Сколько весит якорь
Сколько весит якорь
§ 51. Постановка на якорь.
Для удержания плавающего судна на месте в удалении от берега применяются якоря (рис. 113). Якорное устройство малых судов состоит из якоря — дрека, якорного каната — дректова и устройства для крепления якорного каната.
Вес якоря зависит от водоизмещения судна. Для мелких судов вес якоря обычно бывает не менее 6 кг.
Большое распространение на маломерных любительских судах получил адмиралтейский якорь, держащая сила которого превосходит все другие системы якорей, в том числе четырехлапые якоря. Держащая сила адмиралтейского якоря в 8—10 раз больше веса самого якоря.
Рис . 113. Якоря
а — адмиралтейский; б — Холла; в — четырехлапый; г — Матросова, д — четырехлапый сварной Курбатова; е — самодельные из дерева
Основными частями адмиралтейского якоря являются: якорная скоба, шток, веретено, рога, лапы, тренд. Шток придает якорю такое положение, при котором он рогом поворачивается к грунту и внедряется в него.
Недостатком этого якоря является то, что на небольшой глубине торчащий над грунтом рог якоря может повредить корпус судна. Четырехрогий якорь также хорошо сцепляется с грунтом.
На маломерных судах могут применяться также якоря с поворачивающимися лапами, которые по сравнению с адмиралтейским более удобны и безопасны, особенно при укладке на палубе.
К якорям с поворачивающимися лапами относятся якорь Холла и якорь Матросова. Якорь Матросова обладает повышенной держащей способностью в глине и иле из-за примыкающих к веретену лап с приливами, но он не держит на крепком галечном грунте и хряще.
Вес якоря, диаметр якорного каната и его размеры устанавливаются нормами и записываются в удостоверение на годность судна к плаванию.
Вес якоря и якорного каната для мелких любительских судов можно определить по графику (рис. 114) или по расчету, рекомендуемому Л. Л. Романенко и Л. С. Щербаковым в книжке «Моторная лодка».
Размеры равнопрочных канатов можно определить из пропорции:
C 3 : C 2 : C 1 : g 1 : g = 3 : 2,4 : 1,5 : 0,32 : 0,3,
где g —калибр якорной цепи, выбранной по графику (см. рис. 114);
g 1 — диаметр стального троса;
С 1 — длина окружности капронового троса;
С 2 — длина окружности манильского троса;
С 3 — длина окружности пенькового смоленого троса.
Рис. 114. График для определения веса якоря ( Q ) и калибра якорной цепи ( g )
Например, для катера водоизмещением в 1 т калибр якорной цепи определяется равным g =3,5 мм, тогда расчетный диаметр стального троса:
g l =
длина окружности капронового троса:
C l =
С2 =
С 3 =
Если по расчету диаметр троса получается очень малым, то его увеличивают до удобного для работы размера (35—50 мм).
Якорь крепится к судну при помощи якорного каната — дректова. Дректов может быть из стального, пенькового, манильского, капронового, нейлонового троса или из цепи.
Капроновые и нейлоновые тросы в 2—2,5 раза прочнее пеньковых, эластичны, гибки и при растяжении удлиняются. Если дректов из троса, то между якорем и тросом должна быть хотя бы короткая цепь, которая при помощи скобы крепится к якорю.
Цепь необходима для того, чтобы дректов не перетерся о грунт. Длина всего якорного каната должна быть не менее чем в три раза больше длины судна и не менее трех пяти глубин в районах предстоящего плавания судна.
Якорный канат на судне крепится на скобе или на глаголь-гаке к отрезку цепи, называемому жвакагалсом. Жвакагалс крепится, как правило, к килю.
Puc . 115. Стоянка на якоре
Рис. 116 Шлюпочный якорь и уложенный якорный канат
На открытых катерах (типа шлюпок) адмиралтейский якорь находится в сложенном состоянии так, чтобы шток был приложен и принайтовлен к веретену.
Дректов, уложенный в круглую бухту, кладется рядом. На палубных катерах якорь кладется около форштевня и закрепляется во избежание падения за борт во время хода и волнения.
У тренда якоря нужно закрепить буйреп с буйком, который обозначает место нахождения якоря после его отдачи. Если металлический якорь утерян, вместо него можно сделать якорь из дерева и камня.
Якорное устройство должно обеспечивать при любых условиях плавания быструю отдачу и подъем якорей. Необходимо не реже одного раза в навигацию якорное устройство осматривать и замеченные повреждения устранять: тросы должны быть смазаны, а пеньковые и синтетические после каждого употребления должны быть просушены.
Стальные, пеньковые или синтетические тросы нужно хранить намотанными на вьюшку или уложенными в бухты. При любом способе хранения (по-походному) якорное устройство должно обеспечивать быструю и безотказную отдачу якоря.
Якорный канат на обоих концах должен иметь коуши: один для крепления через скобу к якорю, другой для крепления через скобу к специальному рыму.
Разрешается на судне крепить канат за кнехт, утку при обязательной установке киповой планки. На судах до 4 м закрепление коренного конца якорного троса необязательно.
Запрещается: использование якорного троса для каких-либо хозяйственных нужд и выход в плавание, независимо от продолжительности рейса, с неполным или неисправным якорным устройством.
Постановка на якорь маломерного судна производится в самых разнообразных и нередко довольно сложных условиях.
Для постановки катера на якорь важно правильно выбрать место. Ровное дно и хороший грунт, хорошее якорное устройство гарантируют стоянку на якоре даже близко от опасности.
Если есть возможность, лучше стать на якорь в стороне от путей движения судов и на слабом течении. Плохо держится якорь на каменистом грунте, на валунах, гальке, ракушечнике. Глинистый грунт, ил с песком и ровное дно благоприятны для постановки на якорь.
Опасна стоянка на якоре в полосе бурунов на малой глубине, особенно при волнении и приливо-отливных колебаниях уровня. Пренебрежение этим указанием может привести к посадке на мель, а иногда и к гибели судна. Следует избегать становиться на грунте, засоренном топляками, булыжником, плитняком.
Перед постановкой судна на якорь он должен быть изготовлен к отдаче. Если якорь находится в корпусе открытого катера, он должен быть извлечен оттуда и его шток установлен в рабочее положение.
Это необходимо, чтобы якорь внедрился в грунт. Дректов должен быть распутан, с тем чтобы члены экипажа при отдаче якоря не попали в его шланги (петли, колышки).
Отдавать якорь желательно при условии, чтобы судно было неподвижно относительно воды или медленно двигалось назад. Если на борту, в носовой части установлена киповая планка, то якорный канат нужно отдавать, пропуская его через киповую планку.
На малых судах, где нет киповой планки, якорный канат при отдаче якоря пропускают через кнехт, установленный на носу в диаметральной плоскости, или через утку. Отданный якорь ложится на грунт и рогами застревает в нем (рис. 115).
Считается, что якорь держит судно наилучшим образом тогда, когда веретено якоря и часть каната лежат на грунте. Если после сдачи якорный канат сначала натягивается и далеко выходит из воды, а затем начинает ослабевать, значит якорь забрал.
Если дректов натягивается, потом ослабевает, потом снова натянется и ослабнет снова, это означает, что якорь не забрал и ползет — нужно потравить дректов.
Убедившись, что якорь забрал, дректов закрепляют на кнехтах или стопором. При спокойной воде без течения вытравленный дректов может быть коротким.
При волнении, ветре, течении дректов должен быть большей длины, что предупреждает резкие рывки дректова при подъеме катера на волну, а также захлестывание катера волной. В темное время суток после постановки на якорь включают стояночные огни.
Подъем якоря начинают выборкой дректова на судно, а когда дректов примет вертикальное положение, тогда отрывают якорь от грунта и поднимают его.
Если оторвать якорь от грунта не удается, значит он прочно засел в грунте. Тогда, маневрируя судном на малом ходу и заходя с разных сторон носом или в крайнем случае кормой, повторяют попытку оторвать якорь.
Если якорь не удается оторвать от грунта за дректов, то можно попытаться поднять его за буйреп. В этом случае буйреп должен выдерживать вес якоря плюс усилие в 15—20 кг.
После подъема якорь обмывают и укладывают на место (рис. 116)
Якорь для лодки ПВХ
в Советы 0 1,095 Просмотров
Для любого корабля или лодки якорь является очень важным элементом, в т.ч. и для ПВХ лодки. Якорь для лодки ПВХ выполняет единственную функцию — останавливает и фиксирует судно в месте рыбалки. Фиксация лодки должна быть прочная, вне зависимости от течения или ветра, а для этого якорь должен плотно сидень на дне.
Главные особенности такого типа якорей:
- Малый вес,
- Не большой размер,
- Удобный в использовании,
- Высокое сопротивлении коррозии.
Виды якорей и их конструкция
Якорь Кошка
Среди десятки известных и проверенных конструкций якорей для лодок ПВХ, самым популярным среди рыбаков является якорь-кошка. Вес такого якоря обычно не превышает 10 кг. и чаще всего по конструкции он складной. Фиксация лап у такого якоря бывает двух типов: лапы распрямляются с помощью поворотной муфты или механизмом по типу зонтика. В плюсы такого якоря можно записать компактность легкость. Главным минусом является плохое сцепления с каменистым и илистым дном. Хорошо цепляется за коряги и затопленные деревья, но если такая коряга очень крепко лежит на дне, то есть большая вероятность того, что якорь придется подарить этому водоему, а себе купить или сделать новый.
Якорь Данфорта
Этот якорь чем то напоминает плуг. Он зачастую совсем не легкий и не малогабаритный, но большим его плюсом является хорошее сцепление с илистым и каменистым дном. Его плоские лопаточки зарываются глубоко в дно до плотного грунта и обычная лодка ПВХ и течение его уже не сдвинет с места. Якорь Данфорта с массой около 2-х килограмм сможет держать на тячении лодку массао до 80 кг. Еще одним его преимуществом является то, что он легко снимается с зацепа.
Якорь Матросова
По форме и конструкции чем то напоминает якорь Данфорта, но отличается от него лучшим сцеплением с дном за счет штоков. Сцепление не теряется даже если лодку или катер развернет на все 360 градусов, что может случиться в плохую погоду. Но такое хорошее сцепление является и его минусом, т.к. якорь Матросова иногда бывает очень проблематично извлечь со дна. Такой якорь хорошо работает на илистых и мелко каменистых участках.
Якорь Холла
Еще одна конструкция якоря для лодок и катеров, которая похожа на два предыдущих. Принцип работы якоря Холла выглядит следующим образом: упав на дно он ложится плашмя, когда веревка или цепь протянет его, нижний прилив лап зацепится за грунт, лапы повернуться и начнут забираться грунт и погружаться в него. Для надежного зацепа якоря Холла его нужно отдавать на ходу. Сила удерживания якоря напрямую зависит от грунта. Рыхлый и не однородный грунт не для него. Мягкие и илистые поверхности тоже его не удержат.
Грибовидный якорь
Еще одни достаточно известный речной якорь, грибовидным его называет благодаря его форма, напоминающей гриб. Вес его редко превышает 10 кг. Он отлично подходит для каменистого дня. Компактный и удобный в использовании якорь.
Якорь Брюса
По форме этот якорь выглядит как огромный крюк, на конце которого в разные стороны торчат две лопатки. С помощью этих лопаток он и зарывается в грунт при забрасывании.
Вильчатый якорь
По своему названию этот якорь похож на двузубчатую вилку, между зубьями которой установлена треугольная лапа. При забрасывании такого якоря именно эта лапа и цепляется за грунт, а вилка обеспечивает надежность сцепления. Но недостаток этого якоря в том, что его трудно вытаскивать из грунта обратно.
Якорь Нортхилла
Такой якорь редко встретишь на лодках пвх. Он представляет собой четырехконечную звезду, на двух концах которой есть лапки для зарывания в грунт, а два других «луча» звезды усиливают сцепления с грунтом. Но это большой и тяжелый якорь, цена на него обычно очень высокая, да и вытаскивать его из воды то еще приключение.
Якорь Кобра
Это монолитный якорь с очень большой удерживающей силой (порядка 25 кг. на 1 кг веса якоря). У него широкая и острая лапа, за счет которой он крепко цепляется за каменистое или песчаное дно и даже при выскакивании быстро находит себе новое место зацепа. Модель якоря сама по себе хорошая, но это большой якорь и для маленьких ПВХ лодок не подходит.
Якорь Плуг
По конструкции он похож на «Кобру», но уже не является монолитной конструкцией. Состоит из двух, соединенных друг с другом частей. Если этот якорь хорошо зарылся в грунт, то даже развороты катера или лодки не смогут вытащить его из зацепа.
Якорь Портера
Лапы у этого якоря крепятся болтами перпендикулярно штоку. Такое крепление позволяет якорю колебаться из стороны в сторону. При погружении на дно одна лапа якоря Портера цепляется за грунт, а вторая за веретено, от сюда получается большая удерживающаяся сила. Такая конструкция практически исключает зацепления якорного троса за лапы.
Адмиралтейский якорь
На вид это самый привычный для нас якорь, который мы часто можем видеть в качестве экспонатов в портовых городах. Это якорь уже совсем не для ПВХ лодок, он используется исключительно на кораблях. Состоит он из веретена, транца, двух рогов, штока и скобы с рымом. Это самый универсальный якорь из всех. Тип дна для него не имеет никакого значения. Коэффициент его удерживания очень большой, не зря же его используют на больших и дорогостоящих кораблях. Да и конструкция у него очень простая, но зато и очень надежная. Это большой, тяжелый и очень дорогой якорь.
Что нужно учитывать при выборе якоря для лодки ПВХ
- Главное назначение якоря — это удерживание судна на воде, сопротивляясь течению и погодным условиям.
- Коэффициент силы удерживания якоря, всегда указывается в инструкции или паспорте якоря.
- Масса, которая должна соответствовать массе лодки. Вес якоря должен быть не большим и не слишком маленьким. Оптимальный вариант для надувной лодки порядка 7-8 кг.
- Нужно учитывать тип грунта, за который якорь будет цепляться, т.к. каждый вид якоря предназначен для разных типов грунтов.
- Место и погодные условия. Есть ли сильные течения, часто ли дует сильный ветер, все это так же нужно учитывать.
- Материал изготовления якоря и защите его от коррозии. Идеальный вариант — это оцинкованный якорь.
Как сделать якорь своими руками
Если вы не хотите покупать готовый якорь, нет лишних денег или не устраивает конструкция, то якорь для лодки ПВХ можно сделать своими руками. Сегодня будем делать самодельный якорь, внешне похожий на якорь Холла.
Чертеж якоря
Схематический чертеж якоря
Все размеры и подробная инструкция что и как делать есть на видео.
Видео
Правильное крепление и постановка якоря
Якорь должен надежно фиксировать лодку на поверхности воды, но одного я коря в этом не достаточно. Тут важно, что якорный трос был качественным и надежным, именно он соединяет якорь с лодкой. Тросы, которые сейчас есть в продаже, делают либо из натуральных материалов или из синтетики. Из преимуществ синтетических можно выделить то, что при одинаковым диаметре, такой трос превосходит натуральный по стойкости к истиранию, он более прочный и не подвержен воздействию окружающей среды, т.е. он не гниет очень долго. Прочность на разрыв якорного троса должна превышать массу якоря в 80 раз. Длина троса определяется в зависимости от глубины водоемов, в которых вы собираетесь рыбачить, все это подбирается экспериментальным путем. Только не берите длину в притык или совсем чуть чуть больше глубины. Нужно иметь достаточно большой запас по длине, т.к. чем дальше лодка от места касания якоря с дном, тем надежнее будет зацепление.
Лодка поставленная на якоря в растяжку
Если вы решили использовать цепь вместо троса на надувной лодке, то это не лучший выбор, т.к. это значительно увеличивает вес лодки, хотя цепь и более надежная.
Правильный якорь для яхты – какой он?
Для чего нужен якорь
Прежде чем углубляться в характеристики и виды якорей, неплохо бы разобраться, для чего же в принципе нужен якорь. Казалось бы, простейшая, с виду конструкция, однако именно якорь играет важнейшую роль в эксплуатации любого судна. Помимо того, что он внесен в табель обязательного оснащения, главная его задача – во что бы то ни стало удержать судно на месте, будь то прибрежная зона или открытое море. В случаях, когда швартовка выполняется в крайне неблагоприятных погодных условиях и во время шторма, якорное устройство просто незаменимо.
Правильно выбранный якорь обеспечивает:
- надежную фиксацию судна на месте,
- в независимости от погоды и течения;
- оперативную отдачу и травление каната на нужную глубину;
- комфортное снятие судна с якоря и поднятие на борт самого якоря;
- удобное хранение всей конструкции,
- возможность уборки по-походному.
Какими бывают якоря
Надежность и жизнеспособность разных видов якорей сотни лет проверяли люди моря. Одни конструкции были названы в честь своих создателей, к ним относятся проверенные временем якоря Дэнфорта, Матросова, Брюса, Байерса. Другие же получили общие названия: адмиралтейские, плуги, кошки и ледовые.
По назначению якоря можно классифицировать следующим образом:
Задача станового якоря – удержать судно на месте. Размещаются обычно в носовой части.
Задача – не допустить разворота судна в процессе стоянки вокруг станового якоря. Размещаются на корме.
Задача – на долгое время закрепить на месте плавучие объекты, например маячки.
Задача – удерживать судно, предотвращая его разворот бортом к волне.
Якоря для яхты – очень важное оборудование. В зависимости от размеров и назначения судна, иногда достаточно иметь на борту один якорь-кошку, а иногда и целый арсенал различных якорных конструкций. Эффективность разных типов якорей зависит от их собственных размеров, условий эксплуатации и параметров судна. Не всегда самый массивный якорь – лучший.
Какой якорь выбрать для яхты
Поскольку главная задача любого якоря – крепко удерживать судно на месте, один из основных параметров, на который стоит обратить внимание при выборе – это масса якоря.
В зависимости от параметров судна, существует несколько способов выбрать правильный по массе якорь:
1. Возьмем за основу массу, которую может удерживать конкретное судно. В зависимости от водоизмещения, собственная масса правильного якоря составит не менее 10% от общей массы.
2. Возьмем за основу длину судна. Определить оптимальную массу якоря поможет формула, в которой масса якоря – это 1% от общей длины судна.
Это простая подсказка по расчету массы, однако на деле, удерживающая сила любого якоря зависит не только от неё. Важную роль играют характеристики дна акватории: его рельеф и грунт. При наличии илистого или песчаного дна, лапы якоря проникают глубоко в грунт и надежно фиксируют положение судна. Если дно каменистое, якорь аналогичной массы не сможет удерживать судно на месте до тех пор, пока не обнаружит на дне достаточный для крепкой фиксации участок.
По этой причине будущему владельцу якоря стоит обратить внимание и на другие его параметры, ответив на вопросы:
— На каком типе донного грунта планируется чаще всего использовать якорь? В зависимости от акватории, это могут быть песок, галька или другие, менее распространенные виды донных отложений.
— Какие погодные условия и аномалии характерны для тех мест, где вы чаще всего планируете вставать на якорь? Будет водоём открытым или закрытым, какие течения для него характерны.
Знать ответы на эти вопросы необходимо, ведь универсальных решений, к сожалению, не бывает, и якорь, идеально подходящий для эксплуатации в одной местности, может неожиданно подвести вас в другой.
Основные типы якорей
Рассмотрим наиболее востребованные и распространённые типы якорей, каждый из которых имеет свои особенности.
Адмиралтейский якорь
Классический и старый, как мир, якорь «Адмирал» постепенно уходит в прошлое — встретить его в музеях сегодня проще, чем на современной пассажирской яхте. Он имеет довольно простую конструкцию: два неподвижных рога и шток, распложенный к ним перпендикулярно. Главный плюс такого якоря – универсальность и возможность применения в независимости от особенностей дна. Поскольку удерживающая сила «Адмирала» прямо пропорциональна его массе, а именно вес якоря главным образом влияет на его эффективность, использование такого якоря на современных яхтах становится просто нецелесообразным. В настоящее время существует множество современных якорных конструкций, значительно превосходящих классические адмиралтейские по функциональности, надежности и прочим потребительским характеристикам.
Якорь Матросова
Современный и один из наиболее надежных типов якорей. При одинаковых массах удерживающая сила якоря Матросова в четыре раза превышает силу адмиралтейского. Применяется в основном на крупных катерах и яхтах.
К достоинствам конструкции можно отнести устойчивость при волочении по дну, повышенную держащую силу и относительно небольшой вес. Сближенные лапы и обтекаемая форма позволяют якорю Матросова входить глубоко в грунт и надежно фиксировать положение судна, удерживая его даже при развороте на 360 градусов, что особенно важно в условиях шторма. Оптимален для илистого, песчаного и каменистого грунта. К недостаткам конструкции можно отнести зауженное пространство между лапами, которое часто забивается и повышает вероятность заклинивания.
Якорь Дэнфорта (Danforth anchor)
Разновидность станового судового якоря. На сегодняшний день якорь Дэнфорта и все его модификации считаются наиболее популярными среди яхтсменов. Классическая конструкция имеет максимально сближенные плоские лапы, удлинённый шток внизу и обтекаемую головную часть. Достигая дна, якорь проходит рыхлую поверхность и уходит глубже, до твёрдой основы, где надёжно крепится и держит судно. В сложенном виде конструкция весит не много, тогда как ее держащая сила составляет до 50 кг на каждый килограмм якоря. Эффективен для применения на песчаном грунте.
К недостаткам Дэнфорта можно отнести его невысокую эффективность на галечных и каменистых грунтах, а также вероятность чрезмерно глубокого погружения в песчаную поверхность дна, что сильно усложняет процесс его поднятия за веретено вручную. По этой причине рекомендуется использовать его с буйрепом. К наиболее популярным разновидностям якоря Дэнфорта относятся: Guardian, Fortress и Britany.
Якорь-кошка
Складной якорь-кошка является наиболее универсальным и предпочтительным для применения на небольших судах водоизмещением до 400 кг. При правильном применении он отлично держит практически на любых грунтах, за исключением илистого и каменистого. Использовать его на крупной круизной яхте можно, но в качестве вспомогательного – благодаря складной конструкции его удобно транспортировать и хранить. «Кошку» можно использовать также в качестве трала для подъёма со дна затонувших предметов или на участках с большим количеством коряг и донного мусора. Так якорь-кошка Mighty Mite с упругими рогами из арматуры надежно крепится к такого рода «замусоренным» грунтам, а при ходовом усилии с легкостью из них высвобождается.
Якорь-плуг
Общий тип современных и надежных однолапых якорей повышенной удерживающей силы. По мере протаскивания его по дну, плуг углубляется в грунт и с резким возрастанием сопротивления, надежно там крепится и фиксирует судно. Конструкция из двух независимых частей соединена таким образом, что позволяет плугу надежно удерживаться в грунте даже при развороте судна до 180 градусов. В зависимости от модификаций, выпускается в весовых категориях от 2 до 250 кг, для маломерных судов оптимален в категории от 7 до 34 кг. Благодаря компактности и удобству размещения, якорь-плуг особенно востребован среди почитателей парусных яхт.
К наиболее известным моделям «Плуга» относятся якоря Брюса, Кобра, Delta и ставший легендарным среди яхтсменов CQR. В последние годы все большее применение находят новые модели: Rocna и Spade, однако они имеют недостаток схожий с якорями Дэнфорта: излишне углубляются в грунт, что осложняет процесс их поднятия. Решением может стать использование того же буйрепа
На что обратить внимание при покупке
Остановив выбор на конкретном типе якоря, обратите внимание и на потребительские свойства конкретной модели:
- компактность, удобство в использовании и транспортировке,
- устойчивость конструкции к ржавчине,
- адаптивность к различным типам грунтов,
- соответствие государственным стандартам,
- гарантированный срок эксплуатации.
Правильно выбранный якорь – залог не только комфортного отдыха, но и вашей безопасности на воде. Помните, что приобретать такое важное оборудование как якорь для яхты необходимо только в специализированных и сертифицированных офлайн или онлайн магазинах. Ответственные менеджеры всегда окажут вам содействие и дадут исчерпывающую информацию о выбранном товаре.
«Почему якорь держит корабль»
Все люди неоднократно видели изображение главного морского символа – якоря. Он присутствует на шевронах, фуражках, поясах, погонах моряков всех стран и наций, на гербах многих городов и некоторых государств. И большинство из нас хотя бы однажды видели его воочию, на морских судах или в музеях. Якорь — один из элементов любого судна, наиболее долго сохраняющийся в солёной морской воде даже после гибели корабля. Именно якоря чаще всего находят на месте древних кораблекрушений, что позволяет учёным отнести их к определённой эпохе и классифицировать. Ведь такой важный и хорошо сохраняющийся на дне предмет, как корабельные пушки, ввели в обиход только в четырнадцатом веке, а корабли бороздили моря задолго до появления артиллерии.
А как часто вам приходилось задумываться, почему это устройство именно так выглядит, и самое главное, как он держит такой громадный корабль, на котором используется? Уверен, не все могут дать ответ на этот вопрос. Постараемся разобраться вместе.
Первые якоря были обычным камнем, который обвязывали плетёной веревкой, реже проделывая в них отверстия. В процессе эволюции мореходства и человечества в целом к камням стали приделывать всевозможные устройства, часто из рогов и костей животных, позволяющие цепляться ими за донный грунт. Прежде чем якорь приобрел современную форму, ему пришлось претерпеть множество изменений. В классическом понимании сегодняшний якорь представляется нам в том виде, как он изображён на кокардах морских офицеров. Такой вид якоря получил название «адмиралтейский». Он состоит из веретена (центрального стержня-основания), изогнутые элементы внизу называются рогами, а с противоположной рогам стороны перпендикулярно располагается шток. Этот стержень позволяет якорю при ударе об дно поворачиваться в нужном направлении и даёт возможность рогам зарываться лапами в грунт. Погружение якоря происходит вертикально рогами вниз, после чего он, опираясь на шток, поворачивается под действием якорной цепи или каната, и вонзается одним из рогов. Современные якоря насчитывают десятки типов, иногда имея совершенно иной вид, и вовсе не два рога, а до шести штук. При этом рога не обязательно располагаются по принципу «кошки», а часто с одной стороны, что обусловлено особенностью конструкции.
Кстати якоря-кошки с четырьмя изогнутыми кверху рогами, которые мы привыкли считать орудием ниндзя для карабканья по стенам, это именно якоря небольшого веса. Идея использовать их в качестве такого приспособления, а также для сцепления судов при абордажных боях, возникла позже, уже в процессе эксплуатации. Изначально такой якорь приспосабливался для лодок и маломерных судов. Современные якоря этого типа имеют небольшую массу и очень любимы рыбаками. Их используют не только по прямому назначению, но и для поиска утопленных снастей, траления дня. Рога часто делаются складными, либо гнущимися, так что при приложении максимальной силы они освобождаются от зацепа, не вынуждая рубить якорный трос. Потом достаточно просто выпрямить погнутый рог.
Но не только сцепление с грунтом удерживает корабль на месте. Ведь есть огромные военные корабли, туристические круизные лайнеры, которые одним вонзанием якоря в грунт на месте не удержать. Их якоря являются впечатляющими монстрами, иногда весом до 35 тонн, и таких приспособлений обычно устанавливается по нескольку штук для каждого судна. Сила, которую нужно приложить к якорю в момент отрыва от дна, когда его веретено расположено горизонтально, называется держащей силой. Коэффициентом держащей силы называют разницу между весом самого якоря и усилием, необходимым для его отрыва от дна. С учётом этого коэффициента проводят сравнение типов якорных приспособлений и их назначение для разных условий применения и различных грунтов. Ведь кроме дна якорная стоянка корабля обусловлена многими внешними факторами, как сила и направление ветра, морское течение, волны, расположение относительно берега, наличие бухты. На удерживающую силу любого якоря дополнительно влияет вес того участка цепи или троса, который располагается непосредственно на грунте. И вес этот зачастую больше самого якоря. Обычно длина этого участка может быть от 20 до 75 метров. Хотя и цепь, и якорь всё равно не составляют даже десятой доли от массы корабля.
Описанный выше якорь адмиралтейского типа обладал весьма впечатляющим коэффициентом и был популярен вплоть до середины 19 века. Но при всех положительных качествах из-за поперечного штока он не мог компактно помещаться в корпусе судна. Ему на смену вскоре пришёл якорь Холла, который имел две поворотные лапы с одной стороны и техническую возможность вонзаться ими в грунт одновременно, при условии, что якорь отдавали прямо на ходу. Он обладал худшими показателями якорной стоянки, но был гораздо компактнее и удобнее во всех отношениях. Впоследствии и этот якорь перестал быть стандартным, но многие последующие усовершенствованные изделия брали за основу именно его конструкцию. Например, очень популярен, особенно в речном флоте, якорь Матросова, имеющий схожий внешний вид, но превышающий держащую силу классического адмиралтейского якоря равного веса в четыре с половиной раза. Он способен держать корабль даже в условиях мощных течений и мягких грунтов.
К статье прилагается подборка фотоматериалов с разными типами якорей и схема классического якоря.
За счёт чего якорь удерживает судно на одном месте, ведь его масса ничтожна в сравнении с массой корабля?
За счет чего якорь удерживает судно на одном месте?
За счет т.н. держащей силы якоря и упругости якорного каната (цепи). Это целая наука, которой учат в морских учебных заведениях. Якорей великое множество и важно подобрать оптимальный якорь для конкретного плавсредства. Якоря держат не только суда, но и различные морские сооружения : платформы, плав.маяки, буи, плав.причалы, дебаркадеры, понтоны, волноломы и т.д.
Я занимаюсь строительством яхтенных гаваней (марин) и для меня относительно недавно стал открытием винтовой якорь Митчелла (был такой замечательный британский инженер Александр Митчелл, изобрел он этот якорь в 19 веке, кстати).
Винтовой якорь вкручивается в дно и имеет держащую силу в 10-15 раз больше обычных якорей. При совсем маленьком весе, размерах и цене. Для меня это личная якорная революция 🙂
Ересь какая-то! А где ответ на вопрос
За счет т.н. держащей силы якоря и упругости якорного каната (цепи).
А потом этот человек объясняет, что это целая наука, в одном ответе об этом не расскажешь, раз этому учат в морских школах
А как потом выкручивается такое якорь?
Если вы спрашиваете о винтовом якоре, то вкручивается и выкручивается он либо вручную водолазами, либо специальным устройством (насадкой).
Обычный же якорь отрывается от грунта выбираемой якорь-цепью. Цепь выбирается специальным механизмом — электрическим брашпилем или ручным шпилем (редко). Маленькие якоря на лодках и яхтах выбирают вручную.
а че за «т.н.» такое загадочное?
Юлия, «так называемой»
А погружение в ил?
Почитал комментарии и стыдно за большинство из них. Алексей, спасибо за ответ.
Подскажите, а как якоря поднимались в старые времена, когда не было электродвигателей и водолазов?
Роман, обычный якорь просто лежит на дне. «Потянули» за цепь и он поднялся. Вот если якорь зацеплялся за что-то на большой глубине и никакие способы не заставляли его освободиться, якорь срубали и устанавливали новый в ближайшем порту. Но это редкое явление, так как якорь обычно застревает с одной стороны и достаточно поманеврировать против ветра, чтобы освободиться.
Это не ответ на вопрос, ниже дали более четкое понимание
Технические объяснения и расчеты прочности, конечно же, для непрофессионала никакой ясности в вопрос не привносят. Попробуем популярным языком.
Представьте себе традиционный якорь, вроде тех, что на кокардах, или который себе татуируют хипстеры. У него есть цевье (вертикальный стержень) и лапы. Понятно, что если его просто бросить на дно, он так и будет лежать и корабль он своим весом удержать не может.
А теперь представьте, что он продолжает лежать на дне, на боку, а корабль в это время начинает двигаться назад (если якорь бросили с носа, то так и делают, кстати). Якорная цепь или канат будет постепенно ложиться все более полого, вплоть до того, что некоторая часть ее просто ляжет на дно. Представьте теперь, что корабль начинает выбирать цепь. Другой ее конец начнет тянуть якорь за горизонтально лежащее цевье и одна из лап якоря (который теперь начинает выглядеть, как плуг) вопьется в грунт. Это-то и требуется. Якорь держит корабль на месте по принципу плуга и современные якоря так и сконструрованы, с плоскими поворотными лемехами, чтобы быстрее и эффективнее зарываться в грунт.
Для снятия с якоря процедура обратная: корабль включает двигатели или поднимает паруса, подходит ближе к точке крепления якоря, выбирая цепь, якорь становится в более вертикальное положение и его лапы освобождаются из грунта.
Третий ответ все прояснил, спасибо)
А бывают случаи когда якорь на дне наглухо застрял и его не могут стандартными действиями достать?
Грунт, как правило, не может так удержать, бывает — кабель, например, или затонувший галеон с пиратским золотом. Тогда обрубают канат или выпускают цепь. Но сперва начинають ходить туда-сюда, стараются расшатать и вытащить.
А реально что либо интересное вытащить?
Да. Русалку, например.
Вот откуда у морячков татухи с якорем и русалкой))
Виктор, вы молодец! Просто, понятно, и, главное, по сути!
Якоря татуируют хипстеры?
Вообще существует довольно много типов якорей.
Якорь помогает от сдувания ветром и слабого течения, тут не нужно столько усилий, сколько вам может показаться.
К тому же якорь довольно хорошо зарывается в грунт. Это, кстати, является одной из его важнейших характеристик.
Плюс ко всему сама цепь, которая лежит на дне значительно помогает якорю удержаться на месте.
На каменистом же дне якорь стараются вовсе не использовать. Ему там попросту некуда зарываться и он вряд-ли удержит корабль на месте.
По Правилам Регистра РФ
становые якоря для судов подбирают
по характеристике снабжения:
Nc = Δ2/3 + 2Bh+ 0,1A
где Δ —массовое (объемное) водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию,
h — высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки,
А — площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, учитывается площадь парусности только
корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25 В.
Более подробно можно ознакомиться со всеми тонкостями здесь : seacrew.ru
А какой длины цепи для якорей, в океане же дно довольно глубоко находится?
Yana, длинна цепи может быть совершенно разной.
Ну, сотня другая метров это немного, то ли дело когда речь идет о километрах, или там просто нету смысла останавливаться, либо же нетрудно в случае необходимости найти «островок» где можно пришвартоваться?
Тут много отвечали про якоря — я попробую про корабль ответить.
Представьте, что есть два человека. Один держится за камень на берегу, а второй держится за воду (т.е. он плавает) — и оба связаны друг с другом канатом. Кому будет держаться легче? Если один потянет другого — кто кого вытянет?
Чтобы понять, как удерживает якорь корабль, надо представить, а за что в каком-то смысле «держится» корабль — за воду. Силы, оказывающие влияние на движение корабля из-за того, что корабль находится на поверхности воды, эти силы во много раз меньше сил, удерживающих якорь на твердой поверхности (на дне).
Например, чтобы гипотетически удержать корабль в невесомости, нужен будет еще меньший якорь, чем если бы тот же самый корабль надо было удержать на поверхности воды.
Разумеется, если в мои рассуждения включатся дополнительные силы — двигатель, ветер, течение — все может измениться. Но в стандартной ситуации тот, кто держится за твердую поверхность (якорь), он конечно же сможет удержать много большее относительно своей массы (корабль).
На самом деле ответ довольно простой: сила трения якоря о дно больше, чем силы, смещающие корабль. Такие силы возникают от ветровой нагрузки на корпус корабля и/или из-за волнения моря, а также, если есть, течения в данном месте. Вот в этом и суть, ничего мудрого тут нет. Собственно якорь «воюет» не с массой корабля, а с теми силами, которые пытаются его сдвинуть с места. Тут скорее важны размеры судна, чем масса, так как с увеличением размеров силы, смещающие его, будут больше. Исходя из этого рассчитываются якорь и трос (цепь, канат), его удерживающий. Естественно, чем массивнее якорь, тем больше судно он может удержать, важна и его форма. Но сила трения зависит также от грунта, за который цепляется якорь. Например, в ряде бухт, где грунт каменистый, яхты удерживают не обычным якорем, а цепляются за канаты, привязанные к стационарным якорям, заранее загнанным в камень (чтоб канат не тонул и было видно, где он, к нему привязывают плавающую ёмкость). Кстати, на Неве в Питере также цепляют даже крупные суда, когда они заходят на день ВМФ.
При небольших скоростях вода не оказывает большого сопротивления корпусу корабля, поэтому он довольно легко смешается, но и удержать его не проблема. Мой брат, служивший во флоте, рассказывал, что при покраске корабля — боевого крейсера они его ногами от причала отталкивали, чтобы прокрасить некоторые места (немного, конечно). Однако, на течения и при сильных ветрах силы увеличиваются, а при очень сильных ветрах якорь может даже не удержать судно. В некоторых таких случаях положено сниматься с якоря и даже иногда выводить корабль из бухты, если волнение в ней слишком большое.