Правильная установка лодочного мотора на лодку пвх
Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов
К установке лодочного мотора нужно относиться с полной ответственностью, учитывая, что от этого зависит не только эксплуатационный срок самого механизма, но и безопасность находящихся в плавсредстве пассажиров.
Для соблюдения этого условия пригодятся пошаговые рекомендации специалистов.
Важные моменты при выборе
Несоблюдение правил установки подвесного мотора может спровоцировать следующие неприятные ситуации:
самопроизвольное отсоединение подвесного мотора;
отклонение судна от выбранного направления;
работа мотора не в полную силу (заниженные обороты);
чрезмерный расход топлива;
падение мотора в воду.
При выборе подвесного мотора необходимо обратить внимание:
На значение допустимой мощности двигателя – такие данные содержатся в прилагаемой к водному судну документации, согласно которой и применяются лодочные моторы.
На действительную высоту транца судна.
На допустимый диапазон мощности – этот параметр также указывается в документации и им не стоит пренебрегать перед покупкой конкретной модели подвесного мотора.
Расположение подвесного мотора
Первый этап установки подвесного мотора заключается в размещении его на корме с соблюдением симметричности по отношению к бортам плавсредства.
Расположение по высоте:
Рекомендуемый уровень размещения антикавитационной пластины составляет 0-50 мм ниже самого днища лодки.
Следует знать, что уровень установки мотора должен выбираться с учетом действительного назначения данного судна, а также типа его корпуса. Именно поэтому необходимо строго придерживаться указанных рекомендаций производителей водных судов, которые в обязательном порядке описываются в прилагаемых документах.
Рекомендуемая глубина расположения антикавитационной пластины составляет минимум 100 мм по отношению к поверхности воды. Иначе произойдет нехватка воды, поступающей через насос в систему охлаждения, а это уже перегрев подвесного мотора и последующие за этим неисправности.
Если установка двигателя была осуществлена слишком низко, что недопустимо, это может привести к различным механическим повреждениям.
При максимальной нагрузке на водное судно следует опустить мотор полностью и заглушить. По завершении рекомендуется проверить, где оказалось выпускное отверстие холостого хода. Безопасной дистанцией считается 150 мм и больше по отношению к уровню воды.
Установка подвесного двигателя
Прежде всего нужно понимать, что все действия, направленные на крепление различных конструкторских элементов, должны быть произведены максимально надежно. В противном случае подвесной мотор может отсоединиться.
Чтобы безопасно поднять подвесной двигатель для последующей установки, рекомендуется воспользоваться так называемым гусем, а для фиксации подъемных тросов применить рым-болты соответствующего назначения.
Конечно, используемое значение в этом случае выступает как ориентировочная информация, поскольку действительный момент затяжки гаек может существенно отличаться в зависимости от материала корпуса конкретного плавсредства.
Основными этапами установки мотора на лодку являются:
заложение в крепежные отверстия мотора силиконового герметика;
установка мотора на заднюю часть плавсредства;
крепление лодочного мотора в нужном месте с помощью специальных крепежных элементов.
Возможные ошибки при установке
Главное, о чем необходимо всегда помнить – это о зависимости оптимального угла наклона от следующих обстоятельств:
от индивидуальных конструктивных особенностей данной лодки;
от фактических характеристик предполагаемой модели лодочного мотора;
от фактических характеристик используемого гребного винта;
от фактических условий эксплуатации судна.
В первую очередь нужно произвести регулировочные действия касательно положения мотора: его расположение должно быть перпендикулярно поверхности воды, в этом случае ось гребного винта находится параллельно относительно водной поверхности.
На этом этапе установки следует знать, что если угол наклона лодочного двигателя недостаточен, то происходит существенное увеличение дифферента на носовую часть судна. Визуально это выглядит так, как будто судно стремится занырнуть носом в воду.
После проделанных работ нужно убедиться в правильности избрания действительного угла наклона лодочного мотора на уже установившейся скорости.
Если угол наклона был определен неверно, то такое положение может стать причиной появления чрезмерного дифферента на кормовую часть судна.
Оптимально выбранный угол наклона при установке подвесного мотора позволяет эксплуатировать его на максимально эффективной мощности.
Правила выбора гребного винта
Именно правильно подобранный гребной винт способен создать необходимую частоту вращения коленчатого вала лодочного мотора, но при условии, что дроссельная заслонка открыта полностью и судно максимально загружено. Помимо всего прочего, действительная частота вращения вала мотора зависит от размера гребного винта и технического состояния конкретного судна.
Если лодочный мотор, как и любой другой двигатель, будет эксплуатироваться при завышенных оборотах коленчатого вала, то это в скором времени приведет к негативным последствиям, которые могут сказаться на техническом состоянии мотора, а затем повлечет за собой серьезные неисправности.
Именно качественный и оптимально подобранный гребной винт значительно продлевает эксплуатационный срок службы подвесного мотора.
Идеальным можно считать тот гребной винт, который позволяет двигателю развить рекомендуемое количество оборотов при 80% загруженности водного судна. В случае достижения максимальных оборотов при полной загруженности плавсредства есть вероятность превысить рекомендуемые обороты при неполной загрузке лодки.
Если же двигатель развивает максимально возможные обороты при неполной загрузке судна, то по мере увеличения загруженности он будет «задыхаться». Как результат, неполная и чрезмерная загрузка судна значительно повышает расход топливной смеси и сокращает то расстояние, которое преодолевается на единицу потребления топлива. Именно отсюда исходит вся важность правильного выбора гребного винта.
Следует знать, что для винта характерны следующие измерения:
Диаметр, определяющий максимальный размер гребного винта по лопастям. В частности, грузовые судна используют винты большего диаметра, позволяющие им чувствовать себя уверенно при полной загруженности.
Шаг определяет длину винтовой поверхности, которая образуется за счет лопасти винта за один оборот. Данный показатель необходим для обеспечения условий движения судна на высокой скорости и к тому же с экономичным расчетом.
Увеличивая шаг винта на одних и тех же оборотах двигателя, можно значительно повысить скорость лодки. Такие действия не только повышают эффективность работоспособности мотора, но и сокращают удельный расход топлива. Увеличение шага винта к тому же улучшает управляемость судна на скоростных поворотах.
Безусловно, материал, из которого изготовлен гребной винт, также считается значимым моментом. В некоторых ситуациях это важнее, чем показатель мощности двигателя. Для двигателей с мощностью 50-110 л. с. оптимальным вариантом являются нержавеющие винты из алюминия или стали.
Итак, установка мотора на лодку – это действительно ответственный момент, поэтому во избежание непредвиденных ситуаций на воде целесообразнее воспользоваться рекомендациями специалистов.
Полезное видео
Видео-обзор первого пуска лодочного мотора Tohatsu M9,8 BS:
Видео о том, как «подогнать» мотор под лодку:
Как правильно установить мотор на транец лодки
Специалист магазина Моторка.PRO Максим Остапенко обсуждает тонкости установки мотора на транец: глубину погружения, угол дифферента — и объясняет, как при этом меняются ходовые качества лодки.
Купив лодочный мотор, люди часто устанавливают его на свою лодку как есть. В большинстве случаев, если мотор и лодка соответствуют друг другу, этого вполне достаточно.
Но бывает, что лодка не может выйти в глиссирующий режим из-за неправильной установки мотора.
Очень важно соблюсти правильный угол дифферента и глубину погружения винта относительно лодки. Для этого существуют специальные приспособления.
И если угол дифферента регулируется на самом моторе: посредством специальной планки и отверстий на крепёжной струбцине мотора или же с помощью гидроподъёмника мотора,
то глубину погружения винта нужно регулировать с помощью дополнительных специальных устройств. Хорошо, если ваша лодка оборудована регулируемым по высоте транцем, но, как правило маломерный флот лишён этой опции.
В таком случае, на помощь приходят специальные надстройки, именуемые удлинителями транца, также существуют накладки на транец для оперативной регулировки его высоты. Самый простой способ — это пара деревянных брусков небольшой толщины.
В чем же суть правильной установки мотора?
Дело в том, что мотор должен стоять под прямым углом к плоскости воды и быть погружен ниже дна лодки на 2-3 сантиметра относительно своей антикавитационной пластины.
Для чего это делается?
Дифферентовка необходима для удерживания лодки в горизонтальном положении.
Если мотор стоит под углом к воде,то лодка будет либо зарываться носом, если мотор наклонён в сторону транца,
либо наоборот, слишком задирать нос, если мотор сильно отклонён наружу от транца.
Погружение винта. Это делается для уменьшения сопротивления воды.
Если мотор сидит слишком низко, то его эффективность мала, если слишком высоко, то винт начнёт захватывать воздух.
Чтобы этого избежать, мотор устанавливают ниже дна лодки на 2-3 сантиметра.
Также, можно установить мотор настолько высоко, насколько это позволяет винт, но чтобы избежать захвата воздуха винтом, на антикавитационную пластину монтируют дополнительную плоскость – так называемое гидрокрыло.
Эта полезная вещь практически полностью исключает захват воздуха винтом, при правильной установке. Кроме того, гидрокрыло помогает избежать подъёма носа лодки при резком открытии газа, так называемого кобрирования. Это достигается эффектом дополнительной опоры двигателя за винтом.
Однако, это относительные величины и подбираются строго индивидуально! В моей практике приходилось выставлять мотор в почти крайнее положение дифферента и погружать глубже на одной лодке, и проделывать всё это в другую сторону на другой!
Семь футов под килем и спокойной воды!
Максим Остапенко,
Моторка.PRO.
Иллюстрации к статье взяты из Руководства пользователя лодочными моторами Tohatsu (Япония).
Установка лодочного мотора
Приехав с новеньким лодочным мотором на берег реки владелец думает, как правильно его прикрепить к корме лодки. Казалось бы, в самостоятельной установке нет ничего сложного. Мотор небольшой мощности легко повесить на транец в одиночку или с помощником. В прилагаемой к аппарату инструкции по эксплуатации подробно написано, как проводится эта работа. Однако, чтобы добиться максимальной скорости и экономичности от лодочного мотора необходимо потратить время на нахождение оптимального положения мотора на транце лодки.
Меры безопасности при установке мотора
Лодочный мотор – тяжелый механизм. Маломощные аппараты весом до 20 кг несложно установить в одиночку. Тяжелые моторы весом 30 – 50 кг чтобы не сорвать спину лучше устанавливать на транец лодки совместно с помощником. Для перевозки мотора от машины до лодки используют специальную тележку для ПЛМ.
Все работы по установке, настройке и перемещению лодочного мотора проводят при заглушенном двигателе и отсоединенном шланге выносного бензобака.
Во время присоединения шлангов бензобака и запуска лодочного мотора запрещается курить или пользоваться открытым огнем рядом с лодкой.
Установка мотора на транец лодки
После того, как лодка будет полностью надута мотор вешают на транец. Только что купленный мотор вешают посередине транца, фиксируют струбцинами подвесной системы. Струбцины затягивают до упора с одинаковым усилием. После установки мотор дополнительно привязывают к транцу страховочным тросом.
Для надежности крепление мотора к транцу дополнительно проверяют два раза: после его прогрева и через 5 – 10 минут после начала движения судна. При необходимости струбцины затягивают сильнее.
Горизонтальная настройка положения мотора
Правильная установка мотора на транце лодки повышает скорость и управляемость судна, экономит горючее. По инструкции лодочный мотор устанавливают на центр транца. Стандартная установка мотора несложна, но, чтобы получить от мотора максимальную скорость и экономичность необходимо найти оптимальное положение аппарата на корме судна.
Во время работы мотора винт вращается и создает за кормой лодки вихревой поток, сдвигающий лодку с прямой траектории движения. Для компенсации крутящего момента винта мотор можно чуть сдвинуть к правому борту лодки. Смещение положения мотора на 30 – 50 мм относительно продольного центра лодки повышает устойчивость и управляемость судна. Длина смещения зависит от профиля дна лодки:
• для моделей с выпуклым V-образным дном мотор смещают на 5 см;
• для лодок с плоским дном мотор на транце смещают на 3 см.
На лодках известных брендов профиль кормы и днища компенсирует вихревой поток от винта, поэтому лодочный мотор устанавливают строго по центру транца. На лодках средней ценой категории для увеличения скорости, повышения управляемости судна и экономии топлива требуется настройка горизонтального положения мотора на транце.
Регулировка угла наклона двигателя
Правильная установка угла наклона лодочного мотора относительно кормы судна увеличивает скорость лодки и экономит горючее. Положение дейдвуда относительно транца лодки зависит от следующих факторов:
• конструкции судна, его обводов и кормы;
• количества пассажиров и веса груза в лодке;
• скорости и направления ветра, высоты волн.
Для изменения наклона дейдвуда лодочного мотора относительно кормы лодки в скобе подвесного устройства мотора есть отверстия в которые вставляется штифт. Перестановка штифта в соседнее отверстие изменяет угол наклона мотора на 3 — 4°.
Для настройки угла наклона мотора двигатель останавливают, вытаскивают штифт, передвигают скобы относительно друг друга, вставляют штифт обратно. Мотор заводят, проплывают отрезок пути на разной скорости. После тестирования настройку положения мотора повторяют.
Если лодочный мотор выставлен с большим отклонением от транца, крутящий момент от винта поднимает нос лодки и притапливает корму. Скорость лодки возрастает, она быстрее и легче выходит в режим глиссирования, управляемость уменьшается.
При небольшом отклонении дейдвуда от лодочной кормы выталкивающий нос эффект отсутствует, лодка идет ровно, потребление горючего увеличивается.
При отрицательном угле наклона двигателя лодка начинает зарываться носом в волны, скорость и управляемость уменьшается.
Вертикальная настройка лодочного мотора на транце лодки
Большое значение для скорости движения плавсредства имеет положение антикавитационной плиты мотора относительно днища. В зависимости от формы днища и модели судна плита должна располагаться на 10 – 50 мм ниже дна.
Высокая установка мотора относительно дна судна приводит к тому, что винт начинает вращаться в верхнем слое воды, захватывая при этом пузырьки воздуха. Для невооруженного взгляда процесс выглядит как бурление воды в чайнике при кипячении. Сопротивление движению винта в разреженной среде уменьшается, количество оборотов двигателя самопроизвольно увеличивается, при длительной работе в этом режиме лодочный мотор выходит из строя.
Пониженная установка мотора увеличивает сопротивление воды вращению винта, снижает скорость движения судна.
Настройку вертикального положения лодочного мотора проводят несколькими тестовыми заездами в спокойную погоду. Для поднятия мотора на торец транца под подвесную систему подкладывают деревянные бруски, для понижения лобзиком выпиливают выемку в транце.
Установка и настройка лодочного мотора на транец лодки несложна и вполне посильна физически развитому мужчине. Лодка с оптимально расположенным на транце мотором хорошо управляется, быстрее выходит в режим глиссирования.
Установка лодочного мотора: раз – и готово?
Установка мотора на лодку – далеко не одноразовое мероприятие, как может показаться на первый взгляд сразу после покупки алюминиевого судна. Данную операцию приходится проделывать, например, после консервации двигателя на зиму, профилактики или ремонта, а также при необходимости поставить второй лодочный мотор (для троллинга, аккуратных маневров и прочих задач).
Для чего, вообще, необходимо правильно устанавливать мотор на лодку? В первую очередь, ради безопасности – с тем чтобы предотвратить перегрев, не сломать винт и не получить травму самому. Кроме того, никто не откажется выжать из своей верной спутницы максимум, а заодно избежать ее отклонений в сторону и оптимизировать расход топлива.
В одиночку осилить эту процедуру дано далеко не каждому. Причиной тому служит как немалый вес самого мотора, так и элементарное отсутствие опыта, знаний и необходимых навыков.
Хотя, казалось бы, чего проще: есть транец, и есть мотор. Тем не менее, нередки случаи, когда имеющийся двигатель не встает должным образом в штатное место и требуется регулировка высоты транца вплоть до его замены (в ПВХ-лодках). В других ситуациях приходится прибегать к монтажу различных подставок под лодочный мотор.
Дальше – еще больше тонкостей. Неоправданно низкая посадка ведет к снижению скорости и потере мощности, а также таит опасность повреждения ноги двигателя. Известно, например, что на скорости возрастает сопротивление водяного потока, причем процесс этот протекает нелинейно. Соответственно, каждый миллиметр излишне погруженного мотора сказывается на расходе горючего и быстроте передвижения.
Наоборот, чересчур высокая установка мотора на транце провоцирует образование большого количества пузырьков в верхнем слое воды (вот для чего важно правильно выставить уровень кавитационной плиты двигателя). В результате винт вращается в более разреженной среде, увеличивая количество оборотов, что ведет к перегреву двигателя.
Впрочем, при установке принимается во внимание не только высота, но также горизонтальное положение на транце и угол наклона лодочного мотора. Так, теория гласит, что двигатель следует смещать на несколько сантиметров к правому борту для компенсации вращающего момента. Однако на деле следует учитывать множество факторов, как то: профиль днища, распределение груза, размеры и вес двигателя, массу самой лодки, тип винта и т.д. – все они влияют на выбор места установки мотора. Зачастую неопытные владельцы лодок тратят уйму времени на поиски оптимального положения и в лучшем случае сохраняют статус-кво.
Все вышеперечисленное – базовые принципы, позволяющие лишь правильно установить мотор на лодку. А ведь иногда хочется большего комфорта, и тогда актуальными оказываются такие задачи, как:
установка тахометра на лодочный мотор;
дистанционное управление лодочным мотором;
установка электроподъемника на лодочный мотор;
монтаж на консоль лодки прочих индикаторов (уровня топлива, тримметра, скорости движения, вольтметра и т.д.).
Окончательная же доводка зависит от сферы применения лодки (покатушки, любительская рыбалка, соревнования) и ее предполагаемой загрузки, поэтому после установки мотора почти наверняка понадобится более точная регулировка его положения и подбор правильного винта. Велика вероятность, что штатный шаг и материал последнего не позволят достичь искомых кондиций. И здесь уже точно не обойтись без совета профессионалов, которые проверили в деле сотни различных комбинаций лодок, моторов и гребных винтов.
Кстати, не стоит забывать и о носовых электромоторах. Они тоже устанавливаются и настраиваются механиками нашего сервис-центра по желанию владельца. А тем, кто все же предпочитает самостоятельные эксперименты, в качестве полезного инструмента можно предложить разнообразные электроподъемники – вплоть до гидролифтов для особо мощных моторов (200–300 л. с). Они способны в динамике поднимать/опускать двигатель для поиска оптимальной скорости и менять дифферент для улучшения хода лодки, а также облегчать движение по мелководью и обеспечивать безопасный спуск на воду. При этом детальная регулировка доступна непосредственно с консоли водителя за счет специального дистанционного тумблера.
Как несложно убедиться, при правильной установке мотора на лодку решающее значение имеют считанные миллиметры и градусы, и совершенно очевидно, что новичкам заниматься подобным тюнингом не рекомендуется. Иначе велик риск потерять контроль над судном, утопить мотор или, того хуже, травмировать себя и пассажиров.
Многие клиенты уже убедились в профессионализме сотрудников Прокатись.ру, которые точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем качественно, в кратчайшие сроки и за вполне адекватную цену.
Ждем заявок в нашем сервисном центре. У нас еще много интересных идей!
Как правильно установить подвесной мотор на лодку ПВХ?
Установка лодочного мотора на лодку ПВХ – это крайне важный процесс в эксплуатации этого удобного водного средства передвижения. От того, насколько правильно был установлен двигатель на ваше судно, будет зависеть в целом его работа. Ведь современный подвесной мотор отличается именно тем, что его легко и быстро можно устанавливать и демонтировать – но делать это умеючи.
В случае, если установка лодочного мотора была произведена не совсем корректно, лодка может работать с перебоями, ее даже может в каком-то смысле штормить из стороны в сторону. И, конечно, самым плохим исходом может стать авария.
Правильная установка лодочного мотора
Поэтому всегда стоит разумно подходить к эксплуатации лодки и мотора и изучать материалы, как правильно установить лодочный мотор. Наверное, это даже в большей степени относится к лодкам ПВХ, потому что они имеют свою довольно хрупкую конструкцию, если ее сравнивать с жесткими лодками. Поэтому стоит на зубок устанавливать мотор на подобные маломерные суда.
Важность соблюдения правил установки подвесного лодочного мотора
Почему так важно правильно установить лодочный мотор? Это не чья-то прихоть, что двигатель должен быть очень тщательно прикреплен к плавательному средству – таков стандарт безопасности. Также есть и другие важные нюансы в установки лодочного мотора к плавательному средству:
если вы не совсем верно присоединили свой лодочный мотор, в таком случае может произойти даже произвольное отсоединение подвесного агрегата, которое может понести за собой определенные аварийные ситуации. Ваше маломерное судно может потерять свое направление. То есть вы будете стараться выруливать в одну сторону, а лодка будет упрямо клониться в совершенно другом направлении;
также неправильная установка мотора на транец плавательного средства может повлечь за собой работу этого двигателя не в полную свою силу. Чаще всего наблюдаются заниженные обороты вашего подвесного мотора;
можно ожидать и такое последствие, как чрезмерный расход горючего или даже падение лодочного агрегата в воду. Помните, что когда вы находитесь еще только на стадии подбора для себя подвесного лодочного мотора, то важно обращать свое внимание на допустимый показатель мощности лодочного двигателя. Этот параметр всегда будет отражен в инструкции к подвесному агрегату, и ни в коем случае не стоит пренебрегать этими данными;
очень многое зависит от того, какой именно лодочный мотор и какого бренда вы приобретаете. Но в целом приведенные данные касаются всех агрегатов для лодок. Кроме того, в комплект, который есть у каждого лодочного мотора, обычно входят еще и специальный крепеж, инструменты и инструкция по правильной эксплуатации вашего лодочного агрегата. Там обычно есть все правильные действия, которые стоит выполнять для установки подвесного двигателя;
изготовители надувных лодок, как правило, наносят на транцы своих плавательных средств специальную разметку для крепления. На первый взгляд, кажется, что осталось лишь поставить лодочный мотор на свою лодку, но в реальности у лодочников случаются непредвиденные ситуации. Бывает, что совершенно одинаковые лодки, одного производителя, с одинаково установленными лодочными подвесниками по-разному ведут себя в воде. Все достаточно индивидуально, и порой мало следовать одной инструкции, надо знать больше реальных рекомендаций по правильной установке лодочного двигателя на резиновую лодку.
Если была произведена правильная установка лодочного мотора на лодку пвх, то, конечно же, впоследствии это станет ясно. Начинайте движение по воде. Лучше всего делать это на совсем небольшой скорости. Затем старайтесь добавлять газ. Если вдруг наблюдается ухудшение каких-либо показателей лодки, то лучше остановить свою лодку.
Например, может наблюдаться ухудшение устойчивости или управляемости всем плавательным средством передвижения. Если вы остановитесь, то сможете сбалансировать свою лодку за счет перераспределения груза в ней или же отрегулировать угол наклона всего дифферента или двигателя.
Известно, что если у вас чересчур глубокое погружение такой детали, как винт, тогда может падать вся мощность лодочного мотора. Это происходит из-за такого явления, как рост противодавления воды на выхлопе и увеличение его сопротивления к той части судна, которая находится под водой. В данной ситуации наладить правильную установку лодочного мотора могут так называемые регулировочные лодочные пластины.
Если же ваш лодочный мотор был установлен не под тем углом- слишком завышено, тогда винт этого агрегата будет просто-напросто захватывать воздух. Именно поэтому будет снижаться величина скорости движения всего плавательного средства передвижения. Кроме того, может произойти кавитационный износ лодочных лопастей и может быть чрезмерное закаливание поршней из-за сильного перегрева вашего лодочного двигателя.
Лучше всего сместить центр тяжести лодки в данной ситуации, переместив его к корме. Также нужно будет изменить угол наклона на вашей лодке ПВХ. Если все это не поможет, тогда вам нужно будет возить с собой дополнительные грузы.