Расход топлива лодочного мотора
Top-motor.ru

Все про лодки

Расход топлива лодочного мотора

Расход топлива лодочных моторов

Естественно, что не каждый рыболов может позволить себе такое удовольствие, как лодка, но каждый об этом мечтает. Причем не потому, что это престижно, а потому, что это практично, поскольку можно ловить рыбу в любой точке водоема, что является большим преимуществом.

Для тех рыболовов, у кого лодка есть, проблем с рыбалкой не возникает, но зато появляются другие проблемы. Главная среди них – это рассчитать, чтобы хватило топлива на весь период рыбалки.

От чего зависит расход топлива

Во-первых, расход топлива зависит от модели лодочного мотора, что связано еще и с производителем.

Правильный выбор модели – это гарантия успешной и комфортной рыбалки, а также минимальные затраты на обслуживание и на топливо.

Поэтому можно смело говорить, что расходы на бензин зависят от грамотного выбора мотора.

Факторы, влияющие на выбор лодочного мотора

Мощность двигателя

Здесь очень важно совместить силу мотора с размерами плавсредства. Ни в коем случае нельзя завышать мощность мотора, поскольку лодка получится слишком маневренная и тяжелая в управлении. Если мощности недостаточно, то лодка не будет иметь достаточной скорости, мотор может выйти из строя раньше времени, а расход топлива будет максимальным.

Важно знать! Мощность лодочного мотора рассчитывается по таким упрощенным данным: на 25 кг веса должно быть около 1 лошадиной силы. Для плоскодонок чуть больше – 30 кг веса.

Расход топлива

Естественно, что каждого интересует данный вопрос, при этом существует ряд показателей, которые оказывают существенное влияние на такие характеристики:

  • Фирма-производитель.
  • Какой двигатель – двухтактный или четырехтактный.
  • Карбюраторный или инжекторный.
  • Примеры расчетов. Они частично влияют на такой показатель.

Качество, цена и экономичность – это те показатели, которым соответствуют лодочные моторы японских производителей, вроде моделей Yamaha, Suzuki, Honda, Tohatsu и т.д. Mercury – это американский производитель, который практически ничем, не уступает японским. Что касается отечественных производителей, то такие моторы, как Вихрь, Ветерок, Кама, Нептун и другие, еще не отвечают таким требованиям. Они хотя и стоят дешевле, но расход топлива у них существенный, да и система диагностики заметно слабее.

Если за пример взять лодочный мотор Ветерок, то он потребляет 3,2 литра бензина, при мощности 8 л.с. и 5 литров – при мощности 12 л.с.

Поэтому ориентироваться лучше на японские фирмы:

YAMAHA

На рынке лодочных моторов находится с 60-х годов прошлого столетия.

Это всем известная японская фирма, которая выпускает не только лодочные моторы, но и множество другой продукции, которая также отвечает высоким показателям качества.

Фирма специализируется на производстве мощных моторов для катеров и яхт. Двухтактные модели расходуют от 27 до 40 литров в час, а четырехтактные – в пределах 10-130 л в час. В таблице указан расход горючего в зависимости от мощности моторов, предназначенных для применения на лодках, весом до 500 килограммов.

Мощность топливо (литров час)
4 лошадиные силы 1,45 литра
5 л. с. 1,80 л
6 л. с. 2,40 л
8 л. с. 3,20 л
9,9 л. с. 3,60 л
15 л. с. 5,40 л
20 л. с. 6,40 л

SUZUKI

На протяжении такого же времени, как и YAMAHA, выпускает лодочные моторы.

Двухтактные моторы оснащены двумя баками – для бензина и для масла, причем смешивание осуществляется в автоматическом режиме. В зависимости от мощности, расход бензина находится в пределах от 7,5 до 44 л. в час. Четырехтактные моторы более экономичные и расходуют от 0,6 до 15 литров.

Мощность топливо (литров час)
2,5 л. с. 0,95 л
4 л. с. 1,50 л
6 л. с. 2 л
9,9 л. с. 3,80 л
15 л. с. 4,90 л

Mercury

Фирма Mercury производит лодочные моторы, причем не менее экономичные, по сравнению с японскими фирмами. Их двухтактные модели потребляют от 0,8 до 50 л, а четырехтактные и того меньше – от 0,5 до 24 литров.

Мощность топливо (литров час)
3,5 л. с. 1,40
4 1,50
6 2,0
8 3,20
9,9 3,80
15 5,10

HONDA

Также может похвастаться низким потреблением топлива, выпуская моторы, мощностью от 2-х до 225 л.с. При этом двухтактные модели потребляют от 0,64 до 72 литров, а четырехтактные – от 0,5 до 56 литров.

Мощность топливо (литров час)
2,3 0,95
5 1,80
8 3,20
9,9 3,80
15 4,90
20 6,40

TOHATSU

Разрабатывает и выпускает качественные, но четырехтактные моторы, мощностью от 3,5 до 90 л.с.

Мощность топливо (литров час)
3,5 1,40
4 1,50
6 2,0
9,8 3,80
15 5,10

Карбюраторные двигатели характеризуются несколько большим уровнем потребления горючего, чем инжекторные, но они несложные в ремонте и в эксплуатации, поскольку инжекторные требуют более точной регулировки расхода горючего. Двухтактные карбюраторные двигатели отличаются большей шумностью в работе, но они значительно дешевле, по сравнению с инжекторными. Четырехтактные инжекторные моторы издают мало шума в работе и отличаются хорошими показателями экономичности, но стоимость их достаточно высокая.

На заметку! Потребление горючего для лодок рассчитывается по несколько иной формуле: если для автомобилей считается количество литров на 100 км, то для лодок – расход литров в час.

Для расчетов можно воспользоваться примитивной формулой:

Двухтактные моторы потребляют более 30 процентов, что выражается в 320 мл на одну лошадиную силу.

Расчет производится следующим образом:

Берется мощность мотора, например, 15 л.с и рассчитывается. Для этого мощность (15 л.с.) умножается на 0,32 л и получается 4,8 л в час.

Четырехтактные потребляют порядка 250 мл.

Поэтому в результате расчетов получается: 15 умножается на 250 мл и равно 3,75 л в час.

Эти показатели приведены для идеальных условий эксплуатации и при работе на максимальной мощности. Естественно, что мало кто эксплуатирует лодку в таких условиях, поэтому реальный расход топлива всегда меньше. Но опять же, все чисто относительно, поскольку имеется ряд факторов, которые не делают условия эксплуатации мотора оптимальными. На расход топлива оказывают влияние:

  • Размеры и разновидность лодки (с килем или плоскодонка), ее масса, материал изготовления и т.д.
  • Возможность перемещения лодки в глиссерном режиме, когда по воде скользит только часть днища лодки. Такой режим движения наиболее экономичный.
  • Время, затрачиваемое на перевод лодки в глиссирующий режим. Чем меньше на это уходит времени, тем лучше экономичность.
  • Направление движения, так как эти показатели зависят от того, где движется лодка, в стоячей воде, за течением или против течения. Чем чище вода, тем меньше сопротивление движению.
  • Чистота днища лодки, что напрямую связано с сопротивлением движению, а значит и расходом топлива.
  • Насколько правильно подобран винт для мотора либо водомет.
  • Наличие груза, а также количества пассажиров на борту.

На заметку! Чем больше практики, тем быстрее можно понять, сколько бензина необходимо для лодки.

В любом случае, каждый владелец по-своему усмотрению эксплуатирует лодку, поэтому и расход горючего будет зависеть от интенсивности эксплуатации. Стоит отправиться с лодкой на рыбалку хотя бы раз и уже можно смело говорить о расходе бензина и затратах на его покупку.

Расход топлива лодочных моторов

5 минут Автор: Константин Павлов 0

Для истинного рыбака сборы на рыбалку, тем более на многодневную, на лодке/катере – это священный ритуал, который не требует суеты. Нужно учесть множество мелочей: количество припасов, снастей, рассчитать, сколько топлива взять на все время рыбалки. Это особенно важно, так как остаться без горючего посреди маршрута чревато многими проблемами. Если на стоячей воде в озере еще можно использовать весла, то на реке, да и против течения, это невозможно. Поэтому грамотный расчет количества бензина для «движков» – один из главных вопросов при подготовке к рыбалке на лодке или катере.

От чего зависит расход топлива

В первую очередь, от лодочного мотора.

От правильного выбора мотора зависит 80% успешного и комфортного отдыха и рыбалки и величина затрат на обслуживание и бензин.

Потребление горючего прямо зависит от выбора мотора.

Основные вопросы при выборе двигателя

Если мощность мотора избыточная, то любитель рыбалки всегда рискует просто перевернуть плавсредство при маневрах, если же недостаточная – скорость лодки будет низкая, износ мотора повышенный, расход топлива высокий, удовольствия от процесса ноль.

2.Расход топлива лодочных моторов.
Один из основных вопросов при покупке лодочного мотора – как расходует топливо данный агрегат? Несколько основных параметров, влияющих на потребление:

  • Производитель.
  • Двух или четырехтактный мотор.
  • Карбюратор или инжектор.
  • Формулы и примеры расчета. Факторы, дополнительно влияющие, которые необходимо учесть.

Несомненными лидерами по качеству, цене и экономичности являются моторы японского производства: Yamaha, Suzuki, Honda, Tohatsu. Из американцев стоит выделить Mercury. Из отечественных: Вихрь, Ветерок, Кама, Нептун и др. – пока характеризуются высоким потреблением топлива и слабой системой диагностики.

Например, мотор Ветерок, мощностью 8 и 12 л. с., потребляет топлива 3,2 и 5 л соответственно, выдавая значительно меньшие скоростные характеристики.

Поэтому за эталон будем считать «японцев»:

YAMAHA – производит двигатели с 60-х годов прошлого века.

Двухтактные имеют расход лодочного мотора от 27 до 40 литров в час. Четырехтактные – от 9,5 до 130 литров в час. Марка специализируется на мощных моторах, подходящих для катеров и яхт. Некоторые данные для небольших лодок, весом до 500 кг, указаны в таблице:

Мощность топлива (литров час)
4 лошадиные силы 1,45 литра
5 л. с. 1,80 л
6 л. с. 2,40 л
8 л. с. 3,20 л
9,9 л. с. 3,60 л
15 л. с. 5,40 л
20 л. с. 6,40 л

SUZUKI – также с 60-х годов начали производить моторы для лодок.

Двухтактные имеют два бака – для масла и бензина, смешивание автоматически. Расход от 7,5 до 44 литров в час. Четырехтактные двигатели очень экономичны и имеют расход от 0,6 до 15 литров.

Мощность топлива (литров час)
2,5 л. с. 0,95 л
4 л. с. 1,50 л
6 л. с. 2 л
9,9 л. с. 3,80 л
15 л. с. 4,90 л

Американец Mercury , как ни странно, для американцев, никогда не ставящих экономичность в приоритет – посмотрите на их автопром – показывает хорошие результаты: от 0,8 до 50 литров двухтактные и 0,5–24 литра четырех.

Мощность топлива (литров час)
3,5 л. с. 1,40
4 1,50
6 2,0
8 3,20
9,9 3,80
15 5,10

HONDA – соответственно 0,64–72 литра для двухтактных, 0,5–56 – для четырех, в зависимости от мощности, которая у Хонды от 2 до 225 лошадиных сил.

Мощность топлива (литров час)
2,3 0,95
5 1,80
8 3,20
9,9 3,80
15 4,90
20 6,40

TOHATSU – еще один качественный «японец». Разрабатывает четырехтактные моторы мощностью от 3,5 до 90 л. с.

Мощность топлива (литров час)
3,5 1,40
4 1,50
6 2,0
9,8 3,80
15 5,10

Карбюратор повышает расход топлива на 30%, но проще в ремонте и эксплуатации, чем инжектор, который требует тонкой настойки блока управления непосредственным (принудительным) впрыском топлива в систему. Карбюраторные двигатели очень шумные (особенно «двухтактники») по сравнению с инжекторными, однако значительно дешевле. Инжекторные четырехтактные моторы самые малошумные, экономичные из всех классов, но отличаются высокой ценой.

Есть нехитрая формула расчета:
Для двухтактных двигателей расход выше порядка 30% и составляет около 320 мл на одну лошадиную силу.
Пример расчета.
Мотор мощностью 15 лошадиных сил будет потреблять – 15 Х 0,32 литра = 4,8 литра в час

Для четырехтактных – 250 мл
Пример расчета.
Такой же мотор в 15 «лошадей» но в четыре такта – 15 Х 0,25 литра = 3,75 литра в час.

Эти показатели учитывают расход в идеальных условиях на максимальной мощности мотора. Никто постоянно не ходит на лодке в таком режиме, поэтому в реальности расход меньше. Но это относительно, потому что есть масса факторов, влияющих на показатели расхода топлива:

  1. Величина и тип лодки (с килем или плоскодонка), вес, материал лодки и т. п.
  2. Может ли идти глиссерным режимом, когда с водой соприкасается только часть лодки с мотором, остальная часть «парит в воздухе». В таком режиме расход топлива уменьшается.
  3. Скорость вывода лодки в глиссерный режим. Чем меньше затраты времени на вывод, тем быстрее можно перейти в «крейсерский» режим, потребляющий минимальное количество горючего.
  4. Маршрут. Будет ли движение по течению или против, или в стоячей воде. Чистота воды играет роль.
  5. Чистота днища. В конце навигации лодки/катера «обрастают» снизу, что увеличивает сопротивление воды, как следствие – растет расход.
  6. Правильно ли подобран винт для мотора либо турбинная установка (водомет).
  7. Количество и вес пассажиров и груза на борту.

Каждый владелец, проведя два – три выхода на лодке на рыбалку, поймет, сколько потребляет именно его лодка топлива и будет в дальнейшем рассчитывать запас горючего и масла на весь период отдыха и занятий любимым делом – рыбной ловлей.

Сообщества › Лодки и Моторы › Блог › Расход топлива на 2-тактном лодочном моторе

Прошу, поделиться информацией по расходу на вашем лодочном моторе. Интересует расход как на троллинге, так и на полном ходу.А то открывали сезон с товарищем у него тоха 18(больше 10 лет) у меня ниссан марин 9.9(второй сезон).Я бак скатал за два дня в ноль, а у него еще пол бака осталось, хотя ходили вместе.Может кто подскажет в чем собака зарыта)

Наша страница на DRIVE2:

Комментарии 28

Мотор 40 4 т 7 литров в час. Лодка риб 4.8 метра. Почти всегда полный газ.

Вчера выходили на воду лодка касатка 390, мотор мерк. 15 2 т.по навигатору пробег 50 км.тролинг- глис 50/50 расход 25л.В полный газ не хожу не вижу смысла.

Вин 375 с дистанцией. Езжу вдвоем. Общий вес всей лодки с людьми 360-380 кг. Ямаха 15. Крейсерские обороты 5100-5200. Троллингом не занимаюсь. Удельный расход за 2017 год 121 литр/23,3 часа = 5,2 л/час.

Компас 380, Мерк 15 2т, 80-100км на баке 25л.

К примеру. У меня ладога 2 полной массой примерно 600кг с ямой 90 2хт на эконом режиме 40км/ч ест 13л/ч. При максималке 68-70км/ч расход 36л/ч. Знаю это точно т.к сам занимаюсь изготовлением расходомеров топлива для плм.
Касательно ПВХ лодок могу сказать следующее: На расход топлива в основном и в совокупности влияют гидродинамика лодки и характеристики мотора. 1. Гидродинамика у всех пвх очень разная! Все зависит от размеров лодки и типа дна лодки. К примеру у лодок с нднд гидродинамика лучше чем у лодки с жд примерно на 30% при максимальной скорости. Гидродинамика пвх очень сильно снижается с увеличением скорости. Расход топлива при скорости 20км/ч и 40км/ч может различаться в 2 и более раза! Так же влияет и лишний вес в лодке, каждый лишний килограмм добавляет в прогрессии расход топлива. Исключение это лодки типа катамаран с доп баллонами на дне. У них с ростом скорости % смачиваемой поверхности снижается в отличие от обычных пвх. 2. Если рассматривать 2хт моторы, то расход топлива у них очень нелинейный и резко увеличивается при максимальных оборотах. К примеру если взять две одинаковые пвх лодки и на одну поставить 10лс, на другую 20лс и разогнать их до 25-30 км/ч. Получаем примерно на моторе 10лс обороты 4500- 5000, на 20лс обороты 2500-3000 об/м, при этом учитывая прогрессию расхода топлива на максимальных оборотах получаем, что мотор в 10 лс имеет расход примерно на 20% больше чем мотор 20лс. Конечно при максимальных оборотах мотор в 20лс будет иметь расход топлива выше чем мотор в 10лс, но и скорость на моторе 20лс будет выше!
На расход топлива влияют много факторов: гидродинамика лодки, вес, скорость, встречный ветер, волнение, мощность мотора, тип мотора, износ мотора, тип винта и его правильность подбора, угол и высота установки мотора, качество топлива.
Максимально снизить расход топлива лодки проще всего можно используя указатель моментального расхода топлива.

можно про указатель моментального расхода топлива поподробнее!

можно, но на пвх их мало кто заказывает, тк расход по карману не сильно бьет www.drive2.ru/b/500373998979252504/

По сути сообщения. Очень разнится расход на «крейсерском» режиме и на полном газу. Товарищ с т18 скорее всего в 3/4 ручки ходил, а Вы на полном. Вот и объяснение.
Также влияет корпус (вес и геометрия), режим глисс/водоизмещение, правильный/не правильный винт, ветер, течение.

И какой ниссан то? Ниссан — это тохатсу. Может у Вас тот же Т18?

Мотор у меня 4t, в статистику Вашу бесполезен.

ходили все время вместе, в основном тролили. Мотор тот же тохатцу только задушенная 15 до 9.9, у 18 объем больше и винт другой.

Если в основном троллили, то факторы: винт, ходкость и парусность корпуса. На холостых и малых кол-во бенза одинаковое вкидывается.

получается что Т18 в два раза мощнее и в два раза экономичнее)

Задайте себе вопросы: Он мощнее при каких оборотах? Он в этом режиме тоже экономичнее?

он мощнее по лс! исходя из данной ситуации имеем один мотор 18- против 9.9.Лодки 360 против 330, но в 360 лодке два человека.Одно расстояние пройденное на одинаковых скоростях в одинаковых режимах, либо троль на холостых либо переход на полном газе. итог я уже писал

Не буду я тут писать научные трактаты по поводу мощности и её измерения. В инете валом информации. На сарае х… написано, а там дрова! Товарищ Ваш потратил меньше топлива т.к. у него оптимальнее винт, ходче корпус и на переходах Вы шли в полную тапку, а он в пол тапки.

Ямаха 15 2Т с новья около 15 литров в час на полном газу. На троллинге х.з., не тролим. Сузуки 15 4Т, меньше в два раза.

у вас с мотором что то не так! или угол трима и винт не тот или все вместе. У меня ладога 2 полной массой примерно 600кг с ямой 90 2хт на эконом режиме 40-45км/ч ест 13л/ч. Знаю это точно т.к сам занимаюсь изготовлением расходомеров топлива для плм.

Ямаха 15 2Т с новья около 15 литров в час на полном газу. На троллинге х.з., не тролим. Сузуки 15 4Т, меньше в два раза.

у меня в том году Тохатсу 18 ел 8,5 литров в час (как и по паспорту указано). как-то ходили на дальняк на двух лодках, у товарища 3,20 и мотор 5 сил. мне пришлось телепаться с его скоростью около 27 кмч. Так расход вообще около 5,5 литров в час получился.

Лодка кайма-400 мотор суза 9.9 он-же 15, 11винт, расход радует очень по км 160 плюс день дорожу, остаток примерно литров до 5)
Скорость комплекта 34 км это 2 взрослых и ребёнок и шмудняк)

Моторная лодка: путевой расход топлива на полном ходу. Экономичность подвесного лодочного мотора.

У владельца моторной лодки при нынешних ценах на бензин главным, если не единственным, критерием выбора маршрута стал расход топлива.

Что же известно водномоторнику об этом показателе?

В заводской инструкции к подвесному мотору приведена величина часового расхода топлива при максимальной мощности, т. е. при полностью отрытой дроссельной заслонке (полная нагрузка мотора) и предельно допустимой частоте вращения коленчатого вала. В публикациях по подвесным моторам имеется дополнительная информация — о часовом расходе при разных частотах вращения, но тоже с полностью отрытой заслонкой, иначе говоря, на полном ходу мотолодки.

Однако для выбора маршрута намного важнее другой показатель — путевой расход топлива, например, на километр пройденного пути (или обратный ему показатель — путь, пройденный на литре или полном баке топлива; в последнем случае этот путь иногда называют запасом хода).

Заметим, что расход топлива на 100 км — важнейший паспортный параметр, характеризующий топливную экономичность мотоцикла или автомобиля. Зависимость этого показателя от скорости движения называют экономической характеристикой. Аналогичную зависимость для моторного судна мы тоже назовем экономической характеристикой.

На основании сведений о часовом расходе при полной нагрузке двигателя можно говорить, увы, лишь об экономической характеристике судна, идущего полным ходом. Увы — потому, что при полностью открытой дроссельной заслонке оптимальная топливная экономичность может не обеспечиваться. Но чтобы знать это, нужны скоростные характеристики двигателя при частичных нагрузках, которые для подвесных моторов нигде не опубликованы и неизвестно, имеются ли они вообще у заводов-изготовителей.

Заметим, что скорость полного хода и, следовательно — путевой расход горючего при полностью открытой дроссельной заслонке зависят от конкретных условий плавания: загрузки судна, его дифферента, наличия течения, ветра и т. п. Поэтому зависимость путевого расхода топлива от скорости судна, идущего полным ходом, назовем внешней экономической характеристикой.

Для того, чтобы по графику часового расхода топлива построить внешнюю экономическую характеристику, нужно знать взаимосвязь скорости хода с частотой вращения двигателя на полном газу. Разделив величину часового расхода на соответствующую ему скорость, можно получить искомую экономическую характеристику.

Вращение вала двигателя преобразуется в поступательное перемещение судна с помощью его «ходовой части» — движительного комплекса, например, гребного винта с трансмиссией. И взаимосвязь частоты вращения со скоростью хода — характеристика этого комплекса, зависящая как от параметров самого гребного винта, так и от факторов, определяющих его взаимодействие с корпусом судна — величины коэффициентов попутного потока и засасывания.

У легких глиссирующих мотолодок попутный поток и сила засасывания невелики, на эффективности гребного винта сказываются в основном заглубление оси винта и угол откидки мотора от транца. Для оценки экономичности влиянием корпуса на скорость такой мотолодки можно пренебречь, т. е. считать, что, независимо от обводов корпуса глиссирующей лодки, оснащенной конкретным подвесным мотором с определенным гребным винтом, на полном газу каждой частоте вращения коленчатого вала соответствует определенная скорость лодки. А это значит, что путевой расход топлива мотолодки однозначно определяется числом оборотов ее мотора. Можно даже проградуировать тахометр в единицах путевого расхода (например, в километрах запаса хода). А внешнюю скоростную характеристику подвесного мотора можно дополнить внешней экономической характеристикой, универсальной для любого типа лодки.

Конкретный вид графика внешней экономической характеристики зависит как от параметров двигателя, так и от гидродинамических характеристик гребного винта и передаточного отношения редуктора. Если часовой расход топлива зависит только от конструкции двигателя, то при замене штатного гребного винта изменяется и график путевого расхода, тогда как часовой расход при этом остается прежним.

Для построения внешней экономической характеристики подвесного мотора можно воспользоваться приведенными на страницах «Катеров и яхт» экспериментальными данными по гидродинамике конкретных подвесных моторов: «Вихрь-М» (статья М. Б. Масеева в «КиЯ» № 46); «Нептун-23» (статья М. Б. Масеева и Э. Л. Чумакова в «КиЯ» № 53); «Привет-22» (статья М. Б. Масеева, Ю. В. Пищулина и Э. Л. Чумакова в «КиЯ» № 68). Среди этих данных есть и графики интересующих нас зависимостей для разных гребных винтов.

Зависимость часового расхода топлива от частоты вращения для мотора «Вихрь-М» можно найти в статье, опубликованной в «КиЯ» № 46. Для моторов «Нептун-23» и «Привет-22» эти сведения есть в статьях в «КиЯ» № 53 и 68, а также в «Справочнике по малотоннажному судостроению» (Судостроение, 1987).

Каждый из указанных моторов испытывался с несколькими гребными винтами. Приведенные на рис. 1 внешние экономические характеристики соответствуют тем винтам, которые дают наилучшую топливную экономичность. Таковыми оказались «скоростные» винты, рассчитанные на сравнительно высокие скорости хода легких мотолодок. У мотора «Вихрь-М» — это обычный штатный окрашенный винт (диаметр 0,24 м; шаг 0,3 м); у мотора «Нептун-23» — полированный винт с такими же параметрами; у мотора «Привет-22» — штатный окрашенный винт (диаметр 0,235 м, шаг 0,285 м).

Рис. 1. Внешние экономические характеристики моторных лодок со скоростными гребными винтами
( gs — путевой расход топлива, v — скорость хода)


1 — мотолодки с моторами «Нептун-23»; 2 — с моторами «Привет-22»; 3 — с моторами «Вихрь-М»;
4 — с моторами «Вихрь-30».

На этом же рисунке приведена внешняя экономическая характеристика мотора «Вихрь-30» со штатным окрашенным винтом (рассчитана автором по данным статей в «КиЯ» № 46 и 53, а также книги Е. Н. Семенова и Р. В. Страшкевича «Моторы «Вихрь» на лодке», Судостроение, 1978). Все моторы испытывали» при глубине погружения винтов, соответствующей высоте транца мотолодки 400 мм.

В технических описаниях моторов часовой расход топлива приводят в единицах массы (кг). Чтобы перейти к единицам объема (литрам), нужно знать плотность бензина. Она существенно зависит, во-первых, от марки бензина (плотность бензина А-76 на 6,6% выше плотности бензина А-72) и от температуры (плотность понижается примерно на 1% с возрастанием температуры на каждые 10°С). Расчеты путевых расходов топлива произведены для бензина А-72; при температуре 20°С его плотность равна 0,738 г/см³, т. е. кг/л (Л. С. Васильева. Автомобильные эксплуатационные материалы, Транспорт, 1986).

На рис. 2 приведены графики зависимости пути, пройденного на одном литре (или килограмме) топлива, от скорости хода. Эти же графики характеризуют запас хода — расстояние, которое можно пройти на полном баке топлива. Объем топливного бака принят равным 22 л (стандартный бак моторов «Вихрь» и «Привет-22»). В таком баке при температуре 20°С содержится 16,2 кг бензина А-72.

Рис. 2. Путь, пройденный на литре ( sq ) или баке ( so ) топлива, в зависимости от скорости хода v мотолодки (скоростные гребные винты)


1 — с мотором «Нептун-23»; 2 — с мотором «Привет-22»; 3 — с мотором «Вихрь-М»;
4 — с мотором «Вихрь-30»; 5 — данные натурных ходовых испытаний.

С помощью графиков рис. 2 нетрудно оценить длительность работы мотора до выработки полного бака топлива. Например, при скорости порядка 30 — 35 км/ч мотолодка с мотором «Вихрь-М» на полном баке топлива идет примерно 2 часа 10 минут. Мотор «Вихрь-30» намного прожорливее — ему бака хватает примерно на полтора часа. Наиболее «рачителен» мотор «Нептун-23» — это же количество топлива он растягивает на два с половиной часа.

Приведенные выше графики позволяют сделать вывод, что среди моторов со штатными скоростными винтами при одной и той же скорости хода наиболее экономичен «Нептун-23», наименее — «Вихри». Подчеркнем, что одна и та же скорость хода не означает одинаковую загрузку мотолодок с этими моторами. Последняя определяется тяговыми характеристиками моторов. В частности, в указанном диапазоне скоростей хода наибольшее тяговое усилие развивает мотор «Вихрь-30» (примерно на 40% больше, чем «Вихрь-М»), за ним идет «Нептун-23». Мотор «Вихрь-М» — на последнем месте. Любопытно, что при одной и той же величине запаса хода моторы «Вихрь-М» и «Вихрь-30» развивают примерно одинаковое тяговое усилие.

В «КиЯ» № 68 приведены результаты ходовых испытаний одного и того же мотора «Привет-22» с пятью разными корпусами серийных мотолодок и различной загрузкой (корпуса лодок «Нептун-2», «Казанка-5», «Казанка-2М», «Днепр», «Прогресс»; загрузка — два и четыре человека). Регистрировались величины скорости хода и частоты вращения коленчатого вала. Это позволяет проверить справедливость вывода о том, что, с гидродинамической точки зрения, подвесной мотор можно «отторгнуть» от корпуса мотолодки. На рис. 2 приведены величины путевого расхода, рассчитанные по данным ходовых испытаний со штатным скоростным винтом. Совпадение результатов, полученных в опытовом бассейне и при натурных испытаниях, убедительно подтверждает вывод о «гидродинамической независимости» подвесного мотора.

Графики на рис. 3 и 4 позволяют сопоставлять внешние экономические и скоростные характеристики различных моторов: и у тех, и у других на оси абсцисс отложены значения частот вращения коленчатого вала. Для каждого мотора даны два графика: со штатным скоростным винтом и с лучшим из испытанных «грузовых» винтов (кроме «Вихря-30»), более полно использующих мощность мотора на загруженной мотолодке. У мотора «Вихрь-М» это полированный винт с шагом 0,24 м при таком же диаметре, у мотора «Нептун-23» — «белый» винт от мотора «Москва-25» с диаметром, уменьшенным до 0,226 м (шаг 0,25 м), у мотора «Привет-22» — экспериментальный полированный винт (диаметр и шаг по 0,25 м, дисковое отношение 0,53).

Рис. 3. Путевой расход топлива gs в зависимости от частоты вращения коленчатого вала n подвесных моторов


Со скоростными гребными винтами: 1 — «Привет-22»; 2 — «Нептун-23»; 3 — «Вихрь-М»; 4 — «Вихрь-30». С грузовыми винтами: 5 — «Привет-22»; 6 — «Вихрь-М»; 7 — «Нептун-23»; 8 — данные натурных ходовых испытаний.

На рис. 3 сопоставлены результаты, полученные для мотора «Привет-22» в опытовом бассейне и на ходовых испытаниях с одним и тем же грузовым винтом. Соответствие этих данных несколько хуже, чем для скоростного винта: у мотолодки «Днепр» (самая килеватая из испытанных) путевой расход во время испытаний на 8% превысил данные опытового бассейна. На рис. 4 приведены аналогичные результаты для другого грузового винта, шаг которого увеличен до 0,25 м. В этом случае топливная экономичность, достигнутая на ходовых испытаниях, не хуже показателей опытового бассейна.

Как видно из рис. 3, при одной и той же частоте вращения путевой расход топлива для грузовых винтов значительно больше, чем для скоростных. Это естественное следствие назначения грузовых винтов, «поглощающих» большую мощность двигателя мотора; соответствующим образом уменьшается и запас хода.

Рис. 4. Путь, пройденный на литре ( sq ) или баке ( so ) топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала n моторов


Со скоростными гребными винтами: 1 — «Вихрь-30»; 2 — «Вихрь-М»; 3 — «Нептун-23»; 4 — «Привет-22». С грузовыми винтами: 5 — «Привет-22»; 6 — «Нептун-23»; 7 — «Вихрь-М»; 8 — данные натурных ходовых испытаний.

Графики рис. 4 можно рассматривать как градуировочные для тахометра мотолодки. С их помощью непосредственно по показаниям тахометра можно определять длину маршрута на имеющемся запасе топлива.

В заключение подчеркнем, что все приведенные выше графики путевого расхода топлива построены для конкретных экземпляров моторов, которые испытывали» в опытовом бассейне. Из-за разброса параметров серийных моторов значения путевого расхода у конкретных мотолодок могут несколько отличаться от приведенных на графиках. Однако общий характер полученных зависимостей сохраняется. Наконец, экономичность подвесного мотора ухудшается по мере износа и нарушения регулировок. Поэтому приведенные выше данные по путевому расходу топлива можно использовать для оценки степени износа и качества регулировки данного мотора: чем ближе расход топлива к этим данным, тем качество мотора выше.

В. Елисеев, кандидат технических наук.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Сообщества › Лодки и Моторы › Блог › Расход топлива на 2-тактном лодочном моторе

Прошу, поделиться информацией по расходу на вашем лодочном моторе. Интересует расход как на троллинге, так и на полном ходу.А то открывали сезон с товарищем у него тоха 18(больше 10 лет) у меня ниссан марин 9.9(второй сезон).Я бак скатал за два дня в ноль, а у него еще пол бака осталось, хотя ходили вместе.Может кто подскажет в чем собака зарыта)

Наша страница на DRIVE2:

Комментарии 28

Мотор 40 4 т 7 литров в час. Лодка риб 4.8 метра. Почти всегда полный газ.

Вчера выходили на воду лодка касатка 390, мотор мерк. 15 2 т.по навигатору пробег 50 км.тролинг- глис 50/50 расход 25л.В полный газ не хожу не вижу смысла.

Вин 375 с дистанцией. Езжу вдвоем. Общий вес всей лодки с людьми 360-380 кг. Ямаха 15. Крейсерские обороты 5100-5200. Троллингом не занимаюсь. Удельный расход за 2017 год 121 литр/23,3 часа = 5,2 л/час.

Компас 380, Мерк 15 2т, 80-100км на баке 25л.

К примеру. У меня ладога 2 полной массой примерно 600кг с ямой 90 2хт на эконом режиме 40км/ч ест 13л/ч. При максималке 68-70км/ч расход 36л/ч. Знаю это точно т.к сам занимаюсь изготовлением расходомеров топлива для плм.
Касательно ПВХ лодок могу сказать следующее: На расход топлива в основном и в совокупности влияют гидродинамика лодки и характеристики мотора. 1. Гидродинамика у всех пвх очень разная! Все зависит от размеров лодки и типа дна лодки. К примеру у лодок с нднд гидродинамика лучше чем у лодки с жд примерно на 30% при максимальной скорости. Гидродинамика пвх очень сильно снижается с увеличением скорости. Расход топлива при скорости 20км/ч и 40км/ч может различаться в 2 и более раза! Так же влияет и лишний вес в лодке, каждый лишний килограмм добавляет в прогрессии расход топлива. Исключение это лодки типа катамаран с доп баллонами на дне. У них с ростом скорости % смачиваемой поверхности снижается в отличие от обычных пвх. 2. Если рассматривать 2хт моторы, то расход топлива у них очень нелинейный и резко увеличивается при максимальных оборотах. К примеру если взять две одинаковые пвх лодки и на одну поставить 10лс, на другую 20лс и разогнать их до 25-30 км/ч. Получаем примерно на моторе 10лс обороты 4500- 5000, на 20лс обороты 2500-3000 об/м, при этом учитывая прогрессию расхода топлива на максимальных оборотах получаем, что мотор в 10 лс имеет расход примерно на 20% больше чем мотор 20лс. Конечно при максимальных оборотах мотор в 20лс будет иметь расход топлива выше чем мотор в 10лс, но и скорость на моторе 20лс будет выше!
На расход топлива влияют много факторов: гидродинамика лодки, вес, скорость, встречный ветер, волнение, мощность мотора, тип мотора, износ мотора, тип винта и его правильность подбора, угол и высота установки мотора, качество топлива.
Максимально снизить расход топлива лодки проще всего можно используя указатель моментального расхода топлива.

можно про указатель моментального расхода топлива поподробнее!

можно, но на пвх их мало кто заказывает, тк расход по карману не сильно бьет www.drive2.ru/b/500373998979252504/

По сути сообщения. Очень разнится расход на «крейсерском» режиме и на полном газу. Товарищ с т18 скорее всего в 3/4 ручки ходил, а Вы на полном. Вот и объяснение.
Также влияет корпус (вес и геометрия), режим глисс/водоизмещение, правильный/не правильный винт, ветер, течение.

И какой ниссан то? Ниссан — это тохатсу. Может у Вас тот же Т18?

Мотор у меня 4t, в статистику Вашу бесполезен.

ходили все время вместе, в основном тролили. Мотор тот же тохатцу только задушенная 15 до 9.9, у 18 объем больше и винт другой.

Если в основном троллили, то факторы: винт, ходкость и парусность корпуса. На холостых и малых кол-во бенза одинаковое вкидывается.

получается что Т18 в два раза мощнее и в два раза экономичнее)

Задайте себе вопросы: Он мощнее при каких оборотах? Он в этом режиме тоже экономичнее?

он мощнее по лс! исходя из данной ситуации имеем один мотор 18- против 9.9.Лодки 360 против 330, но в 360 лодке два человека.Одно расстояние пройденное на одинаковых скоростях в одинаковых режимах, либо троль на холостых либо переход на полном газе. итог я уже писал

Не буду я тут писать научные трактаты по поводу мощности и её измерения. В инете валом информации. На сарае х… написано, а там дрова! Товарищ Ваш потратил меньше топлива т.к. у него оптимальнее винт, ходче корпус и на переходах Вы шли в полную тапку, а он в пол тапки.

Ямаха 15 2Т с новья около 15 литров в час на полном газу. На троллинге х.з., не тролим. Сузуки 15 4Т, меньше в два раза.

у вас с мотором что то не так! или угол трима и винт не тот или все вместе. У меня ладога 2 полной массой примерно 600кг с ямой 90 2хт на эконом режиме 40-45км/ч ест 13л/ч. Знаю это точно т.к сам занимаюсь изготовлением расходомеров топлива для плм.

Ямаха 15 2Т с новья около 15 литров в час на полном газу. На троллинге х.з., не тролим. Сузуки 15 4Т, меньше в два раза.

у меня в том году Тохатсу 18 ел 8,5 литров в час (как и по паспорту указано). как-то ходили на дальняк на двух лодках, у товарища 3,20 и мотор 5 сил. мне пришлось телепаться с его скоростью около 27 кмч. Так расход вообще около 5,5 литров в час получился.

Лодка кайма-400 мотор суза 9.9 он-же 15, 11винт, расход радует очень по км 160 плюс день дорожу, остаток примерно литров до 5)
Скорость комплекта 34 км это 2 взрослых и ребёнок и шмудняк)

Читать еще:  Подвесные моторы бу
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector