия без внутренних баллонов (МОНОБАЛЛОНЫ).
· Недостатки — высокая цена ткани, особенно с PU покрытием.
Структура ткани полотняного плетения нитей — «L1/1». Структура ткани плетения нитей — L2/2 (PANAMA).
Характеристики тканей ПВХ.
Прочность на разрыв – усилие, требуемое для разрыва полоски ткани 50х200мм (или полоски ткани 20х100мм) в продольном /поперечном направлении, указывается в ньютонах (Н) (или в даН. 1даН=9,81Н). Чтобы перевести числовое значение разрывной нагрузки из даН в ньютоны, необходимо учесть, что полоска 20мм в 2,5 раза уже полоски 50мм и числовое значение даН необходимо умножить на 25. Пример, чтобы разорвать полоску ткани, прочностью 1000 Н, необходимо на неё повесить груз массой 1000/9,81 = 102 кг.
Прочность на раздирание – сопротивление ткани разрыву при надрезе, указывается в ньютонах (Н) или даН. Чтобы перевести числовое значение из даН в ньютоны, его необходимо умножить на 9,81;
Основа – ткань полиэстер или полиэфир, полотняного или другого переплетения.
Адгезия — сцепление разнородных тел в местах контакта их поверхностей. В нашем случае, это усилие, которое необходимо приложить, чтобы оторвать покрытие от тканевой основы, указывается в ньютонах (Н).
Светостойкость – устойчивость цвета ткани к ультрафиолетовому излучению солнца. Указывается в баллах от 1 до 8.
Температурный режим использования. Обычно в пределах -30˚С / +70˚С, морозостойкие ткани до -50-60˚С.
Плотность ткани ПВХ – условная характеристика, означающая в нашем случае вес ткани на единицу площади, т.е. г/м2.
Изготовители тканей с покрытием ПВХ и PU.
Тентовые ткани. Ткань основы — полиэфир:
Ткани различного назначения с покрытием ПВХ и ПУ. Ткань основы — полиэстер:
• Южная Корея – «MIRASOL».
Характеристики тканей ПВХ и PU.
Разрыв полоски 5 см
внутренние баллоны, двухстороннее покрытие ПВХ/ПУ
L1/1 280dtex 15/15
Viniplan 6331 boat
внутренние баллоны, верх моно баллонов воздухонепроницаемая
Viniplan 6332 — Sport boat
верх моно баллонов
Viniplan 6353 boat
верх моно баллонов
Viniplan 6362 boat
верх моно баллонов
Plastel panama TE95
высокопрочный боковой клин оболочки, большая стойкость к истиранию
Plastel panama TE115
высокопрочное дно оболочки, большая стойкость к истиранию
боковой клин оболочки (до 5 к.сл)Б, большая стойкость к истиранию
верх оболочки, лак, высокая стойкость к ультрафиолету
VALMEX Boat Life raft 7326
воздухонепроницаемая, внутренние баллоны, высокая прочность и надежность, ПВХ/ПУ
VALMEX Boat Life raft 7324
воздухонепроницаемая, ПВХ/ПУ, морозостойкая, высокая прочность.
VALMEX Boat Light
лодочная, верх моно балонов
VALMEX Boat Mainstream
лодочная, бок моно балонов
VALMEX Boat Powerstream
лодочная, дно моно балонов
HEYTex Boat H55128
HEYTex Boat H2562
лодочная, верх моно балонов
HEYTex Boat H55090
лодочная, бок моно балонов
HEYTex Boat H5559
лодочная, дно моно балонов
HEYTex Boat TPU H8534
Максимальная стойкость к истиранию, маленький коэффициент трения о воду
*Основа: L4/2 — основа полотняного четырёхниточного плетения (двойная Панама), L2/2 — основа полотняного двухниточного плетения (Панама); L1/1 — однослойная основа полотняного плетения нитей.
Некоторые недобросовестные продавцы (производители) лодок ПВХ, как преимущество, представляют увеличенную по сравнению с другими лодками других марок плотность ткани, которая применяется при изготовлении своих моделей. Однако, из приведенной таблицы видно, что большая плотность –это не всегда прочная лодка, которая будет служить долго, что эта характеристика ткани может просто сделать лодку тяжелой и дорогой. Тут, пожалуй, главнее — прочность на разрыв/на раздирание.
Зачем же увеличивать плотность ткани ПВХ? Чем больше это число, тем большей длины и с большим диаметром баллона можно изготовить лодку. При эксплуатации лодка подвергается самым различным деформациям и нагрузкам, и большая плотность позволяет лучше сохранить первоначальную форму судна. Кроме того, большая лодка, для придания ей необходимой жесткости, требует увеличения давления в баллонах, что также решается применением тканей ПВХ большей плотности. То есть, без манипуляций и словоблудия большая плотность – это безусловно хорошо.
Но, одним из основных показателей прочности лодочного ПВХ, который зависит не столько от плотности, сколько от качества корда, все же является прочность на разрыв/на раздирание при растяжении пятисантиметровой полоски ткани — Ньютон/5 см (эта характеристика представлена в последней колонке таблицы). Например, 1100/1000N. В переводе на килограммы это значит, что 5 сантиметровая полоска ПВХ, прежде чем порваться по продольным нитям, выдержит 110 кг и 100 кг по поперечным нитям.
Также одним из решающих аргументов при покупке лодки в пользу того или иного производителя, можно услышать: «5-ти, 7-ми, 9-ти слойный ПВХ.» Что же из себя представляет армированный ПВХ. Уже само название предполагает наличие армирующей основы, корда. В большинстве своем, это полотно из синтетического волокна имеющее как продольные, так и поперечные нити. Сам способ изготовление полотна называется поперечным плетением, а используемые нити либо полиамидные, либо полиэстер. Для производства лодок более предпочтителен полиэстер. Он менее растяжим, легче, устойчивее к истиранию и жестче, что позволяет использовать меньшее давление в баллонах лодки при эксплуатации с сохранением ее формы. Чем меньше давление, тем меньшее напряжение испытывает конструкция, уменьшается износ и, соответственно, возрастает срок службы. Производители ПВХ тканей с мировым именем изготавливают полотно для основы на своих мощностях (имеют свои ткацкие фабрики).
Далее основу «обрезинивают» способом ламинации, как наиболее технологичным методом нанесения слоев ПВХ. Сперва на основу, с обеих сторон, наносится прослойка связующего вещества – адгезива, и далее при определенной температуре и давлении – поливинилхлорид (ПВХ), тоже с обеих сторон. Таким образом, образуется монолит, где прочность на разрыв, порез, растяжение дает синтетический корд, а эластичность, воздухонепроницаемость, механическую стойкость на истирание, устойчивость к агрессивным средам придает ПВХ. Если посчитать слои: ПВХ-адгезив-основа-адгезив-ПВХ, то выходит пять слоев. Где же обман?
Вспомним определение адгезии – это сцепление разнородных тел в местах контакта их поверхностей. Самый известный адгезив – клей. В нашем случае — полиуретановый. Получается, что клей кто-то тоже считает слоем…
По природе своей ПВХ очень тонок, не толще целлофанового пакета и для придания ему толщины и соответственно большей механической стойкости на истирание, наносят его в пять приемов. ПВХ ткань не имеет лицевой или изнаночной стороны, они равнозначны и все, что делается на одной стороне, зеркально происходит и на другой.
Большое количество слоев, о которых говорят некоторые продавцы, объясняется тем, что ткань ПВХ технологически покрывается несколькими слоями: слоем защиты от ультрафиолетового воздействия, антисептическим слоем и грязеотталкивающим слоем, кроме того улучшающим скольжение. Вот так, в ПВХ тканях и появилось еще несколько слоев, количеством которых можно манипулировать, не вникая в один из процессов производства ПВХ тканей – в ламинацию.
Таким образом, можно смело утверждать, что количество слоев у лодочных, да и не только, тканей ПВХ – ТРИ. Все остальное – чистый маркетинг.
Делайте правильный выбор при покупке лодки ПВХ, уделите больше внимание ее функциональности, а не сказкам о большой плотности и многослойности ткани, использованной при ее изготовлении.
Мифы о ПВХ
Самые распространённые мифы о лодках из ПВХ.
1. «Пятислойный ПВХ»
Самый распространенный миф, связанный с надувными лодками.
С этим мифом сталкивается каждый, кто выбирает надувную лодку. Его влиянию подвержены все — от покупателей до продавцов. Причем и те и другие являются абсолютно адекватными людьми, но, что называется «не ведают, что творят». Чтобы развеять этот миф, необходимо немного рассказать о самом материале ПВХ, из которого производят надувные лодки пвх.
Итак, сам поливинилхлорид (ПВХ) это очень тонкий слой материала, который по своей прочности немного выше обычных полиэтиленовых пакетов из магазина. Для того, чтобы увеличить его прочность, производится так называемое армирование — на достаточно жесткую сетку из переплетенных между собою полимерных нитей с двух сторон приклеивают по слою ПВХ. Склейка происходит с помощью высокоадгезивного связующего (адгезия — свойство частиц одного материала проникать в другой) которое обеспечивает связку ПВХ и жесткого корда на молекулярном уровне, то есть, по сути, делает их единым целым. Полученная таким образом многослойная ткань отличается высокой степенью прочности на разрыв, порез, прокол и истирание. Но где же здесь пять слоев?
Так вот, некоторые производители используют хитрый маркетинговый ход и уверяют, что адгезивное связующее тоже является двумя дополнительными слоями. Это очень удобно при «грязном» PR своей продукции, так как всегда можно сказать: — Вот у нас материал пятислойный, а вот у тех-то он трех и даже двухслойный! Если детально разобраться, то получается следующая картина структуры этой ткани: пленка — корд — пленка, и ничего другого там нет. Так что правильно будет называть материал для лодок — «армированный ПВХ» и навсегда забыть понятие «пятислойный». Но здесь необходимо сделать дополнение, помимо армированного ПВХ существуют надувные лодки из хайполона, но это совершенно другой материал с другими свойствами. Есть еще китайские гребные лодки из неармированного ПВХ, но рассматривать их как серьезное плавсредство нельзя ни при каких обстоятельствах.
2. «Плотность больше — лодка прочнее»
Вторым по популярности стоит миф о плотности ткани, из которой сделана лодка. Он гласит, что чем больше плотность ткани, тем она прочнее. Это — чистой воды маркетинг! Дело в том, что ткань ПВХ, которую используют в производстве надувных лодок, делают в Европе (Финляндии, Германии и Чехии) и Южной Корее. Нельзя сказать однозначно — какой производитель лучше, но факт остается фактом — корейская ткань всегда немного больше по плотности, чем европейская (самый распространенный корейский лодочный ПВХ имеет плотность 1100 г/м2).
Сначала для производства лодок большинство отечественных производителей использовали европейскую ткань, но «азиатская» оказалась намного дешевле, и поэтому практически все плавно перешли на нее. В виду этого было как-то необходимо внушить покупателю, что такая ткань чем-то лучше, и — бинго. Решение было найдено в классическом маркетинговом ходе, когда какая-то умная голова выдала мысль: «А давайте скажем, что она прочнее…». Если сравнивать между собой лодочную ткань европейского производства плотностью, например, 850 г/м2 и такую же «азиатскую» 1100 г/м2, то окажется, что характеристики на истираемость, разрыв и прокол у них одинаковые! Но сделанная из «азиатской» ткани лодка будет весить немного больше аналогичной, сделанной из европейского материала.
Но тут немаловажен и другой аспект — помимо ткани ПВХ, специально сертифицированной для производства надувных лодок, есть ткани для производства тентов, бассейнов и.т.д., которые по цене обходятся дешевле лодочных. Так вот, некоторые недобросовестные производители делают свои лодки из таких материалов. И, как правило, именно эти ткани имеют небольшую плотность. Так что если хотите прочную лодку — не смотрите на плотность ткани, а просто спросите сертификат соответствия.
3. «Гарантия пять лет»
Тому, кто это придумал, необходимо поставить памятник, как это в свое время сделали немцы для Гинденбурга в 1914 году. Когда в связи с жесткой нехваткой металла поставили ему памятник из …дерева. Там же лежала куча гвоздей и молоток. Желающим выразить свое уважение предлагалось «засадить» гвоздь в памятник, и тем самым его «металлизировать».
Но ближе к теме. Давайте внимательно посмотрим, на что дается такая гарантия? А дается она на швы и материал. Если рассматривать детально, то шов — это самое прочное место в лодке, так как клеющие составы, которые используют в производстве надувных лодок из ПВХ, имеют крайне высокую адгезию. По сути — шов лодки, это монолит, где связь между тканью происходит на молекулярном уровне. С течением длительного времени (гораздо более пяти лет) от воздействия внешней среды может пострадать ткань, но нормально склеенный шов при этом останется невредимым! Если со швом что-то не так и хоть где-то он имеет дефект склейки, то это в 99,9% случаев выявляется на первом спуске лодки на воду и оставшийся 0,01% — при втором! Не заметить дефект шва при этом просто невозможно. Здесь расчет очень простой — если с лодкой хоть что-то не так, то это выявится сразу, а если все хорошо — то так оно и будет в дальнейшем.
Гарантию на материал лодки дает сам производитель ткани, но она действуют не с даты продажи изделия, а с даты производства. Пятилетняя гарантия не распространяется на фурнитуру лодки — весла, помпу, банки и.т.д. Никто Вам ее не даст больше, чем на год! И это в лучшем случае. Так что пятилетняя гарантия дается на швы, которые не могут подвергнутся гарантийному ремонту по определению, если изначально сделаны качественно. И на материал, за который сам производитель не несет никакой ответственности.
4. «Сварка или склейка»
Действительно, что лучше, сварной шов в надувной лодке или склеенный? Дело в том, что по сути эти два метода одинаковы. Просто при сварке эту операцию выполняет аппарат, а при склейке — человек. В производстве лодок используется адгезивное связующее, для активации которого необходима высокая температура, поэтому при ручной склейке это делается с помощью высокотемпературного фена, а в случае сварки это делает аппарат. Ручная склейка — процесс достаточно дорогой и трудоемкий, поэтому для удешевления и ускорения его можно автоматизировать. Но сама аппаратура для сварки — далеко не дешевое удовольствие.
К вопросу о качестве и долговечности. При использовании автоматики неизбежны сбои в настройке системы, когда свариваемую ткань можно пережечь или наоборот — недодержать. Такое встречается довольно часто на всех сварных лодках, от элитных до бюджетных. Ну а при склеивании вручную работает человеческий фактор, когда у склейщика, например, плохое настроение. Так что все очень относительно. В любом случае — ни один из этих способов производства не лучше и не хуже. Как говорится — все одинаково!
5. «Лодки из ПВХ не пригодны к ремонту»
Этот миф придумали сами пользователи, которые после появления в России надувных лодок из ПВХ постоянно пытались сравнивать их с лодками из резиноткани. К счастью, этот миф себя уже изжил. Дело в том, что если сравнивать лодки из ПВХ по ремонтопригодности с резиновыми, то действительно, их ремонт более трудоемок. Но на этом сравнение и заканчивается.
Любой прокол или порез меньше пяти сантиметров в длину на лодке из ПВХ можно отремонтировать даже в походных условиях. Для этого достаточно воспользоваться ремкомплектом, который обязательно прилагается в стандартной комплектации, куда входят кусочки ткани и специальный клей для ПВХ. Для проведения ремонта необходимо внимательно прочитать инструкцию на ремкомплекте или на тюбике с клеем и четко им следовать. Не надо пытаться приклеивать заплатку на не высушенную, влажную поверхность, делать это при температуре ниже 0°С или затыкать пробитое место на не сдутом баллоне!
Кто-то сейчас наверное улыбнулся, а ведь это реальные случаи, после которых пользователи «свято» уверовали в непригодность лодок из ПВХ к ремонту и начали активно распространять это мнение среди других! Естественно, что метровый порез на баллоне можно отремонтировать только в специализированном сервисцентре, так же как и лодку, расстрелянную дробью в упор.
Необходимо отдавать себе отчет, что на рыбалке, охоте, да и вообще в процессе эксплуатации может произойти все, что угодно. Ведь бывает, что и космические корабли терпят крушения, а ведь там все просчитано тысячекратно. Самое простое — по возможности избегать неприятных эксцессов, ну а если они и произошли, то стараться быть к этому максимально подготовленными.
Как выбрать лодку ПВХ: советы от профи
Сезон рыбалки и путешествий вот-вот начнется, а значит для тех, кто еще не обзавелся собственным плавсредством, но подумывал об этом, самое время присмотреть подходящую модель. Мы расскажем, как выбрать лодку ПВХ и на что обратить внимание при покупке.
фото: компании-производители, Андрей Киреев, azimutboat.ru
Если автомобиль является средством для передвижения по дорогам и чуть-чуть без них, то надувная лодка является незаменимым транспортом для свободного передвижения по водным просторам отечественных рек и немножко морей. Отдыхать у реки и не иметь возможности путешествовать по ней — все равно, что быть у моря и не купаться в нем. Хождение по рекам в крови у россиян и, конечно же, мы испытываем от этого процесса особое удовольствие. А рыбалка на лодке и вовсе ни с чем несравнима. Поэтому, если вы часто бываете на реках — будь то обычный семейный отдых, коллективные походы или рыбалка, то надувная лодка сделает ваше путешествие незабываемым.
Что лучше: резиновая надувная лодка или ПВХ
Резиновые надувные лодки производились с давних времен и пользовались у рыбаков огромной популярностью. Главное их преимущество — это невысокая цена, компактность в сложенном состоянии и небольшой вес. Например, популярная до сих пор симметричная лодка Уфимка 22 в сложенном состоянии помещается в обычный походный рюкзак и весит около 16 кг. Кроме того, такая лодка неприхотлива в использовании, в том числе при минусовой температуре воздуха, ее трудно повредить и она достаточно долговечна, при условии соблюдения правил хранения резиновых лодок.
Но со временем резина все же начинает преть, трескаться, а клееные швы отслаиваются, что сказывается на герметичности баллонов и особенно приклеенного дна. Тщательная просушка перед длительным хранением, использования талька и другие предосторожности создают неудобства для простых пользователей. Кроме того, из-за высокой упругости на такие лодки сложно ставить моторы, т.к. последние создают приличную нагрузку на конструкцию, из-за чего лодка сильно деформируется.
Но и у ПВХ лодок есть серьезные минусы, которые стоит учесть при выборе такого плавсредства. Первое, на что стоит обратить внимание — это большой вес лодки и ее габариты в сложенном состоянии. Например ПВХ-лодка длиной 320 см с плотностью ткани 850-900 г/м2 в комплекте весит от 35 кг, а более длинные и мощные экземпляры могут весить 50 кг и выше. При этом, сложенный комплект по объему займет практически весь багажник среднестатистического легкового автомобиля.
Поэтому, перед покупкой вместительной лодки на всю семью или рыболовную компанию стоит просчитать, как и с кем вы ее будете переносить, на чем перевозить и где хранить.
Какую длину лодки ПВХ выбрать
В первую очередь стоит определиться с размером. А он напрямую зависит не только от величины вашего семейства (или компании), но и выделенного бюджета на лодку. Ведь, чем больше длина, тем выше цена на плавсредство. Кроме того, если вы не планируете использовать мотор, то имеет смысл выбрать гребную лодку. Для крепления мотора желательно рассматривать только варианты со стационарным транцем.
Какая плотность ткани должна быть
От того, какая плотность ткани использована для формирования баллонов и днища лодки, зависит безопасность и надежность вашего путешествия. Материал с малой плотностью ПВХ примерно в 650-750 г/м2 дает хорошее преимущество в весе (примерно на 30%), но одновременно повышается риск разрыва баллонов при больших давлениях и повреждениях поверхности. Такие лодки можно спокойно выбирать для одиночных рыбалок без сильных нагрузок со стороны транца и двигателя.
Однако сразу стоит предупредить, что в отечественных супермаркетах часто продают китайские лодки ПВХ с неармированным очень тонким материалом, который по структуре похож на детский надувной круг. Они имеют достаточно хорошую грузоподъемность, но весьма ненадежны, т.к. не способны выдержать высокое давление и чувствительны к порезам и проколам.
Если вы планируете использовать лодку вдвоем и с достаточно мощным мотором, то желательно выбирать ткань баллонов 850-950 г/м2. Можно и выше, но это рационально только для больших лодок от 350 мм и для мощных моторов. Вес таких моделей составит далеко за 60 кг.
Всё что Вам надо знать о лодочном ПВХ
В современное время чаще всего используются ткани из ПВХ, из которых производятся огромное количество предметов, например игрушки, баннерная реклама, ангарные постройки и пр. Особенностями таких материалов являются малая переносимость нагрузок и наличие минимальной основы или вовсе её отсутствие (тентовый ПВХ). Тентовый ПВХ пускают в производство недобросовестные производители, по причине его недорогой стоимости. Таким же образом производятся китайские лодки, в которых отсутствует какая-либо основа. Поэтому подобные лодки лучше всего использовать на пляже, а о дальнем плавании на них не стоит даже задумываться, т.к. они легче по весу, нежели лодки, произведенные из лодочного ПВХ. Производители качественных лодок (например, южнокорейские «Wonpoong Boat» и германские «VALMEX Boat», а также «BARK») используют в производстве только материалы лодочного ПВХ.
Как выбрать качественную лодку из ПВХ
Для того чтобы не попасться на подделку или лодку, произведенную из дешёвого сырья, использовать которую вы сможете максимум один сезон, прежде всего обращайте внимание на массу лодки, т.к. даже товар маленьких размеров и длиной в 2 м должен весить 10 кг, возможно и более.
Зачастую производители пользуются PR-ходами, чтобы вырваться в первые ряды рынка и получить как можно больше прибыли. Одним из наиболее распространённых является рассказы о многослойности ПВХ, что, как бы, гарантирует повышенную плотность самой лодки.
Главное, важно знать, что представляет собой армированный ПВХ. Для простоты объяснения – это особенный материал, основой которого является корд, облицованный со всех сторон поливинилхлоридом. Наощупь и без натренированного взгляда плотность данного материала рассмотреть невозможно, т.к. разница по толщине ПВХ составляет всего 0,7-0,9 мм при плотности 800-1100 гр/м2. Поэтому лодки из ПВХ необходимо покупать у именитых и популярных производителей, у которых есть довольные покупатели и хорошие отзывы. Если сомневаетесь в магазине, то не стоит покупать товар. Обязательно проверьте наличие сертификата малого судна и сервисной книжки с нужными пометками. Помните обо всех рекомендациях и о том, что за качественный товар необходимо заплатить определенную цену, тогда вы не попадётесь на удочку недобросовестных производителей.
Многослойность ПВХ: рекламный ход или показатель качественного материала?
На сегодняшний день мы сталкиваемся с рекламой, которая гласит о 5-ти слойности ПВХ, 9-ти слойности ПВХ и даже 11-ти слойности ПВХ, популярные лодки «BARK» используют в производстве ПВХ в 27 слоёв. Правда важно, что конкретно подразумевать под слоями, поэтому стоит разобраться в особенностях армированного (лодочного и тентового) ПВХ.
Название говорит о наличии армированной основы из корда, что представляет собой материал из синтетического волокна с продольными или поперечными нитями. Изготовляют материал путём поперечного плетения с использованием нитей из полиамида или полиэстера, который предпочтителен для производства лодочного ПВХ. Одними из особенностей полиэстера являются лёгкость, жесткость и устойчивость к растиранию, что способно сохранять форму надувной лодки, путём использования малого давления в баллонах. Таким образом, уменьшается вероятность износа материала и увеличивается время её службы. Большинство мировых производителей лодочного ПВХ имеют свои ткацкие фабрики, которые производят материалы для основы со своими требованиями к мощности.
После производства полотна, следует этап его обрезинивания, путём вулканизации, термоусадки, литьём или ламинации. Ламинация – самый часто используемый в производстве и современный образ производства армированного ПВХ. На основание со всех сторон наносят адгезиву (связывающее вещество) и следом, при предназначенной температуре, наносят поливинилхлорид. Образовавшемуся монолиту кордовая основа создаёт защиту от порезов, разрывов и растяжения, а сам ПВХ – устойчивость к агрессивным условиям, эластичность и непроницаемость воздуха. При подсчитывании слоёв их количество не превышает пяти, тогда получается многослойность – ложь? Для ответа на этот вопрос, необходимо разобраться в адгезии и самих адгезивах.
Адгезия – свойство элементов сырья вступать в прочную связь на уровне молекул, следовательно, адгезивы – ускорители данной связи. Наиболее распространенным адгезивом в изготовлении ПВХ – полиуретановый клей. Теперь после пересчитывания слоёв, их количество увеличивается в несколько раз.
Сам по себе ПВХ не уступает толщине пакету из целлофана, поэтому для обретения большей плотности, его наносят пятью слоями. Стороны ПВХ равноценны и действия, происходящие на одной стороне, отражаются и на следующей. Есть вероятность, что именно из-за особенностей изготовления ПВХ появилось заблуждение, что сам ПВХ имеет 5 слоёв, но, учитывая процессы, которые происходят с двух сторон, то количество слоёв увеличивается до 10. Добавив к десяти слоям кордовую основу, кто-то получил 11 слоёв, что начало использоваться в обиходе. Причём слои адгезива не были взяты в расчёт, т.к. скорее всего ПВХ, имеющий 21 слой, показался преувеличением.
Тогда, что можно сказать о ПВХ, который имеет 7 или 9 слоёв? Ткань ПВХ обрабатывается защитными слоями (матовый и отражающий) от воздействия ультрафиолетовых лучей и антисептическим слоем, заканчивается всё на слое, отталкивающий загрязнения и улучшающий скольжение. Следуя из всего этого, в ПВХ добавились ещё 8 слоёв, которые являются доказательством названия процесса изготовления ПВХ (ламинация) и, к сожалению, очередным рекламным ходом.
Несколько слов о плотности лодочного ПВХ
Ещё одной рекламной мотивацией покупателей к приобретению надувной лодки различных фирм, является плотность ПВХ, применяемого в производстве лодок. Ранее потребители не были заинтересованы в плотности ПВХ и были счастливы лишь от того факта, что лодка изготовлена не из резины. Но на сегодняшний день лодка изготовленная из ПВХ перестала быть уникальным товаром. Из-за обилия фирм производителей и выпуска новых моделей, в борьбе за популярность возникает путаница с плотностью ПВХ, преувеличивая число плотности и заставляя покупателей обратить внимание на себя. Следовательно, необходимо разобраться в показателях плотности ПВХ.
Нам известно, что такое плотность со времен школы – масса, поделённая на объём, в дополнение в учебниках указана плотность ПВХ – 1350-1460 кг/м3, вполне увесистый материал, который способен утонуть в воде. Производители указывают плотность в граммах на квадратный метр, что представляет собой плотность тканевой основы. Чем плотнее вплетены нити и чем больше их используют, тем плотность увеличивается, что способствует изготовлению лодки длинных размеров и с баллоном большого диаметра.
Т.к. баллон испытывает давление, и материал пребывает в напряжении, в дополнение происходит влияние различных погодных условий и других причин, всё это приходится на кордовое основание, которое справляется с перегрузами и обеспечивает сохранность начальной формы лодки. Следовательно, когда увеличивается плотность ПВХ, создаётся случай разрабатывать лодки большей площади. В связи с увеличением диаметра краёв лодки и её размера, повышается жёсткость лодки, путём повышения баллонного давления, для чего понадобится повышенная плотность ПВХ-материала.
Также признаком прочной лодки является качество материала. В описании производители обозначают качество пределом прочности на разрыв при растяжении (ньютоны/5 см) в цифровом обозначении, например 2600/2400. То есть, разделите числа на 10 и получите массу в кг, которую выдержит 5-ти см полоска ПВХ, до того как она порвётся по основе и две массы в кг, которые она выдержит по поперечным нитям.
Судя по всему, большая плотность лодки – ещё не показатель устойчивой к разрывам лодки, но эта причина сулит большой вес и стоимость данного товара. Так что не стоит задумываться о плотности и покупать товар у проверенных временем производителей, т.к. они осведомлены о секретах производства действительно качественной лодки и предоставляют гарантию, по которой, при непредвиденных обстоятельствах, у вас будет возможность её поменять или сдать в магазин.
Отличия тентового от лодочного ПВХ заключается в плотности основания, значение которой заканчивается на границе 600 грамм на квадратный метр у тентового, а у лодочного ПВХ – 750 г/м2. Также в производстве тентового ПВХ используются полиамидные волокна, а не полиэстер и применяется особый метод плетения для основания.
После того как из этой статьи вы узнали об особенностях ПВХ, применяемого при производстве лодок, важно при покупке лодки прежде всего обращать внимание на её возможности, а не на различные рекламные показатели.